Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли России'

Современное состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4041
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапшина М.А., Данильченко Ю.В.

Проведено исследование современного состояния нефтегазовой отрасли России, определено положение, занимаемое отраслью в современном экономическом пространстве. Также рассмотрены перспективы дальнейшего развития нефтегазового сектора экономики. Определены направления концентрации усилий для эффективного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапшина М.А., Данильченко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

5. Стратегия сокращения затрат на сырье и материалы будет способствовать снижению издержек, соответственно, снижению цен за 1 м2 (на квартиры в целом).

Стратегическое планирование - набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помогать фирме подстраиваться под быстро изменяющиеся условия внешней среды, достигать поставленных целей и добиваться осуществления миссии.

Библиографические ссылки

1. Южный берег [Электронный ресурс]. URL: http://www.bereg-city.ru/company/.

2. Устав компании ООО «Новый город» от 10. 01. 2010 года.

3. Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования // Теория, методология, практика. 2-е изд. М. : Дело, 2009. 376 с.

© Крымова Н. А., 2012

УДК 338.242

М. А. Лапшина Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Проведено исследование современного состояния нефтегазовой отрасли России, определено положение, занимаемое отраслью в современном экономическом пространстве. Также рассмотрены перспективы дальнейшего развития нефтегазового сектора экономики. Определены направления концентрации усилий для эффективного развития.

В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, он обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На его долю приходится более 16 % произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки [1].

Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли. В недрах России сосредоточено около 13 % разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше. Примерно 60 % ресурсов нефти приходится на долю районов Урала и Сибири, что создаёт потенциальные возможности экспорта, как в западном, так и в восточном направлениях. Экономика страны потребляет лишь менее трети добываемой нефти [3].

Таким образом, нефтяная промышленность играет огромную роль в экономике России. Стратегической задачей развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу.

Инвестиционная привлекательность российских нефтяных компаний определяется прежде всего мировыми ценами на нефть. Если они будут находиться на высоких уровнях, тогда корпорации смогут показать хорошие прибыли и выплатить акционерам большие дивиденды.

Как говорят участники рынка, для того чтобы у нефтяников не возникало проблем с инвестиционными ресурсами для собственного развития, цены на сырье должны держаться выше 16 долл./барр. Снижение до

этого уровня, конечно, тоже не будет означать «мгновенной смерти» отрасли, просто вложения в разведку и разработку новых месторождений придется урезать, а с поглощениями, возможно, вообще повременить [4].

Акции нефтяных компаний изначально были лидерами рынка. «Нефтянка» превосходит другие сектора и по капитализации, и по ликвидности. Такое положение объясняется исключительной важностью этой отрасли для экономики страны и появлением нефтяных компаний-гигантов, которые превосходят по размерам любые другие российские компании.

Важным фактором, оказывающим влияние на состояние внутреннего рынка РФ, как показала статистика наблюдений за рынком в течение многих лет, стал фактор, который для удобства можно назвать так: «уровень мировых цен на сырую нефть». Средневзвешенные значения вычисляются через нефтяные биржи, а высокая цена на нефть «вытягивает» вверх и цены на продукты ее переработки, в первую очередь мазут и дизельное топливо/

Система работает следующим образом: при резком повышении цен на нефтепродукты и нефть российские компании стремятся «вылить» на экспорт больше нефти и нефтепродуктов при этом потребности внутреннего рынка в расчет не берутся, далее на внутреннем рынке вырастает цена на нефть, дорогую нефть «завели» на переработку, экспортируемые объемы уже нефтепродуктов оголяют рынок и ситуация приводит к росту цен.

Анализируя колебания мировых цен на нефть за год, решений правительства по регулировке таможенных пошлин и динамику индексов цен внутреннего рынка, специалисты центра выявили очевидную корреляцию между ними. Причем временной лаг при резком росте или падении цен на нефть обычно составляет от 10 до 14 дней [2].

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Находившийся в последние 3-4 года в фазе формирования и подъема сектор средних и малых независимых российских сервисных компаний (текущая доля его оценивается примерно в 10 %) сейчас испытывает наибольшие трудности. Тяжелее всех придется компаниям, которые были созданы «с нуля», в том числе с приобретением нового оборудования.

Средние по размеру компании могли бы образовать здоровую конкурентную среду и стать хорошими «целями» для поглощения, однако падение заказов тормозит этот процесс. Затруднителен поиск партнеров, которые обеспечили бы финансирование компании. Вероятна утрата базовых мощностей и компетенций.

Мелкие компании переживают резкое сокращение объемов, держат низкие цены при среднем качестве. Возможностей для модернизации мощностей нет. Вероятность ухода с рынка мелких компаний существенно увеличивается.

Нефтяная промышленность РФ обладает большой устойчивостью и положительной инерционностью, однако основными проблемами остаются: высокая степень износа основных фондов; недостаток инвестиционных вложений; высокая степень зависимости нефтегазового сектора России от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.

Для долгосрочного устойчивого развития нефтяного комплекса России, повышения экономической эффективности и технологической сбалансированности добычи, переработки и транспорта нефти, расширения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью следует изменить производственную структуру нефтегазового комплек-

са, без промедлений внедрять технологические и организационные инновации.

В сложившейся ситуации целесообразно изменить административную, налоговую и таможенную политики для стимулирования геологоразведочных работ, ввода в эксплуатацию новых месторождений, применения современных методов повышения коэффициента использования нефти. Изменение организационно -экономических условий работы нефтяного комплекса, активное участие государства в геологоразведочных работах, создании транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, оказание дипломатической и политической поддержки деятельности российских нефтегазовых компаний на международных рынках обеспечат устойчивое функционирование нефтяного комплекса, реализацию долгосрочных целей развития экономики страны, усиления геополитических и экономических позиций России в мире [5].

Библиографические ссылки

1. Андреев А. Ф., Дунаев В. Ф., Зубарева В. Д. Основы проектного анализа нефтяной и газовой промышленности. М. : Акрил, 2009.

2. Лаффлер У. Л. Переработка нефти. М. : Олимп-Бизнес, 2010. 224 с.

3. Богданчиков С. М. Технологии - наш путь к лидерству //Роснефть. Вестник компании. 2008. № 63.

4. Заложники барреля // Нефтесервис. 2009. № 4 (41). С. 11-12.

5. Махов П. Буровой нефтесервис заминирован? // Нефтегазовая вертикаль, 2010. № 4.

© Лапшина М. А., 2012

УДК 338.45:629.78

О. А. Лишутина, А. А. Парамонова Научный руководитель - Е. Г. Корепанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАРКЕТИНГ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА

Рассматривается стратегия поведения России на мировом рынке космических запусков и маркетинг соответствующих услуг.

Мировой рынок космических запусков в его современном виде сформировался относительно недавно, но развивается очень быстро и активно. Все больше стран, в силу потенциально высокой коммерческой выгоды, подключаются к космическим державам, ведут свои собственные разработки в области ракетоносителей, изготовления спутников, осуществления стартов. На данный момент число стран, предлагающих космические запуски, достаточно ограничено - основные центры оказания услуг по космическим запускам на сегодняшний день сконцентрированы в России, США и Европе, однако все больше стран стремится к созданию собственных ракетоносителей и некоторые из них (Индия, Япония, Китай и ряд других) уже вышли на рынок коммерческих запусков и рассчитывают отвоевать на нем свою долю.

Влияние глобализации на мировой рынок космических запусков происходит по двум основным направлением:

- обеспечение спроса (глобальные системы связи, навигации и т. д. порождают спрос на запуски спутников, обслуживающих эти системы);

- изменение структуры участников - по мере углубления глобализации все больше стран мира могут участвовать в космических программах и разработках, поскольку их компании смогут стать субподрядчиками в выполнении космических заказов [1].

Основными чертами данного рынка являются:

- «игроками» на рынке являются не столько фирмы, сколько государства в силу «двойного» назначения практически любой продукции комплекса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.