Научная статья на тему 'Характеристика малого предпринимательства Удмуртской Республики'

Характеристика малого предпринимательства Удмуртской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1320
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА / SMALL-SCALE ENTREPRENEURSHIP / GRP / DEVELOPMENTAL PROGRAM OF SME / FACTOR MODEL OF SMALL ENTERPRISES TURNOVER / FACTOR MODEL OF GRP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна

Представлена характеристика малого предпринимательства Удмуртской Республики, где особое внимание уделено влиянию экономического кризиса на ключевые показатели развития: численность, оборот, прибыльность. Проведен анализ факторной модели регионального продукта данного сектора экономики и выявлены ее экзогенные переменные: инвестиции в основной капитал, средняя заработная плата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of small-scale entrepreneurship in Udmurt Republic

The article presents the characteristic of small-scale entrepreneurship in Udmurt Republic. Special attention is paid to the influence of economic crisis exerted on key factors of development, which are the number of employees, a turnover and profitability. The analysis of the factor model of the regional product in this particular sector of economy is made and the model's exogenic variables, which are investments into equaty capital and the average salary, are revealed.

Текст научной работы на тему «Характеристика малого предпринимательства Удмуртской Республики»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

41

2011. Вып. 4

УДК 336.71:681.3 А.В. Овчинникова

ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Представлена характеристика малого предпринимательства Удмуртской Республики, где особое внимание уделено влиянию экономического кризиса на ключевые показатели развития: численность, оборот, прибыльность. Проведен анализ факторной модели регионального продукта данного сектора экономики и выявлены ее экзогенные переменные: инвестиции в основной капитал, средняя заработная плата.

Ключевые слова: малое предпринимательство, валовой региональный продукт, программа развития малого предпринимательства, факторная модель оборота малых предприятий в Удмуртской Республике, факторная модель валового регионального продукта.

Как показывает мировая практика, малый бизнес несет в себе огромный потенциал. В экономике стран Западной Европы, США, Кореи и других государств малые предприятия выполняют множество социально-экономических функций, таких как обеспечение экономического роста, занятости населения, формирование здоровой конкурентной среды, создание и поддержание инновационной активности, пополнение бюджета. В таких экономически активных странах число малых предприятий достигает 80-95% от общего числа предприятий, в этой сфере производится до 85% валового внутреннего продукта.

К сожалению, Россия не может похвастаться подобными показателями. Возможно, развитие малого предпринимательства в нашей стране - это и есть путь к выведению экономики из кризисного состояния. В связи с этим проведение финансово-экономического анализа состояния и проблем развития малого предпринимательства является актуальным.

Согласно отчету Министерства экономики УР о реализации Программы по поддержке малого и среднего предпринимательства количество малых предприятий ежегодно растет, при этом увеличивается и объем продукции, и объем инвестиций в основной капитал. В рамках Программы ежегодно совершенствуется нормативная база, субъектам малого предпринимательства предоставляются различные формы государственной поддержки. Но насколько это эффективно?

Сегодня малый и средний бизнес в значительной степени определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового регионального продукта, занятость населения, пополнение бюджета и решение социальных проблем Удмуртской Республики.

В Удмуртской Республике показатель развития малого предпринимательства (число малых предприятий на 10000 жителей) ежегодно растет: 2005 г. - 53,2; 2006 г. - 68,7; 2007 г. - 86,0; 2008 г. -110,3; 2009 г. - 126,4. В среднем по России на 10 000 чел. в 2009 г. приходилось всего 113 малых предприятия, в то время как в 2006 г. в странах Европейского союза этот показатель составлял порядка 300 предприятий.

Особенно высокий темп роста малых форм хозяйствования зарегистрирован в 2006 г., когда за год число малых предприятий увеличилось на 29%.

Сфера малого бизнеса, кроме малых предприятий, включает около 17 тыс. предпринимателей без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ) и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых по найму работает более 29 тыс. чел.

В 2009 г. произошло сокращение как среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (на 17% по сравнению в 2008 г.), так и численности лиц, работающих по найму у ПБОЮЛ (на 17,5% по сравнению с 2008 г.). Однако численность ПБОЮЛ увеличилась за год на 6,5% и в 2009 г. составила 43,39 тыс. единиц. Такое значительное сокращение было вызвано финансовым кризисом этого периода, во время которого сокращение численности и штата работников являлось одним из способов уменьшения расходов на содержание персонала и сохранения действующей организации. В частности, по данным Управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, количество работников, уволенных с предприятий малого и среднего бизнеса и вставших на учёт в качестве безработных, за четыре месяца 2009 г. составило 12894 чел. и по сравнению с декабрём 2008 г. возросло на 6026 чел.

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Кризис также отразился на объеме инвестиций в основной капитал малых предприятий и их обороте.

Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике в 2009 г. он сократился на 59,4 % по сравнению с 2008 г. Согласно информационно-аналитическому докладу «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2009 году», подготовленному Национальным институтом системных исследований проблем, оборот малых предприятий в расчете на одного жителя Удмуртской Республики составил в 2005 г. 19,87 тыс. руб., в 2006 г. - 29,55 тыс. руб., в 2007 г. - 42,32 тыс. руб., в 2008 г. - 83,98 тыс. руб., а в 2009 г. - 59,8 тыс. руб. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. наблюдается сокращение оборота малых предприятий на 27,3%. Такое падение объема оборота малых предприятий сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам Российской Федерации.

Сложившаяся структура малых предприятий по видам экономической деятельности практически не меняется в последние годы. Из общего количества малых предприятий наибольшую долю (44,5%) составляют предприятия оптовой и розничной торговли - 42,1%. В 2007 г. этот показатель составлял 44,5%. В обрабатывающих производствах и строительстве насчитывается 23,2% малых предприятий. На 2007 г. показатель составил 26,8%.

Рост числа малых предприятий в 2009 г. наблюдался в сферах экономической деятельности, связанных с сельским хозяйством, строительством, добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами, транспортом и связью, производством и распределением электроэнергии, газа и воды.

Проведенное федеральное государственное статистическое наблюдение о технологических инновациях малых предприятий в 2007 г. показало, что из 262 обследованных малых предприятий с численностью от 16 до 100 чел. 9 занимались инновационной деятельностью. Необходимо особо отметить вклад в экономику обрабатывающих производств. Наиболее высокая доля здесь принадлежит предприятиям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность и занимаются производством машин и оборудования, производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производством транспортных средств и оборудования. Из прочих видов экономической деятельности наиболее значим вклад деревообработки, химического производства и производства изделий из пластмасс, текстильного, швейного и кожевенного производства.

Экономическая ситуация, сложившаяся в реальном секторе национальной экономики, в целом оказывает благоприятное влияние на развитие сферы малого предпринимательства Удмуртской Республики. Но к сожалению, доля участия малых предприятий в экономике региона не значительна, учитывая какой потенциал они в себе несут. К примеру, в развитых странах в сфере малого бизнеса производится до 85% валового внутреннего продукта, а доля инвестиций - достигает порой и 95%.

Как показал анализ финансового состояния малого предпринимательства в УР, ситуация в данном секторе оставляет желать лучшего. Свой отпечаток на финансовые результаты деятельности наложил и произошедший кризис - 2009 г. для малого бизнеса республики оказался сложным. Возросла доля убыточных организаций: с 20,3% в 2008 г. до 29% в 2009 г. В совокупности малые предприятия находятся в кризисном финансовом состоянии, они неплатежеспособны, абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения и убыточны. У них недостаточно оборотных средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств, они в значительной степени зависимы от внешних займов, в связи с чем возникает высокий риск их неплатежеспособности и дефицит денежных средств.

Для создания благоприятной среды развития малому предпринимательству в 2009-2010 гг. был осуществлен ряд мероприятий:

- совершенствование нормативной базы в области развития малого бизнеса. Только в 2010 г. было принято более 20 постановлений и распоряжений Правительства УР, более 30 приказов Министерства экономики УР, 3 соглашения с федеральными органами власти;

- микрофинансирование субъектов малого и среднего бизнеса;

- предоставление поручительства перед банком до 50% суммы необходимого залогового обеспечения (в рамках реализации Программы кредитных гарантий);

- субсидирование части затрат, связанных с возмещением затрат по гарантиям и договорам поручительства;

- субсидирование части затрат по оплате первого взноса по договорам лизинга;

- предоставление субсидий (грантов) для поддержки начинающих малых и средних инновационных компаний;

- предоставление субсидий для поддержки действующих малых и средних инновационных компаний;

- предоставление помещений и офисного оборудования (компьютеры, средства связи, ксероксы и др.) в аренду на льготных условиях начинающим предпринимателям в помещении бизнес-инкубаторов;

- информационная поддержка - сопровождение и актуализация сайта «Предпринимательство Удмуртии»;

- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих продукцию, предназначенную для экспорта.

Так, в 2009 г. республика получила право на федеральную субсидию в размере 257,330 млн. руб. на реализацию пяти проектов при условии их софинансирования за счет средств бюджета УР:

- развитие программы кредитных гарантий - 114 млн. 680 тыс. руб.;

- предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, организация конкурса среди муниципальных образований в Удмуртской Республике на финансирование наиболее эффективных муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и проектов развития инфраструктуры -3 млн. 152 тыс. руб.;

- содействие созданию и развитию в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечению их деятельности (в том числе, фондов, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических зон). Создание, развитие и обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей - 2 млн. 618,73 тыс. руб.;

- субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства (и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства) по оплате ими процентных ставок по кредитам и займам, а также по оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга. Субсидирование части затрат, связанных с возмещением затрат по гарантиям и договорам поручительства субъектам малого предпринимательства для обеспечения исполнения их обязательств по кредитам, займам и договорам лизинга, - 8 млн. 146,4 тыс. руб.;

- развитие системы микрофинансирования для субъектов малого предпринимательства, создание, развитие и обеспечение деятельности фондов и других микрофинансовых организаций поддержки малого предпринимательства - 128 млн. 733 тыс. руб.

В 2010 г. на реализацию мероприятий Программы было направлено более 216 млн. 890 тыс. руб. Однако, как показывает анализ состояния малого предпринимательства, этих мер недостаточно для успешного развития данного сектора, а следовательно, достижение такой стратегической цели, как повышение эффективности экономики посредством улучшения предпринимательского климата, предусматривающего устранение факторов, препятствующих развитию предпринимательства, повышению конкурентоспособности и созданию благоприятных условий хозяйствования, маловероятно.

Периодически органы государственной власти в соответствии со Стратегией социальноэкономического развития региона разрабатывают программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Так, в Удмуртской Республике на настоящий момент реализуется Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2013 гг., утвержденная распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 января 2008 г. №42-Р.

Согласно Программе осуществление разработанных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Программа представляет собой стратегический программный документ, в котором определяется план мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемых в Удмуртской Республике, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики, ответственных за реализацию указанных мероприятий. Программа направлена на достижение целей и задач развития системы малого и среднего предпринимательства в Уд-

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

муртской Республике, позволяет согласовать и координировать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, финансовых институтов предпринимательских структур, общественных, научных и образовательных организаций по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Финансирование Программы осуществляется из следующих источников:

- за счет средств бюджета Российской Федерации;

- за счет средств бюджета Удмуртской Республики;

- за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике.

Для получения средств из бюджета Российской Федерации Удмуртская Республика ежегодно участвует в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на поддержку малого предпринимательства, неоднократно признаваясь победителем конкурса. Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации (далее - субсидии), в том числе на:

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

- поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

- реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Данная Программа, как уже было отмечено выше, рассчитана на период с 2009 по 2013 г., и ее реализация разделена условно на 2 этапа.

На первом этапе (2009 г.) предполагалось сконцентрировать усилия участников и финансовые ресурсы на формирование основы целостной системы, обеспечивающей развитие малого и среднего предпринимательства, путем реализации ряда программных мероприятий и пилотных проектов на государственном и муниципальном уровнях.

На втором этапе (2010 - 2013 гг.) созданные механизмы планируется распространить по всей территории Удмуртской Республики, что позволит эффективно воздействовать на процессы развития малого и среднего предпринимательства. Это создаст условия для качественных и количественных изменений системы малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики к 2013 г.

Таким образом, реализация Программы предполагает постоянное осуществление мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая следующие формы их поддержки:

- финансовая;

- имущественная;

- информационная;

- консультационная;

- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;

- поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Успешная реализация мероприятий Программы позволит значительно повысить темпы развития слоя мелких и средних собственников, осуществляющих предпринимательскую деятельность в приоритетных отраслях экономики и создающих новые рабочие места.

Реализация мероприятий по содействию развитию малого и среднего предпринимательства согласно Стратегии социально-экономического развития УР до 2014 г., принятой 18 декабря 2009 г., № 68-РЗ позволит к 2015 г. обеспечить:

- увеличение на 4960 единиц числа субъектов малого предпринимательства;

- ежегодный прирост оборота организаций малого бизнеса до 11-13%;

- рост удельного веса продукции, произведённой малыми предприятиями в общем объёме валового регионального продукта до 5,1%;

- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в общей численности экономически активного населения республики до 32%.

Сведем прогнозные и имеющиеся значения вышеуказанных показателей в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ целевых индикаторов и показателей эффективности развития

малого предпринимательства

Наименование показателя эффективности Базовый показатель на 2009 г. Прогнозное значение на 2015 г. Абсолютное изменение,%

Численность субъектов малого предпринимательства, ед. 19300 24260 +4960

Прирост оборота организаций малого бизнеса -28% 13% +41%

Рост удельного веса продукции, произведённой малыми предприятиями, в общем объёме валового регионального продукта 4,1%* 5,1% +1%

Рост доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в общей численности экономически активного населения республики -16,9% 32% +48,9%

* Данные за 2008 г.

Согласно концепции Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в УР на 2009 - 2013 гг. предполагаются следующие меры государственной поддержки сектора малого предпринимательства:

- создание и содержание республиканской и муниципальной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- поддержка программ органов местного самоуправления по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

- пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности;

- содействие в работе региональных, межрегиональных, отраслевых общественных объединений субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им государственной поддержки;

- поддержка экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

- методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях;

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- финансирование на конкурсной основе мероприятий программ органов местного самоуправления по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будет включать в себя несколько видов, которые соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам. К финансовой поддержке отнесены: субсидии, субвенции, гарантии и поручительства, программы привлечения кредитов от кредиторов и развития лизинга. Коммерческие и некоммерческие организации инфраструктуры поддержки смогут получать средства на свою деятельность посредством участия в конкурсах на размещение государственного и муниципального заказа на предоставление различных услуг субъектам малого предпринимательства.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будет включать в себя расходы средств бюджетов на строительство и содержание объектов инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторов, технопарков), при этом предлагается ввести правило, согласно которому за счет средств бюджетов обеспечивать строительство и содержание только некоммерческих организаций. Также имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает льготы и преференции, предоставляемые им законодательством о приватизации государственного (муниципального) имущества. Предусматривается создание и содержание региональных и муниципальных информационных систем и сетей по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, маркетинговой и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка экспорта товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться путем развития сотрудничества с международными организациями, а также путем оказания содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и путем создания благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства будет включать следующие виды поддержки: формирование образовательных программ и государственных образовательных стандартов по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; формирование мер по вовлечению социально незащищенных слоев населения в микропредпринимательство и малое предпринимательство; учебно-методологическую, научно-методическую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства: создание сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, таких как молодежь, инвалиды и т.д., а также по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формирование инструментов стимулирования создания собственного дела и обучения основам предпринимательства позволит существенно увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства.

Итак, органы государственной власти разрабатывают программы по поддержке и развитию малого предпринимательства. Но большинство предпринимателей, к сожалению, не участвуют в данных программах. Причинами этого являются низкий уровень доверия к государству, плохая информированность о существующих возможностях, но это не главное. Основные причины:

1) низкая эффективность таких программ обусловлена тем, что если предприятия и получают эту поддержку, то она настолько мала, что не способна не только подтолкнуть их к развитию, но и удержать «на плаву»;

2) неоспоримым недостатком такого рода мероприятий является то, что коррупция прочно закрепила свои позиции в нашей стране и препятствует эффективной реализации программ, сдерживая развитие малого бизнеса;

3) в отчеты реализации Программы заложены индикативные показатели развития малого бизнеса, не выявляющие качественных изменений в состоянии этого сектора экономики. Например, такие показатели, как количество малых предприятий, их оборот, не содержат информацию о том, насколько конкурентоспособна выпускаемая продукция, каков её рейтинг не только в регионе, но и за его пределами, в частности, по сравнению с аналогичной продукцией ряда развитых и развивающихся стран;

4) практически не отслеживается финансовое состояние организаций - их платежеспособность, финансовая устойчивость. Не отслеживается эффективность вложений инвестиций в основной капитал, а также в развитие инновационных технологий. На большинстве предприятий до сих пор установлена устаревшая техника и оборудование, применяются технологии, которые уже давно пора «отправить в историю». Данный факт не способствует увеличению оборота предприятий, повышению качества производимых товаров, а также снижению его себестоимости;

5) как показал анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, необходимо уделить особое внимание таким факторам, как инвестиции в основной капитал и среднемесячная номинальная заработная плата. Это означает, что государству необходимо стимулировать вложение такого рода инвестиций в малый бизнес. Причем, не только сами предприятия должны вкладываться, но и государство. Возможно, государству необходимо разработать программу по софинанси-рованию таких проектов инвестиционных вложений с взаимовыгодной долей участия.

Что касается государственной поддержки, то создается впечатление, что органы государственной власти разрабатывают программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в абсолютно другом государстве, имея свое представление об уровне развития этого сектора. По-прежнему низкий уровень доверия к государству, плохая информированность о существующих возможностях «способствуют» тому, что большинство предпринимателей, к сожалению, не участвуют в данных программах, которые, в свою очередь, имеют низкую эффективность. Это обусловлено тем, что если предприятия и получают государственную поддержку, то она настолько мала, что не способна не только подтолкнуть их к развитию, но и удержать «на плаву».

Подтверждением тому, что предприятиям необходима адресная финансовая помощь со стороны государства, служит полученная в ходе регрессионно-корреляционного анализа зависимость оборота малых предприятий от инвестиций в основной капитал. Более того, доказано, что государственные инвестиции в данное направление оказывают мультипликативное влияние на значение валового регионального продукта. В связи с этим государству необходимо пересмотреть мероприятия поддержки малого бизнеса, которые бы оказывали реальную адресную помощь предприятиям на всех стадиях жизненного цикла организаций.

Отбор факторов для построения модели оборота малых предприятий Удмуртской Республики производится на основе качественного и количественного анализа социально-экономических явлений с использованием статистических и математических критериев.

При оценке наличия связи необходимо учесть, что модель может представлять парную корреляцию (связь результативного признака и одного факторного) либо множественную регрессию (связь результативного признака с несколькими факторными признаками). Для отнесения регрессии к одному из типов были использованы стандартные методы статистической обработки данных.

Факторная модель оборота малых предприятий в Удмуртской Республике построена исходя из статистических данных 2000 - 2009 гг.

Введем обозначения:

Y - прогнозная модель оборота малых предприятий в Удмуртской Республике; у - результативный признак модели Y: оборот малых предприятий в Удмуртской Республике;

XI, х2.. .хп - факторные признаки модели Y.

Априорный анализ (на факторы, включаемые в предварительный состав модели, не накладываются особые ограничения) показал, что для результативного признака «у» (оборот МП, млн. руб.) факторными признаками являются: х1 - ВРП, млн. руб.; х2 - ИПЦ - все товары и услуги, %; х3 - ИПЦ - продовольственные товары, %; х4 - инвестиции в основной капитал МП, млн.руб.; х5 - финансирование УГФПМП, млн. руб.;

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

х6 - среднегодовой курс доллара, руб.;

х7 - среднегодовая ставка рефинансирования, %;

х8 - ставка по кредитам сроком до 1 г., %;

х9 - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год, руб.;

х10 - удельный вес безработных выпускников учреждений НПО,СПО и ВПО, зарегистрированных в гос. учреждениях службы занятости, в общей численности безработных, зарегистрированных в гос. учреждениях, %.

Согласно проведенному анализу тесноты связи и критерия мультиколлинеарности были исключены следующие факторные признаки: х2 - ИПЦ - все товары и услуги ,%; х3 - ИПЦ - продовольственные товары, %; х6 - среднегодовой курс доллара, руб.; х8 - ставка по кредитам сроком до 1 г., %; х10 - удельный вес безработных выпускников учреждений НПО,СПО и ВПО, зарегистрированных в гос. учреждениях службы занятости, к общей численности безработных, зарегистрированных в гос. учреждениях, %.

Выявлено несколько групп независимых факторов, которые могут быть включены в множественную регрессию. Чтобы определить уравнение регрессии, необходимо представить все уравнения взаимосвязи факторных признаков и результативного признака и сравнить их множественный коэффициент корреляции. Результаты данного анализа представлены в табл. 2

Таблица 2

Анализ взаимосвязи факторных и результативного признаков

Наименование факторных признаков Уравнение регрессии Коэффициент множественной корреляции

Х4 - инвестиции в основной капитал МП, млн.руб. у = 6.7вх, 4- 11.09л 4 - 19574 Гу=0,9497

х9 - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год, руб.

хі - ВРП, млн. руб. у = 1562,61л , + 0,7*! - 79747 Гу=0,9350

х7 - среднегодовая ставка рефинансирования, %

х5- финансирование УГФПМП, млн. руб. у = -1692.43*7 + 85.08л 5 - 49826.74 Гу=0,6

х7 - среднегодовая ставка рефинансирования, %

х9 - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год, руб. у - 1349.1717 + 11.91*9! - 59643.64 Гу=0,9138

х7 - среднегодовая ставка рефинансирования, %

Как можно видеть, наиболее тесная взаимосвязь существует между факторными признаками Х4 и х9. Сравнивая коэффициент множественной корреляции с парными коэффициентами корреляции одного факторного признака с результативным, можно сделать вывод, что теснота связи в случает многофакторной модели гораздо выше.

Согласно анализу с помощью Б-критерия Фишера, оценка значимости индекса корреляции признается существенной > гк' 66,02 > 4;74 ^ ПрИ а=0.05. )и\=2, к2=7), при этом оценка значимости основных параметров уравнения связи показала их существенность, все они больше ^=2.36 = 2.84; = 2.82; £Сг = 4.84 у

Таким образом, на развитие малого бизнеса значительное влияние оказывают два фактора - это инвестиции в основной капитал малых предприятий и среднемесячная номинальная заработная плата. Получение такого результата в ходе исследования не удивительно. Это вся совокупность затрат, которые направлены на создание и воспроизводство основных средств. К их числу относятся затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и модернизацию объектов, приобретение

машин, оборудования, транспортных средств и т.д. Вследствие такого рода вложений происходит усовершенствование и обновление объектов, которые используются для производства продукции, для её реализации.

-МОДЕЛЬ

■ФАКТ

Рис. 1. Графическая интерпретация факторной модели оборота малых предприятий

Удмуртской Республики

Ни для кого не секрет, что данный фактор напрямую зависит от величины валового внутреннего продукта. Яркий тому пример - Соединенные Штаты Америки. Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ ВВП США в 6,3 раза больше, чем России. А средняя заработная плата по России в 6 раз ниже, чем в США. Таким образом, изменения величины ВВП, оказывая влияние на изменение уровня заработных плат, находят прямое отражение на уровне деловой активности бизнесменов и их организаций. Они становятся более активными, мобильными и инициативными на рынке в условиях непрерывной конкуренции. Что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства.

Рис. 2. Графическая интерпретация факторной модели оборота малых предприятий

Удмуртской Республики

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Также мы построили факторную модель, и оценили влияние факторов развития малого предпринимательства в республике на валовой региональный продукт. В данной модели факторными признаками являются:

- х4 - инвестиции в основной капитал МП, млн.руб.;

- х5 - финансирование УГФПМП, млн. руб.;

- х9 - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год, руб.

Оценка значимости индекса корреляции (F-критерия Фишера) и оценка значимости основных параметров уравнения связи показала их существенность.

Таким образом, мы приходим к однозначному выводу, что не только динамика развития экономики влияет на уровень предпринимательства, но и государственные инвестиции в данное направление оказывают мультипликативное влияние на значение валового регионального продукта.

Поступила в редакцию 01.06.11

A.V. Ovchinnikova

Characteristic of small-scale entrepreneurship in Udmurt Republic

The article presents the characteristic of small-scale entrepreneurship in Udmurt Republic. Special attention is paid to the influence of economic crisis exerted on key factors of development, which are the number of employees, a turnover and profitability. The analysis of the factor model of the regional product in this particular sector of economy is made and the model's exogenic variables, which are investments into equaty capital and the average salary, are revealed.

Keywords: small-scale entrepreneurship, GRP, developmental program of SME, factor model of small enterprises turnover, factor model of GRP.

Овчинникова Анна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: o_anna01@mail.ru

Ovchinnikova A.V.,

candidate of economics, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: o_anna01@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.