Научная статья на тему 'Оценка качества услуг пассажирского транспорта (на примере Нижнего Новгорода)'

Оценка качества услуг пассажирского транспорта (на примере Нижнего Новгорода) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильющенко И. Г.

В статье проводится анализ требований предъявляемых к качеству пассажирских перевозок. Формируются параметры позволяющие провести оценку качества работы пассажирского транспорта. Проводится оценка качества работы городского пассажирского транспорта города Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF SERVICE QUALITY OF PASSENGER TRANSPORT (ON AN EXAMPLE OF NIZHNIY NOVGOROD)

The analysis of the requirements of passenger transportation is carried out in the article. Parameters allowing to make a quality estimation of work of passenger transport are formed. The quality estimation of work of city passenger transport of Nizhniy Novgorod is made.

Текст научной работы на тему «Оценка качества услуг пассажирского транспорта (на примере Нижнего Новгорода)»

Анализ рисков, оказывающих наибольшее влияние на деятельность российских судоходных компаний, позволяет сделать следующие выводы:

1. Для Российской Федерации характерен более высокий уровень риска, по сравнению со странами, имеющими сложившуюся рыночную систему. Особенно большое влияние на российские судоходные компании оказывают политические, правовые, отраслевые, естественные, финансовые, производственные.

2. Управление рисками, для российских судоходных компаний, сводится в основном к следующим мероприятиям: увеличение расходов, связанных со страхованием; увеличение издержек на содержание аппарата управления, способного своевременно реагировать на изменение ситуации; сокращение или отказ от заключения договоров на перевозку грузов в зоны военных конфликтов и прилегающие к ним зоны.

3. Степень влияния рисков на конечный результат деятельности российский судоходных компаний является незначительной, так как она существенно снижается за счет выполняемых мероприятий связанных с управлением рисками.

Список литературы

[1] Багов, В. П. Методика оценки эффективности стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам / В. П. Багов, В. С. Ступаков, Г. С. Токарснко // Финансы - № 11. — 2000-С. 59-61.

[2] Баканов, М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с.

[31 Глушенко, В. В. Финансы, финансовая политика, финансовый маркетинг, финансовый менеджмент, ценные бумаги, страхование / В. В. Глушенко, И. И. Глушенко. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ Крылья, 1998. - 425 с.

[4] Жмачинский, В. И. Антикризисное управление: Учебно-методическое пособие / В. И. Жма-чинский, И. Г. Ильюшенко, В. П. Шаронова. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2006. - 120 с.

THE ANALYSIS OF RISKS AND DEGREE OF THEIR INFLUENCE ON THE WORK OF RUSSIAN NAVIGABLE COMPANIES

I. G. Iljuschenko

The classification of kinds of risks from the point of view of their source is made in the article and degree of their influence on the work of Russian navigable companies is defined.

УДК 651.1.072 (043.3)

И. Г. Ильюшенко, к. э. п., старший преподаватель, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА)

В статье проводится анализ требований предъявляемых к качеству пассажирских перевозок. Формируются параметры позволяющие провести оценку качества работы пассажирского транспорта. Проводится оценка качества работы городского пассажирского транспорта города Нижнего Новгорода.

При разработке транспортной политике большинство стран Европы одной из основных задач считается совершенствование функционирования пассажирского транспорта, прежде всего за счет развития интермодальных пассажирских перевозок и общего повышения качества удовлетворения потребностей населения в перевозках. Такой подход применяется, прежде всего, в рамках единой транспортной политике Европейского Союза, который изложен в «Белой книге: Европейская транспортная политика на период до 2010 года - время решать» [1].

Так, например, развитие интермодальности пассажирских перевозок связывается прежде всего с улучшением условий поездок, облегчением пересадок с одного вида транспорта на другой, улучшением информированности пассажиров и организации продажи билетов. Кроме того, пассажирский транспорт играет важную социальную роль и соответственно служит общественным интересам. Среди основных функций пассажирского транспорта имеющих социальное значение является обеспечение частоты движения и соблюдение расписания, наличие свободных мест, льготные тарифы для определенных категорий пользователей и т. д.

Помимо разработки единой транспортной политики Европейского Союза, отдельные государства его члены самостоятельно разрабатывают свою транспортную политику, в рамках которой ставятся основные задачи функционирования транспортного комплекса страны и существующие пути решения поставленных задач. Так, например, основные направления транспортной политики Нидерландов на период до 2020 года сформулировгны в Национальном Плане, основными разделами которого являются: видение решения проблем мобильности и транспорта, доступность, безопасность движения, качество жизни, технологии, финансовые аспекты и эффективность новой политики [2].

В Соединенных Штатах Америки основным плановым документом является Долгосрочная концепция развития США в XXI веке, в котором сформулирована Миссия Департамента транспорта США. На основе Концепции разработан Стратегический план развития транспорта, где определяются стратегические приоритеты развития транспортной системы.

Основным инструментом реализации транспортной политики являются программы развития транспортной системы. В настоящее время в США реализуются три основные программы в области развития транспортной системы:

1. Программа экономического развития.

2. Программа в социальной сфере и охрана окружающей среды.

3. Программа мобильности.

Проведенный анализ транспортной политики Европейского союза и Соединенных Штатов Америки позволяет сформулировать основные требования, которые предъявляются к качеству услуг городского пассажирского транспорта в индустриально развитых странах:

1. Улучшением условий поездок (то есть комфорт, имидж, атмосфера).

2. Облегчением пересадок с одного вида транспорта на другой.

3. Улучшением информированности пассажиров.

4. Организация комплексной (то есть на все виды транспорта, участвующие в перевозке) продажи билетов.

5. Соблюдение расписания и частоты движения транспортных средств.

6. Наличие льготных тарифов для определенных категорий пользователей.

7. Повышения физической доступности транспортных средств для всех категорий пользователей.

8. Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности движения для пользователей транспортных средств.

9. Интеграция общественного транспорта в городское планирование.

10. Сокращение времени перемещения для пользователей транспортных средств.

11. Сокращение транспортных расходов для пользователей транспортных средств.

В Российской Федерации существуют различные подходы к оценке качества транспортных услуг. Наиболее реалистичный подход к оценке качества пассажирских перевозок предлагает И. Б. Воробьева, для чего предлагается использовать следующие параметры:

1. Тариф (стоимость перевозки).

2. Надежность, предполагает проводить оценку по трем параметрам: своевременность оказания услуг, имидж предприятия их оказывающего, совместимости различных видов транспорта (с точки зрения их маршрутной сечи, времени работы и т. д.) и безопасности перевозок.

3. Г ибкость, предполагает готовность транспортного предприятия выполнять вносимые клиентом предложения по работе и обслуживанию. Этот параметр отражает способность системы доставки к быстрой и адекватной реакции на меняющиеся условия перевозок. Гибкость включает в себя следующие показатели: готовность к изменению условий перевозок, возможность предоставления различных уровней обслуживания, готовность к изменению условий платежа, например предоставление пассажирам кредита, скидок и т. п.

4. Комплексность, предполагает прямую зависимость между широтой ассортимента предлагаемых услуг и уровнем качества обслуживания, то есть чем шире ассортимент предлагаемых услуг, тем выше уровень качества обслуживания.

5. Информативность определяется способностью системы транспортного обслуживания предоставлять пассажирам в любой момент времени информацию о тарифах, условиях доставки и о месте нахождения в процессе поездки.

6. Доступность транспортной услуги. При изучении этой группы показателей основное внимание уделяется, во-первых, удобству обслуживания потребителей (например, удобство расположения пунктов посадки/высадки пассажиров) и во-вторых готовность транспортного предприятия к перевозке [3].

Такой подход к оценке качества пассажирских перевозок учитывает многие параметры, но учет некоторых из них имеет второстепенное значение, то есть учет этих параметров важен для предприятия-перевозчика, а не для пассажира. Так, например, параметр «гибкость» в значении указанном выше для потребителя транспортной услуги не играет большой роли, так как ему важно, чтобы услуга была оказана в нужное время и в требуемом объеме, а готовность предприятия дело второстепенное. Параметр «комплексность» также имеет второстепенное значение для потребителя, так как широкий ассортимент услуг транспортного предприятия может не содержать услуги необходимей потребителю в данный момент времени, что перевесит знание клиента о других услугах предприятия не нужных ему сейчас.

Следующий перечень показателей качества услуг являющихся, по их мнению, универсальным и соответственно применяемым ко всем видам услуг составили А. Парасураман, В. Зейтамль и Л. Берри. Этот список состоит из следующих критериев:

1. Доступность: услугу легко получить в удобном месте, в удобное время, без излишнего ожидания ее предоставления.

2. Коммуникабельность: описание услуги выполнено на языке клиента и является точным.

3. Компетентность: обслуживающий персонал обладает требуемыми навыками и знаниями.

4. Обходительность: персонал приветлив, уважителен и заботлив.

5. Доверительность: на компанию и ее служащих можно положиться, так как они действительно стремятся удовлетворить любые запросы клиентов.

6. Надежность: услуги предоставляются аккуратно и на стабильном уровне.

7. Отзывчивость: служащие отзывчивы и творчески подходят к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов.

8. Безопасность: предоставляемые услуги не несут с собой никакой опасности или риска и не дают повода для каких-либо сомнений.

9. Осязаемость: осязаемые компоненты услуги верно отражают ее качество.

10. Понимание/знание клиента: служащие стараются как можно лучше понять нужды клиента и каждому из них уделяют внимание [4].

Такая подборка параметров тоже имеет недостатки, так при этом подходе полностью не учитываются экономические вопросы, прежде всего стоимость перевозки и возможность использования пассажирами различных социальных льгот.

Анализ показателей позволяющих провести оценку качества работы пассажирского транспорта позволяет нам сформулировать направления, по которым можно охарактеризовать качество услуг пассажирского транспорта (рис.), а именно:

1. Параметры доступности услуг.

2. Параметры стабильности и четкости обслуживания.

3. Экономические параметры.

4. Коммуникативные параметры.

Проведем анализ работы пассажирских транспортных предприятий г. Нижнего Новгорода, с точки зрения, качества предоставляемых услуг, по предложенным параметрам.

1. Параметры доступности услуг

Анализ территориальной доступности и рациональности транспортной сети Нижнего Новгорода показывает, что наиболее широкий охват территории города имеет автомобильный транспорт. На сегодняшний день в городе пассажирский автомобильный транспорт работает более чем на 150 маршрутах. Данным видом транспорта можно добраться практически в любую часть Нижнего Новгорода.

Вместе с тем, вряд ли можно считат-ь автотранспортные пассажирские маршруты оптимальными. На наш взгляд, их количество чрезмерно в центральной части города, особенно на улицах, имеющих ограниченную пропускную способность, например, на улице Б. Покровская от площади Горького до площади Лядова, на улице Горького, на Окском съезде, на пл. Минина и улицах, ведущих к ней, в районах практически всех рынков и т. п.

На втором месте по охвату территории Нижнего Новгорода находится троллейбусный транспорт (более 20 маршрутов). Он особенно эффективен при работе на маршрутах большой протяженности, которые соединяют два, а в ряде случаев и три района. Единственным районом, который имеет незначительное число троллейбусных маршрутов (один постоянный - № 18 и один, работающий в часы «пик», - № 23), является Ленинский. В то же время в самом крупном районе - Автозаводском - налицо определенное дублирование троллейбусных маршрутов, расположенных в районе ул. Минеева и ул. Патриотов.

Троллейбусные маршруты более целенаправленны на освоение «спальных» микрорайонов. Однако нет ни одного маршрута, соединяющего две части города: заречную и нагорную. Такое положение достаточно странно, поскольку именно электротранспорт с технической точки зрения является наиболее эффективным видом транспорта при работе в условиях значительного перепада высот на протяжении всего маршрута. Например, в Саратове именно троллейбус соединяет через мост (3 км) два берега (Саратов - Энгельс), имея огромный пассажиропоток.

Параметры качества услуг пассажирского транспорта

Рис. Параметры качества услуг пассажирского транспорта

Трамвайные маршруты Нижнего Новгорода имеют достаточно густую сеть в центральной части города и в местах старой застройки; это связано с доставкой работников на такие крупные предприятия, как Автозавод и завод «Красное Сормово». Однако «спальные» микрорайоны на сегодняшний день практически не охвачены этим видом транспорта, что создает определенные проблемы для его дальнейшего развития. Вместе с тем, популярность этого вида транспорта в Нижнем Новгороде обуславливается в первую очередь возможностью переехать из нижней части города в верхнюю и обратно.

Метрополитен в городе Нижний Новгород создавался как средство доставки работников на крупные предприятия, поэтому его схема во многом копирует трамвайные маршруты. Не случайно авторы проекта по строительству метромоста через реку Оку заявляют, что метрополитен станет прибыльным лишь при соединении двух чаЬтей города: верхней и нижней. Очевидно, что за метрополитеном будущее, хотя на сегодняшний день с учетом низких темпов его дальнейшего развития этот вид транспорта не обеспечивает значительный вклад в транспортное обслуживание жителей города и их гостей.

2. Параметры стабильности и четкости обслуживания

С точки зрения комплекса этих параметров, вне конкуренции находится метрополитен. На второе место можно поставить наземный электротранспорт, хотя, нельзя

сказать, что его работа была безукоризненна. На нарушение расписания работы трамваев и троллейбусов оказало сильное влияние износ транспортных средств городские пробки связанные, прежде всего с пропускной способностью транспортной инфраструктуры, авариями, сбоями в подачи электроэнергии и т. д.

Муниципальные автобусы города также работали с нарушением расписания, что объясняется высоким уровнем износа транспортных средств и городскими пробками. Такое положение вещей, а также тот факт, что коммерческие маршруты, как правило, работают наименьшее количество часов в течение светового дня, показывают, что с точки зрения параметров стабильности и четкости обслуживания автобусные перевозки являются наименее качественными.

3. Экономические параметры

В городе Нижний Новгород стоимость проезда во всех видах общественного транспорта практически одинакова и составляет, по данным на 1 июля 2007 года, от 7 до 10 рублей с человека. Вместе с тем возможности различных видов транспорта с точки зрения установления платы за проезд неравнозначны.

Это, прежде всего, объясняется высокой стоимостью новых транспортных средств, приобретение которых предприятиями самостоятельно практически невозможно. Тем более следует учитывать, что износ транспортных средств очень высок, а основными перевозчиками в Нижнем Новгороде являются транспортные предприятия федерального и муниципального подчинения, а именно: ФУП НО «Объединение «Нижегородпассажиравтотранс» и МУП «Нижегородэлектротранс».

Следует отметить, что в последние время совместными усилиями областной и городской администрации проводится активная работа в плане обновления подвижного состава транспортных предприятий федерального и муниципального подчинения. Примером этого может служить обновление автобусного парка ФУП НО «Объединение «Нижегородпассажиравтотранс», где проводится замена автобусов малой вместимости «ПАЗ» и «Газель» на автобусы большой вместимости «ЛиАЗ» и «МАЗ».

Анализ себестоимости перевозок пассажиров на автомобильном транспорте показал, что амортизационные отчисления составляют 13-15 % от общих затрат, в то время как топливо и материалы - 20-25 %. Учитывая опережающие темпы роста стоимости электроэнергии по сравнению с темпами роста стоимости топлива не трудно представить себе, что в ближайшем будущем без соответствующей поддержки электротранспорту города для сохранения ценового паритета по отношению к автобусному сообщению не обойтись. В противном случае неизбежно повышение стоимости проезда в первую очередь на экологически более безопасных видах транспорта, объединяемых понятием «городской электротранспорт».

4. Коммуникативные параметры

С точки зрения пассажиров, то есть людей, получающих транспортные услуги, должное внимание этой группе параметров уделяется лишь в метрополитене где всегда можно найти указатели, прочую справочную информацию, где всегда объявляются названия остановок, перед закрытием дверей подается соответствующее звуковое сопровождение, где всегда есть персонал, способный помочь найти тот или иной адрес и т. п. Да и сам факт, что на метро можно сделать пересадку без дополнительной оплаты, является признаком высокого качества предоставляемой транспортной услуги.

На других видах транспорта к параметрам данной группы до последнего времени относились, мягко говоря, «прохладно». Хотя следует отметить, что в ряде маршрутов трамваев и троллейбусов некоторые водители и кондукторы не забывают объявить остановку й напомнить об оплате за проезд. В последнее время ГУП НО «Объединение Нижегородпассажиравтотранс» при работе на автобусах большой пассажировме-стимости стало предъявлять высокие требования именно к показателям этой группы (например, предоставление информации о движении автобуса стало обязательным).

Вместе с тем, зарубежный опыт работы пассажирского транспорта показывает, что именно наличие и пропаганда этой группы параметров делает тот или иной вид транспорта или конкретного перевозчика наиболее конкурентоспособным, поскольку пассажиры знают, что в случае причиненных им неудобств они получат определенную материальную и моральную компенсации. В ряде городов Российской Федерации к вопросам повышения качества обслуживания пассажиров также относятся достаточно серьезно. Так, в городе Чебоксары на центральном троллейбусном маршруте объявление остановок является обязательным, причем на двух языках: русском и чувашском.

На наш взгляд, одной из причин неудовлетворительного положения в части параметров качества транспортного обслуживания данной группы является отсутствие соответствующих стандартов качества. Основными критериями для разработки такого рода стандартов могли бы служить:

- полнота понимания всей совокупности потребностей клиентов по качеству обслуживания и предоставления услуг;

- соответствие качества услуги нормативам и спецификациям по процедуре её представления;

- соответствие предоставления услуги информации во внешней среде о возможных условиях услуг и организаций, их предоставляющих;

- оценка восприятия услуги заказчиками на предмет выявления степени удовлетворения желаний и потребностей заказчика.

Анализ работы пассажирских транспортных предприятий г. Нижнего Новгорода позволяет сделать следующие выводы о качестве работы этих предприятий.

МУП «Нижегородский метрополитен» является лидером по трем группам параметров из четырех, а именно стабильности и четкости обслуживания, экономическим и коммуникативным параметрам, но проигрывает по степени доступности из-за недостаточной разветвленной линии метрополитена.

МУП «Нижегородэлектротранс» в ведении, которого находятся 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, занимает среднее положение. Предоставляемое ими (трамваями и троллейбусами) качество транспортного обслуживания населения примерно одного уровня. Единственное отличие это большая зона обслуживания троллейбусов по сравнению с трамваями, в результате чего доступность услуг троллейбусов выше и соответственно выше качество.

Автотранспортные перевозки занимают последние место, так как они существенно проигрывают по всем параметрам, кроме доступности услуг, где они являются лидером. В тоже время следует учитывать, что на рынке работает две группы перевозчиков государственные и частные.

Государственные перевозчики, в последние время, стали уделять повышенное внимание к стабильности и четкости обслуживания, экономическим и коммуникативным параметрам, в результате чего существенно улучшили качество транспортного обслуживания населения. Кроме того, ГУП НО «Объединение Нижегородпассажи-равтотранс» имеет возможность и дальше повышать качество предоставляемых услуг, так как по стабильности и четкости обслуживания, экономическим и коммуникативным параметрам предприятие догоняет своих ближайших конкурентов МУП «Нижегородэлектротранс», а по параметрам доступности услуг существенно обгоняет.

Частные перевозчики, в настоящее время, практически полностью игнорируют параметры стабильности и четкости обслуживания, экономические и коммуникативные параметры. Хотя есть некоторые исключения, так например, ООО «Нижегородец» часть своих перевозок осуществляет на микроавтобусах Ford, отличающихся повышенным уровнем комфорта, по сравнению с ГАЗелью, но и стоимость перевозки составляет 10 рублей, то есть максимальный тариф. Противоположным примером

является работа ИП «КАРГИН», который использует традиционные для частных предпринимателей автобусы ПАЗ и, предоставляя аналогичный уровень обслуживания характерный для этих машин, счел возможным снизить стоимость проезда до 7 рублей, то есть до минимального предела.

Таким образом, с точки зрения качества предоставляемых услуг, на первом месте находится МУП «Нижегородский метрополитен», на второе место занимает МУП «Нижегородэлектротранс» и последнее место занимает автотранспортные перевозчики ГУП НО «Объединение Нижегородпассажиравтотранс» и частные перевозчики.

Список литературы

[1] Белая книга. Европейская транспортная политика на период до 2010 года - время решать / Материал комиссии Европейских Сообществ.

[2] Зарубежный опыт разработки и реализации транспортной политики / Материалы всероссийской конференции "Транспортная стратегия России". - Москва, Кремль. - 3 декабря 2003 г.

[3] Воробьева, И. Б. Логистический подход к организации перевозки пассажиров в ме-аполисе / И. Б. Воробьева // Транспорт Российской Федерации. - № 7. - 2006. - С. 38-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Герасименко, Н. Е. Обеспечение качества предоставляемых услуг предприятием /' Н. Е. Г ерасименко // Материалы Первых Прохоровских чтений «Проблемы повышения эффективности управления предприятиями транспорта». - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2004. -С. 45-48.

ESTIMATION OF SERVICE QUALITY OF PASSENGER TRANSPORT (ON AN EXAMPLE OF NIZHNIY NOVGOROD)

/. G. Iljuschenko

The analysis of the requirements ofpassenger transportation is carried out in the article. Parameters allowing to make a quality estimation of work of passenger transport are formed. The quality estimation of work of city passenger transport ofNizhniy Novgorod is made

УДК 627.215.2.093

А. Н. Ситное, д. т. н., профессор.

М. А. Матюгин, аспирант, ВГАВТ.

603590, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ПОРТА ПРИ ПОСТАВКЕ НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В статье приведена оптимизационная модель и алгоритм назначения ресурсов речного порта при поставке НСМ.

Передовой мировой опыт доказывает, что повышение эффективности деятельности современного предприятия возможно только при наличии единой системы, объединяющей управление материальными, финансовыми и информационными потоками. Речной порт как добывающее предприятие также должен стремиться к системе управления, основанной на принципах логистики, согласно которым вопросы производства и распределения необходимо рассматривать как сложные управляемые системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.