АНАЛИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРуПНОгО и малого бизнеса
М.С. Агейкина,
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов ageikina_ms@megateks.net
В статье проанализированы формы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Показаны причины выбора той или иной структурной организации в России. Дана характеристика сотрудничества между крупными и малыми компаниями. Обосновано появление новых форм предпринимательства.
Ключевые слова: крупный и малый бизнес, формы межфирменных отношений, партнерское взаимодействие, предпринимательство.
УДК 658.5 ББК 65.292
Сущность процесса взаимодействия заключается во взаимовыгодном сотрудничестве, разделении мира на сферы влияния, во взаимной безопасности для поддержания стабильности. Сотрудничество существует везде и повсеместно, оно определяется временем, целями, желанием и т.д. Взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения и развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы [1].
В современных условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, поскольку нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих секторов экономики. Взаимодействие крупного и малого бизнеса предполагает значительное расширение имущественной базы представителя малого бизнеса путем организационно-правовых мероприятий и значительных финансовых вложений со стороны крупного бизнеса.
При определении понятия формы взаимодействия следует исходить из основополагающего понимания данного явления как связи и способа взаимодействия частей и элементов предмета и явлений. Формы организации взаимодействия показывают, как одна сторона побуждает другую к выполнению действий, которые необходимы для нее на данном этапе [2].
К основным формам взаимодействия крупного и малого бизнеса в современных условиях можно отнести: франчайзинг; венчурное финансирование; лизинг; кластеризацию; аутсорсинг; субподряд; интрапренерство.
Одной из современных форм взаимодействия крупного и малого бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная компания создает свою собственную внутреннюю структуру, включающую все бизнес-функции, связанные с передачей нематериального актива (финансового, юридического, рекламного и т.д.). Эта форма дает возможность обеспечить компании поддержку в конкурентной борьбе, создать новый бизнес, выйти на новые рынки. Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности. Концепция франчайзинга в современном понимании получила свое начало в 1840 году, когда основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво.
Франчайзинг получил развитие в России в конце 90-х гг., в основном в виде представительств крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям.
Начиная с 2009 г., ежегодный рост количества предприятий, открываемых по франшизе в России, оценивается примерно в 35%. Столь значительный рост обусловлен стремлением диверсифицировать риски, возникшие у предпринимателей в период кризиса. По темпам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12998 корпоративными и 22014 франчайзинговыми предприятиями [3].
Основными направлениями использования франчайзинга в мире являются: торговля продовольственными и промышленными товарами, сфера общественного питания, сфера оказания услуг.
Выручка предприятий общественного питания в России в 2010 г., по оценке Росстата, составила 25,3 млрд долл., из них 3,7% составили компании, работающие через франчайзи [4].
По итогам 2010 г. в России насчитывалось 485 франчайзеров, 8,6 тысяч корпоративных предприятий франчайзеров и более 20,7 тысяч франчайзинговых точек [4]. Лидером франчайзинга является сфера розничной торговли — 57% всего рынка, сфера общественного питания составила около 16% от общего количества действующих франчайзеров, сфера услуг в пределах 25%. Производственный франчайзинг в России пока развит слабо [5].
Средние данные по американскому франчайзингу за 2010 г. следующие: лидерами рынка в США продолжают оставаться сети быстрого питания; в 2009-2010 гг. в стране работало 33900 точек. В целом в 2010 г. оборот мирового рынка франчайзинга увеличился на 36% и составил $3 трлн., прогнозируется увеличение за 2011 г. до $3,5 трлн [6].
Венчурное финансирование является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса и предполагает создание крупным бизнесом малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. Венчурный бизнес начал формироваться правительством в США в 1950-х годах. Был создан специальный институт — SBA (Small Business Administration) и принят закон об инвестициях в малый бизнес. Государство начало осуществлять льготное кредитование малого бизнеса. В случае одобрения со стороны SBA какого-либо проекта, государство предоставляло под него льготный кредит [7].
В России венчурное финансирование только начинает развиваться в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития, Фонда поддержки предпринимательства в научно-технической сфере. Основным препятствием на пути развития данной формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в России, является практически полное отсутствие законодательной базы по венчурному бизнесу и ее недостаточность в области регулирования использования авторских прав и защиты интеллектуальной собственности. Например, объем рынка венчурных инвестиций в США увеличился в 2010 г. на 14% [8].
Лизинг, как форма взаимодействия — это деятельность крупного бизнеса, направленная на финансирование малого бизнеса. Он осуществляется в форме передачи субъектам малого и среднего бизнеса соответствующего имущества в аренду чаще всего с правом последующего выкупа. История арендных отношений насчитывает более 4000 лет. Современный лизинг появился в середине ХХ века. В начале 1940-х гг. продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Первые лизинговые компании появились спустя десять лет — в середине 50-х гг. XX века. В некоторых источниках содержится точная дата — 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга [9]. В современной России объективная потребность в лизинге достаточно велика: с одной стороны для малого бизнеса — это инвестиционные средства на приобретение оборудования, с другой стороны, для крупных предприятий — это возможность избавиться от простаивающих оборудования и производственных площадей. Рынок лизинга в России по итогам 2010 г. вырос в 2,3 раза [10], при этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд рублей (2010 г.) в сравнении с 325 млрд руб. (2009 г.) [11]. Это было
обусловлено стабилизацией экономической ситуации в стране, смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, ростом доли лизингодателей из госсектора.
Еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса является кластеризация. Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга [12]. В основе этого взаимодействия лежит модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Еще М. Портер обнаружил, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах компании одной отрасли обычно имеют свойство концентрироваться в одном регионе. Всемирный интерес к теме кластеров возник в конце 1970 гг., когда была озвучена концепция «Третьей Италии». Когда Юг Италии развивался крайне медленно, традиционно богатый Северо-Запад находился в глубоком кризисе, а Северо-Восток и центр Италии показывал высокие темпы роста. В секторах экономики, где преобладали небольшие фирмы, в определенных районах образовывались их кластеры, которые быстро росли, развивали ниши, экспортные каналы сбыта и требовали все больше рабочей силы [13]. Однако в России кластеризация пока только начинается. Потребность в объединении типа кластера поддерживается со стороны федеральных структур.
Одной их эффективных форм взаимодействия малых и крупных фирм в современных условиях является аутсорсинг. Внедрение его в практику позволяет снизить постоянные расходы, увеличить конкурентоспособность бизнеса, повысить эффективность деятельности за счет передачи не основных видов бизнеса малому предприятию-аутсорсеру. Аутсорсинг в России появился в 1990-е гг., когда возникла и распространилась идея деления функций на основные и второстепенные и передачи второстепенных на сторону.
Для малой фирмы такая форма взаимодействия, основанная на долгосрочных договорных отношениях, позволяет укрепить свои конкурентные позиции на целевом рынке. Причиной активного распространения аутсорсинга в России является усложнение бизнес-процессов компаний, что обусловлено повышением сложности требований рынка. Необходимость соответствовать конкурентной ситуации создает перегруженность фирм. Нормативно деятельность аутсорсинга закреплена только в Санкт-Петербурге, где в том числе и для малых компаний создана специальная программа «Финансовый аутсорсинг» [14].
Субподряд является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса, которая распространена в сфере производства. Причинами использования данной формы взаимодействия являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная потребность производственных мощностей на крупном предприятии из-за перегруженности заказами; потребность в производстве небольших партий товаров; быстрая адаптивность к требованиям рынка и т.д.
Интрапренерство — это образование в рамках крупного предприятия небольшого, часто временного коллектива для разработки или реализации некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия. В 1980-е гг. появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства, которая в настоящее время, как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса, достаточно успешно существует на промышленных предприятиях.
Успешное развитие экономики в стране в целом, во многом определяется взаимодействием крупного и малого бизнеса, которые являются основными элементами экономической системы. Крупный бизнес привносит в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуальный подход. Связь с секретными ведомствами позволяет крупному бизнесу обеспечивать главное: проверку потенциального партнера, налаживание контактов с президентами, министрами и крупными бизнесменами стран, что обеспечивает организацию конфиденциальных переговоров на любом уровне. Пользуясь возможностями спецслужб, корпорации получают хорошие конкурентные преимущества, в свою очередь государственная разведка использует возможности крупного бизнеса для обеспечения безопасности страны. Кроме того, крупный бизнес
определяет развитие и уровень эффективности рыночного хозяйства, развиваясь самостоятельно. Он структурирует экономику в целом за счет:
— крупного финансирования проектов,
— способности экономить на трансакционных издержках,
— эффективного использования человеческих ресурсов,
— реальных конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных и мировых рынках.
Малый бизнес в этой системе обладает способностью максимально быстро адаптироваться к изменившимся внешним условиям, способствует усилению конкуренции, обеспечивает определенную долю занятости населения. Малые компании активизируют структурную перестройку в отраслях, влияют на структуру цен потребительского рынка. Общий объем оборота малых предприятий в России в 2010 г. составил 10247,0 млрд руб., что на 16,4% выше по сравнению с 2009 г. [15]. Малый бизнес делится на сегменты: компании выполняющие заказы крупных и средних предприятий, так называемые малые инновационные фирмы; предприятия, возникшие в результате консолидации физических лиц; компании образовавшиеся в результате дробления предприятий; компании образовавшиеся в результате создания дочерних фирм; малые предприятия ставшие впоследствии аффилированными структурами крупных фирм.
Основные стимулы к взаимосвязям малых промышленных предприятий с крупными:
— увеличение масштабов производства — 54%,
— расширение масштабов исследований и разработок — 31%,
— пополнение научно-лабораторной базы — 12%,
— проведение испытаний продукции и последующая организация — 14%,
— другое — 4%. [16, с. 22].
В современном мире появилось понятие корпоративноконкурентной среды, которая объединила в крупные и сильные концерны юридически и коммерчески независимые субъекты. Эта среда создает конкуренцию внутри и за пределами концерна. Мировой опыт показывает, что этот сектор является основой современной экономики. Для определения наиболее эффективной формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в корпоративно-конкурентной среде необходимо учитывать следующие факторы: степень внедрения инновационных технологий, условия конкуренции хозяйствующих субъектов, ресурсное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства, развитие кластерных технологий и промышленных зон в регионе.
Процесс управления взаимодействием крупного и малого бизнеса имеет в целом хаотичный характер. Возникает множество организационных, финансовых и кадровых проблем в процессе практической реализации этого взаимодействия. В этих условиях появление новых форм взаимодействия, таких как аутсорсинг, аутстаффинг, требует предметных научных исследований с целью повышения эффективности их функционирования и управления. В то же время для появления таких форм были созданы объективные предпосылки:
— возникновение факторов, стимулирующих консолидацию крупного и малого бизнеса против внешних воздействий (слабая государственная поддержка, неблагоприятные экономические условия);
— необходимость экономии средств в условиях слабой доступности кредитно-инвестиционных ресурсов;
— использование более рациональных способов ведения хозяйственного процесса и использования производственных и иных ресурсов;
— появление между крупным и малым бизнесом различного рода взаимосвязей при решении общих задач.
В заключении, можно отметить, что развитие и появление новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса — это эволюционный процесс на современном этапе. Он связан с характерными для инновационной экономики процессами, такими как: рост роли научно-технического прогресса, развитие информационных технологий, переход к индивидуальному (штучному) производству, ориентированному на потребности заказчика. Выбор одной из форм взаимодействия крупного и малого бизнеса компенсирует недостатки, обусловленные размером участвующей организации, а полученные результаты способствуют повышению эффективности работы в целом.
Литература
1. Валиев И.Н. Формы взаимодействия человека и общества [http://www.egpu.ru/lib/] // Библиотека ЕГПУ., URL: http://www.egpu. ru/lib/elib/Data/Content/128275702167351275/Default.aspx (дата обращения: 29.11.11)
2. http://www.urist-center.ru/
3.Великанова О. Ноу-хау для бывалых [http://expert.ru/northwest/2011/] // Эксперт Северо-Запад. — 2011. — № 48 (544). — URL: http://expert.ru/northwest/2011/48/nou-hau-dlya-byivalyih/ (дата обращения: 01.12.11)
4. Быстрый бум [www.franch.biz] — 19.10.11 г. — URL: http://franch.biz/blog/society/news/1372 (дата обращения: 02.12.11)
5. http://life-group.ru/services/
6. http://www.klenmarket.ru/fran_news/
7. http://ru.wikipedia.org/
8. Объем рынка венчурных инвестиций. [http://www.digit.ru/] — 14.01.11 г. — URL: http://www.digit.ru/startup/20110114/380935231. МтН (дата обращения: 4.12.11)
9. История лизинга [http://ail-leasing.ru/] — URL: http://ailleasing.ru/leasing/history/ (дата обращения: 16.12.11)
10. http://www.all-leassing.ru/
11. http://www.zrpress.ru/
12. http://mbvrn.ru/obzory/
13. http://www.raexpert.ru/
14. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 № 106-р.
15. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. — М., 2011. — 581 с.
16. Производственный аутсорсинг как форма взаимодействия крупных и малых промышленных предприятий / Е.Е. Сидоренко, Е.Н. Чижова. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. — 127 с.
РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПуБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В уСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
А.Г. Комаров,
профессор Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, кандидат экономических наук
А.Р. Ахметов,
аспирант Башкирского государственного университета (г. Уфа)
В статье рассматривается процесс поддержки малых предприятий в Республике Башкортостан, работа органов власти и других организаций. Также затронут вопрос о внедрении новых технологий для малого бизнеса. Огромное количество оригинальных и весьма ценных отечественных разработок успешно уходит и внедряется за рубежом, тогда как в нашей стране они не имеют возможности реализоваться, либо используются в незначительной деятельности. Однако ситуация постепенно изменяется и предприниматели со своей стороны осознают экономическую выгоду от внедрений новых технологий.
Ключевые слова: малые предприятия, инновационные технологии, новые технологии для малого бизнеса, поддержка малого и среднего предпринимательства, инвестиции и инновации, домашний бизнес.
УДК 334 ББК 65.29
Развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан уделяется большое внимание со стороны властей. На территории республики функционирует ряд государственных и общественных организаций, которые осуществляют поддержку развития бизнеса. Среди них можно выделить Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму. Он является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции межотраслевую координацию, планирование и функциональное регулирование в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, туризма и туристской индустрии [1].
Следует отметить Торгово-промышленную палату Республики Башкортостан (ТПП РБ). Она является негосударственной, некоммерческой организацией, объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты. ТПП РБ основана на добровольном членстве. Ее членами являются предприятия, предприниматели и организации. Все члены ТПП РБ являются одновременно чле-
нами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, которая представляет их интересы в международном сообществе торгово-промышленных палат. Она представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги. Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан содействует развитию экономики Республики Башкортостан, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.
Приоритетными направлениями деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан являются:
• представление и защита интересов деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления;
• участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, и создание эффективной системы независимой экспертной оценки их проектов;
1 5 1