Научная статья на тему 'Реализация промышленной политики в регионе мерами государственной поддержки предпринимательства: достижения и дальнейшее развитие'

Реализация промышленной политики в регионе мерами государственной поддержки предпринимательства: достижения и дальнейшее развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / GOVERNMENT CONTROL OF ECONOMY / INDUSTRIAL POLICY / STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS / ENTERPRISE / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хафизова Надежда Федоровна, Торжкова Н. Н.

Рассматриваются направления реализации промышленной политики на региональном уровне. Приводятся примеры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Удмуртской Республике. Анализируется практика финансирования инвестиционных проектов предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of an industrial policy in the region by state support measures available for entrepreneurship: achievements and further development

The article covers the directions of realization of an industrial policy at the regional level by the examples of state support available for small and middle-scale businesses in Udmurt Republic. The practice of financing investment projects of small-scale enterprises is analysed.

Текст научной работы на тему «Реализация промышленной политики в регионе мерами государственной поддержки предпринимательства: достижения и дальнейшее развитие»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.23.338. 3

Н. Ф. Хафизова, Н.Н. Торжкова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

МЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

ДОСТИЖЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

Рассматриваются направления реализации промышленной политики на региональном уровне. Приводятся примеры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Удмуртской Республике. Анализируется практика финансирования инвестиционных проектов предприятий малого бизнеса.

Ключевые слова: государственное регулирование экономики, промышленная политика, государственная поддержка малого бизнеса, предпринимательство, инвестиционные проекты.

Трансформация экономики страны в связи с переходом на рыночные отношения привела к изменению традиционного представления о государственной промышленной политике. Но главная роль в переоценке промышленной политики принадлежит процессам всеобщей глобализации, разрушившим экономическую автономию государств: ресурсы (промышленности) стали обращаться на мировых рынках, которые не подчиняются отдельным национальным государствам. В конце ХХ в. окончательно сложилось представление о том, что промышленная политика в своем изначальном смысле себя практически исчерпала. В настоящее время промышленная политика рассматривается в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства, которая реализуется комплексом мероприятий, направленных на ускорение экономического роста, модернизацию и диверсификацию российской экономики, а также решение социальных и региональных проблем.

В российской экономике используются две основные модели промышленной политики. «Жесткая» промышленная политика для достижения целей развития приоритетных отраслей экономики использует протекционистский курс во внешней торговле для национальных производителей, бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, а также такие инструменты, как регулирование цен на сырье и энергию, тарифов естественных монополий. «Мягкая» промышленная политика направлена на повышение конкурентоспособности национальных производителей и поддержку инвестиционных проектов, осуществляемых частным бизнесом [5. С. 8].

По нашему мнению, наиболее эффективным на данном этапе развития экономики является подход, основанный на государственном регулировании с использованием рыночных механизмов и методов прямой государственной поддержки. Такая промышленная политика включает комплекс мер регулирования экономических процессов на отраслевом и региональном уровне, направленный на стимулирование инвестиционной и инновационной активности, структурную перестройку и рост экономики региона. Реализация промышленной политики в конечном итоге должна способствовать увеличению доходной части бюджета города (муниципалитета) и региона, росту доходов и занятости населения.

В качестве одного из механизмов региональной промышленной политики можно рассматривать стимулирование и эффективное использование потенциала субъекта федерации. Формирование структуры промышленного продукта происходит в регионах, каждый из которых обладает уникальной комбинацией ресурсов и возможностей. Поэтому перспективы промышленного развития страны связаны с развитием регионов. Этим определяется принципиальная важность поиска подходов и механизмов разработки и реализации концепции системной промышленной политики в региональном измерении. Промышленная и инвестиционная политика предполагают самостоятельные действия в пределах законодательно установленных компетенций, а также совместную деятельность бизнеса с органами государственной власти, реализующими меры общегосударственной и региональной политики на территории муниципалитета - города.

Рассмотрим практику реализации региональной политики в сфере промышленности на примере Удмуртской Республики. Координацию и научно-методическое обеспечение инновационной стратегии развития промышленного и научно-технического потенциала региона и городов республики осуществляет совещательный и консультативный орган - Научный совет при Президенте Удмуртской Республики, созданный в 2007 г. В регионе, промышленный сектор которого представлен предприятиями военно-промышленного комплекса и многоотраслевым высокоразвитым машиностроени-

ем, должна проводиться активная промышленная политика. В качестве основных направлений развития отрасли промышленности в республике выбраны модернизация и техническое перевооружение существующих производств, углубление переработки исходного сырья и расширение внутренних и внешних торговых связей [6].

В настоящее время действует программа мероприятий, рассчитанная на 2009-2013 гг. Число малых предприятий за время реализации первой РЦП выросло более чем в три раза, увеличилась численность занятых в малом бизнесе, активизировалась предпринимательская активность в сельских районах. Правительство республики оказывает всестороннюю поддержку предпринимателям за счет республиканского и федерального бюджетов. Господдержка региональной промышленной политики обеспечивается путем участия Удмуртской Республики в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, проводимом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. На эти цели из федерального бюджета получено в 2005 г. - 26,9 млн. рублей, в 2006-м - 26 млн. руб., в 2007-м - 22,8 млн. руб., в 2008-м - 45 млн. руб.

В России так же, как и в странах Европейского Союза показателем развития малого предпринимательства является число малых предприятий на 10 тыс. жителей. В странах ЕС показатель составляет порядка 300. В 2006 г. в среднем по России насчитывалось 73 малых предприятия на 10 тыс. жителей. В Удмуртии этот показатель постепенно увеличивается: 2004 г. - 50,0; 2005 г. - 53,2; 2006 г.

- 68,7; 2007 г. - 86,0 малых предприятий на 10 тыс. жителей. Только за 2006 г. темп роста малых форм хозяйствования составил 29%.

По результатам реализации РЦП по развитию малого предпринимательства за период с 2004 по 2008 г. в Удмуртии наблюдался рост числа занятых в малом предпринимательстве.

Данные приведены по статистике государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике. Рост числа малых предприятий в 2007 г. наблюдался в сферах экономической деятельности, связанных с сельским хозяйством, строительством, обрабатывающими производствами, транспортом и связью.

Сфера малого бизнеса, кроме малых предприятий, включает свыше 40 тыс. предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых по найму работают более 51 тыс. чел. В целом доля занятых на малых предприятиях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, предпринимателей без образования юридического лица и лиц, работающих у них по найму, по итогам 2007 г. превышает 20,3% от числа занятых в экономике республики.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 г. вырос, по сравнению с 2004 г., почти в 5 раз. Оборот малых предприятий в расчете на одного жителя республики составил в 2005 г. - 19,87 тыс. руб., в 2006 г. - 29,55 тыс. руб., а в 2007 г. - 42,32 тыс. руб.

Результат вклада малого бизнеса в экономическое развитие региона за период реализации РЦП государственной поддержки малого предпринимательства (с 2004 по 2008 г.) представлен в табл. 1.

В табл. 1 значения показателя «Оборот малых предприятий» приведены в ценах соответствующих лет. Однако эти показатели являются результатом статистического обследования и не могут быть полностью достоверными, так как в республике не проводилось сплошное исследование деятельности предпринимателей без образования юридического лица.

Усилиями Правительства Удмуртской Республики в течение ряда лет реализуется система мер государственной поддержки промышленных предприятий. В 2005 г. принят закон о промышленной политике, программа развития машиностроения и металлообработки, пролонгирована программа развития лесопромышленного комплекса. Появились возможности предоставления бюджетных кредитов в рамках облигационного заимствования республики.

По результатам конкурса в 2006 г. средства из регионального бюджета на покрытие затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов, получили предприятия ООО «Г лазовский завод “Химмаш”», ОАО «Элеконд», ОАО «Камбарский завод газового оборудования».

Меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности направлены на создание благоприятных условий для функционирования предприятий, стимулирование эффективности производств и повышение конкурентоспособности промышленной продукции. В 2007 г. механизм субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков распространяется на предприятия текстильной и легкой промышленности, а с 2008 г. и на предприятия лесопромышленного комплекса.

Таблица 1

Оценка уровня деловой активности малого предпринимательства в УР

Показатели Единица измерения Год

2004 2005 2006 2007

Количество малых предприятий (по состоянию на конец года), всего тыс. единиц 7,78 8,24 10,59 13,24

в том числе по видам экономической деятельности:

Добыча полезных ископаемых единиц 10 13 33 53

Обрабатывающие производства единиц 1112 1067 1259 1968

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды единиц 20 23 44 82

Строительство единиц 969 867 1125 1575

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и др. единиц 3935 4277 5283 5882

Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, всего тыс. чел. 37,24 31,71 42,06 51,21

в том числе по видам экономической деятельности:

Добыча полезных ископаемых тыс. чел. 0,19 0,24 0,30 0,32

Обрабатывающие производства тыс. чел. 9,70 9,70 12,18 13,45

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды тыс. чел. 0,18 0,29 0,12 1,15

Строительство тыс. чел. 4,96 4,71 6,51 9,92

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и др. тыс. чел. 11,19 10,80 12,35 14,96

Оборот малых предприятий млн. руб. 25305,0 30771,0 45537,0 65077,0

в том числе по видам экономической деятельности:

Добыча полезных ископаемых млн. руб. 376,0 553,0 461,0 329,0

Обрабатывающие производства млн. руб. 4159,0 4991,0 6729,0 10751,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды млн. руб. 32,0 116,0 38,0 607,0

Строительство млн. руб. 1735,0 2864,0 6728,0 6115,0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и др. млн. руб. 16883,0 19416,0 27908,0 39501,0

Государственная поддержка оказывается предприятиям разных форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО), осуществляющим инвестиции на техническое перевооружение и модернизацию существующего производства, организацию производства новой продукции, внедрение новых и совершенствование существующих технологий. Таким образом, мерами государственной поддержки малого и среднего бизнеса реализуется промышленная политика на региональном уровне.

Управление инвестиционными процессами осуществляется в виде господдержки потенциальных инвесторов. Объем инвестиций в экономику республики за период с 2005 по 2010 г. составил около 170 млрд. руб. Общая сумма предоставленных представителям малого бизнеса налоговых льгот с 2004 г. составила 201,02 млн. руб. Бюджетная эффективность от реализации инвестиционных проектов превысила объем предоставленных льгот в 8 раз и составила 1,63 млрд. руб. Предприятиями республики за период это время привлечено более 8 млрд. руб. инвестиций, создано 2 655 новых рабочих мест.

Муниципалитеты ограничены в вопросах взаимодействия с крупными промышленными предприятиями действующим законодательством. К полномочиям органов местного самоуправления в этой сфере в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ отнесены:

- формирование и реализация муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических и других особенностей;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

- содействие организациям, выражающим интересы субъектов малого и среднего предпринима-тельств;

- образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления [3].

Основными факторами, сдерживающими развитие промышленного производства в г. Ижевске в прогнозном периоде остаются значительный износ основных фондов предприятий, высокие удельные затраты на подготовку производства в связи с ростом тарифов естественных монополий, недостаток инвестиций в НИОКР, наличие зарубежных конкурентов на рынке машиностроительной продукции. Для решения задач развития промышленного производства на муниципальном уровне реализуется Стратегия устойчивого развития города Ижевска.

Таблица 2

Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска

на 2011-2013 годы

Показатели Ед. изм. 2010 год, оценка 2011 год, прогноз 2012 год, прогноз 2013 год, прогноз

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами1 Я ю мр 74 000 84 200 93 600 102 100

Темп роста % 111,4 113,8 111,2 109,1

Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации) Я ю мр 68 800 80 400 92 100 105 500

Темп роста % 116,0 116,9 114,6 114,5

Объем платных услуг населению по полному кругу организаций млн. руб. 24 600 27 200 30 300 33 900

Темп роста % 120,5 110,6 111,4 111,9

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций Я ю мр 20 000 20 600 21 900 23 400

Темп роста % 101,8 103,0 106,3 106,8

Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций Я ю мр 35 700 36 800 39 200 41 900

Темп роста % 102,0 103,1 106,5 106,9

Амортизация по крупным и средним коммерческим организациям Я ю мр 9 350 9 900 10 350 10 800

Темп роста % 104,4 105,9 104,5 104,3

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним организациям руб. 17 300 18 630 20 150 21 850

Темп роста % 108,3 107,7 108,2 108,4

Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям тыс. чел. 212,0 212,0 213,0 214,0

Темп роста % 96,2 100,0 100,5 100,5

Численность постоянного населения на начало года тыс. чел. 610,6 610,2 609,8 609,4

1 Полное наименование показателя - Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано

услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии,

газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций производителей.

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется по следующим основным показателям:

- объем отгрузки товаров собственного производства;

- индекс промышленного производства по полному кругу предприятий и организаций;

- объем платных услуг населению;

- внешнеторговый оборот;

- сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий и организаций;

- удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий в общем количестве и др. [6].

Эти показатели являются основой прогнозирования социально-экономического развития

Ижевска на 2011-2013 гг. Элементы перспективного прогноза развития промышленных предприятий города представлены в табл. 2.

На период 2011-2013 гг. прогнозируется увеличение объемов прибыли предприятий города. Рост объемов прибыли ожидают в связи с улучшением финансового состояния организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, и возобновлением стабильной работы предприятий обрабатывающих производств. Объем инвестиций в основной капитал разработан на основе прогноза объемов прибыли организаций города, так как основным источником финансирования инвестиций остаются собственные средства организаций. Улучшение финансового состояния организаций города будет способствовать увеличению объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ налог на прибыль организаций в муниципальный бюджет Ижевска не поступает.

Рассмотренная практика реализации промышленной политики в Удмуртской Республике мерами государственной поддержки предпринимательства в сфере промышленности подтверждает эффективность прямой государственной поддержки предприятий в развитии реального сектора экономики. Основными инструментами государственного регулирования являются фискальная и бюджетная политика. Фискальная политика применяется для мобилизации денежных средств для покрытия расходов региона и муниципального бюджета в виде местных налогов и регулирования их ставок, а также различного вида субсидий производителям или потребителям товаров и услуг. Кроме фискальной направленности местные налоги используются в качестве механизма воздействия на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Целенаправленность и действенность этого механизма для хозяйствующих субъектов очевидна.

К недостаткам программно-целевого подхода к планированию развития Ижевска следует отнести отсутствие в перечне контролируемых показателей «Программы социально-экономического развития муниципального образования “Город Ижевск” на 2010-2014 годы» индикаторов развития территории, повышения жизненного потенциала граждан, повышения качества жизни. Реализация промышленной политики в регионе должна быть направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, развитие социальной сферы, формирование комфортной городской среды, а не только на воспроизводство частного капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №18. Ст. 2003.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ // Рос. газ. 2007. 31июля.

3. Хафизова Н.Ф. Методологическое обоснование модели развития региона // Наука Удмуртии. 2006. №4. С. 49-51.

4. Правовые акты Главы муниципального образования «город Ижевск» и Городской думы города Ижевска в информационно-правовой системе. URL: http://www.izh.ru/izh/info/kodex.html

Поступила в редакцию 16.05.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

N.F. Khafizova, N.N. Torzhkova

Realization of an industrial policy in the region by state support measures available for entrepreneurship: achievements and further development

The article covers the directions of realization of an industrial policy at the regional level by the examples of state support available for small and middle-scale businesses in Udmurt Republic. The practice of financing investment projects of small-scale enterprises is analysed.

Keywords: government control of economy, industrial policy, state support of small business, enterprise, investment projects.

Хафизова Надежда Федоровна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

426057, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7 E-mail: agni.57@mail.ru

Торжкова Н.Н., секретарь судебного заседания Арбитражный суд ХМАО ЮГРЫ 628011, Россия, г. Ханты-Мансийск, ул. Ленина, 54/1 E-mail: fiza.80@mail.ru

Khafizova N.F.,

candidate of economics, associate professor Izhevsk State Technical University 462057, Russia, Izhevsk, Studencheskaya st., 7 E-mail:agni.57@mail.ru

Torzhkova N.N., clerk of court Arbitration tribunal of KhMAO of Ugra 628011, Russia, Khanty-Mansiysk, Lenina st., 54/1 E-mail: fiza.80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.