Политология
УДК 321
DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-2-52-64
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ УМВД РОССИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY AND COUNTERACTION OF CORRUPTION OF THE ADMINISTRATION OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE TRANSBAIKAL REGION, AS A POLITICAL PROCESS
Т. E. Бейдина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
Т. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
О. В. Погулич,
Забайкальский государственный университет г. Чита [email protected]
O. Pogulich,
Transbaikal State University, Chita
Я. Ю. Дуров,
Забайкальский государственный университет г. Чита [email protected]
Y. Durov,
Transbaikal State University, Chita
А. В. Новикова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
А. Novikova,
Transbaikal State University, Chita
Дана оценка антикоррупционной политики как политического процесса на региональном и локальном уровнях. Цель исследования - выявить стадии политического процесса по антикоррупционной политике, ориентированные на предупреждение негативных последствий коррупционной деятельности. Уровни политического процесса связаны с развитием социально-экономических и политических различий регионов. Наблюдается кризис международных отношений, глобализации и усиление национальных трендов, в том числе в динамике развития политических процессов. Борьба с терроризмом, эпидемия COVID-19, экологические проблемы, антикоррупционная политика не объединяют в глобальном ракурсе, а «распадаются» и становятся проблемами отдельных стран, а не всего современного сообщества. Такова специфика политического процесса на глобальном и национальном уровнях. Рассмотрены проблемы управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) УМВД Российской Федерации по Забайкальскому краю, которое входит в состав полиции. Организация является оперативным подразделением, которое в пределах своей компетенции осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную против преступлений по отношению к государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Специфика деятельности УЭБиПК УМВД России по Забайкальскому краю - выявление и документирование экономических, коррупционных, должностных преступлений, а также осуществление оперативного сопровождения антикоррупционной политики, носящей (как политический процесс) в Забайкальском крае нестабильный характер (с учетом приграничного расположения) и имеющий четыре уровня: выявление, реагирование, предупреждение и оценка эффективности. Кроме того, проанализирована политическая устойчивость, необходимая для реализации антикоррупционной политики Забайкальского края. Главное направление этой политики - преступления экономической направленности, совершенные с использованием информационно-коммуникационных технологий. В работе дана характеристика эффективности антикоррупционной политики в Забайкальском крае
© Т. Е. Бейдина, 0. В. Погулич, Я. Ю. Дуров, А. В. Новикова, 2021
52
Ключевые слова: антикоррупционная политика; противодействие коррупции; Забайкальский край; коррупционные преступления; экономическая безопасность; государственная власть; органы местного самоуправления; государственная политика; методы борьбы с коррупцией; политический процесс; информационная безопасность
The article is relevant, since it provides an assessment of anti-corruption policy as a political process at the regional and local levels. Purpose of the article: to identify the stages of the political process on anti-corruption policy focused on the prevention of the negative consequences of corruption. The levels of the political process, as substantiated in the article, are associated with the development of socio-economic and political differences between regions. The identification of these levels is the scientific novelty of this study. In the modern period, there is a crisis of international relations, globalization and the strengthening of national trends, including in the dynamics of the development of political processes. The fight against terrorism, the COVID-19 epidemic, environmental problems, and anti-corruption policies are not united in a global perspective, but "disintegrate" into national apartments and become problems of individual countries, not the entire modern community. This is the specificity of the political process at the global and national levels. The article is devoted to the problems of managing economic security, and combating corruption of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Transbaikal Region (hereinafter UEBiPK UMVD of Russia for the Transbaikal Region), further which is part of the police. This organization is an operational subdivision that carries out, within its competence, operational-search activities directed against crimes in relation to state power, the interests of the civil service and service in local government bodies.
The specificity of the activities of the UEBiPK UMVD of Russia for the Transbaikal Region is the identification and documentation of economic, corruption malfeasance, as well as the implementation of operational support for anti-corruption policy. Anti-corruption policy as a political process in the Transbaikal Region is unstable, taking into account the cross-border specifics and has four levels: detection, response, prevention and evaluation of effectiveness. This conclusion is a scientific achievement of the authors. In addition, the author analyzes the political stability that is necessary for the implementation of the anti-corruption policy of the Transbaikal Region. The main thrust of this policy is economic crimes committed using information and communication technologies. The article describes the effectiveness of anti-corruption policy in the Transbaikal Territory
Key words: anti-corruption policy; anti-corruption; Transbaikal Region; corruption crimes; economic security; state power; local authorities; state policy; methods of combating corruption; political process; information security
Б ведение. В условиях политической устойчивости важнейшим фактором стабильности в обществе является способность экономической системы обеспечить всем гражданам России достойное качество жизни, возможность реализации ими своих способностей.
Необходимое условие функционирования и развития политического курса Российской Федерации - снижение уровня экономических преступлений, которые, по данным статистики МВД России, увеличиваются. Большинство преступлений совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, сети «Интернет» и средств мобильной связи.
Целесообразно в сфере борьбы с экономическими преступлениями задействовать мощные аналитические и прогностические средства, изучать криминогенную обстановку и выработать меры по противодействию экономической преступности. В этом практическая значимость статьи, которая ориентирует на предупреждение и
оценку эффективности антикоррупционной политики как политического процесса. Таким образом, актуальность и практическая значимость исследования не вызывает сомнений.
Изучаемая проблематика определяет выбор объекта, предмета, целей и задач.
Объектом исследования выступает государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с экономическими преступлениями; предметом - эффективность проводимой политики по борьбе с экономическими преступлениями коррупционной направленности в Забайкальском крае.
Цель исследования заключается в анализе эффективности государственной политики по борьбе с экономическими преступлениями в Забайкальском крае и способах ее повышения с точки зрения политического процесса.
На основании указанной цели сформулированы следующие задачи:
- выявить стадии политического процесса в антикоррупционной политике;
- раскрыть понятие и сущность экономических преступлений коррупционной направленности;
- охарактеризовать основные направления и методы борьбы с экономическими преступлениями в современной России;
- определить сущность государственной политики и ее специфику;
- проанализировать специфику борьбы с экономическими преступлениями в Забайкальском крае;
- определить степень эффективности борьбы с экономическими преступлениями в Забайкальском крае и выработать рекомендации для ее повышения.
Степень изученности темы. Антикоррупционная политика как политический процесс оценивается с точки зрения четырех уровней: выявление, реагирование, предупреждение и оценка эффективности. Теоретическим и практическим вопросам обеспечения экономической безопасности, проблемам формирования механизмов противодействия экономическим преступлениям посвящены научные труды Г. А. Аванесова, С. С. Сулакшина, В. М. Есипова [4], В. В. Лобанова, М. Н. Матюшина, Г. К. Мишина [6], Л. В. Смор-гунова, В. А. Тупчиенко, С. В. Дьякова [5] и других ученых.
Вместе с тем недостаточно исследованы проблемы эффективности и реализации информационно-аналитического обеспечения органов МВД в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Модернизацию информационной безопасности, как одну из основополагающих частей национальной безопасности в системе политического процесса, считают обязательной такие исследователи, как М. Д. Березинская, L. Gordon, R. Moore, T. Schlienger, J. Wiley, А. Ю. Азаров,
A. Е. Лызь, К. О. Полыхань, В. П. Талимончик,
B. М. Шварев, J. Andress.
Исследованиями вопросов информационной безопасности политико-правовой сферы занимались Я. В. Катуев, К. И. Кузнецов, А. А. Чеботарева, И. Стуженко, А. И. Шеме-тов, M. Jessica, R. Lynne, A. Merwe, G. Peace, L. Freeman, S. Gartner, J. Hughes.
Информационную безопасность в системе национальной безопасности изучали Е. В. Алексеева [1], А. А. Галушкин, Е. А. Про-ценко, В. П. Шерстюк, М. А. Сизьмин [8], D. M. J. Fiddner, M. T. Ahles, D. C. Gompert, J. F. Stickman. В системе муниципального и
государственного управления информационную безопасность рассматривали А. В. Баскаков, С. Е. Зайцев, А. Н. Ищенко, А. В. Нестеров, Г. Л. Рогальский, Y Cherdantseva, C. Gray, A. McCullagh, A. J. Ramirez, S. Samonas.
Методологическая основа исследования. Применены принципы системности, а также специальные и общенаучные методы исследования. Особенности объекта исследования раскрываются благодаря обращению к количественным и качественным методам исследования. Из частнонаучных применен, прежде всего, статистический метод. Использование различных приемов позволяет провести анализ проблем борьбы с экономическими преступлениями и достижения поставленных целей и задач.
Основная часть. Анализируя уровни политического процесса в Забайкальском крае с точки зрения антикоррупционной политики, делаем вывод, что политический процесс предполагает сочетание глобальных и локальных проблем, является динамическим отражением политики. Политические процессы требуют многообразных характеристик политических институтов и развития информационной безопасности, которая ориентирована на интересы государства как в политической, так и в других сферах.
Существуют различные уровни политического процесса: локальный, региональный, глобальный. В условиях пандемии ко-ронавируса необходимо международное взаимодействие или развитие международного политического порядка на глобальном уровне. Глобальная безопасность предполагает борьбу с терроризмом, предотвращение локальных конфликтов, решение вопросов Нагорного Карабаха, Беларуси и в целом стран СНГ. Налицо кризис международных отношений, глобализации и усиления национальных трендов, в том числе в динамике развития политических процессов.
Борьба с терроризмом, эпидемия COVID-19, экологические проблемы не объединяются в глобальном ракурсе, а «распадаются» и становятся проблемами отдельных стран, а не всего современного сообщества. Такова специфика политического процесса на глобальном и национальном уровнях, которая отражается на антикоррупционной политике.
Политические процессы требуют подключения социальных преобразований и
политических институтов. Изменение конфигурации международного политического пространства, возникновение в условиях глобализации новых центров силы и политических акторов вызывают научный интерес к исследованию проблемы информационной безопасности политического процесса, ее предпосылок и факторов обеспечения. Один из наиболее влиятельных мировых политических трендов современного периода - взаимозависимость стран и народов. Это внешняя предпосылка для развития информационной безопасности политического процесса. Информационная безопасность сопровождается не только позитивными феноменами, но и проявлениями и усилениями глобальных информационных угроз национальным интересам государств в политической и других сферах, безусловно, влияющими на антикоррупционную политику, которая в рамках политического процесса имеет четыре уровня: выявление, реагирование, предупреждение и оценка эффективности.
Авторы отмечают информационный подход, где обоснованы реально действующие информационные акторы. Здесь акцентируется внимание на том, что информационная безопасность - это составляющая политического процесса, ориентированная на защищенность органов власти от манипулирования информации.
Очевидно, что политический процесс включает объекты и субъекты (государство, политические партии, гражданское общество и т. д.). К субъектам политического процесса можно отнести информационную составляющую с учетом значимости информации для органов власти.
Характеристика регионального аспекта позволяет отметить, что основными акторами регионального политического процесса являются:
- система органов государственной власти, муниципалитеты, партии, иные политические организации;
- деятели, реализующие информационную безопасность как необходимое условие функционирования органов власти любого уровня;
- население регионов и муниципалитетов;
- система международных отношений.
Такой подход к региональным политическим процессам позволяет точнее раскрывать группы влияния, действующие в
субъектах Российской Федерации. В XXI в. стало значительно проявляться влияние деструктивных факторов на различные сферы общества. Началась дезинтеграция политических структур и традиционных систем, которые в предшествующие этапы развития государства стали обладать более или менее стабильным характером, на что обращал внимание отечественный исследователь А. С. Панарин и исследователи философии постмодернизма. Будучи общественным явлением, политический процесс подчиняется культурным, общественным, религиозным, финансовым воздействиям. Политический процесс, имеющий определенный характер, формируется в пространстве и во времени. Представляя собой политические изменения, политические процессы обладают конкретными ритмами, темпами, последовательностью реализации. Сигналы, идущие из внешней среды, в виде условий, степени удовлетворения, многообразны в разных государствах. Благодаря им, формируется напряженность процесса, разрешение которого возможно путем повышения эффективности давления на органы власти, а также смены властных акторов или изменения типа управления.
Авторами дана оценка информационной безопасности политического процесса. Текущие и стратегические задачи внешней и внутренней политики государства по обеспечению информационной безопасности основываются на «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г», которая утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г № 537. Для «обеспечения информационной безопасности Российской Федерации необходимо преодолеть технологическое отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, определяющих состояние национальной безопасности, разработать и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами, а также условия для гармонизации национальной информационной инфраструктуры».
Государственная политика борьбы с экономическими преступлениями на уровне субъекта РФ - Забайкальского края по своим принципам, задачам и направлениям в целом соответствует общегосударственной тенденции.
Субъектами по предупреждению и борьбе с экономической преступностью в Забайкальском крае являются:
1) органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, управление Федеральной налоговой службы Забайкальского края, управление Федеральной таможенной службы Забайкальского края, управление Федеральной антимонопольной службы Забайкальского края, управление Федерального казначейства Забайкальского края и др.);
2) правоохранительные органы;
3) Прокуратура Забайкальского края, специальные подразделения по обеспечению экономической безопасности УМВД по Забайкальскому краю, управление Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю, Следственное управление Следственного комитета РФ по Забайкальскому краю;
4) частные и общественные организации.
Нормативно-правовую базу по борьбе
с экономическими преступлениями в Забайкальском крае составляет федеральное и региональное законодательство: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ «О полиции», ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон Забайкальского края от 11 февраля 2009 г (с изменениями на 10 марта 2020 г) № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» и другие.
В Забайкальском крае уже не первый год набирает темпы криминализация основных отраслей экономики. За первое полугодие 2020 г, например, выявлено 317 преступлений, за 2019 г - 325. Из них 84 преступления в крупном и особо крупном размере в составе организованных групп и групп лиц по предварительному сговору, возмещение которого составило свыше 13 млн р.
В этих условиях значительная роль в борьбе с преступлениями отводится оперативно-розыскным подразделениям Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Забайкальскому краю (далее УЭБиПК УМВД России по Забайкальскому краю).
Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является видом государственной деятельности. Она осуществляется глас-
но и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Важным является информационная деятельность. Информационный аспект имеет большое значение, так как работа с информацией, над информацией, с источниками информации составляет главное содержание антикоррупционной политики. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных участников.
В Забайкальском крае осуществляется комплекс мероприятий по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями в государственных структурах. Активно действует рабочая группа по проверке законности расходования денежных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.
В целях декриминализации потребительского рынка в Чите и Забайкальском крае регулярно проводятся масштабные оперативно-профилактические операции, направленные на выявление контрафактной и фальсифицированной продукции: «Контрафакт», «Сеть», «Алкоголь», «Табак», «ГСМ» и др. В территориальные подразделения полиции Забайкальского края направлены рекомендации по документированию преступной деятельности лиц, занимающихся изготовлением и сбытом этой продукции, и доказыванию субъективной стороны состава преступлений.
Одним из приоритетных направлений деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции является борьба с коррупцией, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Особую тревогу вызывают проявления коррупции в сфере предоставления образовательных услуг, связанных со сдачей экзаменов. Сотрудниками УЭБиПК УМВД России по Забайкальскому краю на постоянной основе проводятся мероприятия в учебных заведениях на предмет выявления фактов вымогательства взяток со стороны недобросовестных преподавателей.
Статистика по должностным преступлениям по данным УМВД России по Забайкальскому краю (раскрытых УЭБ и ПК по г. Чита) / Statistics on malfeasance according to the data of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Transbaikal Region (disclosed by the UEBiPK for the city of Chita
Вид преступления (кол-во случаев) / Type of crime (number of cases) Значение показателя за год / Indicator value for the year
2017 r. 2018 r. 2019 r.
Мошенничество ст. 159, ч. 3 / Fraud Art. 159, Part 3 142 97 184
Присвоение или растрата ст. 160, ч. 3 / Misappropriation or waste Art. 160, Part 3 79 27 54
Взяточничество / Bribery of ст. 290 / Art. 290 ст. 291 / Art. 291 ст. 291.1 / Art. 291.1 25 7 10 25 5 3 43 11 6
Ряд преступлений связан с сельским хозяйством, строительством и связью, лесной отраслью и ТЭК. Коррупционные преступления выявлены и в сфере страхования, земельных отношений, внешнеэкономической деятельности и госзаказах.
Ущерб от коррупционных и экономических преступлений составил в 2019 г. 351,662 тыс. р., а в первом полугодии 2020 г. - 130,760 тыс. р. Благодаря работе правоохранительных органов края, в 2019 г в бюджет возмещено 131,862 тыс. р., за 6 месяцев 2020 г. - 93,486 тыс. р., что составляет 37 и 72 % от суммы ущерба соответственно.
В 2018-2020 гг. в регионе зарегистрировано 831 преступление коррупционной направленности, из которых 47,6 % составляют служебные подлоги. Значительная часть из них поставлена на учет органами внутренних дел, которым удалось пресечь коррупционную деятельность высокопоставленных чиновников ряда краевых ведомств. По материалам УМВД России по Забайкальскому краю, выявлялись преступления по фактам растрат и хищений бюджетных средств в рамках реализации государственных и муниципальных контрактов, использования государственных субсидий, фактам получения взяток. В подразделениях уголовно-исполнительной системы выявлялись правонарушения, связанные с доставкой спецконтингенту запрещенных предметов, наркотических средств, мобильной связи, продуктов питания.
В 2019 г правоохранительными органами расследовано с направлением в суд 317 уголовных дел в отношении 243 граждан, а в первом полугодии 2020 г - 150 преступлений в отношении 117 лиц. В текущем году основная нагрузка по расследованию коррупционных преступлений легла на следственные
подразделения, где лидирует Следственное управление Следственного комитета России по Забайкальскому краю (далее - СУ СК России по Забайкальскому краю).
Судами с начала 2020 г рассмотрено 117 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 142 подсудимых. По итогам рассмотрения вынесены обвинительные приговоры, за исключением двух уголовных дел, по которым оправданы четверо подсудимых.
Вместе с тем работа правоохранительных органов по борьбе с коррупцией требует совершенствования. Прежде всего, остается неэффективна работа по пресечению фактов взяточничества. В период с 2019 г на начало 2020 г привлечены к уголовной ответственности за получение взяток лишь 15 человек, за дачу взятки - 20. Однако за 9 месяцев 2020 г. общая сумма взяток по выявленным в крае преступлениям превысила 20 млн р., что значительно выше результатов прошлого года.
Забайкальский край принимает участие и в международной борьбе с экономическими преступлениями. Мировое сообщество в целях осуществления борьбы с преступлениями экономической направленности, ставшими насущной проблемой для многих развитых стран, объединилось для создания системы возврата денежных средств, полученных криминальным путем. Активное участие в борьбе с преступлениями в сфере экономики через Национальное центральное бюро Интерпола УМВД России принимают 73 субъекта Российской Федерации, куда входит и Забайкальский край.
Используя каналы Интерпола, можно оперативно получать информацию об активах физических и юридических лиц, разме-
щенных в зарубежных банках. Работа в сфере борьбы с экономическими преступлениями постоянно совершенствуется, применяются современные технологии и методики, направленные как на предотвращение видов преступлений, так и на ликвидацию их последствий. Национальное центральное бюро Интерпола УМВД России по Забайкальскому краю осуществляет деятельность в рамках своей компетенции, поддерживая и реализуя один из основных принципов международного уголовного права - неотвратимость наказания.
Политика по борьбе с экономическими преступлениями в Забайкальском крае соответствует государственной политике, проводимой в Российской Федерации. Но особенностью, отличающей Забайкальский край от других субъектов федерации, является его приграничное положение. Поэтому органам, осуществляющим борьбу с экономическими преступлениями, необходимо уделять внимание именно этой особенности.
Статистика Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов определяет «лидеров» по выявленным коррупционным преступлениям - Красноярский, Забайкальский края и Иркутскую область. В Республике Тыва, напротив, общее число преступлений коррупционной направленности достаточно низкое.
Анализ статистических показателей свидетельствует о том, что в период с 2010 по 2013 гг. количество официально зарегистрированных фактов взяточничества в Российской Федерации снизилось, однако с 2014 г повышается. Данная тенденция имеет место в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Количество преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, в Российской Федерации за последние пять лет не превышает семи тысяч. Наивысшие показатели получения взяток в Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах отмечаются в Забайкальском и Красноярском краях. В каждом из них ежегодно в среднем совершается около 150 преступлений. Низкие показатели регистрации преступлений по ст. 290 УК РФ наблюдаются в республиках Тыва и Саха (Якутия), где ежегодно регистрируется не более девяти коррупционных преступлений, связанных с получением взятки.
Высокий уровень регистрации посредничества во взяточничестве зарегистрирован
в Забайкальском крае, Республике Бурятия, Иркутской области и Красноярском крае.
По итогам 10 месяцев 2020 г. сотрудниками УМВД России по Забайкальскому краю выявлено 64 преступления коррупционной направленности, зарегистрированные на территории Забайкальского края, из которых 50 преступлений требуют обязательного следствия, 43 - тяжких; 15 - совершенных в крупном и особо крупном размере. Уголовных дел закончено производством - 53, из них направлено в суд - 51, должностных преступлений - 32.
Количество выявленных лиц, совершивших коррупционные преступления, 39, из них к уголовной ответственности привлечены 36.
Ущерб по выявленным преступлениям составил 63 803 тыс. р., возмещено 4 720 тыс. р. Средняя сумма взятки составила 117 тыс. р.
Выявлен один факт легализации денежных средств в размере 600 тыс. р., полученных преступным путем, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ.
Несмотря на снижение общего количества коррупционных преступлений, отмечается рост количества выявленных и привлеченных к уголовной ответственности лиц, что достигнуто за счет уменьшения количества дополнительных составов совершенных преступлений. Так, в 2017 г. доля дополнительных составов преступлений от общего количества уголовных дел составляла 25 %, в 2018 г (10 месяцев) - 15 %. Налицо рост преступлений, выявленных по оперативной информации (49 преступлений).
Согласно статистической оценке территориальных органов МВД России по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции, Забайкальский край по итогам июля 2020 г. с оценкой «удовлетворительно» находился на втором месте в Сибирском федеральном округе по количеству выявленных преступлений, предусмотренных ст. 290, 291.1 УК РФ, совершенных в крупном и особо крупном размере. По данным, за этот же период между регионами, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, Забайкальский край находится на первом месте, а в общей оценке по России - на 12-м.
Согласно Приказу МВД России № 1040 от 31 декабря 2013 г «О вопросах оценки де-
ятельности территориальных органов МВД РФ», по числу лиц, в отношении которых уголовные дела направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям коррупционной направленности, в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции, УМВД России по Забайкальскому краю за 9 месяцев 2020 г. заняло 49-е место среди всех регионов РФ (АППГ - 81).
Основные сферы экономической деятельности, в которых выявлены коррупционные преступления, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года не изменились: финансово-кредитная система, потребительский рынок, сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение, лесопромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство.
В качестве примера коррупционного преступления в сфере здравоохранения рассмотрим уголовное дело, возбужденное по материалам сотрудников УЭБиПК УМВД России по Забайкальскому краю по ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении работников ГУЗ «Улетовская ЦРБ». Согласно материалам дела, работники ГУЗ «Улетовская центральная районная больница», являясь должностными лицами, совершили хищение денежных средств ГУЗ «Улетовская ЦРБ». В результате незаконных действий причинен имущественный ущерб на общую сумму более 12,5 млн р. В сентябре 2018 г. уголовное дело направлено в суд.
На постоянной основе организована совместная работа УМВД и Прокуратуры Забайкальского края, направленная на изобличение преступной деятельности высокопоставленных должностных лиц, совершающих коррупционные правонарушения и преступления.
В качестве примера рассмотрим уголовное дело, возбужденное в отношении министра сельского хозяйства Забайкальского края М. Н. Кузьминова и его заместителя И. Р. Малакшиновой по факту превышения должностных полномочий (предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) и факту воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (предусмотренное ч. 2 ст. 169 УК РФ), совершенных при выплате субсидий, выделенных Правительством РФ и предназначенных для компенсации ущерба сельхозпроизводителям Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного
характера в 2016 г, и вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций. По результатам указанных действий пострадало не менее семи сельхозпроизводителей, которым причинен ущерб на сумму более 10 млн р.
Однако, несмотря на положительные примеры результатов работы совместной деятельности, а также проведение рабочих встреч в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, на которых обсуждаются все проблемы и вопросы, связанные с реализацией имеющихся материалов коррупционной направленности, имеются примеры уголовных дел, когда межведомственное взаи модействие УМВД России по Забайкал ь-скому краю, Прокуратуры Забайкальского края и СУ СК России по Забайкальскому краю остается не на должном уровне.
Так, пример возбуждения уголовного дела по двум составам преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 290 УК РФ, в отношении группы лиц, являющихся должностными лицами, занимающихся составлением заведомо ложных ветеринарных сертификатов на партии отправляемых с территории Забайкальского края лошадей, которое было возбуждено только после проведения неоднократных межведомственных встреч, указанных ведомств, в том числе с участием первых лиц.
В ходе расследования данных уголовных дел СУ СК России по Забайкальскому краю дополнительно возбуждено 14 уголовных дел, предусмотренных ч. 5 ст. 290 УК РФ. Общая сумма полученного вознаграждения указанными лицами составила более 3 млн 525 тыс. р.
Приведем пример по возбуждению уголовного дела по двум составам преступлений, предусмотренных ч. 6 ст. 290 УК РФ в отношении министра здравоохранения Забайкальского края М. Н. Лазуткина, который за денежное вознаграждение оказал покровительство и обеспечил победу директору коммерческой организации в аукционе на поставку медицинского оборудования.
По завершении документирования преступной деятельности фигурантов уголовного дела в рамках оперативной разработки согласование возбуждения по данным фак-
там длилось более полугода. Таким образом, продолжение осуществления совместных мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных проявлений в различных сферах экономической деятельности весьма целесообразно.
Снижение количества зарегистрированных коррупционных преступлений отрицать сложно (за 10 месяцев снижение составило 28 %), одной из основных причин данной тенденции следует считать отсутствие практического опыта у сотрудников по выявлению данной категории преступлений и их квалификационный уровень, что связано с омоложением личного состава. Так, 63 % от общего количества оперативного состава составляют сотрудники, чей стаж службы в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции не превышает трех лет.
Работа, направленная на повышение квалификации оперативных сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов внутренних дел, осуществляющих функции по противодействию коррупционным проявлениям в бюджетной сфере и закупочной деятельности, осуществляется на постоянной основе.
На стадии реагирования и предупреждения этапов политического процесса в антикоррупционной политике изучаются методические материалы, подготовленные сотрудниками ГУЭБиПК МВД России, анализируется положительная практика других регионов РФ.
В период с 26 по 27 августа 2020 г. на базе УЭБиПК УМВД края проведен семинар-совещание с сотрудниками подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на районном уровне, в ходе которого доведены методика и практика выявления, документирования и раскрытия экономических и коррупционных преступлений по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, в том числе аргументированы основы и методика мониторинга сайтов государственных (муниципальных) закупок в Забайкальском крае.
Организация оперативно-служебной деятельности УЭБиПК УМВД России по Забайкальскому краю в рамках работы по делам оперативного учета (далее - ДОУ) и по оперативному сопровождению уголовных
дел осуществляется на постоянной основе. Сделана ставка, прежде всего в аппарате управления, не на количество учреждений ДОУ, а на значимость, резонансность оперативной информации.
В отношении высокопоставленных должностных лиц имеется ряд ДОУ, по которым проводятся мероприятия, в том числе и на установление имущества, стоимость которого может значительно превышать размер их доходов. Проверочные мероприятия осуществляются в сферах здравоохранения, выделения земель, лесопользования, сельского хозяйства.
В целях установления возможно находящихся за рубежом должностных лиц и конфискации их имущества, направлялись соответствующие запросы в подразделение НЦБ Интерпола УМВД России по Забайкальскому краю.
Примерами положительной практики по установлению имущества и возмещения материального ущерба могут служить уголовные дела в отношении бывшего главы администрации МР «Читинского района», начальника Управления администрации по факту незаконного завладения земельным участком общей площадью 21 га с целью дальнейшей реализации. Ущерб по уголовному делу составил более 4 млн р., в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий возмещение составило более 7 млн р. В ноябре 2020 г. уголовное дело направлено в суд.
Работа по данному направлению деятельности остается одной из приоритетных и находится на постоянном контроле у руководства УМВД России по Забайкальскому краю.
Понятие «эффективность» подразумевает набор определенных критериев. Относительно борьбы с экономическими преступлениями такими критериями, по нашему мнению, выступают число раскрытых преступлений; преступлений, совершенных в определенный промежуток времени, а также число средств, вернувшихся в бюджет (т. е. возмещенных лицами, причинившими ущерб).
Число преступлений в сфере экономики в Забайкальском крае, в целом, имеет некоторую тенденцию на убыль, а раскрываемость увеличивается. Следовательно, число возвращений в бюджет похищенных средств увеличивается. Несмотря на положительную динамику, эффективность государственной
политики по борьбе с экономическими преступлениями в Забайкальском крае по-прежнему остается на низком уровне и требует постоянного совершенствования. Проблема оценки эффективности, как этапа политического процесса, требует дальнейшего исследования.
Заключение. Основы любого государства в области политических процессов, информационной безопасности и реализации антикоррупционной политики являются необходимой мерой, удовлетворяющей первейшую потребность в защите политической системы и информации при развитии политического процесса. Особое внимание со стороны западных стран к формированию и развитию информационной основы политического процесса вызвано всевозрастающими затратами на борьбу с преступностью в информационной сфере.
В ходе исследования выявлены основные направления борьбы с экономическими преступлениями в современной России, главными из которых являются борьба с коррупцией, лицензирование, мониторинг и т. д.
Специфика борьбы с экономическими преступлениями в Забайкальском крае сводится к тому, что в Забайкальском крае, во-первых, отсутствует собственная нормативно-правовая база, регулирующая вопросы борьбы с экономическими преступлениями; во-вторых, малочисленный состав сотрудников ЭБиПК; в-третьих, специфика Забайкальского края, как приграничного региона предопределяет особые методы борьбы с экономическими преступлениями, связанными с Китаем и Монголией.
В силу специфики Забайкальского края особое внимание следует уделить таможенному регулированию территории и возобновлению деятельности отделов экономической безопасности и противодействия коррупции в районах края. Особенно это касается Забайкальского и Приаргунского районов Забайкальского края (на данный момент в этих районах работает по одному сотруднику ЭБиПК МВД России по Забайкальскому краю). Как показывает практика, главное управление ЭБиПК по Забайкальскому краю не может в полной мере выполнять свою работу, т. к. штат сотрудников очень мал (в Чите при численности населения в 351 784 человек личный состав ЭБиПК УМВД России составляет 19 человек). Поэтому, чтобы
повысить эффективность борьбы с экономическими преступлениями в Забайкальском крае, требуется увеличение штата специалистов в отделах экономической безопасности и противодействия коррупции.
Для успешной борьбы с коррупцией необходимо обеспечить прямое регулирующее действие принципов государственной политики в области борьбы с экономической преступностью путем их закрепления в законодательных и иных правовых актах на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации; усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц в правоохранительные и судебные органы; совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с экономическими преступлениями и неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Для совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями целесообразно осуществлять деятельность подразделений ЭБиПК по Забайкальскому краю по следующим направлениям:
1) при осуществлении нормотворче-ской функции органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности и установлению недостатков, оказывающих существенное влияние на результативность деятельности подразделений ЭБиПК по Забайкальскому краю, вносить предложения в ГУЭБиПК МВД России по совершенствованию правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК ОВД по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической и коррупционной направленности;
2) на постоянной основе вести мониторинг состояния взаимодействия подразделений ЭБиПК по Забайкальскому краю с подразделениями органов предварительного следствия МВД России и Следственного комитета Российской Федерации в процессе расследования преступлений экономической и коррупционной направленности. При установлении неэффективного взаимодействия целесообразно заслушивать ответственных сотрудников ЭБиПК по Забайкальскому краю и следственных подразделений на совместных совещаниях;
3) совершенствовать информационно-аналитическое обеспечение подразделений ЭБиПК по Забайкальскому краю. В этих целях необходимо сформировать интегрированную мультисервисную телекоммуникационную систему органов внутренних дел, систему автоматизированных банков данных общего пользования, а также создать инфраструктуру единого информационного пространства и информационной безопасности;
4) организовывать эффективное взаимодействие подразделений ЭБиПК по Забайкальскому краю с территориальными подразделениями министерств (управлений) сельского хозяйства и продовольствия региона, ветеринарными учреждениями (подразделениями Россельхознадзора), территориальными инспекциями ФНС, службами, подразделениями ФТС и др.;
5) разработать методические рекомендации по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений и выработки новых методов борьбы с преступлениями, в том числе преступлений, совершающихся с использованием сети Интернет и средств мобильной связи;
6) УМВД России по Забайкальскому краю во взаимодействии с правоохранительными органами Забайкальского края, Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю следует продолжить комплекс мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
7) в рамках ежеквартальных заседаний межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции при Прокуратуре Забайкальского края продолжить планирование и осуществление совместных целевых мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных проявлений в различных сферах экономической деятельности, в том числе мероприятий в отношении конкретных фигурантов материалов ОРД, ко-
Список литературы _
ординации совместной работы правоохранительных органов для достижения общего результата;
8) повысить эффективность проведения комплекса оперативно значимых мероприятий, направленных на установление имущества и денежных средств, подлежащих конфискации;
9) увеличить штат оперативных сотрудников ЭБиПК по Забайкальскому краю (возможно, при уменьшении численности подразделений материального обеспечения), а также продолжить работу, направленную на повышение квалификации оперативных сотрудников, непосредственно осуществляющих функции по противодействию коррупционным проявлениям в бюджетной сфере и закупочной деятельности.
Кроме указанных мер первоочередными задачами оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК органов внутренних дел являются профилактика экономической и коррупционной преступности оперативно-розыскными средствами и методами; профилактическое воздействие на лиц, «замышляющих либо подготавливающих преступления» и «состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах ОВД».
Несмотря на кризис вэкономике Российской Федерации, который способен вызвать резкий всплеск экономической преступности за счет слабеющей экономики, необходимо сдерживать тенденцию к увеличению экономических преступлений в нашей стране, а также дать анализ текущему положению всех сфер общества и модернизировать антикоррупционную политику с точки зрения политического процесса и управленческой деятельности.
Реализация предлагаемых мер должна стать стратегической задачей федеральных и региональных органов власти, способствующей повышению уровня обеспечения экономической безопасности и эффективности мер по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.
1. Алексеева Е. В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 4. С. 97-103.
2. Березинская М. Д., Азаров А. Ю. Информационная безопасность современного общества // Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы: междунар. науч.-практ. интернет-конференция. М., 2017. С. 45-52.
3. Организованная преступность / под ред. А. И. Долговой, C.B. Дьякова. М.: Криминологическая Ассоциация, 2003. 411 с.
4. Есипов B. М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности // Преступность: стратегия борьбы: сб. ст. М.: Криминологическая ассоциация, 2007. 243 с.
5. Ильин М. B. Политический дискурс как предмет анализа // Политическая наука. 2002. № 3. C.5-21.
6. Мишин Г. К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения): монография. М.: ВНИИ МВД России, 1994. 88 с.
7. Полыхань К. О. Проблемы и особенности состояния информационной безопасности в соответствии с доктриной информационной безопасности Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. 2019.№ 5. C. 154-160.
8. Сизьмин М. А. Информационная (информационно-психологическая) безопасность в структуре национальной безопасности (на примере США и России) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 3. С. 28.
9. Чеботарева А. А. Обеспечение информационной безопасности личности: роль международной информационной безопасности и стратегического партнерства // Вестник Академии права и управления. 2016. № 1. С. 48-51.
10. Andress, J The Basics of Information Security: Understanding the Fundamentals of InfoSec in Theory and Practice. New York: Syngress, 2014. 240 p.
11. Hughes, J. Quantitative Metrics and Risk Assessment: The Three Tenets Model of Cybersecurity // Technology Innovation Management Review. 2013. Vol. August. P. 15-24.
12. Samonas S. The CIA Strikes Back: Redefining Confidentiality, Integrity and Availability in Security // Journal of Information System Security. 2014. Vol. 10, Issue. 3. P. 21-45.
References _
1. Alekseeva E. V. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal (Leningrad Law Journal), 2016, no. 4, pp. 97-103.
2. Berezinskaya, M. D., Azarov, A. Yu. Informatsionnoe obshchestvo: sostoyanie, problemy, perspektivy: mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konferentsiya (Information Society: state, problems, and prospects: international scientific and practical research. online conference) Moscow, 2017. pp. 45-52.
3. Organizovannaya prestupnost (Organized crime) / ed. by A. I. Dolgova, S. V. Dyakov. Moscow: Criminological Association, 2003. 411 p.
4. Esipov V. M. Prestupnost: strategiya boriby: sb. st. (Criminality: strategy of struggle: collection of articles). Moscow: Criminological Association, 2007. 243 p.
5. Ilin M. V. Politicheskaya nauka (Political science), 2002, no. 3, pp. 5-21.
6. Mishin, G. K. Problema ekonomicheskoj prestupnosti (opyt mezhdisciplinarnogo izucheniya): mono-grafiya (The problem of economic crime (experience of interdisciplinary study): monograph). Moscow: VNII MVD of Russia, 1994. 88 p.
7. Polyhan K. O. Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya (Sustainable development of science and education), 2019, no. 5, pp. 154-160.
8. Sizmin M. A. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstven-ny universitet ekonomiki i prava) (Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law)), 2014, no. 3, p. 28.
9. Chebotareva A. A. Vestnik Akademii prava i upravleniya (Bulletin of the Academy of Law and Management), 2016, no. 1, pp. 48-51.
10. Andress, J The Basics of Information Security: Understanding the Fundamentals of InfoSec in Theory and Practice (The Basics of Information Security: Understanding the Fundamentals of InfoSec in Theory and Practice). New York: Syngress, 2014. 240 p.
11. Hughes, J. Technology Innovation Management Review (Technology Innovation Management Review), 2013, vol. August, p. 15-24.
12. Samonas S. Journal of Information System Security (Journal of Information System Security), 2014, vol. 10, issue. 3, p. 21-45.
Коротко об авторах _
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и политики, профессор кафедры востоковедения и регионоведения Северной Америки, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление [email protected]
Погулич Оксана Викторовна, канд. социол. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: антикоррупционная политика, государственная власть, органы местного самоуправления, государственная политика [email protected]
Дуров Ярослав Юрьевич, аспирант, кафедра государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: антикоррупционная политика, государственная власть, органы местного самоуправления, государственная политика [email protected]
Новикова Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление [email protected]
Briefly about the authors _
Tatyana Beidina, doctor of political sciences, professor, head of State, Municipal Management and Politics department, professor, Regional Studies of North America and Canada department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration
Oksana Pogulich, candidate of sociological sciences, assistant professor, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: anti-corruption policy, government, local government, government policy
Yaroslav Durov, postgraduate, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: anti-corruption policy, government, local government, government policy
Anna Novikova, candidate of political sciences, associate professor, assistant professor, State, Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration
Образец цитирования -
Бейдина Т. E., Погулич О. В., Дуров Я. Ю., Новикова А. В. Реализация антикоррупционной политики в управлении экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Забайкальскому краю как политический процесс // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 52-64. DOI: 10.21209/22279245-2021-27-2-52-64.
Beidina T., Pogulich O., Durov Y., Novikova A. Implementation of anti-corruption policy in the department of economic security and counteraction of corruption of the Administration of Ministry of Internal Affairs of Russia for the Transbaikal Region, as a political process //Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 2, pp. 52-64. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-2 7-2-52-64.
Статья поступила в редакцию: 14.01.2021 г. Статья принята к публикации: 01.03.2021 г.