Научная статья на тему 'Реализация и осуществление развития отношений в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства'

Реализация и осуществление развития отношений в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / МУНИЦИПАЛИТЕТ / СТРАХОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PRIVATE PARTNERSHIP / ENTREPRENEURSHIP / STATE / MUNICIPALITY / INSURANCE SYSTEM / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Н. В., Кондратенко З. К.

Введение . В современном времени одним из наиболее перспективных направлений развития отношений между государством, муниципалитетом регионов и предпринимательством является частное партнерство. Отсюда и появляется необходимость в анализе некоторых подходов к развитию данных отношений. Целью исследования является выявление актуальных правовых проблем государственно-частного и муниципально-частного партнерства как особого способа реализации, развития, поддержания взаимоотношений с частным бизнесом для повышения качества предоставляемых услуг. Материалы и методы . Теоретическую основу настоящей статьи составляют научные работы Кондратенко З. К., Иродовой Е. В., Ломовцева О. А., Герасименко О. А., Абдулаева Н. В., Тесленко И. Б, Панкратова А. А и других. Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативноправовые акты органов местного самоуправления, регулирующие отношения частного партнерства. В работе используются общенаучные методы познания: аналитический, диалектический, логический, исторический, а также специальные научные методы: системно-структурный, формально-юридический, толкования правовых норм. Результаты исследования, обсуждения . В статье анализируются важность частного партнерства для Российской Федерации, с основой на методику оценки эффективности проектов утвержденной Минэкономразвитием России. При значительной реализации государственно-частных и муниципально-частных проектов возникают проблемные моменты, для разрешения которых необходимо создать новый системный подход, чтобы минимизировать большие риски для предпринимательства. Заключение . Авторами делается вывод о необходимости создания выгодных условий для предпринимателей при реализации основных принципов государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Такими примерами могут служить введение особого режима налогообложения при заключении концессионного соглашения между участниками, а также построение новых страховых программ для субъектов рынка в системе страхования рисков при реализации проектной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization and implementation of development of relations in the field of state-private and public-private partnerships

Introduction. Today, one of the most promising areas of development of relations between the state, the municipality of regions and entrepreneurship is private partnership. Hence, there is a need to analyze some of the approaches to the development of these relations. The purpose of the study is to identify urgent legal problems of public-private and municipal-private partnerships as a special way to implement, develop, maintain relationships with private business to improve the quality of services provided. Materials and Methods. The theoretical basis of this article is the scientific works of Kondratenko Z.K., Irodova E.V., Lomovtsev O.A., Gerasimenko O.A., Abdulaev N.V., Teslenko I.B., Pankratov A.A. and others. The normative basis of the research is constituted by the Constitution of the Russian Federation, federal laws, decrees of the President of the Russian Federation and decrees of the Government of the Russian Federation, as well as legal acts of local governments governing private partnerships. The work uses general scientific methods of cognition: analytical, dialectic, logical, historical, as well as special scientific methods: system-structural, formal-legal, interpretation of legal norms. Results of the research, discussion. The article analyzes the importance of private partnership for the Russian Federation, based on the methodology for evaluating the effectiveness of projects approved by the Ministry of Economic Development of Russia. With the significant implementation of public-private and municipal-private projects, problematic points arise, for the resolution of which it is necessary to create a new systematic approach in order to minimize big risks for entrepreneurship. Conclusion. The authors conclude that it is necessary to create favorable conditions for entrepreneurs in implementing the basic principles of public-private or municipal-private partnership. Such examples include the introduction of a special tax regime when concluding a concession agreement between participants, as well as the construction of new insurance programs for market entities in the risk insurance system during the implementation of project work.

Текст научной работы на тему «Реализация и осуществление развития отношений в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства»

0вк

Юридические науки L a w

УДК 347.23

DOI: 10.30914/2411 -3522-2019-5-4-402-406

РЕАЛИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО И МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Н. В. Гусева, З. К. Кондратенко

Марийский государственный университет

Введение. В современном времени одним из наиболее перспективных направлений развития отношений между государством, муниципалитетом регионов и предпринимательством является частное партнерство. Отсюда и появляется необходимость в анализе некоторых подходов к развитию данных отношений. Целью исследования является выявление актуальных правовых проблем государственно-частного и муниципаль-но-частного партнерства как особого способа реализации, развития, поддержания взаимоотношений с частным бизнесом для повышения качества предоставляемых услуг. Материалы и методы. Теоретическую основу настоящей статьи составляют научные работы Кондратенко З. К., Иродовой Е. В., Ломовцева О. А., Герасименко О. А., Абдулаева Н. В., Тесленко И. Б, Панкратова А. А и других. Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие отношения частного партнерства. В работе используются общенаучные методы познания: аналитический, диалектический, логический, исторический, а также специальные научные методы: системно-структурный, формально-юридический, толкования правовых норм. Результаты исследования, обсуждения. В статье анализируются важность частного партнерства для Российской Федерации, с основой на методику оценки эффективности проектов утвержденной Минэкономразвитием России. При значительной реализации государственно-частных и муниципально-частных проектов возникают проблемные моменты, для разрешения которых необходимо создать новый системный подход, чтобы минимизировать большие риски для предпринимательства. Заключение. Авторами делается вывод о необходимости создания выгодных условий для предпринимателей при реализации основных принципов государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Такими примерами могут служить введение особого режима налогообложения при заключении концессионного соглашения между участниками, а также построение новых страховых программ для субъектов рынка в системе страхования рисков при реализации проектной работы.

Ключевые слова: частное партнерство, предпринимательство, государство, муниципалитет, страховая система, система налогообложения.

Благодарности: Публикация выполнена по Гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых учёных № 14^56.18.949-МК.

REALIZATION AND IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENT OF RELATIONS IN THE FIELD OF STATE-PRIVATE AND PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

N. V. Guseva, Z. K. Kondratenko

Марийский государственный университет

Introduction. Today, one of the most promising areas of development of relations between the state, the municipality of regions and entrepreneurship is private partnership. Hence, there is a need to analyze some of the approaches

© Гусева Н. В., Кондратенко З. К., 2019

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4

to the development of these relations. The purpose of the study is to identify urgent legal problems of public-private and municipal-private partnerships as a special way to implement, develop, maintain relationships with private business to improve the quality of services provided. Materials and Methods. The theoretical basis of this article is the scientific works of Kondratenko Z.K., Irodova E.V., Lomovtsev O.A., Gerasimenko O.A., Abdulaev N.V., Teslenko I.B., Pankratov A.A. and others. The normative basis of the research is constituted by the Constitution of the Russian Federation, federal laws, decrees of the President of the Russian Federation and decrees of the Government of the Russian Federation, as well as legal acts of local governments governing private partnerships. The work uses general scientific methods of cognition: analytical, dialectic, logical, historical, as well as special scientific methods: system-structural, formal-legal, interpretation of legal norms. Results of the research, discussion. The article analyzes the importance of private partnership for the Russian Federation, based on the methodology for evaluating the effectiveness of projects approved by the Ministry of Economic Development of Russia. With the significant implementation of public-private and municipal-private projects, problematic points arise, for the resolution of which it is necessary to create a new systematic approach in order to minimize big risks for entrepreneurship. Conclusion. The authors conclude that it is necessary to create favorable conditions for entrepreneurs in implementing the basic principles of public-private or municipal-private partnership. Such examples include the introduction of a special tax regime when concluding a concession agreement between participants, as well as the construction of new insurance programs for market entities in the risk insurance system during the implementation of project work.

Acknowledgements: The article was made under the Grant of the President of the Russian Federation for state support of young scientists No. 14.Z56.18.949-MK.

Keywords: private partnership, entrepreneurship, state, municipality, insurance system, tax system.

В современных условиях потребность в активизации развития территории регионов и создания инновационной экономики натолкнулась на проблемы, связанные с ограниченными финансовыми возможностями бюджетов всех уровней. Внебюджетный капитал для реализации проектов и прежде всего инфраструктурных и социальных может быть получен при применении результата дополнительного финансового сотрудничества. В большинстве развитых и ряде развивающихся стран механизмом, позволяющим привлекать и использовать разнообразные источники финансирования, является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Такое партнерство может быть инструментом реализации не только национальной, но и региональной и местной экономической политики, выступая в форме муниципально-частного партнерства (далее - МЧП).

Развитие ГЧП И МЧП обусловлено в первую очередь следующими факторами: изношенностью инфраструктуры и явно сформулированным запросом общества на новое качество этой инфраструктуры; недостаточностью средств федерального, регионального и местного бюджета на поддержание, эксплуатацию и обновление инфраструктурных объектов [4].

Соглашения частного партнерства строятся на создании проектной работы, которая заключает-

ся в полном ведении всех процессов по организации своевременной реализации условий концессионного договора, которые в свою очередь делятся на этапы. Так, предпроектная подготовка без участия частных партнеров может занять значительное время от всего процесса в связи с разногласиями между контрагентами, которые могут выражаться в большом объеме расходуемых средств, которые, к сожалению, государственный бюджет не всегда может позволить. Отсюда и одно из первых преимуществ частного партнерства, когда предприниматели выступают инициаторами сотрудничества, где при желании муниципалитет даже имеет возможность передать частному партнеру функции по эксплуатации объектов публичной инфраструктуры.

Соглашения между сторонами должны содержать условия, наиболее выгодные для каждой из сторон. Так, например, существует финансовый риск, который затрагивает такой эффект, как «неокупаемость», при котором государство при создании инфраструктуры особой экономической зоны не получает в последствии прибыль.

Частное партнерство в Российской Федерации имеет свои стратегические цели для развития экономической деятельности в целом. Выгодное партнерство, привлечение инвестиций играют и тактическую роль в развитии партнерских отношений.

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4

Так, взяв, к примеру, одну из наиболее нуждающихся сфер - социальную, мы можем выделить те отрасли и объекты, при которых частное партнерство на уровне местного самоуправления может взаимосвязанно действовать на благо одной цели.

Объектами поддержки в социальной среде могут являться медицинские объекты, в рамках которых оказываются услуги с высоким уровнем тарифа обязательного медицинского страхования (ОМД), объекты дошкольного образования и спортивные объекты), энергетика, транспорт (автомобильные дороги и аэропорты), коммунальная сфера (теплоснабжение, водоснабжение и во-доотведение, объекты обращения с твердыми бытовыми отходами) [2].

Развитие частного партнерства в России тормозится рядом факторов, в том числе из-за отсутствия единого подхода к оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства [6]. Однако Минэкономразвитием России утверждена методика оценки эффективности проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства1. Методика содержит требования к построению финансовой модели, оценку финансовой эффективности проекта, оценку социально-экономического эффекта от реализации проекта и определение его сравнительного преимущества. Таким образом, в России на федеральном уровне сформирован единый подход к оценке эффективности проектов ГЧП2.

Для полноценной реализации и осуществления развития отношений в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства необходимо разрешить ряд вопросов на федеральном и региональном уровнях.

Муниципальное образование выступает субъектом права как общеправовая категория, а также участвуя в различных видах отраслевых правоотношений; муниципальное образование может быть признано субъектом различных отраслей

1 Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 № 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципаль-но-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2019).

2 Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1514 «О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2019).

права [5]. В связи с тем, что муниципальное образование обладает по праву собственности публичным (муниципальным) имуществом, оно должно реализовывать правомочия собственника через органы местного самоуправления. Указанная реализация правомочий собственника возможна посредством осуществления предпринимательской деятельности, поскольку развитие данных отношений является стратегически важным и оправданным в связи с поднятием уровня развития частного бизнеса, жизнеобеспечения населения, повышением качества предоставляемых услуг. К примеру, на уровне местного самоуправления является необходимым создание регламентирующих деятельность по кооперированию и структурированию работы, а также приоритетных направлений взаимодействия с предпринимательством; создание выгодных условий реализации основных принципов соглашения, которые будут строиться на выгодных условиях от государства в области финансового сектора, а также разрешение управленческих брешей, где необходимостью рассматривается дополнительное обучение управленческого персонала в области частного партнерства и изучение новых механизмов поиска и впоследствии дальнейших действий органа местного самоуправления. Важным является определение системы местных правовых актов, которые будут направлены на развитие данной сферы и направления работы по развитию отношений, определения форм поддержки частных отношений на всех этапах реализации соглашения о ГЧП и МЧП.

Также требуется усиление взаимодействия региональных банков с администрациями региона в части государственно-частного партнерства для развития и модернизации региональной и муниципальной инфраструктуры. Объединение ресурсов и опыта администрации области и банка будет способствовать повышению качества разработки ГЧП- и МЧП-проектов [3].

В качестве поддерживающего элемента при огромных рисках, которые могут нести частные партнеры, необходимым является расширение участия субъектов страхового рынка в региональных ГЧП-проектах.

Нетрудно заметить, что все «рекордсмены» принадлежат к категории рисков, наиболее часто встречающихся именно в ГЧП- и МЧП-проектах. Частный партнер будет стремиться перераспределять риски на подрядчиков. Это приводит

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4

к возникновению многоуровневой системы страхования рисков [7].

Создание многоуровневой схемы страхования, которая будет включать общие риски по реализации, строительно-монтажные и прочие виды рисков и будет заключаться основная сложность для страховщиков при участии в ГЧП- и МЧП-парт-нерстве. Действительно, любой ГЧП- и МЧП-проект необходимо рассматривать комплексно: с точки зрения непрерывности страхования (строительно-монтажное страхование, расширение покрытия на поздний ввод объекта в эксплуатацию по причине материального ущерба, страхование операционной стадии реализации проекта, покрытие гражданской ответственности перед третьими лицами и т.д.) и с точки зрения сторон, вовлеченных в проект, чьи интересы и риски должны быть учтены (банки, инвесторы, подрядчики, концессионеры, концедент, субъект Федерации и т. д.). Страховщиков в проектах ГЧП и МЧП может привлечь масштабность, долгосроч-ность, имиджевый характер, возможности для построения сложных страховых программ [1].

При взаимоотношениях частного партнерства предполагается определить особый режим налогообложения, в том числе и определить обязательства для каждой из сторон по соблюдению сохранения того налогового режима, который был определен при заключении концессионного соглашения с целью сохранения условий гарантии.

Так, планируется прописать в ч. 4.1 ст. 5 Налогового кодекса, что положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие

для налогоплательщиков-концессионеров и частных партнеров по соглашениям о ГЧП или о муниципально-частном партнерстве налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки их уплаты и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением концессионного соглашения, соглашения о ГЧП или МЧП, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат: даты окончания срока действия концессионного соглашения, соглашения о ГЧП, соглашения о МЧП; даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения концессионного соглашения, соглашения о ГЧП или МЧП1. Отсюда можно заявить о том, что при введении данных норм в законодательство будет реализовано условие об обеспечении гарантии защиты инвесторов при проведении соглашения, а в дальнейшем и реализации проектов частного партнерства.

Таким образом, в условиях кризисной ситуации в современном государстве соглашение является одним из эффективных правовых механизмов по созданию крупнейших структур с государственным или муниципальным партнером, которое обеспечивает привлечение как денежных средств, так и новых, но при этом отработанных проверенных технологий от инвесторов, имеющих опыт работы на производстве.

Литература

1. Абдулаев Н.В., Тесленко И.Б., Мазилина Л.И. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в России // Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации: монография. Новосибирск, 2017. С. 83.

2. Иродова Е.В. Понятие и сущность государственно-частного партнерства. // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. Ивановский государственный университет. № 11 (27). 2016. С. 25-32.

3. Киреева А.В. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. Серия Инновационная экономика. Бюджет. М. : Изд. дом Дело РАНХиГС, 2012.

4. Кондратенко З.К. К вопросу о существенных условиях концессионного соглашения // Евразийский юридический журнал. 2018. № 11 (126).

5. Кондратенко З.К. Особенности правового статуса муниципального образования как субъекта хозяйственной деятельности. // Аграрное и земельное право. 2018. № 8 (164).

6. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. Тенденции развития общественной инфраструктуры и механизмов государственно-частного партнерства в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: экономика, информатика. 2016. № 23.

1 Концессионерам и частным партнерам могут снизить налоговую нагрузку по НДС. URL: http://www.garant.ru/news/1192471/ (дата обращения: 31.03.2019).

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4

7. Панкратов А.А. Страхование в системе управления рисками при реализации проектов ГЧП // Страховое дело. 2014. № 5. С. 31-35.

References

1. Abdulaev N.V., Teslenko I.B., Mazilina L.I. Problemy i perspektivy razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii [Problems and prospects for the development of public-private partnerships in Russia]. Innovatsionnyi potentsial natsional'noi ekonomiki: prioritetnye napravleniya realizatsii = Innovative potential of the national economy: priority areas of implementation: monograph, Novosibirsk, 2017, p. 83. (In Russ.).

2. Irodova E.V. Ponyatie i sushchnost' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva = The concept and essence of public-private partnership. Mnogourovnevoe obshhestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki = Multilevel social reproduction: theory and practice, Ivanovo State University, 2016, no. 11 (27), pp. 25-32. (In Russ.).

3. Kireeva A.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument podderzhki innovatsii [Public-private partnerships as an instrument to support innovation]. Seriya Innovatsionnaya ekonomika. Byudzhet. Moscow, Publ. House Delo RANHiGS, 2012, p. 148. (In Russ.).

4. Kondratenko Z.K. K voprosu o sushchestvennykh usloviyakh kontsessionnogo soglasheniya [To the question of the material terms of the concession agreement]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2018, no. 11 (126), p. 147. (In Russ.).

5. Kondratenko Z.K. Osobennosti pravovogo statusa munitsipal'nogo obrazovaniya kak sub'ekta khozyaistvennoi deyatel'nosti [Features of the legal status of a municipality as a business entity]. Agrarnoe i zemel'noeparvo = Agrarian and land law, 2018, no. 8 (164), p. 115. (In Russ.).

6. Lomovtseva O.A., Gerasimenko O.A. Tendentsii razvitiya obshchestvennoi infrastruktury i mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii [Trends in public infrastructure and public-private partnership mechanisms in Russia]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ekonomika, informatika = Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Economics, Information Technologies, 2016, no. 23, p. 43. (In Russ.).

7. Pankratov A.A. Strakhovanie v sisteme upravleniya riskami pri realizatsii proektov GChP [Insurance in the risk management system for the implementation of SPP projects]. Strakhovoe delo = Insurance business, 2014, no.5, pp. 31-35. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 17.10.2019 г.; принята к публикации 8.12.2019 г.

Submitted 17.10.2019; revised 8.12.2019.

Все вторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript

Для цитирования:

Гусева Н.В., Кондратенко З.К. Реализация и осуществление развития отношений в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 402-406. Б01: 10.30914/2411 -3 522-2019-5-4-402-406

Об авторах

Гусева Наталья Вячеславовна

магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, natalieguseva@inbox.ru

Кондратенко Зарина Камилевна

кандидат юридических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, mati07@rambler.ru

Citation for an article:

Guseva N.V., Kondratenko Z.K. Realization and implementation of development of relations in the field of state-private and public-private partnerships. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4, pp. 402-406. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-4402-406 (In Russ.).

About the authors Natalia V. Guseva

Undergraduate, Mari State University, Yoshkar-Ola, natalieguseva@inbox.ru

Zarina K. Kondratenko

Ph. D. (Law), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, mati07@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.