УДК: 332.135
АГЛОМЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ Г. УЛАН-УДЭ
© Статных Евгений Александрович, магистрант, Бурятский государственный университет 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
© Хандархаев Алексей Сергеевич Бурятский государственный университет 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
В докладе о перспективах урбанизации, подготовленном и представленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН более 54% населения мира на сегодняшний день составляют жители городских районов. К 2050 году горожан будет насчитываться более 6,3 миллиардов что составит около 66% населения планеты.
Ускоренные процессы урбанизации, повышение уровня благосостояния граждан приводят к усилению темпов социально-экономического развития территорий, которые в свою очередь требуют проведение новой региональной политики, приспособленной к новым экономическим вызовам.
Город Улан-Удэ является центром республики, в нем находится крупнейший транспортный узел, а также сосредоточены финансы, образовательный и научный потенциал. В результате естественного развития, столица превратилась в центр притяжения, границы с близлежащими муниципальными образованиями практически стёрлись, люди постепенно перебираются в центр. Наличие общих проблем и общих задач заставляют местных властей искать эффективные способы взаимодействия.
Ключевые слова: агломерация, Улан-Удэ, развитие территории, инновации.
Агломерация представляет собой форму межмуниципального сотрудничества, целью которой является эффективное совместное решения общих вопросов. Основная цель территориального планирования агломерации — наиболее разумное и комфортное обустройство ее территории, создание разнообразной, привлекательной, живой, рациональной и сбалансированной среды, в которой люди хотели бы жить, работать и отдыхать.
С точки зрения государственного и муниципального управления под агломерацией понимается механизм совместного развития территорий, входящих в состав агломерации.
В контексте инновационно-стратегического подхода к территориальному планированию расселения и населенных мест определенный интерес представляют понятия агломерации, трактовки которых даются в работах Е. Н. Перцика и М. Я. Вильнера. Е. Н. Перцик рассматривает городскую агломерацию как «систему территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и техни-
ческой инфраструктурой»; качественно новую форму расселения, «особый продукт современной урбанизации» .
«Инновационная агломерация — это система расселения, в архитектурно-планировочную организацию которой внедрены научные, технические, художественные и проектно-творческие новшества в целях получения социально-экономического эффекта от градостроительной координации развития населенных мест, устойчивого повышения качества жизни людей и среды поселений».
Инновационная агломерация позволяет достичь следующего агломера-тивного эффекта:
• повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;
• регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы и города-ядра агломераций;
• вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и «оператора» глобальных финансовых потоков;
• контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру.
Агломерационные формы расселения возникают, как правило, на базе крупного города, от которого во многом зависят целостность агломерации, интенсивность взаимодействия ее компонентов. Высокая интенсивность взаимодействий между городами и поселениями, входящими в агломерацию, и с городом-центром, обеспечивающая целостность жизненной среды, позволяет говорить о том, что данная форма расселения характеризуется не только общностью территории, но и единством требований и потребностей, предъявляемых социумом к равнодоступности благ.
Формирование агломераций имеет объективный характер и отвечает тенденциям концентрации производительных сил и форм общения, дает положительный эффект через развитие межселенных транспортных связей, активизацию предпринимательской деятельности, благоустройство пригородных территорий и другие позитивные изменения, направленные на повышение уровня жизни населения.
Агломерационные процессы обеспечат равную доступность населения агломерации, не зависимо от места проживания, к рынкам труда и объектам социальной инфраструктуры.
Развитие агломераций будет способствовать усилению концентрации человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов и их эффективному использованию на данной территории, что позволит формировать данные территории как зоны опережающего экономического роста.
Реализация мероприятий по созданию современных дорожных и транс-портно-логистических инфраструктурных объектов обеспечит повышение связанности территорий внутри агломераций, повысит мобильность населения, увеличит скорость товаропотоков, сократит логистические издержки.
Развитие агломераций позволит обеспечить ускоренный приток инвестиций в муниципальные образования, оптимизировать многие статьи бюджетных затрат, снизить необоснованную конкуренцию между входящими в агломерацию муниципальными образованиями. Будет формироваться скоординированная градостроительная, инвестиционная, экологическая и инфраструктурная политика, усилятся возможности специализации территорий.
Повысится качество управления территорией. В межмуниципальные органы управления можно будет привлекать специалистов более высокой квалификации с учетом возможностей обеспечения более высокого уровня оплаты труда, проектного и экспертного режима работы, в связи с отсутствием ограничений, применяемых для муниципальных и государственных служащих.
Кроме того, важный эффект от развития агломераций — это повышение уровня и качества жизни людей, а именно, рост среднего уровня заработной платы, улучшение городской среды, качества социального обслуживания, общий рост доходов населения. В результате всё это отразится на стабилизации демографической ситуации региона.
По прогнозу ООН, к 2025 году в России будет 11 городов с населением более миллиона человек. В 10 из них будут проживать от 1 до 5 млн. жителей. Городское население России составляет 73% — 103,7 млн. человек, при этом в агломерациях проживает 62,5% городского населения и 45,1% всего населения России. Происходит «стягивание» населения в ведущие узлы опорного каркаса территории, каковыми являются, прежде всего, крупные города и формирующиеся на их основе агломерации.
В отличие от ряда зарубежных стран, в России официальный статистический учёт агломераций не ведётся, а всеэкспертные оценки состава и численности агломераций являются авторскими и разнятся.
Практика реализации агломерационных процессов в России начала реали-зовывать относительно недавно. Импульс развитию был дан при разработке прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России. В нем рассмотрены два основных сценария развития страны: инновационный и консервативный (ресурсно-сырьевой), которым соответствует определенная политика пространственного расселения населения. Инновационный сценарий ориентируется на «достижение стратегических приоритетов развития страны, ...опирается на создание современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса». В качестве территориальной основы сценария инновационного прорыва рассматриваются агломерации, в первую очередь крупнейшие города — ядра агломераций, концентрирующие научный, квалификационный, производственный потенциал. Перспективный тренд в государственной политике расселения — развитие существующих и формирование новых агломераций за счет улучшения коммуникационных связей и установления межмуниципального сотрудничества. Границы агломераций будут расширяться, и в зону их влияния будет попадать все большее
количество малых городов и сельских населенных пунктов. В региональных стратегиях-2030 в свете реализации инновационной политики идея поддержки агломерационных процессов получила конкретное развитие.
Далее, в 2013 г. Министерством регионального развития РФ был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации». Приказом Минрегиона РФ от 30 сентября 2013 г. N 415 была утверждена редакция Положения о Межведомственной рабочей группе по социально-экономическому развитию городских агломераций и организован отбор пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации. В настоящее время утверждено 16 пилотных проектов
Исходя из механизма определения агломераций Е.Е. Лейзеровича в современной России можно насчитать 64 географические агломерации, которые удовлетворяют, по меньшей мере, трем признакам :
• значительная людность (не менее 500 тыс. жителей);
• тесная сближенность поселений (общая площадь не более 45 тыс. кв. км а лучше около 30 тыс.);
• наличие между ними развитых путей сообщения. Список этих агломераций приведен в таблице.
Развитие агломераций — задача федерального масштаба. Если говорить о видении на государственном уровне конкретных мест локализации перспективных агломерационных процессов в России, то, прежде всего, нужно говорить о приоритетах, зафиксированных в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.
Стратегия Дальнего Востока и Байкальского региона:
Хабаровская и Иркутская.
Стратегия Сибири:
ядра перспективных городских агломераций — гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск
Стратегия Уральского федерального округа:
агломерации Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.
Стратегия Приволжского федерального округа:
Казанская, Нижегородская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Саратовская, Уфимская агломерации
Стратегия Южного федерального округа :
перспективные агломерации — Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Восточно-Донбасская, Сочинская.
Стратегия Центрального федерального округа :
Московский регион как столичный и агломерационный центр мирового значения.
Стратегия Северо-Западного федерального округа :
агломерация Санкт-Петербурга и перспективная агломерация «Вологда — Череповец» — крупнейшие перспективные агломерации — Владивостокская.
Важно отметить особенность российского опыта строительства агломераций. У большинства из них отсутствует четкое понимание своей специфики и
направления развития, своей «самости» или «исторической миссии», у них есть четкое представление о росте урбанизации и необходимости решать проблемы, связанные с данным аспектом, в этом смысле данные территории не смогут в полным смысле в будущем отвечать бизнес запросам или запросам государства.
Попытки уточнения понятия городской агломерации предпринимаются в том числе в наднациональном масштабе. Например, «в ЕС за точку отсчета, дающую территории право считаться агломерацией, принята численность населения 250 000 жителей. Кроме того, в ЕС проводится дифференциация агломераций по численности населения. Так, например, более крупные городские агломерации именуются метрорегионами (те^ороШапагеа, Metropolregюnen)». Этот термин утвердился, в частности, при обозначении европейских метрорегионов. В то же время и на европейском уровне обращает на себя внимание достаточная условность предлагаемых критериев выделения и разграничения городских агломераций.
Из зарубежного опыта наиболее важным представляется опыт Франции, поскольку имеются схожие условия формирования агломераций.
Французские коммуны обычно небольшого размера с малым количеством жителей. «В среднем площадь французской коммуны — 14,88 км2, численность населения — 1 722 человека. Кроме того, 31 927 из 36 682 французских коммун (т. е. 87 %) насчитывают менее 2000 жителей. Как следствие, мелкие сельские коммуны, не в состоянии самостоятельно решать такие вопросы как управление отходами, снабжение питьевой водой, строительство крупных объектов (бассейны, например)». Межмуниципальное сотрудничество дает возможность коммунам образовать сообщество, позволяющее совместно реализовывать некоторые полномочия, сокращая количество уровней управления.
Во всех формах структур меж муниципального сотрудничества есть коллегиальный орган, принимающий решения и состоящий из депутатов сообщества или синдиката; бюро (узкий комитет, объединяющий, как правило, мэров коммун).
Набор полномочий структур меж муниципального сотрудничества зависит от их статуса. Закон предъявляет более жесткие требования к сообществам коммун. Так, «сообщества коммун, агломерации и городские сообщества имеют как обязательные, так и факультативные полномочия. Например, образуя сообщество коммун, коммуны должны передать межмуниципальному объединению два обязательных полномочия (экономическое развитие и развитие территории) и одно факультативное полномочие среди шести, в которые входят, например, водоотведение, дорожная сеть. Другие структуры меж муниципального сотрудничества имеют больше обязательных полномочий и, следовательно, большую степень интеграции. В соответствии с законодательством, при желании коммуны могут передать и другие полномочия».
Для реализации своих задач структуры меж муниципального сотрудничества получают финансовые ресурсы из различных источников. Основной финансовый источник одинаков для всех типов структур меж муниципаль-
ного сотрудничества — это доходы от оказания коммунальных услуг, государственная поддержка, остальные зависят от типа структуры.
Поэтому особенно актуальным развитие агломераций является для регионов Сибири и Дальнего Востока, где массовый отток населения, начавшийся в 90-х гг., в южные и западные районы страны породил демографический кризис. Остановить этот процесс возможно, лишь обеспечив качественно новые условия жизни, которые убедят население не покидать территорию.
Разработку модели Улан-Удэнской агломерации невозможно сделать без анализа ее муниципальных образований в разрезе экономики и социальной сферы. Анализ социально-экономического развития муниципальных образований необходим для определения экономического потенциала агломерации, кроме того данный аспект позволит нам определить конкурентные преимущества, проблемы, возможности и потенциальные угрозы, а также в соответствии с выявленными особенностями определить основные направления развития и систему управления всей агломерацией.
Анализ социально-экономического развития осуществлялся на основе статистической информации Федеральной службы статистики о степени достижения целевых показателей, установленных в программах социально-экономического развития муниципальных образований на период 2011-2015 гг. за 2015 г.
Согласно разрабатываемому проекту Улан-Удэнской агломерации в ее состав должны войти пять муниципальных образования в своих границах (особенность и механизмы делимитации границ описаны в третьей главе):
1. городской округ Улан-Удэ;
2. Иволгинский район;
3. Тарбагатайский район;
4. Заиграевский район;
5. Прибайкальский район.
г. Улан-Удэ
Фактический объём доходов бюджета г. Улан-Удэ составил 6 млрд 507 млн руб., в том числе межбюджетные трансферты — 3 млрд 345,5 млн руб., налоговые и неналоговые доходы — 3 млрд 161,5 млн руб.
В течение 2015 года на обоих предприятиях отрасли наблюдается постепенное наращивание объёмов производства и, соответственно объёмов отгрузки.
По итогам отчётного периода ЗАО «Улан-Удэстальмост» находится в непростом финансовом положении — из-за отсутствия необходимого объёма контрактов и нехватки оборотного капитала.
В связи с этим в отчётном периоде отгружено продукции на сумму всего 319,51 млн руб. или 29,0% к прошлому году. По оперативным данным произведено продукции в натуральном выражении 4 609 тонн (для сравнения 14 750 тонн в прошлом году в этот же период). На предприятии наблюдается сокращение численности работников на 25% из-за отсутствия работы и снижения в связи с этим заработной платы.
Иволгинский район
Иволгинский район расположен на левом берегу реки Селенги, имеет общую границу с городской чертой г. Улан-Удэ. Район граничит с Кабанским, Прибайкальским, Заиграевским и Тарбагатайским районами.
Через села Сотниково, Ошурково, проходит федеральная транзитная автотранспортная магистраль Иркутск-Улан-Удэ. По территории Иволгинского района проходит автомобильная магистраль федерального значения Улан-Удэ — Кяхта.
По территории Оронгойского сельского поселения проходит Восточно-Сибирская железная дорога.
Размер средней заработной платы составляет 21,7 тыс. руб. Уровень общей безработицы составил 9,2%, уровень регистрируемой безработицы составил 0,9 %. Рост безработицы связан со значительным сокращением на крупных городских предприятиях, среди работников которых много ивол-гинцев, а также со значительным миграционным приростом.
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг промышленного производства составил 982,4 млн руб. или 104,6% от уровня прошлого года. В сфере «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», рост объемов производства составило 7,6%. Также рост производства отмечен в сфере «Обработка древесины и производство изделий из дерева» на 34,5% по сравнению с прошлым годом или на 20 млн руб. больше. Отмечен рост объемов производства по сравнению с прошлым годом в сфере пищевой промышленности на 11,6%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам первого полугодия составил 836 млн. руб., что выше уровня прошлого года на 17,7%, рост был обеспечен за счет роста цен на продукты питания. Также за счет внедрения капельного орошения этим летом удалось избежать значительных потерь в овощеводстве, засуха нанесла урон в основном кормовым культурам. Также за счет субсидирования КФХ и ЛПХ с маточным поголовьем 10 голов и более на приобретение кормов удалось сохранить поголовье скота.
Заиграевский район
Заиграевский район расположен в юго-восточной части Республики Бурятия. Площадь района составляет 6605 км2.
По территории района проходит Транссибирская магистраль. Также район покрыт сетью автомобильных дорог межрегионального и республиканского значения, обеспечивающих транспортное сообщение с соседними регионами: Иркутской областью и Забайкальским краем, а также — с муниципальными районами республики: Кижингинским, Хоринским, Мухоршибирским.
За 2015 год объем инвестиций в основной капитал составил 1973,0 млн руб., к программе 132,5%, к 2014 году — 170,6%. Объем инвестиций представлен в таблице 1:
По итогам 2015 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района составили 230,7 млн руб. (без учета доп. норматива по НДФЛ), к уровню 2014 года 98,5 %.
За отчетный период 2015 года среднемесячная заработная плата по сравнению с соответствующим периодом 2014 года увеличилась на 8,4 % и составила 19816,5руб.
Объем промышленного производства за 2015 год составил 1200,2 млн руб., к программе — 93,8%, к 2014 году — 78,9%.
Тарбагатайский район
По своему географическому расположению относится к центральным районам и занимает площадь 330,4 тыс. га, в том числе: сельскохозяйственные угодья 85,1 тыс. га., приусадебные земли 4,7 тыс. га., лесов и кустарников 216,7 тыс. га., прочие земли 23,9 тыс. га.
Объем промышленного производства за 2015 года составил 728 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 5%, в том числе увеличение к плану составило 9,9%.
В структуре промышленной продукции основная доля или 65,7% приходится на пищевую промышленность, 17,6% — на добычу полезных ископаемых, 9,1% — на обработку древесины и производство изделий из дерева, 7,6% — на производство и распределения электроэнергии, газа и воды.
С начала 2015 года во всех категориях хозяйств произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 833,9 млн руб., повышение к аналогичному периоду прошлого года составило 2,1%, к плану 0,3%.
Прибайкальский район
По итогам 9 месяцев 2015 года в районе проживает 26,90 тыс. человек. Численность занятых в экономике района составила за отчётный период 12,153 тыс. человек.
Объем инвестиций в основной капитал за отчетный период составил — 957,5 млн руб., в том числе внебюджетные инвестиции 476,66 млн руб.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение объема инвестиций, в связи с окончанием реализации крупного проекта строительства 2-цепной ВЛ 220кВ «Татаурово-Горячинск-Баргузин».
Наибольший удельный вес в структуре инвестиций приходится на индивидуальное жилищное строительство, строительство Досу-го-Образовательного центра в селе Турка, реализация инвестиционного проекта в ОАО «Байкальская лесная компания», приобретение автотранспорта ЗАО «Кремний» филиал «Рудник «Черемшанский», а также строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань».
В целом, 2015 год для района, в силу неблагоприятных погодных условий, выдался напряженным. Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 408,5 млн руб., что ниже уровня прошлого года на 21,1%.
Анализ социально-экономического положения муниципальных образований Улан-Удэнской агломерации позволяет нам определить конкурентные преимущества, а также проблемы агломерации. Эти данные позволяют выделить приоритетные отраслевые специализации каждой территории, а также разработать
эффективный механизм управления, что в свою очередь позволит эффективно развивать территорию всей агломерации. Данный аспект детально описывается в третьей главе.
В результате комплексного анализа социально-экономического развития территорий Улан-Удэнской агломерации были выявлены конкурентные преимущества и проблемы с целью определения возможностей и основных направлений развития и управления агломерацией.
Факторы «внутренней среды» Улан-Удэнской агломерации.
1. Общие социально-экономические проблемы. К наиболее актуальным и нерешенным проблемам, относятся:
- ухудшение демографической ситуации (небольшой прирост населения не может говорить об устойчивой смене тенденций последних 15 лет, и здесь должна учитываться ситуация по республике в целом);
- низкий уровень показателей репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных;
- низкий уровень обеспеченности местами детей в дошкольных учреждениях;
- слабая материально-техническая база учреждений образования, здравоохранения и культуры.
2. Промышленность. Наличие существенных структурных проблем в промышленности объясняется отсутствием собственной ниши в системе разделения труда. В советские годы ее специализация была распылена по нескольким направлениям — ВПК, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность. Однако масштаб производства в этих видах деятельности был невелик и не задавал экономическую специализацию городу.
3. Проблемы транспортного комплекса и связи:
- низкий объем услуг воздушного транспорта: существует необходимость серьезной модернизации Улан-Удэнского аэропорта;
- изношенность транспортных средств, технологическое отставание технических средств и недостаток инвестиций для нормального воспроизводства инфраструктуры;
- негативная динамика развития транспортной инфраструктуры, в итоге приводящая к неудовлетворительной транспортной обеспеченности города.
4. Основными факторами, препятствующими наиболее полному и эффективному использованию туристских объектов, являются:
- низкая конкурентоспособность отрасли, обусловленная низким качеством туристических услуг, слабой информационной поддержкой туристического имиджа города;
- низкие темпы развития объектов туристской инфраструктуры.
5. Основными проблемами при развитии малого предпринимательства агломерации:
- слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- слабое развитие схем микрофинансирования субъектов малого предпринимательства.
6. Проблемы охраны окружающей среды. Основные проблемы в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
- загрязнение воздушной среды;
- наличие экологически опасных хозяйственных объектов;
- не развиты системы сбора и использования вторичных ресурсов, твердых бытовых отходов, их хранения и обезвреживания.
7. Низкая инвестиционная привлекательность. Эта проблема, являясь следствием наличия предыдущих, еще больше закрепляет экономические проблемы города, затрудняя получение финансовых ресурсов для проектов и программ экономического развития.
Факторы «внешней среды» агломерации
Угрозы
Существующие ограничения стратегического развития агломерации обусловлены как факторами экономико-географического характера, так и внутренними социально-экономическими факторами:
1. Неэффективность экономики, обусловленная в основном проблемами экономики Республики Бурятия:
- уязвимостью экономики сырьевой специализации республики, что связано с ограниченностью доступной лесосырьевой базы, ухудшением уровня воспроизводства сырьевой базы в золотодобыче и других минерально-сырьевых отраслях;
- отсутствием конкурентоспособной узкоспециализированной ниши в мировой системе разделения труда;
- неконкурентоспособностью промышленности с гипертрофированной ролью предприятий военно-промышленного комплекса;
- отсутствием дешевых ресурсов для обеспечения производственного процесса;
- изношенностью инженерной инфраструктуры.
2. Моральный и физический износ действующих основных фондов продуцирует выпуск продукции, жизненный цикл которой близок к завершению. Низкий уровень капиталовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую производительность труда и рентабельность отраслевого производства.
3. Относительно низкая инвестиционная привлекательность, а также низкое качество городской среды в современных условиях снижают конкурентоспособность на рынке капитала и сдерживают поступление внешних (в т.ч. иностранных) инвестиций. Главный город республики не является привлекательным и конкурентоспособным в качестве логистического терминала финансовых и торговых потоков или в качестве центра рекреации и досуга.
Конкурентные преимущества агломерации.
Основу для стабильного экономического и социального развития в долгосрочной перспективе определяют конкурентные преимущества.
Геостратегическое положение агломерации
Среди основных факторов межрегиональной конкурентоспособности особое место занимает ее местонахождение на перекрестке торговых, транспортных путей Востока и Запада.
Байкальский макрорегион представляет собой своеобразные «транспорт-но-коммуникационные ворота» России в страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Агломерация является опорным транспортным узлом Байкальского макрорегиона (включая и Монголию).
Фактор роста конкурентоспособности города — этнокультурные особенности Бурятии как центра буддизма в России, центра старообрядчества.
Экономические факторы конкурентоспособности.
Город Улан-Удэ стягивает на себя основной экономический потенциал Республики Бурятия, именно в городе сосредоточен ее образовательный и технологический потенциал, формируется налоговая база. Субъектом экономического развития города выступают муниципальные структуры управления, которые, во-первых, привлекают к процессу развития компетентных представителей городского сообщества в рамках муниципально-частного партнерства (МЧП), а во-вторых, взаимодействуют с административными структурами более высокого уровня (республиканскими и федеральными).
1. Возможность совершенствования структуры экономики, ориентируя социально-экономическое развитие города на поддержку и стимулирование:
- перспективных экспортоориентированных производств;
- производств, обладающих большим научно-техническим потенциалом, способных конкурировать на мировом и внутрироссийском рынках;
- производств, имеющих важное значение для внутриреспубликанского рынка (пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение).
2. Использование возможности туристско-рекреационной ОЭЗ «Байкальская гавань» создает для агломерации условия для развития разнообразных туристических услуг и формирования полноценной индустрии туризма.
3. Наличие международного аэропорта, регионального участка Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали создают необходимые условия для организации транзитного товаропотока и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.
4. Приграничное положение агломерации (близость границы с Монголией) дает возможность для создания логистических сервисов по обслуживанию растущего внешнеторгового оборота РФ со странами СВА.
Социальный потенциал.
1. Комфортный и дружественный этно-социальный климат, характеризующийся низкой конфликтностью.
2. Наличие свободной рабочей силы.
3. Относительно высокий образовательный уровень населения.
Внутренняя среда
1. Целостная среда исторических кварталов центральной части города с высоким качеством архитектурного облика зданий, многофункциональным использованием, благоустройством и планировкой, ориентированной на пешеходную доступность основных центров активности;
2. Территории, находящиеся рядом с сохранившимися историческими объектами, подходящие для развития общеагломерационного центра: центр города, Иволгинский район (Дацан), Тарбагатайский район (комплекс старо-
обрядческих объектов культуры), Заиграевский район (Комплекс природных объектов, древних поселений людей).
3. Обширные территории, пригодные для нового строительства: свободные участки с возможностью обеспечения транспортной и инженерной инфраструктурой на периферии города и зоны реконструкции в его центре;
4. Включение природных ландшафтов непосредственно в городское пространство: пойменные и прибрежные территории, городские леса, склоны гор;
5. Значительная насыщенность объектами гуманитарной инфраструктуры образовательными центрами и музеями;
6. Объекты старообрядческой культуры;
7. Иволгинский дацан;
8. Уникальные архитектурные сооружения;
6. Многофункциональная рекреационная территория — Верхняя Березовка, расположенная в непосредственной близости от городского ядра;
7. Уникальный характер рельефа местности с многообразием панорамных видов и перспектив на городскую застройку и окружающий природный ландшафт, являющийся основой формирования выразительного силуэта города.
Проведенный анализ конкурентных преимуществ и проблем позволяет нам видеть перспективы создания и основные направления развития агломерации. Улан-Удэнская агломерация должна позиционировать себя как крупное муниципальное образование с диверсифицированной экономикой:
• культурное, историческое муниципальное образование — центр туризма;
• крупный транспортно-логистический центр;
• крупный промышленный центр;
• агропромышленный центр;
• крупный деловой центр.
Данные аспекты агломеративного развития описываются в третьей главе.
Стоит отметить проблемы или барьеры, существующие на текущий момент и препятствующие развитию агломераций в России. Они связаны с отсутствием на настоящий момент законодательно закрепленных механизмов, способствующих формированию городских агломераций и стимулирующих новые формы межмуниципального взаимодействия.
Действующее российское законодательство не определяет организационно-правовые основы развития агломераций:
• совместное осуществление тех или иных муниципальных функций;
• финансирование совместной деятельности;
• система управления агломерацией
Данный аспекты межмуниципального взаимодействия, как правило, в каждом конкретном случае решается по-разному.
Нельзя не отметить наличие ряда ограничений и противоречий в законодательстве разных отраслей, без снятия которых эффективная кооперация муниципалитетов оказывается затруднительной.
«Развитие межмуниципальной хозяйственной кооперации сдерживают и существующие в российском законодательстве ограничения для органов публичной власти по формированию имущественных взносов в уставной капитал учреждаемых ими хозяйствующих субъектов. Все возможные формы отчуждения муниципального имущества в пользу межмуниципальных организаций требуют по закону проведения открытых публичных торгов. Учитывая, что обособление муниципального имущества с целью его передачи юридическим лицам в соответствии со ст. 217 ГК РФ может осуществляться только в порядке, предусмотренном федеральным законом о приватизации, в результате конкурсов или торгов имущество может перейти в собственность любого покупателя, и совершенно не обязательно — межмуниципальной организации».
Литература
1. Богомолов А. В. Западный опыт расширения границ городских агломераций / А. В. Богомолов, А. Г. Дрожжина, В. А. Малий // Сборник конференций НИЦ Социосфера: сб. науч. ст. / Финансовый университет при Правительстве РФ. М.,
2014. № 57-2. С. 89- 90.
2. Волчкова И. В. Московская агломерация: состояние и основыне тенденции развития / И. В. Волчкова, Н. Н. Минаев // Экономика и предпринимательство. 2014. №2. С. 104-109.
3. В Бурятии разработали программу импортозамещения [Электронный ресурс] // Agroday.ru: каталог продукции компаний, сельхоз производство и агропоставки. 2016. Режим доступа: http://agroday.ru/news/v_burjatii_razrabotali_programmu_ im-portozameshenija/ (дата обращения: 14.04.2016).
4. Герцберг Д. Я. Агломерации как объект экономической политики, государственного регулирования и территориального планирования / Д. Я. Герцберг // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 4. С. 98-106.
5. Гриценко Е. В. Городские агломерации: в поисках оптимальной модели территориальной организации (сравнительно-правовой анализ) [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «Отрасли права.рф». 2015. Режим доступа: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/1430 (дата обращения: 10.03.2016).
6. Данилова Ю. К. Городская агломерация: старое название — новое содержание / Ю. К. Данилова // Проблемы современной экономики. 2015. №25. С. 38-42.
7. Игнатьева А.В. Городские агломерации: проблемы и пути их решения / А. В. Игнатьева, Ю. Г. Кузнецов, А. Н. Максимов // Актуальные проблемы развития городских агломераций в Российской Федерации. Взгляд и позиция экспертов Союза российских городов: сборник научных статей / Союз российских городов. М., 2015. С. 1-4.
8. Ижгузина Н. Р. Эволюция теории агломерирования: от А.Вебера до наших дней / Н.Р. Ижгузина // Приоритетные направления развития науки и образования.
2015. №2. С. 390-292.
9. Пайгусов А. В. Перспективы развития агломераций в России / А. В. Пайгу-сов // Новый университет. Серия: актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 6-7. С. 83-85.
10. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство экономики РФ. 2013. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1e045965-51e7-43f9-929f-c81f1bce56ab/ %D0%BF2 %D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%
8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0 %BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=1e0459 65-51е7-43©-929^с8ШЬсе56аЬ (дата обращения: 27.03.2016).
11. Сборник Регионы России. Социально-экономические показатели. [Электронный ресурс] // Бурятстат. 2015. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения: 16.03.2016)
12. Шабышев В. А. Агломерация как инструмент организации межмуниципального сотрудничества в регионе / В. А. Шабышев, В. В. Меркурьев // Наука, образование, общество. 2015. №3. С. 78-87.
13. Экономический барометр [Электронный ресурс] // Министерство экономики РБ. 2015. Режим доступа: http://economy.govrb.ru/2015/napravleniyadeyatelnosti/ та-kroprognozirovanie/Economic_barometr.php (дата обращения: 17.03.2016).
AGGLOMERATION AS A WAY OF INNOVATION AREAS ON THE EXAMPLE ULAN-UDE
Statnikh Evgeniy Aleksandrovich, Graduate Student, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia E-mail: [email protected]
Khandarkhaev Aleksei Sergeevich Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia E-mail: [email protected]
The report on the prospects of urbanization, prepared and presented by the Department of Economic and Social Affairs, more than 54% of the world population today are residents of urban areas. By 2050, citizens will be more than 6.3 billion amounting to about 66% of the world population.
Accelerated urbanization, improving the welfare of citizens leads to increased rates of socio-economic development of territories, which in turn requires a new regional policy adapted to the new economic challenges.
Ulan-Ude is the center of the country, it is a major transportation hub, as well as focused finance, educational and scientific potential. As a result of the natural development of the capital has become a center of attraction, with neighboring municipalities practically erased the borders, people are gradually moving to the center. The presence of common problems and common challenges forced the local authorities to find effective ways of interaction.
Keywords: agglomeration, Ulan-Ude, territory development, innovation