DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.105
ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА: ПРИЗНАКИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Научная статья
Юрьева Т.В. *
ORCID: 0000-0002-1441-9166, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (tvyurieva[at]gmail.com)
Аннотация
В статье обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования механизма реализации проектов на основе партнерства публичных и частных участников в условиях высокого уровня неопределенности. Такое взаимодействие представляет эффективный инструмент привлечения дополнительных частных инвестиций, передовых технологий, профессиональных компетенций и опыта партнеров. Проведен анализ проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) (организационная форма, стоимость, объем частных инвестиций и модель их возврата и др.). Сформулированы преимущества для различных заинтересованных сторон проектов ГЧП. Рассмотрены основные факторы, стимулирующие развитие проектов ГЧП в современной российской экономике.
Ключевые слова: проектное управление, проект на принципах государственно-частного партнерства, инвестиции.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS: CHARACTERISTICS AND BASIC FORMS
Research article
Yurieva T.V. *
ORCID: 0000-0002-1441-9166, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia
* Corresponding author (tvyurieva[at]gmail.com)
Abstract
The article substantiates the need for further improvement public-private partnership projects mechanism on a high level of uncertainty. Such interaction is an effective tool to attract more private investment, advanced technology, professional competence and experience of the partners. The analysis of public-private partnership (PPP) projects is carried out (organizational form, cost, volume of private investments and their return model, etc.). The advantages for various stakeholders of PPP projects are formulated. The main factors stimulating the development of PPP projects in the tourism and recreation sector are considered.
Keywords: project management, public-private partnership projects, investments.
Введение
Государственные расходы на объекты инфраструктуры, предоставление важнейших общественных благ населению в последнее время сокращаются. Вероятно, такая тенденция в результате негативного влияния пандемии на устойчивое развитие будет усиливаться. Решение данной проблемы требует новых механизмов привлечения инвестиций, внедрения инноваций, оптимизации системы управления рисками. Одним из них является реализация проектов на основе ГЧП и муниципально-частного партнерства (МЧП).
Надо отметить, что степень разработанности теоретических и практических аспектов ведения проектной деятельности на принципах ГЧП/МЧП является достаточно высокой.
Наибольший вклад в исследование вопросов проектного управления в целом внесли следующие исследователи: В.М. Аньшин, В.В. Богданов, Ж. Бой, В.И. Воропаев, К.Ф. Грей, С. Дерри, М.Ф. Дубовик, О.Н. Ильина, Э.У. Кемп, Х.С. Кук, С. Ларсон, И.И. Мазур, Р. Ньютон, Н.Г. Ольдерогге, В.В. Поздняков, А.В. Полковников, М.Л.Разу, М.В. Романова, Б. Скотт, А. С. Товб, М. Г. Троцкий, Дж. С. Харрингтон, П. Харпер-Смит, Дж. Хигни, Г.Л. Ципес, В.Д. Шапиро и др.
Наиболее подробно механизм ГЧП изучен такими учеными как А.А.Алпатов, Д.М. Амунц, В.П. Аникина, А. Аткинсон, Г.А. Борщевский, Е.М. Бухвальд, В. Г. Варнавский, Я.И. Ваславский, С. Давис, Дж. Делмон, М.А. Дерябина, А. Г.Зельднер, Е.В. Иванкина, О.В. Иванов, В.Н. Иванова, Н.А. Игнатюк, Э. Р. Йескомб, В. А. Кабашкин, А.В. Клименко, В.В. Кнаус, Л.Конг, В. Кутари, В.В. Максимов, О. Осборн, М.Портер, О. Солвелл, Дж.Стиглиц, Э. Фаркухарсон, А.Хиршман и др.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что многие теоретические, методологические и организационно-правовые аспекты проектной деятельности на основе ГЧП/МЧП в современной экономике раскрыты достаточно детально. Вместе с тем, нынешняя социально-экономическая ситуация в российской экономике, не всегда высокая эффективность проектов ГЧП/МЧП определяют необходимость дальнейшего изучения механизма их инициации и реализации. Все это делает актуальным тематику данного исследования, его цель и задачи.
Проекты государственно-частного партнерства и их признаки
Проектное управление представляет эффективный инструмент, позволяющий субъектам экономики обеспечивать необходимый уровень конкурентоспособности и избегать нестабильных ситуаций. Отметим, что основные процессы в проектном управлении достаточно глубоко разработаны и документированы. Имеются международные и национальные стандарты на основе которых проводится сертификация специалистов, оценивается зрелость
организаций в области проектного управления. Российская Федерация, учитывая международный опыт, осуществляет государственную стандартизацию в проектном управлении, начиная с 2012 года.
Несмотря на расширение проектной деятельности в российской экономике, возникновение в отраслях, в которых она ранее не применялась (государственное и муниципальное управление, социальная сфера), само содержание категории «проект» в ряде случаев трактуется слишком широко. В результате некоторые мероприятия, определяющиеся как «проекты», таковыми не являются в соответствии с современными международными и национальными требованиями в области проектного управления.
Анализ российских и зарубежных стандартов в сфере проектного управления, позволяет сделать вывод, что проекту присущи следующие признаки: наличие конкретной цели; временные рамки; ограниченные объемы ресурсов; уникальность, неповторимость конечного результата. С учетом данных критериев в мировой практике используются различные формулировки категории «проект», например, как:
- «комплекс взаимосвязанных мероприятий для создания уникальной продукции при ограничении ресурсов» [2, С.2];
- «уникальный набор процессов, состоящих из координируемых и контролируемых работ с датами начала и окончания, которые выполняются для достижения целей проекта» [3, С.8];
- «временное предприятие, образованное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов [12, С. 40] и
др.
Каждый проект имеет жизненный цикл, охватывающий период от зарождения идеи до его завершения. Таким образом, проектная деятельность носит разовый характер и отличается от операционной и функциональной деятельности. В целом успешность проекта определяется тем, насколько его полученные параметры соответствуют запланированному уровню.
Проекты существенно различаются между собой в зависимости от таких критериев как цель, масштаб, сложность реализации и др. Выделяют следующие виды проектов: монопроекты и мультипроекты; малые, средние и крупные; экономические, социальные, организационные; инвестиционные; инновационные; отраслевые; национальные и международные; государственные, региональные и муниципальные; частные и государственные; проекты ГЧП/МЧП и др. [1], [7], [10]. Установленный вид проекта позволяет выбрать необходимый набор инструментов управления.
Сложившаяся ситуация с нехваткой инвестиционных ресурсов диктует необходимость более активной инициации проектов ГЧП/МЧП. К ним относятся проекты, которые выполняются государством и частными участниками на объектах государственной собственности и собственности местных органов власти в целях увеличения доступности и роста качества общественных благ, предоставляемых населению.
Проекты ГЧП/МЧП представляют эффективный инструмент привлечения дополнительных частных инвестиций и передовых технологий в экономику [11, С.1]. Такого рода проекты используются для создания, модернизации и содержания объектов общественной инфраструктуры, оказания жизненно важных услуг населению. Многие проекты ГЧП/МЧП способствуют развитию инноваций, укреплению позиций национального бизнеса в рамках глобального рынка, формированию культурного и спортивного имиджа страны и ее отдельных регионов [4], [6].
В мировой практике основными сферами реализации проектов ГЧП/МЧП являются: транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, телекоммуникации, окружающая среда, образование, здравоохранение, оборона, отдых и развлечения, культура, государственные услуги общего пользования и др. Проекты ГЧП/МЧП ведутся во многих странах мира. В частности, такие проекты, начиная с 90-х годов XX века, являются неотъемлемым элементом экономики стран Европейского Союза (ЕС) (см. рисунок 1).
Рис. 1 - Количество, стоимость и отраслевая структура проектов ГЧП/МЧП, реализуемых в странах ЕС, в 2019 году Источник: составлено на основе: Market Update. Review of the European PPP Market in 2019. European PPP Expertise Centre. EPEC. 2020, P. 3. URL.: https://www.eib.org/attachments/epec/epec_market_update_2019_en.pdf
(дата обращения 06.06.2020).
Наиболее крупные, дорогостоящие проекты ГЧП/МЧП реализуются в сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. По количеству проектов лидирует образование. На сферу отдыха и культуры приходится незначительное число проектов, обладающих к тому же невысокой стоимостью.
В России принято решение о реализации 3950 проектов ГЧП/МЧП, в том числе осуществляется 3701 проекта, общий объем частных инвестиций которых составляет более 3, 2 млрд. руб. Основная доля проектов ГЧП/МЧП приходится на коммунально-энергетическую сферу. Более 15 % проектов выполняется на объектах социальной инфраструктуры (см. рисунок 2).
Рис. 2 - Распределение проектов ГЧП/МЧП по сферам экономической деятельности в Российской Федерации*
Примечание: * на 31 марта 2020. Источник: составлено на основе: Ежемесячный дайджест рынка ГЧП в России. Март, 2020. РОСИНФРА. Платформа поддержки инфраструктурных проектов. URL.: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/ezemesacnyj-dajdzest-rynka-gcp-v-rossii-mart-2020 (дата обращения 06.06.2020).
В российской экономике, как и в мировой практике, проекты ГЧП/МЧП ведутся преимущественно на муниципальном (87%) и региональном уровнях (12%).
Целью федеральных проектов является комплексное развитие территорий, формирование уникальных инфраструктурных комплексов. Региональные проекты способствуют созданию быстрых точек экономического и
социального роста, обладают высокой эффективностью и относительно небольшим сроком реализации [1, С.126-127]. Муниципальные проекты связаны с такими секторами как социальное обслуживание населения, детский отдых и оздоровление, физическая культура и спорт, образование, досуг, туризм и др.
Надо отметить, что российские регионы существенно различаются по уровню развития ГЧП/МЧП. К наиболее передовым регионам относится: Самарская область, г. Москва, Московская область и др. В ряде регионов проекты ГЧП/МЧП пока еще занимают несущественные позиции (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия и др.) [9, С.2-4].
Проектам ГЧП/МЧП присущи следующие признаки:
- длительный срок реализации;
- распределение рисков и ответственности между участниками;
- частный партнер участвует в процессе создания, эксплуатации объекта соглашения;
- участие частного партнёра в финансировании объекта соглашения. (полное или частичное).
При реализации проектов ГЧП/МЧП надо учитывать, что интересы и цели публичных и частных партнеров различаются. Поэтому уже на этапе инициации проекта следует их выявить и в последующем эффективно ими управлять.
В целом взаимодействие партнеров в рамках проектов ГЧП/МЧП выгодно всем участникам соглашения, а также обществу в целом. Его результатом является: интенсивное развитие инфраструктуры; сокращение расходов государства, рисков, сроков исполнения и стоимости проектов; повышение качества выполняемых работ и управления; увеличение количества рабочих мест; формирование позитивного образа государства и бизнеса в обществе и др.
Публичные партнеры при реализации проектов ГЧП/МЧП приобретают следующие преимущества: участие в важных инфраструктурных проектах в условиях ограниченности бюджетных средств; создание и модернизация объектов государственного и муниципального имущества; уменьшение рисков завышения стоимости проекта и эксплуатации его конечного результата; использование инновационных инженерных решений, методов управления, профессионального опыта работников частных структур и др.
Выгоды частных партнеров включают: расширение объектов ведения бизнеса; распределение рисков между партнерами; инвестирование в долгосрочные проекты с фиксированной доходностью под государственные гарантии (обязательства); увеличение выручки за счет оказания дополнительных платных услуг; уменьшение административных расходов и др.
Организационные формы проектов на основе ГЧП/МЧП
Мировая практика показывает, что проекты ГЧП/МЧП ведутся в той или иной организационной форме. Наиболее распространенными формами являются: концессия; соглашение ГЧП/МЧП; квази ГЧП.
В Российской Федерации заключено почти 3,1 тыс. концессионных соглашений. По данным на начало 2020 года инвестиционные обязательства по этим соглашениям оцениваются в 71,7 трлн. руб., что составляет около 1,6% от ВВП за 2019 год. Однако в ряде стран этот показатель значительно выше, например, в Канаде объем инвестиционных обязательств по проектам ГЧП/МЧП составляет 8,1% от ВВП [5, С.9].
Существенная часть концессионных соглашений в рамках российской экономки реализуется на муниципальном уровне (94%). Вместе с тем, наибольший объем инвестиций по концессионным соглашениям приходится на федеральный уровень (42%). Проекты, выполняемые посредством концессионного соглашения, в основном финансируются за счет внебюджетных средств (70 %). Средний срок концессионных соглашений составляет 12 лет, однако в транспортной и социальной сфере превышает 20 лет [5, С.1,6]. Основная часть проектов в форме концессионного соглашения приходится на коммунально-энергетическую сферу (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Проекты на основе концессионного соглашения в Российской Федерации, %
Сфера реализации Количество проектов Объем частных инвестиций
Коммунально-энергетическая сфера 90 24
Социальная сфера, в том числе: 7 4
культура и отдых 38 12
спорт и туризм 23 22
здравоохранение 20 39
образование 19 27
Транспортная сфера 3 70
Иные сферы 0,4 2
Источник: Составлено на основе: О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Информационно-аналитический обзор. 20 февраля 2020. Министерство экономического развития РФ М.: 2020, С.9.
Другая организационно-правовая форма реализации проектов в российской экономике «Соглашение о ГЧП/МЧП» пока находится в процессе становления. В настоящее время заключено 25 таких соглашений, при этом 18 - на муниципальном уровне, объем инвестиций которых составляет 59,6 млрд. рублей. Что касается отраслевой структуры проектов на основе соглашений о ГЧП/МЧП, то наибольшее количество проектов реализуется в сфере образования -14, в здравоохранении - 3, в спорте и туризме - 2, в сфере культуры и отдыха, информационных технологий, охотничьего хозяйства, автодорожной инфраструктуры, легкой промышленности по одному проекту [5, С.11].
Проекты ГЧП/МЧП выполняются также на основе так называемых «квази-ГЧП» (контракт жизненного цикла, аренда с инвестиционными обязательствами и др.). В настоящее время в форме квази-ГЧП заключается около 40 %
проектов ГЧП в социальной инфраструктуре. На эту форму приходится почти 60% объема частных средств, инвестируемых в объекты социальной инфраструктуры [8, С.22-23].
Инициатором создания проекта ГЧП/МЧП может быть как публичный, так и частный партнер. Отбор проектов происходит на конкурсной основе с учетом финансовой, экономической, бюджетной, социальной эффективности, а также показателей риска.
Проекты ГЧП/МЧП являются высоко рискованными. Поэтому правильное и своевременное выявление и распределение рисков проекта оказывает существенное влияние на его успешность. Сбалансированное разделение прогнозируемых рисков между участниками проекта положительно влияет на общую оценку рисков. При этом участники проекта ГЧП/МЧП используют разные методы оценки рисков. Частный участник соглашения оценивает риски преимущественно в стоимостном выражении. Публичный партнер, кроме того, при оценке рисков учитывает социальную значимость и полезность проекта. Полученная оценка рисков позволяет наиболее рационально распределить ответственность за управление рисками и принять окончательное решение об участии в проекте [13].
Особое место при реализации проектов ГЧП/МЧП отводится их финансовому обеспечению. Мировая практика показывает, что многие проекты ГЧП/МЧП реализуются на основе модели «проектного финансирования». В данном случае финансовые активы привлекаются исключительно для выполнения конкретного проекта, при этом обязательства по ним должны быть погашены из будущих доходов проекта, а залогом выступают только его активы [14]. Несмотря на существенные преимущества модели проектного финансирования, ее не всегда целесообразно применять в отраслях социальной сферы, где высока неопределенность получения прибыли [15].
Выводы
Привлечение частных инвестиций в экономику требует роста проектов, реализуемых на основе ГЧП/МЧП. Такие проекты выгодны всем участникам соглашения, а также обществу в целом. Однако, интересы, цели и риски публичных и частных партнеров отличаются. Поэтому рекомендуется выявлять их на этапе инициации проекта в целях эффективного управления ими на последующих стадиях проекта.
При выборе организационной формы проекта ГЧП/МЧП надо учитывать, что они различаются разной мерой участия и ответственности частного партнера. Кроме концессионного соглашения следует стимулировать использование таких форм как соглашение ГЧП/МЧП, контракт жизненного цикла, инвестиционные соглашения, аренда с инвестиционными обязательствами и др.
Важнейшим фактором успешности проекта ГЧП/МЧП является создание эффективной системы управления рисками на основе их детального анализа, а также интересов участников проекта.
Повышение эффективности проектов ГЧП/МЧП требует эффективной государственной политики, включающей комплекс административных и экономических мер. Среди мер экономического стимулирования следует выделить налоговые льготы частным партнерам, например, при уплате налога на имущество, прибыль, транспортного налога и др. В качестве мер неналогового характера можно использовать льготное (безвозмездное) использование коммунальных сетей, предоставление методической помощи при инициации и реализации проектов и др.
В целях поддержки проектов ГЧП/МЧП, роста их авторитета в обществе, необходимо обеспечивать прозрачность, объективность и честность всего процесса принятия управленческих решений. В связи с этим очень важной становится роль государственного аудита. Это касается таких вопросов как оценка значимости проекта, его соответствия интересам общества, верное и сбалансированное распределение рисков и выгод заинтересованных сторон проекта.
В целом успешность проектов ГЧП/МЧП во многом зависит от оптимального использования ресурсов, устойчивого развития, распределения рисков, правильного выбора модели финансирования, формирования доверительной среды среди участников, а также эффективной правовой базы.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Белякова М.Ю. Проектные технологии управления: монография / М.Ю. Белякова, Т.В. Юрьева. - М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2020. - 152 с.
2. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. - М.: Стандартинформ, 2012. - 11 с.
3. ГОСТ Р ИСО 21500. Руководство по проектному менеджменту. ISO 21500:2012. Guidance on project management (IDT). - М.: Стандартинформ, 2015. - 52 с.
4. Иванов О. В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России: / под ред. О.В.Иванова; под ред. О.В.Иванова, П.Л.Селезнев, А.А.Галкин и др. — М.: МГИМО-Университет, 2018. — 408 с.
5. О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Информационно-аналитический обзор. 20 февраля 2020. Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: 2020. - 15 с. URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12i3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf (дата обращения 06 июня 2020).
6. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика): [Бухвальд Е. М. и др.]; под ред. В. Г. Варнавского и др. - М.: АНКИЛ, 2015. - 245 с.
7. Полковников А.В. Управление проектами: полный курс MBA / А. В. Полковников, М. Ф. Дубовик. - М.: Олимп-Бизнес, 2018. - 533 с.
8. Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерства в России. Аналитический обзор. Национальный центр государственно-частного партнерства. - М., 2019. - 37 с.
9. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2019 год. Министерство экономического развития Российской Федерации. Февраль, 2020. URL.: https://www.economy.gov.ru/material/iile/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (дата обращения 06 июня 2020).
10. Управление проектами: основы профессиональных знаний: национальные требования к компетентности специалистов. Версия 3.1, октябрь 2014 / Андреев А. А. и др.; науч. ред. Воропаев В. И.; Ассоц. упр. проектами. - М.: Проектная ПРАКТИКА, 2014. - 259 с.
11. Delmon, J., 2015. Creating a Framework for Public-Private Partnership Programs: A Practical Guide for Decisionmakers. World Bank. - Washington, DC. © World Bank, 2015. - 58 p.
12. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) — Sixth Edition and Agile Practice Guide. Project Management Institute. 2017 - 756 p.
13. Tsvetkova L. Methodology of Assessing Risks to Sustainable Supply Chain of an Insurance Company / L. Tsvetkova, L. Khuzhamov, T. Yurieva, D. Karpova // International Journal of Supply Chain Management. - 2019 - N 8(3), 2019. - pp. 275-292.
14. Yescombe E. R. Public-Private Partnerships for Infrastructure. Principles of Policy and Finance. 2nd edition / E. R. Yescombe, E. Farquharson, 2018. Butterworth-Heinemann, 2018 - 548 p.
15. Yurieva T.V., Voropaeva L.N. Project Finance: Principles and Efficiency / T.V. Yurieva, L.N. Voropaeva //Project Management Development - Practice and Perspectives. Conference proceedings. Riga, 25-26 May, 2019. - Riga, University of Latvia, 2019. - pp.104-113.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Belyakova M.YU. Proyektnyye tekhnologii upravleniya: monografiya. [Project management technologies] / M.YU. Belyakova, T.V. Yur'yeva. - M.: Mezhdunarodnyy izdatel'skiy tsentr «Gorod XXI vek», 2020. - 152 s. [in Russian]
2. GOST R 54869-2011. Proyektnyy menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proyektom. [Project management. Project management requirements] - M.: Standartinform, 2012. - 11 p. [in Russian]
3. GOST R ISO 21500. Rukovodstvo po proyektnomu menedzhmentu. ISO 21500: 2012. [Guidance on project management (IDT)]. - M.: Standartinform, 2015. - 52 p. [in Russian]
4. Ivanov O. V. Mekhanizmy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v ekonomicheskoy politike Rossii. [The mechanisms of public-private partnership in the economic policy of Russia] / pod red. O.V. Ivanova; pod red. O.V.Ivanova, P.L.Seleznev, A.A.Galkin i dr. — M.: MGIMO-Universitet, 2018. - 408 p. [in Russian]
5. O razvitii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiyskoy Federatsii. Informatsionno-analiticheskiy obzor. [On the development of public-private partnerships in the Russian Federation. Information and analytical review]. 20 fevralya 2020. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. - M.: 2020. - 15 p. URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf (data obrashcheniya 06 iyunya 2020). [in Russian]
6. Osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (teoriya, metodologiya, praktika): [The foundations of public-private partnerships (theory, methodology, practice)] [Bukhval'd Ye. M. i dr.]; pod red. V. G. Varnavskogo i dr. - M.: ANKIL, 2015. -245 p. [in Russian]
7. Polkovnikov A.V. Upravleniye proyektami: polnyy kurs MBA [Project Management: Full MBA / A.V. Polkovnikov, M.F. Dubovik. - M.: Olimp-Biznes, 2018. - 533 p. [in Russian]
8. Prosto i chestno ob investitsiyakh v infrastrukturu i gosudarstvenno-chastnom partnerstva v Rossii. Analiticheskiy obzor. [Simple and honest about investment in infrastructure and public-private partnerships in Russia] Natsional'nyy tsentr gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. - M., 2019. - 37 p. [in Russian]
9. Reyting sub"yektov Rossiyskoy Federatsii po urovnyu razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva za 2019 god. [Rating of the constituent entities of the Russian Federation in terms of the development of public-private partnerships for 2019.]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Fevral', 2020. URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (data obrashcheniya 06 iyunya 2020). [in Russian]
10. Upravleniye proyektami: osnovy professional'nykh znaniy: natsional'nyye trebovaniya k kompetentnosti spetsialistov. [Project management: the basics of professional knowledge: national requirements for the competence of specialists].Versiya 3.1, oktyabr' 2014 / Andreyev A. A. i dr.; nauch. red. Voropayev V. I.; Assots. upr. proyektami. - M.: Proyektnaya PRAKTIKA, 2014. - 259 p. [in Russian]
11. Delmon, J., 2015. Creating a Framework for Public-Private Partnership Programs: A Practical Guide for Decisionmakers. World Bank. - Washington, DC. © World Bank, 2015. - 58 p.
12. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) — Sixth Edition and Agile Practice Guide. Project Management Institute. 2017 - 756 p.
13. Tsvetkova L. Methodology of Assessing Risks to Sustainable Supply Chain of an Insurance Company / L. Tsvetkova, L. Khuzhamov, T. Yurieva, D. Karpova // International Journal of Supply Chain Management. - 2019 - N 8(3), 2019. - pp. 275-292.
14. Yescombe E. R. Public-Private Partnerships for Infrastructure. Principles of Policy and Finance. 2nd edition / E. R. Yescombe, E. Farquharson, 2018. Butterworth-Heinemann, 2018 - 548 p.
15. Yurieva T.V., Voropaeva L.N. Project Finance: Principles and Efficiency / T.V. Yurieva, L.N. Voropaeva //Project Management Development - Practice and Perspectives. Conference proceedings. Riga, 25-26 May, 2019. - Riga, University of Latvia, 2019. - pp.104-113.