Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП / ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касьяненко Ангелина Романовна

В статье рассмотрены подходы к определению термина «государственно-частное партнерство (ГЧП)», обозначены основные признаки ГЧП, проведен анализ современного состояния государственно-частного партнерства в Российской Федерации,выявлены проблемы реализации ГЧП-проектов в субъектах РФ, на основе проведенного анализа разработаны рекомендации по улучшению системы сложившихся к настоящему времени партнерских отношений государства с частным сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROBLEMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers approaches to the definition of the term «public-private partnership (PPP)», identifies the main features of PPP, analyzes the current state of public-private partnership in the Russian Federation, identifies problems of implementing PPP projects in the constituent entities of the Russian Federation, based on the analysis developed recommendations to improve the system of existing partnerships of the state with the private sector.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Современное состояние и проблемы развития государственно-частного партнерства в

Российской Федерации

The current state and problems of public-private partnership development in the Russian

Federation

Касьяненко Ангелина Романовна,

студент 2 курса магистратуры Кафедра менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, Севастополь

Kasyanenko Angelina Romanovna,

the student of 2st course of magistracy Department of management, tourism and hotel business Sevastopol Branch of Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Sevastopol

Аннотация.

В статье рассмотрены подходы к определению термина «государственно-частное партнерство (ГЧП)», обозначены основные признаки ГЧП, проведен анализ современного состояния государственно-частного партнерства в Российской Федерации,выявлены проблемы реализации ГЧП-проектов в субъектах РФ, на основе проведенного анализа разработаны рекомендации по улучшению системы сложившихся к настоящему времени партнерских отношений государства с частным сектором.

Annotation.

The article considers approaches to the definition of the term «public-private partnership (PPP)», identifies the main features of PPP, analyzes the current state of public-private partnership in the Russian Federation, identifies problems of implementing PPP projects in the constituent entities of the Russian Federation, based on the analysis developed recommendations to improve the system of existing partnerships of the state with the private sector.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, частный партнер, инвестиции.

Key words: public-private partnership, PPP, private partner, investment.

Важную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации играет система взаимоотношений государственного и частного секторов экономики.

Актуальность темы обусловлена тем, что Российская Федерация обладает высоким потенциалом государственно-частного партнерства в многочисленных капиталоемких отраслях экономики, механизмы ГЧП могут быть эффективно применены при решении ряда важных задач современной экономической политики государства и стать драйвером социально-экономического развития регионов.

Целью исследования является разработка рекомендаций по улучшению системы партнерских отношений государства с частным сектором в РФ.

В Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отмечено, что «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].

Данную тематику изучают отечественные и зарубежные ученые. В исследование были

проанализированы публикации С.Б. Сиваева, Э. Маркварта, И.И. Савченко, Н.Г. Сидоровой, Е.В. Кочевой, Н.А. Матева, В.Г. Варнавский А.В. Клименко, В.А. Королев, А.В. Калина, И.И. Каховская и А.А. Петин и др.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет эффективно взаимодействовать органам государственного управления с частными предприятиями, что дает возможность привлечь новые инвестиции в отечественную экономику, а так же стимулирует обмен опытом.

С.Б. Сиваев, Э. Маркварт используют термин «публично-частное партнерство» (ПЧП), отмечают, что «во-первых, это система отношений органов власти и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, регионального, муниципального экономического и социального развития. Во-вторых, это конкретные проекты, реализуемые различнымиорганами публичной власти и частными компаниями» [5].

Авторы исследования «Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития» обозначают, что «ГЧП в широком смысле выступает как феномен смешанной экономики, в узком смысле - как инструмент экономической политики в условиях новой индустриализации общественного производства, поскольку является средством (способом), используемым для обеспечения устойчивого роста экономики всех уровней» [4].

Всемирный банк дает следующую трактовку: «ГЧП - это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования» [5].

Таким образом, ГЧП - юридически закрепленная форма сотрудничества государственной власти с частными предприятиями, которая является механизмом привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению.

Признаки ГЧП представим на рисунке 1.

Наличие публичной задачи Выступает основанием для преференций и специального

Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной Обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером). При этом публичный партнер вправе

Долгосрочный характер партнерства Следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов

Наличие системы соглашений, распределяющей ответственность и риски Распределение рисков - обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в

Рисунок 1. Признаки государственно-частного партнерства Разработано автором на основе [2-4] В настоящее время механизмы ГЧП активно внедряются в экономическую систему Российской Федерации и включают в себя ряд форм сотрудничества, которые позволяют государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.

Механизмы ГЧП дают возможность на выгодных условиях привлекать частные инвестиции, использовать знания и компетенции с целью формирования качественной общественной инфраструктуры и оказания социально-значимых услуг на основе создаваемого имущества.

По данным Национального Центра ГЧП [7], рынок частных инвестиций в инфраструктуру РФ насчитывает 3648 проекта. Из них 2711 проекта в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры, 599 -социальной инфраструктуры, 155 - транспортной инфраструктуры, 183 проекта в иных сферах (по состоянию на 30 декабря 2021 года) (Рисунок 2).

183; 5%

155; 4% ■ Коммунально-энергетическая инфраструктура ■ Социальная инфраструктура

599; 17%

2711; 74% ■ Транспортная инфраструктура

■ Иные сферы

Рисунок 2.Реализуемые проекты ГЧП на 30 декабря 2021г.

Разработано автором на основе [7]

На территории РФ реализуется 3648 ГЧП-проектов (по данным на 30 декабря 2021г.) На реализацию данных проектов привлечено 3600,7 млрд. руб. частных инвестиций, из них 1957,00 7 млрд. руб. (54%) привлечено на реализацию проектов регионального уровня, 974,70 млрд.руб. (27%) - федерального уровня, 669,00 млрд.руб. (19%) - муниципального уровня. ГЧП-проекты по уровню реализации представим на рисунке 3.

3500,00 3000,00 2500,00 2000,00 1500,00 1000,00 500,00 0,00

1957,00

974,70

505 669'а

■ 38 ■ I

3105

федеральный региональный муниципальный уровень уровень уровень

частные инвестици, млрд.руб. количество проектов

Рисунок 3. ГЧП-проекты по уровню реализации на 30 декабря 2021г. Разработано автором на основе [7] В 2021 году 101 проект ГЧП прошел процедуру коммерческого закрытия. Объем частных инвестиций в данных проектах составил 343,5 млрд.руб.

Сравнивая количество объявленных ГЧП конкурсов в 2021г. и 2020г., можно сделать вывод о положительной динамике и стабилизации системы после ограничений, связанных с пандемией короновируса. В

2021 году было объявлено на 33% больше концессионных и ГЧП конкурсов, чем в 2020 году. При этом продолжает расти общий объем привлекаемых в ГЧП-проекты инвестиций и, как следствие, средний объем инвестиций, приходящийся на один ГЧП-проект.

Сформулируем основные проблемы реализации ГЧП-проектов в субъектах РФ.

Одной из проблем является недостаточный уровень специальных знаний и опыта в сфере ГЧП у государственных и муниципальных заказчиков.

О недостатке квалификации и знаний у российских государственных и муниципальных служащих в сфере ГЧП пишет в своем исследование А.В. Калина [2]. Автор отмечает, что именно недостаток знаний и компетенций приводит к таким проблемам как недостаточное качество подготовки и выбора проектов, недостаточная прозрачность процесса принятия решений при реализации проектов. Помимо этого, А.В. Калина пишет, что в РФ отсутствует система мотивирования и поощрения служащий государственного аппарата за участие в реализации ГЧП-проектов, что может приводить к саботажу таких проектов.

Авторы исследования «Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития» [4] обозначают, что в РФ отсутствует база успешных практик, а так же не сформирован механизм накопления опыта и передачи компетенций.

В РФ существует нехватка законодательных гарантий по непредвиденным ситуациям.

И.И. Каховская и А.А. Петин [3] отмечают, что нехватка и не проработанность законодательной базы ГЧП в некоторых регионах создает существенные неопределенности для принятия решений об инвестировании в проекты ГЧП.

Помимо этого, отметим следующие проблемы ГЧП в России:

1) непропорциональное распределение финансовых рисков;

2) множество административных барьеров для частного партнера;

3) низкая заинтересованность инвесторов в социально -ориентированных проектах.

Для решения указанных проблем необходимо принять ряд мер.

Актуализировать нормативно-правовую базу, стандартизировать правовые формы взаимоотношений инвесторов и государства.

Обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере ГЧП, стимулировать разработку программ повышения квалификации, поддерживать специальные программы в Высших учебных заведениях РФ.

Сформировать единую информационную базу, обеспечить её доступность. Продолжить развитие институционной среды ГЧП.

Разработать систему поощрений государственных и муниципальных служащих, занятых реализацией ГЧП-проектов.

Развить систему дополнительного стимулирования частных партнеров при реализации проектов в социальной сфере.

Таким образом, отмеченные меры будут способствовать улучшению системы сложившихся к настоящему времени партнерских отношений государства с частным сектором.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ [Электронный ресурс] // «Справочно -правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 182660/ (Дата обращения: 05.04.2022г.)

2. Калина А.В. Анализ существующих проблем развития государственно-частного партнерства в

России и разработка рекомендаций по их решению [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. —URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15553 (Дата обращения: 07.04.2022г.)

3. Кохановская И.И., Петин А.А. Проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Управление. 2018. №3 (21). . — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossiyskoy-federatsii-1 (Дата обращения: 07.04.2022).

4. Савченко И.И., Сидорова Н.Г., Кочева Е.В., Матев Н. А. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития [Электронный ресурс] // Вестник ТГЭУ. 2015. №1 (73). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya (Дата обращения: 10.04.2022).

5. Сиваев, С. Б., Маркварт, Э. Государственно- и муниципально-частное партнерство в России и за рубежом: учебное пособие / С. Б. Сиваев, Э. Маркварт.—М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 404 с.

6. Государственно-частное партнерство: теория и практика : учебное пособие / [В. Г. Варнавский и др.] ; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - Москва : Изд. дом Гос. ун-та Высш. шк. экономики, 2010. - 284с.

7. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор [Электронный ресурс] // Национальный центр ГЧП. — URL:

https://pppcenter.ru/upload/iblock/5b4/5b4d97fb08864dd525b2923a2b14b415.pdf (Дата обращения: 08.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.