УДК 368
Ермоленко Геннадий Григорьевич,
к.т.н., доцент, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО
РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье проведен анализ состояния страхового рынка Российской Федерации, а также. В статье рассматриваются основные показатели и индикаторы российского страхового рынка, глубина проникновения страхования в экономику. Особое внимание уделено современным проблемам страхового рынка. Рассмотрены перспективы развития. Выявлено замедления роста российского страхового рынка по всем продуктам, кроме страхования жизни. Основным фактором замедления роста является ухудшение экономической ситуации в стране. Обозначено сокращение административных и аквизиционных расходов страховщиков и расширение продаж страховых услуг через Интернет.
Ключевые слова: страховой рынок, страховые услуги, рентабельность, страховые премии и выплаты, инновационные приоритеты, концентрация страхового рынка, усредненный комбинированный коэффициент убыточности-нетто.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования состоит в том, что надежная и стабильная система страхования обеспечивает высокий уровень экономической защиты ее участников и успешное функционирование их в рыночной экономике, что является необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. В стратегических планах развития Российской Федерации (РФ) большое значение уделяется аккумулированию и эффективному распределению крупных финансовых средств, страхование в достаточной степени может решать данные проблемы, при этом эффективно обеспечивать контроль и сбережение финансовых фондов.
Вопросы организации страховой деятельности, страхового рынка, развития страховых предпринимательских структур содержатся в многочисленных научных работах: Андреева Е.В., Жил-киной А.Н., Зубец А.Н., Марчук А.П., Татаркина А.И., Черновой Е.Г., Шахова В.В., Юлдаше-вой О.У., Юргенса И.Ю. [1-9] и других. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В современных условиях развитие страхового бизнеса становится одним из стратегических направлений социально-экономической политики государства, поскольку страховая отрасль вносит существенный вклад в экономический рост нашей страны. Поэтому необходимо исследовать страховой рынок в России в условиях макроэкономической нестабильности, дать оценку динамике и анализу страхового рынка РФ, выявить основные проблемы страхового рынка России, определить перспективы развития страхового рынка в России на ближайшее время.
Целью статьи является обоснование всех составляющих страхового рынка РФ в условиях макроэкономической нестабильности. Рассмотрение наиболее явных и глубоких проблем страхового рынка и путей их решения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В нынешнем году новой реальностью для страховых компаний стало замедление роста рынка на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране. Экономический спад негативно влияет на такие факторы развития страхового рынка, как покупательная способность населения, объем кредитования и активность на рынке продаж автомобилей.
Количество страховых компаний продолжает уменьшаться, но процесс идет медленнее, чем в 2012 г. Если в прошлом году рынок потерял 103 участника, то в 2013 г. — 38. Как и в прошлом году, основные изменения коснулись страховщиков с низкой капитализацией. В 2013 г. отозваны лицензии у 21 компании с капиталом менее 150 млн. руб., и только у 5 — с капиталом свыше 480 млн. руб.
Только 3 страховщика с отозванными лицензиями входили в первую сотню компаний. В итоге на рынке на 31.12.2013 г. осталось 420 страховых и перестраховочных компаний.
Совокупный уставный капитал российских страховщиков составляет 210,4 млрд. руб. (на 31.12.2012 г. — 198,2 млрд. руб.), средний размер уставного капитала- 500,88 млн. руб. (на 31.12.2012 г. — 432,7 млн. руб.). Количество страховых компаний по размеру уставного капитала представлен на рис. 1.
Доля компаний с уставным капиталом от 60 до 120 млн. руб. в течение 2013 г. сократилась с 30 до 25%, при этом незначительно увеличились доли страховых организаций с размером уставного капитала свыше 120 млн. руб. Российский страховой рынок не привлекателен для иностранного
51
107
31.12.201 Зг. капитала. Присутствие меж-
дународных страховых групп в России сокращается, что связано с отсутствием у их собственников ясности с возможностью развития классических видов страхования.
По данным ЦБ РФ сумма участия иностранных компаний в уставных капиталах российских страховщиков снизилась до 15,88% (на 01.01.2013 г. — 17,4%). Наибольший интерес для иностранцев предоставляет сегмент страхования жизни.
После рекордных темпов прироста взносов 2012 г., в 2013 г. на страховом рынке
появились первые признаки стагнации. Замедление темпов роста взносов, падение рентабельности и неопределенность будущего развития страховой отрасли формируют общий негативный фон на рынке. Тем не менее, ситуация 2013 г. заметно отличается от ситуации 2009 г., в большинстве случаев в лучшую сторону (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная таблица циклов 2009 и 2013 гг.
г 60-120 млн. руб. С 120-240 млн. руб. Ш 240-480 млн. руб. ■ 480-700 млн. руб. Е 700-1000 МЛН. руб. Н 1000-2000 млн. руб. Ш более 2000 ылн. руб.
147
Рис. 1. Количество страховых компаний по размеру уставного капитала (Составлено по материалам [9])
Критерий 2009 г. 2013 г.
Динамика взносов Замедление темпов роста взносов относительно 2008 г. на 22 п.п. Замедление темпов роста взносов относительно 2012 г. на 10 п.п.
Рынок ОСАГО ОСАГО как ключевой драйвер роста рынка ОСАГО как источник проблем рынка
Точки роста ОСАГО, программа «Зеленая карта», в перспективе — ОСОПО Развитие альтернативных моделей продаж
Надзор Работа над законом «О несостоятельности (банкротстве)», мониторинг числа жалоб со стороны населения МСФО, запрет на вложения в векселя, проверки и запросы ЦБ, ежемесячная отчетность для крупных компаний, кураторы
Урегулирование убытков Падение качества урегулирования убытков Рост качества урегулирования убытков в ответ на изменение судебной практики
Ведущая стратегия страховых компаний Удержание объемов бизнеса, демпинг Санация портфеля
Рыночные позиции Рост рыночной доли топ-20 Снижение рыночной доли топ-20
* Составлено по материалам [10]
Проблемы на рынке автострахования и активная деятельность ЦБ удерживают страховщиков от демпинга, а сложившаяся судебная практика не позволяет им резко снизить качество урегулирования убытков.
В результате можно ожидать некоторого снижения вероятности возникновения на рынке крупных страховых пирамид и недобросовестных банкротств. Тем не менее, растет вероятность банкротств, вызванных финансовыми затруднениями, а также добровольного ухода компаний с рынка с полным выполнением обязательств.
52
Одновременно страховщики активизируют работу по поиску новых ниш и запуску новых страховых продуктов. В долгосрочной перспективе ситуация 2013 г. будет иметь и положительные следствия — создание новых моделей продаж и повышение доверия к страховой отрасли.
2013 г. оказался менее успешным для страхового рынка, чем предыдущие два года. Объем премий увеличился до 904,86 млрд. руб., но годовой темп роста премий снизился в 2 раза (11% в 2013 г., 22% в 2012 г.). После рекордных за последние десять лет темпов прироста взносов 2012 г., в 2013 г. на страховом рынке появились признаки стагнации.
Темпы прироста страховых взносов в 2013 г. составили 12 %, это на 10 п.п. ниже показателя предыдущего года. Объем рынка составил 905 млрд. руб. Наиболее заметным торможение рынка было в страховании имущества юридических лиц, страховании заемщиков и страховании автокаско.
--------21.7 : 25
19,5 |
ДЙЁ
2005 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
ММ Страшные взносы (без учета ОМС)
I. Динамика страховых премий (Составлено по материалам [9])
тальных темпов прироста взносов было стремительным (с 19% в 3 квартале 2008 г. до 1% в 4 квартале 2008 г. и -8% в 1 квартале 2009 г.), то в 2013 г. данное падение было более плавным. За 4 квартала 2013 г. падение квартальных темпов прироста взносов не превысило 5 п.п.
Постепенное торможение рынка позволяет страховым компаниям вовремя ориентироваться в текущей ситуации, что снижает вероятность возникновения проблем с ликвидностью.
Тенденция превышения темпа роста премий над темпом роста выплат, существовавшая в течение 3 предыдущих лет, в 2013 г. сменилась на противоположную, и скорее всего, сохранится и в следующем году. Ключевые показатели страхового рынка РФ за 2010-2013 гг. показаны в табл. 3.
Таблица 3. Ключевые показатели страхового рынка за 2010-2013 гг. *
Год Страховые премии, млрд. руб. Темп роста, % Страховые выплаты, млрд. руб. Темп роста, % Коэффициент выплат, %
2010 555,8 4,2 295,97 3,8 53,25
2011 665,02 19,65 303,76 2,63 45,68
2012 809,06 21,66 369,44 21,62 45,66
2013 904,86 11,1 420,77 12,9 46,5
* Составлено по материалам [10]
Отраслевая структура рынка продолжает меняться в сторону уменьшения доли добровольных видов страхования, не относящегося к страхованию жизни. При этом доля обязательных видов существенно не изменилась(18,53% в 2012 г., 18,32% в 2013 г.), а доля страхования жизни продолжает увеличиваться (6,65% в 2012 г., 9,38% в 2013 г.).
Отраслевая структура рынка продолжает меняться в сторону уменьшения доли добровольных видов страхования, не относящегося к страхованию жизни. При этом доля обязательных видов существенно не изменилась (18,53% в 2012 г., 18,32% в 2013 г.), а доля страхования жизни продолжает увеличиваться (6,65% в 2012 г., 9,38% в 2013 г.).
53
Ситуация развивалась по умеренно оптимистическому сценарию (сделанный годом ранее оптимистичный прогноз был равен 15-17%, пессимистичный — 7%).Как и в 2008-2009 гг. замедление роста взносов было связано с общей негативной ситуацией в экономике (рис. 2).
При этом негативная ситуация в экономике сказалась в первую очередь на страховании имущества юридических лиц, страховании заемщиков и страховании автокаско. Рис -
В то же время, если в 2008-2009 гг. падение квар-
1000 800
ф
щ 600 >-
о.
5 400 £
200
Объем страховых премий по добровольным видам страхования за 2013 г. составил 739,13 млрд. руб., по обязательным — 165,73 млрд. руб. Выплаты по добровольным видам (326 млрд. руб.) увеличились в 2013 г. на 10,3%, что ниже темпа роста премий (11,4%).
В целом по рынку положительную динамику продемонстрировали премии по всем видам добровольного личного страхования (293,62 млрд. руб., +23,7% по сравнению с 2011 г.), 4 из 7 видов добровольного страхования имущества (393,82 млрд. руб., +4,6%), 6 из 8 видов добровольного страхования ответственности (29,74 млрд. руб., минус 0,6%). Все виды имущественного страхования, кроме авиакаско, показали темп роста ниже среднерыночного. Наиболее существенные изменения коснулись страхования средств водного транспорта, премии по которому сократились на 19,5%.В структуре премий по добровольным видам основную часть занимают ДМС (15,55%), страхование средств наземного транспорта (28,72%), страхование имущества юридических лиц и граждан (18,15%), страхование от несчастных случаев (12,69%).
Лидирующими видами по темпам роста премий по добровольным видам стали страхование жизни (+60,5% к соответствующему периоду прошлого года) и страхование от несчастных случаев (+23,9%). За счет страхования от несчастных случаев объем премий в целом по рынку вырос на 20,27%, в то время как доля этого вида составляет лишь 20,27%, в то время как доля этого вида составляет лишь 10,36%. При этом основной рост обеспечивается за счет кредитных продуктов и 1 канала продаж — банковского.
В секторе страхования жизни работают 48 страховщиков, 6 из них не заключают новые договоры страхования. Только у 27 страховщиков жизни количество заключенных договоров превышает 1000. Концентрация рынка здесь самая высокая по сравнению с другими видами страхования: на 10 крупнейших компаний приходится 86,92% премий, на Т0П-20 — 97,51%. Около трети рынка принадлежит дочкам иностранных страховщиков.
Последние 3 года темп роста премий по данному виду значительно превышает среднерыночные значения, что обусловлено в значительной мере ростом кредитного страхования жизни. Коэффициент выплат снизился с 34,8% в 2010 г. до 14,52% в 2013 г., что объясняется опережающим ростом премий по данному виду.
Объем премий по страхованию средств наземного транспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 8,2% (в 2012 г. вырос на 10 проц. пунктов больше), а выплаты — на 23,7% (в 2012 г. выросли на 5,3 п.п. меньше). Причиной уменьшения темпа роста стало,
прежде всего, сокращение продаж новых иномарок по сравнению с прошлым годом. Динамика средней премии и средней выплаты по каско 2009-2013 гг. показана на рис. 4.
В 2009 г. ключевыми точками роста становились обязательные и вмененные виды страхования, связанные с различными законодательными изменениями:
1. Изменение поправочных коэффициентов к тарифам по ОСАГО (с 25 марта 2009 г.).
2. Вступление России в программу «Зеленая карта» (с 1 января 2009 г.).
3. Развитие страхование ответственности строительных организаций-членов СРО в связи с отменой лицензирования строителей (с 1 января 2009 г.).
4. Введение обязательного страхования ответственности для предпринимателей, занимающихся речными и морскими перевозками, погрузочно-разгрузочной деятельностью на водном транспорте, буксировками морским транспортом (с 1 июля 2009 г.).
В результате в 2009 г. на фоне общего падения личного страхования и страхования имущества прирост взносов обеспечили ОСАГО и сегмент страхования ответственности.
Автокаско по-прежнему обеспечивает значительную часть денежных потоков страховщиков. У 9 из 20 крупнейших страховщиков средств наземного транспорта этот вид в сочетании с ОСАГО является основной портфеля, причем 5 из них имеют коэффициент выплат выше среднерыночного. Из 20 крупнейших страховщиков ОСАГО такая ситуация уже у 11 и 5 компаний соответственно.
54
55000
2009 2010 2011 2012 2013
♦ Средняя премия
Рис. 4. Динамика средней премии и средней выплаты по каско 2009-2013 гг. (Составлено по материалам [9])
До 73,58% вырос коэффициент выплат (в 2011-2012 гг. — 64%). У 64 страховщиков из 217, занимающихся этим видом страхования, коэффициент выплат превышает среднерыночный уровень, у 28 из них — 100%. Еще 9 компаний только производят выплаты, а премий не собирают. У 21 страховщика выплаты равны 0.
Основной «болевой точкой» рынка автострахования является урегулирование убытков. Изменение правоприменительной практики привело с одной стороны, к сокращению сроков урегулирования, с другой — к росту выплат и судебных расходов. Поскольку страховщики практически не имеют возможности влиять на убыточность, их реакцией является повышение тарифов, но динамика роста средней выплаты значительно опережает рост средней премии. В 2014 г. следует ожидать изменений в составе автостраховщиков, занимаемых ими долей рынка, сохранения тенденции роста тарифов.
Серьезных изменений в сегменте сельскохозяйственного страхования в 2013 г. не произошло. По данным НССО, застраховано 16% посевных площадей взамен 20% в 2012 г., большинство из них (85%) — с господдержкой (в 2012 г. — 80%). Причинами снижения застрахованных площадей стали рост стоимости страхования из-за увеличения стоимости урожая, распределение субсидий по регионам не до начала посевной, а в ноябре, сложности с получением субсидии. Распространение государственной поддержки на страхование животных из-за отсутствия необходимых документов начало действовать не с 1 января, а с 15 ноября. В результате предварительно выделенный объем субсидий (5 млрд. руб. на страхование урожая и 1 млрд. руб. на страхование животных) был сокращен на 602 млн. руб. и 724 млн. руб. соответственно.
Отсутствие учета региональной специфики при определении опасных природных явлений, единых критериев их влияния на возникновение ущерба отрицательно влияют на этот сегмент рынка. С учетом сокращения выделенных в 2014 г. средств на субсидирование страхования, серьезного роста объема премий ожидать не приходится.
Лидером страхования имущества юридических лиц со значительным отрывом от остальных является ОАО «СОГАЗ» (36,52 млрд. руб. из 104,3 млрд. руб.). Именно в этой компании было застраховано имущество и оборудование Загорской ГАЭС-2, пострадавшее в аварии 18 сентября. По предварительной оценке, сумма ущерба может превысить выплаченную по крупнейшему страховому случаю на Саяно-Шушенской ГЭС.
Страхование имущества корпораций и госкомпаний осуществляется в основном аффилированными компаниями, а рыночные отношения распространяются на мелкие и средние предприятия. Из ТОП-10 компаний по объему выплат по страхованию имущества юридических лиц 2 не входят в десятку лидеров по объему премий, причем у ООО «СО «Маяк» коэффициент выплат превышает 100%.
В сегменте добровольного страхования ответственности, на который приходится 29,74 млрд. руб., положительную динамику показали премии по всем видам страхования, кроме 2. Премии по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспорта сократились на 5,2%, а по страхованию ответственности за неисполнение обязательств — почти на 40%, что стало причиной того, что объем премий в целом по сегменту при положительной динамике остальных видов оказался ниже прошлогодних значений.
Доля обязательных видов в целом по рынку по сравнению с 2012 г. практически не изменилась (18,31% и 18,53% соответственно). Объем премий уменьшился по всем обязательным видам, кроме ОСАГО и обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов. Объем премий по ОСОПО составил 9,18 млрд. руб. (+0,9% по сравнению с прошлым годом), объем выплат — 278,74 млн. руб. (+92,6%). Количество компаний, работающих в секторе обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов, достигло 63. Лидирующие позиции традиционно принадлежат ОАО «СОГАЗ» и ООО «Росгосстрах», занимающим 18,48% и 16,08% этого сегмента рынка соответственно. Количество заключенных договоров по этому виду за год увеличилось с 231,6 тыс. руб. до 252,3 тыс. руб., а объем премий вырос менее чем на 1%, что связано, прежде всего, с применением сниженных коэффициентов уровня опасности. Коэффициент выплат по этому виду постепенно увеличивается (3,05%), но остается одним из самых низких по рынку. При этом количество заявленных страховых случаев по сравнению с прошлым годом выросло на 74%.
В 2013 г. страховщики начали работу по новому виду — обязательному страхованию ответственности перевозчика. За 9,5 месяцев, начиная с середины марта, заключено 43 077 договоров страхования, из которых только 5,7 тыс. пришлось на 4 квартал. Лидерами данного сегмента рын-
55
ка стали ОАО «СОГАЗ» (19,69%) и ОСАО «Ингосстрах» (14,17%). По данным Национального союза страховщиков ответственности, охват страхованием пассажиров составляет около 77%, а перевозчиков — около 54%.
Сегмент обязательного страхования автогражданской ответственности стал в 2013 г. наряду со страхованием средств наземного транспорта наиболее проблемным для рынка. Объем премий по ОСАГО увеличился на 10,3% до 134,25 млрд. руб. с одновременным увеличением выплат на 19% (77,37 млрд. руб.). За 2013 г. заключено 42,43 млн. договоров страхования ОСАГО (за 2012 г. — 40,4 млн. договоров).
Количество страховщиков ОСАГО не изменилось — 98 компаний. В кризис 2008-2009 годов для многих компаний ОСАГО с учетом изменения поправочных коэффициентов с 25 марта 2009 г. стало своего рода «спасательным кругом», ключевым источником роста взносов и положительного финансового результата.
В 2013 г. ситуация изменилась в противоположную сторону — ОСАГО превратилось в основной источник проблем российских страховщиков. Работа на рынке ОСАГО стала приносить убытки, судебные разбирательства и повышенное внимание со стороны надзорных органов.
В 2013 г. темпы прироста выплат в ОСАГО составили 24% (6% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.) (рис. 5). При этом средняя выплата в 4 квартале 2013 г. достигла 31 тыс. руб. (28 тыс. руб. в 2013 г., 23 тыс. руб. в 2012 г.).
Страховые портфели более чем половины компаний убыточны. В условиях стагнации на страховом рынке и кризиса в автостраховании в 2013 г. усредненный комбинированный коэффициент убыточности-нетто (ККУ-нетто) российских страховщиков вырос и составил 99,9% (98,8% по итогам 2012 г.). Согласно анализу отчетности 98 страховых компаний, число страховщиков с экстремально высоким значением ККУ-нетто (более 110%) в сравнении с 2012 г. осталось прежним (16 компаний). При этом доля компаний с ККУ-нетто выше стопроцентного уровня возросла с 43% (42 компании) в 2012 г. до 51% (50 компаний) в 2013г. (рис. 6). Реальное усредненное значение ККУ-нетто выше (100,5% — 101,0%), так как часть расходов по прямому урегулированию убытков и судебным делам попадает в прочие расходы, которые не учитываются при расчете показателя. По прогнозу «Эксперт РА», по итогам 2014 г. усредненный ККУ-нетто останется на уровне 100%, а скорректированный ККУ-нетто (учитывающий доходы и расходы по ПВУ и судебные выплаты) составит 101,0%-101,5%.
Убыточность портфелей большинства лидеров по взносам демонстрирует динамику в соответствии с рынком. Негативные тенденции на рынке также отразились на портфелях лидеров, тем самым, увеличив число компаний с высоким значением комбинированного коэффициента убы-точности-нетто. Среди топ-20 по взносам за 2013 г. теперь у половины компаний значение ККУ-
56
2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 5. Темпы прироста взносов и выплат по ОСАГО (Составлено по материалам [9])
менее 100% от 100% до 110«
от ио% до более 120% 120%
13012
12013
ККУ-нетто
Рис. 6. Число компаний в зависимости от значения ККУ-нетто (Составлено по материалам [9])
нетто превышает 100% (в 2012 г. таких страховщиков было 7). Кроме того, скорректированный ККУ-нетто у компаний топ-20 по взносам за 2013 г. (рассчитан с учетом доходов и расходов по прямому урегулированию убытков и судебным делам) превысил стопроцентную отметку у 9 из 17 компаний, предоставивших данные для расчета показателя.
Портфели страховщиков с высокой долей автострахования характеризуются высокой убыточностью. Усредненный ККУ-нетто по страхованию автокаско практически не изменился в сравнении с прошлым годом (-0,4 п.п.). Относительная стабильность показателя обусловлена предпринятыми некоторыми компаниями мерами по повышению тарифов и санации портфелей. Однако в связи с увеличением судебных издержек и средней выплаты в 2013 г. усредненный ККУ-нетто по ОСАГО вырос на 5,0 п.п.
В связи с этим, у компаний с суммарной долей ОСАГО и страхования автокаско в портфеле, превышающей 50%, усредненный ККУ-нетто значительно превысил среднерыночное значение, составив 104,0%. Реальное значение усредненного ККУ-нетто автостраховщиков еще выше, но особенности отражения некоторой части судебных расходов и расходов, связанных с прямым урегулированием убытков, в отчетности страховых компаний не позволяют учесть их при расчете показателя.
Рентабельность собственных средств в 2013 г. российских страховщиков опустилась до минимального значения за последние пять лет и составила 6,1%. Рентабельность активов также сократилась за последний год на 1,4 п.п., до 2,4% в 2013 г. (рис. 7).
При этом сокращение рентабельности страхового рынка произошло в основном за счет резкого падения рентабельности розничного бизнеса. Рентабельность нерозничных компаний хоть и сократилась, но осталась выше среднерыночных значений. Сокращение рентабельности активов розничных компаний составило 3 п.п. (1,4% за 2013 г.), нерозничных компаний — всего 0,2 п.п. (до 3,2%). Рентабельность собственных средств розничных компаний в 2013 г. составила 4,7%, что было на 7,9 п.п. ниже значения 2012 г., значение показателя для нерозничных компаний — 7,1% за 2013 г. (минус 1 п.п. по сравнению с 2012 г.).
Резкое падение рентабельности связано с ростом убыточности по основным видам страхования, в первую очередь по автострахованию, и повышением комиссии (комиссионное вознаграждение в 2013 г. составило 24% от совокупных взносов, в 2012 г. значение показателя было равно 22%). Негативное давление на финансовый результат страховщиков в 2013 г. также оказывали возросшие судебные издержки.
При этом рентабельность собственных средств страховщиков, специализирующихся на автостраховании, упала сильнее среднерыночных значений и в 2013 г. значение показателя составило всего 1,6%. Сокращение рентабельности бизнеса в сегменте автострахования вынуждает страховщиков производить санацию портфелей в части страхования автокаско и ОСАГО (рис. 8).
2013 г. оказался для страховщиков самым сложным, как с точки зрения рентабельности, так и с точки зрения перспектив развития. Проблемы появились и усилились сразу по всем сегментам бизнеса.
Концентрация рынка достигла своего максимума среди компаний из ТОП-50 и продолжает увеличиваться среди второй полусотни страховщиков. Изменение концентрации страхового рынка за период 2010-2013 гг. показано на рис. 9.
Если в 2012 г. разрыв между компаниями из ТОП-20 и остальными страховщиками был очень велик (темп роста премий составлял 35% и 21% соответственно), то в 2013 г. он составил 14% и 11%.
57
✓—ао,& чДО.О
'i,с. \б,1
з в
3,3
2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 7. Динамика рентабельности активов (ROA) и собственных средств (ROE) (Составлено по материалам [9])
Наибольшая степень концентрации в 2013 г. наблюдается на рынке страхования жизни (на ТОП-10 страховщиков приходится 86,92% премий), обязательного личного страхования (99,96%), страхования железнодорожного транспорта (93,26%), страхования предпринимательских рисков (87,76%) и страхования имущества физических лиц (83,23%).
Наименее концентрированными сегментами страхового рынка в 2013 г. продолжают оставаться страхование от несчастных случаев (на ТОП-10 страховщиков приходится 55,9% премий), а также страхование грузов (48,44%) и ответственности (59,95%). Продолжилось
усиление рыночных позиции компаний, связанных с банками. В 2013 г. активное развитие получил бизнес купленных в прошлом году ООО «Сбербанк Страхование» и ЗАО «РСХБ-Страхова-ние». Естественным продолжением работы в рамках банковско-страховой группы является очень высокий по сравнению с другими участниками рынка размер комиссионного вознаграждения.
Сейчас страховщики стоят перед выбором: закрывать невыгодные направления, повышать тарифы, снижать издержки. Первый путь касается как отдельных видов страхования, так и отдельных регионов. Второй путь ограничен конкурентной средой. Сокращение издержек — путь сложный, но необходимый. Страховщики с работающей системой «Риск-менеджмент» к этому уже пришли. Прежде всего, это сокращение комиссионного вознаграждения, внедрение новых ИТ-решений, в том числе электронных полисов, в будущем — полный переход на МСФО с отказом от дублирования учета по российской системе. В любом случае это дело не одного года.
ВЫВОДЫ
В 2013 г. сделан задел на будущее — утверждена Стратегия развития до 2020 г., вместо органов надзора, регулирующих отдельные сегменты рынка, создан мегарегулятор.
Страховой рынок позитивно отзывается на создание мегарегулятора на базе ЦБ РФ. Однако многие сферы российского страхового рынка, такие как ценовая политика, достаточность капитала и развитие продаж через Интернет, нуждаются в дополнительном законодательном и надзорном регулировании. В отличие от прежней модели регулирования, интересы ЦБ одновременно с надзором будут распространяться на развитие рынка страхования и защиту прав страхователей. Основная задача — повысить оперативность реагирования на состояние дел в страховых компаниях. Для этого в 2014 г. будет усилен надзор за деятельностью страховых организаций, определены системно
58
2013
3 КБ 2013
2012
1 1
|6Д
■ 6,3
4,9
10,0
5,9
I Все компании
Компании,
специализирующиеся на автострахованим (доля О СА ГО+стр ахо вэ н и я автокаско> 65%)
0,0 5,0 10,0 15,0
Рис. 8. Рентабельность собственных средств с учетом специализации на автостраховании (Составлено по материалам [9])
2010 2011 2012 2111:3
1011-10 □ 1 [Л 1-2.1} и Ю!1-Ь0 ити-ши Рис. 9. Изменение концентрации страхового рынка (Составлено по материалам [10])
значимые страховщики, введен институт кураторства. ТОП-20 компаний будут отчитываться перед регулятором чаще, чем 1 раз в квартал. Ожидается повышение требований для компаний, желающих войти на рынок, в части капитала, репутации собственников и руководителей.
Согласно Плану мероприятий («Дорожной карте») — приложению к Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 г. — доля страхования в ВВП к 2020 г. должна увеличиться до 8,5%, объем премий — до 3,67 трлн. руб. с 90%-ной долей добровольных видов. В сегменте обязательных видов предлагается ввести тарифный коридор взамен жесткого установления тарифов, единую методику оценки ущерба, электронный документооборот. В сегменте добровольного страхования — ввести практику применения стандартных условий страхования, усовершенствовать налогообложение для развития страхования жизни, расширить сегмент страхования имущественных интересов физических лиц, в том числе при участии государства. Стратегия предусматривает также развитие инфраструктуры страхового рынка (институты актуариев, сюрвейеров, аварийных комиссаров, аджастеров), разработку карты рисков по отдельным видам страхования, введение института финансового омбудсмена. Система регулирования рынка должна быть основана на методах раннего обнаружения признаков несостоятельности.
Таким образом, итоги 2013 г. свидетельствуют о стагнации страхового рынка. Так произошло сокращение объемов премий по классическим видам: страхованию имущества юридических лиц, железнодорожного и водного транспорта, грузов, добровольному страхованию автогражданской ответственности. Рост рынка обеспечен за счет страхования жизни и страхования от несчастных случаев. При этом банковский канал продемонстрировал максимальный среди способов распространения страховых продуктов темп роста, и одновременно стал еще дороже по сравнению с прошлым годом.
Средоточием проблем стало в 2013 г. автострахование: тарифы, убыточность, судебные иски, мошенничество. Рентабельность этого бизнеса стремительно падает, в результате чего страховщики проводят селекцию, как по маркам автомобилей, так и по территориям.
Замедление темпа роста экономики, снижение объема инвестиционных ресурсов в 2014 г. приведут к снижению темпов роста объема премий по имущественному страхованию, уменьшение объемов кредитования — к аналогичной ситуации в секторе банковского страхования. Если в прошлые годы основными рисками, оказывающими влияние на российский страховой рынок, были отраслевые риски, то в 2014 г. усилится влияние политических, валютных, кредитных рисков.
Большинство руководителей страховых компаний планируют скорректировать убыточность своих портфелей путем соответствующего увеличения тарифов и ограничения продаж в заведомо убыточных регионах. Почти половина респондентов хотела бы полностью отменить регулирование тарифов по ОСАГО, что позволило бы им существенно снизить убыточность данного продукта.
По мнению респондентов, во всех сегментах страхового рынка имеются компании, находящиеся на грани банкротства или отзыва лицензии. Большинство участников опроса ожидают консолидацию страхового рынка, в частности, были отмечены возможные изменения структуры рынка среди компаний, входящих в первую десятку.
В 2014 г. сокращение административных и аквизиционных расходов остается для страховщиков приоритетным направлением. Первоочередными способами сокращения расходов на ведение дел являются оптимизация организационной структуры компании и внедрение новых операционных моделей. Тогда как аквизиционные расходы страховщики планируют сократить с помощью развития продаж через Интернет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Е.В., Русакова О.И. Тенденции развития страхования рисков в сфере предпринимательства: монография. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. — 120 с.
2. Жилкина А.Н. Инновационный подход в управлении страховым бизнесом: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 126 с.
3. Зубец А.Н. Истоки и история экономического роста. — Москва: Экономика, 2013. — 462 с.
4. Марчук А.П. Тенденции развития страхового рынка в современной России // Вестник Института экономики РАН. — 2013. — №1. — С. 200-208.
5. Татаркин А.И. Инновационная миссия модернизации общественного уклада — потребность устойчивого развития России // Экономическая наука современной России. — 2011. — №2. — С. 1-7.
59
6. Чернова Е.Г. Российский рынок слияний и поглощений: направления и перспективы развития: коллективная монография / Отв. ред. Е.Г. Чернова, Н.В. Пахомова. — СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2011. — 642 с.
7. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. — М.: Финансы и статистика 1992. — 192 с.
8. Юлдашева О.У. Когнитивный маркетинг: продвижение стандартов потребления: монография. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 488 с.
9. Юргенс И.Ю. Страховой рынок в 2014 г.: вызовы и перспективы // [Электронный ресурс] Страхование сегодня [Офиц. сайт]. — Режим доступа: http://www.insur-info.ru/analysis/953/ (дата обращения 20.10.2014)
10. Сафронова Н.Б. Страховой рынок России в 2013 г. // [Электронный ресурс] Прайм Страхование [Офиц. сайт]. — Режим доступа: http://ins.1prime.ru/ (дата обращения 18.10.2014)
Статья поступила в редакцию 24 октября 2014 года
60