Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ И ЗАКАЗОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ И ЗАКАЗОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1129
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовная ответственность / оперативно-розыскная деятельность / экономическая безопасность / противодействие коррупции / государственный контракт / criminal liability / operational-search activities / economic security / anti-corruption / government contracts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исхаков Ильдар Наильевич

Выявление и раскрытие экономических преступлений, совершаемых при расходовании бюджетных средств в социальной сфере, является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК МВД РМ. Пристальное внимание к данной сфере вызвано не только значительным количеством совершаемых в ней преступлений, но и масштабами ущерба, причиняемого бюджетам различного уровня, исчисляемого сотнями миллиардов рублей. В статье анализируются на конкретных примерах результаты оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, пресечению, документированию, раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Опираясь на оперативно-следственно-судебную практику Республики Мордовия, в том числе на собственный опыт выявления, пресечения, раскрытия данных преступлений, автор описывает наиболее типичные преступные схемы. Автор делает вывод о том, что успешному выявлению и раскрытию данной категории преступлений способствует проведение полного комплекса и максимального количества ОРМ с использованием специальных технических служб, поисковых подразделений и информационных систем. Своевременное и качественное проведение ОРМ обеспечивает всестороннее документирование и формирование качественной доказательственной базы. В статье проанализированы проблемные вопросы, возникающие в процессе выявления и раскрытия преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработаны предложения по совершенствованию деятельности оперативных и следственных подразделений, направления совершенствования с иными органами, организациями, гражданам в сфере выявления, пресечения и раскрытия данной группы преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исхаков Ильдар Наильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF OPERATIONAL INSPECTION ACTIVITIES FOR IDENTIFICATION AND DISCLOSURE OF CORRUPTION CRIMES IN THE EXECUTION OF STATE AND MUNICIPAL CONTRACTS AND ORDERS IN THE SOCIAL SPHERE (ON THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF INTERIOR FOR THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Revealing and disclosing economic crimes committed when spending budget funds in the social sphere is one of the main tasks of the operational-search activities of the EBiPK units of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Moldova. Close attention to this area is caused not only by the significant number of crimes committed in it, but also by the scale of damage caused to budgets of various levels, amounting to hundreds of billions of rubles. The article analyzes, using specific examples, the results of the operational-search activities of the EBS&PK divisions to identify, suppress, document, disclose economic and corruption crimes in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. Based on the operational-investigative and judicial practice of the Republic of Mordovia, including on his own experience in identifying, suppressing, disclosing these crimes, the author describes the most typical criminal schemes. The author concludes that the successful detection and disclosure of this category of crimes is facilitated by the full complex and the maximum number of ORM using special technical services, search units and information systems. Timely and high-quality ORM provides comprehensive documentation and the formation of a high-quality evidence base. The article analyzes the problematic issues arising in the process of identifying and solving crimes in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs, developed proposals for improving the activities of operational and investigative divisions, directions for improvement with other bodies, organizations, citizens in the field of identifying, suppression and disclosure of this group of crimes.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ И ЗАКАЗОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ)»

DOI: 10.24411/2618-8120-2020-10011 УДК 343

И. Н. Исхаков

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск,

Россия,

e-mail: eldar.ishackov85@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ И ЗАКАЗОВ В СОЦИАЛЬНОЙ

СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ)

Выявление и раскрытие экономических преступлений, совершаемых при расходовании бюджетных средств в социальной сфере, является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК МВД РМ. Пристальное внимание к данной сфере вызвано не только значительным количеством совершаемых в ней преступлений, но и масштабами ущерба, причиняемого бюджетам различного уровня, исчисляемого сотнями миллиардов рублей. В статье анализируются на конкретных примерах результаты оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, пресечению, документированию, раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Опираясь на оперативно-следственно-судебную практику Республики Мордовия, в том числе на собственный опыт выявления, пресечения, раскрытия данных преступлений, автор описывает наиболее типичные преступные схемы. Автор делает вывод о том, что успешному выявлению и раскрытию данной категории преступлений способствует проведение полного комплекса и максимального количества ОРМ с использованием специальных технических служб, поисковых подразделений и информационных систем. Своевременное и качественное проведение ОРМ обеспечивает всестороннее документирование и формирование качественной доказательственной базы. В статье проанализированы проблемные вопросы, возникающие в процессе выявления и раскрытия преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработаны предложения по совершенствованию деятельности оперативных и следственных подразделений, направления совершенствования с иными органами, организациями, гражданам в сфере выявления, пресечения и раскрытия данной группы преступлений.

Ключевые слова: уголовная ответственность, оперативно-розыскная деятельность, экономическая безопасность, противодействие коррупции, государственный контракт.

I. N. Iskhakov

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,

e-mail: eldar.ishackov85@gmail.com

ORGANIZATION OF OPERATIONAL INSPECTION ACTIVITIES FOR IDENTIFICATION AND DISCLOSURE OF CORRUPTION CRIMES IN THE EXECUTION OF STATE AND MUNICIPAL

CONTRACTS AND ORDERS IN THE SOCIAL SPHERE (ON THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF INTERIOR FOR THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Revealing and disclosing economic crimes committed when spending budget funds in the social sphere is one of the main tasks of the operational-search activities of the EBiPK units of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Moldova. Close attention to this area is caused not only by the significant number of crimes committed in it, but also by the scale of damage caused to budgets of various levels, amounting to hundreds of billions of rubles. The article analyzes, using specific examples, the results of the operational-search activities of the EBS&PK divisions to identify, suppress, document, disclose economic and corruption crimes in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. Based on the operational-investigative and judicial practice of the Republic of Mordovia, including on his own experience in identifying, suppressing, disclosing these crimes, the author describes the most typical criminal schemes. The author concludes that the successful detection and disclosure of this category of crimes is facilitated by the full complex and the maximum number of ORM using special technical services, search units and information systems. Timely and high-quality ORM provides comprehensive documentation and the formation of a high-quality evidence base. The article analyzes the problematic issues arising in the process of identifying and solving crimes in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs, developed proposals for improving the activities of operational and investigative divisions, directions for improvement with other bodies, organizations, citizens in the field of identifying, suppression and disclosure of this group of crimes.

Keywords: criminal liability, operational-search activities, economic security, anti-corruption, government contracts.

Введение

Складывающиеся в современных условиях негативные проявления в экономике, вызванные стагнацией и влиянием санкционных ограничений, требуют принятия дополнительных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в социальной сфере, как в стране в целом, так в субъектах Российской Федерации.

Социальная сфера - это совокупность социально-бюджетных и внебюджетных экономических отношений в области социального обеспечения,

страхования, здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства, спорта и туризма, муниципального жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения по реализации законодательно закрепленных прав и интересов граждан и государства в указанных сферах жизни общества [1, а 397].

Основным источником финансирования социальной сферы являются бюджетные средства, выступающие при этом в качестве финансовой гарантии получения населением страны соответствующего количества и качества социальных услуг.

В связи с указанным ежегодно растет количество реализуемых государственных программ и соответственно увеличивается сумма финансирования. Так по сравнению с 2018 годом бюджет Российской Федерации в 2019 году увеличился на 9,3 трлн рублей, на 400 млрд рублей возросла сумма расходов на реализацию программ в социальной сфере [7, 8].

Значительные средства выделяются в рамках региональных целевых программ из бюджетов субъектов Российской Федерации. Анализ консолидированного бюджета Республики Мордовия на 2019 год показывает, что для реализации программ на территории региона запланировано выделение 38,06 млрд рублей.

Объем выделяемых средств и их важность для решения социальных задач России в целом и Республики Мордовии в частности обусловливает то обстоятельство, что выявление и раскрытие экономических преступлений, совершаемых при расходовании бюджетных средств в социальной сфере, является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности (далее -ОРД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК). Актуальность данного направления деятельности подтверждается Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, указаниями Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Методы

При анализе проблем выявления и раскрытия коррупционных преступлений при исполнении государственных и муниципальных контрактов и заказов в социальной сфере использованы следующие методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, анализ судебно-следственно-оперативной практики и др.

Результаты

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию на 2017 год [9] отмечена необходимость принятия мер по совершенствованию механизмов обеспечения устойчивого бюджета и государственных финансов, исполнения обязательств вне зависимости от внешних факторов.

Приоритетность задачи по выявлению, пресечению и раскрытию органами внутренних дел преступлений экономической и коррупционной направленности, определена Стратегией национальной безопасности

Российской Федерации [6], Федеральным законом «О противодействии коррупции» [4].

Руководством МВД России в директивных документах регулярно ставятся задачи подразделениям ЭБиПК территориальных органов МВД России [3]. В целях координации работы направляются указания, касающиеся проведения дополнительных мероприятий по активизации работы [5].

Такое пристальное внимание к данной сфере вызвано не только значительным количеством совершаемых в ней преступлений, но и масштабами ущерба, причиняемого бюджетам различного уровня, исчисляемого сотнями миллиардов рублей. Несмотря на меры, принимаемые подразделениями ЭБиПК по защите бюджетных средств, наблюдается тенденция ее криминализации.

Данный вывод подтверждается статистическими данными ФКУ «ГИАЦ МВД России». В 2019 году каждое второе преступление в бюджетной сфере имело коррупционную направленность (50,6 % - 3261 преступление), что свидетельствует о многочисленных фактах использования должностными лицами своих служебных полномочий. За 2019 год доля преступлений коррупционной направленности, совершенных в сфере освоения бюджетных средств выросла с 50,6 % до 53,3 % [2].

На протяжении последних четырех лет отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества зарегистрированных преступлений, связанных с госзаказом. Так, в 2016 году выявлено 326 преступлений рассматриваемой категории, в 2017 году - 362, в 2018 году - 489, в 2019 году -587, при этом размер материального ущерба, причиненного в результате совершения указанных преступлений увеличился в 4 раза (2016 год - 1,2 млрд рублей; 2017 год - 1,5 млрд рублей; 2018 год - 2,1 млрд рублей; 2018 год - 4,5 млрд рублей) [2]. В Республике Мордовия в 2019 году также наблюдается положительная динамика по выявлению преступлений в сфере госзаказа (0-5).

Данные тенденции и высокая латентность экономических преступлений в рассматриваемой сфере требует совершения наступательных действий по их своевременному выявлению и раскрытию. Для решения поставленных задач необходимо эффективно организовать ОРД подразделений ЭБиПК.

С целью выявления и раскрытия преступлений коррупционной направленности при исполнении государственных и муниципальных контрактов и заказов в социальной сфере разрабатывается и реализуется комплекс оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), предусматривающий документирование, использование возможности содействия отдельных граждан, Межрегионального управления Росфинмониторинга по ПФО (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО), а также имеющихся информационных систем [14].

Осуществляется взаимодействие с МРУ Росфинмониторинга по ПФО по получению информации с построением преступных схем проведения незаконных финансовых операций и вывода денежных средств. Ежегодно документооборот увеличивается. Вместе с тем, среди поступивших по инициативе МРУ Росфинмониторинга по ПФО сообщений отмечается

невысокая степень информационного наполнения материалов: не указываются конкретные незаконные операции, данные о физических и юридических лицах (номера расчетных счетов, ИНН, даты произведенных операций, реквизиты кредитных организаций), участвующих в расчетах [15].

В связи с этим необходимо применять следующие меры по повышению эффективности совместной работы:

- проведение углубленных проверок;

- составление совместного плана по конкретному материалу, с установлением объектов проверки, сроков и порядка проведения ОРМ;

- заключение соглашения о взаимодействии по социально-значимому направлению.

В Республике Мордовия использование указанных мер приносит определенные результаты.

При выявлении преступлений в рассматриваемой сфере сбор материалов, характеризующих совершение преступления, позволяет качественнее провести дальнейшие мероприятия, установить связи проверяемого лица, должностной статус и финансовое положение, принять превентивные меры по обеспечению возмещения ущерба.

Нами была проанализирована практика УЭБиПК МВД по Республике Мордовия раскрытых преступных схем при совершении преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим ее на конкретных примерах, фактические обстоятельства которых установлены судебными приговорами.

Так, сотрудниками УЭБиПК МВД по Республике Мордовия задокументирован факт коммерческого подкупа в крупном размере при проведении администрацией одного из муниципальных районов республики аукциона по продаже права аренды земельного участка. Фигурант, представлявший организацию соседнего региона, потребовал у руководства местного предприятия, также претендовавшего на аренду участка, 200 тысяч рублей. В случае отказа выплаты денег руководитель своими неправомерными действиями планировал аннулировать результаты торгов.

Концентрация усилий на противодействии организованным и групповым формам преступности позволила подразделениям ЭБиПК пресечь деятельность коррумпированной организованной преступной группы, состоящей из руководителей бюджетобразующего районного предприятия - ПАО «КЭМЗ», начальника и заместителя начальника 52 военного представительства Министерства обороны РФ, которые за обеспечение заключения договоров поставки и последующее лоббирование интересов в рамках исполнения обязательств по государственному оборонному заказу (на сумму 292,1 млн рублей) получили от руководителя коммерческой организации взятку в размере более 22 млн рублей, посредством перечисления на банковские карты.

Такая сумма взятки - в особо крупном размере - 22 миллиона рублей впервые выявлена в Республике Мордовия. Перед возбуждением уголовного

дела, учитывая высокий статус фигурантов и межрегиональные преступные связи, сотрудниками ЭБиПК проведена масштабная оперативная работа. В день реализации материалов осуществлены служебные выезды и одновременно проведены мероприятия в 11 городах России - в жилищах фигурантов, по адресам нахождения организаций контрагентов, а также на крупных региональных заводах, изготавливающих продукцию для оборонно-промышленного комплекса.

Возбуждение указанного уголовного дела стало «отправной» точкой в пресечении преступных схем по получению так называемых «откатов» руководителями предприятий Мордовии, исполняющих государственные оборонные заказы. В рамках проводимой работы установлены факты незаконного получения денежных вознаграждений в общей сумме около 30 млн рублей. Возбуждено более 40 уголовных дел по фактам взяточничества и коммерческого подкупа.

Так, пресечена противоправная деятельность еще одного должностного лица ПАО «КЭМЗ», который получил взятки в общей сумме более 4 млн. рублей, за обеспечение интересов организаций в виде беспрепятственного заключения договоров и бесперебойной оплаты, поставленной продукции, необходимой для исполнения оборонного заказа.

Выявлены преступные схемы, используемые руководством других заводов региона, осуществляющих деятельность в сфере оборонной промышленности - ОАО «Радиодеталь», АО «Орбита», которые получили коммерческий подкуп в сумме 1,7 млн рублей и 2,2 млн рублей соответственно от директора коммерческой организации Владимирской области за обеспечение отбора как единственного поставщика при поставке сырья для исполнения государственного оборонного заказа. Уголовные дела рассматриваются в Октябрьском районном суде г. Саранска.

Схемы получения «откатов» выявлены в системе исполнения наказаний -расследовано и направлено в суд уголовное дело в отношении заместителя начальника ФКУ ИК №5 УФСИН России по РМ, который используя свое служебное положение, получил незаконное денежное вознаграждение в размере 109,5 тысяч рублей за обеспечение заключения государственных контрактов на поставку ткани для нужд медицинского учреждения Республики Мордовия, а также беспрепятственное принятие товара и его оплату. Решением суда сотрудник УФСИН осужден к условному сроку и штрафу 300 тыс. рублей.

Так же задокументирован факт получения начальником ФГУ ЦИТО УФСИН России по Республике Мордовия Б. взятки в виде оплаты счета за строительные материалы в ООО «Спутник» на сумму более 100 тысяч рублей за лоббирование по государственным контрактам интересов ООО «Новые решения», занимавшегося поставками оборудования по обеспечению безопасности. Виновность должностного лица в настоящее время уже установлена приговором суда, назначившим наказание в виде лишения свободы на срок 2 года условно и штраф в размере 446 тысяч рублей [12].

Значительное количество коррупционных преступлений задокументировано при исполнении государственного и муниципального заказа в социальных сферах (таких как развитие культуры и спорта, образование).

Реализованы мероприятия и направлено в суд уголовное дело в отношении группы лиц, состоящей из руководителей ГОСУКС, являющегося одним из основных получателей бюджетных средств, выделяемых на развитие спортивной инфраструктуры региона. Путем завышения стоимости госконтракта было похищено 6 млн рублей, часть которых в дальнейшем легализована.

В отношении еще одного руководителя указанного учреждения возбуждено уголовное дело по факту получения взятки через счета фирмы-однодневки в сумме 500 тысяч рублей при проведении аукциона на закупку оборудования для «Музейно-архивного комплекса г. Саранска» (на сумму 23,6 млн рублей).

В сфере образования задокументирована схема, используемая на электронных площадках на не менее 20 аукционах по закупке технологического оборудования (коррекционных комплексов для специализированных занятий с детьми, с суммой контрактов более 30 млн рублей). Возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества, взяточничества и коммерческого подкупа, совершенного группой лиц, с использованием фирм «однодневок», аффилированных компаний за отзыв жалоб, умышленно направленных в УФАС (в отношении посредника возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Фигуранты, в числе которых директор ООО «Веста-Рост» А., а также посредник, представлявший интересы Министерства образования республики арестованы, уголовные дела направлены в суд. По данному делу был установлен факт перечисления А. денежных средств в виде взяток на общую сумму более 1,5 млн рублей. Важнейшую роль в фиксации преступных действий сыграли результаты оперативно-розыскной деятельности, на базе которых формировались доказательства по уголовному делу. Объем, достаточность и достоверность собранных материалов привели к том, что подсудимые ходатайствовали о рассмотрении их дела в особом порядке. За совершение вышеуказанных преступлений Ленинским районным судом Республики Мордовия А. было назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4,5 года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2 года, со штрафом в доход государства в размере пятикратной суммы коммерческого подкупа - 2,5 млн. рублей [10].

Аналогичную преступную схему использовал начальник управления Администрации Кочкуровского муниципального района Ч., требовавший за выигрыш на аукционах по поставке мебели и оборудования в социальные учреждения района денежные средства на общую сумму более 600 тыс. рублей.

Возбуждено уголовное дело в отношении руководителя ООО «МЛПК» Б., вымогавшего коммерческий подкуп 150 тысяч рублей за непрепятствование в

проведении электронного аукциона (за не поднятие цены) на право аренды охотничьих угодий. Б. был осужден Пролетарским районным судом г. Саранска за совершение преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 204 УК РФ к лишению свободы (2,5 года условно) и штрафу 300 тысяч рублей [13].

Пресечена преступная деятельность руководителя обособленного подразделения «Аэропорт г. Саранск» (ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», представителей генеральных подрядчиков и директоров фирм, работающих по договорам субподряда. Возбуждено 12 уголовных дел по фактам мошенничества, взяточничества и коммерческого подкупа в крупном размере. Схема заключалась в вымогательстве взяток за сокрытие фактов нарушений, выявленных при строительстве, своевременное подписание исполнительной документации, размер которых зависел от суммы заключенных договоров (от 150 до 750 тыс. рублей) [11].

Анализ организации ОРД по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений при исполнении государственных и муниципальных контрактов и заказов в социальной сфере показывает, что успешному выявлению и раскрытию преступлений способствует проведение полного комплекса и максимального количества ОРМ с использованием специальных технических служб, поисковых подразделений и информационных систем. Своевременное и качественное проведение ОРМ обеспечивает всестороннее документирование и формирование качественной доказательственной базы.

Существенный процент преступлений в сфере государственного и муниципального заказа носит коррупционный характер и связан с преступными действиями должностных лиц органов государственной власти и руководителей учреждений, в компетенцию которых входит обязанность организации проведения аукционов и фактического контроля исполнения заключаемых государственных контрактов. Преступные действия данных лиц направлены как на самостоятельное выстраивание преступных схем по обналичиванию бюджетных средств с использованием подконтрольных организаций, так и на умышленное создание коррумпированными должностными лицами государственных органов условий принуждения исполнителей к передаче незаконного вознаграждения («отката») за обеспечение приемки выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, а также дальнейшее лоббирование их интересов и покровительство при заключении государственных и муниципальных контрактов.

В результате анализа вступивших в законную силу обвинительных приговоров о преступлениях экономической и коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд было установлено, что к ним, в первую очередь, относятся преступления, предусмотренные ст. 159, 160, 171, 178, 204, 285, 286, 290, 291, 291.1, 292 и 293 УК РФ.

К числу проблемных вопросов, возникающих в процессе выявления и раскрытия преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд следует отнести - высокую

латентность преступлений, обусловленную в том числе нежеланием подавляющей части участников государственных закупок, сталкивающихся с фактами нарушений конкуренции и коррупции, обращаться в правоохранительные органы, а также принимать прямое, активное участие в разоблачении коррумпированных должностных лиц.

Считаем, что важную роль в мотивации граждан активно противодействовать преступности в данной сфере, формировании положительного образа лиц, содействующих выявлению и раскрытию преступлений в сфере госзакупок, должны играть СМИ, в том числе ведомственные. Граждане должны понимать, что каждое предотвращенное, выявленное преступление в сфере госзакупок, экономит бюджетные средства. Необходимо также совершенствовать правовое регулирование институтов, позволяющих материально поощрять граждан, содействующих деятельности оперативно-розыскных подразделений в борьбе с преступностью в данной сфере, если это приводит к экономии бюджетных средств.

Еще одной актуальной проблемой является необходимость повышения качества проведения доследственных проверок, обусловленное сложностью нормативного регулирования сферы госзакупок. Работающие в данной сфере оперативные работники и следователи органов внутренних дел должны иметь профессиональные знания о правовых и экономических аспектах функционирования организаций в различных сферах экономической деятельности, знать и уметь правильно применять законодательство в сфере госзаказа, государственный оборонный заказ, антимонопольное, банковское, налоговое, валютное, таможенное, корпоративное законодательство.

В завершение статьи отметим, что законодательство об ответственности за правонарушения в сфере госзакупок адекватно (своевременно) реагирует на вновь создаваемые механизмы хищения денежных средств, получения «откатов» при реализации государственных, муниципальных заказов.

Одним из правильных шагов по совершенствованию законодательства в данной сфере является расширение правовых средств привлечения к уголовной ответственности не только должностных лиц государственных заказчиков, если такие лица были замечены в совершении правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок, но и уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Все противоправные деяния, совершаемые в данной сфере, в том числе подкуп уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика, злоупотребления, получение незаконного денежного вознаграждения уполномоченными лицами (контрактными управляющими, членами аукционных комиссий, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, оказанных услуг, иными уполномоченными лицами), до 4 мая 2018 года относились исключительно к сфере действия Кодекса об административных правонарушениях, а соответственно контролирующими

органами применялись только меры ответственности, предусмотренные данным нормативным актом.

На основании Федерального закона от 23.04.2018 года № 99-ФЗ в действующее законодательство были внесены изменения, которые сформировали абсолютно новые статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (ст.200.4 и ст.200.5). Разработанные законодателем статьи определяют меры ответственности именно тех категорий лиц (контрактные управляющие, члены аукционных комиссий, лица, осуществляющих приемку поставленных товаров, оказанных услуг), не являющихся должностными (примечание к статье 285 УК РФ), которые, тем не менее, фактически играют ключевую роль при формировании государственных и муниципальных заказов.

Заключение

Таким образом, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации вышеуказанные изменения позволяют привлекать на территории Российской Федерации лиц, совершающих правонарушения в сфере исполнения государственного и муниципального заказа, как у уголовной, так и административной ответственности. К какой мере ответственности будет привлечено должностное или уполномоченное лицо, исполняющее интересы заказчика в данной сфере, зависит от должностного (служебного) положения лица, тяжести совершенного деяния, причиненного ущерба государству и других предусмотренных законом обстоятельств.

Библиографический список

1. Демидов Ю.Н. Основы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: криминологические и уголовно-правовые аспекты: дис. ... докт. юрид. наук. Москва, 2002. 530 с.

2. ИСОД МВД России: URL: http://10.5.0.16/csi/modules.php?name= ReglDocs: Форма № 495 «5-БЭП».

3. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2018 году: директива МВД России от 23 октября 2017 г. № 1дсп.

4. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

5. О результатах оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции за 2016 год: обзор МВД России от 24 января 2017 г. № 1/768.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

7. О федеральном бюджете на 2016 год: Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 51. Ст. 7230.

8. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Федеральный закон от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 52. Ст. 7464.

9. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 1.12.2016 // Президент РФ: сайт. URL: htpp://www.kremlin.ra/events/president/news/53379 (дата обращения: 20.05.2020).

10. Приговор Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28.02.2019 по уголовному делу № 1-24/2019 // Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия: сайт. URL: https://leninsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=1dd9f798-d2f8-4e69-9cf3-8377d1d5efde&_deloId=1540006&_caseType=0&_new=0&_doc=1 &srv_num=1&_hideJudge=0 (дата обращения: 20.05.2020).

11. Приговор Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14.08.2019 по уголовному делу № 1-194/2019 // Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия: сайт. URL: https://oktyabrsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_ uid=f5870c25-13c2-4555-b5f7-90abf5b6df3a&_deloId=1540006&_caseType=0 &_new=0&_doc=1&srv_num=1&_hideJudge=0 (дата обращения: 20.05.2020).

12. Приговор Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26.11.2018 по уголовному делу № 1-136/2018 // Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия: сайт. URL: https://proletarsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_ uid=f1dc698f-b366-45f5-a583-73c618e49990&_deloId=1540006&_caseType= &_new=0&_doc=1&srv_num=1&_hideJudge=0 (дата обращения: 20.05.2020).

13. Приговор Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28.08.2018 по уголовному делу № 1-118/2018. // Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия: сайт. URL: https://proletarsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case& _uid=d96119f3-8995-4a7f-9f30-74bcb 10c93 5c&_deloId=1540006&_caseType=0 &_new=0&_doc=1&srv_num=1&_hideJudge=0 (дата обращения: 20.05.2020).

14. Сотников К.И. Противодействие коррупции: социальноправовые и криминалистические аспекты: монография. Москва: Российская правовая академия Минюста России, 2012. 240 с.

15. Фомичев А.В. Использование возможностей Федеральной службы по финансовому мониторингу в ходе предварительного расследования: методическое пособие / под ред. Д.А. Кунева, под общ. ред. А.В. Лавренко. Москва, 2016. 40 с.

References

1. Demidov Ju.N. Osnovy bor'by s prestupnost'ju v social'no-bjudzhetnoj sfere: kriminologicheskie i ugolovno-pravovye aspekty: dis. ... dokt. jurid. nauk (Fundamentals of combating crime in the social-budgetary sphere: criminological and criminal-legal aspects: dis. ... doct. jurid. sciences). Moscow, 2002. 530 s.

fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2020. № 4 (11).

2. ISOD MVD Rossii (ISOD Ministry of Internal Affairs of Russia). URL: http://10.5.0.16/csi/modules.php?name= ReglDocs: Forma № 495 «5-BJeP».

3. O prioritetnyh napravlenijah dejatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii v 2018 godu: direktiva MVD Rossii ot 23 oktjabrja 2017 g. № 1dsp (On the priority areas of activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation in 2018: directive of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated October 23, 2017 No. 1dsp).

4. O protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrja 2008 goda (On anti-corruption: Federal Law of the Russian Federation of December 25, 2008) // SZ RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 2008. № 52 (chast' I). St. 6228.

5. O rezul'tatah operativno-sluzhebnoj dejatel'nosti territorial'nyh organov MVD Rossii po obespecheniju jekonomicheskoj bezopasnosti i protivodejstviju korrupcii za 2016 god: obzor MVD Rossii ot 24 janvarja 2017 g. № 1/768 (On the results of the operational activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure economic security and anti-corruption in 2016: the review of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 24, 2017 No. 1/768).

6. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2015 goda № 683 (On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 No. 683) // SZ RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 2016. № 1 (chast' II). St. 212.

7. O federal'nom bjudzhete na 2016 god: Federal'nyj zakon ot 14 dekabrja 2015 goda № 359-FZ (On the federal budget for 2016: Federal Law of December 14, 2015 No. 359-FZ) // SZ RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 2015. № 51. St. 7230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. O federal'nom bjudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov: Federal'nyj zakon ot 19 dekabrja 2016 goda № 415-FZ (On the federal budget for 2017 and for the planning period of 2018 and 2019: Federal Law of December 19, 2016 No. 415-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii (Collected Legislation of the Russian Federation). 2016. № 52. St. 7464.

9. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii ot 1.12.2016 (Message from the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation from 1.12.2016) // Prezident RF : sajt (President of the Russian Federation: website.). URL: htpp://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (data obrashhenija: 20.05.2020).

10. Prigovor Leninskogo rajonnogo suda g. Saranska Respubliki Mordovija ot 28.02.2019 po ugolovnomu delu № 1-24/2019 (Sentence of the Leninsky District Court of Saransk, Republic of Mordovia dated 02.28.2019 in criminal case No. 1-24 / 2019) // Leninskij rajonnyj sud g. Saranska Respubliki Mordovija : sajt (Leninsky District Court of Saransk, Republic of Mordovia: website.). URL: https://leninsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=1dd9f798-d2f8-

4e69-9cf3-8377d1d5efde&_deloId=1540006&_caseType=0&_new=0&_doc=1 &srv_num=1&_hideJudge=0 (data obrashhenija: 20.05.2020).

11. Prigovor Oktjabr'skogo rajonnogo suda g. Saranska Respubliki Mordovija ot 14.08.2019 po ugolovnomu delu № 1-194/2019 (The verdict of the Oktyabrsky District Court of the city of Saransk of the Republic of Mordovia dated 08/14/2019 in the criminal case No. 1-194 / 2019) // Oktjabr'skij rajonnyj sud g. Saranska Respubliki Mordovija : sajt (Oktyabrsky District Court of the city of Saransk of the Republic of Mordovia: website). URL: https://oktyabrsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_ uid=f5870c25-13c2-4555-b5f7-90abf5b6df3a&_deloId=1540006&_caseType=0 &_new=0&_doc=1&srv_num=1&_hideJudge=0 (data obrashhenija: 20.05.2020).

12. Prigovor Proletarskogo rajonnogo suda g. Saranska Respubliki Mordovija ot 26.11.2018 po ugolovnomu delu № 1-136/2018 (The verdict of the Proletarskiy District Court of Saransk, Republic of Mordovia dated November 26, 2018 in criminal case No. 1-136 / 2018) // Proletarskij rajonnyj sud g. Saranska Respubliki Mordovija : sajt (Proletarskiy District Court of Saransk, Republic of Mordovia: website). URL: https://proletarsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name= sud_delo&name_op=case&_uid=f1dc698f-b366-45f5-a583-73c618e49990&_delo Id=1540006&_caseType=&_new=0&_doc=1 &srv_num=1 &_hideJudge=0 (data obrashhenija: 20.05.2020).

13. Prigovor Proletarskogo rajonnogo suda g. Saranska Respubliki Mordovija ot 28.08.2018 po ugolovnomu delu № 1-118/2018 (The verdict of the Proletarskiy District Court of the city of Saransk of the Republic of Mordovia dated 28.08.2018 in criminal case No. 1-118 / 2018). // Proletarskij rajonnyj sud g. Saranska Respubliki Mordovija : sajt (Proletarskiy District Court of Saransk, Republic of Mordovia: website). URL: https://proletarsky--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case& _uid=d96119f3-8995-4a7f-9f30-74bcb 10c93 5c&_deloId=1540006&_caseType=0 &_new=0&_doc=1&srv_num=1&_hideJudge=0 (data obrashhenija: 20.05.2020).

14. Sotnikov K.I. Protivodejstvie korrupcii: social'nopravovye i kriminalisticheskie aspekty: monografija (Sotnikov K.I. Anti-corruption: social and legal and criminalistic aspects: monograph). Moscow: Rossijskaja pravovaja akademija Minjusta Rossii (Moscow: Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of Russia), 2012. 240 s.

15. Fomichev A.V. Ispol'zovanie vozmozhnostej Federal'noj sluzhby po finansovomu monitoringu v hode predvaritel'nogo rassledovanija: metodicheskoe posobie / pod red. D.A. Kuneva, pod obshh. red. A.V. Lavrenko (Fomichev A.V. Using the capabilities of the Federal Service for Financial Monitoring during the preliminary investigation: a methodological guide / ed. YES. Kunev, under total. ed. A.V. Lavrenko). Moscow, 2016. 40 s.

Сведения об авторе

Исхаков Ильдар Наильевич - начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Мордовия,

старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске. Тел.: +79271734952 E-mail: eldar.ishackov85@gmail.com

About the authors

Iskhakov Ildar Nailievich - Head of the Department of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Mordovia, Senior Lecturer of the Department of Criminal Procedure Law and Criminalistics of Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.