ББК 65.290.333:65.290с51
Р. А. Набиев, Г. А. Тактаров
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
R. A. Nabiev, G. A. Taktarov
DEVELOPMENT OF INTERACTION SYSTEMS OF SMALL AND LARGE ENTERPRISES
Современная рыночная экономическая система базируется на дуальных отношениях хозяйствующих субъектов - малого бизнеса, с одной стороны, и крупного бизнеса, с другой. Однако в экономических отношениях малых и крупных предприятий существуют определенные противоречия. Для совершенствования макроэкономических механизмов взаимодействия корпораций с малым и средним бизнесом следует сформировать региональные и межрегиональные связи предприятий малого бизнеса, основанные на взаимодействии крупных, средних и малых предприятий регионов. Развитие перспективных инновационных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях заключается в создании новых форм и моделей совместной деятельности, максимально полно учитывающих особенности территориальной локализации взаимодействия разных по величине субъектов экономической деятельности и совместной деятельности предприятий малого и крупного бизнеса в сфере Интернет-технологий.
Ключевые слова: малое предпринимательство, крупные корпорации, механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса, «электронный бизнес», инновационные формы взаимодействия, Интернет-технологии, структурно-отраслевые кластеры.
The modem market economic system is based on the dual relationship of businesses - small businesses, on one hand, and large business, on the other hand. However, there are certain contradictions in economic relations of small and large businesses. It is necessary to form regional and interregional relations of small businesses, based on the interaction of large, medium and small enterprises of regions, in order to improve macro-economic mechanisms of corporations interaction with small and medium businesses. The development of advanced and innovative forms of interaction between small and large businesses in modern conditions is to create new forms and patterns of joint activity, taking into account the features of territorial localization of interaction of different size economic entities and joint activities of small and large businesses in the sphere of Internet technologies.
Key words: small enterprise, large corporations, mechanism of interaction between small and large businesses, "electronic business", innovative forms of interaction, Internet technologies, structural and sectoral clusters.
Хозяйственная структура современного общества включает государственный сектор экономики, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга в соответствии с экономическими условиями страны. Жизнеспособность этой структуры определяется не только развитием малого, среднего и крупного бизнеса, но и наличием эффективного механизма их взаимодействия. В экономически развитых странах формы взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом в своем развитии прошли достаточно долгий путь, достигнув при этом определенного уровня совершенства.
Корпоративный сектор является основой современной экономики. На него приходится от трети до половины мировой промышленной продукции, половина международной торговли. Крупные корпорации обеспечивают технологический прогресс, экономический рост и социальную защищенность граждан в развитых странах; особенно весомы их позиции в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики. Деятельность крупных корпораций сокращает потери, связанные с конкуренцией, ведет к смягчению кризисов. Насыщенность экономики крупными корпорациями и картелями увеличивает предсказуемость динамики цен. Конкурентные преимущества крупных корпораций перед мелкими и средними хозяйствующими рыночными субъектами заключаются в том, что они обладают несравнимыми возможностями в области разработки и налаживания в значительных масштабах и в сжатые сроки производства новых видов продукции [1].
Определенные преимущества в конкурентной борьбе крупные корпорации получают также в связи со следующими моментами:
— преференции в получении кредитов, а в критических обстоятельствах - и правительственной поддержки;
— определение производственной программы в расчете на пространственно более широкий рынок сбыта;
— большие возможности диверсификации производства;
— экономия на издержках производства и сбыта;
— в силу маневрирования внутри корпоративных структур всеми видами ресурсов реализация экологических программ и программ ресурсосбережения облегчается, а риски недостижения поставленных целей минимизируются;
— наличие внутренних финансово-инвестиционных институтов обеспечивает экономическую эффективность природоохранных и ресурсосберегающих программ;
— корпоративные структуры могут осуществлять непрерывную подготовку и переподготовку кадров всех уровней;
— корпорации обладают потенциалом цивилизованного лоббирования своих интересов на субфедеральном и федеральном уровнях.
В то же время конкурентные преимущества малого бизнеса связаны со способностью малого бизнеса быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, приспосабливаться к особенностям потребительского спроса, с гибкостью и маневренностью производства.
Современная рыночная экономическая система базируется на дуальных отношениях хозяйствующих субъектов - малом и среднем бизнесе, с одной стороны, и крупном бизнесе, с другой. Если малый и средний бизнес придают мобильность и гибкость экономической системе, то крупный - конкурентоспособность и устойчивость. Взаимодействие крупного и малого бизнеса, их соотношение в структуре мирового хозяйства стали интересовать экономистов еще на заре развития капиталистического способа производства, когда появились первые крупные мануфактуры, положившие начало процессу централизации капитала и производства [2].
В настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые, в том числе на основе бывших филиалов, отделений, дочерних фирм. Тем самым они повышают «рыночную гибкость», избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.
Большую роль в формировании российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса играли способы и экономические механизмы образования малых предприятий. Первоначально значительная доля малых предприятий образовывалась в результате непосредственного дробления крупных предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный.
Другая часть малых предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно создавались для решения конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.
Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые впоследствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия этой группы были созданы в ходе приватизации (полной или частичной) государственной собственности.
Механизм взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом обусловлен многочисленными причинами, носящими как микро-, так и макроэкономический характер. Эти факторы настолько разнообразны и тесно переплетены между собой, что порой невозможно провести четкую границу между этими двумя уровнями народного хозяйства. К этим факторам можно отнести:
— укрепление экономического и инновационного потенциала страны;
— разнообразие внешнеторговых интегрированных организаций;
— реализацию приоритетов промышленной политики государства;
— осуществление целевых комплексных программ, требующих значительных материальных, трудовых и финансовых затрат по координации деятельности крупных, малых и средних предприятий;
— реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
— создание государственной системы информации (базы данных) о возможностях хозяйственной кооперации малых, средних и крупных предприятий;
— обострение проблем охраны окружающей среды и ресурсосбережения;
— необходимость создания дополнительных рабочих мест в российской экономике;
— ограниченные возможности развития малых и средних предприятий в ряде отраслей промышленности.
Негативные проявления в российской экономике (нестабильность, низкая конкурентоспособность, неэффективность макроэкономического регулирования) - следствие низкого уровня концентрации производства и неразвитости ее корпоративной основы. Из этого следует необходимость корректировки избранной стратегии движения к рынку, заключающаяся в создании мощных корпоративных структур, эффективно взаимодействующих с мелкими и средними предприятиями.
В современных условиях партнерское взаимодействие между малым и крупным предпринимательством осуществляется в самых разнообразных формах. В хозяйственной практике положительно зарекомендовали себя лизинг, франчайзинг, аутсорсинг, стратегическое партнерство, кластеры и иные подобные формы бизнес-взаимодействия в технологической, инвестиционной, инновационной, информационной, торгово-сбытовой и прочих сферах предпринимательской деятельности.
Однако в экономических отношениях малых (средних) и крупных предприятий существуют определенные противоречия, которые заключаются в жесткости единых стандартов и принципов, централизованно устанавливаемых корпорациями, и специфике контрактных условий работы малых и средних предприятий; в длительных сроках действия договоров и непредсказуемости динамики многих параметров хозяйствования малой или средней фирмы; в недостаточном стартовом потенциале новых малых (средних) предприятий и высоких первоначальных расходах по включению в партнерские отношения; в стремлении корпораций к подчинению более мелких фирм и тенденцией к самоограничению, обусловленной лимитированно-стью финансовых, материальных и кадровых ресурсов, в действиях конкурентов и других факторах внешней среды [3].
Для совершенствования макроэкономических механизмов взаимодействия корпораций с малым и средним бизнесом следует перевести в практическую плоскость проблему доработки федерального законодательства о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства по линии введения норм, стимулирующих процесс взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним бизнесом; необходимо рационализировать формы участия крупнейших российских корпораций в реализации приоритетов промышленной политики государства, рассматривая взаимодействие крупноинтегрированных корпоративных структур с малым и средним бизнесом как составной элемент данной политики; в аспекте совершенствования нормативноправового регулирования условий и форм взаимодействия малых (средних) и крупных предприятий необходимо более четко отрегулировать нормы гражданского законодательства, а также разработать более действенное хозяйственное законодательство, направленное на защиту интересов малого и среднего бизнеса; обязательным условием предоставления крупным предприятиям государственных и муниципальных заказов должно стать привлечение к их выполнению малых и средних предприятий.
Необходимо также создать экономические и институциональные условия, побуждающие крупные предприятия освобождаться от простаивающих производственных мощностей и площадей. Целесообразно усовершенствовать методику конкурсного распределения простаивающих производственных площадей и мощностей крупных частных и государственных предприятий, при этом обязательными условиями конкурса должны стать требования по установлению кооперационных связей «базового» предприятия с малым (средним) бизнесом, созданию определенного количества новых рабочих мест, решению ряда социальных проблем. Необходимо формирование кластера банков (с межрегиональными и региональными филиалами), инвестиционных и финансовых компаний, специализирующихся не только на общей работе с малым и средним бизнесом, но и на обеспечении эффективного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. Необходимо также отработать механизмы выдачи малым и средним предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов (особенно в инновационной сфере) при соответствующей поддержке крупных предприятий под гарантии правительственных органов.
Целесообразно формирование региональных и межрегиональных связей предприятий малого бизнеса, основанных на взаимодействии крупных, средних и малых предприятий регионов. Для развития малых предприятий необходимо привлекать их к реализации приоритетных задач социально-экономического развития регионов и высокоэффективных проектов в области передовых технологий, требующих небольших материальных и финансовых ресурсов и окупающихся в течение одного года - двух лет.
Таким образом, становится очевидным, что речь должна вестись о партнерской организации всего национального предпринимательства, о насущной необходимости формирования действенных механизмов этого взаимодействия на региональном, отраслевом и федеральном уровнях, включающих в себя все без исключения субъекты предпринимательской деятельности. Представляется, что именно такая организация национального предпринимательства может послужить весьма действенной движущей силой усиления его конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынке, роста эффективности российской экономики в целом.
Инновационный вектор развития экономики России в качестве важного условия предполагает формирование на территории страны, преимущественно в границах региональных экономических систем, конкурентоспособных на глобальном рынке и объединенных общими целями групп компаний, территориальных производственных объединений, региональных кластеров. Это объясняется тем, что в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях взаимодействующих групп компаний, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных, способствующих росту конкурентоспособности.
Это объясняет особую важность активного вовлечения в орбиту рыночных преобразований экономики мезоуровня не в полной мере задействованных факторов роста, к числу которых относится потенциал взаимосогласованного функционирования разномасштабных субъектов бизнеса, способных совместно функционировать на принципах региональных кластеров.
Создание новых форм и моделей совместной деятельности, максимально полно учитывающих особенности территориальной локализации взаимодействия разных по величине субъектов экономической деятельности, может стать фактором, импульсирующим инновационный прорыв, что важно в условиях развивающейся экономики инновационного типа.
В связи с этим особую научную и практическую значимость приобретают исследования, связанные с разработкой инструментария эффективного взаимодействия разномасштабных бизнес-структур в направлении создания особого рода региональных инновационнопроизводственных модулей с целью активизации их включения в систему рыночных отношений, а также с определением и обоснованием рациональных пропорций между государственными и рыночными регуляторами указанного сотрудничества в системе приоритетов развития региональной экономики.
Многоаспектный анализ эффективности взаимодействия крупных и малых компаний в контексте рыночного реформирования региональной экономики позволяет констатировать, что, несмотря на очевидный дефицит соответствующих управленческих технологий, а также выраженную управленческую причинность очевидного недоиспользования потенциала их совместной деятельности, последняя обладает значительными преимуществами перед другими формами ведения бизнеса. Данное обстоятельство объясняется тем, что взаимодействие предприятий крупного и малого масштаба в системе целей социально-экономического развития региона не только аккумулирует, но и усиливает вес предприятий разного масштаба в системе координат региональной экономики. Одним из удачных способов построения мезоэкономиче-ского базиса взаимодействия предприятий разного масштаба в регионе является выстраивание системы отраслевых приоритетов, базирующееся на выявлении структурно-отраслевых кластеров малого бизнеса в границах конкретного региона.
В контексте новой парадигмы развития региональной экономики, определяемой усилением роли и значения для социально-экономического развития территории инновационноориентированных объединений предприятий разного масштаба, выбор наиболее приемлемых форм и моделей их взаимодействия в значительной степени определяется сложившимися ролевыми функциями и динамикой позиционирования различных по масштабу бизнес-структур в системе региональной экономики, а также тем фактом, что в современной практике регио-
нального хозяйствования соотношение и взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса сложились как иерархическая пирамидальная система, инновационные возможности которой возрастают снизу вверх и являются стержнем ее развития в интеллектуально насыщенной конкурентной среде. При этом малый бизнес, являясь неотъемлемым системообразующим элементом рыночной экономики, органично включается в единый хозяйственный комплекс как отдельного региона, так и страны в целом. В то же самое время, вследствие специфики российских условий, определяемых трансформационными процессами, происходящими в экономике и среди различных форм бизнеса, успешно функционирующих в рыночной среде, особая роль отводится крупному бизнесу. Его потенциал может направляться и эффективно использоваться при решении многих антикризисных и реформационных задач, оказывать весьма значительное влияние на экономическое становление народного хозяйства регионов, на территории которых функционируют крупные корпорации.
Основные функции малого, среднего и крупного предпринимательства в общих чертах совпадают, однако имеются и определенные различия, прежде всего касающиеся возможностей реализации этих функций, обусловленных спецификой конкретного региона: с одной стороны, устойчивой тенденцией инновационной динамики является концентрация производства, поскольку именно крупные фирмы располагают значительным потенциалом (в том числе инвестиционным), что позволяет им эффективно осуществлять крупномасштабные проекты, определяющие важнейшие структурно-технологические сдвиги в экономике региона; с другой - в последнее время выявился существенный рост обладающих значительным инновационным потенциалом малых (и средних) предприятий, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов производственных мощностей и кооперации множества работников.
Важным инновационным направлением при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса является также взаимодействие в сфере Интернет-технологий. Предприятия малого бизнеса традиционно являлись пионерами в области инноваций и освоения новых технологий. Наступление третьего тысячелетия усилило эту тенденцию. Кроме того, зарождение информационного общества открывает для них новые перспективы. Взаимодействие предприятий малого и крупного бизнеса в сфере Интернет-технологий уже сегодня позволяет реализовывать новые схемы ведения бизнес-процессов, основанные на принципах информационного общества.
Это объясняется прежде всего тем, что при наличии развитой рыночной инфраструктуры и информационной среды предприятия малого бизнеса, в силу своих специфических особенностей (невысокая начальная капиталоемкость, способность в кратчайшие сроки перестроить свою хозяйственную деятельность с учетом изменившихся потребностей покупателей, склонность к внедрению инноваций, возможности оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка), могут увеличивать уровень мобильности и гибкости на своём сегменте рынка.
Применение информационных и коммуникационных технологий и развитие «электронного бизнеса» - это мощный инструмент, позволяющий модернизировать традиционные бизнес-процессы и разрабатывать новые способы ведения бизнеса, использование которых как на мик-ро-, так и на макроуровне может принести значительную пользу.
Переход от простой автоматизации бизнес-процессов к формированию новых моделей ведения бизнеса в рамках зарождающегося информационного общества в настоящее время можно наблюдать не только в сфере Интернет-технологий, но и в области традиционного бизнеса.
На основе анализа изменений традиционных бизнес-процессов на предприятиях малого и крупного бизнеса, а также трансформации их организационных структур в условиях развития информационного общества в сфере Интернет-технологий (реинжиниринг бизнес-процессов, синхронизация цепочек поставщик-потребитель, глобальный доступ к рынкам и поставщикам, передача производства внешним структурам, образование бренд-компаний) можно сделать вывод о том, что развитие взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса в сфере Интернет-технологий разделяется по трем основным формам: материальная, нематериальная, комбинированная. Преобладание той или иной формы взаимодействия зависит от уровня развития экономики и распространения Интернет-технологий.
Основными направлениями взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса в сфере Интернет-технологий в контексте становления информационного общества являются: создание электронных торговых площадок Вште88-1о-СПеп1 (бизнес для потребителя (В2С)) -
в этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя и Вште88-1о-ОоуетшеП (бизнес для правительства (В20)) - сектор предпринимательства, определяющий взаимоотношения предприятий и организаций с правительством.
Взаимодействие предприятий крупного бизнеса с предприятиями малого и среднего бизнеса в сфере Интернет-технологий укладывается в рамки модели В2В (Вште88-1о-Вште88 -бизнес для бизнеса). По мере становления информационного общества доминирующей формой взаимодействия малого и крупного бизнеса становится нематериальная форма, позволяющая получать максимальную отдачу от применения Интернет-технологий. Несомненна эффективность данной формы взаимодействия на современном этапе.
Таким образом, развитие перспективных инновационных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях заключается в создание новых форм и моделей совместной деятельности, максимально полно учитывающих особенности территориальной локализации взаимодействия разных по величине субъектов экономической деятельности и совместной деятельности предприятий малого и крупного бизнеса в сфере Интернет-технологий, позволяющей уйти от бумажных носителей, перейти к цифровому взаимодействию, изменить отношение к качеству использования программно-аппаратной базы предприятия, осуществлять «цифровой» контроль информационной безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зверев В. В., Ганжа И. В. Информационная инфраструктура предпринимательства: теория и практика развития: моногр. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2009. - 200 с.
2. Набиев Р. А., Мельников А. В. Совершенствование взаимодействия власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. - 2010. - № 2. - С. 60-64.
3. Герчикова И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Маркетинг. -2000. - № 5. - С. 78-89.
Статья поступила в редакцию 29.11.2011
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Набиев Рамазан Абдулмуминович - Астраханский государственный технический университет; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой «Экономика и управление предприятием»; r.nabiev@astu.org.
Nabiev Ramazan Abdulmuminovich - Astrakhan State Technical University; Doctor of Economic Science, Professor; Head of the Department "Economics and Business Management"; r.nabiev@astu.org.
Тактаров Герман Александрович - Астраханский государственный технический университет; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой «Экономика бизнеса и финансы»; g.taktarov@astu.ru.
Taktarov German Aleksandrovich - Astrakhan State Technical University; Doctor of Economic Science, Professor; Professor of the Department "Business Economy and Finance"; g.taktarov@astu.ru.