Научная статья на тему 'Стратегический анализ конкурентных позиций нефтегазовых компаний Казахстана'

Стратегический анализ конкурентных позиций нефтегазовых компаний Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ РЫНОК КАЗАХСТАНА / РЫНОК НЕФТЕДОБЫЧИ И НЕФТЕСЕРВИСА / АВС-АНАЛИЗ / МАТРИЦА БКГ / STRATEGIC ANALYSIS / COMPETITIVE ANALYSIS / OIL AND GAS MARKET OF KAZAKHSTAN / MARKET OF OIL PRODUCTION AND PETROSERVICE / ABC ANALYSIS / BOSTON CONSULTING GROUP MATRIX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Ольга Анатольевна, Никулина Тамара Николаевна, Первицкая Татьяна Васильевна, Шендо Мария Владимировна

В целях определения конкурентных позиций нефтегазовых компаний Казахстана применены методы стратегического анализа. Представлен прогноз добычи нефти в Казахстане на 2016-2030 гг. в разрезе сухопутной и морской добычи и объем проходки в эксплуатационном бурении в Казахстане в разрезе крупнейших заказчиков. Определены основные барьеры входа и функционирования рынка реализации нефти. Проанализирована добыча нефти по организациям с учетом доли участия акционерного общества «Национальная компания «КазМунайГаз». Дается характеристика рынка нефтедобычи и нефтесервиса. В результате проведенного конкурентного анализа было выявлено, что динамика по доле рынка в 2015-2016 гг. для большинства представленных компаний отрицательная, что связано с растущей конкуренцией со стороны зарубежных компаний (китайских) и усиления конкурентной силы АО «КазМунайГаз» и его дочерних (50 и 100 %-х обществ). Стратегический анализ ведущих нефтегазовых компаний Казахстана выполнен с применением методов АВС-анализа; он позволил выявить на казахстанском рынке группы нефтегазовых компаний, которые оказывают наибольшее влияние на формирование значимых показателей в рассматриваемом отраслевом срезе. Построена матрица анализа темпов роста отраслевой доли и объема продаж (БКГ) в разрезе динамики эксплуатационного бурения, величины выручки от продажи нефти и газа и продуктов их переработки. Определен лидер рынка АО «Тенгизшевройл». Установлено, что внешнеэкономические условия, которые характеризовались низкой ценой барреля нефти на мировом рынке, оказали существенное влияние на сектор нефтедобычи Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврилова Ольга Анатольевна, Никулина Тамара Николаевна, Первицкая Татьяна Васильевна, Шендо Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF COMPETITIVE POSITIONS OF OIL AND GAS COMPANIES IN KAZAKHSTAN

The article highlights the methods of strategic analysis in order to define the competitive positions of oil and gas companies of Kazakhstan. The forecast of oil production in Kazakhstan in 2016-2030 in the context of land and sea production and the footage in exploration drilling in Kazakhstan in the context of the largest customers have been submitted. The main barriers for entering and functioning of the market of oil sale have been defined. Oil production by the companies subject to the share of "National Company KazMunaiGas", JSC has been analyzed. The characteristic of the market of oil production and petroservice has been given. The competitive analysis revealed that dynamics of the market share in 2015-2016 for the majority of the presented companies was stated as negative, which was the result of growing competition from the foreign companies (Chinese) and strengthening of competitive force of "JSCKazMunaiGas", JSC and its affiliates (50% and 100% societies). The strategic analysis of the leading oil and gas companies of Kazakhstan was fulfilled with application of methods of ABC analysis; it allowed to reveal groups of oil and gas companies in the Kazakhstan market which have the greatest impact on formation of significant indicators in the considered economic area. There has been built the matrix of analysis of growth rate of branch share and sales in the context of dynamics of exploration drilling, revenues from sales of oil, gas and their processing products. The market leader is "Tengizshevroil", JSC. It has been found that the external economic conditions, which were characterized by low price per oil barrel in the world market, had a great impact on the oil production sector in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ конкурентных позиций нефтегазовых компаний Казахстана»

DOI: 10.24143/2073-5537-2017-4-79-85

УДК [658.012.12:339.13]:[658.11:662.276/.279](574)

О. А. Гаврилова, Т. Н. Никулина, Т. В. Первицкая, М. В. Шендо

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ КАЗАХСТАНА

В целях определения конкурентных позиций нефтегазовых компаний Казахстана применены методы стратегического анализа. Представлен прогноз добычи нефти в Казахстане на 2016-2030 гг. в разрезе сухопутной и морской добычи и объем проходки в эксплуатационном бурении в Казахстане в разрезе крупнейших заказчиков. Определены основные барьеры входа и функционирования рынка реализации нефти. Проанализирована добыча нефти по организациям с учетом доли участия акционерного общества «Национальная компания «КазМунайГаз». Дается характеристика рынка нефтедобычи и нефтесервиса. В результате проведенного конкурентного анализа было выявлено, что динамика по доле рынка в 2015-2016 гг. для большинства представленных компаний - отрицательная, что связано с растущей конкуренцией со стороны зарубежных компаний (китайских) и усиления конкурентной силы АО «КазМунайГаз» и его дочерних (50 и 100 %-х обществ). Стратегический анализ ведущих нефтегазовых компаний Казахстана выполнен с применением методов АВС-анализа; он позволил выявить на казахстанском рынке группы нефтегазовых компаний, которые оказывают наибольшее влияние на формирование значимых показателей в рассматриваемом отраслевом срезе. Построена матрица анализа темпов роста отраслевой доли и объема продаж (БКГ) в разрезе динамики эксплуатационного бурения, величины выручки от продажи нефти и газа и продуктов их переработки. Определен лидер рынка -АО «Тенгизшевройл». Установлено, что внешнеэкономические условия, которые характеризовались низкой ценой барреля нефти на мировом рынке, оказали существенное влияние на сектор нефтедобычи Казахстана.

Ключевые слова: стратегический анализ, конкурентный анализ, нефтегазовый рынок Казахстана, рынок нефтедобычи и нефтесервиса, АВС-анализ, матрица БКГ.

Введение

В Казахстане все более острым становится вопрос о поддержании текущего уровня добычи нефти и газа на старых сухопутных месторождениях. Этого невозможно достичь без применения в возрастающих масштабах передовых технологий бурения, гидравлического разрыва пласта, повышения нефтеотдачи пласта и капитального ремонта скважин.

В последние годы уровень добычи нефти и конденсата в Казахстане снизился: в 2014 г. приблизительно на 1 % по сравнению с 2013 годом; в следующем году - уже на 1,7 %: в 2015 г. добыча нефти и конденсата составила около 79,5 млн т. Всего в 2016 г. в Казахстане добыто 78,0 млн т нефти (рис. 1).

Млн т 180

140 120

60 40 20 0

2015 2016 2017 2018 2019 2020 (факт)

(actual) J^m Суша

Land

2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

I Mope ■

Offshore

1 Всего Казахстан Total. Kazaktshar

Рис. 1. Прогноз добычи нефти в Казахстане на 2016-2030 гг. в разрезе сухопутной и морской добычи [1]

Анализ внешних и внутренних факторов нефтегазового рынка Казахстана

На долю нефтесервиса приходилось около 40-50 % от общего объема закупок недропользователей. Нефтесервисный рынок Казахстана поделен между тремя группами игроков: крупными международными компаниями, компаниями из Китая и местными компаниями.

Соотношение сил между ними не является постоянной величиной. В частности, в настоящее время на фоне экономического кризиса и падения курса тенге по отношению к доллару ситуация на рынке сервисных услуг складывается в пользу казахстанских компаний (табл. 1).

Таблица 1

Объем проходки в эксплуатационном бурении в Казахстане в разрезе крупнейших заказчиков*

Показатель 2016 г. Доля, % 2016 к 2015 г., % 2015 к 2014 г., %

Казахстан, всего 1 245 - -41 3

АО «Озенмунайгаз» (АО «КазМунайГаз» 100 %) 310 25 -5 4

АО «МангистауМунайГаз» (АО «КазМунайГаз» 50 %) 246 20 -35 47

СНПС-Актобемунайгаз 146 12 -41 -34

АО «Тенгизшевройл» 77 6 97 18

АО «КазГерМунай» (АО «КазМунайГаз» 50 %) 62 5 19 8

АО «Эмбамунайгаз» (АО «КазМунайГаз» 100 %) 55 4 -39 10

«Карачаганак Петролеум Оперейтинг» 53 4 18 41

«Каражанбасмунай» 48 4 -31 35

Всего по крупнейшим заказчикам 997 80 - -

* Составлено по [1].

Четыре компании из представленных в табл. 1 относятся к дочерним компаниям АО «КазМунайГаз» с долями акций в 50 и 100 %. Доля АО НК «КазМунайГаз» в добыче нефти и конденсата в целом по Республике Казахстан составила 29,0 %.

Акционерному обществу «Национальная компания «КазМунайГаз» принадлежит и часть акций АО «МангистауМунайГаз», компания является подконтрольной (до 50 %) (табл. 2) [2].

Таблица 2

Добыча нефти по организациям с учетом доли участия АО НК «КазМунайГаз»

Наименование 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006

Разведка Добыча

«КазМунайГаз» 8 396 8 342 8 160 8 058 7 776 7911 8 780 8 978 9 486 9 548 9 551

(в т.ч. КазГПЗ)

КазТрансГаз (Амангельды Газ) 21 19 21 22 21 22 24 26 26 26 -

Казахойп-Актобе (50%) 381 401 419 575 626 570 488 468 380 435 509

Казахтуркмунай (100%) 292 242 140 120 119 118 116 113 111 129 163

Ре^оКагакГЫап (33%) 1 235 1 448 1 612 1 759 1 845 1 951 1 999 2 077 2 109 2 238 -

Казгермунай (50%) 1 468 1 500 1 500 1 554 1 562 1 500 1 551 1 601 1 570 1 527 -

Каражанбасмунай (50%) 1 064 1 069 1 066 1 026 1 019 990 970 933 914 - -

Тенгизшевройл (20%) 5511 5 432 5 336 5421 4 842 5168 5183 4 505 3 455 2 786 2 664

Мангистаумунайгаз (50%)

3 145 3 137 3 137 3 038 2 960 2 875 2 860

«Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в.»(10%) *

Норт Каспиан Оперейтинг Компани (16.88%)"

ВСЕГО

1 047 1 080 1 100 1 049 1 101

79 »»фттттштш

22 638 22 669 22 490 22 630 21 390 21 105 21 971 18 701 18 051 16 689 12 887

Текущая динамика рынка демонстрирует увеличение доли казахстанских поставщиков нефтесервисных услуг и оборудования за счет долей иностранных компаний. В целом анализ рынка подтверждает, что нефтегазовая отрасль Казахстана уязвима в кризисные периоды. Она резко отреагировала на падение мировых цен на нефть замедлением реализации ряда текущих проектов и пересмотром сроков запуска новых, что привело к сокращению объемов нефтесервис-ного рынка в среднем на 25 %. Тем не менее, согласно прогнозам КР1, в период до 2020 г. объем казахстанского рынка нефтесервиса возрастет до 2,6 млрд долл. в год. Этот рост будет отчасти компенсационным. Основными драйверами роста для рынка нефтесервиса в 2017-2020 гг. будут эксплуатационное и разведочное бурение, способные обеспечить вклад примерно в 34 % от ожидаемого прироста.

Рынок нефтедобычи и нефтесервиса можно охарактеризовать по следующим показателям.

Сегмент реализации нефти. Рынок реализации нефти представлен практически неизменным субъектным составом: из 70 субъектов рынка, осуществляющих добычу нефти, реализацию нефти осуществляют 65 субъектов, 3 субъекта не осуществляют реализацию нефти на внутренний рынок и 2 субъекта осуществляют поставку собственной нефти на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и реализуют нефтепродукты.

Основной объем добытой нефти реализуется недропользователями на экспорт (около 77 %), на внутренний рынок поставляется 20 % от добытой нефти, в 2015 г. объем импорта нефти снизился.

Основной объем реализации нефти приходится на группу компаний CNPC (АО «СНПС-Актю-бемунайгаз», филиал компании «ПетроКазахстанВенчерс Инк.», АО «МангистауМунайГаз», филиал корп. «СОТС Интернешионал (Бузачи) Инк», АО «СНПС-Ай Дан Мунай», АО «ПетроКа-захстан Кумколь Ресорсиз», АО «КМК Мунай»), группу компаний «КазМунайГаз» (ТОО «МНК «КазМунайТениз», АО «Озенмунайгаз», ТОО «Казахтуркмунай», АО «Эмбамунайгаз»), ТОО «СП КазГерМунай», АО «МангистауМунайГаз», АО «Тургай Петролеум», доля оставшихся поставщиков составляет порядка 30 %, причем доля каждого не превышает 5 %.

Установление цен реализации нефти на экспорт осуществляется в соответствии с мировыми ценами на нефть, на внутренний рынок - на договорной основе между сторонами, в соответствии с ценовыми предложениями покупателей, при этом цены реализации на внутренний рынок ниже цен реализации нефти на экспорт.

Рынок реализации нефти характеризуется рядом барьеров входа и функционирования, основные из которых - значительные первоначальные вложения и длительный срок окупаемости вложенных инвестиций, а также получение контракта на недропользование. Недропользователи в качестве барьеров входа на рынок также отмечают:

- отсутствие конкретного списка документов по трансфертному ценообразованию и официальных источников, определяющих цену реализации нефти на внутренний рынок по аналогии с реализацией нефти на экспорт;

- высокие тарифы на транспортировку нефти посредством магистральных трубопроводов и железной дорогой;

- высокие экспортные таможенные пошлины и рентный налог для малых нефтедобывающих компаний;

- слаборазвитую инфраструктуру, ограниченное количество нефтяных терминалов.

Анализ рынка переработки нефти. Рынок переработки нефти является высококонцентрированным, основной объем переработки нефти приходится на три крупных НПЗ республики, входящих в группу компаний «КазМунайГаз»: в составе ТОО «Павлодарский нефтехимический завод», ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» (60 %) и ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (31 %).

Анализ рынка оптовой (первичной) реализации нефтепродуктов. Рынок оптовой реализации нефтепродуктов характеризуется неразвитой конкуренцией, представлен практически одним и тем же субъектным составом.

По итогам расчета долей доминирования установлено снижение доли доминирования группы компаний «КазМунайГаз» (ТОО «Павлодарский нефтехимический завод», АО «КазМу-найГаз-переработка и маркетинг», АО «Озенмунайгаз», ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод») и увеличение доли группы компаний CNPC (ТОО «PETROSUN», ТОО «Петро-чайна Интернешнл Казахстан», АО «СНПС АйДанМунай»).

Так, доля группы «CNPC» по оптовой реализации всех видов нефтепродуктов превышает 50 %, тогда как доля группы «КазМунайГаз» по всем указанным видам ниже порогового 15 %-го значения.

Анализ рынка оптовой (вторичной) реализации нефтепродуктов. В целом рынок оптовой (вторичной) реализации нефтепродуктов характеризуется неразвитой конкуренцией, кроме того, больший объем нефтепродуктов реализуется напрямую от первичных поставщиков нефтепродуктов розничным реализаторам, в связи с чем вторичной реализацией нефтепродуктов занимается небольшое количество субъектов.

Помимо прочего, субъектный состав данного рынка характеризуется частой сменой субъектов и перераспределением долей между субъектами рынка.

Анализ рынка розничной реализации нефтепродуктов. В целом рынок розничной реализации нефтепродуктов характеризуется неразвитой конкуренцией в локальных границах городов и районов; в крупных городах (г. Астана, г. Шымкент и др.) рынки розничной реализации нефтепродуктов являются умеренно концентрированными.

Основной объем розничной реализации нефтепродуктов приходится на сети АЗС, такие как ТОО «КазМ^найГазОшмдерЬ», ТОО <^тоой» и ТОО «Гелиос».

Анализ рынка услуг по предоставлению резервуаров для хранения нефтепродуктов в аренду и услуг по хранению нефтепродуктов. Рынок услуг по предоставлению резервуаров для хранения нефтепродуктов в аренду и услуг по хранению нефтепродуктов характеризуется неразвитой конкуренцией.

На сегодняшний день общее количество резервуаров в республике составляет 7 272 единиц общей вместимостью 4 022 079 т, в том числе:

- для собственных нужд используется 3 192 резервуаров общим объемом 2 029 301 т (50,5 %);

- для хранения ГСМ - 316 резервуаров общим объемом 283 603 т (7,5 %);

- для услуг аренды - 3 549 резервуаров общим объемом 1 452 767 т (36,12 %);

- неиспользуемые резервуары - 215 резервуаров общим объемом 256 407 т (8,79 %).

Необходимо отметить, что основной объем резервуаров используется субъектами для

собственных нужд.

В ходе анализа рынка услуг по предоставлению резервуаров для хранения нефтепродуктов в аренду и услуг по хранению нефтепродуктов субъектами рынка, предоставляющими резервуары под аренду и хранение, выявлено, что цены за оказанные услуги устанавливаются по-разному (тенге за тонну, процент от объема хранения, посуточно, за резервуар в целом и др.).

Таким образом, в результате проведенного конкурентного анализа было выявлено, что динамика по доле рынка в 2015-2016 гг. для большинства представленных компаний - отрицательная, что связано с растущей конкуренцией со стороны зарубежных компаний (китайских) и усиления конкурентной силы АО «КазМунайГаз» и его дочерних (50 и 100 %-х обществ).

Для целей настоящего исследования может быть применен АВС-анализ, позволяющий выявить на казахстанском рынке группы нефтегазовых компаний, которые оказывают наибольшее влияние на формирование значимых показателей (например, валового совокупного дохода или валовых активов) в рассматриваемом отраслевом срезе.

В АВС-модели в качестве главного критерия будет использована выручка от реализации углеводородов (нефти и газа и продуктов их переработки), интенсивность проходки в эксплуатационном бурении (как перспектива дальнейшего наращивания запасов), а также активы компаний (по данным балансов).

Группа А наиболее существенна по величине рассматриваемого параметра (получаемая выручка, активы или какой-либо другой параметр), хотя в своем количестве наименьшая, значима на рынке по выполняемым функциям.

В группу С попадают наибольшее количество предприятий, но по величине наиболее значимого фактора эта группа - наименьшая, интерес государства в предприятиях данной категории может объясняться лишь необходимостью производства, регулирования, контроля за реализацией государственных услуг, передача которых в частный сектор может быть связана с автоматической их потерей для потребителя в силу их коммерческой невыгодности.

В категории В находятся те предприятия, на которые приходится по величине от 80 до 95 % рассматриваемого фактора (доход или финансовые активы), в результате чего роль предприятий этой категории определяется как значимая, т. к. потенциально они могут перейти в категорию А (табл. 3).

Таблица 3

АВС-анализ по финансовым активам нефтегазодобывающих компаний Казахстана*

Компания Выручка от реализации нефти, млн тенге Доля проходки в эксплуатационном бурении, % Активы, млн тенге Группы АВС по активам

АО «Тенгизшевройл» 4 086 6 2 860 А

«Карачаганак Петролеум Оперейтинг» 1 076 4 818 В

АО «МангистауМунайГаз» 532,8 20 394 В

СНПС-Актобемунайгаз 512,8 12 338 В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО «КазГерМунай» 250,7 5 213 С

АО «Эмбамунайгаз» 280,4 4 210 С

«Каражанбасмунай» 209,9 4 170 С

АО «Озенмунайгаз» 207,3 25 166 С

* Составлено по [1].

Таким образом, по величине финансовых активов АО «МангистауМунайГаз» попадает в группу В (до 1 млрд тенге), при этом активность проходки в эксплуатационном бурении, как следует из данных табл. 3, у нее одна из самых высоких - 20 %.

Еще одним инструментом, который может быть использован для систематизации результатов экономического анализа по наиболее значимому фактору, является модифицированная матрица БКГ (матрица анализа темпов роста отраслевой доли и объема продаж) (рис. 2).

Млн

в АО «Озенмунайгаз» в АО «МангистауМунайГаз»

>СНПС-Актобемунайгаз 'АО «Тенгизшевройл»

в АО «КазГерМунай» 1 АО «Эмбамунайгаз»

в «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» • «Каражанбасмунай»

Рис. 2. Общее представление матрицы БКГ с позиции финансовых активов и доли рынка нефтегазовых компаний Казахстана

Для предприятий нефтегазового сектора темп роста отраслевой доли рассматривался с позиции роста эксплуатационного бурения, как в большей степени определяющей перспективы роста запасов и характеризующей эффективность операционной деятельности.

Матрица БКГ (рис. 2) представлена в разрезе динамики эксплуатационного бурения (ось ОY), величины выручки от продажи нефти и газа и продуктов их переработки (ось ОХ).

Биссектриса на графике разделяет плоскость на две части:

- в верхнюю часть попадают предприятия нефтегазового сектора, которые имеют высокую динамику роста производственных показателей (для построения данной диаграммы использовалась доля проходки в эксплуатационном бурении, в %, которая складывается выше 15 %);

- в нижнюю часть попадают предприятия с высокой величиной активов, но меньшей динамикой производственных показателей (в данных критериях - 15 % от среднерыночной величины).

Третьей вводимой в матрицу характеристикой является размер точек (окружности), определяемый значением выручки от реализации нефти и газа, а также продуктов их переработки, и чем больше эта величина, тем больше диаметр точки (окружности).

Таким образом, использование матрицы БКГ в оценке эффективности деятельности предприятий нефтегазового сектора Казахстана позволяет проводить анализ и делать выводы по следующим показателям: темпу роста (изменения) выручки предприятия, отраслевой доли по величине эксплуатационного бурения, темпу роста (изменения) отраслевой доли.

Заключение

Как следует из анализа построенной БКГ-матрицы, предприятия с высоким уровнем эксплуатационной проходки - это АО «Озенмунайгаз», СНПС-Актобемунайгаз и АО «Манги-стауМунайГаз». Эти компании обладают средними значениями активов, и по величине выручки от реализации нефти и нефтепродуктов, газа и продуктов из переработки не столь высокие, как у лидера рынка - АО «Тенгизшевройл».

Несмотря на существенные объемы, как по выручке от реализации продукции, так и по совокупным активам, АО «Тенгизшевройл» имеет незначительную величину эксплуатационной проходки, что определяет его в зону менее перспективных компаний по производственным показателям (под биссектрисой). Туда же попадает еще одно крупное предприятие нефтегазового сектора Казахстана, АО «Карачаганак Петролеум Оперейтинг».

Проведенный в настоящем исследовании стратегический анализ дает возможность сделать вывод о том, что внешнеэкономические условия, которые характеризовались низкой ценой на баррель нефти на мировом рынке, оказали влияние на сектор нефтедобычи Казахстана.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Казахстан: рынок возможностей для российских нефтесервисных компаний. URL: https://rogtecmagazine.com/wp-content/uploads/2016/09/01 -Kazakhstan-A-Market-of-Possibilities-for-Russian-Oilfield-Service-Companies.pdf (дата обращения: 26.09.2017).

2. Годовой отчет АО «КазМунайГаз» за 2016 год. URL: http://www.kmg.kz/upload/corporate_ management/equity/2017/AnnualReport2016Rus2.pdf (дата обращения: 26.09.2017).

Статья поступила в редакцию 24.10.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гаврилова Ольга Анатольевна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; профессор кафедры производственного менеджмента; gavdiridpo@yandex.ru.

Никулина Тамара Николаевна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры производственного менеджмента; t_nikulina@list.ru.

Первицкая Татьяна Васильевна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; старший преподаватель кафедры производственного менеджмента; tpervitskaya@mail.ru.

Шендо Мария Владимировна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; зав. кафедрой производственного менеджмента; smasha76@mail.ru.

O. A. Gavrilova, T. N. Nikulina, T. V.Pervitskaya, M. V. Shendo

STRATEGIC ANALYSIS OF COMPETITIVE POSITIONS OF OIL AND GAS COMPANIES IN KAZAKHSTAN

Abstract. The article highlights the methods of strategic analysis in order to define the competitive positions of oil and gas companies of Kazakhstan. The forecast of oil production in Kazakhstan in 2016-2030 in the context of land and sea production and the footage in exploration drilling in Kazakhstan in the context of the largest customers have been submitted. The main barriers for entering and functioning of the market of oil sale have been defined. Oil production by the companies subject to the share of "National Company KazMunaiGas", JSC has been analyzed. The characteristic of the market of oil production and petroservice has been given. The competitive analysis revealed that dynamics of the market share in 2015-2016 for the majority of the presented companies was stated as negative, which was the result of growing competition from the foreign companies (Chinese) and strengthening of competitive force of "JSCKazMunaiGas", JSC and its affiliates (50% and 100% societies). The strategic analysis of the leading oil and gas companies of Kazakhstan was fulfilled with application of methods of ABC analysis; it allowed to reveal groups of oil and gas companies in the Kazakhstan market which have the greatest impact on formation of significant indicators in the considered economic area. There has been built the matrix of analysis of growth rate of branch share and sales in the context of dynamics of exploration drilling, revenues from sales of oil, gas and their processing products. The market leader is "Tengizshevroil", JSC. It has been found that the external economic conditions, which were characterized by low price per oil barrel in the world market, had a great impact on the oil production sector in Kazakhstan.

Key words: strategic analysis, competitive analysis, oil and gas market of Kazakhstan, market of oil production and petroservice, ABC analysis, Boston Consulting Group matrix.

REFERENCES

1. Kazakhstan: rynok vozmozhnostei dlia rossiiskikh nefteservisnykh kompanii [Kazakhstan: market of opportunities for the Russian petroservice companies]. Available at: https://rogtecmagazine.com/wp-content/uploads/2016/09/01 -Kazakhstan-A-Market-of-Possibilities-for-Russian-Oilfield-Service-Companies.pdf (accessed: 26.09.2017).

2. Godovoi otchet AO «KazMunaiGaz» za 2016 god [Yearly report of "KazmunaiGaz", JSC for 2016]. Available at: http://www.kmg.kz/upload/corporate_management/equity/2017/AnnualReport2016Rus2.pdf (accessed: 26.09.2017).

The article submitted to the editors 24.10.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Gavrilova Olga Anatolyevna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Professor of the Department of Industrial Management; gavdiridpo@ yandex.ru.

Nikulina Tamara Nikolaevna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Industrial Management; t_nikulina@list.ru.

Pervitskaya Tatyana Vasilyevna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Senior Lecturer of the Department of Industrial Management; tpervitskaya@mail.ru.

Shendo Maria Vladimirovna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Head of the Department of Industrial Management; smasha76@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.