Научная статья на тему 'Антикоррупционная активность в Забайкальском крае'

Антикоррупционная активность в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1001
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / СИСТЕМА ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / ANTICORRUPTION ACTIVITY / SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES / CIVIL SOCIETY / SOCIO-POLITICAL STABILITY / TRANSBAIKAL REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погулич Оксана Викторовна

Проанализированы некоторые аспекты антикоррупционной активности органов власти и населения субъекта Российской Федерации Забайкальского края. Дана качественная и количественная характеристика ключевых направлений антикоррупционной деятельности органов власти Забайкальского края, а также оценка населения региона процесса реализации антикоррупционной политики. Представлено определение понятия «антикоррупционная политика», отсутствующее в федеральном законодательстве. Определено, что применяемый в стране и регионах программно-целевой метод активно используется и в Забайкальском крае как механизм системного подхода к разработке и реализации ключевых направлений антикоррупционной политики в регионе. Проанализированы такие виды региональной антикоррупционной активности, как формирование регионального законодательства, проведение антикоррупционной экспертизы и заседаний комиссий по соблюдению требований к должностному поведению, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Зафиксировано, что число выявляемых преступлений коррупционной направленности в Забайкальском крае соответствует общероссийским тенденциям. Выявлено, что за последние семь лет число преступлений коррупционной направленности, совершаемых в Забайкальском крае, увеличилось более чем в 2 раза. Исследование нормативных правовых актов, данных официальной статистики, публикаций средств массовой информации, а также вторичный анализ результатов социологических исследований коррупции в России и Забайкальском крае показывают, что уровень антикоррупционной активности в регионе чрезвычайно низок. Деятельность органов власти Забайкальского края по противодействию коррупции неэффективна и малоизвестна населению края, что, в свою очередь, негативно сказывается на всей системе проводимой в регионе антикоррупционной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Погулич Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-Corruption Activity in the Transbaikal Region

The article presents several aspects of anti-corruption activity of the authorities and the public of the subject of Russian Federation Transbaikal region. The qualitative and quantitative characteristics of key areas of anti-corruption activities of the Transbaikal region authorities and evaluation of the region's population as well as the implementation of anti-corruption policy are introduced. The definition of the concept «anti-corruption policy» that is not determined in the federal legislation is presented. The program-target method that is used in the country and the regions is very popular in Transbaikal region as a mechanism for a systematic approach to the development and implementation of key anti-corruption policies in the region. Such types of the regional anti-corruption activity as a formation of regional law system, anti-corruption expertise and meetings of committees to comply with the requirements for official behavior, special training of state and municipal officials, conversion of the state and municipal services in electronic form are analyzed in the article. The author marks that the number of detected corruption-related crimes in the Transbaikal region corresponds to the national trends. Over the past seven years the number of corruption-related crimes committed in the Transbaikal region had increased by more than 2 times. The study of normative legal acts, official statistics, media content, as well as the secondary analysis of the results of sociological searches of corruption in Russia and in the Transbaikal region demonstrates that the level of anti-corruption activity in the region is extremely low. The Transbaikal region authorities anticorruption activity is inefficient and little known by the population of the region. This fact negatively affects the entire system of the regional anti-corruption policy

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная активность в Забайкальском крае»

УДК 323.2:328.185

Погулич Оксана Викторовна Oksana Pogulich

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

ANTI-CORRUPTION ACTIVITY IN THE TRANSBAIKAL REGION

Проанализированы некоторые аспекты антикоррупционной активности органов власти и населения субъекта Российской Федерации — Забайкальского края. Дана качественная и количественная характеристика ключевых направлений антикоррупционной деятельности органов власти Забайкальского края, а также оценка населения региона процесса реализации антикоррупционной политики. Представлено определение понятия «антикоррупционная политика», отсутствующее в федеральном законодательстве.

Определено, что применяемый в стране и регионах программно-целевой метод активно используется и в Забайкальском крае как механизм системного подхода к разработке и реализации ключевых направлений антикоррупционной политики в регионе. Проанализированы такие виды региональной антикоррупционной активности, как формирование регионального законодательства, проведение антикоррупционной экспертизы и заседаний комиссий по соблюдению требований к должностному поведению, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Зафиксировано, что число выявляемых преступлений коррупционной направленности в Забайкальском крае соответствует общероссийским тенденциям. Выявлено, что за последние семь лет число преступлений коррупционной направленности, совершаемых в Забайкальском крае, увеличилось более чем в 2 раза.

Исследование нормативных правовых актов, данных официальной статистики, публикаций средств массовой информации, а также вторичный анализ результатов социологических исследований коррупции в России и Забайкальском крае показывают, что уровень антикоррупционной активности в

The article presents several aspects of anti-corruption activity of the authorities and the public of the subject of Russian Federation — Transbaikal region. The qualitative and quantitative characteristics of key areas of anti-corruption activities of the Transbaikal region authorities and evaluation of the region's population as well as the implementation of anti-corruption policy are introduced. The definition of the concept «anticorruption policy» that is not determined in the federal legislation is presented. The program-target method that is used in the country and the regions is very popular in Transbaikal region as a mechanism for a systematic approach to the development and implementation of key anti-corruption policies in the region.

Such types of the regional anti-corruption activity as a formation of regional law system, anti-corruption expertise and meetings of committees to comply with the requirements for official behavior, special training of state and municipal officials, conversion of the state and municipal services in electronic form are analyzed in the article. The author marks that the number of detected corruption-related crimes in the Transbaikal region corresponds to the national trends. Over the past seven years the number of corruption-related crimes committed in the Transbaikal region had increased by more than 2 times.

The study of normative legal acts, official statistics, media content, as well as the secondary analysis of the results of sociological searches of corruption in Russia and in the Transbaikal region demonstrates that the level of anti-corruption activity in the region is extremely low. The Transbaikal region authorities' anticorruption activity is inefficient and little known by the population of the region. This fact negatively affects the entire system of the regional anti-corruption policy

регионе чрезвычайно низок. Деятельность органов власти Забайкальского края по противодействию коррупции неэффективна и малоизвестна населению края, что, в свою очередь, негативно сказывается на всей системе проводимой в регионе антикоррупционной политики

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, антикоррупционная активность, Забайкальский край, система органов публичной власти, гражданское общество, социально-политическая устойчивость

Key words: corruption, anti-corruption policy, anticorruption activity, Transbaikal region, system of public authorities, civil society, socio-political stability

В конце 2013 г. Президент РФ В.В. Путин утвердил Концепцию общественной безопасности, в которой подчеркивается, что, несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким.

Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведено исследование оценки россиянами степени распространения коррупции в обществе. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 5-6 октября 2013 г. Опрошено 1600 чел. в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. Степень распространения коррупции в обществе в целом, по мнению россиян, остается высокой (80 %). Говорят об этом, прежде всего, жители крупных и средних городов (86-89 %). В своем населенном пункте это явление считают распространенным 62 %, как правило, так считают жители крупных городов (83 %) [2].

Наиболее коррумпированной сферой, как и прежде, россияне признают власть на местах, причем с каждым годом респонденты все чаще указывают на подверженность местной власти этой проблеме (с 28 до 39 % за пять лет). Вторая группа наиболее коррумпированных, с точки зрения опрошенных, сфер — ГАИ (ГИБДД) и федеральная власть. Но если о коррумпированности ГАИ (ГИБДД) говорят все реже (с 33 до 27 %), то федеральную власть упоминают, напро-

тив, чаще (в 2008 г. — 15 %, сейчас — 26 %). Далее, третья группа — сферы работы полиции (за исключением ГАИ (ГИБДД)), медицины — их считают коррумпированными по 19 % опрошенных, причем в случае с правоохранительными органами, реже, чем прежде (с 26 до 19 %), судебная система и крупный бизнес (по 18 %). Следующая группа сфер — ЖКХ и образование (14 и 13 % соответственно). Реже упоминаются военкоматы и армия в целом ( 6 и 4 % соответственно), парламент (5 %) и т.д. [2].

Несмотря на представления о высокой степени распространения коррупции, большинству россиян, по их собственному признанию, в течение последнего года не приходилось давать взятки (80 %). В основном это пожилые россияне (87 %). Об обратном свидетельствуют 19 %, но чаще говорят, что это были скорее единичные случаи (12 %), а не частая практика (7 %). О том, что в течение года случалось давать взятки, сообщают, прежде всего, москвичи и петербуржцы (36 %) и 35-44-летние респонденты (25 %). Те, кому приходилось давать взятки в течение последнего года, отмечают, что чаще всего делали это при общении с работниками медицины (54 %). Резко упала доля коррупционных взаимоотношений в образовательной сфере с 36 % в 2008 г. до 21 % в 2013 г. из тех, кому приходилось давать взятку [2].

Коррупция «продолжает оставаться дестабилизирующим фактором для развития предпринимательства, существенно снижает инвестиционную привлекательность Забайкальского края, ухудшает эф-

фективность организации национальной безопасности» [ 1 ]. При этом на уровень коррупции продолжает существенно влиять незавершенность структурной перестройки экономики и административной реформы. Значительная часть совершаемых коррупционных правонарушений связана с незаконным присвоением общественных ресурсов и бюджетных средств, особенно в ходе осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Для понимания социально-политической обстановки в Забайкальском крае мы проанализировали рейтинг социально-политической устойчивости регионов. Рейтинг Фонда «Петербургская политика» публикуется с осени 2012 г. на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации. Оценка сопровождается публикацией наиболее заметных событий месяца, которые могли оказать положительное или отрицательное воздействие на уровень устойчивости или имели резонансный характер [7].

ггч о ° ° ° °

Так, Забайкальский край в рейтинге социально-политической устойчивости с 2012 г. и по настоящее время занимает позицию со средним баллом 6,1-6,4 и относится к группе регионов со средней устойчивостью. Лишь в некоторых случаях, когда в региональных СМИ появлялась информация о крупных коррупционных преступлениях высокопоставленных чиновников (возбуждение в отношении бывшего министра территориального развития Забайкальского края А.Г. Серёгина, начальника краевого УГИБДД С.В. Уханова, отстранение от исполнения служебных обязанностей министра физической культуры и спорта Забайкальского края Ю.А. Ко-ноплева, судебный процесс по делу бывшего начальника ГУ МЧС по Забайкальскому краю В. Б. Королькова, обвиняемого в крупном мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток) , рейтинг социально-политической устойчивости Забайкальского края понижался до отметки 5,7 баллов. Несомненно, подтверждается прямая зависимость меж-

ду уровнем коррупции и социально-политическим климатом в регионе.

В течение последних 7,5 лет Правительство Забайкальского края и Администрация Губернатора Забайкальского края в соответствии с вызовами времени и в рамках федерального законодательства реализуют национальную стратегию противодействия коррупции, внедряют механизмы противодействия коррупции в системе государственной гражданской и муниципальной службы, а также в частном секторе.

Внедрение механизмов противодействия коррупции в деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (ранее Читинской области) началось в 2007 г. в рамках мероприятий Программы противодействия коррупции в Читинской области на 2007-2008 гг. Программа стала первым правовым актом, определяющим направления и этапы противодействия коррупции, в том числе по закреплению принципов последовательного и комплексного подхода к реализации антикоррупционных мероприятий на плановой основе, а также развитие региональной антикоррупционной правовой базы.

В рамках формирования региональной антикоррупционной правовой базы был разработан и принят Закон Забайкальского края «О противодействии коррупции в Забайкальском крае» № 18-ЗЗК от 4 июля 2008 г. Интересен тот факт, что Забайкальский край вошел в число 18 субъектов РФ, в которых основной антикоррупционный региональный закон разрабатывался в Прокуратуре региона.

Особенностью это закона является фиксация такого основополагающего понятия, как антикоррупционная политика, в то время как в федеральном законодательстве оно отсутствует. Под антикоррупционной политикой в Забайкальском крае понимается деятельность субъектов антикоррупционной политики, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению. Отметим, что и комплексные антикоррупционные законы таких субъек-

тов РФ, как Республика Татарстан, Республика Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, Пензенская область, содержат аналогичные определения понятия антикоррупционной политики.

Чуть позднее в 2008 г. был принят Закон Забайкальского края «Об антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов», который урегулировал вопросы

16000

1200 1000 800 600 400 200

проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Количество нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Забайкальского края, а также долю нормативных правовых актов, в которых выявлены коррупциоген-ные факторы, можно представить в виде диаграммы следующим образом (рис. 1).

общее число нормативных правовых актов и их проектов, прошедших антикоррупционную экспертизу

доля выявленных коррупциогенных факторов

Рис. 1. Общее количество нормативных правовых актов и их проектов, прошедших антикоррупционную экспертизу в 2011-2013 гг., а также число выявленных

в них коррупциогенных факторов

Активно применяемый в стране и регионах программно-целевой метод закрепил появление очередных антикоррупционных программ, соответствующих временным рамкам. Так, в 2009-2011 гг. в крае действовала целевая программа «Противодействие коррупции в Забайкальском крае на 2009-2011 годы», которая имела символическое название «Не оступись!». Среди особенностей этой программы можно отметить следующие: главной задачей программы обозначено снижение уровня коррупции; наиболее коррупционно опасной признана сфера деятельности по размещению государственных и муниципальных заказов и управлению государственным и муниципальным имуществом; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов закреплялось за самостоятельной нормотворчес-кой деятельностью самих органов власти;

к перечню коррупциогенных полномочий отнесены закупки для государственных нужд, предоставление государственных услуг в области здравоохранения, образования, социальной помощи и социального обслуживания, в сфере земельных и имущественных отношений, жилищных отношений, жилищного строительства и др.; в программе не было предусмотрено количественных показателей результативности, что в целом негативно отразилось на возможности оценки эффективности реализации программы с позиции количественного метода; для мероприятий программы не предполагалось дополнительного финансирования, т.е. антикоррупционная деятельность должна была реализовываться за счет текущего финансирования.

В 2011 г. началась активная работа по созданию комиссий по соблюдению требований к служебному поведению го-

сударственных служащих Забайкальского края и урегулированию конфликта интересов. Аналогичная работа проводилась и в органах местного самоуправления во всех муниципальных образованиях Забай-

В 2011 г. получила развитие работа исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, что позволило исключить непосредственное взаимодействие должностных лиц и граждан и оказало существенное воздействие на сокращение коррупционных рисков в этой сфере деятельности исполнительных органов власти.

Центр прикладной экономики (г. Москва) опубликовал в 2013 г. рейтинг регионов России по уровню внедрения электронного правительства: Забайкальский край в очередной раз удержал лидирующую позицию в Сибирском федеральном округе и седьмое место в стране, несмотря на то, что соседние субъекты также стремительно продвигаются в развитии порталов государственных услуг, сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) по принципу «одного окна» и электронных сервисов, востребованных гражданами [8]. Уровень использования населением государственных и муниципальных услуг в электронном виде в крае чрезвычайно низок. Согласно статистическим данным, представленным Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, доля граждан Забайкальского края, пользующихся сайтом www.gosuslugi.ru, составляет лишь 1,25 % населения региона [4].

После утверждения краевой долгосрочной целевой программы «Противодейс-

кальского края. В итоге к 2012 г. комиссии включились в антикоррупционную работу по рассмотрению материалов проверки в отношении гражданских служащих и муниципальных служащих (см. табл. 1).

твие коррупции в Забайкальском крае на 2012-2014 годы» исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправления в рамках данной программы продолжилась нормотворческая и правоприменительная работа в целях профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений, расширились возможности и формы участия гражданского общества в процессе противодействия коррупции. Однако новые формы участия населения в антикоррупционной деятельности не были разработаны и предложены региональными властями, а являлись лишь директивами федерального законодательства.

Так, в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг. предлагалось создать эффективную систему обратной связи на основе информации от населения и институтов гражданского общества о результативности антикоррупционной политики; обеспечить проведение социологических исследований в различных регионах страны среди всех социальных слоев населения, которые позволили бы оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых мер; научным учреждениям активизировать осуществление научных разработок в сфере противодействия коррупции; проводить систематическое повышение квалификации служащих по программам, включающим курсы антикоррупционной тематики.

Таблица 1

Количество ежегодных заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению (2012-1013 гг.)

Отчетный год Количество заседаний

в органах государственной власти в органах местного самоуправления

2012 16 45

2013 16 69

Так, за три года проведено обучение более 1000 должностных лиц, специалистов исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов

местного самоуправления по профилактике коррупционных правонарушений в сферах государственного и муниципального управления (рис. 2).

- государственные служащие

муниципальные служащие

2011

2012

2013

Рис. 2. Общее число специалистов и должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Забайкальского края, прошедших обучение в 2011-2013 гг. по курсам повышения квалификации с применением антикоррупционной тематики

В декабре 2013 г. Независимой научно-аналитической социологической службой Забайкальского государственного университета (г. Чита) проведено социологическое исследование бытовой коррупции в Забайкальском крае. Результаты показали, что только четверть населения (25,2 % опрошенных) знают о мерах, которые федеральные и региональные власти принимают для противодействия коррупции, около трети населения (29,2 % опрошенных) вообще ничего не знают об этом явлении и предпринимаемых мерах [5].

Как показывают результаты социологического исследования современной региональной элиты Забайкальского края, проведенного в апреле 2013 г. (при личном участии авторов) , больше половины населения (52,9 % опрошенных) отметили коррупцию как главный фактор, снижающий эффективность действий региональных властей. Более того, 15 % опрошенных на вопрос: «Кому, на Ваш взгляд, сегодня принадлежит власть в регионе?» ответили «Коррумпированной части аппарата управления» [10].

В целом по Забайкальскому краю удельный вес коррупционных преступлений за 2011 г. составил 1,48 % (2010 г. -1,05 %), за 2012 г. - 1,9 %, а за 2013 г.

— 2,3 %. Исходя из статистической отчетности за 2011 г., наиболее подверженной коррупционным проявлениям, продолжает оставаться сфера образования, где выявляется более половины всех должностных преступлений. Проявления коррупции также зафиксированы в сфере здравоохранения, лесопромышленном, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах [6].

За последние 7 лет среднегодовое число выявляемых преступлений коррупционной направленности в Забайкальском крае составило 531, что соответствует общероссийской тенденции. Так, например, в Астраханской области в 2013 г. сотрудниками правоохранительных органов зарегистрировано 382 преступления коррупционной направленности, в Республике Бурятия

— 147, в Иркутской области — 394, в Новосибирской области — 985, в Республике Татарстан — свыше 1200 преступлений коррупционной направленности.

На рис. 3 представлена динамика кор- ных в Забайкальском крае в период с 2007 рупционных правонарушений, выявлен- по 2013 гг.

Рис. 3. Динамика коррупционных правонарушений, выявленных в Забайкальском крае в период с 2007 по 2013 гг.

Так, например, в 2012 г. в крае выявлено 596 коррупционных преступлений — это на 45,3 % больше, чем в 2011 г. Больше всего фактов взяточничества зарегистрировано в правоохранительных и контролирующих органах (57,2 %), сфере образования (31,4 %) и здравоохранения (8,4 %).

Данная статистика противоречит результатам социологического исследования социологической службы ЗабГУ, согласно

которым учреждения здравоохранения и образования относятся к наиболее «честным» организациям Забайкальского края. Так, по мнению опрошенных забайкальцев, пятерку наиболее «честных» организаций составляют учреждения здравоохранения, образования, органы национальной безопасности, суды, армия ( результаты представлены на рис. 4).

25,60%

26%

31%

38%

37.60%

— здравоохранение I— образование

— органы национальной безопасности

— суды

— армия

Рис. 4. Наиболее «честные» организации Забайкальского края (по результатам опроса населения в 2013 г.)

Однако, несмотря на ежегодное увеличение числа выявленных коррупционных правонарушений, число государственных и муниципальных служащих Забайкаль-

ского края, совершивших коррупционные преступления, существенно сократилось (рис. 5).

общее число преступлений коррупционнной направленности

число государственных и муниципальных служащих, совершивших коррупционные преступления

2011

2012

2013

Рис. 5. Доля государственных и муниципальных служащих, совершивших коррупционное преступление в сравнении с общим числом преступлений

коррупционной направленности

Несомненно, представленные данные подтверждают результативность проводимых антикоррупционных мероприятий, поскольку число должностных лиц, совершивших коррупционные преступления в 2012 г., сократилось на 20 % по сравнению с предыдущим 2011 г., а в 2013 г. — на 36 %. При этом в краевой программе «Противодействие коррупции в Забайкальском крае на 2012-2014 годы» минимальное ежегодное сокращение доли выявленных коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц зафиксировано на уровне не ниже 3 %.

Данные факты позволяют сделать вывод о том, что деятельность органов власти Забайкальского края по противодействию коррупции неэффективна и неизвестна населению края, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее проникновение этого негативного явления в общественные отношения и укоренение в них, в связи с безнаказанностью, коррупционных правонарушений.

Этот вывод можно также подтвердить и оценкой населения деятельности власти в сфере противодействия коррупции: 27 % населения считает, что власти мало делают для борьбы с коррупцией, а 16 % полагает, что вообще ничего не делают; лишь 8 % респондентов в целом положительно оценили деятельность властей [5].

Важной составляющей антикоррупционной активности является готовность бороться с нечестностью чиновников. Из числа опрошенных забайкальцев лишь 12,4 % обратились с жалобой в вышестоящие органы или органы безопасности. Как результат подобной реакции на жалобы и обращения граждан, антикоррупционная активность последних значительно сокращается. Население теряет веру в свою значимость и возможность влиять на процессы управления общественными отношениями, проявляется кризис участия масс в политической жизни региона и страны, а кризис легитимности вынуждает власти применять административный ресурс для достижения поставленных целей.

Несмотря на наличие определенной системы механизмов обратной связи указанных органов с населением Забайкальского края, эффективность ее применения для достижения поставленных задач по профилактике и борьбе с коррупцией остается невысокой. Так, за период 2012 г. на «телефон доверия» по противодействию коррупции Администрации Губернатора Забайкальского края поступило только 6 обращений граждан о коррупционных правонарушениях, а в 2013 г. сообщения и вовсе не поступали.

Показателем возрастающего уровня социальной и антикоррупционной актив-

ности населения края, складывающейся системы эффективного взаимодействия органов власти и структур гражданского общества, является Гражданский форум «Забайкальцы — Забайкалью», который проводится с 2002 г. при поддержке Губернатора Забайкальского края.

На рис. 6 представлено количество материалов по вопросам противодействия коррупции, размещенных в течение 2011-

2013 гг. как в региональных, так и в муниципальных СМИ. Данные мониторинга размещенной в региональных и муниципальных СМИ информации показывают, что большая часть материалов (72,7 %) содержит факты о проявлениях коррупции, наказании лиц, совершивших противоправные действия, и 27,3 % — сведения о реализации антикоррупционных мер.

— региональные СМИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— муниципальные СМИ

2011

2012

2013

Рис. 6. Количество материалов по вопросам противодействия коррупции, размещенных в региональных и муниципальных СМИ

Для осуществления оценки реального положения дел в сфере противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации необходимо создание механизмов государственного и общественного контроля за реализацией антикоррупционной политики. Общественный контроль за реализацией региональной антикоррупционной политики целесообразно осуществлять во взаимодействии с органами государственной власти, представителями институтов гражданского общества, участвуя в формировании и реализации региональной анти-

коррупционной политики и в деятельности органов по противодействию коррупции. Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции представляется значительным элементом его самоорганизации. Выработка механизма саморегуляции российского общества предполагает активную деятельность антикоррупционной направленности как государственных структур, так и специализированных институтов гражданского общества [3].

Литература

References

1. Бейдина Т.Е., Лобцова О.В. Факторы эффективности национальной безопасности Российской Федерации: коррупциогенный фактор как де-стабилизатор системы управления безопасностью // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2013. № 03 (94). С. 47-54.

2. «Коррупция в России: мониторинг»: опрос ВЦИОМ // Пресс-выпуск 2437 от 23.10.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114572.

1. Beydina T.E., Lobtsova O.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 03 (94). P. 47-54.

2. «Korruptsiya v Rossii: monitoring»: opros VCIOM» («Corruption in Russia: monitoring»: opinion poll) Available at: http: //wciom.ru/index.php?id=459&uid= 114572/ (accessed 10 September 2014)

3. Лобцова О.В. Современные тенденции реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае // Власть. 2013. № 6. С. 40-43.

4. Минкомсвязь России составила рейтинг использования портала госуслуг во всех регионах РФ // Госменеджмент: электронный журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gosman. ru/?news=31546.

5. Номоконов М.В., Русанова А.А. Бытовая коррупция в ракурсе социологического анализа: региональный аспект // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 254-257.

6. О результатах работы правоохранительных органов края по борьбе с коррупцией в Забайкальском крае: материалы пресс-конференции в Прокуратуре Забайкальского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.prokuratura. chita.ru/files/2013.02.01/presskonferenciya_po_ korrupcii.doc.

7. Рейтинг Фонда «Петербургская политика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^://оЫ. fpp.spb.ru/fpp-rating-1.php.

8. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства // Госменеджмент: электронный журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gosman.ru/?news=29388.

9. Романова Н.П., Дробышевский В.С. Особенности формирования антикоррупционной системы в приграничном регионе / / Вестник ЗабГУ. 2013. № 7 (98). С. 54-58.

10. Рудой В.В. Современные региональные элиты (социологический анализ): информационно-аналитические материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием «Элитология России: современное состояние и перспективы развития». 7-8 окт. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. 184 с.

Коротко об авторе _

Погулич О.В., канд. социол. наук, доцент, доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ oxy-pusik@rambler.ru

Научные интересы: проблемы противодействия коррупции в России и мире, антикоррупционная политика, геополитика, безопасность субъекта РФ

3. Lobtsova O.V. Vlast (Power), 2013, no. 6. P. 40-43.

4. Minkomsvyaz Rossii sostavila reyting ispol-zovaniya portala gosuslug vo vseh regionah RF (Ministry of Communications of Russia made a rating of the portal services use in all regions of the Russian Federation) Available at: http://gosman.ru/?news=31546/ (accessed 12 September 2014)

5. Nomokonov M.V. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestn. Volg. Inst. Biznesa (Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Business Institute), 2014, no. 2 (27). P. 254-257.

6. O rezultatah raboty pravoohranitelnyh or-ganov kraya po borbe s korruptsiey v Zabaikalskom krae: materialy press-konferentsii v Prokurature Zabaikalskogo kraya (On the results of law enforcement edge to combat corruption in the Transbaikal Region: Proceedings of the Press conference at the Prosecutor's Office of Transbaikal Region) Available at: http://www.prokuratura.chita.ru/files/2013.02.01/ presskonferenciya_po_korrupcii.doc (accessed 12 September 2014).

7. ReitingFonda «Peterburgskayapolitika» (Rating of the Fund «St. Petersburg's policy») Available at: http://old.fpp.spb.ru/fpp-rating-1.php (accessed 13 September 2014).

8. Reiting subektov RF po urovnyu vnedreniya Elektronnogo pravitelstva (Rating of subjects of the Russian Federation in terms of e-government implementation) Available at: http://gosman.ru/?news=29388 (accessed 12 September 2014).

9. Romanova N.P., Drobyshevsky V.S. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 07 (98). P. 54-58.

10. Rudoy V.V. Sovremennye regionalnye elity (sotsiologicheskiy analiz): informatsionno-analiticheskie materialy Pervogo Vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem «Elitologiya Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya» (Modern regional elites (sociological analysis): information and analytical materials of the First All-Russian Congress with international participation «Elitology of Russia: current state and prospects of development»). Rostov-na-Donu: RANEPA, 2013. 184 p.

_ Briefly about the author

O. Pogulich, candidate of sociological sciences, associate professor, State and Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: problems of confronting corruption in Russia and all over the world, anti-corruption policy, geopolitics, Russian Federation subject security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.