Список использованной литературы:
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева. - М.: Инфра-М. - 2011. - 718 с.
2. Арсеньева Н.В. Модель оценки финансово-экономического потенциала отечественных предприятий наукоемких отраслей промышленности / Н.В. Арсеньева, Е.В. Джамай // Финансовый менеджмент. - 2010. -№ 6. - С. 4-9.
3. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник / Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика. - 2005. - 536 с.
4. Климова Н.В. Экономический анализ: история и перспективы развития / Н.В. Климова //Экономический анализ: история и практика. - 2009. №23. - С. 10-19.
5. Прокофьев В.А. Предпосылки и условия развития детерминированного факторного анализа (проблемы науки «экономический анализ») / В.А. Прокофьев, В.В. Носов, Т.В. Саломатина // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 133-144.
6. Цыпин А.П. Статистика в табличном редакторе Microsoft Excel: лабораторный практикум / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова. - Оренбург: 2016. Изд-во Оренбургский государственный университет. - 290 с. - ISBN 978-5600-01401-5.
7. Цыпин А.П. Условно-натуральные показатели в экономических исследованиях / А.П. Цыпин. // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2016. - С. 1758-1762.
© Маркина М.А., 2016
УДК 368
О.С Маслич
Финансовый Университет при правительстве РФ (Уфимский филиал)
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье анализируются основные показатели функционирования рынка обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ, раскрываются основные факторы, определяющие рост убыточности на рынке автострахования, характеризуются приоритетные меры, направленные на уменьшение убыточности по автострахованию.
Ключевые слова
Автогражданская ответственность, обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО),
убыточность, страховая премия, страховая выплата
Актуальность темы определяется сложившейся экономической ситуацией в стране и в мире, которая оказывает большое влияние на отечественный рынок автострахования. Кроме влияния очевидных негативных факторов, характерных для экономики в целом, в самой отрасли накопилось немало проблем. Система ОСАГО, несмотря на повышение тарифов, продолжает оставаться убыточным.
Рынок обязательного автострахования за последнее время затронули существенные законодательные изменения: дважды были скорректированы тарифы (в октябре 2014 года - на 23% и в апреле 2015 года - на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
40%), повышены лимиты ответственности (со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. по ущербу имуществу и со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. по жизни и здоровью)
и расширен тарифный коридор (с 5% до 20%). Крупные игроки стремятся формировать тарифы по максимальной границе коридора, что вызвано высокой убыточностью ОСАГО. Тем не менее, что рост тарифов по-прежнему недостаточный - по их мнению, требуется корректировка цен на полисы ОСАГО еще на 10-30%. Кроме того, на фоне текущих событий страховщики, вероятно, ожидают усиления контроля за продажей полисов в регионах, что потенциально может привести к повышению убыточности и увеличить необходимость дальнейшей корректировки тарифов. Законодательные изменения затронули также лимит ответственности по европротоколу в Москве, Санкт-Петербурге и Московской и Ленинградской областях (вместе с общим лимитом по ОСАГО он вырос до 400 тыс. руб.) [2].
В декабре 2014 года страховые компании перешли на единую методику расчета ущерба по ОСАГО. Данная законодательная инициатива была вызвана отсутствием систематизированного подхода к расчету затрат на ремонт автомобиля, до этого нововведения все определялось экспертной оценкой.
К такому изменению страховщики отнеслись положительно, хотя на данный момент ряду автовладельцев (в особенности это коснулось обладателей дорогостоящих новых иномарок) приходится сталкиваться с недооценкой нормо-часов и запасных частей по «единой методике» в сравнении с реальными ценами у официальных дилеров.
Тем не менее все опрошенные считают, что через некоторое время система будет окончательно налажена (цены предполагается корректировать каждое полугодие) - фактические затраты будут аналогичны рассчитанным по «единой методике».
В 2014 году ситуация в сегменте ОСАГО была критической - убыточность превысила 100%-ый уровень, крупнейшие страховщики сокращали свое присутствие на рынке. Скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты
по суду, составил 103-105%. В 2014 году отрицательную динамику взносов по ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: Страховая группа МСК, «Альянс», Цюрих, АльфаСтрахование, Ингосстрах, Согласие, Группа Ренессанс Страхование, МАКС, ВСК и Энергогарант. В 2013 году лишь 3 компании из топ-20 продемонстрировали сокращение взносов в ОСАГО - Ингосстрах, Югория и Росгосстрах. С учетом повышения тарифов и изменения территориальных коэффициентов в 2015 году ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, убытки страховщиков будут минимальны. Реальная убыточность страховщиков, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101% (в случае, если бы тарифы не были повышены вслед за увеличением лимитов, значение показателя превысило бы 140%, последовал бы неконтролируемый распад рынка). Заметно улучшится и ситуация на региональных рынках ОСАГО - трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности сократятся [2].
Темпы прироста взносов по ОСАГО в годовом выражении составили 12,4% по сравнению с 2013 годом. В связи с увеличением тарифов, в 4 квартале 2014 года темп прироста взносов заметно выше среднегодового и составляет 22,7%, что на 7,4 п.п. выше значения аналогичного периода предыдущего года. Одновременно растут и выплаты по ОСАГО: в 4 квартале 2014 года темпы прироста выплат составили 20,5%. Для определения реальной экономической ситуации на рынке ОСАГО необходимо оперировать значением коэффициента убыточности-нетто (в котором помимо выплат учитываются еще и резервы под будущие выплаты) и комбинированного коэффициента убыточности.
Средняя выплата по ОСАГО в 2014 году составила 33,5 тыс. рублей, превысив на 5,8 тыс. рублей показатель 2013 года. При этом средняя выплата в 4 квартале 2014 года достигла 38,1 тыс. рублей (30,6 тыс. рублей в 4 квартале 2013 года).
Источник: ЯАЕХ («Эксперт РА») по данным ЦБ
Рисунок 1 - Поквартальная динамика страховых взносов и выплат по ОСАГО [2]
Источник: ЯАЕХ («Эксперт РА») по данным ЦБ
Рисунок 2 - Квартальная динамика средней страховой премии и средней страховой выплаты по ОСАГО [2]
В 2014 году отмечен также прирост страховой премии по ОСАГО на 9% по сравнению с 2013 годом. Ее значение составило 3,5 тыс. рублей, что также превысило показатель 2013 года (3,2 тыс. рублей).
В 2016 году в условиях стабилизации экономической ситуации с учетом возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет (значение показателя будет равно 102%), страховые компании вновь начнут получать убытки по ОСАГО. В случае реализации негативного прогноза, при значительном спаде продаж автомобилей, реальная убыточность по ОСАГО вырастет еще сильнее - на рынке вновь начнется кризис. Кроме того, повышение лимитов по ОСАГО окажет негативное влияние на темпы прироста ДСАГО и страхование автокаско. Изменение функционирования рынка ОСАГО в результате принятых поправок будет иметь положительные последствия для граждан. Выплаты потерпевшим в результате ДТП вырастут, люди смогут восстановить поврежденное имущество и здоровье.
Ожидается также, что выплаты по ОСАГО будут производиться в большинстве случаев своевременно.
Заметно сократятся проблемы с урегулированием убытков в виду возобновления работы закрытых ранее пунктов урегулирования убытков. Потребители будут иметь возможность приобрести полис ОСАГО в любом офисе продаж. Сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Кроме того повысится финансовая устойчивость рынка за счет увеличения присутствия надежных компаний.
В рамках антикризисных мер в страховой отрасли необходимо ввести регулирование валютных рисков. На данный момент на страховщиков большое влияние оказывает курс валют. Но механизмов оценки данной зависимости и перечня мер, которые следует принимать для исправления ситуации, в том числе инструментов со стороны регулятора для хеджирования валютных рисков, пока не существует. Например, в банковской сфере имеется соответствующий набор инструментов.
Кроме того, следует разработать механизм санации страховщиков. При этом нужно использовать тот же принцип, который действует для банков, когда социально значимые компании санирует кто-то из участников рынка или банк с привлечением кредитных ресурсов и с участием регулятора и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) [3].
Таким образом, несмотря на условия сложной геополитической ситуации и санкций, международные перестраховщики остаются достаточно лояльными к российскому рынку перестрахования. Компании, которые давно работают на рынке, которых знают партнеры на Западе, практически не ощущают влияния санкций. Тем не менее, существуют проблемы в области формирования тарифов, в частности, по ОСАГО, а также в области управления валютными рисками страховщиков. Список использованной литературы:
1 Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ " (ред. от 4 ноября 2014 г.)
2 Обзор РА «Эксперт»: «Рынок ОСАГО: анализ убыточности и адекватности тарифов в 2015 году» -http://raexpert.ru/researches/insurance/osago_2015/
3 Елистратова А.А. Анализ рынка страхования в условиях кризисных явлений // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2015. - № 14. - С. 53-56.
4 Шарифьянова З.Ф.,Серигова Л.А.,Аминова И.В.Современное положение на российском рынке ОСАГО. Возможности для роста и развития рынка//Проблемы развития современной науки:сборник статей международной научно-политической конференции(1 декабря 2015г., г.Уфа)/в 4ч.Ч.1-Уфа:ООО АЭТЕРНА-2015.-с.239-243.
5 Шарифьянова З.Ф.,Выдрина А.Я., Страхование ОСАГО//Инновационная наука: международный научный журнал.-№12/2015 в 3ч.Ч.1-Уфа:ООО АЭТЕРНА-2015.-с84-86.
© Маслич О С 2016
УДК 65.011
Ю.А. Минина
магистрант направления «Управление персоналом» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
М.В. Бугаева
к.э.н., доцент кафедры «Организация производства и управления» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
Г. Шахты, Ростовской области
ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ
Аннотация
Рассмотрена роль применения философии Lean (бережливого производства) в деятельности организации. Раскрыто общее принципы «бережливого производства», которые получили признания