яля
УДК 338.48-6:2 ББК 75.81
религиозный туризм и паломничество: ОСОБЕННОСТИ организации, проблемы и перспективы развития
Якунин Вадим Николаевич,
доктор исторических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», 445017, Россия, Самарская область, Тольятти, ул. Гагарина, дом 4,
Аннотация:
рассматривается состояние, тенденции и перспективы развития религиозного туризма на региональном уровне; предлагается классификация религиозного туризма; исследуется мотивация религиозных туристов и паломников, дается в качестве примера историко-культурная характеристика наиболее значимым объектам православного религиозного туризма Самарской области, анализируется их современное положение в системе индустрии туризма и рекреации.
Ключевые слова:
идентичность, культура, менталитет, традиции, ценности, убеждения, культурный код, социокультурный тип, система, ландшафт, образ края, религиозный туризм, паломничество, церкви, монастыри.
Просветительская деятельность в туристической сфере является важным фактором поддержания духовно-культурных процессов на различных уровнях функционирования социума. Это укрепляет прямые и обратные межпоколенные связи в культурных системах и обусловливает оригинальное сочетание в российской национальной культуре традиций и инноваций.
Этнокультурная общность, оказавшись в другом культурном ландшафте, может заметно измениться, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. В России культурный ландшафт за последние сто лет резко менялся под воздействием идеологических факторов. В частности, конфес-
сиональная архитектура претерпела существенные изменения - от почти полного разрушении - до некоторого даже избыточного восстановления. Это не может не сказаться на духовной насыщенности культуры. Пока процессы возвращения конфессиональных сооружений в культурный ландшафт воспринимаются неоднозначно. Восстановить традиционный образ края в региональной культуре должен помочь религиозный туризм.
Исследователи выделяют следующие разновидности религиозного туризма: паломнический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности и научный туризм религи-
озной тематики (с религиоведческими целями). По особенности организации поездок религиозный туризм может быть, как организованным, так и неорганизованным. Организованные поездки строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной проработки информационной насыщенности экскурсионной программы. При неорганизованных поездках туристы не прибегают к помощи фирм-посредников, реализующих свой туристский продукт. Они планируют и самостоятельно осуществляют свою поездку.
Понятия «религиозный туризм» и «паломничество» нельзя смешивать. Их главное отличие заключается в том, что религиозный туризм имеет своей целью получение новых знаний, паломничество же носит чисто религиозный характер.
Паломничество предполагает определённое отношение человека к действительности. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии. Некоторые туристские фирмы и большинство паломнических служб устраивают туры исключительно для верующих.
В рамках религиозного туризма экскурсионной направленности предполагается посещение религиозных святынь и памятных мест, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - памятники архитектуры, побывать в музеях и на выставках. Это позволяет светским людям приобщиться к духовным ценностям. Объекты туристского интереса в таких поездках могут быть: архитектурные ансамбли, монастыри, церкви, иконы, мощи святых, святые источники. Эти поездки обычно не столь продолжительны, как паломничества верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для паломника важен духовный момент, то турист отправляется в путешествие по святым местам с культурно-познавательной целью.
Религиозному туризму близок научный туризм с религиоведческими целями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Учёных интересует религиозное наследие - предметы культа, найденные, в том числе, благодаря археологическим раскопкам.
Организацией религиозного туризма в России занимаются паломнические службы при храмах и монастырях, и туристические фирмы. Есть примеры, когда паломнические службы организационно независимы, при этом имеют благословение правящего архиерея. Очень немногие паломнические службы зарегистрированы как туроператоры, эта деятельность не нуждается в лицензировании деятельности. Паломнические службы, по-сути, выполняют функции туристских агентств. В связи с этим им легче, чем туристским фирмам, организовывать свою работу. Большинство туристских фирм, предлагающих религиозные туры, не имеют благословения церкви.
Особенности организации религиозного тура исходят из причин, по которым люди совершают религиозные поездки. Для верующих граждан главная цель паломничества - совершение религиозного обряда, участие в богослужении. Для обыкновенных туристов со светскими целями (получение эстетического удовольствия, знакомство с уникальными памятниками старинной архитектуры, настенной живописью, иконописью, знакомство с религиозной культурой) предлагаются экскурсионные туры религиозной тематики. Отсюда исходят отличия внутренних принципов организации религиозного туризма в паломнических службах и туристских фирмах.
Так как клиенты паломнических служб в основном люди верующие, то соответственным образом планируется содержание поездки. Паломническая служба организует поездку для верующих людей таким образом, что она начинается с соборной молитвы по разработанному молитвенному правилу. Дополнительно к очередной поездке готовится информационный листок с тропарями и молитвами праздникам и святым, которым она посвящена. Далее идет рассказ сопровождающего по теме поездки - о житии святого или празднике, истории обретения святыни или истории образования монастыря, храма. Сопровождающий группу читает краткое правило для путешествующих с объяснением содержания молитв, рассказывает о святых и истории Православной Церкви, монастырей и храмов, дает необходимую краеведческую информацию о посещаемых местах, в доступной форме рассказывает о жизни подвижников, и отвечает на вопросы.
По прибытии в святое место люди принимают участие в богослужении с исповедью и при-
частием для желающих. После службы церковные служащие проводят экскурсию, паломники общаются со священнослужителями, посещают святые источники. На обратном пути читаются акафисты святым, у мощей которых они молились, или чудотворным иконам, на праздновании которых присутствовали. Многие люди после коллективной паломнической поездки посещают эти святые места уже самостоятельно.
Паломническая служба, также как и туристическая фирма, должна подготовить руководителя группы к религиозной поездке. Он должен четко представлять себе, что его задача в религиозной поездке не личная молитва и участие в богослужениях, а забота о группе, в том числе, духовно-культурное наполнение досуга.
В отличие от паломнической службы, работники туристических фирм в религиозной поездке уделяют особое внимание организации экскурсионной работы. Экскурсия сочетает в себе такие функции, выполнение которых позволяет реализовать светские цели туристов. Во-первых, это функция организации культурного досуга. Экскурсия занимает важное место в организации досуга именно с целью знакомства с объектами культуры, искусства, природными ландшафтами. Во-вторых, функция расширения культурного кругозора. Сиюминутный интерес к тому или иному явлению, событию, творчеству может стать устойчивым, постоянным, помочь в овладении новыми знаниями. В-третьих, функция образовательная. Так как экскурсия является составляющей категорией религиозного тура, который организует турфирма, то руководитель группы должен обладать навыками экскурсовода. Турфирма во главу угла ставит необходимость его мастерства.
Особенности организации религиозного тура и паломничества связаны с подготовкой маршрута. После того, как принимается решение о подготовке поездки в какое-то новое место, начинается подготовительный этап. Это составление маршрута, то есть наиболее удобного пути следования группы, способствующего наиболее полному раскрытию темы. Маршрут поездки определяет порядок показа объектов, последовательность их осмотра. Уточняется адрес и подъездные пути, маршрут наносится на карту-схему. На следующем этапе производится объезд или обход маршрута следования, проверяется состояние дорог, места для возможных санитар-
ных остановок, делается приблизительный расчет времени, затрачиваемого на дорогу. Заранее до отъезда организаторы берут благословение на приезд паломников и туристов. Организаторы учитывают, к каким святыням будет открыт доступ, расписание богослужений. При подготовке поездки с монастырями достигается договорённость об организации трапез. Туристы и паломники по благословению руководства монастыря могут участвовать в трапезе монашествующих.
«Перемены - процесс, с помощью которого будущее вторгается в нашу жизнь, вызывают у современного человека «культурный шок1». Шок отражает беспокойство, растерянность, разрушение привычных форм поведения, неправильное истолкование реальности и в результате утрату способности к адаптации, причем перечисленные проблемы затрагивают все общество, что приводит к всеобщему состоянию дезориентации и страха перед грядущими переменами. Поэтому, по нашему мнению, посещение таких мест, как церкви, монастыри, совместные трапезы-беседы со священнослужителями и монахами, проживание в монастырских гостиницах будет иметь кроме познавательного и положительный психологический эффект для туристов.
Этот взгляд хорошо согласуется с идеей, о том, что основным препятствием дальнейшего развития цивилизации стал сам человек, который достиг своего предела развития в современной социально-экономической системе. Остается пока единственный путь - модернизация самого человека2. Однако совершенствование человека может быть осуществлено в соответствующей среде, т.е. это путь духовного насыщения окружающей людей материальной культуры и ландшафта. Участие в этих процессах является перспективным направлением туристической деятельности на местах.
Разберем в качестве примера такую деятельность в Самарской области. Из анализа предложений туристских фирм и паломнических служб области можно сделать вывод о том, что религиозный внутренний туризм вполне перспективен 73 для региона. Этой деятельности способствует наличие привлекательных для туристов религи-
1 Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоф-флер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557 с.
2 Lepeshkina L.Yu., Ovsyannikov V.P. Funeral rites in life cycle of ethnos as a mechanism of its cultural identification // World Applied Sciences Journal 29 (5): 600-604, 2014. - http:// idosi.org/wasj/wasj29(5)14/2.pdf
озных объектов, туристских фирм и паломнических служб, занимающихся организацией религиозных маршрутов по территории Самарской области, а также наличие постоянного спроса. Положительными факторами, оказывающими влияющие на развитие религиозного туризма в Самарской области являются: наличие привлекательных для туристов и паломников религиозных объектов; территориальная, транспортная и ценовая доступность для российских туристов; выгодное географическое положение; наличие образовательных структур, готовящих кадры для туристской отрасли; поддержка и благословение митрополита Самарского и Сызранского Сергия на создание местных религиозных маршрутов; финансовая поддержка Правительства Самарской области, местных органов власти в строительстве и реставрации храмов, монастырей. Сдерживают интенсивное развитие религиозного туризма в Самарской области, в основном, организационно-экономические факторы - это неразвитая инфраструктура для религиозного туризма (недостаток гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста; отсутствие санитарных мест на остановках по пути следования); отсутствие программы развития религиозного туризма в Самарской области; отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе отсутствие налоговых льгот) для туристских предприятий и паломнических служб, занимающихся религиозным туризмом.
Следует заметить, что если в туристической деятельности учитывать только цивилиза-ционный компонент - стремление к неуклонному движению вперед, восхождение по лестнице прогресса, тогда следует совершенствовать туристическую инфраструктуру, делая ее для туристов более комфортной. Однако в религиозном туризме ведущей является культура, которая не использует предшествующее наследие как трамплин для новых достижений по той причине, что она не может отказаться целиком или частично от куль-турного фонда3. Поэтому, напротив, огромное значение в этом культурном процессе имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. И может в историко-религиозном контексте грамотное использование, например,
3 Suvorova P.E., Ovsyannikov V.P. Cultural code in poetic text of the XX century //World Applied Sciences Journal 29 (4): 489-492, 2014. -http://idosi.org/wasj/wasj29(4)14/5.pdf
проселочных дорог станет своеобразным культурных ресурсом для туристического бизнеса.
Культура может строиться только на основе духовной преемственности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов. Однако в постиндустриальном обществе постоянные перемены, как уже было отмечено, стали образом жизни для многих людей. Такая новая модель поведения не проходит бесследно для духовно-нравственного облика человека, ибо меняют отношение к родным местам, дому, работе. Повышенная мобильность лишь усиливает ощущение нестабильности разочарование и растущее чувство одиночества. Поэтому так важны культурные объекты, отражающие духовный облик и внутренний мир народа то, что для него имеет смысл и значение. Они в конечном итоге хранят человека от обезличивания, позволяют ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.
Так, в Самарской области и близлежащих регионах под патронажем и при поддержке Русского культурного центра (г. Тольятти) за последние годы значительно возросло количество туристов, отправляющихся в путешествие с религиозно-познавательными и паломническими целями.
Особый интерес и большой популярностью у религиозных туристов пользуются такие объекты культурного наследия России, как Покровский кафедральный собор и Иверский монастырь в Самаре, величественный пятиглавый Казанский собор в Сызране, церковь в небольшой деревушке Ташлу (Ставропольский край), чудотворные источники Самарской епархии (село Съезжее, Мухеновский родник во имя святителя Николая, Никольский - в Урочище Каменная чаша другие).
Основной поток религиозного туризма в регионе (как и во всей России) приходится на вну-трироссийские направления. Определяющим тут, естественно, является не столько финансовая составляющая путешествий. Регулярное посещение таких святых мест издревле входило в обыденную жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. У русских (православных) развились специфические культурные элементы, позволяющие строить культурные алгоритмы «подпитки» жизненной энергией и укрепления стойкости духа. Именно традицион-
но-бытовая культура с самого детства воспитывает этнические и идеологические (конфессиональные) стереотипы, которые и делают человека представителем определенного этноса, конфессии. Но главное, независимо от этноконфессио-нальной принадлежности, человек будет носить в своем сердце образ малой Родины, которая, как известно, начинается, в том числе, с природного и культурного ландшафта.
Религиозный туризм помогает людям прикоснуться к древним традициям, восстановить связь времен и в какой-то мере блокировать отрицательные формы снятия эмоционального напряжения. Сейчас создается уникальная ситуация для ряда российских регионов, включая и Самарскую область, по использованию своих богатых культурных ресурсов на новом витке развития цивилизации. Восстановить и возродить прежнюю традиционную культуру невозможно. Однако действительность показывает, что лучшим способом удержания достижений прошлого является аккумуляция и превращение их в социальные ценности с целью создания принципиально новой культуры, сохраняющей через институты культуры внешнее подобие (фрак-тальность) своим прототипам.
Говоря о традиционных ценностях, нельзя не сказать о многолетней работе по духовно-нравственному воспитанию, проводимому разными общественными организациями в России, среди которых особо выделим Русский культурный центр, благодаря которым выросло уже целое поколение молодежи, видящей Россию сильной во всех отношениях Державой, основанной на тра-
диционных Православных ценностях. Русский культурный центр сможет собрать в себе весь лучший опыт по возрождению русской культуры в России и Самарской области.
В планах Русского Культурного Центра в Тольятти проект единого информационного портала, который будет аккумулировать всю информацию о деятельности общественных организаций и национальных культурных центров, предоставляя, таким образом, жителям и всем заинтересованным максимально полные сведения о духовно-нравственных инициативах, реализуемых в городе, а также поддержка проектов по продвижению паломнического и религиозного туризма.
Цель Центра в сфере духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление активных граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах города и Отечества.
Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания Центра должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в городе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков.
Деятельность Русского Культурного Центра призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя ядра русской цивилизации - русского народа, а также коренных народов Поволжья и представителей всех национальностей, всех граждан, как проживающих на территории Тольятти, так и всего региона.
Список литературы:
1. Lepeshkina L.Yu., Ovsyannikov V.P. Funeral rites in life cycle of ethnos as a mechanism of its cultural identification // World Applied Sciences Journal 29 (5): 600-604, 2014. - http://idosi.org/wasj/wasj29(5)14/2. pdf
2. Suvorova P.E., Ovsyannikov V.P. Cultural code in poetic text of the XX century //World Applied Sciences Journal 29 (4): 489-492, 2014. -http://idosi.org/wasj/wasj29(4)14/5.pdf
3. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557 с.
RELIGIOUS TOURISM AND PILGRIMAGE: FEATURES OF THE ORGANIZATION, CHALLENGES AND PROSPECTS
Vadim Yakunin,
Doctor of historical sciences, Professor Vice-rector for scientific and innovative activities, Volga Region State University of Service, Togliatti, Russian Federation
Abstract:
the paper considers the state, tendencies and prospects of development of religious tourism in the Samara region; classification of religious tourism; examines the motivation of religious tourists and pilgrims, the historical and cultural characteristics of the most significant objects of an Orthodox religious tourism of the Samara region is given, and their current situation in the industry of tourism and recreation is analyzed.
Key words:
identity, culture, mentality, traditions, values, beliefs, cultural code, socio-cultural type, system, the landscape, the image of the region, religious tourism, the pilgrimage, churches, monasteries.