основные тенденции развития российского страхового рынка в 2005 году
A.A. Цыганов,
кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой управления страховым делом и социальным
страхованием Государственного университета управления
Из тени в свет перелетая...
/Арсений Тарковский. Бабочка в госпитальном саду, 1945 г./
На развитие страхового рынка в России в 2005 г. определяющее влияние оказали ход реализации закона об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств (далее — ОСАГО) и продолжающиеся негативные тенденции в отношении страхования жизни, вызванные сворачиванием схем налоговой оптимизации, избегать которые стали многие страховщики и их клиенты. Данные тенденции не новы
для российского страхования (табл. 1), их основа была заложена еще несколько лет назад принятием законодательства по ОсАГО и началом борьбы страхового надзора со страховыми «схемами».
В итоге рост совокупных страховых взносов в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом составил всего 4%, что значительно ниже уровня инфляции (рис. 1), а по добровольным видам страхования совокупная премия сократилась по сравнению с
Таблица 1
Структура страховых взносов и выплат в 2005 г., млрд руб.
Премии (взносы), млрд руб. В % к: Выплаты, млрд руб. В % к:
общей сумме соответствующему периоду предыдущего года общей сумме соответствующему периоду предыдущего года
По добровольному страхованию (всего) 291,1 59,3 90,8 110,3 40,2 57,8
В том числе:
- по страхованию жизни 25,3 5,2 24,8 25,0 9,1 20,1
- по личному (кроме страхования жизни) 64,0 13,0 121,1 38,3 14,0 115,2
- по имущественному страхованию (кроме страхования ответственности) 185,6 37,8 121,2 45,9 16,7 141,0
- по страхованию ответственности 16,2 3,3 132,4 1,1 0,4 98,7
По обязательному страхованию (всего) 199,5 40,7 132,0 164,2 59,8 140,8
В том числе:
- по личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) 0,5 0,1 111,4 0,003 0,001 103,8
- по государственному личному страхованию сотрудников ГНС РФ 0,01 0,002 156,2 0,02 0,007 78,7
- по государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц 4,6 1,0 106,6 4,2 1,5 105,5
- по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 53,7 10,9 109,1 27,5 10,0 143,5
- по обязательному медицинскому страхованию 140,7 28,7 144,8 132,5 48,3 141,8
Итого по добровольному и обязательному страхованию 490,6 100,0 104,0 274,5 100,0 89,2
Источник: ACH (Новости о страховании, 3 февраля 2006 г.), Федеральная служба страхового надзора (ФССН).
500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
471,6
490,6
432,4
276,6
300.4
171
119,8
—7
171,8
231,6
284,5
307
6
274
2000 г. ■ ВЗНОСЫ
2001 г. □ выплаты
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Источник: Минфин России, ФССН.
Рис. 1. Страховые взносы и выплаты в 2000 — 2005 гг., млрд руб.
2004 г. на 9,2%. В то же время по видам добровольного страхования, иным, чем страхование жизни, рост наблюдался в пределах от 20 до 30%, что внушает определенный оптимизм в развитии отрасли в среднесрочной перспективе.
Уровень распространения страховых услуг в экономике традиционно показывается с помощью определения доли этих услуг в валовом внутреннем продукте (рис. 2). Как можно заметить, данный показатель на протяжении последних лет снижается одновременно со сворачиванием «схемного» бизнеса. Следует заметить, что даже при сравнении официальных данных по доле страхования в ВПП России (в 2005 г. — 2,27%) и аналогичных показателей иных стран, наша страна пока не может войти в группу высокоразвитых стран.
2,5
1,5
0,5
- зп
"2,3 11
1,3 1,6 - 4--- 1,6
0,9 1,1 - - - *
И - '
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
■ доля страхования в ВВП - А - доля страхования в ВВП (без страхования жизни и ОМС)
Источник: Минфин России, ФССН, Федеральная служба государственной статистики (ФСГС).
Рис. 2. Доля страхования в ВВП в 2000 — 2005 гг., %
На душу населения приходится около 3,4 тыс. руб. страховой премии, что также является достаточно малым показателем в сравнении с развитыми странами мира.
При рассмотрении доли рыночного страхования (за исключением обязательного медицинского страхования и пока еще страхования жизни) в ВВП можно заметить, что в этом случае на протяжении 2000 — 2003 гг. наблюдался рост данного показателя, затем стабилизация в 2004 г. и, наконец, некоторое падение в 2005 г., значительно меньшее, чем при анализе доли страхования в ВПП России, включающего все виды. Снижение показателей в 2005 г. можно объяснить меньшими, чем у экономики в целом, темпами роста реального страхования в России. Данное обстоятельство должно учитываться при выработке путей развития отрасли, повышения роли страхования в бизнес-планировании хозяйствующих субъектов, социализации страховых отношений в обществе.
к концу 2005 г. число страховых организаций сократилось до 1 075 (рис. 3), при этом совокупный уставный капитал страховщиков России в 2005 г. составил 143,1 млрд руб. Наиболее распространенный размер уставного капитала российского страховщика согласно отчетности, предоставляемой в Федеральную службу страхового надзора (ФССН), лежит в пределах от 30 до 120 млн руб. Именно такой уставный капитал в 2005 г. был у 40% страховых компаний России.
Организационно-правовой формой, наиболее популярной у российских страховых компаний, можно признать общество с ограниченной ответственностью (ООО), таких страховщиков в 2005 г. было 64,9%. При этом страховщиков, созданных в форме ЗАО, в 2005 г. было 19,3%, в форме ОАО - 14,9%, в форме унитарных предприятий (ГУП, МУП) - менее 1%.
Число занятых в национальной системе страхования
2,3
2004 г.
2005 г.
Таблица 2
Распределение страховых взносов и выплат (без учета ОМС) по федеральным округам России в 2005 г., млрд руб.
Федеральный округ Страховые премии (взносы), млрд руб. В % к общей сумме Страховые выплаты, млрд руб. В % к общей сумме
Центральный 198,7 56,8 74,3 52,3
Северо-Западный 33,6 9,6 15,4 10,8
Южный 16,7 4,8 6,6 4,6
Приволжский 41,4 11,8 19,1 13,4
Уральский 26,0 7,4 12,8 9,1
Сибирский 25,1 7,2 10,7 7,6
Дальневосточный 8,4 2,4 3,1 2,2
За пределами РФ 0,1 0,03 0,00002 0,00001
Итого: 350,0 100,0 142,0 100,0
Источник: ACH (Новости о страховании, 3 февраля 2006), ФССН. 1600
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Источник: Минфин России, ФССН.
Рис. 3. Количество страховых компаний в 2000 — 2005 гг., ед.
2004 г.
2005 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
сОСАРО без ОСАГО
- ♦ -
Источник: Минфин России, ФССН.
Рис. 4. Удельный вес обязательного страхования в совокупных страховых взносах в 2000 - 2005 гг., %
еще в начале 2000-х гг. оценивалось работниками Минфина России в 250 — 300 тыс. человек1, из которых по данным ФСГС в течение 2000 — 2004 гг. около 100 — 150 тыс. человек составляли страховые агенты. При этом, по данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России, численность персонала оценивается страховщиками как достаточная (70 — 90% респондентов).
1 Выступление заместителя министра финансов М.А. Мо-торина на научно-практической конференции, посвященной 200-летию Министерства финансов (23 мая 2002 г.).
Распределение страховой премии по округам указывает на концентрацию финансового капитала в г. Москве, на долю Центрального федерального округа (ЦФО) в 2005 г. приходилось более 56,8% страховой премии (без учета ОМС). При этом доля ЦФО снижается уже на протяжении последних нескольких лет, что вызвано снижением доли страхования жизни, основные операторы которого традиционно концентрируются в г. Москве (табл. 2).
В 2005 г. продолжилась тенденция к росту доли обязательного страхования в общих страховых взносах, что объясняется как влиянием ОСАГО, так и снижением активности на рынке страхования жизни (рис. 4).
Как уже отмечалось, в значительной степени снизились страховые взносы в страховании жизни и их влияние на формирование структуры совокупного страхового портфеля страховых компаний России (рис. 5), но и данный показатель (25,3 млрд руб.) превышает практически все оценки рынка реального страхования жизни в 2005 г.
Следуя за мерами ФССН по пресечению деятельности по организации страховых «схем», рынок страхования жизни терял свои позиции в течение всего 2005 г. данные статистические показатели хорошо подтверждаются конъюнктурными опросами российских страховщиков, согласно которым в 2005 г. по сравнению с 2004 г. значительно уменьшилось число страховых компаний, обладающих хотя бы незначительным портфелем по страхованию жизни (табл. 3).
2004 г.
2005 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
I полугодие 2005 г.
9 мес. 2005 г.
Источник: Минфин России, ФССН.
Рис. 5. Удельный вес страхования жизни в совокупных страховых взносах в 2000 - 2005 гг., %
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
■Добровольное страхование, всего □ Имущественное страхование
Источник: Минфин России, ФССН.
□ Личное страхование (кроме страхования жизни)
□ Страхование ответственности
Рис. 6. Рост (падение) взносов по добровольному страхованию, имущественному страхованию, страхованию ответственности, личному страхованию (кроме страхования жизни) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, 2000 — 2005 гг., %
В 2005 г. хорошие результаты показали рынки страхования имущества, ответственности, страхования от несчастных случаев и болезней, добровольное медицинское страхование (рис. 6). Однако следует учитывать и возможность миграции части средств страхователей, выводимых из «схем» по страхованию жизни, в эти виды страхования с разработкой новых способов оптимизации налогового бремени. Существование схем оптимизации налогообложения в видах страхования иных, чем страхование жизни, также в настоящее время вызывает действия ФССН.
В итоге в 2005 г. продолжилась тенденция по все большему приближению официальных статистических показателей к реальной картине рынка. Соответственно, структура страхового рынка, получаемая на основании обобщения и анализа этих данных, меняется и становится все более пригодной для использования в качестве основы для прогноза
развития отрасли и выделения приоритетов государственной политики. Данная тенденция впервые отчетливо проявилась в 2002 и 2004 гг.2.
После нескольких лет стагнации в 2005 г. наблюдался значительный (на 32,4% по сравнению с показате-2005г. лями 2004 г.) рост на рынке добровольного страхования ответственности, развитию которого продолжает мешать как отсутствие налогового стимулирования к заключению договоров страхования ответственности юридическими лицами, так и недостаточность правоприменительной практики по возмещению вреда, причиненного в результате профессиональной деятельности. В 2005 г. увеличилась и доля страхования ответственности в совокупных страховых взносах (рис. 7).
Структура реального страхового портфеля российских страховых компаний может быть проанализирована на основе данных Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России3 (см. табл. 3). Уже на протяжении ряда последних лет в реальном страховании основные страховые взносы приходятся на обязательные виды страхования, добровольное медицинское страхование (ДМС) и страхование имущества хозяйствующих субъектов.
В 2005 г. увеличилась доля страхования имущества граждан, что можно толковать как положительное явление, подтверждающее возможность социализации страховых отношений в России. Большинство страховщиков значительную часть взносов по реальному страхованию получают именно по этим видам страхования.
2004 г.
2005 г.
2 ЦыгановА.А. Изменение структуры российского страхового рынка в 2004 г. // Дайджест-финансы. 2005. № 8.
3 Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России регулярно проводит исследования деловой активности российских страховщиков, в которых принимает участие в настоящее время 70 — 100 страховых компаний. — Примеч. авт.
- - ■ Страхование от несчастных случаев и ДМС
» Имущественное страхование ^—А— Страхование ответственности
Источник: Минфин России, ФССН.
Рис. 7. Удельный вес имущественного страхования, страхования ответственности и страхования от несчастных случаев и болезней и ДМС (личное страхование, кроме страхования жизни) в совокупных страховых взносах в 2000 — 2005 гг., %
Превалирующее по количеству число страховых компаний, по данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России, стараются удержать сборы по ОСАГО не превышающими 10%, но у некоторых российских страховых компаний ОСАГО занимает в структуре взносов более 50%, что может являться критичным для сохранения платежеспособности компаний. Данные конъюнктурных опросов здесь хорошо коррелируют с официальной статистикой, согласно которой ОСАГО составляет 10,9% от совокупных страховых взносов российских страховщиков.
Следует также отметить, что у многих российских страховщиков наблюдается наличие небольшого (до 10% от совокупного) портфеля по добровольному страхованию ответственности и грузов. Около 10% страховых организаций за-
Другие организации Сельскохозяйственные организации Организации сферы услуг
Торговые фирмы
Коммерческие банки и другие кредитные организации Транспортные организации
Строительные организации Промышленные организации
|31з
163
159
151
]6Е I 64
80
I 73
Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.
Рис. 8. Распределение клиентов страховых компаний — юридических лиц, IV кв. 2005 г., в % от общего числа страховщиков, принявших участие в
10 20 30 40 50 60 70 80 90 исследовании
Таблица 3
Доля оказываемых страховых услуг в общем объеме услуг страховых организаций, I, II, III и 1Укв. 2005 г., в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании
Вид страхования До 20% От 20 до 40% От 40 до 60% От 60 до 80% Свыше 80%
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
Накопительное (смешанное) 7 10 10 5 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
страхование жизни
Пенсионное страхование 6 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Добровольное медицинское 21 28 43 33 15 8 3 3 5 0 7 6 0 1 7 0 15 13 0 0
страхование
Имущественное страхование 31 27 15 13 10 2 17 15 1 0 0 0 5 6 6 6 5 0 12 13
граждан
Страхование имущества 14 12 25 25 15 10 16 13 1 8 1 1 5 1 2 1 6 12 1 1
организаций
Страхование грузов 21 24 28 26 5 3 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0
Обязательное страхование 5 11 14 10 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 28 38 20 14
ОСАГО 3 4 4 3 5 8 2 1 2 0 7 6 0 6 0 0 0 0 0 0
Страхование ответственности 40 22 35 33 1 1 1 1 0 0 0 0 0 6 0 0 0 0 0 0
Страхование банковских 0 1 4 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
вкладов
Страхование финансовых и 2 4 8 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
коммерческих рисков
Перестрахование 10 11 7 5 1 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
другае 12 2 21 20 10 2 13 7 0 0 0 0 5 6 0 0 0 0 14 14
Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.
Клиенты с низкими доходами 140
Клиенты со средними доходами
Клиенты с высокими доходами ■= 140
30
35
40
45
50
55
60
65
Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.
Рис. 9. Распределение клиентов страховых компаний — физических лиц, IV кв. 2005 г., в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании
70 60 50 40 30 20 10 0
Реклама по радио
Реклама noTV
Реклама Реклама Рекламные Работа Рекомендации в прессе на улице, письма, страховых партнеров в транспорте буклеты агентов по бизнесу
Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.
Рис. 10. Методы правления клиентов, IV кв. 2005 г., в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании
нимаются входящим перестрахованием, взносы по которому в редких случаях превышают 10% от портфеля страховщика.
Клиентами страховщиков наиболее часто становятся промышленные предприятия, организации сферы услуг, транспортные организации (рис. 8), а среди населения клиентами страховщиков чаще становятся представители социальных групп со средними доходами (рис. 9).
Российские страховые компании пользуются различными методами привлечения клиентов, среди которых наиболее популярны реклама в прессе, выпуск рекламных буклетов и отправка информационных писем (рис. 10).
В 2005 г. несколько понизилось значение работы страховых агентов и рекомендаций партнеров по бизнесу (существующих страхователей), хотя в начале 2000-х гг. именно эти способы привлечения клиентов были наиболее популярны среди российских страховых компаний4 (табл. 4). Объяснение этому лежит в кампании по расширению клиентского поля по ОСАГО, которое требует от страховых компаний использования прямой рекламы собственных брендов. В итоге в 2005 г. были наиболее популярны достаточно недорогие по исполнению методы, связанные с рекламой в печатных СМИ и изготовлением буклетов и рассылкой писем. Также следует отметить, что более
4 Цыганов А.А. Российский страховой рынок в 2003 году: итоги, проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2004. № 14(152).
30% страховщиков используют возможности как центральных, так и местных телеканалов, различных кабельных сетей для продвижения своих услуг. Достаточно часто можно увидеть щитовую рекламу страховых компаний на улицах крупных городов и в общественном транспорте; такой способ продвижения своих услуг выбрало более 30% страховщиков.
Следует заметить, что среди различных способов изучения страхового рынка, направлений маркетинговых исследований самих страховщиков превалирует изучение деятельности конкурентов, находят значительное использование также изучение собственно страхового поля, разработка новых видов услуг, различные способы продвижения страховых услуг и непосредственно реклама (табл. 5). В то же время активность страховых компаний в проведении маркетинговых исследований снижается.
Средняя страховая премия, приходящаяся на одну страховую компанию, как и в предыдущие годы, выросла и составила 456 млн руб., а рост по сравнению с показателем 2004 г. составил более 20% (рис. 11) в основном за счет сокращения общего количества страховых организаций. По всей вероятности, данная тенденция в свете повышающихся требований к размеру и качеству уставного капитала будет наблюдаться и далее, что вызовет слияния и поглощения страховых компаний на страховом рынке России.
Соотношение страховых выплат и взносов по добровольным и обязательным видам представлено
Таблица 4
Методы привлечения клиентов, в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании, 2004 — 2005 гг.
Методы Период исследования
I кв. IV кв. II кв. III кв. IV кв.
2004 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г.
Работа страховых агентов 81 70 73 44 36
Реклама в прессе 77 78 67 74 60
Рекомендации партнеров по бизнесу 54 49 45 34 19
Рекламные письма, буклеты 56 63 66 77 70
Реклама по телевидению* 55 58 58 43 35
Реклама по радио* 35 27
Реклама на улице, в транспорте 31 30 32 40 38
Другае 0 0 0 1 1
* До III кв. 2005 г. позиции были объединены.
Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.
Таблица 5
Направления маркетинговых исследований, в % от общего числа страховщиков, принявших участие в исследовании,
2004 — 2005 гг.
Направление Период исследования
I кв. IV кв. II кв. III кв. IV кв.
2004 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г.
Определение страхового поля 41 55 67 36 28
Изучение деятельности конкурентов 64 65 61 42 34
Предоставление новых видов услуг 55 48 40 21 19
Интернет-страхование 8 6 2 2 1
Организация рекламы 54 54 57 47 40
Продвижение услуг 49 42 56 41 33
Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.
на рис. 12. На данный показатель по обязательным видам страхования влияет ОСАГО, что вызывает постепенный рост отношения выплат к взносам по обязательному страхованию одновременно с ростом убыточности по ОСАГО.
2004 г.
2005
2001 г. 2002 г. 2003 г.
Источник: Минфин России, ФССН.
Рис. 11. Средняя страховая премия, приходящаяся на одну страховую компанию в 2000 — 2005 г., млн руб.
100
Российские страховщики достаточно тради-ционны в определении факторов, отрицательно влияющих на деятельность страховых организаций в России (табл. 6). При сравнении конъюнктурных исследований страховых компаний, проводившихся в 2000-х гг., видно, что большинство из проблем постоянно присутствует в числе факторов, отрицательно влияющих на деятельность страховых организаций, и плавно переходят из года в год, что позволяет утверждать, что они могут стать институциональными барьерами, препятствующими развитию страхования в России. При разработке программ развития отрасли именно эти проблемы г' должны быть подвергнуты самому пристальному анализу.
■ Страхование (добровольное + обязательное)
■Добровольное страхование
Обязательное страхование
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Источник: Минфин России, ФССН.
Рис. 12. Отношение страховых выплат к страховым взносам в 2000 — 2005 г., %
Таблица 6
Факторы, отрицательно влияющие на деятельность страховых организаций, I, II, III и IV кв. 2005 г., в % от общего числа
страховщиков, принявших участие в исследовании
Внешний фактор Ква ртал Внутренний фактор Ква ртал
I II III IV I II III IV
Монополизм крупных страховых компаний 64 57 53 39 Недостаток собственного капитала 35 14 28 29
Конкуренция на рынке страховых услуг 62 64 59 53 Имидж организации 6 6 2 2
Неплатежеспособность организаций 38 27 23 19 Страховые тарифы 20 15 24 16
Неплатежеспособность населения 48 44 54 46 Качество страховых услуг 1 7 10 9
Несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности 30 39 47 40 Уровень квалификации сотрудников 6 20 10 9
Излишнее государственное и административное регулирование 39 23 33 33 Уровень квалификации страховых агентов 12 16 29 26
Существующие налоговые условия для страхового бизнеса 33 23 23 23 Другие 10 3 3 9
Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.
В 2005 г. в наибольшей степени страховые компании тревожили факторы, связанные с вопросами конкуренции на страховом рынке (монополизм крупных страховых компаний и собственно обеспечение конкурентных условий), а также недостаточным уровнем платежеспособного спроса со стороны населения. Среди внутренних факторов страховые компании озабочены вопросами тарификации страховых услуг, что косвенно связано также с конкуренцией на рынке, а также уровнем квалификации страховых агентов. Не последнее место в ряду проблем, требующих решения, является наблюдающийся недостаток собственного капитала. нелишне будет заметить, что приблизительно то же количество страховщиков считает существующее государственное и административное регулирование излишним, что говорит о проводимой реформе контроля за собственными средствами страховых компаний.
Подводя итоги, следует заметить, что в 2005 г. продолжилось «очищение» страхового рынка от использования страховщиками финансовых инструментов, имеющих лишь формально страховую природу и использующихся лишь в целях оптими-
зации налоговой нагрузки. Структура страхового рынка становится более отвечающей реальному положению дел, но этот процесс отнюдь еще не закончен. Положительным моментом 2005 г. стало более активное вовлечение населения в страховые отношения, пусть и вынужденное в связи с принятием ОСАГО. В этой связи особенно важным является повышение привлекательности страховых услуг для населения, создания соответствующей этой задаче институциональной среды на страховом рынке5. Без выполнения этих условий достижение поставленных в Концепции развития страхования в Российской Федерации6 макроэкономических целей представляется невозможным. Альтернативой инвестиционному развитию может явиться лишь введение значительного числа новых обязательных видов страхования, что будет неоднозначно воспринято населением и хозяйствующими субъектами.
5 См., например, Цыганов А.А. Обеспечение гарантий прав и интересов страхователей и застрахованных лиц // Финансы и кредит. 2005. № 18(186).
6 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р.