УДК: 338.48-6:2 й01: 10.22412/1995-042Х-10-9-12
ОВСЯННИКОВ Валерий Петрович
Поволжский государственный университет сервиса
(г. Тольятти, РФ); доктор исторических наук, профессор;
valera-ovsyannikov@rambler.ru
ЯКУНИН Вадим Николаевич
Поволжский государственный университет сервиса
(г. Тольятти, РФ); доктор исторических наук, профессор;
vadyak@mail.ru
Религиозный туризм как механизм поддержания духовно-культурных процессов на уровне регионального социума
Дана краткая характеристика русской культуры как самоорганизующейся системы. Выявлены механизмы сохранения идентичности в провинциальной традиционной культуре. Выдвинут тезис о важности просветительской деятельности в сфере туризма для поддержания духовно-культурных процессов. Констатируется, что транскультурация в Среднем Поволжье протекала далеко не безболезненно, потому что культурный ландшафт за последние 100 лет резко менялся под воздействием идеологических факторов, что заставляло этнокультурные общности приспосабливаться к новым обстоятельствам в другом культурном ландшафте. Показаны существенные изменения конфессиональной архитектуры в регионе: от почти полного разрушении - до некоторого даже избыточного восстановления, что не может не сказаться на духовной насыщенности культуры. Исследованы последствия возвращения конфессиональных сооружений в культурный ландшафт; дана историко-культурная характеристика некоторых объектов православного религиозного туризма Самарской области, проанализировано их современное положение в системе индустрии туризма и рекреации. Рассмотрены состояние, тенденции и перспективы развития религиозного туризма в Самарском регионе. Предложена классификация религиозного туризма; исследована мотивация религиозных туристов и паломников. На основе культурно-исторического анализа авторы дали
Ключевые слова:
идентичность, культура, менталитет, традиции, ценности, убеждения, культурный код, социокультурный тип, система, ландшафт, образ края, «культурный шок», религиозный туризм, паломничество, церкви, монастыри
некоторые рекомендации, которые могут быть использованы в стратегии развития регионального религиозного туризма, в разработке системы программных мероприятий для подготовки новых туристских продуктов, отвечающих потребностям и возможностям Самарской области, а также основным направлениям развития религиозного туризма и поддержке историко-культурного наследия. В целом, по мнению авторов, религиозный туризм должен помочь восстановить традиционный образ края в современной региональной культуре.
Россия, находясь в суровом природном и сложном этноконфессиональном окружении, для сохранения своей идентичности должна была постоянно собирать и накапливать культурные ценности. Россиянам удалось сформулировать принципы их отбора, позволяющие определять лучшие культурные достижения. Естественно, что апробацию в России выдерживали не все заимствованные феномены культуры. Однако с каждым шагом российской истории все четче фиксировался русский менталитет и традиции. Они и сегодня дают дополнительные возможности развития духовного потенциала, являясь нашим конкурентным преимуществом по сравнению с другими социокультурными типами организации человеческих сообществ. Культура в нашей стране имеет особенный код и механизмы для выявления и исправления системных ошибок. Ее главными системными качествами, в отличие от других социокультурных систем, являются своеобразные духовно-нравственные принципы отбора культурных образцов - эмпатия и патриотизм.
Развитие российской культуры подчинено закономерностям, которые присущи всем большим системам, но в то же время социокультурные процессы совершаются не «сами по себе», а под влиянием акторов культуры. Причем даже под незначительным воздействием, например, ценностей или убеждений отдельного человека, общественные структуры могут претерпеть изменения (позитивные или негативные). Поэтому просветительская работа в сфере туризма является важным фактором поддержания духовно-культурных про-
цессов на различных уровнях функционирования социума.
Окружающая человека природная среда вынуждает его и в целом этносы изменяться. В то же время и люди преобразуют окружающий мир, превращая его в культурный ландшафт, где гармонично сочетаются природные и антропогенные элементы. Для человека важна не только окружающая его природа, но и среда, созданная предками и ныне живущими людьми, что воспринимается как «образ края». Если же в силу различных обстоятельств культурный ландшафт изменяется радикально, то может возникнуть кризисная ситуация, которая вызовет или гибель этноса, или этнокультурная общность заметно трансформируется, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. В России культурный ландшафт за последние 100 лет резко менялся под воздействием идеологических факторов. В частности, конфессиональная архитектура претерпела существенные изменения от почти полного разрушения до некоторого даже избыточного восстановления. Это не может не сказаться на духовной насыщенности культуры. Пока процессы возвращения конфессиональных сооружений в культурный ландшафт воспринимаются неоднозначно. Восстановить традиционный образ края в региональной культуре должно помочь развитие религиозного туризма.
Проблемами религиозного туризма и паломничества занимались следующие исследователи: С.Ю. Житенёв, Д.А. Троицкий, К.А. Мазин, Т.В. Бойко, Н.Д. Нуртазина, П.В. Пятнов, Т.Л. Дудник, С.В. Дусенко,
Е.В. Шунина, Р.А. Бекназаров, Т.Т. Христов, В.П. Овсянников и др. [1, с. 26-35; 2, с. 81-88; 3, с. 46-55; 4, с. 56-63; 5; 6, с. 8-24; 7, с. 25-37; 8, с. 87-96; 9, с. 38-45; 10; 11, с. 7-13].
Исследователи выделяют следующие разновидности религиозного туризма: религиозный туризм экскурсионной направленности, научный туризм религиозной тематики (с религиоведческими целями), паломнический туризм. По особенности организации поездок религиозный туризм может быть как организованным, так и неорганизованным. Организованные поездки имеют проработанные тематические планы и насыщены информацией по истории религий региона. При осуществлении неорганизованных туристических поездок проработка информационной насыщенности экскурсионной программы заранее, как правило, отсутствует. Туристы свободны в выборе туристических объектов и маршрута перемещения к ним.
Понятия «религиозный туризм» и «паломничество» нельзя смешивать. Их главное отличие заключается в том, что религиозный туризм имеет познавательный характер, паломничество же преследует конфессиональные цели.
Паломничество строго регламентировано религиозной традицией, что изначально предполагает от участников глубокой религиозной веры и принятие конфессиональной картины мира. Индустрия туризма, откликаясь на эти новые для себя требования, пытается учитывать конфессиональные особенности услуг паломникам. Некоторые туристские фирмы и большинство паломнических служб устраивают туры исключительно для верующих.
Экскурсионная направленность религиозного туризма предполагает посещение конфессиональных святынь и памятных мест и учреждений культуры, связанных с религиозными культами. Это музеи, выставки и др., позволяющие светским людям приобщиться к духовным ценностям. Объектами интереса туристов в таких поездках могут быть архитек-
турные ансамбли, монастыри, церкви, иконы, мощи святых, святые источники. Туристские маршруты такого рода по времени менее продолжительны в отличие от паломничества верующих. Для паломника необходим духовный контекст его путешествия, поэтому нередко осуществляет его в период какого-либо конфессионального праздника. Турист путешествует, познавая мир, включая в сферу своего интереса и святые места. Причем такие туристские маршруты не имеют возрастных ограничений и образовательного ценза и могут проводиться в любую погоду и время года.
Научный туризм с религиоведческими целями пока еще слабо развит, но имеет достаточную перспективу. Аудитория такого тур-продукта будет возрастать с оживлением научной деятельности в стране. Культурное наследие, включающее и религиозные артефакты, может интересовать не только ученых-религиоведов, но и более широкий круг научных специальностей, а также студентов, школьников.
Организацией религиозного туризма в России занимаются паломнические службы при храмах и монастырях, а также туристские фирмы. Есть примеры, когда паломнические службы организационно не зависимы, при этом имеют благословение правящего архиерея. Очень немногие паломнические службы зарегистрированы как туроператоры, эта деятельность не нуждается в лицензировании деятельности. Паломнические службы, по сути, выполняют функции туристских агентств. В связи с этим им намного проще, чем туристским фирмам, организовывать свою работу, ведь большинство турфирм, предлагающих религиозные туры, не имеют благословения церкви.
Особенности организации религиозного тура определяются причинами, по которым люди совершают религиозные поездки. Для верующих граждан главная цель паломничества - совершение религиозного обряда, участие в богослужении. Для обыкновенных туристов со светскими целями (получение эсте-
тического удовольствия, знакомство с уникальными памятниками старинной архитектуры, настенной живописью, иконописью, знакомство с религиозной культурой) предлагаются экскурсионные туры религиозной тематики. Отсюда - отличия внутренних принципов организации религиозного туризма в паломнических службах и туристских фирмах.
Поскольку клиенты паломнических служб, в основном, люди верующие, то соответственным образом планируется содержание поездки. Паломническая служба организует поездку для верующих людей таким образом, что она начинается с соборной молитвы по разработанному молитвенному правилу. Если необходимо, предлагается специальная информация по поездке, например, дается дополнительный список тропарей и молитв святым, к иконам (мощам) которых предполагается паломничество. Большая роль принадлежит сопровождающему группы. Согласно теме поездки он ведет рассказ о празднике или житии святого, дает культурно-историческую справку строительства храма, образования монастыря, обретения святыни. Сопровождающий паломников также объясняет содержание молитв, дает некоторую информацию о крае, особенностях мест посещения и др. Непосредственно в святом месте паломники участвуют в религиозных ритуалах. Кроме того, с ними проводится экскурсия и предоставляется свободное время, которое можно использовать для общения со священниками или для посещения других мест поклонения. Возвращаясь, паломники осмысливают события, на которых присутствовали, им читаются акафисты святым, чудотворным иконам (мощам), которым они молились.
Паломническая служба, как и турфирма, должна подготовить руководителя группы к религиозной поездке. Задача руководителя стандартная - забота о группе и организация досуга, естественно, с учетом религиозной цели путешествия.
В отличие от паломнической службы, работники туристических фирм в религиозной
поездке уделяют особое внимание организации экскурсионной работы. Экскурсия сочетает в себе функции, выполнение которых позволяет реализовать светские цели туристов:
• функция организации культурного досуга. Экскурсия занимает важное место в организации досуга именно с целью знакомства с объектами культуры, искусства, природными ландшафтами;
• функция расширения культурного кругозора. Сиюминутный интерес к тому или иному явлению, событию, творчеству может стать устойчивым, постоянным, помочь в овладении новыми знаниями;
• функция образовательная. Поскольку экскурсия является составляющей категорией религиозного тура, который организует турфирма, то руководитель группы должен обладать навыками хорошего экскурсовода.
Особенности организации религиозного тура и паломничества связаны с подготовкой маршрута. Подготовительный этап, в основном, включает составление маршрута, то есть наиболее удобного пути следования группы, способствующего наиболее полному раскрытию темы. Маршрут поездки определяет порядок показа объектов, последовательность их осмотра. Уточняется адрес и подъездные пути, маршрут наносится на карту-схему. На следующем этапе производится объезд или обход маршрута следования для оценки проходимости дорог, состояния санитарных остановок. Кроме того, производится расчет общего времени в пути. Заранее до отъезда организаторы берут благословение на приезд паломников и туристов. Организаторы учитывают доступность посещения святынь, возможность участия в богослужениях и их расписание. Трапезы предусматриваются только при поездках в монастыри, что также оговаривается заранее.
Туристы и паломники по благословению руководства монастыря могут участвовать в трапезе монашествующих.
По нашему мнению, посещение таких мест, как монастыри, совместные трапезы-
беседы с монахами, проживание в монастырских гостиницах будут иметь, кроме познавательного, и положительный психологический эффект для туристов, потому что будет способствовать лучшей адаптации к переменам. Ведь «перемены - процесс, с помощью которого будущее вторгается в нашу жизнь», вызывают у современного человека «культурный шок» [4]. Он отражает беспокойство, растерянность, разрушение привычных форм поведения, неправильное истолкование реальности и в результате утрату способности к адаптации, причем перечисленные проблемы затрагивают все общество, что приводит к всеобщему состоянию дезориентации и страха перед грядущими переменами.
Очевидно, что дальнейшее поступательное развитие нашей цивилизации во многом зависит от самого человека. Проблемность этой ситуации заключается в несоответствии духовно-нравственного развития человека его же научно-техническим достижениям. Все это еще усугубляется пределом возможностей для существования основной массы человечества в доминирующей социально-экономической системе. Выход из комплексного кризиса возможен при условии духовно-нравственного совершенствования человека [12].
Но такой вариант развития можно реализовать только в соответствующей социокультурной среде, т.е. это путь духовного насыщения окружающей людей материальной культуры и ландшафта. Участие в этих процессах является перспективным направлением туристской деятельности на местах.
В качестве примера разберем туристскую деятельность в Самарской области. Из анализа предложений турфирм и паломнических служб области можно сделать вывод о том, что религиозный внутренний туризм вполне перспективен для региона.
Положительными факторами, оказывающими влияющие на развитие религиозного туризма в Самарской области являются: наличие привлекательных для туристов и палом-
ников религиозных объектов; территориальная, транспортная и ценовая доступность для российских туристов; выгодное географическое положение; наличие средних и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для сферы туризма; поддержка и благословение архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на создание местных религиозных маршрутов; финансовая поддержка Правительства Самарской области, местных органов власти в строительстве и реставрации храмов, монастырей, наличие туристских фирм и паломнических служб, занимающихся организацией религиозных маршрутов по территории Самарской области, а также постоянный спрос со стороны туристов. Сдерживают интенсивное развитие религиозного туризма в Самарской области, в основном, организационно-экономические факторы - это неразвитая инфраструктура для религиозного туризма (недостаток гостиниц среднего класса; отсутствие санитарных мест на остановках по пути следования); отсутствие программы развития религиозного туризма в Самарской области; отсутствие системы стимулирования (налоговые, кредитные льготы и т.п.) для туристских предприятий и паломнических служб, занимающихся религиозным туризмом.
Если в туристической деятельности учитывать только цивилизационный компонент -стремление к прогрессивному движению вперед, тогда следует совершенствовать туристскую инфраструктуру, делая ее для туристов более комфортной. Однако в религиозном туризме ведущей является культура, для которой предшествующее наследие является ее составной частью, а не трамплином для новых достижений [13]. Поэтому для религиозного туризма существенное значение имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Поэтому возможно, что в историко-религиозном контексте грамотное использование, например, проселочных дорог станет своеобразным культурным ресурсом для туристского бизнеса.
Жизнь каждого человека связана с определенной социокультурной реальностью, которая представляет собой мир разделяемых людьми символов [16]. Это своеобразный язык культурного кода [14]. Духовная преемственность является основой национальной культуры. Причем культурная динамика осуществляется только с учетом внутреннего диалога культурных типов. Однако в постиндустриальном обществе постоянные перемены, как уже было отмечено, стали образом жизни для многих людей. Такая новая модель поведения не проходит бесследно для духовно-нравственного облика человека, ибо меняют отношение к родным местам, дому, работе. Повышенная мобильность лишь усиливает ощущение нестабильности, разочарование и растущее чувство одиночества. Поэтому так важны культурные объекты, аккумулирующие народную духовность. Это наследие является связующим элементом между поколениями, важным критерием идентичности, своеобразной опорой для человека в трудное время.
В этой связи интерес к религиозному туризму постоянно растет. В Самарской области за последние годы значительно увеличилось количество туристов, отправляющихся в поездки по региону, России, а также за границу с религиозно-познавательными и паломническими целями. Туристическое путешествие с религиозными целями - поездка для посещения культовых мест сроком не более года, которая осуществляется вне обычной для человека среды. Услуги для удовлетворения потребностей таких туристов можно считать особой сферой индустрии туризма - религиозным туризмом.
В Самарской области реализуют четыре направления деятельности в сфере религиозного туризма и паломничества:
1. Местные маршруты по территории Самарской области: в г. Самара (в Иверский женский монастырь, Покровский кафедральный собор, храм свв. Кирилла и Мефодия); в Винновку (в Свято-Богородичный Казанский
мужской монастырь); в с. Ташла (к источнику, иконе Божией матери «Избавительница от бед», на Ташлинское кладбище - место упокоения многих подвижников Самарского края); в Сызрань (к святому источнику Феодо-ровской иконы Божией Матери и самой иконе), в с. Красные Ключи (к мощам святого Петра Чагринского); в Царевщину (к святому источнику в честь иконы Божией Матери «Не-упиваемая чуша» и Христорождественскому храму); в урочище Каменная чаша (к источнику святителя Николая); в с. Рачейка (в храм Космы и Дамиана и к святым источникам); в с. Большая Рязань (к святым источникам), в с. Утевка (в Свято-Троицкий храм) и с. Съезжее (на Святое озеро) и т. д.
2. Маршруты на территории России (святыни Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Казани, Серпухова, Мурома, Курска, Задонска, Тамбова, Воронежа, Рязани, Екатеринбурга, Золотого кольца, православный Крым, Троице-Сергиева Лавра, по местам жизни и служения преподобного Сергия Радонежского, о. Валаам, о. Коневец, Соловецкий монастырь, Раифский монастырь, Свияжск, Свято-Введенская Оптина пустынь, Шамордино, Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Рождество-Богородичный Санак-сарский мужской монастырь, Троице-Сканов женский монастырь).
3. Маршруты, пролегающие к монастырям и святыням ближнего зарубежья (главным образом, Украины (Киево-Печерская Лавра), Прибалтики (Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, Абхазии).
4. Маршруты дальнего зарубежья - к святыням Израиля, Греции, Италии, Кипра, Финляндии (Новый Валаам).
Образ края создавался народами Среднего Поволжья примерно 400 лет. Он позволял удовлетворять эстетические потребности каждого человека, в результате чего сформировалось привычное, комфортное восприятие окружающего мира природы и мира культуры. В качестве иллюстрации этого тезиса более подробно остановимся на местных марш-
рутах по территории Самарской области, самых посещаемых самарских монастырях и храмах, чудотворных иконах и источниках.
Большинство маршрутов конфессиональной направленности начинается с г. Самары. В центре областной столицы находится Покровский кафедральный собор. На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 тыс. рублей. Закладка храма состоялась 14 сентября 1857 г., ее торжественно совершил епископ Феофил (Надеж-дин). В церемонии начала строительства первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В храме находятся многочисленные святыни, в том числе частицы мощей святых. К святыням храма относятся чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также образ Табынской Божией Матери и иконы «Умягчение злых сердец». В приделе собора находятся захоронения самарских архиереев, скончавшихся в послевоенное время.
Для религиозных туристов и паломников представляет интерес история самой чудотворной иконы «Взыскание погибших», которая в 1666 г. была явлена местному воеводе Кадышеву после того, как гласит предание, приплыла по Волге к Саратову. Она длительное время была реликвией этого дворянского рода. С иконой «Взыскание погибших» связаны исцеления от болезней и ряд чудесных знамений. Анна Ивановна Кадышева, став основательницей Раковского Свято-Троицкого женского монастыря, а затем его игуменьей, передала икону в монастырь. С этого момента чудотворный образ Богородицы стал доступен для поклонения людям со всей губернии. В советское время монастырь закрыли, а икону передали в Покровский кафедральный собор.
Настоящим украшением Самары является Иверский монастырь, и без его посещения не обходится ни один туристический маршрут. История монастыря начинается с Иверской женской общины, организованной в 1850 г. В 1882 году был заложен первый из четырех храмов на территории монастыря. В монасты-
ре имелись золотошвейная, белошвейная, ткацкая, ковровая, переплетная, иконописная ремесленные мастерские. В 1876 году монастырские мастера изготовили знаменитое Самарское знамя. В советский период большая часть монастыря была разрушена. С 1991 года Иверский монастырь стал возрождаться. Сохранилась и главная святыня Иверского женского монастыря - Иверская икона Божией Матери афонского письма.
Другим пунктом туристических маршрутов непременно становится храм во имя апостолов Петра и Павла. Храм был основан в феврале 1863 г. Здание было построено на благотворительные средства купца Андрея Наумовича Головачева. В период гонения на церковь помещения храма использовали под военный склад, а затем под конюшни. Храм возвратили верующим в конце Великой Отечественной войны, капитально отремонтировав. Он был заново расписан внутри и оборудован утварью, уцелевшей от разрушенных ранее храмов.
Притягательным для туристов местом в Самарской области является город Сызрань. Маршруты религиозного туризма в городе традиционно начинаются с величественного пятиглавого Казанского собора (освящен в 1872 г.). Храм начал строиться в 1866 г. на средства прихожан. Окончательно церковь была построена с двумя престолами через шесть лет и сразу же стала называться соборной. Главный престол, во имя Казанской иконы Божией Матери, был освящен симбирским епископом Евгением 19 июля 1872 г. В 30-е годы ХХ в. собор был закрыт, а снова открыт в 1944 г. В трудные военные годы проведение реставрационных работ легло на плечи простых прихожан. Люди приносили хранившиеся у них иконы, собирали деньги. Главные святыни собора - это иконы Казанской и Феодо-ровской Божией Матери.
Часто паломники и туристы посещают село Кашпир под Сызранью, где 25 июня 1713 г. был обретен список иконы Божией Матери «Феодоровская» (с ней связано 15 чу-
дес). Эта монастырская икона, спрятанная верующими от «воинствующих атеистов», в 1944 г. была помещена во вновь открывшийся Сыз-ранский Казанский собор. Св. источник, где была обретена икона, в настоящее время расчищен и защищен срубом. В дальнейшем здесь будет восстановлена часовня. Феодо-ровская икона Богородицы является великой святыни города Сызрани. В честь ее чудесного явления 25 июня и 14 марта в Казанском кафедральном соборе города проходят торжественные богослужения.
Среди наиболее почитаемых и посещаемых религиозными туристами и паломниками мест в регионе следует выделить небольшую деревушку Ташлу (Ставропольский район). По церковному преданию здесь в октябре 1917 г. Пресвятая Богородица явила икону «Избавительница от бед». На этом месте сегодня бьет чудотворный источник, известный своими исцелениями. Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», как и раньше, украшает Троицкую церковь села Ташла.
Особенным вниманием среди туристов пользуются чудотворные источники Самарской епархии. Казанско-Богородицкий источник в селе Съезжем (Богатовский район) - самый почитаемый из всех источников на территории области. 21 июля, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, здесь собираются сотни паломников.
На севере Красноярского района в Русской Селитьбе находится Богородицкий «Взыскания Погибших» родник. Родник бьет прямо среди дороги, а по одной из улиц села
*/ V п
течет родниковый ручей. В этом ручье, по местному преданию, в начале века явилась чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших».
Перечислим еще несколько родников, посещаемых с религиозными целями, они придают неповторимый образ родному краю и почитаются простыми людьми в качестве составной части малой Родины. Одним из них является Мухановский родник во имя святи-
теля Николая. Он собирает на летнего Николу множество паломников, к нему издалека приезжают туристы и просто окрестные жители. В красивейших местах области в двух километрах от старинного русского села Знаменка на окраине леса находится Никольский родник. Родник находится в труднодоступном месте среди деревьев. Сам ключ образует небольшой водопад. Еще один родник - Богородицкий на горе Маяк. В центре Большой Царев-щины находятся два маленьких ключа. Ключи текут из щебня на берегу пруда: с противоположного от Христорождественской церкви склона кургана. Недалеко от эрзянского села Большая Йога (Ега) находятся другие Богоро-дицкие родники на горе Шихан. В урочище Каменная Чаша находится Никольский родник. Это широко известный для туристов объект, который считается визитной карточкой Жигулевского заповедника.
Основной поток религиозного туризма в России и регионе приходится на внутрирос-
V | А V
сийские направления. И определяющей выбор туристов тут является не финансовая составляющая путешествий. Регулярное посещение таких святых мест издревле входило в обыденную жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои духовные потребности, потребность в общении и т.д. У русских (православных) развились специфические культурные элементы, позволяющие строить культурные алгоритмы «подпитки» жизненной энергией и укрепления стойкости духа. Именно традиционно-бытовая культура с самого детства воспитывает этнические и идеологические (конфессиональные) стереотипы, которые и делают человека представителем определенного этноса, конфессии. Но главное, независимо от этноконфессиональной принадлежности, человек носит в своем сердце образ малой Родины, которая, как известно, начинается с природного и культурного ландшафта.
Наиболее распространенной реакцией на избыток перемен является ностальгия по прошлому. Существуют и другие формы сня-
тия напряжения: алкоголизм, наркомания, апатия, мистицизм. Религиозный туризм поможет людям прикоснуться к древним традициям, восстановить связь времен и в какой-то мере блокировать отрицательные формы снятия эмоционального напряжения. Сейчас создается уникальная ситуация для ряда российских регионов, включая и Самарскую область, по использованию своих богатых культурных ресурсов на новом витке развития ци-
вилизации. Восстановить и возродить прежнюю традиционную культуру невозможно. Однако действительность показывает, что лучшим способом удержания достижений прошлого является аккумуляция и превращение их в новые социальные ценности с целью создания принципиально новой культуры, сохраняющей внешнее подобие своих прототипов.
Список источников:
1. Бекназаров Р.А. Место мечетей с минаретами в распространении ислама в Северном Приаралье: на казахских материалах конца XIX начала XX вв. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 3. С. 26-35.
2. Бойко Т.В. Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 81-88.
3. Дудник Т.Л. Питание в дни православного поста // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 46-55.
4. Дусенко С.В., Шунина Е.В. Средства размещения для паломников: история и современность // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 56-63.
5. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилиза-ционный контекст. Автореф. ... канд. культурологии / Государственная академия славянской культуры. М., 2010.
6. Мазин К.А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 8-24.
7. Нуртазина Н.Д. Религиозный туризм в Казахстане: история и современные проблемы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 25-37.
8. Овсянников В.П., Якунин В. Н. Памятники православного культа как элемент региональной традиционной культуры и турресурс городского округа Тольятти // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 87-96.
9. Пятнов П.В. Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной Слободы, Елохова, Немецкой Слободы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 38-45.
10. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ACT, 2002. 557 с.
11. Троицкий Д.А. Русская Голгофа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 2. С. 7-13
12. Lepeshkina L.Yu., Ovsyannikov V.P. Funeral rites in life cycle of ethnos as a mechanism of its cultural identification // World Applied Sciences Journal 29 (5): 600-604, 2014. http://idosi.org/wasj/wasj29(5)14/2.pdf (дата обращения: 02.12.2016).
13. Ovsyannikov V.P., Yakunin V.N. Traditional Cultural Heritage and Tourist Activities in Young Industrial Cities (By the Example of Tolyatti) // World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 218-220, 2014. ISSN 1818-4952 © IDOSI Publications, 2014. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.37.
14. Suvorova P.E., Ovsyannikov V.P. Cultural code in poetic text of the XX century //World Applied Sciences Journal 29 (4): 489-492, 2014. -http://idosi.org/wasj/wasj29(4)14/5.pdf (дата обращения: 02.12.2016).
15. Toffler A. Future Shock. N.Y., 1971. 557 p.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. С, No. 9 (УС) 2С16
16. Voloshinov A.V. Old Testament trinity of Andrey Rublyov: Geometry and philosophy // Leonardo. 1999. Т. 32. № 2. Pp. 103-112.
17. Yakunin V.N. Trends and prospects of tourism development in Samara region // European researcher - Европейский исследователь. 2012. № 2 (17). С. 146-149.
Valéry OVSYANNIKOVa, Vadim YAKUNIN b
RELIGIOUS TOURISM AS A MECHANISM FOR MAINTAINING SPIRITUAL AND CULTURAL PROCESSES AT THE LEVEL OF THE REGIONAL SOCIETY
a Volga Region State University of Service
(Tolyatti, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Historical sciences, Professor; e-mail: valera-ovsyannikov@rambler.ru
b Volga Region State University of Service,
(Tolyatti, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Historical sciences, Professor; e-mail: vadyak@mail.ru
Keywords:
identity,
culture,
mentality,
traditions,
values,
convictions,
culture code,
socio-cultural type,
system, landscape,
image of territory,
culture shock,
religious tourism,
pilgrimage, churches,
monasteries
The article gives a brief characteristic of Russian culture as a self-organizing system. The authors reveal the mechanisms to preserve identity in provincial traditional culture. The importance of educational activities in the tourism sector to maintain the spiritual and cultural processes is given in the thesis. The authors also state that the cultural interacting in the Middle Volga region was far from painless, because the cultural landscape over the last 100 years dramatically changed under the influence of ideological factors that forced ethno-cultural communities to adapt to new circumstances in a different cultural landscape. The article shows significant changes of religious architecture in the region from almost complete destruction to even some excess recovery. These changes indisputably have affected the saturation of spiritual culture. The authors examine the consequences of the return of religious structures in the cultural landscape and give the historical and cultural characteristics of some objects of Orthodox religious tourism in Samara region. Current situation, trends and prospects in the religious tourism industry of tourism and recreation are also analyzed; a classification of religious tourism is represented; the motivation of religious tourists and pilgrims is explored. On the basis of cultural and historical analysis, the authors give some recommendations that can be used in the strategy of regional development of religious tourism, in the development of program activities for the preparation of new tourism products that meet the needs and capabilities of Samara region, as well as the main development trends in religious tourism and preservation of historical and cultural heritage. In general, according to the authors, religious tourism should help to restore the traditional image of the region in modern regional culture.
References
1. Beknazarov R.A. Place of mosques with minarets in spreading Islam in the Northern Aral Sea region: based on Kazakh materials of in the late XIX - early XX centuries // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2013. № 3. Pp. 26-35.
2. Bojko T.V. Practical aspects of the organization of monasteries attendance by tourists in Russia // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2009. № 4. Pp. 81-88.
3. Dudnik T.L. Food during the Orthodox Lent // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2009. № 4. Pp. 46-55.
4. Dusenko S.V., Shunina E.V. Accommodation facilities for pilgrims: Past and Present // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2009. № 4. Pp. 56-63.
5. Zhitenjov S.Ju. Religious pilgrimage: intercultural communication and civilization context. Candidate of Culturology dissertation: author's abstract. State Academy of Slavic Culture. Moscow, 2010.
6. Mazin K.A. Pilgrimage and tourism: A comparison through the prism of thousands of years // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2009. № 4. Pp. 8-24.
7. Nurtazina N.D. Religious tourism in Kazakhstan: History and current issues // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2009. № 4. Pp. 25-37.
8. Ovsjannikov V.P., Yakunin V.N. Monuments of orthodox cult as an element of the regional traditional culture and as the tourist resource of Togliatti city district// Servise plus [Service plus]. 2014. Vol. 8. № 4. Pp. 87-96.
9. Pjatnov P.V. Features of walking excursion to functional temples of Basmannaya Sloboda, Yelokhovo, and German settlement // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2009. № 4. Pp. 38-45.
10. Toffler E. Future Shock. Moscow: ACT, 2002. 557 p.
11. Troickij D.A. Russian Golgotha // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2008. № 2. Pp. 7-13.
12. Lepeshkina L.Yu., Ovsyannikov V.P. Funeral rites in life cycle of ethnos as a mechanism of its cultural identification // World Applied Sciences Journal 29 (5): 600-604, 2014. http://idosi.org/wasj/wasj29(5)14/2.pdf.
13. Ovsyannikov V.P., Yakunin V.N. Traditional Cultural Heritage and Tourist Activities in Young Industrial Cities (By the Example of Tolyatti) // World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 218-220, 2014. ISSN 1818-4952 © IDOSI Publications, 2014. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.37.
14. Suvorova P.E., Ovsyannikov V.P. Cultural code in poetic text of the XX century //World Applied Sciences Journal 29 (4): 489-492, 2014. -http://idosi.org/wasj/wasj29(4)14/5.pdf
15. Toffler A. Future Shock. N.Y., 1971. 557 p.
16. Voloshinov A.V. Old Testament trinity of Andrey Rublyov: Geometry and philosophy // Leonardo. 1999. T. 32. № 2. Pp. 103-112.
17. Yakunin V.N. Trends and prospects of tourism development in Samara region // Evropejskij issle-dovatel' [European researcher]. 2012. № 2 (17). Pp. 146-149.
Овсянников В.П., Якунин В.Н. Религиозный туризм как механизм поддержания духовно-культурных процессов на уровне регионального социума // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 09 (70). С. 107-117. Р01: 10.22412/1995-042Х-10-9-12.
Ovsyannikov V., Yakunin V., Religious tourism as a mechanism for maintaining spiritual and cultural processes at the level of the regional society. Servis v Rossii i za rubezhom. [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.09 (70), pp. 107-117. doi: 10.22412/1995-042X-10-9-12.