УДК 338.48-6:2
В.Н. Якунин
РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧАСТИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Даётся классификация религиозного туризма, анализируется стратегия его развития, исследуется мотивация религиозных туристов и паломников, разработана система программных мероприятий, которая позволит сформировать новый туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям нашей страны, а также основным тенденциям развития религиозного туризма и сохранения историко-культурного наследия.
Религиозный туризм, паломничество, церкви, монастыри
V.N. Yakunin DEVELOPMENT OF RELIGIOUS TOURISM AS THE COMPONENT PART OF CONTEMPORARY HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE
We give a classification of religious tourism, analyze the strategy of its development, examine the motivation of religious tourists and pilgrims, and develop a system of program activities which might create a new tourism product meeting the needs and possibilities in our country, as well as the major trends in the development of religious tourism and preservation of historical and cultural heritage.
Religious tourism, pilgrimages, churches and monasteries
Российский регион - это регион, в котором сосредоточены уникальные памятники религии, истории и культуры. Это делает Россию зоной, благоприятной для развития такого направления как религиозный туризм. У населения растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.
В учебном пособии Т.Т. Христова «Религиозный туризм» рассказывается о святых местах и религиозных центрах. Дано краткое описание существующих религий. Теоретический материал в книге сочетается с вопросами организации туристских поездок. Рассмотрены особенности работы ряда российских турфирм по организации религиозного туризма [5]. Вопросы религиозного туризма и паломничества, их правовое регулирование, анализ современного состояния, стратегия развития рассматриваются в трудах патриарха Кирилла [3], епископа Марка, М.Б. Биржакова [1] и др.
Для специалистов туристской отрасли чрезвычайно важно не только владеть навыками практической организации поездок туристов, но и иметь четкое представление о том, что такое религия, какие мотивы побуждают людей отправиться в паломничество или на экскурсию по святым местам. Эти знания помогут им лучше осознавать потребности туристов при создании и продвижении турпродукта, выделять целевые сегменты рынка и т.д. Им необходимо также знание географии религиозных центров, поскольку именно они служат объектами привлечения в данном виде туризма.
Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристские объекты, которые пользуются все возрастающим спросом, то есть религиозный туризм в буквальном смысле слова становится частью современной индустрии туризма. Памятники религии, истории и культуры представляют существенную мотивацию посещения того или иного региона или города. Многие религиозные памятники являются объектами туристского показа и находятся под охраной государства. Развитие общемирового интереса к религиозному туризму не обошло и Россию. В нашей стране наблюдается процесс становления туристских фирм по организации религиозных паломнических туров, а также некоторых паломнических служб, организованных при монастырях, церквях и других религиозных организациях. За последнее десятилетие в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а также направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями.
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм - это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.
Само понятие паломнического туризма - поездок к религиозным святыням - отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них «паломничество» и «туризм» - понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Из этих соображений используется термин аналогичного содержания -религиозный туризм или туризм по местам нахождения религиозных святынь.
Понятия «религиозный туризм» и «паломничество» нельзя смешивать, как это делают многие современные исследователи. Паломничество к «святым местам» - это, пожалуй, самая древняя форма туризма, известная ещё с древнеегипетских времён. Религиозная мотивация уже тогда оказывала существенное влияние на «туристские потоки». Поэтому история религиозного туризма уходит корнями в века.
Религиозные туристы, и в первую очередь паломники, пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, ознакомиться с культурным наследием страны.
Туристы-экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Паломники во многих случаях пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает обязательна для них.
Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при выборе, приобретении и свершении тура.
Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Понимание мотивов потенциального клиента имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Оно позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определен-
ное время года. С учетом того, что в религиозных поездках принимают участие как верующие, так и светские лица, цели религиозного путешествия можно классифицировать следующим образом:
1. Празднование культовых обрядов (в таких мероприятиях могут участвовать паломники с религиозными целями и туристы как зрители).
2. Самосовершенствование и утверждение духовного состояния (данная мотивация в религиозном туризме присуща как паломникам, так и обыкновенным туристам). Этот мотив связан с духовным совершенствованием.
3. Повышение собственного статуса в религиозной общине (мотив поездки относится только к церковным людям).
4. Поклонение святому месту, храму, мощам, получение исцеления духовного и физического (устремление только верующих, паломников).
5. Познание духовного «нового», получение заряда духовной энергии (мотивация принадлежит и верующим, и светским туристам).
6. Чисто светские мотивы: любознательность, получение эстетического удовольствия от архитектуры, живописи, иконописи, церковного песнопения.
Люди, отправляясь в религиозные поездки как паломники или как обыкновенные туристы, невольно переносятся из мира реальности в мир добра и красоты религиозных обителей. Светские люди устремляются к святыням, чтобы увидеть неповторимый архитектурный облик культовых сооружений, их монументальность и изящество, услышать колокольный звон, разливающийся по всем окрестностям. Из бывших развалин появляются не только религиозные памятники - великая красота возвращается в мир, красота, воплощенная не только в камне, но главное - в душах людей. Кроме того, при посещении святых мест огромную роль играют природное окружение и исторический ландшафт местности.
Все это создает особую ауру православной обители. Недаром для храма всегда выбиралось самое красивое место в окружающем ландшафте. Православные святыни становились доминантой пейзажей и одновременно его организующей частью. Такие известные монастыри, как Саввино-Сторожевский, Новоиерусалимский, Высоцкий, Владычный и другие, располагаются на вершинах высоких холмов или крутых берегах рек. Оттуда открываются прекрасные виды на окрестности, а храмы как бы сливаются воедино с небесами. Не зря большинство храмов строилось именно на возвышенной местности, что во многом определяло ощущение воссоединения человеческого духа с Всевышним, гармонию человека с природой. С другой стороны, если у светского человека церковные купола вызывают просто эстетическое восхищение, то паломникам внушается мысль о доминирующем господстве Бога над человеком.
Под влиянием урбанизации многие храмы потеряли свое первоначальное, естественное окружение и зачастую оказываются задавленными городской застройкой. Конечно, по возможности этого надо избегать. Культовые сооружения должны быть ограждены от «визуального загрязнения» города.
Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в религиозном туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов в путешествии с религиозными целями могут стать залогом успешного продвижения и популяризации данного туристского направления. Только выявив мотивы религиозного путешествия, туристические организации могут вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению клиента и приданию ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.
При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.
Религиозный туризм можно классифицировать по следующим типам:
— внутренний туризм - путешествия жителей страны в пределах страны;
— внутренний местный туризм - путешествия жителей какого-либо региона по этому региону;
— въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
— выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Эти типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма, которые относятся не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» - к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает внутренний и въездной туризм.
Проблематика классификации религиозного туризма является неразработанной. В источниках по туристскому бизнесу понятие «религиозный туризм» заменяют понятием «паломничество», экскурсии с религиозной тематикой не отличают от религиозных путешествий.
В.С. Сенин в своем учебном пособии «Организация международного туризма» считает, что религиозный туризм имеет три формы:
1) туры с целью паломничества,
2) экскурсионные туры по религиозной тематике,
3) специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты [4].
Исходя из вышеизложенного, с исследователем можно согласиться, если считать, что:
1) туры с целью паломничества являются обязательно дальними путешествиями, в которые отправляются только верующие, и где экскурсии с познавательной целью вообще не предлагаются,
2) экскурсионные туры составляются только для туристов, при этом экскурсия должна являться составляющей как длительного путешествия, так и короткого пребывания в поездке.
Учитывая, что классифицировать религиозные туры можно по тем же признакам, что и другие туристические маршруты и в связи с этим основываясь на традиционной классификации туров, мы предлагаем следующую классификацию религиозного туризма.
Итак, религиозный туризм можно классифицировать:
1) по мировым религиозным конфессиям,
2) по продолжительности,
3) по составу участников (соответственно по мотивационным аспектам поездки).
Для создания благоприятных условий развития религиозного туризма должны быть поставлены следующие задачи:
— формирование механизма управления развитием туристской отрасли,
— формирование нормативно-правовой базы религиозного туризма в целях стимулирования отрасли и привлечения в отрасль инвестиций,
— стимулирование развития предпринимательства в сфере религиозного туризма,
— стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции, поддержания технического состояния памятников культовой архитектуры как объектов религиозного туризма, создания новых средств размещения,
— создание условий для развития туристских зон в регионах России на основе соглашений в области туризма,
— гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды,
— создание системы информационного обеспечения туристов, внедрение комплексной компьютерной и информационной системы,
— проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование туристского имиджа России и развитие интереса к религиозным и культурным ценностям различных конфессий,
— совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров для сферы религиозного туризма.
Система программных мероприятий
Для достижения поставленных задач разработана система программных мероприятий. Система программных мероприятий включает разделы, разработка которых позволит получить инструмент, позволяющий сформировать новый туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям нашей страны, а также основным тенденциям развития религиозного туризма. Система программных мероприятий разбита на несколько разделов, объединяющих схожие по своей направленности мероприятия:
1) Организация управления развитием религиозного туризма.
2) Разработка конкурентоспособного туристского продукта.
3) Рекламно-информационная деятельность.
4) Подготовка специалистов и научное обеспечение туристской деятельности.
1. Организация управления развитием религиозного туризма
Мероприятия данного раздела направлены на:
— создание управленческой системы для координации всех прямых и косвенных усилий по развитию религиозного туризма в России,
— совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей деятельность организаций, деятельность которых способствует развитию религиозного туризма,
— выделение и развитие туристско-рекреационных зон, имеющих особое значение для развития религиозного туризма.
Организация управления деятельностью в сфере религиозного туризма осуществляется через развитие управленческих структур и совершенствование правовых и организационных условий.
Механизм реализации блока «Организация управления развитием религиозного туризма» включает комплекс следующих мероприятий:
2. Разработка предложений по стимулированию развития религиозного туризма и привлечение в сферу туризма частных инвестиций через введение налоговых льгот:
— разработка и внесение предложений по предоставлению льгот для турфирм, основным направлением деятельности которых является развитие въездного, религиозного внутреннего туризма,
— разработка системы предоставления льгот для предпринимателей, работающих в сфере религиозного туризма и реинвестирующих собственные средства в развитие туристской инфрастуктуры (строительство гостиниц, приобретение транспорта и специального оборудования и т.д.),
— разработка предложений по освобождению организаций от уплаты налога на рекламу объектов религиозно-культурной значимости.
2. Создание специализированного структурного подразделения при исполнительных органах власти по управлению развитием религиозного туризма.
3. Разработка Положения «О статусе туристско-рекреационных зон России», нормативно защищающего те районы и области, которые используются преимущественно в интересах развития религиозного туризма.
4. Разработка комитетом по связям с религиозными организациями совместно с другими заинтересованными предприятиями, организациями и учреждениями программы туризма по местам религиозных святынь, в т.ч. маршруты въездного и внутреннего туризма.
5. Поддержка предложения ГАО «Москва» об использовании модели накопительного страхования для оплаты в рассрочку поездок в сфере туризма по местам религиозных святынь.
6. Предоставление малообеспеченным россиянам муниципальных ссуд на частичную оплату поездок по линии туризма по местам религиозных святынь с обеспечением возвратности через механизм накопительного страхования.
7. Согласование привлечения добровольных пожертвований коммерческих структур, предпринимателей и других российских и зарубежных граждан, заинтересованных в развитии туризма по местам религиозных святынь.
8. Осуществление государственного протекционизма, в том числе направления бюджетных средств на реконструкцию приемной базы и развитие инфраструктуры и материальной базы религиозного туризма.
9. Реализация активного сотрудничества с туристскими администрациями регионов России, которые в первую очередь заинтересованы в продвижении местного турпродукта.
2. Разработка и продвижение религиозного туристского продукта.
Мероприятия данного раздела направлены на:
— формирование объектов и процессов, привлекательных для туристов,
— достижение приоритета туризма по местам религиозных святынь.
— При разработке мероприятий данного раздела должны приниматься следующие условия и ограничения:
— необходимость получения положительного результата при условии экономии бюджетных средств,
— необходимость получения качественно нового и конкурентоспособного туристского продукта, учитывая потребности современных туристов,
— необходимость вовлечения творческого потенциала общественности в процесс разработки туристского продукта. Этим обусловлен преимущественно конкурсный способ получения требуемого туристского продукта.
Механизм реализации программного блока «Разработка и продвижение религиозного туристского продукта» включает комплекс следующих мероприятий:
1. Проведение конкурса на лучшие туристские маршруты религиозной тематики по российским регионам.
2. Разработка и согласование межрегиональной схемы развития религиозного туризма.
3. Проведение конкурсного отбора отечественных туристских фирм, включающихся в проект по реализации развития религиозного туризма.
4. Проведение конкурса на формирование лучшей гостиничной базы для размещения, ориентированной на минимизацию стоимости поездки.
5. Проведение ярмарки-конкурса сувенирной продукции с религиозной тематикой в рамках проведения общегородских праздников.
3. Рекламно-информационная деятельность
Мероприятия данного раздела направлены на:
— создание благоприятного для посещения туристов информационного пространства на территории России, выгодное представление религиозных культурно-исторических объектов страны,
— привлечение в Россию зарубежных туристов и инвесторов,
— популяризация туристских возможностей страны для духовного возрождения граждан.
Одной из важных задач в развитии религиозного туризма является создание системы рекламноинформационного обеспечения продвижения религиозного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Одно из важных мероприятий данного раздела - это формирование и регулярное обновление информационных баз данных, таких как:
— база данных «Путеводитель» (содержит обзорную информацию о России: историко-культурное наследие регионов, памятники культовой архитектуры христианства, статистика, религиозные события и
приуроченные к ним возможные посещения, карта основных центров духовной и культурной жизни России, схемы транспортного обеспечения сферы религиозного туризма),
— база данных «Планирование и бронирование» (информация по возможностям организации поездок и пребывания в местах религиозных святынь, реестр туроператоров и турагентств, система бронирования, формирования заказа для турагентства, способы проезда, телефоны для консультаций, размещения заказов, бронирования).
Механизм реализации данного программного блока «рекламно-информационная деятельность» включает комплекс следующих мероприятий:
1. Создание и регулярное обновление информационных баз данных для туристов.
2. Создание, ведение и продвижение в сети Интернет туристского сайта «Добро пожаловать в путешествие по святым местам России» на русском и английском языках.
3. Создание информационно-справочных стендов на ж/д и автовокзалах.
4. Проведение конкурса на лучший сценарий и производство фильма по сценарию производителя, посвященного городам России с богатым туристским потенциалом для развития религиозного направления поездок.
5. Показ произведенного фильма о святых местах страны на выставках, презентациях, конференциях, семинарах, в гостиницах.
6. Изготовление и организация распространения имиджевой и представительской продукции российских регионов религиозной тематики, в т.ч.:
— «Визитки российских городов как центров религиозных святынь» для представления, презентации за рубежом и внутри страны,
— проспекты о туристических религиозных ресурсах регионов, плакаты,
— сводный календарь религиозных событий и приуроченных ним туристских поездок,
— компакт-диски «Объекты религиозного туризма в России».
7. Участие в международной выставке MITT в г. Москва и других туристских выставках стендом «Религиозный туризм».
8. Проведение в российских регионах семинаров по разработке PR-кампании городов-центров религиозно-культурных объектов туризма.
9. Организация Департаментом внешних связей бесплатных рекламно-информационных поездок специалистов турбизнеса по российским регионам в целях ознакомления с местами религиозных святынь.
І0 Выпуск для туристов книг о храмах, монастырях, духовных памятниках России.
І І Разработка программы выпуска печатных и видеоматериалов по туризму по местам религиозных святынь и проведение соответствующей кампании в средствах массовой информации в целях пропаганды религиозного туризма.
4. Подготовка специалистов. Научное обеспечение туристской деятельности.
Подготовка специалистов и научное обеспечение туристской деятельности включает следующие мероприятия:
— создание в России четко работающей, многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, т.е. фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. В противном случае не будет прогресса в управлении, обслуживании, не будет внедрения новых технологий и т.д.;
— подготовка учебных программ для всех видов образовательной деятельности (подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов) в соответствии с профессиональными стандартами;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для гостиниц и с учетом роста потребности в кадрах в ходе осуществления строительства новых гостиниц и повышения обслуживания в существующих гостиничных предприятиях;
— подготовка персонала для обслуживания туристов на объектах показа;
— совершенствование статистической отчетности (туристские прибытия, сроки пребывания, уровень загрузки);
— формирование и ведение городского реестра туроператоров и турагентов.
Основываясь на вышеуказанных стратегических принципах основных направлений деятельности, проанализируем перспективы развития религиозного туризма на примерах российских регионов.
Исходя из положений разработанной стратегии, можно сделать вывод, что практическое внедрение предлагаемых мероприятий будет способствовать подъему российских регионов в отношении религиозного туризма на более высокий уровень развития.
Анализ предложений туристических фирм по религиозному туризму показал, что в последние годы наблюдается возрастание интереса к религиозным внутренним маршрутам. Развитию интереса сограждан к религиозным турам в значительной степени будет способствовать поддержка государственной власти,
включающая направление бюджетных средств на поддержание в надлежащем состоянии памятников религии, истории и культуры и развитие инфраструктуры размещения туристов. Анализ перспектив развития религиозного туризма в различных российских регионах представляем согласно логике разработанной стратегии. Необходимо отметить, что в нашей стране наблюдается прогресс в политике столичной и региональных властей, под их руководством в некоторых регионах осуществляется разработка генерального планов и программ по развитию религиозного туризма. Практическая реализация планируемых мероприятий по развитию данного направления туризма повысит международный историко-культурный статус российского региона и привлечет иностранные инвестиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. / М.Б. Биржаков. СПб.: Изд. Дом «Герда», 2008. 570 с.
2. Квартальнов В.А. Туризм: учеб. / В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.
3. Митрополит Кирилл. Проблемы развития современного православного паломничества [Текст] // Туристские Фирмы. Вып. 36(4).
4. Сенин В.С. Организация международного туризма: учеб. / Сенин В.С. М.: Финансы и статистика, 2003. 400 с.
5. Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пособие / Христов Т.Т. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
Якунин Вадим Николаевич -
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Туризм и домоведение», проректор по инновационной и научноисследовательской деятельности Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти
Статья поступила в редакцию 15.11.11, принята к опубликованию 01.12.11
Vadim N. Yakunin -
Dr. Sc., Professor
Department of Tourism and Household Science, Vice Rector for Innovations and Research Volga Region State University of Services, Tolyatti