Научная статья на тему 'Инвестиционно-инновационные основы развития финансовых инструментов в интеграционных процессах субъектов малого предпринимательства'

Инвестиционно-инновационные основы развития финансовых инструментов в интеграционных процессах субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2241
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бращей Ангелина Антоновна

Рассмотрены инновационные формы эффективного использования финансовых ресурсов малого бизнеса как стратегий преодоления проблем на рынке заемных средств. Современные ресурсосберегающие финансовые технологии: лизинг, факторинг, франчайзинг, форфейтинг, аутсорсинг и другие формы привлечения финансовых ресурсов позволяют субъектам малого бизнеса более интенсивно использовать свои финансовые возможности главным образом за счет развития кооперативных форм взаимодействия со средним и крупным бизнесом, путем глубокой интеграции в бизнес-процессы последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционно-инновационные основы развития финансовых инструментов в интеграционных процессах субъектов малого предпринимательства»

УДК 331.104

А.А. Бращей

ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассмотрены инновационные формы эффективного использования финансовых ресурсов малого бизнеса как стратегий преодоления проблем на рынке заемных средств. Современные ресурсосберегающие

финансовые технологии: лизинг, факторинг, франчайзинг, форфейтинг, аутсорсинг и другие формы привлечения финансовых ресурсов позволяют субъектам малого бизнеса более интенсивно использовать свои финансовые возможности главным образом за счет развития кооперативных форм взаимодействия со средним и крупным бизнесом, путем глубокой интеграции в бизнес-процессы последнего.

Финансовое обеспечение субъектов малого предпринимательства, ресурсосберегающие инновационные технологии, государственночастное партнерство.

A.A. Brashchey

INNOVATIVE INVESTMENT METHODS OF FINANCIAL INSTRUMENTS DEVELOPMENT IN THE SMALL BUSINESSES INTEGRATION PROCESS

The article concerns innovative forms of the effective usage of the financial resources of small businesses as part of the strategic measures aimed at solving problems of the loan market. The author also considers modern resource-saving financial technologies such as leasing, factoring, franchising, forfeiting, outsourcing and other forms of attracting financial resources allowing small businesses to use their financial resources more intensively, mainly through developing cooperative forms of interaction with medium and big businesses and their deep integration.

Financial backing of the small business, resource-saving financial technologies, state-private partnership.

В последние 10-15 лет мировая экономика претерпела значительные изменения, связанные с изменением общих условий хозяйствования, усилением интеграционных процессов и углубляющегося мирового разделения труда. Всё более широкое признание получает способность малых предприятий вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей. В связи с этим усиливается интерес как к изучению малых фирм, особенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики, и формируется потребность в соответствующей информации.

На сегодняшний день интересной проблемой является рассмотрение современных форм организации бизнеса в среде малого предпринимательства. Эти формы экономисты

часто оценивают как ресурсосберегающие формы бизнеса, особенно выгодные субъектам малого предпринимательства. При этом эффективность данных форм объясняется тем, что сразу решается множество проблем, стоящих перед малым бизнесом - это проблемы привлечения финансовых ресурсов на льготных условиях, проблемы устойчивости бизнеса и включения его в производственную или реализационную цепочки крупных компаний. К таковым мы можем отнести форфейтинг, факторинг, как методы эффективных финансовых технологий, а также лизинг, франчайзинг, аутсорсинг, использование венчурного капитала, кластерного подхода, как современных форм организации бизнеса.

Одними из новых в России форм кредитования, способных решить часть финансовых проблем малых предприятий, являются факторинг и форфейтинг. Суть факторинга заключается в предоставлении торговым, производственным и сервисным компаниям-поставщикам трех видов услуг в обмен на уступку дебиторской задолженности: финансирование поставок товаров; покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний; административное управление дебиторской задолженностью, включающее учет состояния дебиторской задолженности, регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль за своевременностью оплаты и работу с дебиторами. Для определенных групп малых предприятий, особенно строительных и производственных, факторинг - один из эффективных способов погашения задолженности.

Особым видом кредитования экспорта является форфейтинг - операция, аналогичная факторингу. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В дальнейшем денежные средства банку-форфейтору уплачивает импортер. Форфейтинг ориентирован на малые предприятия, функционирующие во внешней торговле. Таким образом, данный вид кредитования используется, главным образом, для покрытия кассового разрыва малых предприятий, возникающего между периодом производства и отгрузки продукции и ее оплатой.

Тем не менее, применение на практике данных форм кредитования сталкивается с определенными проблемами, главной из которых является проблема доверия между банком и малым предприятием. Как правило, положительное решение по данным видам кредитования принимается только в индивидуальном порядке в случае положительной кредитной истории, а также, если субъект малого предпринимательства является постоянным клиентом банка. По нашему мнению, развитие данных видов кредитования для субъектов малого предпринимательства представляется возможным посредством создания бюро кредитных историй, а также гарантийных фондов на территории РФ, при непосредственной поддержке государства, его нормативно-правовой регламентации данного процесса.

Особый интерес представляет сотрудничество малых и крупных предприятий на основе аутсорсинга. В основе этого направления лежит поиск вариантов передачи на изготовление части выполняемого заказа другим исполнителем при условии, что это будет дешевле, чем самостоятельное выполнение данной работы. Также аутсорсинг может рассматриваться как передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Аутсорсинг широко применяется во всех областях деятельности, но наибольшую эффективность он демонстрирует в инновационной деятельности. Об этом свидетельствует опыт передовых стран в освоении достижений научно-технического прогресса.

Так, например, в совокупном объеме расходов на НИОКР в крупных компаниях затраты достигают 200 млрд. долл., чтобы оптимизировать издержки, компании прибегают к механизму аутсорсинга, привлекая тем самым к услугам субъектов малого предпринимательства. В передовых странах отработаны и постоянно совершенствуются

механизмы взаимодополняемости и взаимодействия деятельности корпоративного сектора и малого бизнеса в научно-технической области [1].

Таким образом, аутсорсинг выступает, с одной стороны, как механизм оптимизации ресурсов для субъектов малого бизнеса. В этом случае идет передача части бизнес-процессов сторонним организациям как коммерческого, так и общественного секторов, т.к. это приводит к снижению издержек и повышает эффективность использования финансовых ресурсов. С другой стороны, само развитие механизма аутсорсинга способствует развитию малого бизнеса. Как показывает практика, на рынке аутсорсинговых услуг подавляющая часть субъектов является как раз малыми предприятиями, предлагающими узкоспециализированные и инновационные продукты для средних и больших компаний.

В России объем аутсорсинговых услуг, по некоторым оценкам, достигает 2 млрд. долл. и занимает третье место в мире после Индии и Китая [2]. В связи с этим государственная политика в данной сфере должна быть более продуманной и прозрачной. Г осударственная поддержка рынка аутсорсинговых услуг и в сфере малого бизнеса позволит в ближайшей перспективе решить задачу перевода российской экономики на инновационные рельсы и занять достойное место в мировой системе распределения труда, создавая высокотехнологичные продукты с высокой добавленной стоимостью, а также повысить вклад малого бизнеса в национальный ВВП.

По нашему мнению, можно выделить следующие положительные моменты использования аутсорсинга для малого бизнеса:

- возможность повышения прибыльности бизнеса (аутсорсинг снижает издержки обслуживания бизнес-процесса);

- использование чужого опыта (аутсорсинговая компания уже сталкивалась с проблемами, возникшими на предприятии, и с каждым разом она решает их все лучше);

- внедрение передовых технологий (специализированная аутсорсинговая компания оперативно знакомится с новыми разработками и различными нововведениями, в результате чего появляется возможность их своевременного внедрения, что, несомненно, сказывается на конкурентоспособности компании, пользующейся услугами аутсорсера);

- повышение качества и надежности обслуживания (аутсорсинговая компания обычно дает гарантии и несет ответственность за качество выполняемых работ (услуг)).

Но наравне с преимуществами, есть и существенные недостатки использования аутсорсинга: опасность передачи слишком многих важных функций предприятия в руки аутсорсера; угроза утечки важной информации.

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, при разумном и взвешенном подходе аутсорсинг является перспективной формой интеграционного сотрудничества малого и крупного бизнеса, результатом которого являются увеличение финансовой устойчивости субъектов малого бизнеса, а также оптимизации внутренних и внешних издержек.

Проблема нехватки у субъектов малого предпринимательства высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого малые предприятия и индивидуальные предприниматели, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Лизинг предоставляет субъектам малого предпринимательства дополнительные возможности и снижает отдельные факторы риска для участников инвестиционного рынка по сравнению с другими финансовыми формами, что особенно повышает его привлекательность. В частности, лизинг позволяет снижать объем необходимых инвестиций, предоставлять соискателям инвестиций не денежные средства, а оборудование, которое будет использоваться по прямому назначению и одновременно может выступать в качестве залога, более гибко расходовать часть свободных средств, получаемых в процессе эксплуатации оборудования и обслуживания лизинговых платежей.

Развитию лизинга в РФ в настоящее время способствуют наличие у многих хозяйствующих субъектов предметов лизинговых сделок - неиспользуемых оборудования и помещений, а также ориентация большинства малых предприятий на аренду, а не на покупку имущества.

К сожалению, в современных условиях лизинговые компании не ориентированы на малое предпринимательство, при том, что в зарубежных странах на малый бизнес приходится 60-80% лизинговых сделок. Условия лизинга не всегда доступны малым предприятиям. С целью решения данной проблемы создаются специализированные лизинговые компании. Например, приемлемые условия предлагаются лизинговыми компаниями, поддерживаемыми зарубежными организациями, региональными органами власти. Как отмечают специалисты, важным преимуществом данной формы поддержки является то, что предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда осуществим, а непосредственно оборудование.

Результаты аналитических исследований института стратегического анализа развития предпринимательства свидетельствуют о низкой распространенности лизинга среди малых предприятий [3]. При этом более 75% малых предприятий испытывают потребность в лизинге и позитивно относятся к лизингу как к одной из форм государственной поддержки.

На сегодняшний день, несмотря на развитие лизинговых услуг, спрос на них заметно превышает предложение, особенно в отраслях с достаточно низкой нормой прибыли и выполняющих, в том числе, и социальные задачи, например, в сельском хозяйстве. Около половины всех лизинговых компаний сосредоточено в столичных регионах, при этом в провинции возникают еще большие диспропорции спроса и предложения. Пока еще не существует больших лизинговых компаний всероссийского масштаба, хотя этот процесс активно развивается. Положительным моментом является то, что многие столичные и региональные банки начинают предлагать лизинговые программы, но пока это не может существенным образом повлиять на ситуацию.

Неразвитость лизинговых услуг в РФ обусловливается, на наш взгляд, следующими причинами:

Во-первых, это достаточно низкая доступность долгосрочного финансирования. Улучшение в данном случае зависит от состояния всей российской экономики и от развития банковской системы.

Во-вторых, система защиты прав собственности в суде. Лизинговые компании все ещё испытывают трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга.

В-третьих, неразвитость вторичных рынков оборудования. Отсутствие развитых вторичных рынков увеличивает риски лизинговой компании и лизингополучателя (у которого в дальнейшем, при выкупе предмета лизинга, могут возникнуть сложности при его реализации, продаже) и серьезно ограничивает развитие лизинговой отрасли.

В-четвертых, уровень знаний о лизинге потенциальных лизингополучателей все еще остается достаточно низким. В связи с этим, необходима популяризация механизма и преимуществ лизинговой сделки.

В-пятых, недостаточная проработанность нормативно-правовой базы лизинга. Его основу составляют Гражданский кодекс РФ и ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Недостаточно четкими на сегодняшний день являются нормы деятельности лизинговых компаний в плане уплаты налогов, таможенных пошлин и схемы предоставления лизинговых услуг в целом.

В связи с этим мы считаем необходимым на государственном уровне разработать и принять необходимые правовые и законодательные акты, для исправления выделенных нами проблем в области лизинговых услуг. Несомненно, широкое распространение лизинга даст мощный стимул роста числа предприятий малого бизнеса именно в производственной сфере, приведет к более оптимальному перераспределению капитала

между отраслями, что на настоящий момент является важнейшей задачей для экономики РФ.

Одной из привлекательных ресурсосберегающих форм привлечения средств является франчайзинг. Для продавца франчайзинг - это идеальный способ расширения бизнеса при ограниченных ресурсах, для покупателя - шанс завести свое дело, не ломая голову над бизнес-идеей. Франчайзинг - организация бизнеса, в основе которой лежит договор о передаче права (франшизы) одному предприятию или индивидуальному предпринимателю на использование торговой марки и ноу-хау другого. Как правило, крупное предприятие - франчайзер, в целях расширения сбытовой сети заключает договор с уже существующей или вновь открывшейся мелкой самостоятельной фирмой - франчайзи - на производство и/или реализацию на определенной территории строго оговоренных видов товара (услуг), соответствующих тем стандартам качества, которые обеспечивает компания-франчайзер. Владелец марки, а также секрета изготовления и продажи продукта или услуги обеспечивает партнера необходимым сырьем и оборудованием, оказывает ему рекламную поддержку. По договору франчайзи регулярно отчисляет франчайзеру определенную сумму (роялти) или процент с оборота.

В России франчайзинг имеет пока достаточно узкую секторную ориентацию. Различные механизмы франчайзинга преимущественно используются в розничной торговле (продажа товаров и услуг массового спроса под определенной торговой маркой), общественном питании (различные системы быстрого питания), причем преобладают зарубежные франчайзинговые технологии. В настоящее время на российском рынке по франчайзинговой схеме успешно работают такие известные зарубежные торговые марки, как «Coca-Cola», «Pepsi», «Baskin Robins», «Reebok», «Kodak» и ряд других. Среди отечественных можно выделить «1С», «ТНК», «Позитроника» и др.

Следует отметить, что система подобных отношений между крупными и малыми предприятиями обладает рядом преимуществ, способствующих успешному развитию малого предпринимательства в России, в чем напрямую заинтересовано государство:

- отмечается большая степень выживаемости малых предприятий, работающих на основе франчайзинга, так как они опираются на опыт и поддержку крупных компаний и на уже освоенные ими сегменты рынка;

- в кратчайшие сроки создается обширная сеть малых предприятий, действующих в сфере торговли и услуг, а это и дополнительные рабочие места, и удовлетворение потребностей населения в продуктах (товарах), и дополнительный доход в казну государства;

- в условиях российской экономики эта система может стать мощным финансовым подспорьем для бюджета - здесь расходы по поддержке в значительной степени перекладываются на плечи крупных компаний.

Очевидно, что франчайзинг является перспективной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса в России, а также важным элементом системы поддержки малого предпринимательства. Крупные предприятия, ставящие перед собой задачи увеличения объема продаж, развития региональных рынков сбыта, могут осуществить их с помощью малых фирм в рамках франчайзинговых отношений. Это взаимовыгодное партнерство поможет малому бизнесу в период его становления решить проблемы финансовых ресурсов, оборудования, обучения, и в то же время позволит крупному предприятию решать поставленные задачи, значительно снизив издержки и риск.

Следующим альтернативным источником финансирования малого бизнеса является венчурный капитал. Венчурным капиталом оперируют специальные венчурные фонды или индивидуальные инвесторы, которых часто называют «бизнес-ангелами». Специфика венчурного бизнеса следующая: во-первых, венчурные фонды, как правило, занимаются финансированием малых компаний научно-технической инновационной сферы, во-вторых, эти вложения несут в себе большую степень риска, в-третьих, риск компенсируется потенциально высокой нормой доходности, в-четвертых, предоставление

капитала осуществляется на долгосрочный период без какого-либо материального обеспечения.

Опыт венчурного финансирования Западной Европы и США насчитывает не одно десятилетие: объем рынка венчурного капитала составил в 90-х годах 100 млрд. долл. [4]. Наибольшего развития венчурная индустрия получила в США, где осуществляется более половины венчурных инвестиций. Венчурный капитал предоставляется на формальном и неформальном рынках.

Основа неформального рынка - состоятельные частные инвесторы, именуемые «бизнес-ангелами», инвестирующие личные финансовые ресурсы в новые и растущие малые предприятия, находящиеся преимущественно на ранних стадиях развития.

Формальный рынок венчурного капитала представлен венчурными фондами. Венчурный фонд - это профессиональная фирма, аккумулирующая ресурсы различных инвесторов и инвестирующая их - в обмен на пакет акций или посредством предоставления кредита - в высокорисковые инновационные проекты. После реализации инновационного проекта компания продается на рынке, полученный доход делится между участниками в соответствии с заранее оговоренными условиями. Прибыль венчурного фонда определяется, с одной стороны, успешным развитием фирмы, а с другой - долей акций, находящейся во владении фонда.

В России венчурные фонды стали создаваться с 1994 г. Признанными центрами российского венчурного бизнеса являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. На сегодняшний день можно констатировать, что инфраструктура венчурного бизнеса находится в РФ на стадии становления. Венчурных инвестиций ждут около 70 тыс. малых инновационных предприятий. Венчурные фонды необходимы российской экономике для развития научно-технической сферы страны. Развитие данных институтов позволит России быть равным партнером в условиях жесткой международной конкуренции в сфере разработки новых продуктов и технологий.

В то же время, следует отметить, что для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этого являются:

Во-первых, низкий уровень развития отечественного фондового рынка, так как доход венчурного фонда возникает при продаже возросшего в цене пакета акций инновационного предприятия после его успешной «раскрутки».

Во-вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса. Отечественные банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе компаний венчурного капитала.

Третьей причиной, препятствующей развитию венчурного бизнеса в России, является низкая информационная прозрачность российского рынка интеллектуальной собственности, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

В-четвертых, негативное влияние на деятельность венчурного капитала в России оказывает несовершенство законодательной базы в этой области.

К основным направлениям деятельности по развитию венчурного финансирования инновационных малых предприятий, по нашему мнению, можно отнести:

- усовершенствование нормативно-правовой базы венчурного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- активное финансовое участие государства в образовании и поддержке венчурных фондов на принципах возвратного, долевого финансирования. Мы считаем целесообразным создание минимум одного венчурного фонда в каждом регионе РФ;

- конкретизация форм, методов и механизмов венчурного инвестирования, в рамках созданных государственно-частных венчурных фондов;

- обеспечение прозрачности деятельности венчурных фондов, их требований к подаваемым на рассмотрение проектам, обеспечение гласной процедуры выбора проектов-победителей;

- разработка и оптимизация налоговой системы для венчурного капитала, мер по льготному налогообложению или освобождению от обязательных платежей в случае инновационного инвестирования средств;

- популяризация венчурного финансирования в среде малого бизнеса.

Таким образом, развитый рынок венчурного капитала позволил использовать потенциал малых фирм в формировании инновационной экономики.

Исходя из вышеизложенного, повышение степени финансового обеспечения субъектов малого бизнеса возможно путем применения новых финансовых и организационных ресурсосберегающих технологий, а именно внедрение оперативного управленческого учета, форфейтинга, факторинга, как методов эффективных финансовых технологий, лизинга, франчайзинга, аутсорсинга, использование венчурного капитала, кластерного подхода, как современных форм организации бизнеса.

Лизинг, франчайзинг, аутсорсинг, использование венчурного капитала выступают прогрессивными формами организации малого бизнеса, использующими возможности тесной и взаимовыгодной кооперации с субъектами крупного бизнеса и государства на принципах государственно-частного партнерства.

При этом следует отметить, что повышение эффективности применения данных форм в малом бизнесе может быть усилено за счет учета экономико-географических факторов. Перспективным видится путь по созданию отраслевых и межотраслевых кластеров, как группы географически локализованных взаимосвязанных компаний-поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг,

инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Реализация кластерного подхода невозможна без активного участия государства в данном процессе. На наш взгляд, роль государства должна, прежде всего, заключаться в участии в инфраструктурных проектах, а также в выработке единой организационнометодической основы для формирования кластеров. Такой подход исключает прямое участие государственных структур в непосредственной хозяйственной деятельности компаний, но не исключает их возможностей в регулировании макроэкономической ситуации.

Данный подход позволяет реализовать механизм государственно-частного партнерства, который на сегодняшний день выступает как эффективная форма взаимодействия государства и бизнеса вообще. Включение в этот механизм малых предприятий позволит решить множество организационных, правовых, финансовых, социальных проблем, стоящих перед ними, увеличить долю малого бизнеса в ВВП и способствовать росту доли экономически активного населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириченко Э. Основы инновационного лидерства США / Э. Кириченко // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 7. С. 43-45.

2. Сычев В. Азия переходит на аутсорсинг / В. Сычев // Эксперт. 2006. № 25. С. 1019.

3. Исследование Ресурсного центра поддержки малого предпринимательства «Финансовые технологии в малом предпринимательстве» // www.rcse.ru

4. Дагаев А.А. Механизмы венчурного (рискового) финансирования; мировой опыт и перспективы развития в России / А.А. Дагаев // Менеджмент. 1998. № 2. С. 101-113.

Бращей Ангелина Антоновна —

Brashchey Angelina Antonovna -

аспирант кафедры «Финансы» Graduate Student

Саратовского государственного of the Department of «Finances»

социально-экономического университета of Saratov State Socioeconomic University

Статья поступила в редакцию 24.06.08, принята к опубликованию 05.09.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.