Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНЫЕ АППАРАТЫ / ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / THE LEGAL BASIS OF THE OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / OPERATIONAL APPARATUS / THE USE OF TECHNICAL MEANS IN CORRECTIONAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович, Вечкаев Николай Степанович

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования применения технических средств в исправительных учреждениях при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Раскрыты проблемы законодательной регламентации применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности, в исправительных учреждениях. Основной мыслью авторов является актуализация использования технических средств в практической деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений, развитие научной основы и совершенствование правового обеспечения данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович, Вечкаев Николай Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and improvement of the legal provision of the use of technical means by the operational apparatus of correctional institutions

The article deals with legal regulation the use of technical equipment in correctional facilities during the implementation of operational investigative activities. The problems of legislative regulation of the use of technical means in operational-search activities are disclosed, in correctional facilities. The main idea of the authors is the actualization of the use of technical means in the practical activities of the operational apparatus of correctional institutions, the development of the scientific basis and the improvement of the legal support of this process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЕПИФАНОВ Станислав Станиславович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, полковник внутренней службы. E-mail: nvechkaev@bk.ru;

ВЕЧКАЕВ Николай Степанович,

преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, капитан внутренней службы. E-mail: nvechkaev@bk.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования применения технических средств в исправительных учреждениях при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Раскрыты проблемы законодательной регламентации применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности, в исправительных учреждениях. Основной мыслью авторов является актуализация использования технических средств в практической деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений, развитие научной основы и совершенствование правового обеспечения данного процесса.

Abstract: The article deals with legal regulation the use of technical equipment in correctional facilities during the implementation of operational investigative activities. The problems of legislative regulation of the use of technical means in operational-search activities are disclosed, in correctional facilities. The main idea of the authors is the actualization of the use of technical means in the practical activities of the operational apparatus of correctional institutions, the development of the scientific basis and the improvement of the legal support of this process.

Ключевые слова: Правовая основа оперативно-розыскной деятельности, оперативные аппараты, применение технических средств в исправительных учреждениях.

Keywords: The legal basis of the operational-search activities, operational apparatus, the use of technical means in correctional facilities.

Одной из задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний, является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Решение этой задачи в современных условиях -сложный, трудоемкий процесс, обусловленный тем, что осужденные, противодействуя процессу исполнения наказаний, совершают новые виды криминальных деяний, используют новые средства для подготовки и совершения преступлений, в том числе в информационной и телекоммуникационной сфере. В этих условиях представляется важным повышение качества и результативности деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений на основе совершенствования технического аспекта оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем развитие технической составляющей оперативной работы требует дальнейшего переосмысления положений науки и практики оперативно-розыскной деятельности в аспекте комплексного использования гласных и негласных технических средств и методов для решения задач, стоящих перед оперативными аппаратами исправительных учреждений.

Право администрации исправительных учреждений круглосуточно использовать видеонаблюдение, аудиовизуальные и другие технические средства преследует конституционно значимые цели и является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность, осужденных и персонала, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных [2].

Заметим, что становление и развитие практики использования технических средств, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и соответственно правовое обеспечение этого процесса проходило в течение значительного периода. Вплоть до 1960-х годов проблема техниче-

ского обеспечения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и вопросы применения специальной техники не являлись предметом диссертационных исследований [9, с. 10-12].

Вместе с тем в настоящее время нормативно-правовое регулирование применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждениях представляет собой систему законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, которые определяют допустимость использования достижений научно-технического прогресса в оперативно-розыскной деятельности и регламентируют организацию, порядок, условия, способы и результаты применения технических средств в предупреждении и раскрытии преступлений и их правонарушений в исправительных учреждениях. Заметим, что законодательными нормами, как правило, устанавливается общая допустимость и возможность применения технических средств в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС. Вместе с тем вопросы организации, порядка и условий использования технических средств, способов их применения находятся в сфере подзаконного, ведомственного регулирования.

В ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (закон «Об ОРД») изложено: «В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде». Представляется, что содержащийся в ч. 3 ст. 6 глагол «используются» в отношении технических средств носит обязывающий характер. Вместе с тем оперативно-розыскные мероприятия осуществляются как с использованием, так и без использования технических средств. Здесь по нашему мнению точнее было бы указать «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе использовать» [10, с. 178].

В настоящее время Правительством РФ утверждены: перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для не-

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельн

оперативно-розыскная деятельность

гласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности [3]; перечень, содержащий виды специальных средств защиты, активной обороны, бронетехники и иного вооружения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы [4]; перечень и порядок использования технических средств надзора и контроля уголовно-исполнительными инспекциями; [5] перечень технических средств надзора и контроля, применяемых исправительными центрами [6], для предупреждения преступлений и правонарушений осужденных к принудительным работам.

Необходимо отметить самостоятельную группу ведомственных нормативных актов, регламентирующих применение в учреждениях, исполняющих наказания, инженерно-технических средств охраны и надзора [7]. Приняты ведомственные акты по организации связи, положенности и нормативным срокам эксплуатации инженерно-технических средств, определению категорий оборудования комплексом инженерно-технических средств охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы. На ведомственном уровне утвержден перечень инженерно-технических средств охраны и надзора [8]. Отдельные нормы, разрешающие использование технических средств, а также определяющие условия их применения и эксплуатации, содержатся в инструкциях по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов, надзору за осужденными, в нормативных правовых актах, регламентирующих проведение обысков и досмотров, в ведомственных актах, регламентирующих правила внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания, а также вопросы профилактики правонарушений. На основе данных нормативных документов в уголовно-исполнительной системе организуется и осуществляется работа по внедрению, применению и технической эксплуатации инженерно-технических средств. В принимаемых на ведомственном уровне концепциях обосновываются мероприятия по совершенствованию оборудования объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора, внедрению интегрированных систем безопасности исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Говоря о нормативных правовых актах, регламентирующих применение технических средств и методов в оперативно-розыскной деятельности, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, отметим, что их совокупность включает в себя:

- межведомственные нормативные акты в сфере оперативно-розыскной деятельности, принимаемые совместно различными министерствами и ведомствами;

- ведомственные нормативные акты по вопросам осуществления оперативно-розыскной деятельности, организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств. Следует отметить, что на основании ч.3 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» организация и тактика проведения Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме

наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации [1];

- ведомственные акты, регламентирующие нормы оснащения оперативных подразделений, а также нормы положенности техническими средствами обучения, необходимыми для профессионального образования оперативных сотрудников.

- ведомственные акты, регламентирующие организацию информационной системы оперативно-справочных и иных учетов, формирование и содержание автоматизированных банков данных оперативно-розыскного назначения;

- ведомственные акты, регламентирующие использование методов защиты оперативно-розыскной информации, средств ее хранения и обработки.

Законодательство в сфере защиты информации, а также Доктрина информационной безопасности Российской Федерации стали основой для разработки ведомственных актов, регламентирующих вопросы обеспечения информационной безопасности оперативных подразделений. Вместе с тем ведомственная нормативная база уголовно-исполнительной системы должна развиваться в области правовой регламентации защиты оперативно-розыскной информации, обрабатываемой и хранящейся в автоматизированных системах оперативных подразделений.

Содержание ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) Российской Федерации «Технические средства надзора и контроля» позволяют отметить следующее: использование технических средств администрацией исправительных учреждений направлено на осужденных, хотя для обеспечения безопасности требуется информация о поведении не только осужденных, но и других лиц, находящихся на территории исправительных учреждениях; уделяется внимание лишь надзору и контролю, однако существует неопределенность понятия «технические средства контроля» для исправительных учреждений; прямо не регламентировано применение инженерных и технических средств в охране исправительных учреждений, хотя ведомственными актами регламентируется использование инженерно-технических средств охраны и надзора; об использовании технических средств в отношении персонала не упоминается, хотя на практике для контроля несения службы используется видеонаблюдение, предлагается к внедрению система электронного мониторинга не только за осужденными, но за сотрудниками служб охраны, надзора; отсутствует законодательное закрепления требования безопасности применения в исправительных учреждениях инженерных и технических средств в отношении субъекта и объекта применения, природной среды.

С учетом изложенного возможны следующие изменения и дополнения в ст. 83 УИК РФ: замена термина «технические средства надзора и контроля» на выработанный практикой термин «инженер-

ные и технические средства охраны и надзора»; в п. 1 ст. 83 УИК РФ указать, что инженерные и технические средства охраны и надзора используются для предупреждения и пресечения побегов и других преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных и иных лиц; в п. 2 внести дополнение о том, что инженерные и технические средства не должны причинять преднамеренного вреда здоровью осужденных. Их применение должно быть безопасным для персонала и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, а также для окружающей среды.

Представляется целесообразным закрепление в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» обязанности операторов связи информировать руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (в том числе и руководителя органа уголовно-исполнительной системы) об исполнении его мотивированного решения о приостановлении оказания услуг связи. Данную обязанность можно было бы указать в ч.1 ст. 64 ФЗ «О связи». После словосочетания «информацию об оказанных услугах связи» после запятой дополнить словосочетанием «о приостановлении оказания услуг связи». Либо в ч.3 ст. 64 ФЗ «О связи» указать на необходимость уведомления органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ о принятых мерах по реализации операторами связи мотивированного решения о приостановлении услуг связи.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов в сфере информатизации позволяет определить общие тенденции развития государственной политики в области внедрения информационных технологий в сферу исполнения уголовных наказаний: создание и развитие федеральных и территориальных систем и сетей информатизации; обеспечение информационной безопасности; совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, внедрение отечественных систем и средств навигации и мониторинга, применение систем электронного документооборота в обеспечении правоохранительных функций в уголовно-исполнительной системе. В связи с этим направлениями развития информационно-технического обеспечения уголовно-исполнительной системы являются: разработка концептуальных подходов к организации информационного обеспечения опе-

ративно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе; функционирование автоматизированных банков данных оперативно-справочной и розыскной информации с перспективой доступа к ним по защищенным каналам связи оперативных сотрудников со своих автоматизированных рабочих мест; дальнейшее внедрение технологий спутниковых навигационных систем; переход на безбумажные технологии передачи служебной информации; совершенствование правового, организационно-технического обеспечения защиты оперативно-розыскной информации. С учетом действующих рекомендаций представляется необходимой ведомственная нормативная правовая регламентация оборудования служебных помещений оперативных подразделений исправительных учреждений техническими и физическими средствами защиты информации. Целесообразно наличие инструкции, регламентирующей защиту компьютерной информации, содержащейся в информационных системах оперативных подразделений, которая может включать в себя разделы, регламентирующие общие обязанности сотрудников оперативных отделов исправительных учреждений при работе с автоматизированными системами оперативно-розыскного назначения; организацию доступа к компьютерным системам; порядок использования программно-технических средств защиты информации; правила предоставления компьютерной информации на технических носителях и по каналам связи в процессе внутреннего и внешнего взаимодействия.

В заключении следует отметить, что в концепции исследования правовая основа научно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности воспринимается как совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих допустимость использования научно-технических средств и методов, регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты их применения для обеспечения выполнения функций, возложенных на оперативные подразделения. Представляется, что правовая основа в обозначенной предметной области получает возможность постоянного развития в результате целенаправленных теоретико-прикладных исследований в рамках предмета частной теории научно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, включая решение задачи правового и методического обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений.

Библиография:

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144 -ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019).

2. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 окт. 2010 г. № 1393-О-О; от 23 апр. 2013 г. № 688-О.

3. Постановление Правительства Рос. Федерации от 1 июля 1996 г. № 770.

4. Об утверждении перечня оружия, боеприпасов, бронемашин и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : постановление Правительства Рос. Федерации от 5 янв. 2001 г. № 6.

5. О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений: постановление Правительства РФ от 18 фев. 2013 г. № 134; Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 198.

6. Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам: постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. № 553.

7. Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы : утв. приказом Минюста России от 4 сент. 2006 г. № 279, с изм. и доп., внес. приказом Минюста России от 17 июня 2013 г. № 94; Руководство по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы: утв. приказом ФСИН России от 18 авг. 2006 г. № 574.

8. Наставление по связи в уголовно-исполнительной системе :утв. приказом Минюста России от 13 июня 2007 г. № 123; Перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний : утв. приказом ФСИН России от 3 марта 2005 г. № 38.

9. Епифанов С.С. Правовое регулирование и организация применения специальной техники в уголовно-исполнительной системе в целях предупреждения правонарушений: монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010. - 269с.

10. Епифанов С. С. Научно-техническое обеспечение правоохранительной деятельности в уголовно-исполнительной системе (междисциплинарное исследование правовых, организационных и методологических аспектов): монография. - Рязань: Издательство «Концепция», 2018. - 288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.