Научная статья на тему 'Социально-экономические и правовые аспекты развития и интеграции бизнеса'

Социально-экономические и правовые аспекты развития и интеграции бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ / СРЕДНИЙ И КРУПНЫЙ БИЗНЕС / СТРУКТУРА БИЗНЕСА / КООПЕРАЦИЯ БИЗНЕСА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SMALL / MEDIUM AND LARGE BUSINESSES / BUSINESS STRUCTURE / BUSINESS COOPERATION / ECONOMIC CONTENT OF INTEGRATION INTERACTION OF SMALL AND LARGE BUSINESSES / GOVERNMENT REGULATION / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кидаева Эржена Эрдэм-баировна

Представлены социально-экономические и правовые аспекты функционирования субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Определены основные проблемы, направления развития и роль процессов интеграции бизнеса в экономике страны в целом и ее регионах. Представлены основные формы интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса. Проведен краткий обзор нормативно-правовой базы функционирования и развития бизнес-структур. Дан краткий анализ и оценка развития малого, среднего и крупного бизнеса в регионе и определены основные тенденции и перспективы развития бизнеса в Республике Бурятия, а также мероприятия стимулирования предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF BUSINESS DEVELOPMENT AND INTEGRATION

The article presents socio-economic and legal aspects of the functioning of the subjects of small, medium and large businesses. The main problems, development trends and the role of business integration processes in the economy of the country as a whole and in its regions are specified. The basic forms of integration interaction of small and large businesses are demonstrated. An overview of the regulatory framework for the operation and development of business structures is performed. A brief analysis and assessment of the development of small, medium and large businesses in the region is carried out. The key trends and prospects of business development in the republic of Buryatia, as well as measures promoting entrepreneurial activity are determined.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и правовые аспекты развития и интеграции бизнеса»

нам России». На сегодняшний день формальные правила, регламентирующие функционирование данного института, были дополнены и уточнены путём принятия разработанной в соответствии с решением правительства Российской Федерации долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Иркутской области на период до 2015 года». Мероприятия, выполнение которых предусмотрено данной программой, предусматривают механизмы поощрения строительных организаций и

предприятий по выпуску строительных материалов, соблюдающих правила института, например, путём предоставления грантов либо возмещения части процентной ставки по кредиту.

Но поскольку реализация мероприятий, предусмотренных программой, началась недавно, объективно и полно оценить то, насколько она поспособствовала росту эффективности функционирования института стимулирования жилищного строительства, будет возможно лишь спустя некоторое время.

Библиографический список

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 990 с.

2. Доступное жилье: Региональный аспект. Новые форматы. Новые подходы: материалы экспертного семинара (Иркутск, 26-27 мая 2011 г.). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 188 с.

3. Попова Е. Жемчужина неправильной формы [Электронный ресурс]. URL: http://designinfomarket.ru/node/557

4. Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/national_projects/realizaciya/

5. Строительные организации Иркутской области: каталог-справочник. Иркутск: Иркутскстат, 2010.

6. О компании «ВостСибСтрой» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vssdom.ru/about.html

7. Росреестр по Иркутской области зарегистрировал на 40% больше сделок с жильем [Электронный ресурс]. URL:

http://realty.irk.ru/analytics.php?action=show&id=8038

8. Отчёт Росстата о состоянии строительной отрасли за 2011 г. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publ ishing/catalog/statisticJournals/doc_1140096774766

9. Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Иркутской области на период до 2015 года»

10. Справка о деятельности ОАО "ИРЖА" в 1999-2010 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipoteka.irk.ru/page/about/info/

11. Старшинина Е. Иркутяне против уплотнения [Электронный ресурс]. URL:

http://pressa.irk.ru/friday/2006/38/006005.html#2

12. В Иркутске проходят публичные слушанья по корректировке генерального плана города [Электронный ресурс]. URL: http://www1 .irkutsk.ru/?doc=12537

УДК 338.22 (571.54)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ИНТЕГРАЦИИ БИЗНЕСА

Э.Э-Б. Кидаева1

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключеская, 40в.

Представлены социально-экономические и правовые аспекты функционирования субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Определены основные проблемы, направления развития и роль процессов интеграции бизнеса в экономике страны в целом и ее регионах. Представлены основные формы интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса. Проведен краткий обзор нормативно-правовой базы функционирования и развития бизнес-структур. Дан краткий анализ и оценка развития малого, среднего и крупного бизнеса в регионе и определены основные тенденции и перспективы развития бизнеса в Республике Бурятия, а также мероприятия стимулирования предпринимательской деятельности. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: малый, средний и крупный бизнес; структура бизнеса; кооперация бизнеса; экономическое содержание интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса; государственное регулирование; предпринимательская деятельность.

SOCIO-ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF BUSINESS DEVELOPMENT AND INTEGRATION E.E-B. Kidaeva

East-Siberian State University of Technology and Management, 40в, Klyucheskaya St., Ulan-Ude, 670013.

The article presents socio-economic and legal aspects of the functioning of the subjects of small, medium and large businesses. The main problems, development trends and the role of business integration processes in the economy of the country as a whole and in its regions are specified. The basic forms of integration interaction of small and large businesses are demonstrated. An overview of the regulatory framework for the operation and development of business struc-

1 Кидаева Эржена Эрдэм-Баировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления и управления персоналом, тел.: (3012) 413168, (3012) 269154, 89644029919, e-mail: [email protected]

Kidaeva Erzhena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Anti-Crisis Management and Personnel Management, tel.: (3012) 413168, (3012) 269154, 89644029919, e-mail: [email protected]

tures is performed. A brief analysis and assessment of the development of small, medium and large businesses in the region is carried out. The key trends and prospects of business development in the republic of Buryatia, as well as measures promoting entrepreneurial activity are determined. 1 table. 3 sources.

Key words: small, medium and large businesses; business structure; business cooperation; economic content of integration interaction of small and large businesses; government regulation; entrepreneurial activity.

Социально-экономические преобразования, основанные на трансформации отношений собственности и управления, обусловили становление многоукладной рыночной экономики, характеризующейся множеством форм собственности. Экономика любой страны представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обуславливают взаимное развитие друг друга. Экономика России представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих разнообразные товары и услуги, расположенных в различных субъектах Российской Федерации и отражающих региональные особенности каждого субъекта.

Изменилась структура субъектов социально-трудовых отношений (социо-статусные характеристики): значительно снизилась роль государства в регулировании деятельности промышленных предприятий, произошло формирование многочисленного и разнородного слоя частных собственников, работники государственных предприятий приобрели статус наемных работников, возникли новые представительные организации наемных работников.

Существующие и действующие в экономике предприятия и организации достаточно разнообразны с точки зрения организационно-правового устройства, масштабности, профиля деятельности, по условиям, целям и характеру функционирования.

Одни из них производят товары, нужные для жизни человека, - «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь и т.п.). Другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления, -транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги - хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

Развитие разнообразных форм хозяйствования, развитие предпринимательства в условиях конкурентных рыночных отношений требует постоянного мониторинга состояния и динамики развития, экономической оценки деятельности хозяйствующих субъектов.

Необходимость подключения механизмов интеграции в свете модернизации экономики и повышения эффективности ведения бизнеса очевидна. В настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизне-

сом, несмотря на то что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. Подобное нерациональное, с позиций мировой практики, соотношение между крупными, средними и малыми предприятиями, характерное для всех отраслей российской экономики, имеет свои исторические корни, связанные с советской плановой экономикой.

В рыночных условиях спрос определяет всё -объемы, ассортимент, качество и т.д. При этом интегральная эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса.

Эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики, как и её отдельных региональных и отраслевых секторов, также зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий.

В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса особую роль играет государство, которое предоставляет льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки.

Кооперация малого и крупного бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам. Следовательно, достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий.

В российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.

Рассматривая механизмы и экономическое содержание интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса, можно отметить следующее. На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или разработки некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного пред-

приятия);

2) инкубаторство ("выращивание" малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов - различных дочерних фирм, сохраняющих "родственные связи" с "родителями", образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически существенно зависящих от коренной структуры и т.д.).

Если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, то между предприятиями образуется экономический симбиоз, т.е. союз малого и крупного предприятий-партнеров по бизнесу, взаимовыгодный для обеих сторон.

Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений - от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности.

Одним из механизмов взаимодействия двух предприятий - малого и крупного на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме, является система франчайзинга.

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая "проникающая" способность, возможность локальных контактов и знание местных условий).

Франчайзинг в России не получил пока широкого распространения, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно широки. Сдерживание развития франчайзинга в России связано с рядом экономических проблем, таких как отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи-необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему, недоступность кредитных ресурсов, отсутствие стабильности и невозможность прогнозирования экономического развития страны в целом, а также рядом социально-психологических проблем.

Хотя франчайзинг - это экономический инструмент, и его проблемы, в первую очередь, следует искать в сфере экономики, в России развитие франчайзинга сдерживают, прежде всего, организационно-правовые проблемы, связанные с отсутствием соответствующей законодательной базы. Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и, в первую очередь, значительно усложняет возможность кредитования франчайзи, так

как при кредитовании франчайзинговой сделки франчайзер выступает гарантом франчайзи и должен показать банку прибыльность проекта.

Отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых странах мира. В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются гл. 54 ГК РФ, которая называется "Коммерческая концессия". Термин "франчайзинг" и "франшиза" в ГК РФ не употребляется. Следует отметить, что ведущие специалисты по франчайзингу в развитых странах резко критикуют сам факт появления гл. 54, считая, что наличие строгих, не всегда оправданных регламентаций будет сдерживать развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты. Тем не менее вслед гл. 54 ГК РФ было принято несколько нормативных актов, касающихся франчайзинга: постановление Госкомстата РФ от 4 ноября 2002 г. № 209 "Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 1 - лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)" (далее - Постановление № 209), Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730 "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)". Определение договора коммерческой концессии, содержащееся в ст. 1027 ГК РФ, в целом соответствует пониманию франчайзинга, сложившемуся в мировой практике. Правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, своего рода триаду прав: действовать под фирменным наименованием и (или) коммерческим обозначением правообладателя; использовать товарные знаки, торговые марки, знаки обслуживания и другие средства индивидуализации правообладателя; пользоваться принадлежащей правообладателю охраняемой коммерческой информацией. Понятие франчайзинга содержится также в Постановлении № 209, согласно которому "франшизингом или франчайзингом (коммерческой концессией) является передача или переуступка прав на использование некоторых видов промышленной собственности".

Права могут предоставляться в различном объеме, в связи с чем выделяются два вида франчайзинга:

- дилерский, при котором мелкая фирма торгует продукцией головной компании или предоставляет услуги от ее имени, получая определенную долю от объема продаж;

- корпоративный, когда помимо самостоятельного использования торговой марки, продукции или услуги пользователь (франчайзи) подключается к полному циклу хозяйственной деятельности головной компании.

Довольно редкие формы взаимодействия малых и крупных предпринимательских структур представляют собой инкубаторство и интрапренерство.

Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. Они образуются также из

самостоятельных хозяйственных субъектов, при этом обычно крупный объект является центром притяжения малого. Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации.

Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Обе стороны процесса заинтересованы друг в друге: контрактору нужны стабильные поставки, субконтракторам нужны долгосрочные заказы и постоянное сотрудничество.

В Российской Федерации механизм субконтрактации часто применяют малые и средние предприятия для организации собственного производства. В этом случае МСП самостоятельно производит только узлы, несущие в себе ключевые "ноу-хау" и осуществляет финишную сборку. Все остальные узлы и детали производятся на крупных предприятиях по субконтракту. Такой подход позволяет малым предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Декларируемые ныне такие формы кооперации крупного и малого предпринимательства, как привлечение малых предприятий к реализации государственного заказа, передача площадей и мощностей крупных предприятий малым фирмам и др., часто оказываются малоэффективными. Ситуация может быть изменена к лучшему, если на региональном и местном уровнях будут осуществляться специальные меры поддержки инвестиционной деятельности крупных и средних предприятий, а также целенаправленно предоставляться льготы (в том числе налоговые) тем из этих предприятий, которые осуществляют субкон-тракционные программы взаимодействия с малыми предприятиями. Такие программы - важный объект целевой поддержки со стороны профильных государственных структур.

Большие возможности кроются в такой форме поддержки производственно-кооперационного и иного взаимодействия малых и крупных предприятий, как развитие практики прямого и косвенного (субконтрак-ционного) привлечения малых предприятий к выполнению государственного и муниципального заказа.

Но, к сожалению, и здесь имеет место несовершенство законодательной системы, а именно отсутствие нормативных актов и методических документов о порядке участия малых предприятий в процедурах закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Говоря об экономике Республики Бурятия, необходимо сказать, что она представлена крупным, средним и малым бизнесом, сосредоточенным в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Функционирование предприятий в Республике, как и в целом по России в последнее время осуществлялось

за счет активизации интеграционных технологий, которые в свою очередь являются основным инструментом как инвестирования, так и конкуренции. Объединения предприятий стали движущей силой экономики России. Центральным инструментом интеграционных процессов выступают сделки слияния и поглощения, количество которых имело тенденцию увеличения, что объясняется не только стремлением к укрупнению капитала в условиях глобализации, но и стремлением улучшить положение компании в конкурентной среде, повысить её устойчивость и прибыльность, сделать бизнес более конкурентоспособным. Именно конкуренция вынуждает эффективно использовать имеющиеся ресурсы и искать новые инвестиционные возможности, снижать издержки и маневрировать между стратегиями противодействия конкурентам и преобразованием бывших конкурентов в партнеры. Таким образом, в Республике крупный бизнес представлен машиностроительной, добывающей, перерабатывающей, металлообрабатывающей, целлюлозобумажной, энергетической, топливной отраслями, пищевой и легкой промышленностью, а также лесоперрабатываю-щим и минерально-сырьевым комплексом. Основу промышленности образуют примерно 147 крупных и средних предприятий, на которых сосредоточен ее основной производственный потенциал и занято около 52,3 тыс. человек. Крупнейшими промышленными предприятиями являются:

• ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»;

• ОАО «Бурятзолото»;

• ГУП «Улан-Удэнский локомотивовагоноремонт-ный завод»;

• ЗАО «Улан-Удэстальмост»;

• ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное объединение»;

• ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат»;

• ОАО «Байкальская лесная компания»;

• ОАО «Разрез Тугнуйский»;

• ОАО «Бурятмясопром»;

• ЗАО Кондитерская фабрика «Амта»;

• ОАО «Макбур»;

• ОАО «Байкалфарм».

Промышленность опережает другие отрасли хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объему основных фондов. В настоящее время Бурятия производит и экспортирует: авиационную технику, мостовые металлические конструкции, древесину и целлюлозу, шерстяные ткани, строительные материалы, электрооборудование, мясные консервы, макароны, ликероводочные изделия и многое другое.

Что же касается регионального развития среднего и малого бизнеса, то в Республике по основным статистическим показателям - количеству малых предприятий, численности занятых на них, обороту, размеру инвестиций - созданы достаточно благоприятные условия для их развития. Конечно, есть сферы, где успешно работают предприятия малого и среднего бизнеса, и еще не заполнены перспективные ниши для дальнейшего развития уже имеющихся и органи-

Основные экономические показатели деятельности субъектов малого бизнеса

за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Число малых предприятий (на конец года), единиц 3565 4946 5747

Оборот малых предприятий, млн руб. 24484,0 31035,5 48140,8

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 28 31 46

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 1,2 1,8 1,9

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 1,0 1,5 1,5

Фонд заработной платы, млн рублей 2154,1 3188,1 5068,1

Основные средства по остаточной стоимости на конец года, млн руб. 2045 3496

Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника, рублей 6450 8524 9217

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 597,9 651,8 782,2

Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей), млн руб. 25096,9 32077,9 48366,0

Сальдированный финансовый результат, млн руб. +2350,5 +901,8

Число малых предприятий в расчете на 10 000 человек населения 37,1 51,5 59,9

зации новых производств. Направления деятельности разнообразны, что зависит от специализации региона. Развитие малого и среднего бизнеса в Республике имеет свои отличительные особенности и по структуре, и по сфере деятельности, имеет как свои положительные качества, так и недостатки. Одной из характерных особенностей развития субъектов малого бизнеса Республики Бурятия является то, что в числе малых предприятий преобладают частные фирмы (97,%), на долю предприятий других форм собственности приходится: со смешанной формой собственности (без иностранного участия) - 0,8%, предприятия со смешанной иностранной собственностью (без российского участия) - 1,0% и на совместные предприятия с российским и иностранным участием - 0,6%. Большинство малых предприятий, созданные с участием иностранных граждан, заняты в сфере торговли (20%), строительства (13%).

Малое предпринимательство решает важнейшую социальную задачу - обеспечивает работой экономически активную часть населения. На долю МП приходится 18,3 процента занятых в экономике Республики. Ниже в таблице представлены основные экономические показатели деятельности малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благоприятные условия развития субъектов малого и среднего бизнеса характеризуется также региональной нормативно-законодательной базой, льготами и преференциями, предоставляемыми на уровне субъекта. Действительно хорошо там, где органы государственной власти уделяют достаточно внимания малому бизнесу как эффективному инструменту для развития экономики, для решения социальных проблем и обеспечения занятости. В Республике накоплены свои наработки в формировании инфраструктуры поддержки предпринимательства. Существует порядка 17 различных форм господдержки малого бизнеса. Сформирован гарантийный фонд по кредитам субъектов малого предпринимательства на сумму около 365 млн рублей. Благодаря поддержке, выде-

ляемой из республиканского бюджета в 2008 г., было реализовано 22 инвестиционных проекта. Таким образом на уровне субъекта РФ, то есть в Республике Бурятия, в помощь развитию малого и среднего предпринимательства осуществляются различные виды поддержки, а именно: финансово-кредитная, административная, имущественная, консультативная, правовая и инвестционная, что безусловно отражается на показателях развития этого сектора бизнеса. Несмотря на вышеперечисленные положительные показатели, все-таки по количеству предприятий, структуре бизнеса Бурятия уступает многим регионам России. Поэтому следует обратить внимание на специфику региона, с учетом которой должен развиваться бизнес; определить приоритетные ее направления; оказывать информационную и административную поддержку предпринимателям не только в городских поселениях, но и в сельских. Что касается проблем развития крупного бизнеса, то среди основных - это высокая степень физического и морального износа, наличие значительного числа предприятий с устаревшим технологическим укладом. Обновление основных фондов и дальнейшее технологическое развитие возможно за счет привлечения инвестиций. Однако этот процесс достаточно тяжелый из-за различных факторов, в том числе связанных со сложностями предоставления гарантий Правительства РБ по причине дефицита бюджетных средств из-за повышенных затрат, связанных с "байкальским фактором". Поэтому решение инвестиционных проблем посредством принятия инновационных решений является приоритетным для развития крупного сектора экономики.

Таким образом, использование на практике представленных выше форм интеграции малого и крупного бизнеса на всех уровнях - межфирменном, межотраслевом, межрегиональном, международном, а также ее законодательное закрепление значительно бы ускорили процессы интеграции для динамичного и эффективного развития экономики страны в целом.

Библиографический список

1. Грибов В.Д. Основы бизнеса: учеб. пособие для экон. спец. вузов. М.: Финансы и статистика, 159 с.

2. Макроэкономика: Теория и российская практика: учеб. для экон. спец. вузов / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной; Фин.акад.при Правительстве РФ. Изд. 2-е,перераб.и доп. М.: КНОРУС, 679 с.

3. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года: приложение к Закону Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.buryatia.ru

УДК 338:001.895

ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ З.В. Колчина1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определена значимость правильного выбора инновационной стратегии компании для ее развития. Предложена методика выбора инновационной стратегии развития компании. Выделены направления инновационного развития компании. Рассмотрена суть условно-объективного и условно-субъективного подходов к выбору критериев оценки стратегий и к выбору инновационных стратегий. Выделены основные этапы подходов и методов, используемых в рамках каждого подхода (метода главных компонент, способа определения интегрального показателя оценки для инновационной стратегии, метода средних арифметических рангов, метода анализа иерархий). Определена роль метода парной компенсации в выборе приоритетной инновационной стратегии развития компании.

Ил. 3. Табл. 5. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: инновационная стратегия; принятие решения; условно-субъективный подход; условно-объективный подход; метод главных компонент; метод арифметических рангов; метод анализа иерархии; метод парной компенсации.

CHOOSING THE INNOVATION STRATEGY OF COMPANY DEVELOPMENT Z.V. Kolchina

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article determines the importance of the proper choice of the innovation strategy for company development. The procedure for choosing the innovation strategy for company development is proposed. The courses of company innovation development are identified. The essence of conditionally objective and conditionally subjective approaches to the choice of strategy evaluation criteria as well as innovation strategies is considered. The basic stages of the approaches and methods used within each approach (method of principal components, method of determining the integral assessment index for the innovation strategy, method of mean arithmetical ranks, and method of hierarchy analysis) are distinguished. The role of the method of paired compensation in the selection of a priority innovation strategy of company development is determined. 3 figures. 5 tables. 8 sources.

Key words: innovation strategy; decision-making; conditionally subjective approach; conditionally objective approach; method of principal components; method of arithmetical ranks; method of hierarchy analysis; method of paired compensation.

Правильный выбор инновационной стратегии развитии компании - это залог ее будущего успеха на конкурентном рынке. В теории принятия решений существуют методы, которые позволяют лицу, принимающему решение (ЛПР), делать выбор оптимальной альтернативы из n альтернатив. К таким методам можно отнести метод средних арифметических рангов, метод линейной свертки, методы многокритериальной теории полезности, методы порогов несравнимости ELECTRE, метод аналитической иерархии, диалоговые и качественные методы. Однако стоит учитывать, что когда речь идет о выборе инновационной стратегии развития компании (которую можно определить, как формирование перспективных направлений

развития компании с применением новых научно-технических достижений и ранее не применявшихся методов управления для завоевания лидерских позиций в конкурентной борьбе в определенной сфере деятельности), то у каждого метода можно выявить свои достоинства и недостатки в связи с наличием риска и неопределенности, характерных для инновационной деятельности, и использованием критериев, которые могут носить качественный характер. Поэтому необходимо использовать такую методику выбора инновационной стратегии, которая учитывала бы эти аспекты и охватывала различные этапы инновационно-стратегического процесса, описанные в статье [6].

Предлагаемая методика, представленная на рис.

1 Колчина Зинаида Васильевна, аспирант, тел.: 89086678177, e-mail: [email protected] Kolchina Zinaida, Postgraduate, tel.: 89086678177, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.