Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы развития городского пассажирского транспорта'

Современное состояние и проблемы развития городского пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильющенко И. Г.

В статье проведен анализ ситуации сложившейся на рынке городских пассажирских перевозок и выполнена оценка условий, в которых работают транспортные предприятия. В соответствии с чем, обобщены основные направления, по которым проводится совершенствование организации городских пассажирских перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CITY PASSENGER TRANSPORT

In the article the analysis of a situation developed on the market of city passenger transportations is carried out and the estimation of conditions in which transport agencies work is made. According to what, the basic directions are generalized on which perfection of the organization of city passenger transportations is carried out.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы развития городского пассажирского транспорта»

что рейтинги Рейтингового агентства «Эксперт РА» и ЦЭА «Интерфакс» базируются только на размерах деятельности и финансовой устойчивости, а интегральная оценка страховых компаний дополнительно включает ценовую политику и удобство работы. Это делает для страхователя использование предложенного метода предпочтительным.

THE ESTIMATION OF INSURERS AS THE LOGISTIC PARTNERS

O. L. Domnina, V. V, Zverov

On organizing different logistic projects (organization of carriage, terminal treatment, delivery ofproducts, etc.) there is a demand for the risk insurance and the solution of the problem connected with the choice of insurance companies. The estimation method of the insurers as the logistic partners is given in the article.

УДК 656.072

И. Г. Ильющенко, ведущий специалист, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

В статье проведен анализ ситуации сложившейся на рынке городских пассажирских перевозок и выполнена оценка условий, в которых работают транспортные предприятия. В соответствии с чем, обобщены основные направления, по которым проводится совершенствование организации городских пассажирских перевозок.

Проблемы транспортного обслуживания населения существуют в любом городе, но особенно острый характер они носят в крупных городах. Ежедневная необходимость перевозки десятков или даже сотен тысяч людей к местам службы, работы или учебы, а затем доставка их назад к спальным корпусам, приводит к чрезвычайно тяжелой, напряженной транспортной ситуации. Так, например, в Нижнем Новгороде ежедневно перевозится порядка 850 тыс. человек, причем основная масса пассажиров перевозится в ограниченный период времени, что приводит к скоплению пассажиров на остановках и переполненности транспорта. Нехватка подвижного состава, особенно у автопредприятий, большая изношенность транспортных средств, а также проблема отставания развития транспортной инфраструктуры - все это значительно снижает уровень обслуживания населения, вызывает нарекания и недовольство.

Каковы современные условия функционирования пассажирского транспорта особенно в сфере внутригородского пассажирского транспорта? Это, прежде всего большое количество частных предпринимателей, это рост тарифов, это качество обслуживания пассажиров, это высокая степень износа подвижного состава транспортных предприятий, это снижение эффективности их работы и т. д. Если эти тенденции будут увеличиваться и в перспективе, то вероятнее всего существующие проблемы будут продолжать углубляться. Остановимся более подробно на некоторых из них.

1. Наличие большого количества частных предпринимателей на городском рынке транспортных услуг, показывает наличие существующей ниши, которую не может освоить муниципальный транспорт, но где частный предприниматель может получить максимальный экономический эффект. Частные предприниматели в погоне за прибы-

-:Ю. как правило, ставят свои транспортные средства не на те линии, где большой -ассажиропоток, а там где они могут получить максимальную прибыль.

На территории города Нижнего Новгорода в настоящее время работает более 500 четных предпринимателей занимающихся пассажирскими перевозками и точно не : тфеделенное количество перевозчиков официально не прошедших государственную гггистрацию. По некоторым оценкам количество не зарегистрированных перевозчиков может достигать 40 % от общей численности частных предпринимателей. Доля —анспортного обслуживания населения частными перевозчиками в Нижнем Новгороде составляет более 15 % или 140,0 млн. чел. в год. По данным статистической от-=етности за 9 месяцев 2004 года уже перевезено частными перевозчиками около II0,0 млн. чел., что составляет примерно 25 % всех городских перевозок. В Казани ззтотранспортом частных предпринимателей перевозится около 12 % всех пассажиров.

Исходя из этих данных получается, что в Нижнем Новгороде, теневой экономикой по самым скромным подсчетам, осуществляется перевозка более 18 млн. чел. в год. Ориентировочно от налогообложения уводится порядка более 112 млн. рублей.

Занявшие свободную нишу частные предприниматели стараются ради получения максимальной прибыли использовать имеющиеся в их распоряжение трудовые и материальные ресурсы с полной отдачей и в ряде случаев закрывают глаза на различные нарушения.

Транспортная инспекция Нижнего Новгорода сделала 150 проверок в 2001 году, проверив в общей сложности 3000 автобусов, и в работе 1500 автобусов были выявлены нарушения правил перевозки пассажиров. Проверки проведенные в 2003 году показали, что ситуация сложившиеся на рынке городских пассажирских услуг осталась практически на том же уровне. В результате этих проверок транспортная инспекция выявила следующие нарушения:

- не выполняются правила перевозок, лицензирования и других условий транспортного законодательства;

- не обеспечивается безопасность движения (водители здесь работают по 12-16 часов в сутки и наблюдаются случаи работы на неисправных автобусах);

- несоблюдение зоны действия лицензий;

- работа без лицензии;

- несоблюдение экологических требований;

- несоблюдение прав потребителей.

Подавляющее большинство нарушений выявленных транспортной инспекцией по Нижегородской области приходится на долю Нижегородских автопредприятий и частных предпринимателей (примерно 93,5 %). Наибольшее распространение получили нарушения связанные с процедурой лицензирования, работой без лицензии и нарушения безопасности движения или перевозки пассажиров, общая доля которых составляет 96,8 %. Оставшиеся 3,2 % нарушений приходятся на нарушения связанные с нарушением экологических требований, прав потребителей и зоны действия лицензии. Общая картина нарушений выявленных транспортной инспекцией представлена на рис. 1.

2. Высокая степень физического и морального износа подвижного состава предприятий городского пассажирского транспорта оказывает негативное влияние не только на эффективность их работы, но и на качество и комфорт транспортного обслуживания населения, безопасность перевозки пассажиров, а также, на уровень загрязнения окружающей среды. Данные проблемы характерны для всех федеральных и муниципальных предприятий транспортного комплекса, дальнейшие их развитие значительно снизит уровень их конкурентоспособности. Износ автобусного парка у

ГУЛ НО «Объединение Нижегородпассажиравтотранс» составляет порядка 75-100 %, причем полностью самортизировано 1708 автобусов, что составляет 53 % от общего их количества, здесь речь идет об автобусах большой и средней пассажировместимо-сти. Износ трамвайного и троллейбусного парка МУП «Нижегородэлектротранс» составляет соответственно 87,9 % и 72,3 %.

□ несоблюдение прав потребителей

□ не выполняются правила перевок

□ несоблюдение экологических требований

□ не обеспечивается безопасность движения

□ несоблюдение зоны действия лицензии

Рис. 1. Характерные нарушения, выявленные транспортной инспекцией в ходе проверок по Нижегородской области

3. Снижение эффективности работы муниципальных предприятий занятых в сфере городских пассажирских перевозок рядом объективных причин. Прежде всего, это положение определяется длительным спадом экономики страны, вызвавшее в свою очередь сокращение объемов перевозок и платежеспособности населения. В соответствие с данными статистической отчетности общий спад объемов перевозки пассажиров городским транспортом в 1999-2001 гг. составил порядка 7 % ежегодно. Далее ситуация улучшается в 2001-2002 гг. спад составляет уже 4,5 %, а в 2002-2003 гг. становится 2,2 %.

Таблица

Динамика перевозок пассажиров в г. Нижнем Новгороде

Виды транспорта Объем перевозки пассажиров по годам (млн. чел)

2000 2001 2002 2003 2004*

1. Наземный электротранспорт 301,3 508,8 489,0 511,8 468,1

2. Метрополитен 194,6 49,7 47,5 48,3 35,1

3. Автотранспорт 560,5 426,6 404,6 360Д 359,7

в т. ч.: ГУЛ НО «Объединение Нижегородпассажиравтотранс» 426,0 306,6 255,1 216,0 149,6

Частные перевозчики 134,5 120,0 149,5 144Д 210,1

Всего: 1056,4 985,1 941,1 920,3 862,9

* Данные по 2004 году приведены за 9 месяцев.

Достаточно стабильная ситуация сложилась на рынке городского электротранс-д.с.1 где колебания объемов перевозимых пассажиров объясняются изменением -; кмости проезда. Общее сокращение объемов перевозок происходит за счет сокращения автомобильных перевозок. Причем, как видно из табл., работа ГУП НО «Объе-явение Нижегородпассажиравтотранс» характеризуется постоянным спадом объе-■: н перевозок, в то время как доля предоставляемых услуг, частными перевозчиками шг- улонно растет. Так, если в 2001 году объем перевозок пассажиров государствен-

- [и автобусами по сравнению с частными превышала в 2,5 раза, то за 9 месяцев 2X4 года объем частных перевозок превысил государственные почти на 40 %. Динамита перевозки пассажиров по видам городского пассажирского транспорта пред-

¿злена в табл.

Прогрессирующие физическое и моральное старение парка транспортных средств ^.ао увеличивает текущие затраты на его эксплуатацию, в тоже время высокая стои-■хть новых транспортных средств не позволяет транспортным предприятиям осуще-сзаггь их замену самостоятельно.

Источниками финансирования капитальных вложений в транспортный комплекс ^-;дня являются средства областного и местного бюджетов, а также собственные .тслства предприятий. Тем не менее, этих средств явно не достаточно и для осуществления необходимой замены подвижного состава требуются сторонние инвесторы.

4. Качественное обслуживание пассажиров предусматривает, прежде всего, компетентность, обходительность, доверительность персонала, знание и понимание нужд иэтребителей и т. д. Данные показатели относятся к группе коммуникативных пара-

- гтров, должное внимание которым уделяет только метрополитен, а на других видах -:ссдского пассажирского транспорта к параметрам этой группы относятся «про-оадно».

Снижение качества транспортного обслуживания населения, несмотря на рост

- :дзижности транспортных средств, вызвано разными факторами. В связи с высокой епенью износа подвижного состава предприятий городского пассажирского транс-

эоста, они не могут обеспечить необходимый уровень комфорта и в полной мере довлетворить транспортные потребности населения. При этом на линию выпускают-: с автобусы малой вместимости, работающие в режиме маршрутного такси.

5. Большое количество льготных категорий граждан имеющих право на бесплат--ли проезд, практически не обеспечено со стороны органов федеральной власти. Так, залример, на 1 января 2002 года существовало 63 категории льготников. В Нижегородской области 2,2 млн. человек имеют льготы на поездки в городском пассажир-асом транспорте, правда, с 1 июля 2002 года права бесплатного проезда лишаются • эенные и милиция. Динамика роста числа льготных категорий пассажиров на обще-;-венном транспорте показывает, что наиболее значительные изменения числа льгот-езхов проводились с 1990 по 1997 гг. Численность льготных категорий пассажиров в IЭ97 г. составляла 53 %, а к 2002 г. увеличилась до 60 %.

На данный момент времени основная тяжесть обслуживания льготных категорий ггссажиров ложится на городской электротранспорт, тогда как автомобильный -занспорт в основном перешел работать в режим маршрутного такси, где сохраняется книмальное количество льгот. Выпуск на линию автобусов большой вместимости х лествляет только ГУП НО «Объединение Нижегородпассажиравтотранс» и имен--э эти автобусы используются как «социальные».

Данные статистической отчетности показывают катастрофическое положение "эедприятий МУП «Нижегородэлектротранс» и МУП «Нижегородский метрополи--ен в плане перевозимого ими количества льготных пассажиров. Так, например,

только 20 % пассажиров оплачивает свой проезд, воспользовавшись услугами Нижегородскими трамваями и троллейбусами. Положение метрополитена несколько лучше, свой проезд оплачивает около 37 % пассажиров. Таким образом, количество бесплатно перевозимых пассажиров приблизительно составляет 430,0 млн. чел.

□ Льготные пассажиры □ Платные пассажиры

Рис. 2. Характеристика перевозки пассажиров в г. Нижнем Новгороде наземным городским электротранспортом (миллионов человек)

0 10 20 30 40

□ Льготные пассажиры II Платные пассажиры

Рис. 3. Характеристика перевозки пассажиров в г. Нижнем Новгороде метрополитеном (миллионов человек)

Ожидаемая с 1 января 2005 года отмена льгот, на бесплатный проезд, и замена их компенсацией, должна дать транспортным организациям дополнительную выручку, т. к. существующее сейчас количество льготников негативно сказывается на экономических показателях работы транспортных предприятий. В связи с отменой существующих льгот дополнительный доход предприятий городского пассажирского транспорта должен составить около 2,15 млрд. рублей.

В связи с наличием такого широкого спектра проблем возникает необходимость совершенствования организационно-экономического механизма управления городским пассажирским транспортом. Конечным результатом совершенсгвования должно быть достижение безубыточности работы транспортных пассажирских предприятий

(как минимум, сокращение числа убыточных предприятий) и улучшение транспортного обслуживания населения.

Решение существующих проблем осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Этими вопросами в регионах занимаются на уровне городской и областной (или республиканской) администрации которые определяют цели, ставят задачи, выявляют возможные варианты решения существующих проблем, разрабатывают планы, выполняют общую координацию и контроль за ходом выполнения работ.

В предстоящий период работа по совершенствованию организации пассажирских перевозок будет проводиться по следующим направлениям:

- движение всех видов наземного общественного транспорта постепенно будет осуществляться под контролем Центральной диспетчерской службы;

- необходимо упорядочить и поставить под контроль движение по городу автобусов пригородных маршрутов;

- будет выполнено реконструкция ряда имеющихся и строительство новых разворотных площадок для переноса в них конечных остановок автобусов с перегруженных мест;

- будет осуществлена поэтапная замена автобусов малой вместимости на большие автобусы;

- совместно с Управлением по безопасности дорожного движения, транспортной инспекцией и другими надзорными ведомствами необходимо усилить контроль за безопасностью работы транспорта, за выполнением перевозчиками лицензионных обязательств, за техническим состоянием транспортных средств и т. д.

Выполнение этих планов должно решить хотя бы часть существующих проблем или снизить их негативное влияние на рынок городских пассажирских перевозок, что должно повысить уровень эффективности работы транспортных предприятий и качество транспортного обслуживания населения.

Список литературы

[1] Андрианов Ю.С. Особенности и проблемы развития городского пассажирского транспорта в г. Йошкар-Оле // Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья». - Ч. 2. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003.-С. 6-8.

[2] Белянин В.В. Анализ динамики развития рынка транспортных услуг // Вестник ВГАВТ. -Вып. 6. - Экономика и управление. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003. - С. 15-22.

[3] Булганина C.B., Цверов В.В. Транспортная инспекция, как источник информации о рынке транспортных услуг // Вестник ВГАВТ. - Вып. 6. - Экономика и управление. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003. - С. 28-32.

[4] Жмачинский В.И. Корпоративное управление территориально-транспортными комплексами (ТТК) // Вестник ВГАВТ. - Вып. б. - Экономика и управление. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003. - С. 77-86.

[5] Ильюшенко И.Г. Организационно-экономические основы системы управления транспортным комплексом (на примере городского пассажирского транспорта) // Диссертация на соискании ученой степени кандидата экономических наук - Н. Новгород: ВГАВТ, 2004. - 166 с.

[6] Смирнова Н.В. Информационные ресурсы анализа проблем городского пассажирского транспорта // Материалы научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и специалистов «ТРАНСПОРТ - XXI ВЕК». Часть 1. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003. - С. 178-181.

[7] Чернов П.П., Зюзин В.Л., Никитин A.A. Транспортный комплекс Республики Татарстан. -Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2004. - 60 с.

[8] Митенков А.Ф. Управление экономическими рисками автотранспортного предприятия // Обобщающий доклад на соискание ученой степени доктора транспорта. - Н. Новгород: ВВРО PAT, 2004. - 48 с.

MODERN CONDITION AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CITY PASSENGER TRANSPORT

I. G. Iljushchsnko

In the article the analysis of a situation developed on the market of city passenger transportations is carried out and the estimation of conditions in which transport agencies work is made. According to what, the basic directions are generalized on which perfection of the organization of city passenger transportations is carried out.

УДК 332.1(470.341)

О. В. Каплина, экономист, ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области. 603008, Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 26.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПОЛЯРИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье автором рассматривается инструментарий проведения анализа условий социально-экономического развития территорий, исследуются организационные и информационные аспекты решения проблемы.

Неравномерность социально-экономического развития административно-территориальных образований представляет собой один из наиболее актуальных вопросов разработки экономической политики для большинства стран. В России выравнивание уровней экономического развития и исправление социально-экономической асимметрии является задачей государственной региональной политики, чему способствует разработка программ развития регионов в плане максимального учета местных особенностей и стимулирования эффективных преобразований на муниципальном уровне.

Наличие в региональном развитии тесной зависимости, в том числе и финансовой, между социальной и экономической сферами производства, указывает на необходимость поиска социальных и экономических причин региональной асимметрии. По мнению автора [1], социально-экономическая асимметрия - это устойчивые во времени и в пространстве отклонения в условиях и результатах развития экономических объектов в регионах относительно законодательно или нормативно (или определенных расчетным путем и имеющих научное обоснование) установленной системы социальных стандартов и уровня экономического развития регионов, сокращение которых обеспечивает выравнивание условий для более полной реализации конституционных прав граждан в удовлетворении социальных потребностей, а в долгосрочном плане способствует развитию России в целом.

Для придания данному определению некоторой математической точности можно использовать понятие эффективности по Парето. В случае выполнения условий Паре-то - эффективности, социально-экономическая асимметрия - это такое состояние региональных систем, когда принятие решения по перераспределению доходов между регионами с целью ликвидации "социально-экономических диспропорций" между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.