Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / CORRUPTION COUNTERACTION / KORRUPTSIOGENNOST / КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Храмцов Александр Борисович

В статье исследована проблема противодействия коррупции, представлены результаты антикоррупционной деятельности органов государственной власти Тюменской области за 2013-2015 годы. В результате активизации этой работы в целом на треть возросло число уголовных дел коррупционной направленности, направленных в суд. Среди коррупционных преступлений преобладают нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, в том числе, предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе, непринятие мер к урегулированию конфликта интересов. Рассмотрены проведенные мероприятия в этой сфере, а также новые направления реализации антикоррупционной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF REALIZATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE TYUMEN REGION

In article the corruption counteraction problem is investigated, results of anti-corruption activity of public authorities of the Tyumen region for 2013-2015 are presented. As a result of activization of this work in general on a third the number of the criminal cases of a corruption orientation directed to court has increased. Among corruption crimes violations of the law about the public and municipal service, including, providing false information on the income and property, rejection of measures to a settlement of conflicting interests prevail. The held events in this sphere, and also the new directions of realization of anti-corruption policy in the region are considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2016-2-51-61 УДК 351

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЭАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Храмцов А.Б.

В статье исследована проблема противодействия коррупции, представлены результаты антикоррупционной деятельности органов государственной власти Тюменской области за 2013-2015 годы. В результате активизации этой работы в целом на треть возросло число уголовных дел коррупционной направленности, направленных в суд. Среди коррупционных преступлений преобладают нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, в том числе, предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе, непринятие мер к урегулированию конфликта интересов. Рассмотрены проведенные мероприятия в этой сфере, а также новые направления реализации антикоррупционной политики в регионе.

Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная политика; противодействие коррупции; коррупциогенность.

THE MAIN DIRECTIONS OF REALIZATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE TYUMEN REGION

Khramtsov A.B.

In article the corruption counteraction problem is investigated, results of anti-corruption activity of public authorities of the Tyumen region for 2013-

2015 are presented. As a result of activization of this work in general on a third the number of the criminal cases of a corruption orientation directed to court has increased. Among corruption crimes violations of the law about the public and municipal service, including, providing false information on the income and property, rejection of measures to a settlement of conflicting interests prevail. The held events in this sphere, and also the new directions of realization of anti-corruption policy in the region are considered.

Keywords: corruption; anti-corruption policy; corruption counteraction; korruptsiogennost.

Построение правового демократического государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства и развитие гражданского общества. Среди разрушительных процессов в современной России коррупция занимает одно из первых мест. Коррупция охватила все уровни власти, включая высший, в том числе, федеральные органы исполнительной власти, непосредственно призванные реализовывать меры противодействия данному негативному явлению.

Реализация антикоррупционной политики объявлена высшим руководством страны одним из приоритетных направлений государственной политики, что получило закрепление в базовых документах, направленных на противодействие коррупции: в федеральном законе [1], в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции [2].

Для эффективной борьбы с таким социальным злом как коррупция недостаточно мер государственного регулирования, принятых на федеральном уровне. Масштаб последствий влияния коррупции на все сферы деятельности настолько велик, что необходимо внедрение мер по её противодействию и на региональном, и на муниципальном уровнях [3].

В соответствии с законом Тюменской области от 25 февраля 2009 г. № 6 «О противодействии коррупции в Тюменской области» противодействие коррупции реализуется путем осуществления следующих мер:

- разработка и реализация антикоррупционных планов (программ);

- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов области и их проектов;

- антикоррупционные образование и пропаганда;

- опубликование информации о реализации мер антикоррупционной политики;

- иные меры, предусмотренные федеральным законодательством [4].

Субъектами антикоррупционной политики являются:

1. органы государственной власти и иные государственные органы Тюменской области, к ведению которых отнесена реализация антикоррупционной политики;

2. органы местного самоуправления;

3. общественные объединения;

4. средства массовой информации;

5. иные субъекты, предусмотренные законодательством.

Значительная часть субъектов РФ (67 регионов) активно использует потенциал программно-целевого метода при разработке и реализации антикоррупционной политики на своей территории [5, с. 8]. Этот метод содействует повышению эффективности межведомственной координации органов власти, их взаимодействия с институтами гражданского общества [6].

В целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297, а также совершенствования деятельности по противодействию коррупции на территории Тюменской области утверждены:

1. Целевая региональная Программа (план) противодействия коррупции на 2012-2015 годы;

2. Типовой план противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Рассмотрим результаты реализации антикоррупционной политики в Тюменской области за 2013-2015 годы.

В 2013-2015 годы прокуратурой г. Тюмени и Тюменской области совместно с правоохранительными структурами, органами государственной власти и органами местного самоуправления принимался комплекс мер по противодействию коррупции.

Несмотря на то, что в 2014 году правоохранительные органы меньше выявили преступлений указанной категории, в результате активизации этой работы в целом на треть (36%) возросло число уголовных дел коррупционной направленности, направленных в суд (рост числа дел составил с 103 до 140 по сравнению с 2013 годом), а также почти в 2 раза увеличилось количество лиц, осужденных за совершение преступлений данной категории (рост составил с 72 до 141 - или 50%).

Правоохранительными органами еще не решены отдельные проблемы противодействия коррупционным проявлениям, прежде всего, это касается вопросов возмещения ущерба. Так, в 2014 году ущерб от коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам составил 506 млн. руб., а возмещено всего 89 млн. руб. - 17% (в 2013 году - 14 млн. руб. или 4%) [7].

Прокуратурой в 2014 году выявлено свыше 4 тысяч коррупционных нарушений закона (рост на 14% или с 3559 нарушений до 4056 нарушений). При этом практически треть из них - это нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, в том числе, предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе, непринятие мер к урегулированию конфликта интересов и ряд др.

В 2015 году сотрудники следственного управления Следственного комитета РФ по Тюменской области выявили 313 коррупционных преступлений, из них 140 - факты взяточничества (44,7%). В суды было передано 180 уголовных дел о коррупционных преступлениях, 161 виновному уже вынесен приговор [7].

Следует отметить, что важную роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации. Прокуратурой области в 2015 году пред-

принимались действия по блокированию интернет-сайтов, обучавших давать взятки. Таких интернет-ресурсов было выявлено 24.

Что касается наложения ареста на имущество обвиняемых в совершении коррупционных преступлений и возмещении ущерба от совершения преступлений, то сумма арестованного имущества в 2015 году превысила 10 млн. руб. В 2014 году этот показатель не превышал и 7 млн. руб. [7].

Несмотря на принятые меры по противодействию коррупции в Тюменской области, отмечается по всем показателям ее рост. Это означает, что коррупция очень сложное социальное явление, которое имеет свойство адаптироваться к современным условиям жизни общества, к новому нормативно-правовому регулированию ее противодействия и довольно прочно закрепилась в органах государственной власти и органах местного самоуправления региона.

Для повышения эффективности деятельности по обеспечению законности региональных и муниципальных нормативных правовых актов предприняты дополнительные организационные меры. Так, прокуратура Тюменской области изучает все проекты и нормативные правовые акты, которые разрабатываются в департаментах, управлениях и комитетах. В прошлом году углублен прокурорский мониторинг действующей нормативной базы. По его результатам изменены и дополнены законы Тюменской области, действующие в сфере бюджетного законодательства, охраны семьи, материнства и детства, формирования и деятельности областных органов исполнительной власти, обновлен федеральный регистр нормативных правовых актов.

Вместе с тем, практика надзорной деятельности свидетельствует о необходимости большей самостоятельной инициативы со стороны нор-мотворческих органов (прежде всего, Тюменской областной Думы), особенно в части восполнения правовых пробелов и устранении неопределенности нормативного регулирования. Скажем, только после вмешательства прокуратуры в 2015 году получил законодательное закрепление порядок увольнения лиц, замещающих государственные должности Тю-

менской области, в случае «утраты доверия» (данная норма была введена еще в 2010 году).

В настоящее время на территории всей Тюменской области реализованы следующие мероприятия, направленные на противодействие коррупции:

1. Разработана нормативно-правовая база противодействия коррупции, создан Совет по противодействию коррупции в Тюменской области и соответствующие Советы во всех городских округах и муниципальных районах, выстроена многоуровневая система обязательной антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов, организовано антикоррупционное обучение граждан и государственных и муниципальных служащих, выстроена система конкурсного отбора на государственную и муниципальную службу.

2. Осуществлена регламентация предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения соответствующих им функций.

3. В рамках перевода государственных услуг в электронный вид в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг размещены все государственные и муниципальные услуги, предоставляемые органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области.

4. Функционирует официальный портал органов государственной власти Тюменской области, основная цель которого - обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти области.

5. Организована и отлажена система межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области (СМЭВ). Данная система позволяет реализовать нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» о запрете истребования от заявителя информации и документов, которые орган, предоставляющий ту или иную услугу, может получить у соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или государственного (муниципального) учреждения [8].

6. С принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд» в области реализуется план по переходу на контрактную систему. На Управление государственных закупок Тюменской области возложены полномочия по определению поставщика для государственных заказчиков, а также полномочия по осуществлению функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд области, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд региона.

7. На регулярной основе осуществляется информирование жителей об антикоррупционных мерах, принимаемых на всех уровнях власти, а также формирование нетерпимого отношения общественности к коррупции. Региональные и муниципальные СМИ подробно информируют о работе по пресечению преступлений коррупционной направленности, проводимой прокуратурой области и УМВД России по Тюменской области.

8. Реализуется программа по повышению компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты».

9. Созданы и действуют Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

10. Активно развивается сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (на сегодняшний день в результате ребрендинга центры переименованы в «Мои документы») [9].

11. Для обеспечения открытости и прозрачности государственного управления при органах исполнительных власти области, реализующих полномочия в наиболее значимых сферах жизни общества, таких как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита, образованы Общественные советы.

Несмотря на наличие выстроенной и действующей системы антикоррупционной деятельности в Тюменской области в целом, вопрос противодействия коррупции не должен быть лишен внимания и впредь, работоспособность антикоррупционных механизмов необходимо поддерживать и развивать в постоянном режиме.

Важную роль в данном процессе играет Целевая региональная Программа (план) противодействия коррупции на 2012-2015 годы, которая предусматривает как дальнейшую реализацию антикоррупционных мероприятий в рамках перечисленных направлений, подтвердивших свою эффективность, так и развитие новых направлений антикоррупционной деятельности [10]. К таким направлениям относятся:

1) переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

2) проведение процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов Правительства и Губернатора Тюменской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

3) применение механизма ротации государственных служащих;

4) обеспечение действенного функционирования системы электронного документооборота, позволяющей осуществлять ведение учета и контроля исполнения документов;

5) обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти Тюменской области с институтами гражданского общества посредством функционирования общественных советов и организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов;

6) осуществление контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их доходам;

7) продолжение осуществления финансового контроля;

8) дальнейшее развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

9) обеспечение реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В заключение следует отметить, что работа по выявлению и пресечению фактов коррупции в Тюменской области ведется постоянно. Выявление, а также расследование преступлений коррупционной на-

правленности зачастую являются результатом эффективного взаимодействия следственных органов Следственного комитета России с сотрудниками региональных управлений ФСБ и МВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако, поскольку коррупция в органах государственной власти и органах местного самоуправления приобрела характер системного явления, эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических, правовых, социальных и информационно-пропагандистских мер.

Список литературы

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/

2. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2010/04/15/nacstrategiya-dok.html

3. Авилкина С.В. Современная антикоррупционная политика России // Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста: Мат. Междун. научно-практ. конф. Рязань, 2013. С. 43.

4. Закон Тюменской области от 25.02.2009 № 6 «О противодействии коррупции в Тюменской области» [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen. ru/ogv_ru/gov/adm_reform/more.htm?id=10457443@cmsArticle

5. Аналитический доклад «Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах РФ» / Научный руководитель Т. Я. Ха-бриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2012. 336 с.

6. Ильин В.И., Чернов А.Д. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики в Россий-

ской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. N° 1. С. 80-84.

7. Доклад Прокурора Тюменской области В. Владимирова на заседании Тюменской областной Думы с информацией о состоянии законности и правопорядка в регионе в 2014-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://proctmo.ru/press-center/interview/118915985420/

8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12177515/

9. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70290064/

10. Целевая региональная Программа (план) противодействия коррупции в Тюменской области на 2012-2015 годы: утв. постановлением Правительства Тюменской области от 23.04.2012 № 635-рп [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/adm_reform/more.htm?id=10941952@ cmsArticle

References

1. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

2. http://www.rg.ru/2010/04/15/nacstrategiya-dok.html

3. Avilkina S.V. Sovremennaya antikorruptsionnaya politika Rossii [Modern anti-corruption policy of Russia]. Formirovanie pravovoy, mezhetnich-eskoy, religioznoy i professional'noy kul 'tury sovremennogo spetsialista [Formation of legal, interethnic, religious and professional culture of the modern expert]. Ryazan, 2013, p. 43.

4. http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/adm_reform/more.htm?id=10457443@ cmsArticle

5. Analiticheskiy doklad «Analiz praktiki realizatsii programm protivodeyst-viya korruptsii v sub"ektakh RF» [Analytical report "Analysis of practice

of implementation of programs of counteraction of corruption in territorial subjects of the Russian Federation"] / Research supervisor T. Ya. Habriye-va. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2012. 336 p.

6. Ilyin V.I., Chernov A.D. Interaction of the state and institutes of civil society in realization of anti-corruption policy in the Russian Federation [Vzai-modeystvie gosudarstva i institutov grazhdanskogo obshchestva v reali-zatsii antikorruptsionnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 2014. No. 1, рр. 80-84.

7. http://proctmo.ru/press-center/interview/118915985420/

8. http://base.garant.ru/12177515/

9. http://base.garant.ru/70290064/

10. http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/adm_reform/more.htm?id=10941952@ cmsArticle

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

храмцов Александр борисович, кандидат исторических наук, доцент Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

ул. Луначарского, 2, Тюмень, Тюменская обл., 625001, Российская

Федерация

khramtsov_ab@bk.ru

DATAABOUT THE AUTHOR Khramtsov Aleksandr Borisovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Tyumen State University of Civil Engineering

ul. Lunacharskogo 2, Tyumen, 625001, Russian Federation

khramtsov_ab@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.