Научная статья на тему 'Оценка состояния рынка автострахования'

Оценка состояния рынка автострахования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТРАХОВАНИЕ / AUTO INSURANCE / СТРАХОВОЙ РЫНОК / INSURANCE MARKET / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ / INSURANCE PREMIUMS / ОСАГО / КАСКО / CASCO / OSAGO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенникова В. А., Любарцев А. А.

В статье оценивается состояние рынка автострахования Российской Федерации за 2013-2016 гг. Рассмотрена динамика коэффициента выплат по рынку автострахования в России за период 2013-2016 г. Дается характеристика структуре и динамике развития рынка автострахования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATUS OF THE AUTO INSURANCE MARKET

The article assesses the state of the auto insurance market of the Russian Federation for 2013-2016. Dynamics of the payout ratio for the auto insurance market in Russia for the period 2013-2016 is considered. The characteristics of the structure and dynamics of the development of the auto insurance market are given.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния рынка автострахования»

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯ

В.А. Гребенникова, доцент А.А. Любарцев, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье оценивается состояние рынка автострахования Российской Федерации за 2013-2016 гг. Рассмотрена динамика коэффициента выплат по рынку автострахования в России за период 2013-2016 г. Дается характеристика структуре и динамике развития рынка автострахования.

Ключевые слова: автострахование, страховой рынок, страховые премии, ОСАГО, КАСКО.

Актуальность исследования развития страхового рынка обуславливается тем, что в благоприятные годы 2004-2007 гг. и в настоящее кризисное время недостаточно акцентируется внимание на соотношении основных сфер корпоративного и розничного страхования, в том числе автострахования, их динамику в разные периоды функционирования рынка и оценку влияния вклада основных сегментов на его рост и устойчивость. Необходимость исследования автострахования, как ключевого сегмента розничного страхования, возрастает и при решении задач по выявлению стратегических факторов всего страхового рынка в соответствии с разработанной Минфином РФ Стратегией его развития до 2020 г.

Автострахование как одна из ведущих сфер характеризуется значительным вкладом в развитие страхового рынка России. Так, на его долю приходится 38-40% совокупных премий страхового рынка (без ОМС). Автострахование занимает лидирующее положение на рынке страхования имущества и гражданской ответственности [3]. Удельный вес премий только по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСА-ГО) составляет в 2015 г. 21,4% от объема совокупных премий [1, с. 13].

В 2011-2012 гг. наблюдалось активное развитие российского страхового рынка с темпами роста 119,5% и 123,2%, соответственно. Впоследствии волатильность курса рубля, введение и расширение санкци-онного режима против России, а также ухудшение условий на банковском рынке привели к неблагоприятным макроэкономическим условиям функционирования страховых компаний. После активного роста страхового рынка в 2011-2012 гг., в 2014-2015 гг. рынок в целом резко замедлил свое развитие - темпы роста совокупных страховых премий составили соответственно 109,2% и 103,3%. Объем рынка в 2015 г. был равен 1 024 млрд. руб. и характеризовался самой низкой динамикой за последние 6 лет (после 2009 г.) [1, с. 12].

На этом фоне рынок автострахования демонстрировал наиболее высокие показатели развития, что положительно повлияло на общую динамику всего национального рынка страхования. Так, темпы роста рынка автострахования составили: в 2014 г. -106,3% и в 2015 г. - 110,1%. Страховые премии в целом по рынку автострахования возросли в 2014 г. до объема 376 541,1 млн. руб. и в 2015 г. - до 412 318,7 млн. руб. В 2016 г. в течение 9 месяцев объем премий также повысился и составил 303452,8 млн. руб. (табл. 1).

Таблица 1. Динамика развития рынка автострахования в России за период 2013-2016 гг. [2, с. 6]_

Виды страхования Начисленные страховые премии, млн. руб. Темп роста, в % к предыдущему году

2013 2014 2015 2016 (9 мес.) 2014 2015

Страхование автотранспортных средств, добровольное (КАСКО) 212306,9 218554,4 187237,3 125661,9 102,9 85,7

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) 134248,0 150917,8 218693,1 173091,6 112,6 124,1

Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО) 7 675,3 7 068,9 6 388,3 4 699,3 92,0 90,0

Итого по рынку автострахования 354230,2 376541,1 412318,7 303452,8 106,3 109,5

Наиболее высокие темпы роста наблюдаются по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО). Рост продаж по нему составил: в 2015 г. -124,1% по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. - 112,6%. При этом на него приходится наиболее весомая доля рынка автострахования: в 2015 г. - 53,0% и в 2016 г. - 57,0%. Хотя в предыдущие годы на рынке превалировало автоКАСКО, на его долю приходилось 58-60% собранных премий по автострахованию. В то же время количество заключенных договоров ОСАГО сократилось в 2015 г. на 7,3% или на 3,1 млн. договоров и в результате их общее число заключенных договоров оказалось ниже показателя 2012 г.

Добровольные виды автострахования в последние 3 года характеризуются понижающей динамикой, что отражает общую тенденцию сокращения рынка добровольного страхования в стране. Так, по автоКАСКО страховые премии в 2015 г. уменьшились на 31 317,1 млн. руб. или на 14,3%, количество заключенных договоров сократилось на 26,9% или 1,4 млн. договоров. С физическими лицами уменьшение договоров составило 29,2% и с юридическими лицами - 13,6%.

Снижаются объемы и по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО): в 2014 г. - на 8% по сравнению с предыдущим годом и в 2015 г. - на 10,0%. Это связано и с тем, что в апреле 2015 г. на законодательном уровне

были значительно увеличены суммы страховых выплат, а именно: в случае причинения вреда здоровью и жизни пострадавших - со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а за причинение вреда имуществу - со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., В результате снизились объемы премий по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и в 2015 г. они составили 6 388,3 млн. руб., что на 10,0% ниже по сравнению с предыдущим годом и в 2014 г. - на 8,0%.

Падение объема продаж новых автомобилей в России привело к существенному замедлению роста рынка страхования средств наземного транспорта: увеличение на 2,5% в 2014 г. по сравнению с 2013 г., тогда как в 2013 г. прирост составлял 8,0% по сравнению с предыдущим годом, т.е. сокращение рынка - более чем в 3 раза. В сегменте страхования средств наземного транспорта средняя выплата увеличилась на 7 тыс. руб. или 14,0% и составила 56,8 тыс. руб. [3, с. 9].

Общая сумма страховых премий по ОСАГО в 2014 г. возросла до 150,9 млрд. руб., что на 11,9% выше суммы 2013 г. Несмотря на увеличение базовых тарифных ставок в октябре 2014 г., заметного ускорения роста страховых премий по ОСАГО не наблюдалось. Средняя премия по ОСА-ГО за год выросла на 0,4 тыс. руб. (до 3,5 тыс. руб.), средняя страховая выплата - на 6,1 тыс. руб. (до 34,8 тыс. руб.).

Рост реальной убыточности ОСАГО в 2014 г. был вызван увеличением выплат,

осуществляемых страховщиками по суду, что, в свою очередь, связано напрямую с активизацией деятельности «автоюристов». Повсеместное распространение получили и процедуры переуступки пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юридическим компаниям, что также повлияло на рост убыточности ОСАГО. Данная тенденция сохранилась и в 20152016 гг.

Следует отметить, что слабая законодательная база в данной области дает неоправданную возможность активизироваться «автоюристам» для увеличения страховых выплат, практически не относящихся к страховым случаям. Так, в соответствии с Законом о защите прав потребителей у «автоюристов» появляется возможность за счет штрафов получать по суду от страховых компаний суммы, в несколько раз превышающие реально нанесенные ущербы. В результате, если в 2013 г. коэффициент выплат по ОСАГО превышал 70% в 13-ти регионах РФ, то в 2015 г. - уже в 15-ти регионах [4, с. 12].

В 2015-2016 гг. для выживания в условиях стагнации и кризиса основные игроки рынка автострахования сменили стратегию - их ключевой целью стало сохранение рентабельности собственных средств, а не рост объемов страховых премий. В связи с этим страховщики сократили свое присутствие в наиболее убыточных регионах по

ОСАГО и пересмотрели тарифную политику в сегменте автоКАСКО.

В таких негативных условиях развития для поддержания рентабельности бизнеса автостраховщики активно сокращают расходы на ведение дела, среднее значение показателя у страховщиков опустилось до 40-43% (-0,6 п.п.).

Повышение тарифов по обязательному автострахованию позволило рынку избежать ухудшающего сценария - предотвратило уход с рынка многих надежных страховых компаний и рост числа страховщиков, работающих «с колес». При этом намного улучшилось качество урегулирования убытков, возросли выплаты потерпевшим лицам, сокращаются переплаты за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Приняты и другие законодательные меры, направленные на защиту интересов и прав страхователей: значительно увеличены страховые суммы, введена единая методика оценки ущерба, уменьшен допустимый процент износа, установлен досудебный порядок урегулирования.

Анализ динамики коэффициента выплат по рынку автострахования в России также свидетельствует о неустойчивой динамике и разнонаправленности воздействия основных факторов на его развитие (табл. 2).

Таблица 2. Динамика коэффициента выплат по рынку автострахования в России за период 2013-2016 г. [2, с. 2]_

Виды страхования Коэффициент выплат, % Изменение коэффициента, (+ ; -)

2013 2014 2015 2016 (9 мес.) 2014 2015 2016

Страхование автотранспортных средств, добровольное (КАСКО) 73,4 78,6 76,9 60,6 +5,2 -1,7 -16,3

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) 57,6 59,8 56,5 69,4 +2,2 -3,3 +12,9

Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ДСАГО) 52,1 80,6 90,2 60,8 +28,5 +9,6 -29,4

Итого по рынку автострахования 66,9 71,1 66,3 65,7 +4,2 -4,8 -0,6

Так, до 2015 г. наблюдалось его повышение до уровня 71,1%, а в последние два года, наоборот, - ощутимое падение до уровня 65,7% по итогам 9 месяцев 2016 г.

Это вызвано следующими изменениями коэффициента выплат по автоКАСКО: ростом в 2014 г. на 5,2 п.п. и снижением в 2015 г. на 1,7 п.п. и в 2016 г. - на 16,3 п.п.

до уровня 60,6%. По ОСАГО отмечается обратная ситуация - неожиданное повышение коэффициента в 2016 г. до 69,4% или на 12,9 п.п. по сравнению с предыдущим годом, что дает основание спрогнозировать такой же высокий годовой его уровень. Это связано помимо объективных факторов риска с тем, что по данному виду страхования с апреля 2015 г. законодательно увеличились суммы страховых выплат.

Поскольку вид ДСАГО является дополнением к обязательному виду ОСАГО, то такие обстоятельства обусловили снижение выплат по ДСАГО и соответствующее уменьшение коэффициента выплат. Так, в 2016 г. коэффициент по нему составил 60,8% и наблюдалось существенное его снижение - на 29,4 п.п. по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о реальной заинтересованности страхователей в приобретении полиса по данному виду риска. В предыдущие годы (до 2015г.) низкие коэффициенты выплат по ОСАГО компенсировались более высокими его значениями по ДСАГО: в 2014 г. -80,6% и в 2015 г. - 90,2%.

В 2015 г. общий размер страховых выплат по рынку автострахования составил 273 311,6 млн. руб. или 102,0% по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г., соответственно 267 776,7 млн. руб. или 115,0% по сравнению с 2013 г.

В ходе анализа российского рынка автострахования выявлено снижение спроса на новые договоры вследствие их удорожания (по всем видам), что, в свою очередь, обусловлено падением продаж новых автомобилей и уменьшением выданных автокредитов. Повышение в последние два года объемов по автострахованию за счет выбора автовладельцами усеченных программ автоКАСКО и полисов с франшизой, которые по стоимости более дешевые, не смогло обеспечить тенденцию финансового перевеса в пользу роста всего рынка автострахования. В целом сегмент добровольного автострахования продемонстрировал в 2015 г. падение на 12,2%, тогда как сегмент обязательного автострахования показал рост на 24,1% по сравнению с предыдущим периодом.

Вывод: структура и динамика развития рынка автострахования в России характеризуются неустойчивостью с выявленной тенденцией влияния на его колебания сегмента обязательного автострахования, в котором возрастает реальная убыточность и активизируются меры по ее снижению. Динамика и структура сегмента добровольного автострахования отражают общую тенденцию потребительского спроса на авторынке и рынке автокредитования, имея при этом внутренние факторы развития по усеченным программам и внедрению системы франшиз.

Библиографический список

1. Шарифьянова З.Ф. Мировой опыт страхования / З.Ф. Шарифьянова, Д.В. Чувилин // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Волгоград. - 2016. - №3. - С. 23-28.

2. Шарифьянова З.Ф. Проблемы развития страхового сектора в современной экономике // Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты): сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - 99 с.

3. Тулинов В.В. Страхование автомобильное / В.В. Тулинов, В.С. Горин // Страхование и управление риском: Терминологический словарь. - Москва: Наука, 2013.

4. Кошкин Д. С Тенденции развития страхового рынка // Финансы. - 2014. - №1. -С. 52-55.

ASSESSMENT OF THE STATUS OF THE AUTO INSURANCE MARKET

V.A. Grebennikova, associate professor A.A. Lyubartsev, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article assesses the state of the auto insurance market of the Russian Federation for 2013-2016. Dynamics of the payout ratio for the auto insurance market in Russia for the period 2013-2016 is considered. The characteristics of the structure and dynamics of the development of the auto insurance market are given.

Keywords: auto insurance, insurance market, insurance premiums, OSAGO, CASCO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.