Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искалиев Равиль Гарифуллаевич, Пономаренко Александр Владимирович

В статье анализируется современная система организационно-структурного обеспечения подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Обозначается необходимость выработки научно обоснованных критериев, определяющих штатное построение подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел РФ, с учетом приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности данных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Искалиев Равиль Гарифуллаевич, Пономаренко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF ART OF THE ORGANIZATIONAL AND STRUCTURAL SUPPORT OF THE ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND THE PROSPECTS OF ITS IMPROVMENT

The article analyzes the modern system of the organizational and structural support of the economic security and anti-corruption units. The need of defining scientifically sound criteria determining internal formation of the economic security and anti-corruption units of the ministry of internal affairs of Russia considering the priority areas of operational and official activities of these units is expressed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 343.37 : 351.74 ББК 67.408

© 2021 г. Искалиев Равиль Гарифуллаевич,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности Академии управления

МВД России кандидат юридических наук.

E-mail: isk74ravil@gmaiï.œm

Пономаренко Александр Владимирович,

слушатель 2 факультета Академии управления МВД России.

E-mail: avp_19_avp@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье анализируется современная система организационно-структурного обеспечения подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Обозначается необходимость выработки научно обоснованных критериев, определяющих штатное построение подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел РФ, с учетом приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности данных подразделений.

Ключевые слова: экономическая безопасность, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, правоохранительные органы, приоритетные направления деятельности.

Iskaliev Ravil Garifullaevich - Associate Professor, the Department of Operational-Search Activities, Management

Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

Ponomarenko Aleksandr Vladimirovich - Student of the 2d Department of the Management Academy

of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

STATE OF ART OF THE ORGANIZATIONAL AND STRUCTURAL SUPPORT OF THE ECONOMIC

SECURITY AND ANTI-CORRUPTION UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA AND THE PROSPECTS OF ITS IMPROVMENT

The article analyzes the modern system of the organizational and structural support of the economic security and anti-corruption units. The need of defining scientifically sound criteria determining internal formation of the economic security and anti-corruption units of the ministry of internal affairs of Russia considering the priority areas of operational and official activities of these units is expressed.

Keywords: economic security, economic security and anti-corruption units, law enforcement agencies, priority areas of activity.

В настоящее время перед органами внутренних дел стоит задача формирования и развития организационной структуры как средства целенаправленной координации усилий всех образующих элементов. Это создается путем воздействия количественных и качественных преобразований на деятельность структурных подразделений, в результате изменяются или уточняются задачи, стоящие перед подразделениями, и методы работы. В каждом отдельном случае для конкретного подразделения возникает необходимость в преобразовании организационно-штатного построения в поисках новых организационных решений [1, с. 23].

В МВД России Главное управление ЭБиПК является главным структурным подразделением центрального аппарата, «выполняет функции головного подразделения МВД России по обеспечению экономической безопасности государства, противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности»*. В составе ГУЭБиПК МВД России функционируют Управление организации ОРД подразделений ЭБиПК (Управление № 1), Управление организации проверочных мероприятий и реализации оперативной информации (Управление № 2), а также 4 отраслевых управления. На отраслевые управления возлагается организация ОРД и непосредственная

* Приказ МВД России от 16.03.2015 № 340 «Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации».

борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности на приоритетных направлениях работы. К ним относятся: Управление «Р» - по борьбе с правонарушениями в сферах добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов; Управление «П» - по борьбе с правонарушениями в сферах производства и потребительского рынка; Управление «Ф» - по борьбе с правонарушениями в сфере финансовой деятельности. До недавнего времени четвертым отраслевым управлением являлось Управление «Б», основной задачей которого являлась борьба с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств. С 10 августа 2021 г. данное подразделение реорганизовано, в результате чего получило название Управление «К» - по противодействию преступлениям коррупционной направленности в области использования и распределения бюджетных денежных средств*.

Действующая организационно-штатная структура ГУЭБиПК МВД России оптимизирована и соответствует задачам осуществления комплексного анализа эффективности мер, принимаемых территориальными органами МВД России, их структурными подразделениями по реализации основных направлений государственной политики, отнесенных к компетенции Главного управления; мониторинга оперативной обстановки в установленной сфере деятельности, разработке мер по оперативному реагированию на ее изменение, а также подготовке проектов стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, на основе проводимого анализа прогнозов изменения оперативной обстановки.

Также, по мнению Л.В. Мищенко и Н.А. Те-плицына, подразделения ЭБиПК наделены оптимальным объемом полномочий, позволяющим успешно решать стоящие перед ними задачи [2, с. 219].

Аналогичной позиции придерживается Н.В. Макарейко, который отмечает, что наиболее обширными полномочиями по обеспечению экономической безопасности обладают органы внутренних дел [3, с. 136].

Преступность в сфере экономики - это сложное общественно опасное явление, ока-

зывающее значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой и иной деятельности, наносящее огромный вред экономике страны в целом. Экономические преступления отличаются достаточно высокой степенью общественной опасности ввиду их крайне деструктивного влияния на состояние экономики страны в целом [4, с. 201].

Кроме этого, по мнению И.Б. Гетмана, внут-риэкономические проблемы России осложнены дефицитом госбюджета, безработицей, экономическими санкциями в отношении России, увеличением объемов теневой экономики и другими негативными явлениями, характеризующими экономический спад [5, с. 62].

Сотрудники подразделений экономической безопасности работают в постоянно изменяющихся экономических условиях, что предъявляет повышенные требования к организационно-штатному обеспечению подразделений. Типовое положение о подразделении экономической безопасности и противодействия коррупции территориального органа МВД России на региональном уровне** не определяет структуру данных подразделений, обозначая лишь их основные задачи, функции и полномочия.

Правом утверждения организационной структуры и штатной численности подразделений ЭБиПК, в соответствии с п. 7 указанного Типового положения, наделен руководитель территориального органа внутренних дел МВД России. Этим объясняется, что при единых задачах, функциях и полномочиях структурное и штатное построение подразделений ЭБиПК в разных регионах значительно отличается.

Данные отличия характерны, в том числе, для распределения штатной численности среди аппаратов Управлений ЭБиПК и территориальных органов внутренних дел на районном уровне.

При этом объективные критерии для единообразного принятия подобных решений в настоящее время отсутствуют.

Рассмотрим штатное построение подразделений ЭБиПК на примере территориальных органов на региональном уровне в пределах Сибирского Федерального округа (табл.).

* Приказ МВД России от 08.06.2021 № 403 «Об организационно-штатных вопросах ГУЭБиПК МВД России».

** Утвержденное приказом МВД России от 06.06.2017 № 363.

Таблица

Штатное построение подразделений ЭБиПК территориальных органов Сибирского Федерального округа

Шта! сотрудников Э1 >иПК

Регион Всего УЭБиПК на региональном уровне Тер. органы на районном уровне Население региона (тыс.)

Новосибирская область 312 92 (29,5 %) 220 (70,5 %) 2 785,8

Республика Алтай 48 32 (66,5 %) 16(33,5%) 221,0

Алтайский край 263 108 (41 %) 155 (59%) 2 296,4

Иркутская область 309 155 (50,2 %) 154 (49,8 %) 2 375,0

Республика Хакасия 83 36 (43,4 %) 47 (56,6 %) 532,0

Кемеровская область 306 116 (37,9%) 190 (62,1 %) 2 633,4

Красноярский край 410 164 (40%) 246 (60 %) 2 855,9

Омская область 285 150(52,6%) 135 (47,4 %) 1 903,7

Томская область 122 51 (41,8 %) 71 (58,2 %) 1 070,3

Республика Тыва 53 27 (51 %) 26 (49 %) 330,4

Из приведенных сведений наглядно виден дисбаланс как в части формирования подразделений ЭБиПК на региональном уровне, так и в части распределения штатной численности сотрудников внутри территориального органа МВД России.

Так, в Республике Алтай, Иркутской области, Омской области, Республике Тыве численность сотрудников аппаратов Управлений на региональном уровне составляет более половины от общей штатной численности подразделений ЭБиПК (в Республике Алтай - 66,5 %). В то же время в Новосибирской области численность Управления ЭБиПК составляет лишь 29,5 % от общей штатной численности подразделений.

Обращает на себя внимание различие общей штатной численности подразделений ЭБиПК в указанных регионах. В субъектах с населением более 2 млн человек

штатная численность составляет от 263 до 410 единиц.

Аналогично наблюдается диспропорция в двух субъектах Сибирского федерального округа - Новосибирской области и Красноярском крае, где при примерно одинаковом населении региона штатная численность подразделений ЭБиПК составляет 312 и 410 единиц соответственно.

Безусловно, определение организационной структуры и штатной численности подразделений ЭБиПК руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне видится обоснованным ввиду специфики каждого региона (географическое расположение, уровень экономического развития, приоритетные для региона отрасли экономики).

Однако при этом считаем целесообразным выработку неких общих, понятных и

Рис. 1. Современное состояние организационно-структурного обеспечения подразделений ЭБиПК территориальных органов Сибирского Федерального округа

объективных критериев для организационно-штатного обеспечения подразделений экономического блока и на уровне МВД России. Подобными критериями в совокупности и при надлежащей научной проработке могли бы стать:

- уровень экономического развития региона;

- население региона;

- количество объектов оперативной заинтересованности;

- количество заявлений и обращений граждан (среднее значение за несколько лет);

- статистические показатели, характеризующие результативность обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции (среднее значение за несколько лет).

В этой связи согласимся с мнением А.В. Ва-сева и Ю.А. Левиной, которые еще в 2012 г. предложили подготовить ведомственный нормативный правовой акт, который бы утвердил Инструкцию об организационно-штатном построении подразделений ЭБиПК, в которой были бы предусмотрены нормативы положенности сотрудников ЭБиПК с учетом территориальных, географических, демографических и экономических особенностей региона [6, с. 34].

В обоснование актуальности выработки научно обоснованных критериев и акцентируя внимание на необходимости взвешенного подхода к формированию штатной численности отметим, что штатная численность подразделений ЭБиПК на региональном

уровне используется и в действующей системе оценки деятельности подразделений экономического блока*. Так, ежемесячно деятельность по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции оценивается по десяти статистическим критериям. В основе каждого из них лежит отношение достигнутого результата по тому или иному направлению работы к штатной численности подразделений ЭБиПК. Проводя дальнейший анализ современного состояния организационно-структурного обеспечения подразделений ЭБиПК, отметим, что также в отдельных регионах наблюдается различие и в использовании в штатных структурах подразделений должностей федеральных гражданских служащих и работников (рис. 1).

Так, в штатную структуру УЭБиПК ГУ МВД России по Красноярскому краю входят 13 должностей работников, в УЭБиПК ГУ МВД России по Иркутской области - 6 работников, в Омской области - 1 ФГГС и 4 работника, в Кемеровской области - 4 ФГГС и 1 работник. В Управлениях ЭБиПК по Новосибирской области, Алтайскому краю, Республике Хакасия, Томской области, Республике Тыве - по одному работнику или ФГГС.

Указанное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии единых критериев организационно-штатного построения подразделений ЭБиПК, необходимости определения конкретных перечней должностей, отнесенных к категориям аттестованного состава, федеральных гражданских служащих и работников, указания конкретного должностного функционала для каждой из указанных категорий.

Наконец, наибольшие различия в организационном построении, обусловленные различной штатной численностью сотрудников, наглядно видны в самом организационном построении подразделений экономического блока. При этом налицо отсутствие единых критериев, определяющих сочетание линий обслуживания в рамках структурных подразделений.

Например, Управление ЭБиПК МВД по Республике Алтай состоит из 3 отделов, в рамках которых сформированы отделения, группы и

направления по противодействию конкретным видам экономической преступности.

1. Отдел организации ОРД, зонального контроля и документальных исследований:

- группа документальных исследований.

2. Отдел по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, подрыву экономических основ организованной преступности и противодействию финансированию террористической и экстремистской деятельности:

- группа по противодействию финансированию террористической и экстремистской деятельности;

- группа по защите бюджетных средств.

3. Отдел по борьбе с преступлениями на приоритетных для региона направлениях:

- отделение по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения;

- группа по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ и строительства;

- направление по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Для схожего по численности Управления ЭБиПК МВД по Республике Тыве характерно иное организационно-штатное построение. При наличии в структуре того же количества отделов (3), их функциональное назначение иное.

I. Отдел по борьбе с преступлениями коррупционной направленности и подрыву экономических основ ОГиПС:

- группа по противодействию финансирования террористической и экстремистской деятельности.

II. Отдел по борьбе с преступлениями в сферах налогообложения и защиты бюджетных средств:

- группа проведения документальных исследований и ревизий.

Ш. Отдел по борьбе с преступлениями на приоритетных направлениях:

- группа организации ОРД и оперативно-справочных учетов;

- направление по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

* Распоряжение МВД России от 12.09.2019 № 1/1552дсп «О системе изучения и оценки оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности».

УЭБиПК МВД по Республике Алтай

УЭБиПК МВД по Республике Тыве

Отдел организации ОРД,зонального контроля и документальных исследованйй.

группа документальных исследований

Отдел по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, подрыву^ экономических основ организованной. преступности и противодействию'

финансированию террористической / и экстремистской деятельности

по

пр0тив0дристви(0' финансированию террористической и

группа

финанс]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экстремистской деятельности /

группа по защите бюджетных средств

Отдел по борьбе с преступлениями на приоритетных для региона направлениях

отделение по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения

группа по борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ и строительства

направление по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационно-

телекоммуникационных технологий

/

/

/

Отдел по борьбе с преступлениями в сферах налогообложения и защиты бюджетных средств

группа проведения документальных исследован1}й и ревизий у'

Отдел по у борьбе с преступлениями коррунцирйпой направленности и подрыву экономических основ ОГиПС / У Ч Ч Ч ч

Труппа по противодействию финарсировани террористической и экстре«#истской деятельности

Отдел по борьбе с преступлениями на приоритетных направлениях

группа организации ОРД и оперативно-справочных учетов

направление по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Рис. 2. Организационно-штатное построение подразделений ЭБиПК по Республике Алтай и Республике Тыве

Одновременно в структуре Управления ЭБиПК МВД по Республике Тыве, в отличие от Управления ЭБиПК МВД по Республике Алтай, в качестве самостоятельного структурного подразделения выделяется канцелярия.

В структурном построении Управлений экономической безопасности с большей штатной численностью по округу различия еще более очевидны.

Таким образом, можно сделать вывод, что при достаточно оптимизированной в настоящее время структуре Главного управления ЭБиПК МВД России организационно-структурное построение подразделений экономического блока на региональном уровне требует дальнейшей проработки и совершенствования.

При этом необходимо обратить внимание на возможность применения так называемых гибких организационных форм, позволяющих осуществлять оперативный маневр

силами и средствами в зависимости от изменения оперативной обстановки, определения новых приоритетных направлений деятельности [1, с. 24].

С этой целью необходимо выработать единые, объективные и научно обоснованные подходы к формированию штатного построения, что позволит руководителям территориальных органов внутренних дел на региональном уровне взвешенно подходить к решению вопросов организационно-структурного построения подразделений ЭБиПК, не допуская объединения отдельных сотрудников в структурные подразделения (отделения, группы) без достаточных к тому оснований, по весьма надуманным предлогам, путем простого сложения направлений (линий) работы, отраслей и даже сфер экономики, зачастую не имеющих тесных экономических взаимосвязей.

Литература

1. Анисимов А.П. Оптимизация организационно-структурного обеспечения штабной функции в территориальных органах МВД России на региональном уровне // Отечественная юриспруденция. 2017. № 2 (16).

2. Мищенко Л.В., Телицын Н.А. К вопросу об оптимизации организации деятельности подразделений ЭБиПК по проверке заявлений (сообщений) о преступлениях экономической и коррупционной направленности // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44).

3. Макарейко Н.В. Полиция как субъект обеспечения экономической безопасности // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 23.

4. Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3.

5. Гетман И.Б. Роль полиции в обеспечении экономической безопасности России // Современное общество и власть. 2017. № 2 (12).

6. Васев А.В., Левина Ю.А. Актуальные проблемы организации оперативно-розыскной деятельности территориальных подразделений экономической безопасности МВД России по линии борьбы с коррупцией и пути их решения // Труды Академии управления МВД России. М., 2012. № 3 (23).

Bibliography

1. Anisimov A.P. Optimization of organizational and structural support of the staff function in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level // Domestic jurisprudence. 2017. № 2 (16).

2. Mishchenko L.V., Telitsyn N.A. On the issue of optimizing the organization of the activities of EBS&PK subdivisions for verifying statements (messages) about crimes of economic and corruption orientation // Bulletin of the N. Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 4 (44).

3. Makareiko N.V. Police as a subject of ensuring economic security // Bulletin of the N. Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 23.

4. Kuznetsova E.I., Filatova I.V. Economic crime and its impact on economic security // Bulletin of economic security. 2017. №2 3.

5. Getman I.B. The role of the police in ensuring the economic security of Russia // Modern society and power. 2017. № 2 (12).

6. Vasev A.V., Levina Yu.A. Actual problems of organizing operational-search activities of territorial units of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the fight against corruption and ways to solve them // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M., 2012. № 3 (23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.