Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОПЕРАТИВНЫЕ АППАРАТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вечкаев Николай Степанович

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вечкаев Николай Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF LEGAL SUPPORT ORGANIZATION OF THE USE OF TECHNICAL MEANS BY OPERATIONAL APPARATUS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the issues of legal support for the use of technical means by the operational apparatus of correctional institutions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_211 УДК 343.8

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ CURRENT STATUS OF LEGAL SUPPORT FOR THE ORGANIZATION OF THE USE OF TECHNICAL MEANS BY OPERATING APPARATUS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS

ВЕЧКАЕВ Николай Степанович,

преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: nvechkaev@bk.ru;

Vechkaev Nikolay Stepanovich,

Lecturer of the Department of Organization of Operative-Search Activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: nvechkaev@bk.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений.

Abstract. The article deals with the issues of legal support for the use of technical means by the operational apparatus of correctional institutions.

Ключевые слова: правовая основа, технические средства, оперативные аппараты, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система.

Keywords: legal basis, technical means, operational devices, correctional facilities, penitentiary system.

Для цитирования: Вечкаев Н. С. Современное состояние правового обеспечения организации применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 211-213. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_211.

For citation: Vechkaev N.S. Current status of legal support for the organization of the use of technical means by operational apparatus of correctional institutions //Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 211-213. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_211.

Статья поступила в редакцию: 10.09.2022

В современных условиях правовое обеспечение применения технических средств следует рассматривать как один из важных факто-ров[3], сопровождающих научно-техническое развитие оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и улучшение технологий оперативной работы, создание действующей системы сбора и обработки оперативно-розыскной информации, способной не только функционировать на ведомственном и локальном уровне в рамках исправительных учреждений, но и обеспечить межведомственное взаимодействие с системами иных субъектов оперативно-розыскной деятельности[2]. Без надлежащего правового обеспечения затруднительно создать необходимые условия и предпосылки для совершенствования деятельности оперативных аппаратов[4, С. 48-55.].

В общем виде рассматриваемое нами правовое обеспечение опирается на правовую основу оперативно-розыскной деятельности, обусловлено наличием и действием норм, регулирующих все аспекты по применению технических средств при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности. При этом специфика задач оперативно-розыскной деятельности, закрепленных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[1]., выполняемых оперативными аппаратами исправительных учреждений, уточнена в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

На ведомственном уровне установлены функции оперативных аппаратов исправительных учреждений:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, подготавливаемых, совершаемых и совершенных в исправительных учреждениях, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- выявление, предотвращение и пресечение готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными;

- розыск лиц, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания;

- выявление и пресечение совместно с иными правоохранительными органами противоправной деятельности лиц, находящихся вне исправительных учреждений, негативно влияющих на оперативную обстановку в исправительных учреждениях;

- обеспечение личной безопасности персонала исправительного учреждения и членов их семей, осужденных, а также иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений;

- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, предотвращении, пресечении и раскрытии подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений;

- добывание информации о событиях, действиях или бездействии, о лицах, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной, экологической безопасности Российской Федерации.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

При этом допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий за пределами исправительных учреждений в случаях: розыска в установленном порядке осужденных, совершивших побег, осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; предупреждения, раскрытия подготавливаемого, совершаемого или совершенного в исправительных учреждениях преступления осужденными и иными лицами; исполнения поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам проверки сообщений по преступлениям.

Применительно к деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений на различных этапах развития уголовно-исполнительной системы правовое обеспечение процесса использования технических средств исследовалось в контексте с действующим законодательством.

Обозначенное в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года дальнейшее повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности немыслимо без совершенствования ее нормативно-правового регулирования. Именно разработка правовых основ оперативной работы позволяет использовать потенциал управляющего воздействия правовых норм в целях улучшения оперативно-розыскной деятельности, обеспечения соблюдения законности при ее осуществлении оперативными аппаратами исправительных учреждений.

Представляется, что правовое обеспечение включает в себя постоянный анализ правовых проблем практики, действующего законодательства, принятие соответствующих нормативных правовых актов, их совершенствование и развитие, направленные на повышение эффективности применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Правовое обеспечение применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений в широком смысле можно представить как систему нормативно-правовых актов, имеющих различную юридическую силу, в виде своеобразной пирамиды. Ее вершиной является Основной Закон - Конституция Российской Федерации, следующий ниже уровень составляет ряд законодательных актов, в числе которых прежде всего следует назвать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ряд законов, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы.

Следует отметить, что для характеристики современного состояния нами рассматривались основные показатели правового обеспечения применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности как фактора, влияющего на эффективность оперативной работы.

С учетом контент-анализа научных публикаций, а также анализа оперативно-розыскной практики функционирования оперативных подразделений состояние правового обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений может определяться совокупностью следующих основных показателей:

- законодательное регулирование допустимости использования технических средств в обеспечении функций, выполняемых оперативными аппаратами исправительных учреждений;

- нормативная регламентация организации применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений;

- нормативная регламентация использования результатов применения технических средств;

- нормативная регламентация обеспечения оперативных аппаратов исправительных учреждений требуемыми для практики оперативной работы техническими средствами;

- нормативная регламентация технической эксплуатации технических средств в исправительных учреждениях;

- нормативное закрепление квалификационных требований для сотрудников оперативных аппаратов исправительных учреждений по освоению и применению технических средств;

- наличие научно-методических материалов, разъясняющих правомочия, а также законность способов использования технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений.

В действующих законодательных актах, регламентирующих деятельность оперативных подразделений, указано на допустимость использования технических средств в исправительных учреждениях. В частности, ст. 83 и 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» регулируют допустимость использования технических средств оперативными аппаратами. К тому же практическая потребность в улучшении ведомственного регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе вызвала необходимость принятия дополнительных нормативно-правовых актов.

Применение технических средств контроля в исправительных учреждениях регламентировано в ст. 83 «Технические средства надзора и контроля» УИК РФ. Однако в ее действующей редакции изначально заложена узкая направленность применения технических средств лишь в отношении осужденных. Вместе с тем в функции оперативных аппаратов входит организация системы сбора оперативной информации о поведении не только осужденных, но и персонала и других лиц на территории исправительных учреждений. При этом отсутствие нормативно утвержденного перечня средств контроля вызывает правовую неопределенность понятия «технические средства контроля». В ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» можно отметить неограниченность видов «иных средств». Оперативные аппараты исправительных учреждений вправе использовать в оперативно-розыскной деятельности любые средства, безопасные как для осужденных и персонала, так и для окружающей среды, и в зависимости от оперативно-розыскной ситуации.

При этом следует учитывать положения ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о том, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные со снятием информации с технических каналов связи, получением компьютерной информации, контролем почтовых отправлений и сообщений, прослушиванием телефонных переговоров на стационарных объектах связи осуществляются опе-

ративно-техническими силами и средствами органов безопасности и внутренних дел.

Представляется, что содержание утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года можно дополнить перспективными направлениями в области улучшения и конкретизации технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности. На наш взгляд, такие дополнения в указанный концептуальный документ должны включать в себя:

- оснащение оперативных аппаратов исправительных учреждений современными техническими средствами в соответствии с нормами, требуемыми для выполнения задач и функций оперативно-розыскной деятельности;

- разработку новых образцов технических средств, удовлетворяющих потребности практики оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;

- внедрение систем оперативно-технического контроля и безбумажной перспективной технологии фиксации результатов оперативно-розыскных мероприяий с использованием технических средств;

- совершенствование организации специальной связи и информационного обеспечения деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений с перспективой автоматизированного переноса видео- и аудиофайлов, полученных путем применения имеющихся фото-и видеокомплектов, в информационной системе видео-, аудио- и другой аналитической информации, обрабатываемой подразделениями оперативно-розыскной информации территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

В заключении можно сформулировать следующие выводы:

1. В концепции исследования правовое обеспечение применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений воспринимается как совокупность законодательных и подзаконных правовых актов, устанавливающих допустимость применения технических средств, регламентирующих организацию их применения для обеспечения выполнения задач, возложенных на оперативные аппараты исправительных учреждений.

2. Результаты анализа нормативных правовых актов и правовых материалов, определяющих систему правового обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений, показывают необходимость совершенствования ведомственного нормативного правового регулирования вопросов принятия решений на применение технических средств в оперативно-розыскных мероприятиях.

3. В связи с необходимостью реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в области повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности, адекватного противодействия противоправным деяниям осужденных, необходимо совершенствование правового обеспечения организации применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений. Правовая основа в обозначенной предметной области получает возможность постоянного развития в результате целенаправленных теоретико-прикладных исследований в рамках предмета частной теории научно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, включая решение задачи правового и методического обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144 - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 01.07.2021).

2. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 апр. 2021 г. № 1138-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 20. Ст. 3397.

3. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 832 с.

4. Галахов С. С. Проблемы правового регулирования осуществления ОРД и направления его совершенствования в современных условиях // Научный портал МВД России. 2015. № 4(32).

References:

1. Federal Law No. 144 - FZ of August 12, 1995 "On Operational Investigative Activities" (ed. dated 01.07.2021).

2. On approval of the Concept of Development of the Penal Enforcement System of the Russian Federation for the Period up to 2030: order of the Government of the Russian Federation. Federation of April 29, 2021, No. 1138-r // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. 2021. No. 20. St. 3397.

3. Theory of operational investigative activity : textbook / edited by K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky, G.K. Sinilova. - M. : INFRA-M, 2006. - 832 p.

4. Galakhov S. S. Problems of legal regulation of the implementation of the ORD and directions of its improvement in modern conditions // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 4(32).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.