Научная статья на тему 'Современное состояние инженерно-технической системы агропромышленного комплекса'

Современное состояние инженерно-технической системы агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
522
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ENGINEERING AND TECHNICAL SYSTEM / MODERNIZATION / MAINTENANCE / OPERABILITY / TECHNICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Братков Алексей Сергеевич

В статье рассмотрено современное состояние инженерно-технической системы агропромышленного комплекса. Наличие на предприятиях технического сервиса прогрессивного оборудования, документации и квалифицированных кадров это основной критерий оценки их эффективной возможности и практической готовности к оказанию потребителю услуг технического сервиса регламентированными показателями качества и сроками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of the engineering and technical system of the agro-industrial complex

The article considers the current state of the engineering and technical system of the agro-industrial complex. The availability of advanced equipment, documentation and qualified personnel at technical service enterprises is the main criterion for evaluating their effective capability and practical readiness to provide technical service to the consumer with regulated quality indicators and deadlines.

Текст научной работы на тему «Современное состояние инженерно-технической системы агропромышленного комплекса»

технические науки

УДК 631.1

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Братков Алексей Сергеевич, магистрант; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, РФ

В статье рассмотрено современное состояние инженерно-технической системы агропромышленного комплекса. Наличие на предприятиях технического сервиса прогрессивного оборудования, документации и квалифицированных кадров - это основной критерий оценки их эффективной возможности и практической готовности к оказанию потребителю услуг технического сервиса регламентированными показателями качества и сроками.

Ключевые слова: инженерно-техническая система; модернизация; техническое обслуживание; работоспособность; технический сервис.

CURRENT STATE OF THE ENGINEERING AND TECHNICAL SYSTEM OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Bratkov Alexey Sergeevich, graduate student; Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russian Federation

The article considers the current state of the engineering and technical system of the agro-industrial complex. The availability of advanced equipment, documentation and qualified personnel at technical service enterprises is the main criterion for evaluating their effective capability and practical readiness to provide technical service to the consumer with regulated quality indicators and deadlines.

Keywords: engineering and technical system; modernization; maintenance; operability; technical service.

Для цитирования: Братков А.С. Современное состояние инженерно-технической системы агропромышленного комплекса // Наука без границ. 2020. № 2(42). С. 12-17.

Инженерно-техническая система АПК (ИТС) представляет собой сегмент агропромышленного комплекса, размещаемый непосредственно в сельском хозяйстве и инфраструктуре, объекты которого функционально обеспечивают формирование технического ресурса отрасли, его эффективное использование и поддержание в работоспособном состоянии с целью удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в работах и услугах по машинному производству сельскохозяйственной продукции, обеспечения их техническими и энергетическими средствами, выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту парка машин на основе инновационных технологий. Она содержит широкий спектр функциональной деятельности, в которой можно выделить три основных направления, включающие следующие задачи [1, 2]:

- технические - обеспечение безотказности машин в целях оптимизации сроков выполнения сельскохозяйственных работ и переработки продукции;

- технологические - повышение технологической безотказности машин и качества работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур и ухода за животными, обеспечению полного сбора и переработки продукции;

- экономические - минимизация расходования топливо-смазочных материалов, других материалов и трудовых затрат на единицу продукции.

Таким образом, производство конкурентоспособной продукции, увеличение товарных объемов и повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства

за счет инженерно-технической деятельности могут достигаться путем наращивания его продуктивности и повышения за счет этого рентабельности

[3].

Установлено, что повышению рентабельности способствуют все научно-производственные факторы этой системы, даже не имеющие, на первый взгляд, к этой проблеме непосредственного отношения. Основными из них являются:

- оптимальное соотношение энергетических средств и сельскохозяйственных машин, позволяющее существенно повысить производительность труда и снизить его затраты при производстве зерновых культур почти в 3 раза, сахарной свеклы - в 5 и картофеля - в 4 раза. Таким образом, проблема комплектования рациональной структуры МТП в хозяйствах требует более пристального внимания;

- достаточное оснащение средствами производства ремонтно-обслу-живающей базы АПК, обеспечение выполнения планового технического обслуживания (ТО), например, тракторов, позволяющее повысить их среднюю наработку на отказ в 2 раза, снизить затраты на ремонт на 15-25 %, обеспечить повышение коэффициента готовности до 18 %.

- обеспечение высокого уровня надежности техники, позволяющее сократить сроки проведения полевых работ и потерю продукции. Так, при увеличении сроков посева озимых на 3 дня снижение урожайности достигает 0,3-0,5 т/га, а задержка с уборкой на 10 дней вызывает потери урожая на 15-20 %;

- недостаточная слаженность в работе основных и вспомогательных технических средств, вызывающая

возрастание стоимости посевных работ на 15 %, уборки силосных культур - на 37 %, сахарной свеклы - на 29 %, разбрасывания органических удобрений - на 19 %.

Для объективной количественной оценки влияния инженерных воздействий на продуктивность производства можно воспользоваться обобщенным показателем повышения рентабельности производства Рпр, выраженным в виде целевой функции:

где т - число блоков-факторов; п -число факторов в ]-м блоке; Ф. - значение 1-го фактора, повышающего рентабельность.

К числу наиболее важных блок-факторов инженерной деятельности, повышающих рентабельность, относятся

[4, 5]:

- обеспечение оптимального состава МТП и оборудования;

- уровень использования машин и оборудования по назначению и степень обеспечения их работоспособности;

- обеспечение ремонтно-обслужива-ющей базы хозяйств и производственной базы исполнителей технического сервиса;

- совершенство экономического механизма использования машин;

- уровень управления механизированным сельскохозяйственным производством.

Эффективное использование машин в сельском хозяйстве тесно взаимосвязано с организацией инженерно-технической системы АПК.

Структура инженерно-технической системы должна формироваться под интересы товаропроизводителя и обе-

спечивать надежное и качественное удовлетворение его потребностей в материально-технических и биологических ресурсах, в выполнении трудоемких высокотехнологичных процессов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Стратегия модернизации ИТС заключается в решении следующих основных направлений [6]:

- оптимальное насыщение отрасли МТП для ее комплексной индустриализации;

- использование эффективных технологий производства продукции и способов высокопроизводительного использования машинных агрегатов;

- перестраивание системы поддержания машин в работоспособном состоянии;

- создание эффективной системы услуг;

- совершенствование структуры управления инженерно-технической системой.

Увеличение работоспособности машин - необходимое условие для повышения эффективности инженерно-технической системы АПК [7].

Исследования ученых показали, что в затратах сельхозтоваропроизводителей на содержание основных видов техники за полный их жизненный цикл расходы на приобретение новых машин не превышают 35 %, а издержки на технический сервис составляют 65 % и более от всех совокупных затрат. Доказано, что главная цель модернизации системы технического обслуживания сельского хозяйства состоит в сокращении доли затрат в себестоимости сельхозпродукции.

На базе модернизации ИТС вокруг сельхозтоваропроизводителей необходимо сформировать развитый ин-

фраструктурный пояс инженерно-технических и технологических услуг. Для обеспечения агротехнологий материально-техническими ресурсами между их производителями и потребителями в непосредственном примыкании к сельхозтоваропроизводителю должен быть эффективный посредник - дилер [8].

В сервисный пояс сельского хозяйства включается и система производственных услуг по обслуживанию сельхозтоваропроизводителей технологическими работами (агрохимическими, мелиоративными, по обработке почвы, посеву, уборке урожая, производству (подработке) семян, транспортировке, техническому обслуживанию и др.).

Система обеспечения технологий производства на инновационной основе формируется как инжиниринг.

Для модернизации инженерно-технической системы и ее успешного функционирования в интересах сельхозтоваропроизводителей требуется выстроить агроинжиниринговую инфраструктуру (внешний пояс ИТС), в которую будут входить [9]:

- дилеры технического сервиса (продажа, техническое обслуживание и ремонт машин);

- специализированные ремонтные предприятия, центры сбора и восстановления деталей;

- дилеры агрохимического сервиса (продажа агрохимической продукции и ее внесение, культуртехнические работы);

- предприятия энергетического сервиса (продажа энергии, топлива, сервис оборудования);

- предприятия и системные интеграторы по поставке, ремонту и модернизации для сервисных предпри-

ятий всех уровней технологического оборудования (технологических линий, металлообрабатывающего и куз-нечно-прессового оборудования, инструмента и средств контроля);

- транспортные фирмы (продажа транспортных средств, выполнение транспортных работ);

- предприятия (включая обслуживающие кооперативы, МТС) производственного сервиса (проведение технологических работ, мониторинга биообъектов и др.);

- фирмы инновационного развития (услуги по освоению сельскохозяйственными и сервисными предприятиями новых знаний, проектные работы, консалтинг) и др.

Данная инфраструктура функционально может включать в себя и производителей материально-технических ресурсов, и предприятия, выступающие в качестве самостоятельных сервисных структур. Территориально они размещаются на разном удалении от потребителей услуг и могут строить взаимоотношения с различным количеством сельхозтоваропроизводителей. Максимально приближены к потребителю должны быть, прежде всего, производители производственно-технологических услуг, находящиеся в пределах административного района.

Техническая обеспеченность и финансовые возможности сельскохозяйственных предприятий характеризуются различной востребованностью к обновлению машинно-тракторного парка и видам работ по техническому сервису. Серьезные фирмы, которые производят сельскохозяйственную технику, всегда стараются создавать самостоятельные системы продаж и обслуживания техники. Сейчас за-

рубежные и отечественные крупные производители техники не выступают на мировом рынке только как изготовители. Они представляют себя и как поставщика машин, и как поставщика услуг по техническому сервису своей продукции [10].

В связи с этим первостепенные направления совершенствования инфраструктуры технического сервиса - это обновление технологической базы ре-

монта машин на основе освоения ре-монтно-обслуживающих воздействий по потребности, определяемых современными средствами диагностики при выполнении жесткого регламента периодического технического обслуживания, применением эффективных технологий ремонта, восстановления и упрочнения деталей на основе инновационных преобразований в этой сфере.

СПИСОК ЛИTEPATУPЫ

1. Дорохов A.C Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / A.C Дорохов, В.М. Корнеев, Ю.В. Катаев, Д.Г. Вялых и др. // Управление рисками в AH^ 2G16. № 4. С. 46-57.

2. Малыха E^., Катаев Ю.В. Тенденции развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2G17. № 7(12). С. 21-25.

3. Катаев Ю.В., Малыха E^. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин // В сборнике: Aвтотранспортная техника XXI века. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2G18. С. 45-52.

4. Катаев Ю.В., Малыха E^., Вялых Д.Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2G17. № 11(16). С. 6G-64.

5. Малыха E^., Катаев Ю.В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2G18. № 3. С. 27-33.

6. Катаев Ю.В., Малыха E^. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. 2G18. № 5(22). С. 73-78.

7. Катаев Ю.В., Малыха E^. Aнализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях // Наука без границ. 2G18. № 6(23). С. 62-67.

8. Малыха E^., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2G17. № 8. С. 29-34.

9. Катаев Ю.В., Малыха E^. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2G18. № 8(25). С. 19-23.

1G. Малыха E^. Проблема ресурсосбережения в машиноиспользовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2G1G. № 5(44). С. 92-94.

REFERENCES

1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2G16, no. 4, pp. 46-57.

2. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Tendencii razvitiya inzhenerno-tekhnicheskoj sistemy

agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii [Trends in the development of the engineering and technical system of the agro-industrial complex of the Russian Federation]. Nauka bez granic, 2017, no. 7(12), pp. 21-25.

3. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu vybora i ispol'zovaniya sovremennyh sredstv tekhnicheskogo obsluzhivaniya mashin [On the issue of choosing and using modern means of machine maintenance]. V sbornike: Avtotransportnaya tekhnika XXI veka. Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-52.

4. Kataev Yu.V., Malyha E.F., Vyalyh D.G. Organizaciya tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na regional'nom urovne [Organization of technical service of the machine and tractor fleet at the regional level]. Nauka bez granic, 2017, no. 11(16), pp. 60-64.

5. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Sovremennye formy organizacii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2018, no. 3, pp. 27-33.

6. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer companies based on service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.

7. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activities in enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6(23), pp. 62-67.

8. Malyha E.F., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. Dilerskaya forma organizacii tekhnicheskogo servisa mashin [Dealer form of organization of technical service of cars]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.

9. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Rol' inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel'skohozyajstvennom proizvodstve [The role of engineering and technical support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.

10. Malyha E.F. Problema resursosberezheniya v mashinoispol'zovanii [The problem of resource saving in machine use]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina, 2010, no. 5(44), pp. 92-94.

Материал поступил в редакцию 13.02.2020

© Братков А.С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.