Научная статья на тему 'Взаимодействие форм предпринимательства по масштабу деятельности на примере Тамбовской области'

Взаимодействие форм предпринимательства по масштабу деятельности на примере Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / LARGE-SCALE BUSINESS / SMALL-SCALE BUSINESS / REGIONAL LEVEL / ENTREPRENEURSHIP / FORMS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позднякова С. В.

Особую научную и практическую значимость приобретают исследования, направленные на разработку инструментария эффективного взаимодействия разномасштабных бизнес-структур в направлении создания особого рода региональных инновационно-производственных модулей с целью активизации их включения в систему рыночных отношений, а также определение и обоснование рациональных пропорций между государственными и рыночными регуляторами указанного сотрудничества в системе приоритетов развития региональной экономики. Статья освещает проблематику взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, в частности, вопросы рыночной трансформации региональной экономики и роли в этих процессах совместно функционирующих предприятий разного масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of business forms by activity scale at the example the

The special scientific and practical significance is acquired by the researches directed at working out of a toolkit of effective interaction of business structures of different scale in the direction of creating a special sort of regional innovative-industrial modules for the purpose of their active inclusion in the system of market relations, and also determination and substantiation of rational proportions between the state and market regulators of the specified cooperation in the system of priorities of regional economy development. The article throws light upon the problems of interaction between small-scale, average and large-scale businesses in particular, the questions of market transformation of regional economy and the role of jointly functioning businesses of different scale in these processes.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие форм предпринимательства по масштабу деятельности на примере Тамбовской области»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО МАСШТАБУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ С.В. Позднякова

Особую научную и практическую значимость приобретают исследования, направленные на разработку инструментария эффективного взаимодействия разномасштабных бизнес-структур в направлении создания особого рода региональных инновационно-производственных модулей с целью активизации их включения в систему рыночных отношений, а также определение и обоснование рациональных пропорций между государственными и рыночными регуляторами указанного сотрудничества в системе приоритетов развития региональной экономики. Статья освещает проблематику взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, в частности, вопросы рыночной трансформации региональной экономики и роли в этих процессах совместно функционирующих предприятий разного масштаба.

Ключевые слова: крупный бизнес, малый бизнес, региональный уровень, предпринимательство, формы взаимодействия.

Предприниматель - одна из самых противоречивых фигур в обществе. Проблема состоит в смешивании представлений о предпринимательстве как об определенной экономической функции с конкретными субъектами хозяйственной деятельности, которые, как правило, выполняют несколько различных функций. Деловому человеку не безразлично, как его назовут.

В экономической науке далеко не сразу пришли к какому-либо более или менее общепринятому пониманию сущности предпринимательства. И по сей день не утихают дискуссии на эту тему.

Считается, что первым, кто ввел термин «предприниматель» (entrepreneur) в научный оборот, был французский ученый Ричард Кантильон. Его работа «Очерк о природе торговли» (вышедшая только в 1755 г., а написанная гораздо раньше и, вероятно, известная в рукописном варианте многим французским экономистам) считается одной из первых систематических работ в экономической науке.

Сущность предпринимательства в современном научном мире трактуется по-разному. Можно обозначить, что предпринимательство в широком смысле - это деятельность любого субъекта хозяйствования в рыночной экономике, позволяющая ему получать доход.

В узком смысле предпринимательство -это рисковая экономическая деятельность, связанная с инновациями и позволяющая реализовать интересы предпринимателя, фирмы, общества.

Инновационный характер развития экономики России в качестве важного условия предполагает формирование на территории страны, в основном в границах региональных экономических систем, конкурентоспособных в глобальном рынке и объединенных общими целями групп компаний, территориальных производственных объединений, региональных кластеров. Это объясняется тем, что в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях взаимодействующих групп компаний, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных, способствующих росту конкурентоспособности. Рост социально-экономического статуса территориально-локализованных экономических систем мезоуровня предполагает рассмотрение совместной деятельности разномасштабных субъектов хозяйствования.

Особую научную и практическую значимость приобретают исследования, направленные на разработку инструментария эффективного взаимодействия разномасштабных бизнес-структур в направлении создания особого рода региональных инновационнопроизводственных модулей с целью активизации их включения в систему рыночных отношений, а также определение и обоснование рациональных пропорций между государственными и рыночными регуляторами указанного сотрудничества в системе приоритетов развития региональной экономики.

Анализ периодической литературы по проблематике взаимодействия малого, сред-

него и крупного бизнеса показал, что в целом научных публикаций по вопросам рыночной трансформации региональной экономики и роли в этих процессах совместно функционирующих предприятий разного масштаба достаточно много [1-3]. В последнее время появились также исследования, посвященные необходимости учета новой роли в экономике России и ее регионов территориально-локализованных производственных кластеров. Однако в этих публикациях по-прежнему недостаточно проработанными выглядят вопросы, связанные с определением форм и моделей взаимодействия, разномасштабных бизнес-структур, адекватных новым региональным детерминантам.

Многоаспектные региональные проявления процессов корпоратизации исследуются в работах В. Алекперова, Н. Балабаевой,

О. Брагинского, А. Войтенко, Г. Гутман, И. Германовой, Л. Гринкевича, В. Дементьева, Л. Матвеевой, В. Садкова, И. Симоновой, А. Трофимова, Ю. Якутина и др.

Вопросам взаимодействия крупного и малого бизнеса в российской экономике, включая оценку роли государства в этих процессах, посвящены работы исследователей: А. Белоусова, В. Довганя, Е. Гуниной, Л. Колесниковой, А. Плотникова, В. Наймушина.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных отдельным направлениям данной проблемы, ряд теоретико-методо-логических и прикладных аспектов, связанных с исследованием и учетом новых детерминант взаимодействия разномасштабных предприятий в регионе, до сих пор не получил достаточного обеспечения адекватным методическим инструментарием.

В условиях трансформации экономической системы и перевода ее на инновационный путь развития исключительное значение приобретает, в контексте исследуемой проблемы, институциональное оформление устойчивого взаимодействия всех участников научно-технической и производственной сферы посредством развития единой инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование аккумулируемого разномасштабными субъектами бизнеса национального научного и технологического потенциалов.

Ретроспективный анализ функционирования разномасштабных предприятий в

постперестроечный период свидетельствует о том, что инновационная экономика обращена, прежде всего, к реализации инновационного потенциала крупного производства как обладающего преимущественной по сравнению с субъектами малого и среднего масштаба способностью к привлечению инновационно-ориентированных инвестиций (как отечественных, так и иностранных). Однако подтверждаемые теорией и практикой значительно увеличивающиеся в процессе взаимодействия с малым предпринимательством его инновационные качества актуализируют проблему институционального обеспечения ассоциированной деятельности крупного и малого бизнеса.

В условиях инновационной экономики, таким образом, особую актуальность получает выдвижение и обоснование концепции многофакторного механизма макро- и микроэкономического стимулирования инновационного процесса, происходящего в границах интегрированного взаимодействия малых и крупных предприятий. В таких условиях инновационная деятельность совместного целеориентированного функционирования разномасштабных субъектов экономической активности превращается в решающее условие не только экономического роста взаимодействующих субъектов, но и, по существу, экономического роста всего регионального (и национального) производства.

Это подтверждает опыт большинства передовых стран мира, в частности Великобритании, где мелкие фирмы, получившие статус партнера, как правило, совместно с крупным предприятием разрабатывают новые технологии, контролируют качество продукции, в результате чего сосуществование крупного и малого бизнеса принимает рациональные формы, сочетающие заинтересованность мелких предприятий с выгодой для крупных корпораций. При этом правительство поощряет сотрудничество мелких и крупных хозяйственных структур: так, например, национальный совет экономического развития подготовил специализированный каталог мелких фирм, с помощью которого крупные компании могут выбрать потенциальных партнеров.

Рассмотрим взаимодействие различных структур на региональном уровне на примере Тамбовской области и проследим значимость

данной интеграции, а также наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Тамбове.

В соответствии с договорами с Минэкономразвития России администрация области взяла на себя обязательства по сохранению в течение 10 лет Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора как объекта инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Всего за 2005-2006 гг. и 1 полугодие 2007 г. на реализацию мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 2005-2007 гг. из областного бюджета израсходовано 13,521 млн руб., из федерального бюджета выделено - 11,2 млн руб.

Реконструкция Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора завершена, 26 июня

2007 г. состоялась торжественная церемония его открытия, в которой принял участие глава администрации области О.И. Бетин. Общая стоимость проекта составила порядка 25 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета выделено 11,2 млн руб. Его реализация позволила до конца 2007 г. разместить в биз-нес-инкубаторе порядка 30 малых предприятий, создать дополнительно 150 новых рабочих мест.

Предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, оснащенных компьютерной, офисной техникой, мебелью и оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения являются основными функциями Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора.

Предусматривается также предоставление безработным гражданам и незанятому населению организационно-консультационных услуг по вопросам организации предпринимательской деятельности и самозанятости, проведение тестирования, содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов, содействие организации сельской самозанятости.

В проекте создание общедоступных информационных систем в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринима-

тельства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией {реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иного характера (экономической, правовой, статистической, производствен-но-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего пред-принимател ьства).

В своем ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации в

2008 г. В.В. Путин отметил важную роль малого предпринимательства в экономике страны, в формировании среднего класса, преодолении бедности. На региональном уровне еще более значимой выглядит интеграция различных структур бизнеса, особенно в сфере оптовой и розничной торговли.

В отдельных социально значимых отраслях экономики малый бизнес занимает доминирующее положение. В общем количестве малых предприятий по-прежнему преобладают предприятия и организации с видом деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования» и составляют 45,0 %. На предприятия и организации обрабатывающих производств приходится 13,2 %, строительства - 12,1 %, по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг - 11,5 %, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,6 %, транспорта и связи - 3,9 % от общего количества малых предприятий (рис. 1).

3.9%

□Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство-7,6%

Щромышленность-13,9%

□Строительство-12,1%

□Оптоваяи розничнаяторговля-45,0%

□Транспорт и связь-3,9%

□Операции с недвижимым имуществом, аре ища и представление услуг-11,5%

□ Гостиницы и рестораны-2,5%

□ Прочие виды деятельности-3,5%

Рис. 1. Отраслевая структура малых предприятий в 2007 г. по Тамбовской области, в % к итогу

Малый бизнес Тамбовской области на сегодняшний день - это 4,2 тыс. малых предприятий и более 22 тыс. индивидуальных предпринимателей. В 2007 г. по сравнению с

2006 г. количество малых предприятий возросло на 717 единиц или на 20,5 процентных пункта (рис. 2). Столь значительный рост количества малых предприятий объясняется как ускорением темпов развития малого предпринимательства, так и изменениями законодательства Российской Федерации о регулировании оборота алкогольной продукции, предусматривающими возможность осуществления розничной торговли алкогольной продукцией только юридическими лицами.

Сохраняется положительная динамика роста экономической эффективности деятельности малых предприятий. Так, выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий составила 22,9 млрд руб. с ростом к 2005 г. на 24 %.

По-прежнему продолжает сохраняться неравномерность развития малого предпринимательства в различных территориях области. На сегодняшний день количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей в сельских районах области колеблется от 10 в Рассказовском районе (23 место) до 20,6 в Петровском районе

(1 место). Неплохо выглядят по этому показателю Тамбовский район - 20,4 (2 место) и Жердевский район - 20,2 (3 место) (рис. 3).

Анализ финансовых показателей предприятий и организаций за январь-август

2007 г. в сравнении с январем - августом 2006 г. показал, что финансовое положение экономики области стабилизировалось как и в целом по России.

По итогам за 8 месяцев 2007 г. крупными и средними предприятиями всех отраслей экономики (без организаций сельскохозяйственного производства) было получено 1258,5 млн руб. сальдированной прибыли с ростом к уровню 2006 г. на 52,4 % (по сопоставимому кругу организаций, в действующих ценах).

Максимальную долю (65 %) положительного сальдо дали предприятия обрабатывающих производств, где получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 817,7 млн руб.. превысив указанный показатель за сравниваемый период 2006 г. в 3,3 раза. Следует отметить улучшение финансовых показателей по виду «строительство», где получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 24,9 млн руб., или с ростом в 8,2 раза к аналогичному периоду 2006 г.

4221.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г,

2006г.

2007г.

Рис. 2. Количество малых предприятий по Тамбовской области (единиц)

Рис. 3. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей по Тамбовской области

Продолжается тенденция снижения финансовых показателей по виду деятельности «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», занимающий в общем финансовом результате области 2 место (26,2 %) или 329,7 млн руб.. со снижением на 35,6 процентных пункта к сопоставимому периоду 2006 г.

Основная сумма прибыли по области приходится на предприятия обрабатывающих

производств - 63,3 %, оптовой и розничной торговли - 19,6 % и производства и распределения электроэнергии газа и воды - 6,6 %.

В то же время в области по-прежнему остается высокой доля убыточных организаций, 146 организаций, или 36 % от общего числа предприятий и организаций по результатам своей деятельности получили убытки на общую сумму 703,6 млн руб., из них 47 (40,9 %) - обрабатывающих производств с общей суммой убытков 424,7 млн руб.

Анализ предпринимательской деятельности в Тамбове показал, что предпринимателей серьезно беспокоят две основные проблемы: реформирование рыночной торговли и активное наступление сетевой торговли.

Предстоят серьезные изменения в связи с принятием Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». С 1 января 2010 г. для торговли (выполнения работ, оказания услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, могут использоваться исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. Для сельхозрынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков этот срок установлен 1 января 2012 г. По сути дела по окончанию переходного периода рынки должны стать своего рода гипермаркетами, имеющими лишь одну отличительную особенность: в них торговля, оказание услуг, выполнение работ производится на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров цен.

Существенно меняются условия работы и для стационарной торговой сети. С каждым годом расширяются торговые сети, как наши местные, так и из других регионов. Имеется тенденция к вхождению на Российский рынок международных торговых сетей, что неминуемо ускорится с вступлением России в ВТО. Этот процесс закономерный и неизбежный. Проще говоря, строить минимаркет рядом с супер-гипермаркетом занятие бесперспективное. Для значительной части населения удобнее сделать покупку в магазине рядом с домом. Могут вполне успешно развиваться и специализированные магазины, торгующие однородными группами товаров (одежда, обувь, мясные лавки, кондитерские изделия и др.). Есть перспективы развития и у специализированных магазинов, торгующих эксклюзивными товарами, рассчитанными на определенный круг потребителей. Еще достаточно долго сетевые организации не придут в небольшие сельские населенные пункты, и здесь малый бизнес сможет спокойно развиваться, возможно, даже необходимо разработать меры по поддержке субъектов малого предпринимательства, занимающегося выполнением важной социальной

миссии - обеспечением жителей малонаселенных сельских поселений товарами первой необходимости.

Необходимо научиться сосуществовать с крупными сетевыми организациями торговли, которые в конечном итоге тоже создавались такими же предпринимателями путем объединения капиталов, имущества, совершенствования организации торговли, производства, финансирования. Кстати, многие местные торговые сети представляют собой ничто иное, как объединения субъектов малого предпринимательства.

В этих условиях серьезно возрастает роль общественных объединений предпринимателей. Эти объединения могут консолидировать усилия своих членов, направленные на развитие, сохранение своего бизнеса в условиях активного наступления сетевых организаций. На основе объединения капиталов, имущества членов объединений могут создаваться коммерческие организации, занимающиеся обеспечением оптовой закупки товаров, их доставкой, совершенствованием организации торговли, да и производством товаров тоже. При этом предприниматели сохранят свою экономическую самостоятельность, правда, несколько ограничив ее необходимостью выполнения общих задач. Без объединения выстоять в условиях все ужесточающейся конкурентной борьбы будет крайне тяжело.

Таким образом, можно утверждать, что вопрос интеграции актуален как на международном, так и на региональном уровне. В свою очередь, остро как никогда стоит вопрос интеграции малого, среднего и крупного бизнеса на всей территории нашей страны.

1. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой / под ред. Г.В. Гутмана. М., 2001.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2003.

3. Сорокина В. Государственное регулирование

малого бизнеса: опыт Великобритании. Режим доступа: http://www.ptpu.ru/issues/2_98/i9298.

1Ит. Загл. с экрана.

4. Закон Тамбовской области «О Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 2005-2007 годы» № 242-3 от 27.10.2004 г. (с изменениями на 3.12.2005 г.).

5. Постановление администрации Тамбовской области «Об утверждении Положения об

управлении по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области» № 211 от 10.03.06 г. (В редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 04.05.2006 г. № 454; от 27.07.2006 г. № 848; от 25.09.2006 г. № 1074; от 18.04.2007 г. № 400; от 03.05.2007 г. № 478; от 21.06.2007 г. № 693; от 25.10.2007 г. № 1143).

6. Итоги за 2006 г. Управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области «Основные тенденции и итоги социально-экономического развития промышленности, потребительского рынка и сферы услуг Тамбовской области в 2006 году». Тамбов, 2007.

7. Областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2008-2010 гг. и Приложение к Программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2008-2010 гг.

Поступила в редакцию 15.08.2008 г.

Pozdnyakova S.V. Interaction of business forms by activity scale at the example the Tambov region. The special scientific and practical significance is acquired by the researches directed at working out of a toolkit of effective interaction of business structures of different scale in the direction of creating a special sort of regional innovative-industrial modules for the purpose of their active inclusion in the system of market relations, and also determination and substantiation of rational proportions between the state and market regulators of the specified cooperation in the system of priorities of regional economy development. The article throws light upon the problems of interaction between small-scale, average and large-scale businesses in particular, the questions of market transformation of regional economy and the role of jointly functioning businesses of different scale in these processes.

Key words: large-scale business, small-scale business, regional level, entrepreneurship, forms of interaction.

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

А.М. Грешонков

Данная статья посвящена проблеме изменений экономических отношений в аграрном секторе экономики России и связанными с ним вопросами обеспеченности сельскохозяйственного производства квалифицированным управленческим персоналом на всех уровнях.

Ключевые слова: экономические отношения на сельскохозяйственном рынке труда, управленческий персонал в аграрном секторе.

Развитие экономических отношений в аграрном секторе обусловливается качественно новыми целями и задачами реализации современной аграрной политики, которая стала рассматриваться как приоритетная составляющая всей социально-экономической политики государства.

В эволюционном процессе экономических отношений в аграрном секторе весьма существенным явилось принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (разработана в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»). При этом глубинная суть принципиально новых подходов позволяет рассматривать отечествен-

ное сельское хозяйство как жизнеобеспечивающую отрасль. У нее перспективное и потенциально важное высокотехнологичное значение для всей экономики страны, стратегия которой все более ориентируется на переход к инновационному пути развития.

Стратегическое развитие России до 2020 г. неразрывно связано с инвестициями в человека, коренными изменениями в социально ориентированных условиях труда и качества жизни на перспективу. Особенно это важно для сельского хозяйства и сельских территорий, где социальные проблемы пореформенного периода только обостряются. Социально-демографическая ситуация не улучшается. Крайне низкой остается обеспеченность села квалифицированным персоналом всех звеньев - руководителями и глав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.