контейнеров из-за дисбаланса транзитных грузопотоков в западном и восточном направлениях, а также в связи с тем, что на российском рынке транспортных услуг не представлены крупные международные компании, осуществляющие лизинг контейнеров.
Высокая степень территориальной неравномерности социально-экономического развития РФ обусловила существенные региональные различия в развитии опорной транспортной сети, определяющий дифференцированный подход к развитию и оценке международных транспортных коридоров. Для Европейской части России приоритетами являются модернизация и комплексное развитие транспортной сети, а для Сибири и Дальнего Востока - формирование опорной транспортной сети (табл. 2). При этом отдельно выделяются требования к пунктам пропуска через государственную границу, а также объектам инфраструктуры международных транспортных коридоров.
Проведенный анализ проекта «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал), показал, что реализация проекта позволит:
- создать альтернативное транспортное направление из Урала в порты Белого и Баренцева морей, а также условия для освоения лесных ресурсов севера европейской части России;
- создать инфраструктурную основу для долгосрочного роста экономики районов прилегания к новому железнодорожному направлению;
- повысить инвестиционную привлекательность территорий прилегающих к новому железнодорожному направлению;
- сократить транспортную составляющую в цене производимых товаров и повысить конкурентоспособность крупных производителей и малого бизнеса;
- сформировать единую транспортную сеть, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;
- повысить уровень и качество жизни населения. Существенно улучшить условия для реализации потребности граждан в передвижении;
- создать новые рабочие места (до 45 000);
- изменить транспортные схемы доставки работников к месту работы и отдыха;
- экономить свободное время населения;
- улучшить надёжность снабжения населения топливом, энергией, продовольственными и промышленными товарами народного потребления расширенного ассортимента и качества;
- повысить уровень здоровья населения.
Литература:
1. Беспалов Р.С. Транспортная логистика: новейшие технологии построения эффективной системы доставки. - М.: Вершина, 2007.
2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 2002.
3. Дэймон Шехтер и Гордон Сандер «Логистика. Искусство управления цепочками поставок». - М.: Претекст, 2008.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ломакин О.Е., к.т.н., Московский городской центр инноваций и высоких технологий
С позиций анализа современного состояния и тенденций развития отечественной институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности обоснована необходимость совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности для малого бизнеса.
Ключевые слова: институциональная система, государственная поддержка, инновационная деятельность, малый бизнес
CURRENT STATUS AND TRENDS DEVELOPMENT OF DOMESTIC INSTITUTIONAL SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR INNOVATION
Lomakin O., Ph.D., Moscow city center of innovation and high technology
From positions of the analysis of a current state and tendencies of development of domestic institutional system of the state support of innovative activity necessity ofperfection of institutional system of the state support of innovative activity for small-scale business is proved.
Keywords: institutional system, the state support, innovative activity, small-scale business
Экономический рост Российской Федерации в ближайшее десятилетие будет во многом определяться способностью государства обеспечить возможности развития высокотехнологичного сектора экономики. Стремление руководства страны вернуть ее в число ведущих игроков на мировом рынке в этот период сопряжено со значительными трудностями.
Во-первых, после распада СССР и приватизации собственности на средства производства во многом были утрачены многолетние хозяйственные связи, системы планирования и управления, подготовки научных кадров. В результате произошла негативная трансформация отечественной экономики в сторону экспорта сырья. При этом позиции РФ в области обрабатывающих производств, отражающий через глубину добавленной стоимости уровень технологий, на международной арене оказались в значительной степени ослаблены.
Во-вторых, глобализация мировой экономики привела к существенной трансформации рыночных позиций в отдельных областях хозяйствования в пользу мощных транснациональных корпораций, охвативших все ключевые сферы экономической деятельности, и сформировавших в этих сферах мировую олигополию.
В-третьих, кризисные явления в отечественной экономике привели к тому, что лишь в 2007 году Россия приблизилась к уровню социально-экономического развития 1990 года. Однако в наметив-
шуюся позитивную тенденцию вмешался мировой экономический кризис.
Преодоление кризисных явлений в России на государственном уровне во многом будет связано не только с эффективностью мер антикризисного управления, но и с продуктивностью инновационных подходов социально-экономического развития.
Фактическая неготовность руководства государств, в том числе России, к мировому экономическому кризису потребовала критически осмыслить комплекс проводимых в стране антикризисных мероприятий механизмов инновационного развития.
Во-первых, приоритетное поддержание государством осенью 2008 года банковского сектора не отвечает логике экономического развития, поскольку рынок финансовых активов призван стимулировать развития рынка реальных активов (реального сектора экономики), а не заниматься самообеспечением.
Во-вторых, попытка государства осуществить адресную поддержку ключевых предприятий, с одной стороны, логична по постановке задачи, но, по сути, сводится не к инновационному развитию экономики, а к попытке поддержания морально устаревших производств.
В-третьих, как на уровне национальных проектов, так и на уровне региональных программ инновационного развития наблюдается, с одной стороны, отсутствие скоординированного научно-мето-
7G TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
дического руководства, а, с другой стороны, объективное замораживание ряда крупных проектов в связи с экономическим кризисом и возникшим дефицитом федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
В этой связи на государственном уровне возникает проблема переноса центра тяжести инновационного развития на малый бизнес, как наиболее гибкий, адаптивный и мобильный в условиях кризиса. Кроме того, для решения проблем безработицы, с одной стороны, и сохранения преемственности поколений в инновационной сфере, с другой стороны, в рамках этого направления возникает необходимость развития системы инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов как саморазвивающихся систем.
Развитие указанного направления, во избежание возможных ошибок, цена которых в условиях кризиса многократно возрастает, требует адекватного совершенствования институциональной системы государственной поддержки.
Таким образом, развитие методологии исследования и управления процессами совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, является актуальным направлением научных исследований, связанным с решением важной народнохозяйственной проблемы. Активизация на этой основе инновационной деятельности, в первую очередь, в высокотехнологичных секторах отечественной экономики призвана ускорить процесс выхода государства из кризиса и обеспечить поступательное экономическое развитие отечественной экономики, включая выход на
лидирующие позиции в мире по перспективным инновационным направлениям.
В процессе исследования современного состояния и тенденции развития отечественной институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности на первом этапе были систематизированы основные этапы эволюционного развития институциональных изменений в РФ (табл.1).
При этом следует отметить, что бум институциональных изменений в отечественной экономической науке в начале XXI века обусловлен переходом ведущих стран мира к шестому научно-техническому укладу, сопряженному с формированием теорий информационной экономики, постиндустриальной экономики и экономики, основанной на знаниях.
Информатизация экономики, сопровождающая глобализацию привела к тому, что уже на рубеже ХХ-ХХ1 веков доля транснациональных корпораций (ТНК) составила 25% мирового валового продукта и в настоящее время рост влияния ТНК на мировое хозяйство продолжается.
Российский рынок относится к числу перспективных развивающихся рынков в системе БРИК. В то же время для российского рынка, с учетом множества влияющих на его развитие факторов внешнего и внутреннего характера, при осуществлении инновационной деятельности присущи повышенные инвестиционные риски. Эти риски во многом обусловлены недостаточной привлекательностью институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в РФ.
Таблица 1. Основные этапы эволюционного развития институциональных изменений в РФ
№
Период
19921999 гг.
20002004 гг.
20052007 гг.
20082012 гг.
2013 -
2020 гг.
После
2020
гола
Название этапа
Становление
Подъем
Стабилизация спад
Подъем и
аккумулирование сил для
последующего рывка
Совершение рывка
Закрепление лидирующих позиттий
Содержание этапа
Институциональные изменения, сопровождающие трансформацию национальной экономики как результат перехода от планово-административной к рыночной системе хозяйствования и разрушения хозяйственных связей с бывшими республиками СССР и стран ссоциалистического лагеря. Вертикальная интеграция отечественных экономических систем на фоне развития транснациональных корпораций в мировой экономике
Институциональные изменения, сопровождающие стабилизацию и рост национальной экономики в основном за счет традиционных секторов (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного). Продолжение вертикальной интеграция экономических систем на фоне роста влияния транснациональных корпораций на мировую экономику
Замедление институциональных изменений, вызванное, в том числе неблагоприятной рыночной конъюнктурой на экспортируемые энерго-сырьевые ресурсы.
Реализация и расширение, в процессе преодоления мирового экономического кризиса, глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.
Намечено совершение рывка в повышении глобальной конкурентоспособности российской экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики. Одновременно ожидается адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации
Намечено закрепление лидирующих позиций РФ в мировом хозяйстве за счет превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества. Институциональные изменения сопряжены: с развитием государственного управления экономикой, адаптированного к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации; с развитием новых форм социального партнерства, гражданского контроля деятельности государства и корпораций национального масштаба; с интеграцией экономических систем в мировое хозяйство
ТЯА^РПЯТ ШТКШЕЯК TN ГСТТККТА 71
Совокупных Технологических Организационных Маркетинговых
500999
10004999
5000- 10 000 9999 и более
Рис.1. Инновационная активность (совокупных, технологических, организационных и маркетинговых инновации) организаций по
масштабам деятельности (чел.) в 2007 году.
Институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в РФ, как правило, описывается в рамках национальной инновационной системы, под которой понимается совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности в рамках государства.
Проведенные исследования показали, что в настоящее время институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности призвана, с одной стороны, существенно расширить глобальные конкурентные преимущества, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах хозяйствования, преодолевая последствия мирового экономического кризиса.
С другой стороны, необходимо создать институциональные условия, обеспечивающие последующий системный перевод российской экономики в режим инновационного развития на базе:
- перехода к высоким технологиям;
- качественного совершенствования человеческого потенциа-
- развития структурной диверсификации экономики.
Все это призвано обеспечить адаптацию экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и международной производственной кооперации для рационального встраивания отечественных экономических систем в глобальные цепочки производства добавленной стоимости.
Анализируя состояние национальной инновационной системы РФ следует признать, что утверждения Л. Гохберга, о том, что национальная инновационная система России сегодня разбалансиро-вана; ее основные элементы - научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструктура - существуют изолированно
друг от друга1, проведенные еще в 2004 году, к сожалению, актуальны и сегодня.
Исследования современного состояния и тенденции развития отечественной институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности также показали существенный дисбаланс в уровнях поддержки этой деятельности для крупного бизнеса, с одной стороны, и среднего и малого бизнеса, с другой стороны. На рис.1 показано, что инновационная активность предприятий среднего и малого бизнеса в благоприятном докризисном 2007 году была существенно ниже (в первую очередь это касается технологических инноваций), чем у предприятий крупного бизнеса.
Проведенные исследования свидетельствует о необходимости совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности для малого бизнеса.
Литература:
1. Балашов Е.Б., Наумов Е.А. Институциональные проблемы государственной поддержки развития национальной инновационной системы.//Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций. Москва, 26 августа 2009 г.
2. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010: руководящий документ правительства РФ от 05.08.2005г.
3. Гурова Т.А., Полунин Ю.К. Инфраструктура для национального рынка. 2007.
4. Девитайкин А.Г. Научная организация как элемент национальной инновационной системы. - М.: Уникум Пресс, 2005.
5. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Палеотип, 2008.
1 Л. Гохберг: Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики». Вопросы экономики, №4, 2004.
72 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA