УДК 334 (571.54)
© В.А. Гельман Современное состояние и перспективы развития бизнеса Бурятии
В статье рассматривается современное состояние деятельности предпринимателей, их место и роль в развитии региона. С помощью предпринимательской активности республиканская власть может решить местные проблемы по насыщению потребительского рынка и обеспечить занятость населения, провести необходимые социально-экономические преобразования в регионе. От их целенаправленного сотрудничества, поддержки среднего и малого бизнеса напрямую зависят успешность и дальнейшие перспективы развития предпринимательства в республике.
Ключевые слова: предпринимательство; государственная поддержка предпринимательства; динамика развития.
VA. Gelman
Current state of business of Buryatia and prospects of its development
The article considers a current state of businessmen, their place and role in the development of the region. By means of entrepreneurs activity the republican power can solve local problems on the consumer market saturation and provide population employment, carry out necessary social and economic transformations in the region. Success and further prospects of development of business directly depends on their purposeful cooperation, support of medium and small business in the republic.
Keywords', business; state support of business; dynamics of development.
Рассматривая предпринимательство в республике на современном этапе, можно проследить основные тенденции в развитии бизнеса Бурятии. С изменением условий ведения бизнеса, увеличивающейся регламентацией деятельности и создания правовых рамок для бизнеса, возрастает роль государственных структур. С одной стороны, провозглашается всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса государством, а с другой - усиление налогового бремени, бюрократизация и формализация взаимоотношений между бизнесом и чиновникам не способствуют нормализации их отношений. Предприниматели по-прежнему с настороженностью смотрят на инициативы государственной власти, предпочитая надеяться на собственные силы. Установившиеся за 1990-е гг. связи бизнеса и власти, открывшиеся возможности договориться на выгодных условиях, будут еще долгое время препятствовать возникновению законопослушного бизнеса. В регионах данный процесс в большей степени виден и закономерен. В Республике Бурятия с наличием сильных кровнородственных связей и ограниченным рынком сбыта, формирование современного бизнеса напрямую связано с существующей властью.
В 2012 г. на реализацию мероприятий программы государственной поддержки, развития малого и среднего предпринимательства направлено 639,6 млн р., в т.ч. 192,6 млн р. выделено из республиканского бюджета; 424,5 млн р.
- из федерального и 22,5 млн р. - из средств местных бюджетов. В 2013 г. программой государственной поддержки, развития малого и среднего предпринимательства планируется привлечь 214,4 млн р. из республиканского бюджета и
691,3 млн р. - из федерального бюджета. В этом году господдержку получили 750 субъектов малого и среднего предпринимательства. Особый акцент в 2012 г. был сделан на государственную поддержку развития малого и среднего бизнеса в научно-технической сфере и инновациях, который реализует предпринимательские проекты путем внедрения инновационных разработок и технологий. Принят республиканский закон о технопарках [1].
Развитие Республики Бурятия строится на основе долгосрочного стратегического планирования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, принята «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.». В связи с утверждением Стратегии, важнейшим инструментом ее реализации является федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», с продлением ее срока действия до 2018 г.
Разработчики программы основной целью в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона видели реализацию геополитической задачи - сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и инфраструктуры для создания комфортных условий обитания человека в данных регионах Российской Федерации, расположенных на этой территории. Предусматривается программой и выравнивание регионов к средним российским показателям социально-
экономического развития [2].
Для достижения данной цели было необходимо обеспечить сравнительный анализ со средними российскими показателями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных, в том числе и на территории Республика Бурятия.
Первоочередными задачами в данной программе являются:
- создание условий для развития перспективной экономической специализации Дальнего Востока, Забайкалья и Республики Бурятия на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- формирование благоприятных условий для комфортного обитания населения в зависимости от экономического развития региона;
- снижение экономических и административных барьеров для экономической и социальной интеграции на территории Республика Бурятия с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией региона;
- сохранение численности экономически активного населения и трудовых ресурсов в количестве, необходимом для решения экономических задач, стоящих перед республикой, с повышением качества уровня жизни;
- сохранение и поддержка традиционных форм жизни коренных и малочисленных народов Российской Федерации [2].
В республике в соответствии с принятым распоряжением Правительства РФ разработана своя Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г., постановление Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 г. за № 410. В 2011 г. приняты среднесрочная Программа социально-
экономического развития на 2011-2015 гг., утвержденная Законом РБ от 14.03.2011 № 1907-IV, и долгосрочная Программа социально-экономического развития на период до 2020 г., утвержденная Законом РБ от 14.03.2011 № 1903-
IV, в которых определены приоритетные направления социально-экономического развития:
1. Развитие предпринимательства в сфере туризма.
2. Развитие предпринимательства в сфере ЖКХ.
3. Развитие предпринимательства в сфере глубокой переработки продукции лесопользования.
4. Развитие добывающей промышленности,
добыча полезных ископаемых и минералов.
5. Развитие производства местных строительных материалов.
6. Развитие предпринимательства в АПК [3].
В то же время, несмотря на принятые программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса с целью его расширения, даже выделенные средства не могут компенсировать объективные трудности как экономического, так и психологического плана. Расширение малого и среднего бизнеса за счет поддержки безработных для решения проблемы занятости не дает положительного эффекта. Вовлечение населения по региональным программам в сферу предпринимательства не способствует качественным изменениям на рынке труда, т.к. по сравнению с предыдущим десятилетием произошло насыщение рынка услугами и товарами. Существенно уменьшились возможности занятия отдельными видами бизнеса, происходит выдавливание мелкого и среднего бизнеса Бурятии крупными игроками российских и международных компаний. А принимаемые федеральные законы и решения зачастую сводят многие региональные проекты к нулю. Увеличение выплат в Пенсионный фонд в два раза с 17 000 р. до 32 000 р. для индивидуальных предпринимателей привело к их массовой ликвидации. По данным только Федеральной налоговой службы по Бурятии, с 1 декабря 2012 г. по 20 февраля 2013 г. прекратили свое существование 4 433 индивидуальных предпринимателей. И это уже вызывает озабоченность и у самих властей, которые начинают предлагать пути выхода из данной ситуации, т.к., с одной стороны, заявляют о поддержке бизнеса, о предоставлении различных преферансов, а с другой
- попытки закрыть социально принятые проекты за счет тех же предпринимателей.
На современном этапе бурятские компании разделили республиканский рынок на отдельные сегменты, где происходит жесточайшая конкуренция, и слабые, мелкие игроки уходят с него. В Республике Бурятия и особенно в ее столице Улан-Удэ сосредоточена основная доля малого и среднего бизнеса, в основном направленная на развитие торговли и оказание бытовых услуг, а не на развитие производства. На 1 января 2013 г. в Улан-Удэ осуществляют деятельность 3 777 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Происходит рост развлекательных центров широкого формата, к уже имеющимся торгово-развлекательным комплексам «Пиплс парк» и «Еврозона» присоединились «Пионер» и «Капитал Молл», которые составили существенную конкуренцию дейст-
вующим кинотеатрам. Продолжается строительство и введение в эксплуатацию торговых комплексов, которые не могут похвастаться высокой эффективностью, т.к. высокие арендные условия не способствуют привлечению предпринимателей, примером может служить открывшийся центр «Гэлакеи».
В целом, рассматривая динамику развития республиканского бизнеса, мы можем наблюдать качественные изменения в структуре и целевой направленности бурятских компаний. С одной стороны, поступательное движение вперед сформировавшихся в начале 1990-х гг. компаний, сумевших закрепиться в непростое время перемен и нашедшие новые возможности для развития, такие как компании «Титан», «Дарха-нинвестстрой», «Байкалфарм», «БИЛ», «Икат-плюс», «Оптика-Сэсэг» и многих других. С другой стороны, пришедшие в 2000-х гг. компании, стремительно развивающиеся и охватывающие новые сферы рынка - «Вегос-М», «Стамстрой», «Белая юрта», столовые «Аппетит», «Нова Принт» и другие составили серьезную конкуренцию на рынке торговли и услуг. На современном этапе рынок уже поделен и приход новых компаний возможен лишь при разорении основных конкурентов и то при условии больших финансовых вливаний, например, крупных российских компаний. Малому бизнесу в данных условиях при недостатке опыта, финансов и многого другого необходим поиск новых идей, т.е. формирование инновационного предпринимательства. На данном этапе многие компании ищут новые подходы для дальнейшего освоения рынка, а с учетом ограниченности республиканского рынка сбыта - выход в сопредельные регионы и страны. Монголия - вполне динамично развивающийся рынок, но российские и бурятские компании за последнее время растеряли свое преимущество перед другими зарубежными производителями из Китая, Европы и США. Не хватает именно новых идей, продуманной маркетинговой стратегии и отсутствуют знания национальных традиций и обычаев сопредельной страны.
Не менее важной задачей предприниматель-
ства является расширение реального производства, выпуск качественной и востребованной местной продукции. Среди местных товаропроизводителей выделяются следующие - ОАО «Бурятмясопром» (официальный поставщик Минобороны РФ), ООО «Байкальская мясоперерабатывающая компания» БМПК (колбасные изделия, полуфабрикаты), АО «Бурятхлебпром» (хлебобулочные, кондитерские изделия, пиво), ОАО «Байкалфарм» (водка, ликеры, бальзамы, чаи-таны), ЗАО «Кондитерская фабрика «Амта», ОАО «Аквабур» (безалкогольные напитки), Пивоваренная компания «Сибирь», ОАО «Молоко», ООО «Верхнеудинское пиво», ИП Козлова (пиво «Даринское»), ИП Кунгурова (растити-тельные и сливочное масла, майонез), ООО «Эко-Фуд» (мясные полуфабрикаты), мясоперерабатывающая фабрика «Селенга» и рыбзавод «Байкал» компании «Титан», СП «Байкальская лесная компания» и другие. Главная проблема многих производств - это недостаточность финансовых ресурсов, местного сырья и серьезная конкуренция с мировыми и российскими товаропроизводителями. Высокие цены на энергоносители серьезно отражаются на конечной цене местного продукта. Так, в Иркутской области выпускаемая продукция значительно дешевле, даже с учетом транспортных издержек, чем у местных производителей. В итоге многие сельскохозяйственные продукты выгоднее перерабатывать в Иркутской области и привозить для продажи в Бурятию.
Таким образом, рассматривая современное состояние бизнеса и перспективы развития Республики Бурятия, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи предпринимательства с социально-экономическими процессами, протекающими в республике. Предприниматели на современном этапе становятся локомотивом дальнейшего развития, но при этом необходима эффективная, выверенная политика местных и федеральных властей. Поддержка на государственном уровне предпринимательских инициатив позволит сделать необходимые шаги в сторону дальнейшего развития в Республике Бурятия.
Литература
1. Правительство введет новые меры поддержки малого и среднего бизнеса // Новая Бурятия. -2013.-9 янв.
2. О стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р // Собрание законодательства РФ. - 2010. № 4. 25.01. ст. 421.
3. О стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года. Постановление Правительства РБ от 15.12.2007 г. №410. http://egov-buryatia.ru/minpromtorg
Гельман Вячеслав Александрович, доктор исторических наук, доцент кафедры «Культурология и социокультурная антропология» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. E-mail: wigdan@mail.ru Тел.: 8(9021)603746.
Gelman Vyacheslav Aleksandrovich, doctor of historical sciences, associate professor, department of cultural science and sociocultural anthropology, East Siberian State University of Technologies and Management. E-mail: wigdan@mail.ru Тел.: 8(9021)603746.
УДК 93/99
© В.В. Доржеевя Культурно-просветительская работа среди женщин коренных народов Северо-Востока России (1920-1941 гг.)
В статье рассмотрены вопросы организации системы просвещения на Северо-Востоке России. Изучена проблема неграмотности и малограмотности среди женщин коренных малочисленных народов региона в довоенный период.
Ключевые слова: Северо-Восток, неграмотность, образование, кочевые народы, культурные базы, красные яранги, шко-лы-интернаты, женщины.
V. V. Dorzheeva
Cultural and educational work among women of indigeneous peoples in North-East of Russia (1920-1941)
In the article the issues of arrangement of educational system in the North-East of Russia have been considered. The problem of illiteracy and semiliteracy among women of indigeneous scanty peoples of the region during pre-war period has been studied.
Keywords: the North-East, illiteracy, education, nomadic nations, cultural background, red yarangas, boarding schools, women.
В первое послереволюционное десятилетие советское правительство, проводя политику женской эмансипации, обращало серьезное внимание на проблему женской неграмотности и малограмотности. Проходили съезды по ликвидации неграмотности, принимались постановления партии об усилении работы по советскому и коммунистическому просвещению работниц и крестьянок [1]. Был взят курс на привлечение женщин в педагогические учебные заведения.
Эти процессы практически не затронули Се-веро-Восток советской республики, территория которого охватывает территорию Камчатки, Чукотки, Магаданской области, северо-восточной части Якутии.
По данным переписи 1926-1927 гг., грамотными среди коренного населения региона были: у оседлых чукчей- 4% мужчин и 0,6 % женщин; у кочевников-чукчей - 0,3 % мужчин и 0% женщин. У оседлых эскимосов знали грамоту -17% мужчин и 2% женщин, у кочевых - 0,3% мужчин и 0% женщин. У кочевых чуванцев и юкагиров все женщины были поголовно неграмотны [2]. Аборигены Охотского побережья также были практически неграмотными. По сведениям 1925 г., среди кочующих тунгусов Ямского района (Охотское побережье) неграмотными были все женщины все мужчины в возрасте от 8 до 17 и старше лет [3].
Вектор государственной политики - ликвидация неграмотности среди взрослого населения
- отразился в решениях IX съезда Советов РСФСР (1924 г.) и в декрете ВЦИК от 10. 03. 1924 «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения». На местах власти пытались организовать систему образования, однако на Северо-Востоке страны дело двигалось крайне медленно. В отчете Дальневосточного краевого исполнительного комитета за 1925-1926 гг. приводятся данные: в Камчатском округе действовало 14 школ, в которых насчитывалось 18 учителей и 430 учеников, в Николаевском округе-4 школы, 4 учителя и 100 учеников [4]. Школы в крае посещали в этот период 206 коряков, 71 чукча, 50 эскимосов, 40 тунгусов, 34 якута, 12 ламутов [5]. При этом 23 учителя из 25 не владели туземными языками, преподавание велось на русском языке.
Образование женщин являлось важным фактором в формировании кадрового резерва в социалистическом строительстве. В Постановлении ЦК ВКП(б) «Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок» (1929 г.) рекомендовалось при разработке вопросов труда, культуры и быта выдвигать женский актив на руководящую работу, организовывать в республиках в более широких масштабах женские ликпункты (пункты ликвидации неграмот-