иных социальных условиях и т.д. По нашей оценке, миграционный потенциал русских в новом зарубежье ныне не привышает 5 млн человек [6].
Если не принимать решительных мер, то, по прогнозам исследователей, к 2050 г. население России составит приблизительно 101 млн чело-
век. Это значит, что в общей численности населения планеты доля ее населения составит примерно 1%. Россия будет отодвинута с 6 места, которое она занимает в настоящее время на 18 -в 2050 г. Об этом свидетельствуют данные приводимой ниже таблицы 3 [7].
Таблица 3
1950 г. 2000 г. 2050 г.
Ранг Страна Население (млн чел.) Ранг Страна Население (млн чел.) Ранг Страна Население (млн чел.)
1. Китай 554,7 1. Китай 1275,2 1. Индия 15312,4
2. Индия 357,б 2. Индия 11б,9 2. Китай 1395
СССР 178,5
3. США 157,8 3. США 2S5 3. США 408,7
4. Россия 102,7 4. Индонезия 211 ,б 4. Пакистан 348,7
5. Бразилия 171,8 5. Индонезия 293,8
б. Россия 145,б б. Нигерия 258,5
7. Бангладеш 254,б
8. Бразилия 233,1
9. Эфиопия 171
10. Дем. респ. Конго 151,б
11. Мексика 140,2
12. Египет 127,4
13. Филиппи- ны 127
14. Вьетнам 117,7
15. Япония 109,2
1б. Иран 105,5
17. Уганда 103,2
18. Россия 101,5
Доля России в мировом населении
4,10% | 2,40% | 1,10%
Сложившееся в Бурятии, как в целом в стране социально-демографическое положение детерминирует актуальность кардинального улучшения социально-экономического развития России, её регионов, принятия радикальных мер по стимулированию рождаемости, охране здоровья матери и ребенка, пропаганде семейных традиций, здорового семейного образа жизни. В Бурятии принят ряд важных программ «Дети Бурятии», «Концепция демографического развития Республики Бурятия», «Модернизация здравоохранения Республики Бурятия на 2011-2012 годы», их реализация будет, надо полагать, определенным шагом на пути к решению проблемы «сбережения народа».
Литература
1. Рыбаковский Л. Л. Региональная дифференциация результатов демографической политики России в 2006-
2008 гг. // Народонаселение. - 2010. - № 2. - С. 26.
2. Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала в условиях инновационной экономики // Народонаселение. - 2009. - № 3. - С. 22.
3. Приводится по: Бурятия. Официальный вестник. 3 сентября 2011. - С. 77.
4. 350 лет с Россией. Историко-статистический сборник № 01-01-28. Улан-Удэ, 2011. - С. 359-360.
5. Воробьева О.Д. Миграционная политика стран Содружества: необходимо и возможно / О. Д. Воробьева, А.В. Топилин // Народонаселение. - 2010. - № 2. - С. 87.
6. Рыбаковский Л.Л. Динамика населения России и ее компоненты в 2001-2025 гг. // Социс. - 2011. - №12. - С. 47-48.
7. Вишневский А.Г. Россия в мировом демографическом контектсте // Экономика региона. - 2008. - №2 (при-лож.). - С. 18-32.
Осинский Иван Иосифович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Osinskiy Ivan Iosifovich, doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 338.22(571.54)
© Ц.Ц. Чойропов, В.А. Гельман
Статья посвящена перспективам развития предпринимательства в контексте принятых социальноэкономических программ России, в том числе в Бурятии, показаны основные тенденции развития современного бизнеса. Проанализированы возможности и дальнейшие перспективы развития предпринимательства в регионе, стратегические направления современного бизнеса.
Ключевые слова: бизнес, программы государственной поддержки, инновационное предпринимательство.
Ts.Ts. Choyropov, V.A. Gelman MODERN PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF BUSINESS IN BURYATIA
Article is devoted prospects of development of business in a context of the accepted social and economic programs of Russia, including in Buryatiya, the basic tendencies of development of modern business are shown. Possibilities and the further prospects of development of business in region, strategic directions of modern business are analysed.
Key words: business, programs of the state support, innovative business.
Сегодня, в условиях все более интенсивного перехода к рыночным отношениям, ключевой фигурой становится предприниматель, активно и целеустремленно осваивающий новые сферы деятельности. Становление предпринимательства как социального явления и предпринимателей как новой социальной группы - важный вопрос. Его социальное изучение позволит предостеречь общество от многих проблем, а политиков от неверных шагов.
Предпринимательство - одно из новых для россиян явлений общественной жизни, которые принесли с собой экономические реформы. Предпринимательство - это целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала, информации и труда, чтобы добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными (институтами, обычаями) условиями того периода развития общества, который позволяет значительную степень свободы принятия решений [1].
Одним из основополагающих факторов, который оказывает наибольшее влияние на формирование и развитие современного предпринимательства, является политико-
экономический фактор. А после многих лет экспериментирования с государственно-
бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни в государстве является инициатива и творчество частного предпринимателя.
Рассматривая предпринимательство в регионе на современном этапе, можно проследить основные тенденции в развитии бизнеса Бурятии. Прошедшие за последние двадцать лет изменения в социальной и экономической структурах показали возрастающую роль малого и среднего предпринимательства. В то же время с изменением условий ведения бизнеса, увеличивающейся регламентацией его деятельности и созданием правовых рамок для бизнеса возрастает роль государственных структур. С одной стороны, провозглашается всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса государством, а с другой -заметны усиление налогового бремени, бюрократизация и формализация взаимоотношений между бизнесом и чиновниками, которые не способствуют нормализации их отношений. Предприниматели по-прежнему с настороженностью смотрят на инициативы государственной власти, предпочитая надеяться на собственные силы.
В 2011 году на реализацию республиканской целевой программы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства направлено более 1 млрд. рублей, в том числе 169,8 млн рублей выделено из республиканского бюджета, 244,6 млн рублей - из федерального и
592.1 млн рублей - из фондов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Господдержку получили 712 субъектов малого и среднего предпринимательства, 144-м из них оказана государственная поддержка в виде поручительства Гарантийного фонда на сумму
252.1 млн рублей, 85 субъектам - в виде микрозаймов на сумму 104,8 млн рублей, 51 получателю возмещена часть расходов, связанных с уплатой банковских процентов и лизинговых платежей, на сумму 24,4 млн рублей [2].
В рамках проведения республиканского конкурса «Лучший проект начинающего предпринимателя» зарождающимся малым инновационным компаниям предоставлены гранты до 500 тыс. рублей, субъектам малого бизнеса в приоритетных направлениях деятельности - до 300 тыс. рублей. В этом году гранты на сумму более 24 млн рублей предоставлены 73 субъектам, в том числе 23 малым инновационным предприятиям [3].
Флагманами экономики в республике стали ОАО «Улан-Удэнский авиазавод», Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод -филиал ОАО «Желдорреммаш», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», ЗАО «Улан-Удэстальмост», Улан-Удэнское отделение ВСЖД в РБ. Активно продвигаются вперед лидеры бурятского бизнеса МНПО «Байкалфарм», ИП В.В. Бредний (ТД «Титан»), ИП И.В. Шагдарова «Абсолют», ООО Торгово-строительная группа «СМиТ», «Вегос-М», ООО «Славия-тех», СП «Байкальская лесная компания» и многие другие. Республика начала позиционировать себя как туристская зона, начав строительство «Байкальской гавани» на Байкале и является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу.
Развитие малого и среднего бизнеса позволяет закрепить позитивные преобразования в социально-экономической сфере и расширить стратегические направления дальнейшего развития региона. Преобразования в 1990-е годы показали неэффективность прежней модели хозяйствования, республиканские крупные предприятия не смогли выдержать спад производства, вызванный отсутствием государственных заказов. Сокращение персонала, причем высококвалифицированных кадров, привело к социальной напряженности. И именно малый и средний бизнес помог удержать ситуацию и трудоустро-
ить невостребованных специалистов. В 2000-х годах, несмотря на положительные изменения в политической и социально-экономической сфере, в республике произошло сокращение крупных промышленных предприятий. В 2005 г. произошло банкротство и закрытие ОАО «Электромашина», ЗАО «Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура», в 2010 г. - ОАО «Бурятмясо-пром», ЗАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика», под вопросом стоит судьба ЗАО «Амта». Сокращение рабочих мест в таких условиях привело к увеличению численности безработных, а с учетом ограниченного рынка товаров и услуг в республике и заполненных в 1990-е г. ниш на рынке создание новых объектов малого и среднего бизнеса видится проблематичным. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса с целью его расширения сталкивается с объективными трудностями как экономического, так и психологического плана. Расширение малого и среднего бизнеса за счет поддержки безработных для решения проблемы занятости не дает положительного эффекта. Вовлечение населения по региональным программам в сферу предпринимательства не способствует качественным изменениям на рынке труда, так как по сравнению с предыдущим десятилетием произошло насыщение рынка услугами и товарами. Существенно уменьшились возможности занятия отдельными видами бизнеса, происходит выдавливание мелкого и среднего бизнеса Бурятии крупными игроками российских и международных компаний. В настоящее время акцент делается на развитие молодежного и инновационного предпринимательства. Рассматривая основные направления малого бизнеса в предыдущие годы, мы видим некоторые заметные сдвиги. Так, например, при опросе респондентов в Бурятии в 2004 и 2008 гг. выявилось, что наиболее привлекательными направлениями бизнеса были:
Таблица 1
Основные направления малого бизнеса в регионе
2004 2008
1. Торговля 38,4% 39,5%
2. Строительство, евроремонт 10,4% 9,2%
3. Переработка сельхозпродукции 9,3% 11,5%
4. Заготовка древесины 8,2% 8%
5. Оказание бытовых услуг населению 7,7% % % ,8 8,
6. Частный извоз 7,2% 8,9%
7. Туризм 4,2% 3,4%
На первом месте стоит торговля, наиболее нию с 2004 г. меняются некоторые приоритеты у
быстро окупаемая, а не производство, которое предпринимателей, на второе место выходит
требует больших капиталовложений. По сравне- переработка сельхозпродукции, развитие малого
бизнеса на селе дает свои результаты. Это в очередной раз позволяет говорить об аграрной направленности нашей республики, отсюда - перспективах развития АПК. В то же время почти отсутствует стремление заниматься производством, что опять же связано с высокими материальными затратами и другими объективными трудностями на долгосрочную перспективу. И поэтому для Правительства РБ стратегической целью становятся разработка и внедрение эффективных механизмов коммерциализации инновационных продуктов, повышение качества подготовки молодых специалистов, создание с участием молодежи малых инновационных предприятий. На первом этапе работы в этом направлении важными становятся предоставление комплексных образовательных, консультационных и информационных услуг по вопросам бизнеса, инновационной деятельности, защите промышленной и интеллектуальной собственности, авторских прав и охраны коммерческой тайны, налогообложения, кредитования, инвестиций, а также налаживание тесных контактов между образовательными учреждениями и бизнес-структурами для создания инновационного предпринимательства. Именно инновационное предпринимательство должно стать одним из главных стратегических направлений в социально-экономическом развитии региона, локомотивом движения всей экономики.
Известно, что социально-экономическое развитие Республики Бурятия строится на основе долгосрочного стратегического планирования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р принята «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». И в связи с утверждением Стратегии, важнейшим инструментом ее реализации становится федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», с продлением ее срока действия до 2018 года.
Главной целью стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития. Необходимо создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов Российской Федерации, расположенных на
указанных территориях, на основе природноресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний [4].
В Республике Бурятия в соответствии с распоряжением Правительства РФ разработана своя Стратегия социально-экономического развития до 2025 года, (постановление Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 г. за № 410). В 2011 году приняты среднесрочная Программа социально-экономического развития на 20112015 годы, утвержденная Законом РБ от 14.03.2011 № 1907-1У, и долгосрочная Программа социально-экономического развития на период до 2020 года, утвержденная Законом РБ от 14.03.2011 № 1903-1У, в которых определены приоритетные направления социально-
экономического развития. Они включают в себя развитие: минерально-сырьевого, туристско-
рекреационного, агропромышленного, лесопромышленного комплексов, инновационной деятельности, человеческого потенциала.
Стратегическая цель программ - повышение уровня и качества жизни населения на основе конкурентных преимуществ экономики республики. При динамичном экономическом росте для достижения данной цели и повышения конкурентоспособности экономики Республики Бурятия необходимо снизить уровень дотационно-сти региона с учетом соблюдения экологических требований на Байкальской природной территории.
К основным задачам, решаемым в рамках Проекта, относятся:
• создание новой индустриальной базы развития региона;
• снятие инфраструктурных ограничений для социально-экономического развития региона (строительство новых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры);
• стимулирование высоких темпов экономического роста в регионе;
• обеспечение дополнительного прироста валового регионального продукта;
• увеличение занятости экономически активного населения в регионе;
• рост доходов населения и повышение уровня жизни;
• увеличение доходной базы бюджетов всех уровней;
• развитие производства стратегически важных товаров;
• развитие новых производств по глубокой переработке добываемого сырья;
• диверсификация российского экспорта (как расширение его географии, так и увеличение номенклатуры производимых товаров);
• усиление позиций России в ЮгоВосточной Азии, в т.ч. за счет увеличения экспортных поставок российской продукции [5].
С учетом имеющегося природно-ресурсного потенциала, а также существующих производственных мощностей и кадровых резервов можно говорить о значительном потенциале дальнейшего развития таких отраслей, как горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс.
Перспективы дальнейшего развития республики напрямую связаны, прежде всего, с освоением природно-ресурсного и транзитного потенциала региона. Решение вопросов в развитии производственной инфраструктуры поможет разрешить дефицит энергетической, электросетевой и транспортной ее составляющих. Увеличение транспортной и промышленной освоенности региона будет способствовать развитию отраслей более глубокой переработки сырья и вовлечению в экономический оборот в настоящий момент недоступных месторождений молибденовых, алюминиевых, медно-никелевых, оловянных и иных руд.
Республика Бурятия является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу. Байкальский регион, частью которого является Бурятия, входит в пять наиболее привлекательных зон для иностранных туристов. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 68 «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» появилась возможность придать экономике региона новое качественное развитие через улучшение условий для организации туристического бизнеса и создание устойчивых конкурентных преимуществ в области отдыха и рекреации. В отличие от других регионов проект начинает приобретать реальные перспективы: сданы объекты первой очереди «Байкальской гавани», привлечены частные инвестиции в проект. В качестве перспективных территорий регионального значения определены «Тункинская долина» (Тункинский район), «Энхалук», «Южный Байкал» (Кабанский район), «Этнокольцо
Бурятии» (г. Улан-Удэ, Иволгинский, Тарбага-тайский и Заиграевский районы), «Северный Байкал» (Северобайкальский район), «Баргузин-ская долина» (Баргузинский район), а также «Курорты Курумкана» (Курумканский район). В то же время необходимо не забывать и об объективных трудностях туристического бизнеса на Байкале: короткий туристический сезон, резко континентальный климат, отсутствие развитой инфраструктуры сервиса и обслуживания.
Перспективным направлением остается и развитие агропромышленного комплекса в Республике Бурятия, который осуществляется в рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие АПК и сельских территорий Республики Бурятия на 2011-2017 гг. и на период до 2020 года» (Постановление Правительства Республики Бурятия № 444 от
19.10.2010 г.). Приоритетными направлениями в сельском хозяйстве являются развитие животноводства, рыбного хозяйства и растениеводства, переработка сельскохозяйственной продукции и др. Экологически чистые продукты несомненно найдут свое место на обширном рынке не только Бурятии, но и сопредельных регионов. Поддержка сельского производителя с расширением бизнеса на селе позволит не только решить вопросы занятости населения, но и разрешит многие социальные проблемы, в том числе и сокращения алкоголизации населения.
Как мы видим, перспективы бизнеса в Республики Бурятия вполне реальны и при должной государственной поддержке осуществимы. Государственные гарантии, согласуемые при переговорах о стратегии социально-экономического развития республики, значительно облегчат положение бизнеса. Ведь властям, чтобы выполнить их обязательства, придется прежде всего позаботиться о состоянии общенациональной, региональной, местной инфраструктуры, от которой во многом зависит эффект и рост деловой активности населения. Если же и это не сделает инициативу самих предпринимателей достаточно активной, администрация будет вынуждена привлекать их к реализации своих обязательств, в общем случае на основе рыночного партнерства.
Литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. -М.: Прогресс-политика, 1999. - 608 с.
2. Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 декабря 2007 г. № 419 «Республиканская целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства на 2008-2012 годы». Шр:/^оу-buryatia.ru/minpromtorg.
3. Официальный сайт министерства промышленности и торговли Республики Бурятия, портал «Развитие малого предпринимательства Республики Бурятия», Шр:/^оу-buryatia.ru/minpromtorg.
4. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря
2009 г. N 2094-р «О Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.».
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 марта 2009 г. N 77-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Бурятия».
Чойропов Цырен Цыдыпович, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии Восточно-Сибирского государственного
университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Гельман Вячеслав Александрович, кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии и социокультурной антропологии Восточно-
Сибирского государственного университета технологий и управления, Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Choyropov Tsyren Tsydypovich, doctor of sociological science, professor, department of sociology and political science, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]. Gelman Vyacheslav Aleksandrovich, candidate of sociological science, associate professor, department of culturology and socio-cultural anthropology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 331.556.4 © З.А. Данилова
ФОРМЫ И СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ТРУДОВЫХ ИММИГРАНТОВ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
На основании проведенных исследований в регионе выявлены формы, стратегии приспособления внешних трудовых мигрантов. Исследование иностранных трудящихся осуществлялось преимущественно по группам: наемные рабочие и мигранты, имеющие свое дело. Изучены и индивидуальные стратегии адаптации иммигрантов. Стратегии адаптации иммигрантов рассматриваются в зависимости и от стран-выхода, времени проживания в принимающем обществе.
Ключевые слова: трудовые иммигранты, формы, стратегии, адаптивное поведение.
Z.A. Danilova
FORMS AND STRATEGY OF ADAPTATION OF LABOR IMMIGRANTS IN BAIKAL REGION
On the basis of the spent researches in region forms and strategies of the adaptation of external labor migrants are revealed. Research of foreign workers was carried out mainly on groups: hired workers and businessman. Individual strategies of adaptation of immigrants are studied also. Strategies of adaptation of immigrants are considered in dependence of type of countries-exits and residing time in an accepting society.
Key words: labor immigrants, forms, strategies, adaptive behavior.
Основная часть перемещений населения в мире является трудовой, и миграционный обмен между странами и регионами происходит преимущественно с целью трудоустройства на более выгодных условиях в стране-резиденте.
Трудовые миграции носят добровольный характер и способствуют более равномерному распределению рабочей силы в социальном пространстве, перераспределению ее между трудоизбыточными и трудонедостаточными территориями. Маятниковые и сезонные территориальные перемещения особенно характерны для трансграничных территорий.
В трансграничных регионах России, в том числе Байкальском регионе (БР), включающем территории Республики Бурятия, Иркутской об-
ласти и Забайкальского края1, данные процессы протекают достаточно интенсивно.
В противоречивой палитре мнений о миграционных процессах доминирующим является мнение о том, что труд иностранных рабочих экономически выгоден для страны. В обществе важным представляется поиск и расстановка разумных акцентов в миграционной политике, не ущемляя интересы россиян. Для ликвидации дефицита и формирования собственных human resources (от англ. трудовые ресурсы) потребуется определенное время. Для поступательного
*На момент обследования - Читинская область. Забайкальский край образован 1 марта 2008 г. в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.