Научная статья на тему 'Ключевые тенденции на рынке автострахования'

Ключевые тенденции на рынке автострахования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ ПО АВТОСТРАХОВАНИЮ / ВЫПЛАТЫ ПО АВТОСТРАХОВАНИЮ / ПРОБЛЕМЫ АВТОСТРАХОВАНИЯ / CAR INSURANCE / CAR INSURANCE PREMIUM / PAYMENTS ON CAR INSURANCE / CAR INSURANCE PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелева Любовь Леонидовна, Голованова Светлана Петровна

В данной статье рассматриваются ключевые тенденции в настоящее время на рынке автострахования. Приводится статистика рынка за период 2013-2015 гг. по количеству заключаемых договоров, объему поступивших страховых премий и объему выплат возмещений страхователям. В статье рассматриваются причины сложившихся негативных тенденций на рынке автострахования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TENDENCIES IN THE CAR INSURANCE MARKET

This article discusses the key trends currently on the auto insurance market. We present market statistics for the period 2013-2015 years by the number of concluded contracts, the volume of insurance premiums received and the amount of compensation payments to policyholders. This article discusses the causes of the existing negative trends in the auto insurance market

Текст научной работы на тему «Ключевые тенденции на рынке автострахования»

УДК 368

Коростелева Любовь Леонидовна, студентка ФГБОУ ВО КГУ e-mail: lyubov270794@mail.ru

Голованова Светлана Петровна, заместитель декана факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: economica@kursksu.ru

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматриваются ключевые тенденции в настоящее время на рынке автострахования. Приводится статистика рынка за период 2013-2015 гг. по количеству заключаемых договоров, объему поступивших страховых премий и объему выплат возмещений страхователям. В статье рассматриваются причины сложившихся негативных тенденций на рынке автострахования.

Ключевые слова: автострахование, страховые премии по автострахованию, выплаты по автострахованию, проблемы автострахования.

Korosteleva Lyubov Leonidovna, FGBOU'S student IN KGU e-mail: lyubov270794@mail.ru

Golovanova Svetlana Petrovna, the deputy dean of faculty of economy and management FGBOU IN KGU

E-mail: economica@kursksu.ru

KEY TENDENCIES IN THE CAR INSURANCE MARKET

Annotation: this article discusses the key trends currently on the auto insurance market. We present market statistics for the period 2013-2015 years by the number of concluded contracts, the volume of insurance premiums received and the amount of compensation payments to policyholders. This article discusses the causes of the existing negative trends in the auto insurance market.

Keywords: car insurance, car insurance premium ,payments on car insurance, car insurance problems

На автодорогах существует угроза безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам и их имуществу, защиту граждан в определенной мере обеспечивает договор страхования. «Система страхования является одним из важнейших компонентов построения цивилизованного общества, основанного на рыночных принципах хозяйствования»[2, с.76]. Автострахование сегодня подразумевает под собой не только страхование транспорта (КАСКО), но и гражданской ответственности владельцев этого транспорта добровольной и обязательной.

Сегодня в России насчитывается более 40,9 млн. легковых автомобилей. В среднем на каждую тысячу жителей приходится 284 автомобиля. «Всего в России насчитывается 53 миллиона домохозяйств, при этом 49 % семей не имеют авто. Доля семей, во владении которых находится 1 автомобиль - 34 %. У 13,5 % семей - 2 автомобиля, у 3 % семей - 3 автомобиля. 0,5 % российских семей имеют по 4 и более автомобилей»[3]. Таким образом, можно говорить о потенциале автомобильного страхования в связи с возможным ростом количества автомобильного транспорта. С этим связана актуальность данного исследования.

В последнее время на рынке автострахования превалирует негативная тенденция - стремительно падает количество заключаемых страховых договоров. В таблице 1 представлена информация по динамике числа договоров по автострахованию.

Таблица 1. Динамика числа договоров по автострахованию

Вид страхования Количество догово ров, ед. Отклонение 2015 г. к 2013 г., ед. Темп прироста 2015 г. к 2013 г., %

2013 2014 2015

ОСАГО 42325034 42711 380 39 583 399 -2 741 635 -6,48

Автокаско 4 932 119 5 212 434 3 812 159 -1 119 960 -22,71

ДСАГО 3 247 850 2 307 560 1236381 -2 011 469 -61,93

«Зеленая карта» 2 328 890 1 551 629 1 154 864 -1 174 026 -50,41

Всего 52835906 49477457 45788818 -7 047 088 -13,34

Источник: Составлено автором по данным ЦБ РФ

Наибольший отрицательный вклад в темпы роста количества договоров вносит сегмент ДСАГО -темп прироста за последние три года составил -61,93 %. Сокращение выплат является прямым следствием длительного снижения спроса на этот вид страхования и деятельностью ряда страховщиков по санации портфелей автострахования. Также значительно уменьшилось число договоров по «Зеленой карте» (-50,41%), это связано со снижением количества выезжающих за рубеж на своих машинах. Количество заключенных договоров по автокаско за три года снизилось с 4932 тыс. до 3812 тыс. или на 22,71 %. Однако, несмотря на негативную ситуацию с заключением страховых договоров общая сумма страховых премий и выплат по всем видам автострахования выросла и в 2015 году составила 412320618 тыс. руб., темп прироста за три года составил 16,4 %. Динамика объема страховых премий представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика объема страховых премий по автострахованию

Вид страхования Страховые премии, тыс. руб. Отклонение 2015 г. к 2013 г., тыс. руб. Темп прироста 2015 г. к 2013 г., %

2013 2014 2015

ОСАГО 134248054 150917830 218693 047 84 444 993 62,90

Автокаско 212306873 218554418 187237 290 -25 069 583 -11,81

ДСАГО 4 184 221 4040869 3 125 887 -1 058 334 -25,29

«Зеленая карта» 3 491 125 3 028 022 3 262 379 -228 746 -6,55

Всего 354232286 376543153 412320618 58 088 332 16,40

Источник: Составлено автором по данным ЦБ РФ

Основными драйвером рынка является сегмент обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Так, за рассматриваемый период только этот сегмент обеспечивает прирост премий. Объем собранных премий по ОСАГО в 2015 году достиг 218 693 047 тыс. руб. При этом увеличение объема собранных премий в сегменте происходит за счет роста средней премии и вопреки динамике спроса. Так, количество заключенных договоров по ОСАГО сокращается вместе с реальными доходами населения, снижение составило 6,48 % за период 2013-2015 гг. Таким образом, эффект роста премий от увеличения тарифов с 12 апреля 2015 года [1] может быстро исчезнуть.

Страхование автокаско - в условиях сокращения спроса на новые автомобили, снижения реальных доходов населения и распространения усеченных, более дешевых программ сегмент теряет как в спросе, так и в цене. Объем собранных премий составил в 2015 году 187237290 тыс. рублей (-11,81% к 2013 году).

По сегменту ДСАГО мы видим снижение сборов за рассматриваемый период на 25,29 % за счет отказа многих страховщиков от кросс-продаж ДСАГО с полисами ОСАГО и снижением спроса населения в связи со сложной экономической ситуацией в стране.

В таблице 3 представлена информация по выплатам страхователям.

Таблица 3. Динамика объема выплат по автострахованию

Вид страхования Выплаты, тыс. руб. Отклонение 2015 г. к 2013 г., тыс. руб. Темп прироста 2015 г. к 2013 г., %

2013 2014 2015

ОСАГО 77 374 829 90 306 430 123571 154 46 196 325 59,70

Автокаско 155797448 171773011 143978 689 -11 818 759 -7,59

ДСАГО 3 570071 5301838 5 254 489 1 684 418 47,18

«Зеленая карта» 430 007 395 464 507 334 77 327 17,98

Всего 237174368 267778757 273313681 36 139 313 15,24

Источник: Составлено автором по данным ЦБ РФ

Объем совокупных выплат по автострахованию за рассматриваемый период вырос на 15,24 %, основной вклад в динамику совокупных выплат внесли выплаты по ОСАГО, их рост составил 59,7 % за последние три года. Такая динамика связана с усилением влияния повышения лимитов страховых выплат по мере истечения срока действия старых договоров, а также с актуализацией справочников РСА.

Наибольший отрицательный вклад в темпы роста выплат вносит сегмент автокаско - темп прироста за три года здесь составил -7,59%. Сокращение выплат является прямым следствием длительного снижения спроса на этот вид

страхования и деятельностью ряда страховщиков по санации портфелей автострахования.

Основное регуляторное изменение в 2015 году помимо увеличения тарифов касалось страхования гражданской ответственности: так, были внесены изменения в законодательство об ОСАГО, направленные на совершенствование порядка урегулирования убытков (в части обязательности представления поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику и увеличения срока рассмотрения досудебной претензии), а также установление обязанности для страховщиков по обеспечению бесперебойной возможности заключения договоров ОСАГО в электронном виде с 1 января 2017 года.

В настоящее время подготовлен проект изменений в закон по ОСАГО -это совместный труд Минфина и Банка России [4]. Центральная новация в нем - это введение натуральной формы выплат в ОСАГО. Однако мы считаем, что это должно быть доступно, только для компаний, которые добросовестно ведут себя на рынке страховых услуг. Мы рассматриваем натуральное возмещение как некую льготу, которую законодатель дает рынку, потому что страховым компаниям эта мера позволит бороться с автомошенничеством. И мы видим возможность через требования по качеству обеспечить соблюдения интересов страхователей. Натуральное возмещение соответствует заинтересованности страхователя привести машину в то состояние, в котором она была до дорожно-транспортного происшествия. В аналогичной модели по каско система работает, более 90 % машин (кроме тотальных убытков) идет в сервисы, потребитель заинтересован в том, чтобы отремонтировать свой автомобиль на заранее согласованном, правильно выбранном в момент заключении договора сервисе.

Таким образом, можно считать, что и по ОСАГО обеспечение ремонтного сервиса станет конкурентным преимуществом, которое получат страховые компании. Требуется устранить имеющийся разрыв и максимально приблизить размер реального возмещения к реальному ущербу.

В рамках того же пакета поправок обсуждается повышение лимита по ев-ропротоколу. Необходимо нормализовать ситуацию с доступностью полисов, решение этой проблемы связано с продажами в проблемных регионах и развитием электронного ОСАГО.

Также в настоящее время существует проблема, связанная с возмещениями, так как поступает масса жалоб потребителей по недоплате и нарушению сроков, и проблема недостаточной информированности населения. К сожалению, уровень информированности граждан таков, что многие потенциальные и действующие страхователи не знают действующего законодательства по ОСА-ГО. В частности, люди плохо знают о новой норме, обязывающей показать поврежденный автомобиль страховщику по его требованию, не знают о порядке извещения страховой компании о страховом случае, не знают о таком важном нововведении, как электронный полис и еще о ряде моментов.

Формат исследования не позволяет полностью раскрыть все особенности рынка по страхованию автомобильных рисков, я отметила лишь некоторые из них. Таким образом, можно говорить о возможном росте объемов автомобиль-

ного страхования в связи с возможным ростом количества автомобильного транспорта. Однако этого недостаточно для полноценного развития системы автострахования, необходимо повышать эффективность деятельности страховщика и информированность населения.

В последнее время на рынке автострахования доминируют негативные тенденции - стремительно падает количество заключаемых страховых договоров, уменьшается объем страховых премий по всем сегментам кроме ОСАГО, где рост премий происходит только за счет увеличения тарифов. Страхование автокаско падает в условиях сокращения спроса на новые автомобили, снижения реальных доходов населения. Сокращение объема страховых премий по ДСАГО является прямым следствием за счет отказа многих страховщиков от кросс-продаж ДСАГО с полисами ОСАГО и снижением спроса населения в связи со сложной экономической ситуацией в стране. Также значительно уменьшилось число договоров по «Зеленой карте», это связано со снижением количества выезжающих за рубеж на своих машинах.

В настоящее время подготовлен проект изменений в закон по ОСАГО. Важная новация - страховые компании получат возможность осуществления выплат в форме ремонта. Однако я считаю, что это должна быть дисциплинирующая мера для рынка. Необходимо рассматривать натуральное возмещение как некую льготу, которую законодатель дает рынку, потому что страховым компаниям эта мера позволит бороться с автомошенничеством. Возможно, это также решит проблему, связанную с нарушениями страховыми компаниями сроков и недоплат. Особое внимание регулирующему органу необходимо уделить проблеме недостаточной информированности населения.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 23.06.2016 № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

2. Новосельский С.О. Статистическое исследование влияния геополитической нестабильности на состояние рынка труда в ЦФО / С.О. Новосельский // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции в 2-х томах), Том 2, г. Курск, 20 сентября - 5 октября 2016 г. - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области.-Курск, 2016. - 190 с. - С.48-53

3. Юзвович Л. И., Мельников А. С. Принципы организации автострахования в системе функционирования страховых отношений на российском страховом рынке // Современные наукоемкие технологии. 2014. №6 С.76-77.

4. Аналитическое агентство Автостат [Электронный ресурс] - URL: https://www.autostat.ru

5. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.cbr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.