Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы развития ОСАГО в России'

Современное состояние и проблемы развития ОСАГО в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / ОСАГО / СТРАХОВАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боднер Галина Дмитриевна, Друзин Руслан Валентинович

В статье рассмотрена сущность автострахования, выявлены тенденции развития страхования ответственности автовладельцев, определены основные проблемы страхования ответственности автовладельцев. Предложено информирование страхователей относительно имеющихся страховых продуктов, активизация кросс-продаж; активизация внедрения информационных технологий, совершенствование системы Интернет-продаж, повышение уровня маркетинга и рекламы; диверсификация страховых портфелей компаний с целью снижения зависимости от автотранспортного страхования, а также расширение каналов продаж страховых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы развития ОСАГО в России»

УДК 336

Боднер Г.Д.,

к.э.н., доцент, ТНУ имени В.И. Вернадского

Друзин Р.В.,

к.э.н., доцент, ТНУ имени В.И. Вернадского

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСАГО В РОССИИ

В статье рассмотрена сущность автострахования, выявлены тенденции развития страхования ответственности автовладельцев, определены основные проблемы страхования ответственности автовладельцев. Предложено информирование страхователей относительно имеющихся страховых продуктов, активизация кросс-продаж; активизация внедрения информационных технологий, совершенствование системы Интернет-продаж, повышение уровня маркетинга и рекламы; диверсификация страховых портфелей компаний с целью снижения зависимости от автотранспортного страхования, а также расширение каналов продаж страховых услуг.

Ключевые слова: автострахование, страховой портфель, ОСАГО, страховая услуга.

ВВЕДЕНИЕ

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений. Страхование позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций. Это определяет важность страхования, как для государства, так и для населения и субъектов хозяйственной деятельности.

В настоящее время существуют различные виды страхования: имущественное, личное, страхование ответственности, которые в свою очередь подразделяются на подвиды. Одним из подвидов имущественного страхования является автотранспортное страхование.

Автострахование — вид страховой защиты, который призван защищать имущественные интересы застрахованных лиц, связанные с затратами на восстановление транспорртного средства после аварии, поломки или на покупку нового автомобиля после угона или хищения с возмещением ущерба, нанесенного третьим лицам при эксплуатации автомобиля.

В зависимости от специфики страховой защиты и рисков, которые покрывает страховой полис, различают:

• страхование автотранспортных средств от угона и ущерба (КАСКО);

• добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО);

• обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО);

• страхование от механических и электрических поломок;

• страхование водителей и пассажиров от несчастного случая;

• страхование автогражданской ответственности лиц, выезжающих за рубеж («Зеленая карта»).

Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств

(обязательное и добровольное) осуществляется в случае нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц (пешеходов, водителей, пассажиров другого транспортного средства), лицом, которое управляет транспортным средством. Иными словами, если по вине страхователя поврежден чужой автомобиль или пострадали люди, то страховая компания возместит потерпевшему причиненные автомобилем страхователя убытки и оплатит пострадавшим расходы на восстановление здоровья. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим данную деятельность, является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Данная тема исследования актуальна в свете нынешней ситуации на дорогах России, где ежегодно происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий, которые уносят жизни тысяч людей каждый год и становятся причиной существенного объема поврежденного имущества.

Именно такая отрасль страхования как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств гарантирует получение компенсаций пострадавшим в ДТП быстро и в полном объеме, независимо от того, был ли полис у виновника ДТП, а также в случае неполучения компенсации от страховой компании. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования: оценка состояния обязательного страхования ответственности автовладельцев в России, выявление проблем и поиск возможных вариантов их решения.

68

Объектом исследования является рынок предоставления услуг ОСАГО в России.

Предмет исследования — проблемы отрасли обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Основными методами исследования являются исторический метод, статистический и аналитический.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N° 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1].

Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Анализ динамики объемов страховых премий, привлеченных страховщиками Российской Федерации, по видам страхования показал, что в 2013 году общий объем страховых премий составил 904,86 млрд. руб. При этом удельный вес добровольного страхования находился на уровне 81,7% (739,13 млрд. руб.), обязательного — 18,3% (165,73 млрд. руб.) (табл. 1).

Таблица 1. Динамика объемов страховых премий в Российской Федерации по видам страхования в 2008-2013 гг., млрд. руб. *

Виды страхования 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Добровольное и обязательное страхование (кроме обязательного медицинского страхования) —всего, в том числе: 555,0 513,65 558,03 665,02 812,47 904,86

Добровольное страхование, из него: 467,2 420,85 459,47 554,05 662,25 739,13

Страхование жизни 19,3 15,72 22,66 34,82 52,88 84,89

Страхование иное, чем страхование жизни, в том числе: 447,9 405,13 436,81 519,23 609,37 654,24

Личное страхование (кроме страхования жизни) 108,0 101,76 122,53 146,16 183,97 208,73

Имущественное страхование, в том числе: 339,9 303,37 314,28 373,07 425,40 445,51

Страхование имущества 317,4 269,67 279,56 333,45 375,71 393,82

Страхование гражданской ответственности 22,5 26,03 26,75 27,51 30,03 29,74

Страхование предпринимательских и финансовых рисков — 7,67 7,97 12,11 19,66 21,95

Обязательное страхование (кроме ОМС), из него: 87,8 92,80 98,56 110,97 150,22 165,73

Личное страхование 7,6 6,86 6,63 7,28 19,39 18,54

Страхование гражданской ответственности, в том числе 80,2 85,94 91,93 103,69 130,83 143,52

ОСАГО 80,2 85,77 91,66 103,43 121,44 134,25

Иные виды страхования — — — — — 3,67

* Составлено согласно данным ЦБ России [6]

Объем страховых премий по добровольному страхованию гражданской ответственности в указанном периоде составил 29,74 млрд. руб. (4,02%), по обязательному страхованию — 143,52 млрд. руб. (86,6% общего объема страховых премий по указанным формам страхования). Удельный вес страховых премий по добровольному страхованию гражданской ответственности в общем объеме страховых премий по всем видам страхования составил 3,3%, обязательного страхования гражданской ответственности — 15,9%. Исходя из этого, в данном исследовании рассматривается обязательное страхование и, в частности, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

69

При этом следует отметить, что в 2012 и 2013 годах отчетные данные по страхованию, представленные на официальных сайтах Центрального банка России и Федеральной службы статистики, не содержат сведения по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). В связи с этим итоговые данные по обязательным видам страхования и в целом по добровольным и обязательным видам страхования за 2008-2011 годы были скорректированы нами путем исключения сведений по ОМС.

Обязательное страхование представлено преимущественно страхованием гражданской ответственности, в объемах страховых премий по которому преобладает страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Так, его удельный вес в анализируемом периоде (2008-2013 гг.) находился в пределах от 92,8% в 2012 году до 100,0% в 2008 году. Что касается добровольного страхования гражданской ответственности, то в его структуре страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на конец 2013 года составляет 25,8% (7,68 млрд. руб.), из которого 3,49 млрд. руб., или 45,5%, — страхование «Зеленая карта».

Анализ темпов роста объемов страховых премий (табл. 2) свидетельствует о том, что при увеличении общего объема страховых премий с 2008 по 2013 год в 1,63 раза, объем страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств увеличился в 1,67 раза, то есть примерно в том же соотношении.

Таблица 2. Темпы роста объемов страховых премий в Российской Федерации по видам страхования в 2009-2013 гг., % *

Виды страхования 2009 / 2008 2010 / 2009 2011 / 2010 2012 / 2011 2013 / 2012 2013 / 2008

Добровольное и обязательное страхование (кроме обязательного медицинского страхования) — всего, в том числе: 92,5 108,6 119,2 122,2 111,4 163,0

Добровольное страхование, из него: 90,1 109,2 120,1 119,5 111,6 158,2

Страхование жизни 81,5 144,1 153,7 151,9 160,5 4,4 раза

Страхование иное, чем страхование жизни, в том числе: 90,5 107,8 118,9 117,4 107,4 146,1

Личное страхование (кроме страхования жизни) 94,2 120,4 119,3 125,9 113,5 193,3

Имущественное страхование, в том числе: 89,3 103,6 118,7 114,0 104,7 131,1

Страхование имущества 85,0 103,7 119,3 112,7 104,8 124,1

Страхование гражданской ответственности 115,7 102,8 102,8 109,2 99,0 132,2

Страхование предпринимательских и финансовых рисков — 103,9 151,9 162,3 111,6 —

Обязательное страхование (кроме ОМС), из него: 105,7 106,2 112,6 135,4 110,3 188,8

Личное страхование 90,3 96,6 109,8 266,3 95,6 243,9

Страхование гражданской ответственности, в том числе 107,2 107,0 112,8 126,2 109,7 179,0

ОСАГО 106,9 106,9 112,8 117,4 110,5 167,4

* Рассчитано согласно данным ЦБ России [6]

При этом наблюдается ежегодное увеличение данного показателя в анализируемом периоде. Так, в 2009 и 2010 годах его прирост составлял по 6,9%, в 2011 и 2013 годах — соответственно 12,8% и 10,5%, в 2012 году — 17,4%.

Следует отметить, что более высокие темпы роста в 2009-2013 годах наблюдались по страхованию жизни (прирост составил 105,5%), обязательному личному страхованию (прирост — 143,9%). Ниже среднего размера (168,4%) сложились темпы роста по добровольному страхованию имущества (124,1%), добровольному имущественному страхованию в целом (131,1%), добровольному страхованию гражданской ответственности (132,2%).

Структура страховых премий, привлеченных страховщиками Российской Федерации в 20082013 годах, представлена в табл. 3.

70

Таблица 3. Структура страховых премий в Российской Федерации по видам страхования в 2008-2013 гг., % *

Виды страхования 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Добровольное и обязательное страхование (кроме обязательного медицинского страхования) — всего, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Добровольное страхование, из него: 84,2 81,9 82,3 83,3 81,5 81,7

Страхование жизни 3,5 3,0 4,0 5,2 6,5 9,4

Страхование иное, чем страхование жизни, в том числе: 80,7 78,9 78,3 78,1 75,0 72,3

Личное страхование (кроме страхования жизни) 19,5 19,8 22,0 22,0 22,6 23,1

Имущественное страхование, в том числе: 61,2 59,1 56,3 56,1 52,4 49,2

Страхование имущества 57,2 52,5 50,1 50,2 46,3 43,5

Страхование гражданской ответственности 4,0 5,1 4,8 4,1 3,7 3,3

Страхование предпринимательских и финансовых рисков — 1,5 1,4 1,8 2,4 2,4

Обязательное страхование (кроме ОМС), из него: 15,8 18,1 17,7 16,7 18,5 18,3

Личное страхование 1,4 1,4 1,2 1,1 2,4 2,0

Страхование гражданской ответственности, в том числе 14,4 16,7 16,5 15,6 16,1 15,9

ОСАГО 14,4 16,7 16,4 15,6 14,9 14,8

Иные виды страхования — — — — — 0,4

* Рассчитано согласно данным ЦБ России [6]

Добровольные виды страхования, как видно из таблицы, являются преобладающими. Так, в целом по всем видам страхования их удельный вес составлял от 81,5% (2012 год) до 84,2% (2008 год) общего объема страховых премий по добровольным и обязательным видам страхования. Соответственно удельный вес обязательных видов страхования находился на уровне 15,8%—18,3%.

В общей структуре страховых премий обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств составило в 2013 году 14,8%. Наибольший его удельный вес сложился в 2009 году (16,7%), самый низкий — в 2008 году (14,4%). Вместе с тем по отношению к объемам страховых премий по обязательному страхованию в целом данный показатель составляет соответственно от 91,3% в 2008 году до 93,2% в 2011 году. В 2012 и 2013 годах удельный вес объемов страховых премий по ОСАГО в общем объеме страховых премий по обязательному страхованию в целом снизился до 80,8% и 81,0% соответственно, что можно объяснить более высокими темпами роста в указанном периоде объемов страховых премий по другим видам страхования, в частности, по обязательному личному страхованию.

Объемы страховых выплат, осуществленных страховщиками Российской Федерации, в динамике за 2008-2013 гг. представлены в табл. 4.

Как показал анализ, общий объем страховых выплат (без учета страховых выплат по обязательному медицинскому страхованию) на конец 2013 года составил 420,77 млрд. руб., в том числе 326, 0 млрд. руб. (77,5%) по добровольным видам страхования и 94,77 млрд. руб. (22,5%) по обязательным видам страхования. В течение анализируемого периода удельный вес добровольных видов страхования находился примерно на одинаковом уровне (77,5%-80,5% общего объема выплат). Аналогичное положение наблюдалось и по обязательным видам страхования (19,5%-22,5%). При этом более высокими темпами увеличивался объем страховых выплат по обязательным видам страхования. Так, в среднем за анализируемый период прирост составил 75,5%, по добровольным видам страхования — 66,5%.

Объем страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на конец 2013 года составил 77,37 млрд. руб., прирост за период с 2008 по 2013 год — 29,97 млрд. руб.

Темпы роста данного показателя за анализируемый период (табл. 5) составили 161,9% при среднем его размере в целом по всем видам страхования, составляющем 168,4%. При этом объе-

71

Таблица 4. Динамика страховых выплат в Российской Федерации по видам страхования в 2008-2013 гг., млрд. руб. *_

Виды страхования 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Добровольное и обязательное страхование (кроме ОМС) — всего, в том числе: 249,8 285,32 294,90 303,77 370,78 420,77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добровольное страхование, из него: 195,8 229,52 232,8 241,02 294,69 326,0

Страхование жизни 6,0 5,35 7,99 7,73 13,35 12,33

Страхование иное, чем страхование жизни, в том числе: 189,8 224,17 224,81 233,29 281,34 313,67

Личное страхование (кроме страхования жизни) 61,6 68,66 71,74 81,6 92,35 103,14

Имущественное страхование, в том числе: 128,2 155,51 153,07 151,69 188,99 210,53

Страхование имущества 125,6 150,54 147,77 146,54 181,6 201,73

Страхование гражданской ответственности 2,6 2,99 2,89 3,67 5,35 7,14

Страхование предпринимательских и финансовых рисков — 1,98 2,41 1,48 2,04 1,66

Обязательное страхование (кроме ОМС), из него: 54,0 55,8 62,10 62,75 76,09 94,77

Личное страхование 6,2 5,87 6,49 6,32 11,71 16,75

Страхование гражданской ответственности, в том числе 47,8 49,93 55,61 56,43 64,38 77,77

ОСАГО 47,8 49,85 55,53 56,26 64,13 77,37

* Составлено согласно данным ЦБ России [6]

Таблица 5. Темпы роста страховых выплат в Российской Федерации по видам страхования в 2009-2013 гг., % *_

Виды страхования 2009 / 2008 2010 / 2009 2011 / 2010 2012 / 2011 2013 / 2012 2013 / 2008

Добровольное и обязательное страхование (кроме ОМС) — всего, в том числе: 114,2 103,4 103,0 122,1 113,5 168,4

Добровольное страхование, из него: 117,2 101,4 103,5 122,3 110,6 166,5

Страхование жизни 89,2 149,3 96,7 172,7 92,4 205,5

Страхование иное, чем страхование жизни, в том числе: 118,1 100,3 103,8 120,6 134,5 165,3

Личное страхование (кроме страхования жизни) 111,5 104,5 113,7 113,2 111,7 167,4

Имущественное страхование, в том числе: 121,3 98,4 99,1 124,6 111,4 164,2

Страхование имущества 119,9 98,2 99,2 123,9 111,1 160,6

Страхование гражданской ответстве нности 115,0 96,7 127,0 145,8 133,5 274,6

Страхование предпринимательских и финансовых рисков — 121,7 61,4 137,8 81,4 —

Обязательное страхование (кроме ОМС), из него: 103,3 111,3 101,0 121,3 124,5 175,5

Личное страхование 94,7 110,6 97,4 185,3 143,0 270,2

Страхование гражданской ответственности, в том числе 104,5 111,4 101,5 114,1 120,8 162,7

ОСАГО 104,3 111,4 101,3 114,0 120,6 161,9

* Рассчитано согласно данным ЦБ России [6]

мы страховых выплат по ОСАГО увеличивались ежегодно. Наибольший его прирост сложился в 2013 году (20,6%), наименьший — в 2010 году (101,3%).

Как видно из табл. 6, удельный вес объемов страховых выплат по ОСАГО в конце 2013 года составил 18,4% общего объема страховых выплат по добровольным и обязательным видам стра-

72

хования в целом, что несколько ниже по сравнению с 2008 годом (19,1%). Доля выплат по всем видам обязательного страхования на несколько процентных пунктов выше и находится в пределах от 19,5% в 2009 году до 22,5% в 2013 году. Удельный вес выплат по обязательному личному страхованию составляет в анализируемом периоде от 2,0% до 4,0% объема выплат по обязательному страхованию в целом.

Таблица 6. Структура страховых выплат в Российской Федерации по видам страхования в 2008-2013 гг., % *_

Виды страхования 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Добровольное и обязательное страхование (кроме ОМС) — всего, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Добровольное страхование, из него: 78,4 80,5 78,9 79,3 79,5 77,5

Страхование жизни 2,4 1,9 2,7 2,5 3,6 2,9

Страхование иное, чем страхование жизни, в том числе: 76,0 78,6 76,2 76,8 75,9 74,6

Личное страхование (кроме страхования жизни) 24,7 24,1 24,3 26,9 24,9 24,6

Имущественное страхование, в том числе: 51,3 54,5 51,9 49,9 51,0 50,0

Страхование имущества 50,3 52,8 50,1 48,2 49,0 47,9

Страхование гражданской ответственности 1,0 1,0 1,0 1,2 1,4 1,7

Страхование предпринимательских и финансовых рисков — 0,7 0,8 0,5 0,6 0,4

Обязательное страхование (кроме ОМС), из него: 21,6 19,5 21,1 20,7 20,5 22,5

Личное страхование 2,5 2,0 2,2 2,1 3,1 4,0

Страхование гражданской ответственности, в том числе 19,1 17,5 18,9 18,6 17,4 18,5

ОСАГО 19,1 17,5 18,8 18,5 17,3 18,4

* Рассчитано согласно данным ЦБ России [6]

Уровень страховых выплат по видам страхования в 2008-2013 гг. представлен в табл. 7.

Как видно из таблицы, уровень (коэффициент) страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2013 году составил 57,6%, что выше на 11,1 п.п., чем в целом по добровольным и обязательным видам страхования (46,5%). Данный показатель также на 3,6 п.п. выше уровня страховых выплат по страхованию гражданской ответственности (54,2%) и на 0,4 п.п. — по обязательным видам страхования (57,2%).

Анализ уровня страховых выплат по ОСАГО в динамике за анализируемый период свидетельствует о более высоких его размерах в 2008-2010 годах (58,1%-60,6%), и более низких — в 20112013 годах (52,8-57,6%). При этом уровень страховых выплат по обязательному личному страхованию на конец 2013 года составил 90,4%. Самый высокий его размер наблюдался в 2010 году — 97,9% по отношению к объему страховых премий.

Как уже отмечалось выше, этот вид страхования является преимущественным как в обязательном страховании в целом, так и в обязательном страховании гражданской ответственности. Так, его удельный вес в анализируемом периоде находился в пределах от 81,8% (2013 год) до 89,7% (2009 год) общего объема страховых выплат по обязательному страхованию в целом и составлял от 99,4% (2012 год) до 100,0% (2008 и 2009 гг.) объема страховых выплат по страхованию гражданской ответственности. В связи с этим представляет интерес рассмотрение данного вида страхования более подробно, в частности по федеральным округам.

Как показал анализ, наибольший объем страховых премий по ОСАГО сложился по Центральному федеральному округу. Так, из 77,37 млрд. руб. в 2013 году 24,96 млрд. руб., или 32,3% страховых премий по этому виду страхования, привлекли страховые организации Центрального федерального округа. На второй позиции по объему страховых премий по ОСАГО находится Приволжский Федеральный округ с удельным весом 20,2%, на 3-ей, 4-ой и 5-ой позициях — соответственно Северо-Западный, Сибирский и Уральский федеральные округа. Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский округа занимают 6-ю, 7-ю, и 8-ю позиции в указанной последовательно-

73

Таблица 7. Уровень страховых выплат в Российской Федерации по видам страхования в 20082013 гг., % *

Виды страхования 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Добровольное и обязательное страхование (кроме ОМС) — всего, в том числе: 45,0 55,5 52,8 45,7 45,6 46,5

Добровольное страхование, из него: 41,9 54,5 50,7 43,5 44,5 44,1

Страхование жизни 31,1 34,0 35,3 22,2 25,2 14,5

Страхование иное, чем страхование жизни, в том числе: 42,4 55,3 51,5 44,9 46,2 47,9

Личное страхование (кроме страхования жизни) 57,0 67,5 58,5 55,8 50,2 49,4

Имущественное страхование, в том числе: 37,7 51,3 48,7 40,7 44,4 47,3

Страхование имущества 39,6 55,9 52,9 43,9 48,3 51,2

Страхование гражданской ответственности 11,6 11,5 10,8 13,3 17,8 24,0

Страхование предпринимательских и финансовых рисков — 25,8 30,2 12,22 10,4 7,6

Обязательное страхование (кроме ОМС), из него: 61,5 60,1 63,0 56,5 50,7 57,2

Личное страхование 81,6 85,6 97,9 86,8 60,4 90,4

Страхование гражданской ответственности, в том числе 59,6 58,1 60,5 54,4 49,2 54,2

ОСАГО 59,6 58,1 60,6 54,4 52,8 57,6

* Рассчитано согласно данным ЦБ России [6]

сти. При этом Северо-Западный и Сибирский округа имеют примерно одинаковый удельный вес страховых премий (11,2% и 11,1%) их общего объема по всем округам. Необходимо также отметить, что во все остальные годы анализируемого периода (2010-2012 гг.) все округа занимают позиции, аналогичные сложившимся в 2013 году (табл. 8).

Таблица 8. Динамика показателей, характеризующих состояние страхования гражданской ответственности владельцев траспортных средств в 2013 г., по федеральным округам РФ *

Федеральные округа 2013 год Темпы роста к 2010 году, %

страховые премии страховые выплаты уровень страховых выплат страховые премии страховые выплаты

млрд. руб. удел. вес, % млрд. РУб. удел. вес, %

Всего 134,25 100,0 77,37 100,0 57,6 146,5 139,3

в том числе по федеральным округам:

Центральный 45,84 34,2 24,96 32,3 54,5 137,1 131,8

Северо-З ападный 14,78 11,0 8,56 11,1 57,9 135,7 142,2

Южный 11,55 8,6 6,78 8,8 58,7 159,8 150,7

Приволжский 24,06 17,9 15,63 20,2 65,0 154,9 141,8

Уральский 14,0 10,4 8,18 10,6 58,4 163,2 146,6

Сибирский 15,19 11,3 8,69 11,2 57,2 152,2 142,5

Дальневосточный 5,32 4,0 2,77 3,6 52,1 137,1 127,6

Северо-Кавказский 3,51 2,6 1,80 2,3 51,3 164,0 150,0

* Рассчитано согласно данным ЦБ России [6]

Объемы страховых выплат по федеральным округам и размеры их удельных весов имеют практически те же соотношения между округами, что и объемы страховых премий. Все округа располагаются в последовательности, представленной выше.

74

Что касается темпов роста объемов страховых премий по ОСАГО, то при среднем его размере по всем округам (146,5%), более высокие темпы данного показателя в 2010-2013 годах наблюдались в Северо-Кавказском (164,0%), Уральском (163,2%), Южном (159,8%), Приволжском (154,9%), Сибирском (152,2%) округах.

Темпы роста объемов страховых выплат по ОСАГО за 2010-2013 гг. являются более низкими по сравнению с темпами роста страховых премий. Так, при среднем размере по всем округам, равном 139,3%, более высокие их размеры сложились в Южном (150,7%), Северо-Кавказском (150,0%), Уральском (146,6%), Сибирском (142,5%), Северо-Западном (142,2%), Привожском (141,%) округах.

В 2013 году, как показал анализ, уровень страховых выплат по ОСАГО в целом по всем округам составил 57,6%, что ниже, чем в 2010 году (60,6%), и выше, чем в 2011 (54,4%) и в 2012 (52,8%) годах. В разрезе федеральных округов этот показатель в 2013 году варьирует от 51,3% (СевероКавказский округ) до 65,0% (Приволжский округ). Выше среднего размера уровень страховых выплат сложился в Южном (58,7%), Уральском (58,4%), Северо-Западном (57,9%) округах.

Выплаты российских страховых компаний по обязательному страхованию автогражданской ответственности в первом полугодии 2014 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 9%, достигнув 40,14 млрд. руб. Совокупные сборы российских страховщиков ОСАГО в первом полугодии 2014 года составили 64,7 млрд. руб., увеличившись на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Уровень выплат в первом полугодии составил 62%. За 6 месяцев 2014 года страховщиками ОСАГО заключено 19,56 млн. договоров. Всего за первое полугодие 2014 года страховые компании урегулировали 1,2 млн. страховых случаев. По сравнению с первым полугодием 2013 года средняя страховая премия выросла на 7% — до 3,31 тыс. руб. (в 2013 году — 3,09 тыс. руб.). При этом существенно выросла сумма средней страховой выплаты, которая увеличилась на 23% и достигла 33,04 тыс. руб. [2].

В настоящее время, несмотря на достигнутый рост показателей, характеризующих развитие рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в России все еще остается много нерешенных проблем. Многие страхователи считают стоимость ОСАГО сильно завышенной [7]. Стремясь снизить тариф, они высказывают мнения о том, что ОСАГО в целом навязывается, чем нарушается Конституция РФ. Страховать гражданскую ответственность разрешено только тем страховым компаниям, которые входят во Всероссийский союз страховщиков, отсюда возникает ограничение прав выбора страховщика.

Действующий уровень тарифов по данному виду страхования приводит к тому, что большинство страховых компаний получает большой убыток. Этот убыток дают компании, у которых либо слишком низкая страховая премия, либо слишком большая средняя страховая выплата. Также значительной проблемой является отсутствие единых методов определения ущерба, что при равных реальных убытках приводит к различным суммам страховых выплат в разных компаниях. Средний комбинированный коэффициент убыточности специализированных автостраховщиков, в I полугодии 2014 года составил 104,1%. Для сравнения, в I полугодии 2013 этот коэффициент составлял 102,2% [7].

Распространение на страховую отрасль действия Закона о защите прав потребителей негативно сказалось на автостраховании, повысив его убыточность. Основными причинами данной тенденции являются рост уровня мошенничества и увеличение судебных расходов. Около 90% респондентов отмечают высокую долю (около 30%) мошеннических убытков среди убытков, урегулированных в соответствии с Законом о защите прав потребителей, однако страховщики предпочитают дождаться от регулятора прогрессивных мер по борьбе с мошенничеством, а не действовать самостоятельно [5].

Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций предлагается повысить качество активов и собственных средств страховых организаций, осуществлять комплексную оценку рисков и достаточности активов для исполнения принятых обязательств. В связи с этим возрастает роль таких участников страхового рынка, как страховые актуарии, страховые посредники (брокеры и агенты) и др. В настоящее время в России деятельность перечисленных участников страхового рынка не регламентирована.

Как считают специалисты рейтингового агентства «Эксперт РА», для определения реальной экономической ситуации на рынке ОСАГО необходимо оперировать значением коэффициента убы-точности-нетто (в котором помимо выплат учитываются еще и резервы под будущие выплаты) и комбинированного коэффициента убыточности.

75

Коэффициент убыточности-нетто = (выплаты-нетто плюс изменение резервов убытков-нетто) / (взносы-нетто, уменьшенные на величину отчислений от страховых премий минус изменение резерва незаработанной премии-нетто).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комбинированный коэффициент убыточности-нетто = (выплаты-нетто плюс изменение резерва убытков-нетто плюс расходы на ведение дела и управленческие расходы) / (взносы-нетто, уменьшенные на величину отчислений от страховых премий минус изменение резерва незаработанной премии-нетто) [4].

По данным «Эксперт РА» значение показателя убыточности-нетто в 2013 году выросло и составило 62,0%, с учетом судебных расходов — превысило 70%. Возросшие судебные расходы лишь частично учитываются в выплатах. Не всегда страховые компании могут разделить штрафы и выплаты по ОСАГО, взысканные по суду. В итоге заметная часть судебных расходов отражается в прочих расходах страховой организации и не учитывается при расчете убыточности-нетто и комбинированного коэффициента убыточности-нетто. По оценкам «Эксперт РА», скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2013 году приблизился к 100% (табл. 9).

Таблица 9. Усредненный показатель убыточности ОСАГО *

Год Коэффициент убыточности, % Коэффициент расходов (без управленческих расходов), % Комбинированный коэффициент убыточности, %

2012 58,7 21,5 80,2

2013 62,0 23,2 85,2

* [2]

Согласно данным исследования «Эксперт РА» иностранные страховые компании продолжают покидать российский рынок. Накопительное страхование в России развивается очень медленно, а выплаты по КАСКО и в особенности по «автогражданке» растут более быстрыми темпами, чем сборы по данным видам страхования. Страховщики требуют повышения тарифов ОСАГО и более жёсткого регулирования рынка. При сохранении негативных тенденций, они грозят бойкотом обязательных видов страхования (в основном ОСАГО).

Между тем, представители Центробанка заявляют, что обоснованной необходимости в повышении тарифов на ОСАГО не существует. По мнению ЦБ, страховщики могут самостоятельно сокращать расходы по ОСАГО за счёт снижения комиссионных своим страховым агентам, которые, напротив, все последние годы неуклонно росли и искусственно повышали убыточность «автогражданки». ОСАГО — обязательный вид страхования. Реализацию полисов вполне возможно организовать на базе отделов прямых продаж без привлечения агентской полевой сети [5].

ВЫВОДЫ

На уровне государства можно выделить такие проблемы развития страхования ответственности собственников наземных транспортных средств:

• преобладание надзорных и контрольных функций в ущерб регулятивным, которые практически помогают страховщикам;

• проблемы сочетания саморегулирования страхового рынка с контролем над ним.

На уровне страховых компаний проблемами являются:

• низкая активность страховщиков на внутреннем фондовом рынке;

• страховое мошенничество со стороны страховщиков;

• ограниченные возможности расширения клиентской базы;

• слабое использование информационных технологий;

• информационная закрытость страховых компаний.

С целью решения обозначенных проблем следует предпринять ряд мер со стороны всех участников страхового процесса: страховщиков, их объединений, страхователей и государства. К таким мерам можно отнести:

• законодательное определение порядка урегулирования убытков, причинённых потерпевшим в результате ДТП на основании однозначного толкования норм законодательства относительно учета неполученных доходов потерпевших и их расходов, связанных с преодолением последствий страхового события;

76

• введение процедуры прямого урегулирования убытков, что позволит упростить и ускорить получение страхового возмещения застрахованным лицом, а также очистит рынок от недостаточно устойчивых страховых компаний (ожидается с 01.01.2015 г.);

• создание единой базы дорожно-транспортных происшествий на основе данных Государственной автомобильной инспекции, что позволит компаниям защититься от мошенничества со стороны страхователей, а также сделает объективно работающей систему бонус-малус;

• информирование страхователей относительно имеющихся страховых продуктов, активизация кросс-продаж;

• активизация внедрения информационных технологий, совершенствование системы Интернет-продаж, повышение уровня маркетинга и рекламы;

• диверсификация страховых портфелей компаний с целью снижения зависимости от автотранспортного страхования, а также расширение каналов продаж страховых услуг.

Реализация указанных предложений позволит использовать значительный потенциал рассматриваемого сегмента страхового рынка, а также улучшить качество предоставляемых страховыми компаниями услуг в сфере ОСАГО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Закон РФ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: consultant.ru (дата обращения 14.09.2014)

2. Ключевые показатели рынка ОСАГО в России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/insurance/osago_2014/part1/. (дата обращения 15.09.2014)

3. Костин Ю.В. Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств по системе «Зеленая карта» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.juristlib.ru/ book_5724.html — 2010. (дата обращения 14.09.2014)

4. Методика «Эксперта РА» по расчету бенчмарок российского страхового рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/insurance/osago_2014 /method/. (дата обращения 14.09.2014)

5. Санация страхового рынка России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/ press/news-partners/sanacija_strahovogo_rynka_rossii/. (дата обращения 14.09.2014)

6. Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/PrtId. (дата обращения 15.09.2014)

7. Страхование в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/releases/ 2013/Nov20d/ (дата обращения 14.09.2014)

Статья поступила в редакцию 20 сентября 2014 года

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.