Научная статья на тему 'Маркетинг и коммерциализация космоса'

Маркетинг и коммерциализация космоса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лишутина О.А., Парамонова А.А., Корепанова Е.Г.

Рассматривается стратегия поведения России на мировом рынке космических запусков и маркетинг соответствующих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг и коммерциализация космоса»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Находившийся в последние 3-4 года в фазе формирования и подъема сектор средних и малых независимых российских сервисных компаний (текущая доля его оценивается примерно в 10 %) сейчас испытывает наибольшие трудности. Тяжелее всех придется компаниям, которые были созданы «с нуля», в том числе с приобретением нового оборудования.

Средние по размеру компании могли бы образовать здоровую конкурентную среду и стать хорошими «целями» для поглощения, однако падение заказов тормозит этот процесс. Затруднителен поиск партнеров, которые обеспечили бы финансирование компании. Вероятна утрата базовых мощностей и компетенций.

Мелкие компании переживают резкое сокращение объемов, держат низкие цены при среднем качестве. Возможностей для модернизации мощностей нет. Вероятность ухода с рынка мелких компаний существенно увеличивается.

Нефтяная промышленность РФ обладает большой устойчивостью и положительной инерционностью, однако основными проблемами остаются: высокая степень износа основных фондов; недостаток инвестиционных вложений; высокая степень зависимости нефтегазового сектора России от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.

Для долгосрочного устойчивого развития нефтяного комплекса России, повышения экономической эффективности и технологической сбалансированности добычи, переработки и транспорта нефти, расширения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью следует изменить производственную структуру нефтегазового комплек-

са, без промедлений внедрять технологические и организационные инновации.

В сложившейся ситуации целесообразно изменить административную, налоговую и таможенную политики для стимулирования геологоразведочных работ, ввода в эксплуатацию новых месторождений, применения современных методов повышения коэффициента использования нефти. Изменение организационно -экономических условий работы нефтяного комплекса, активное участие государства в геологоразведочных работах, создании транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, оказание дипломатической и политической поддержки деятельности российских нефтегазовых компаний на международных рынках обеспечат устойчивое функционирование нефтяного комплекса, реализацию долгосрочных целей развития экономики страны, усиления геополитических и экономических позиций России в мире [5].

Библиографические ссылки

1. Андреев А. Ф., Дунаев В. Ф., Зубарева В. Д. Основы проектного анализа нефтяной и газовой промышленности. М. : Акрил, 2009.

2. Лаффлер У. Л. Переработка нефти. М. : Олимп-Бизнес, 2010. 224 с.

3. Богданчиков С. М. Технологии - наш путь к лидерству //Роснефть. Вестник компании. 2008. № 63.

4. Заложники барреля // Нефтесервис. 2009. № 4 (41). С. 11-12.

5. Махов П. Буровой нефтесервис заминирован? // Нефтегазовая вертикаль, 2010. № 4.

© Лапшина М. А., 2012

УДК 338.45:629.78

О. А. Лишутина, А. А. Парамонова Научный руководитель - Е. Г. Корепанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАРКЕТИНГ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА

Рассматривается стратегия поведения России на мировом рынке космических запусков и маркетинг соответствующих услуг.

Мировой рынок космических запусков в его современном виде сформировался относительно недавно, но развивается очень быстро и активно. Все больше стран, в силу потенциально высокой коммерческой выгоды, подключаются к космическим державам, ведут свои собственные разработки в области ракетоносителей, изготовления спутников, осуществления стартов. На данный момент число стран, предлагающих космические запуски, достаточно ограничено - основные центры оказания услуг по космическим запускам на сегодняшний день сконцентрированы в России, США и Европе, однако все больше стран стремится к созданию собственных ракетоносителей и некоторые из них (Индия, Япония, Китай и ряд других) уже вышли на рынок коммерческих запусков и рассчитывают отвоевать на нем свою долю.

Влияние глобализации на мировой рынок космических запусков происходит по двум основным направлением:

- обеспечение спроса (глобальные системы связи, навигации и т. д. порождают спрос на запуски спутников, обслуживающих эти системы);

- изменение структуры участников - по мере углубления глобализации все больше стран мира могут участвовать в космических программах и разработках, поскольку их компании смогут стать субподрядчиками в выполнении космических заказов [1].

Основными чертами данного рынка являются:

- «игроками» на рынке являются не столько фирмы, сколько государства в силу «двойного» назначения практически любой продукции комплекса;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- возможность прямого политического давления на участников рынка и высокая зависимость от политической конъюнктуры;

- высокий порог входа на рынок, а следовательно - стабильное и предсказуемое число участников.

При оценке конкурентоспособности ракетоносителей на мировом рынке космических услуг необходимо учитывать, прежде всего, стоимость услуги по запуску космического аппарата, надежность выполнения программы, которая зависит от надежности ракетоносителя и соблюдения графика запуска, и опыт компании, предоставляющей услуги. Наиболее надежными на мировом рынке сегодня, являются системы «Протон» и «Атлас» (производство Россия и США соответственно).

Перспективы развития космической индустрии тесно связаны с размерами финансирования комплекса. На сегодняшний день прочное лидерство в этой области удерживает США, на втором месте - Европа, на третьем - Япония, Россия делит четвертое-пятое место с Китаем, Австралией и Индией. Этого недостаточно не только для дальнейшего развития комплекса, но и для поддержания имеющихся позиций на рынке.

Объем экспорта услуг по коммерческим запускам в России достаточно мал, составляя, по примерным оценкам, менее 4 % от общего объема экспорта услуг. Учитывая то обстоятельство, что объемы мирового рынка услуг по космическим запускам вообще составляют весьма небольшую долю в общем объеме рынка космических услуг, где свыше 50% всех доходов приносят услуги, оказываемые с помощью спутников, очевидно, что существующие доходы от производимых запусков позволяют поддерживать деятельность основных производителей в данной области, но не играют сколько-либо значимой роли ни для экономики в целом, ни для позиционирования России как крупного игрока на рынке космических услуг [2].

Тем не менее, в условиях ограниченности финансирования российского космического комплекса, средства от коммерческих запусков - один из немногих источников, позволяющих хотя бы частично сохранить существующий потенциал и вести разработки новых продуктов. В целом это позволяет удовлетворять самые разные потребности рынка и формирует основу для сохранения лидирующих позиций России на рынке коммерческих запусков.

По прогнозам компании «Futron Corporation» на 2006-2021 гг. доля России на рынке коммерческих запусков будет составлять в среднем 52% и достигнет 68% к 2017 г. за счет более низкой стоимости запусков и высокой надежности по сравнению с западными аналогами [3]. Однако необходимо учитывать, что появление на рынке новых конкурентов и технологий могут изменить эти тенденции.

Больше двух третей российского экспорта услуг по космическим запускам формируется за счет ком-

мерческих запусков, произведенных Государственным космическим научно-производственным центром М. В. Хруничева - ракетоноситель «Протон», на втором месте по вкладу в общий объем экспорта - компания «Eurockot» (ракетоноситель «Рокот»), доля в 49 % в которой так же принадлежит ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Планируется, что «ILS» будет проводить маркетинг «Ангары» на мировом рынке. Таким образом, на ГКНПЦ им. М. В. Хруничева фактически держится весь российский экспорт услуг по коммерческим запускам.

Еще одним из направлений коммерциализации космоса, активно практикуемым Россией, является космический туризм. Начиная с 2001 года, на МКС побывали 6 туристов, причем один из них - дважды. Однако дальнейшие перспективы данного направления неясны - МКС практически готова к увеличению численности экипажа с 3 до 6 человек, что кардинальным образом изменит качество научных исследований, проводимых на орбите, и тогда места для туристов на станции не будет. Следует ожидать, что такое развитие событий приведет к поиску новых возможностей для космического туризма [2].

Деятельность на мировом рынке космической продукции и услуг требует отведения маркетингу интеграционной роли, которая реализуется через гармонизацию отдельных маркетинговых действий и инструментов с целью обеспечения комплексности в процессе международной рыночной деятельности. Такой принцип базируется на понимании маркетинга как системы мер, эффективность которых зависит от того, насколько они интегрированы в единое целое и насколько эффективно координируется взаимосвязь между отдельными элементами международной маркетинговой программы предприятий ракетно-космической корпорации и других предприятий-смежников с учетом особенностей рынка.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что перспективы коммерциализации космической деятельности сулят значительные выгоды, что, несомненно, окажет положительный эффект на экономику и дальнейшие перспективы освоения космического пространства для России.

Библиографические ссылки

1. Бакланов А. Г. Рынок и маркетинг авиакосмической продукции в условиях нестабильности М. : КДУ, 2010.

2. Железняков А. Пятьдесят космических лет // Внешнеэкономические связи. 2011. № 31.

3. Азаренко Л. Г. Экономические аспекты создания космических систем на основе микроспутников // XXXII Академические чтения по космонавтике. № 12. 2011.

© Лишутина О. А., Парамонова А. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.