Научная статья на тему 'Конъюнктура российского страхового рынка в 2006 г'

Конъюнктура российского страхового рынка в 2006 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганов А.А.

В 2006 г. российский страховой рынок продолжал развиваться, готовясь к качественным изменениям, связанным с изменением государственной политики по обеспечению надежности страховых организаций и контролю собственных средств страховщика. Влияние «схемного» страхования жизни в масштабах России практически сошло на нет, наибольшее влияние на рынок как и в прошлом году оказали обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) и обязательное медицинское страхование, что привело к увеличению доли обязательного страхования в общем объеме страховых взносов…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конъюнктура российского страхового рынка в 2006 г»

Страховое дело

КОНЪЮНКТУРА РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА В 2006 г.

А. А. ЦМГАИОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления

В 2006 г. российский страховой рынок продолжал развиваться, готовясь к качественным изменениям, связанным с изменением государственной политики по обеспечению надежности страховых организаций и контроля за собственными средствами страховщика. Влияние «схемного» страхования жизни в масштабах России практически сошло на нет, наибольшее влияние на рынок, как и в 2005 г. оказали обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) и обязательное медицинское страхование (ОМС), что привело к увеличению доли обязательного страхования в общем объеме страховых взносов (табл. 1).

Тенденции, впервые проявившиеся в начале 2000-х гг., продолжают действовать на отечественном страховом рынке, формируя его структуру и оказывая влияние на институциональное развитие и пути модернизации страхового законодательства. Официальные статистические показатели с небольшими коррективами на оставшиеся схемы в имущественном страховании, страховании от несчастных случаев и добровольном медицинском страховании отражают реальную структуру страхового рынка. Напомним, что данная тенденция впервые отчетливо проявилась в 2002, 2004 и 2005 гг. ^

Рост страховых взносов составил 23,2 % по сравнению с 2005 г. (рис. 1), при этом обязательное страхование выросло на 34,3 %, а ОМС — на 41 %.

1 Цыганов А. А. Российский страховой рынок в 2003 г.: итоги, проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2004. № 14 (152); Изменение структуры российского страхового рынка в 2004 г. // Дайджест-финансы. 2005.№ 8; Основные тенденции развития российского страхового рынка в 2005 г. // Финансы и кредит. 2006. № 17 (221).

Рост взносов по видам добровольного страхования, иного, чем страхование жизни, был несколько меньше, чем в 2005 г.. Вызвано это как рыночными факторами, связанными с насыщением рынка и понижением страховых тарифов ввиду увеличения конкуренции, так и регулированием отрасли, вынуждающим минимизировать участие страховых компаний в схемах налоговой оптимизации страхователей. В 2006 г. внимание ФССН вызывал не столько рынок страхования жизни, сколько страховщики, занимающиеся имущественным страхованием и перестрахованием.

В то же время глубина страхового рынка России — доля страхования в ВВП страны (26 781.1 млрд руб.) снижается (рис. 2). В 2006 г. доля страхования в ВВП опустилась до 2,25 %, а если не учитывать ОМС и страхование жизни, то данный показатель составил 1,46 %. Для сравнения: в развитых странах мира глубина страхового рынка в среднем колеблется от 7 до 14 %.

Плотность страхования (страховая премия, приходящаяся на душу населения) в России также на может указывать на совершенство российского страхования. В 2006г. на каждого живущего в России приходилось 4,2 тыс. руб. страховой премии, данный показатель вырос по сравнению с 2005 г. (3,4 тыс. руб.), впрочем, и население нашей страны сократилось в рассматриваемом периоде на 700тыс. человек.

В течение 2006 г. продолжилось сокращение числа страховых компаний. На начало 2007 г. общее количество страховщиков было — 918 компаний (рис. 3). При этом продолжилась тенденция к росту страховой премии, приходящейся на одну компанию (рис. 4).

Таблица 1.

Структура страховых взносов и выплат в 2006 г., млрд руб.

Премии (взносы), млрд руб. В % к: Выплаты, млрд руб. В % к:

общей сумме соответствующему периоду предыдущего года общей сумме соответствующему периоду предыдущего года

По добровольному страхованию (всего) 337,4 55,2 115,5 124,6 35,3 112,6

в том числе:

— по страхованию жизни 16,0 2,6 62,3 16,6 4,7 66,2

— по личному (кроме страхования жизни) 77,0 12,6 119,5 42,0 11,9 107,9

— по имущественному страхованию (кроме страхования ответственности) 227,9 37,3 122,4 64,6 18,3 141,8

— по страхованию ответственности 16,5 2,7 104,7 1,4 0,4 121,3

По обязательному страхованию (всего) 273,2 44,8 134,3 228,2 64,7 136,0

в том числе:

— по личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) 0,5 0,1 102,4 0,003 0,001 114,8

— по государственному личному страхованию сотрудников ГНС РФ 0,01 0,002 100,9 0,02 0,01 91,9

— по государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственному страховании лиц 5,3 0,9 115,9 4,2 1,2 102,2

— по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 63,9 10,5 118,2 33,3 9,4 120,4

— по обязательному медицинскому страхованию 203,5 33,3 141,0 190,7 54,1 140,3

Итого по добровольному и обязательному страхованию 610,6 100,0 123,2 352,8 100,0 126,7

Источник'. Федеральная служба страхового надзора (Фссн).

700 г 6005004003002001000

432,4

№9

345^

ЩГ

2006г.

2000г. 2001г. 2002 г. 2003г. 2004г. 2005г.

□ взносы Швыплаты

Источник. Минфин России, ФССН.

Рис. 1. Страховые взносы и выплаты в 2000 — 2006 гг., млрд руб.

Превалирование на страховом рынке страховых компаний из Москвы и Центрального федерального округа (ЦФО) в целом подтвердилось и в 2006 г.. На долю ЦФО пришлось 55,4 % взносов и 51,3 % выплат.

Доля обязательного страхования еще выросла (рис. 5) и составила 44,8 %, превысив имевшийся в прошлом России максимум, наблюдавшийся в 1996г. (41 %). Развитие страховых рынков показывает, что существуют прецеденты, когда страхователи, приобщен-

ные к страховым услугам посредством обязательности договоров страхования, потом страховались добровольно, видя эффективность страхования для себя.

В этой связи тревожным выглядит крайне низкое соотношение между страховыми выплатами и страховыми взносами по многим видам обязательного и вмененного страхования (табл. 1, рис. 6). Например, это относится к страхованию пассажиров на транспорте и страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих особо опасные производственные объекты. Причины неудовлетворительного положения дел со многими видами обязательного страхования связаны с целым комплексом причин, имеющих как объективную, так и субъективную природу. Среди них следует особо выделить.

■ отсутствие общедоступной статистики, позволяющей корректно оценить средние и максимально возможные убытки, на случай наступления которых осуществляется обязательное страхование;

490,6

300,4

307,6

276:6

2745

171

171,8

8

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5

Источник: Минфин России, ФССН, Федеральная служба государственной статистики 2 25 (ФСГС).

1,46 Рис. 2. Доля страхования в ВВП в 2000 — 2006 гг., %.

■Доля страхования в ВВП

■Доля страхования в ВВП (без страхования жизни и ОМС)

1600 1500 1400 1300 1200 1100 1000 900

Источник: Минфин России, ФССН.

Рис. 3. Количество страховых компаний в 2000 — 2006 гг., ед.

Источник: Минфин России, ФССН.

Рис. 4. Средняя страховая премия, приходящаяся на одну компанию в 2000 — 2006 гг., тыс. руб.

о

2000 г.

—♦—с ОСАГО - ♦ - без ОСАГО

Источник: Минфин России, ФССН.

Рис. 5. Доля обязательного страхования в совокупных страховых взносах в 2000 — 2006 гг., %

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

100

2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.

♦ - Страхование

(добровольное + обязательное)

И Добровольное страхование

■ Обязательное страхование

Источник: Минфин России, ФССН.

Рис. 6. Отношение страховых выплат к страховым взносам в 2000 — 2006 гг., %

0

918

■ завышение страховых тарифов по обязательному страхованию, закрепляемое в соответствующем федеральном законе;

■ увлечение превентивными мероприятиями, включаемыми в состав страхового тарифа, которые могут финансироваться более эффективно и на условиях значительно большей транспарентности из иных источников;

■ излишне усложненные процедуры урегулирования страховых событий (например, обязательное требование судебной процедуры для доказательств страхового случая при страховании ответственности);

■ недостаточный государственный надзор за осуществлением обязательного страхования и возможная коррумпированность контролирующих органов;

■ отсутствие контроля со стороны гражданского общества в лице объединений страхователей и недостаточное внимание к данной проблематике со стороны ассоциаций предпринимателей. Соотношение страховых выплат и взносов по

добровольным и обязательным видам представлено на рис. 6. На данный показатель по обязательным видам страхования влияет ОМС, по которому взносы незначительно превышают выплаты, и ОСАГО, вызывающее постепенный рост отношения выплат к взносам по обязательному страхованию одновременно с ростом собственной убыточности.

Данные конъюнктурных опросов российских страховщиков (табл. 2), регулярно проводимых

Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, также подтверждают состав усредненного реального страхового портфеля, из которого практически исчезло страхование жизни. В настоящее время рынок страхования жизни практически очистился от налоговых схем и в случае принятия мер, стимулирующих его развитие, может динамично развиваться, а страховщики жизни в своей совокупности могут в итоге превратиться в институционального инвестора, обладающего возможностями к долгосрочным вложениям.

Практически все страховщики занимаются страхованием имущества физических и юридических лиц, при этом есть компании, которые почти полностью формируют портфель из данных договоров страхования. У большинства страховых компаний присутствует в портфеле хотя бы небольшое количество договоров страхования грузов и ответственности, добровольного медицинского страхования.

Следует отметить, что есть незначительное количество страховых компаний, сделавших ставку на ОСАГО и формирующих до 80 % портфеля из данных договоров. Представляется, что данная политика является рискованной в условиях повышения убыточности и уже случившихся банкротств страховщиков, чрезмерно увлекшихся ОСАГО. В основном страховщики предпочитают, чтобы доля ОСАГО не превышала 10 % от совокупного страхового портфеля.

Компании, занимающиеся ОМС, практически полностью зависят от данного вида страхования,

Таблица 2

Доля оказываемых страховых услуг в общем объеме услуг страховых организаций, II, III и ГУкварталы 2006 г., в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании

Виды страхования До 20 % От 20 до 40% От 40 до 60 % От 60 до 80% Свыше 80 %

II III IV II III IV II III IV II III IV II III IV

Накопительное (смешанное) страхование жизни 14 33 15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Пенсионное страхование 5 15 2 0 0 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Добровольное медицинское страхование 49 63 53 5 6 6 4 15 15 0 0 0 1 0 2

Имущественное страхование граждан 18 57 33 20 7 11 1 1 3 0 0 0 14 15 12

Страхование имущества организаций 32 34 32 5 11 11 14 2 2 0 16 0 16 17 14

Страхование грузов 63 59 41 4 2 2 0 2 0 0 0 0 0 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательное страхование 11 17 17 0 5 5 3 0 2 2 0 0 15 3 25

ОСАГО 5 15 17 2 9 9 2 2 2 2 2 0 0 0 0

Страхование ответственности 53 60 43 0 15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Страхование банковских вкладов 0 2 5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Страхование финансовых и коммерческих рисков 6 16 22 0 0 0 0 0 12 0 0 0 0 0 2

Перестрахование 18 35 20 0 2 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Другие 16 37 28 6 3 0 0 15 0 0 0 0 1 1 0

Примечание. В I квартале 2006 г. исследование не проводилось. Источник. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.

так как могут заниматься только медицинским страхованием — это хорошо видно из табл. 2 (страховщики, у которых доля оказываемых услуг обязательного страхования в общем объеме услуг страховых организаций превышает 80 %).

В 2006 г. российские страховые компании среди иных методов привлечения клиентов выделили агентский канал (табл. 3), которым пользуются более 80 % страховщиков.

Продолжает быть популярной среди страховщиков реклама в печатных СМИ, выпуск рекламных буклетов и отправка информационных писем. Активация усилий страховщиков по привлечению новых клиентов при помощи агентов и усиление использования маркетинговых инструментов по сравнению с 2005 г. в деятельности страховых компаний говорит о тенденциях к усилению конкуренции на страховом рынке. Об этом же говорит обеспокоенность страховщиков монополизмом

крупных страховых компаний, ростом конкуренции, положением со страховыми тарифами и квалификацией страховых агентов (табл. 4).

Как можно заметить из табл. 5, в 2006 г. страховщики стали более целенаправленно заниматься инновационной деятельностью, разрабатывая и внедряя новые страховые услуги.

Больным местом российского страхового рынка остается низкий платежеспособный спрос со стороны населения. В 2006 г. наблюдался рост обеспокоенности страховщиков существующими налоговыми условиями для страхового бизнеса, что объяснялось как особенностями развития рынка ОСАГО (требуются изменения в Налоговый кодекс РФ для облегчения взаиморасчетов между страховыми компаниями), так и обострением потребности в налоговом стимулировании возрождающегося рынка долгосрочного страхования жизни.

Таблица 3

Методы привлечения клиентов, в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании, 2004 — 2006 гг.

Период исследования

Метод I кв. IV кв. II кв. III кв. IV кв. II кв. III кв. IV кв.

2004 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2006 г.

Работа страховых агентов 81 70 73 44 36 81 83 81

Реклама в прессе 77 78 67 74 60 55 63 93

Рекомендации партнеров по бизнесу 54 49 45 34 19 32 64 65

Рекламные письма, буклеты 56 63 66 77 70 81 78 76

Реклама по телевидению* 55 58 58 43 35 27 21 54

Реклама по радио* 35 27 45 41 75

Реклама на улице, в транспорте 31 30 32 40 38 43 55 61

Другие 0 0 0 1 1 0 2 5

* До III кв. 2005 г. позиции были объединены.

Источник'. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.

Таблица 4

Факторы, отрицательно влияющие на деятельность страховых организаций, II, III и IV кварталы 2006 г., в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании

Внешние факторы Кварталы Внутренние факторы Кварталы

II III IV II III IV

Монополизм крупных страховых компаний 58 77 65 Недостаток собственного капитала 21 7 9

Конкуренция на рынке страховых услуг 73 57 76 Имидж организации 5 3 2

Неплатежеспособность организаций 32 51 51 Страховые тарифы 7 48 30

Неплатежеспособность населения 77 67 57 Качество страховых услуг 8 17 5

Несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности 38 55 42 Уровень квалификации сотрудников 4 15 5

Излишнее государственное и административное регулирование 26 25 15 Уровень квалификации страховых агентов 6 34 25

Существующие налоговые условия для страхового бизнеса 9 19 26 Другие 0 0 5

Примечание. В I квартале 2006 г. исследование не проводилось. Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.

Таблица 5

Направления маркетинговых исследований, в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании, 2004 — 2006 гг.

Период исследования

Направление I кв. IV кв. II кв. III кв. IV кв. II кв. III кв. IV кв.

2004 г. 2004г. 2005г. 2005г. 2005г. 2006г. 2006г. 2006г.

Определение страхового поля 41 55 67 36 28 90 46 66

Изучение деятельности конкурентов 64 65 61 42 34 74 61 66

Предоставление новых видов услуг 55 48 40 21 19 76 57 76

Интернет-страхование 8 6 2 2 1 7 10 7

Организация рекламы 54 54 57 47 40 72 66 84

Продвижение услуг 49 42 56 41 33 47 73 65

Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.

Анализ макроэкономических показателей указывает на наличие застойных явлений на российском страховом рынке, что актуализирует задачу по скорейшему принятию концепции развития отрасли и формированию законодательной среды, направленной на повышение уровня защищенности граждан и организаций, более полное удовлетворение их страховых интересов. Следует отметить,

что данный факт вызывает внимание российских органов государственной власти. В частности, по данным, прозвучавшим на круглом столе «Законодательное обеспечение развития страхования в РФ» (18 июня 2007 г., Государственная Дума ФС РФ), Правительство России готовит новую стратегию развития страховой отрасли, учитывающую данные обстоятельства.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.