Научная статья на тему 'Целевая функция эффективности функционирования создаваемой институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов'

Целевая функция эффективности функционирования создаваемой институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / CRITERION FUNCTION / EFFICIENCY OF FUNCTIONING / INSTITUTIONAL SYSTEM OF THE STATE SUPPORT / INNOVATIVE ACTIVITY / YOUTH BUSINESS INCUBATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А. В., Ломакин О. Е.

Обоснована целевая функция эффективности институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, уравновешивающая интересы участников инновационно-инвестиционной деятельности с использованием системы сбалансированных показателей, и спроецированная на национальную инновационную систему России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OBJECTIVE FUNCTION PRODUCED BY THE FUNCTIONING OF THE INSTITUTIONAL SYSTEM OF PUBLIC INNOVATION SUPPORT YOUTH BUSINESS INCUBATORS

Criterion function of efficiency of institutional system of the state support of innovative activity of the youth business incubators, counterbalancing interests of participants of innovative and investment activity with use of system of the balanced indicators, and sproyetsirovanny on national innovative system of Russia is proved.

Текст научной работы на тему «Целевая функция эффективности функционирования создаваемой институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов»

где ^ - оценка уровня и динамики человеческого капитала

предприятия нефтегазового комплекса с позиций обеспечения инновационного развития;

- оценка рациональности использования человеческого

капитала предприятия нефтегазового комплекса при решении задач инновационного развития;

Л3 - оценка уровня и динамики развития инновационного

потенциала, создаваемого сотрудниками предприятия нефтегазового комплекса;

Л4 - оценка уровня и динамики резервов повышения производственных возможностей предприятий нефтегазового комплекса за счет интенсификации труда в результате реализации инновационных методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;

Л5 - оценка уровня и динамики влияния человеческих авуаров на развитие материальных активов предприятия нефтегазового комплекса;

Лб - оценка уровня и динамики влияния человеческих авуаров на развитие нематериальных активов предприятия нефтегазового комплекса;

а, в, х,8,е,ф- весомости составляющих Яг,..., Я

эффективности управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития нефтегазового комплекса.

Каждая из составляющих целевой функции эффективности управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития нефтегазового комплекса представляет собой функцию групповой оценки.

Так, например, оценка уровня и динамики человеческого капитала предприятия нефтегазового комплекса с позиций обеспечения

инновационного развития ^ определяется соотношением:

R1 = R11 ’ R12 ’ R13 ’ R14 , (2)

где R11 - оценка уровня укомплектованности предприятия неф-

P

R _ кф

тегазового комплекса персоналом: R11 р , рКф - уровень

кн

укомплектованности персоналом фактический; Ркн - уровень укомплектованности персоналом нормативный;

R12 - оценка динамики укомплектованности предприятия нефтегазового комплекса персоналом;

R13 - оценка структуры персонала предприятия нефтегазового комплекса, специализирующегося на осуществлении инновационной деятельности;

R_14 - оценка структурной динамики персонала предприятия

нефтегазового комплекса, специализирующегося на осуществлении инновационной деятельности.

Таким образом, предложенная целевая функция базируется на максимизации статических и динамических составляющих развития человеческого капитала предприятий нефтегазового комплекса, отражающих эффективность процессов развития человеческого капитала. Литература:

1. Подберезкин А. Человеческий капиталъ. Том 1. Идеология опережающего развития человеческого потенциала. - М.: Европа, 2007.

2. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России: Институциональный и корпоративный аспекты. - М.: Едиториал УРСС, 2011.

3. Алехина О. Е., Юрьева Е. В. Антикризис. Человеческий капитал. Новые возможности компании. - М.: Юрайт, 2010.

4. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Палеотип, 2008.

5. Быченко Ю. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.

ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

создАваемой институциональной системы государственной

ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ БИЗНЕС-

ИНКУБАТОРОВ

Тебекин А.В., д.э.н., профессор ИМЭИ,

Ломакин О.Е., к.т.н., доцент ИМЭИ

Обоснована целевая функция эффективности институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, уравновешивающая интересы участников инновационно-инвестиционной деятельности с использованием системы сбалансированных показателей, и спроецированная на национальную инновационную систему России.

Ключевые слова: целевая функция, эффективность функционирования, институциональная система государственной поддержки, инновационная деятельность, молодежные бизнес-инкубаторы.

THE OBJECTIVE FUNCTION PRODUCED BY THE FUNCTIONING OF THE INSTITUTIONAL SYSTEM OF PUBLIC INNOVATION SUPPORT YOUTH BUSINESS

INCUBATORS

Tebekin A., Doctor of Economics, Professor, IMEI Lomakin O., Ph.D., lecturer, IMEI

Criterion function of efficiency of institutional system of the state support of innovative activity of the youth business incubators, counterbalancing interests of participants of innovative and investment activity with use of system of the balanced indicators, and sproyetsirovanny on national innovative system of Russia is proved.

Keywords: criterion function, efficiency of functioning, institutional system of the state support, innovative activity, youth business incubators.

Экономический рост Российской Федерации в ближайшее десятилетие будет во многом определяться способностью государства обеспечить возможности развития высокотехнологичного сектора экономики. Стремление руководства страны вернуть ее в число ведущих игроков на мировом рынке в этот период сопряжено со значительными трудностями.

Во-первых, после распада СССР и приватизации собственности на средства производства во многом были утрачены многолетние хозяйственные связи, системы планирования и управления, подготовки научных и производственных кадров. В результате произошла негативная трансформация отечественной экономики в сторону экспорта сырья и импорта готовой продукции. Позиции РФ в области обрабатывающих производств, отражающий через глубину добавленной стоимости уровень технологий, на международной арене оказались в значительной степени ослаблены.

Во-вторых, глобализация мировой экономики привела к существенной трансформации рыночных позиций в отдельных областях хозяйствования в пользу мощных транснациональных корпораций, охвативших все ключевые сферы экономической деятельности, и сформировавших в этих сферах мировую олигополию.

В-третьих, кризисные явления в отечественной экономике привели к тому, что лишь в 2007 году Россия приблизилась к уровню социально-экономического развития 1990 года. Однако в наметившуюся позитивную тенденцию вмешался мировой экономический кризис 2008-2010 годов. И следует признать, что выход из кризиса пока окончательно не произошел.

Очевидно, что преодоление кризисных явлений в России на государственном уровне во многом будет связано не только с эффективностью мер антикризисного управления, но и с продуктивностью инновационных подходов социально-экономического развития.

Фактическая неготовность государств, в том числе России, к мировому экономическому кризису потребовала критически переосмыслить не только комплекс проводимых в стране антикризисных мероприятий, но и механизмов инновационного развития.

Во-первых, следует отметить, что приоритетное поддержание государством осенью 2008 года банковского сектора не отвечало логике экономического развития, поскольку рынок финансовых активов призван стимулировать развития рынка реальных активов (реального сектора экономики), а не заниматься самообеспечением (самообслуживанием).

Во-вторых, практика показала, что попытка государства осуществить адресную поддержку ключевых предприятий, с одной стороны, логична по постановке задачи, но, по сути, свелась не к инновационному развитию экономики, а к попытке поддержания морально устаревших производств.

В-третьих, как на уровне национальных проектов, так и на уровне региональных программ инновационного развития наблюдалось, с одной стороны, отсутствие скоординированного научно-методического руководства, а, с другой стороны, объективное замораживание ряда крупных проектов в связи с экономическим кризисом и возникшим дефицитом федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

В этой связи на государственном уровне возникла проблема переноса центра тяжести инновационного развития на малый бизнес, как наиболее гибкий, адаптивный и мобильный в условиях кризиса. В частности, для решения проблем безработицы, с одной стороны, и сохранения преемственности поколений в инновационной сфере, с другой стороны, в рамках этого направления возникает необходимость развития системы инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов как саморазвивающихся систем.

Развитие указанного направления, во избежание возможных ошибок, цена которых в условиях кризиса многократно возрастает, требует адекватного совершенствования институциональной системы государственной поддержки.

Немаловажным фактором развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов и подобного рода структур является неблагоприятная демографическая ситуация, старение нации и сокращение населения страны в трудоспособном возрасте.

Активизация на этой основе инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, в первую очередь, в высокотехнологичных секторах отечественной экономики призвана ускорить процесс выхода государства из кризиса, и обеспечить поступательное экономическое развитие отечественной экономики, включая выход на лидирующие позиции в мире по перспективным инновационным направлениям, с одной стороны. С другой стороны, инновационное развитие молодежных бизнес-инкубаторов призвано преодолеть неблагоприятную демографическую ситуацию, когда нагрузка на каждого молодого работника существенно возрастает.

С учетом разработанных концептуальных положения перспективной инновационной политики государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов и схемы стратегии государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов была сформирована целевая функция эффективности функционирования создаваемой институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов.

Предложенная целевая функция, учитывающая уровень и динамику развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемой институциональной системой государственной поддержки, представлена в виде:

I = к:к а+в+—х+д +-'б- п)-е +

¡4. 1(4-5,. ¡5. 1(5-«. 1„,

дI., д1л д15 , ЭЛ д16 , дЬ , (1)

+ (_4£. :^_4. .ф + ^1- .(р + ).(1 -£)]. $-т-К ^ тах

дг дг у дг дг у дг дг ’ v п

где 14,, ¡5,, 16, - уровни развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемые отечественной институциональной системой государственной поддержки в рамках четвертого, пятого и шестого технологического укладов;

14.,15., ¡6. - уровни развития инновационной деятельности, обеспечиваемые ведущими экономиками мира в рамках четвертого, пятого и шестого технологического укладов, и рассматриваемые для российских молодежных бизнес-инкубаторов в качестве эталонных;

¡(4-5), , I(5_б), - уровни развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемые отечественной

институциональной системой государственной поддержки в рамках переходных технологий между четверым и пятым, и между пятым и шестым технологическими укладами;

¡(4-5). ,!(5_б)е - уровни развития инновационной деятельности, обеспечиваемые ведущими экономиками мира в рамках переходных технологий между четверым и пятым, и между пятым и шестым технологическими укладами;

а, в, - весовые коэффициенты для уровней развития инновационной деятельности в рамках четвертого, пятого, шестого и

переходных технологических укладов, определяемые мировыми пропорциями из соотношения а + в + Х + д+Л=1;

^4, д 5, ^6,

Г , Г , Г - динамика развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемая отече-

дг дг дг

ственнои институциональном системой государственной поддержки по технологиям четвертого, пятого и шестого технологического укладов соответственно;

d14e d15e d16e

dt dt dt

" - динамика развития инновационной деятельности, обеспечиваемая ведущими экономиками мира в рамках

четвертого, пятого и шестого технологического укладов, и рассматриваемая для российских молодежных бизнес-инкубаторов в качестве эталонных;

£ ,(1 — £ ) - пропорции между статическими и динамическими показателями развития инновационной деятельности молодежных

бизнес-инкубаторов, обеспечиваемой отечественной институциональной системой государственной поддержки, определяемые соотношением исследуемых временных интервалов;

Б - сбалансированность развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемая отечественной институциональной системой государственной поддержки;

т - индекс рентабельности инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемый благодаря развитию институциональной системой государственной поддержки;

К - обеспечиваемый коэффициент интенсивности участия новаторов в деятельности молодежных бизнес-инкубаторов.

Уровни развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемые отечественной институциональной системой государственной поддержки в рамках технологического укладов определяются из соотношения:

1. = Xft' XV1

(2)

где 1и - уровень развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, оцениваемый для и-го технологического уклада;

Л - весовые коэффициенты для оценки форм реализации инновационного процесса по 1-ым этапам - инновационная идея творческого коллектива, инновационный проект, малое инновационное предприятие;

Ау - весовые коэффициенты для оценки реализации инновационного процесса по j-ым инновационным кластерам;

Iи1] - уровень развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемый институциональной системой государственной поддержки на 1-ом этапе реализации инновационных процессов в рамках j-ого инновационного кластера для и-го технологического уклада:

^ N ■■

X иут

m-1

■’ - N , (3)

uijm

3

X

m=1

N\iijm - число реализуемых молодежными бизнес-инкубаторами инновационных процессов на 1-ом этапе реализации в рамках j-ого инновационного кластера при т-ом уровне радикальности;

т = 1,2,3 - радикальный, улучшающий и рационализаторский уровень инноваций соответственно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ - базовый уровень нормирования оценок радикальности инноваций, принимаемый в данном исследовании равным четырем. Сбалансированность развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов Б, обеспечиваемая институциональной системой государственной поддержки определяется из соотношения:

X

мк (u )

S =

ХГ ’ (4)

м

мв (и ) u

_2

где Омк(и) - межкластерная дисперсия реализации инновационных процессов для и-го технологического уклада:

(Г2 = - "V ( 1f — 1 e )2

мк (и ) ( um0 um0 f , (5)

m - 1 m=1

П - число кластеров и-го технологического уклада, т - число уровней радикальности инноваций,

IИт0 - средний уровень развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемый институциональной системой государственной поддержки на множестве П инновационных кластеров на т-ом уровне радикальности инноваций для и-го технологического уклада;

Iито " сРеДний уровень развития инновационной деятельности, обеспечиваемые ведущими экономиками мира на множестве П инновационных кластеров на т-ом уровне радикальности инноваций для и-го технологического уклада;

л-2

Овк(и) - внутрикластерная дисперсия реализации инновационных процессов для и-го технологического уклада

і n 3 __________ ________

а2 =________і___________V V (гf - гe )2

вк(u) s * ч V ujm0 ujm0 ' , (6)

Ш • (n — 1) j_j m=l

Iито - средний уровень развития инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, обеспечиваемый институциональной системой государственной поддержки в рамках j-ого инновационного кластера на т-ом уровне радикальности инноваций для и-го технологического уклада;

Iито - средний уровень развития инновационной деятельности, обеспечиваемые ведущими экономиками мира в рамках j-ого инно-

вационного кластера на т-ом уровне радикальности инноваций для и-го технологического уклада.

Индекс рентабельности инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов ж , обеспечиваемый благодаря развитию институциональной системы государственной поддержки, определяется из соотношения

гс Ь

Ь-1

где Рь - выручка, получаемая Ь-ым молодежным бизнес-инкубатором от реализации результатов инновационной деятельности без использования мер институциональной государственной поддержки инновационной деятельности;

АРь - приращение выручки, получаемой Ь-ым молодежным молодежными бизнес-инкубаторами от реализации результатов инновационной деятельности с учетом мер институциональной государственной поддержки инновационной деятельности (начиная от маркетинговой, консалтинговой, методической и иной ресурсной поддержки, и заканчивая поддержкой в части коммерциализации);

Сь - издержки производственно-хозяйственной деятельности Ь-ого молодежного бизнес-инкубатора без использования мер институциональной государственной поддержки инновационной деятельности;

АСь - сокращение издержек производственно-хозяйственной деятельности Ь-ого молодежного бизнес-инкубатора от реализации

результатов инновационной деятельности без с учетом мер институциональной государственной поддержки инновационной деятельности;

Сгс - издержки производственно-хозяйственной деятельности рассматриваемой институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов.

Обеспечиваемый коэффициент интенсивности участия новаторов в деятельности молодежных бизнес-инкубаторов К определяется из соотношения:

К + &к!

V — 1000 ^ ^^1000

к - ке , (8)

к1000

где

К000 - обеспечиваемый коэффициент интенсивности участия новаторов в деятельности молодежных бизнес-инкубаторов до

совершенствования институциональном системы государственной поддержки инновационном деятельности;

АК/Ш - коэффициент приращения интенсивности участия новаторов в деятельности молодежных бизнес-инкубаторов в результате совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности;

К1е000 - коэффициент интенсивности участия новаторов в деятельности бизнес-инкубаторов в передовых странах мира.

С учетом предложенной целевой функции эффективности институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов в работе был механизм реализации концептуальных положений перспективной инновационной политики государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов.

Литература:

1. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

2. Донских Е. Что такое бизнес-инкубаторы и кого в них выращивают? // Аргументы и факты. - 29.05.2008.

3. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности / Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

4. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Экономика, 1995.

5. Тебекин А.В. Инновационное развитие экономики. - М.: МГАДА, 2008.

44 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.