Научная статья на тему 'Структурные особенности развития сектора малого бизнеса экономики Республики Адыгея'

Структурные особенности развития сектора малого бизнеса экономики Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушу Рустам Теучежевич

В статье рассматриваются некоторые структурно-динамические особенности сектора малого бизнеса экономики Республики Адыгея, имевшие место в различные периоды рыночных реформ. Особое внимание уделено периоду восстановительного роста экономики, имеющему ключевое значение для обоснования приоритетных направлений развития малого бизнеса республики на обозримую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кушу Рустам Теучежевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности развития сектора малого бизнеса экономики Республики Адыгея»

УДК 330.33(470.621)

ББК 65.290.31(2Рос.Ады) К 96

Р.Т. Кушу

Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (961) 501 03 73 , e-mail: krtmkp @ mail.ru.

Структурные особенности развития сектора малого бизнеса экономики Республики Адыгея

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые структурно-динамические особенности сектора малого бизнеса экономики Республики Адыгея, имевшие место в различные периоды рыночных реформ. Особое внимание уделено периоду восстановительного роста экономики, имеющему ключевое значение для обоснования приоритетных направлений развития малого бизнеса республики на обозримую перспективу.

Ключевые слова: малый бизнес, структура, стратегия, приоритет.

R.T. Kushu

Post-graduate student of Economy and Management Department of Adyghe State University, Maikop. Ph.: (961) 501 03 73, e-mail: krtmkp @ mail.ru.

Structural features of development of small-scale business in Adygheya Republic

Abstract. The paper examines some structural-dynamic features of small-scale business sector in economy of the Adygheya Republic which were taking place during various periods of market reforms. The special attention is given to the period of regenerative growth of the economy, having key value for a substantiation of priority directions of development of small-scale business in the republic for the foreseeable future.

Keywords: small-scale business, structure, strategy, priority.

Малый бизнес представляет собой инициативную экономическую деятельность в небольших масштабах, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Как фактор развития региона, он оказывает возрастающее влияние на эффективность выполнения региональной экономикой своих функциональных задач, включая повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости трудоспособного населения, увеличение собственных доходов регионального бюджета и т.д. И в этом качестве роль сектора малого предпринимательства региональной экономики исследована в отечественной экономической литературе достаточно глубоко [1, 2].

Заметно меньше внимания уделено аспекту, связанному с оценкой малого бизнеса как инструмента структурной политики и обоснованием роли этого сектора в сглаживании внутрирегиональных социально-экономических различий. Между тем, во многих муниципальных образованиях регионов, особенно проблемных, реальный сектор экономики представлен в основном лишь малым бизнесом, на развертывание и последующую поддержку которого требуется значительно меньше стартового капитала, чем для создания более крупных производств. Субъекты малого бизнеса имеют возможность смягчать последствия экономических преобразований в регионах, гибче адаптируясь к изменяющимся условиям хозяйствования, в том числе в кризисной

ситуации и на этапе выхода из нее, как это имеет место в условиях современной России.

Экономические возможности предприятий сектора малого бизнеса в сглаживании внутрирегиональных социально-экономических различий можно представить в виде следующих направлений воздействия на экономику отстающих территорий:

- активизации перспективных точек роста объемов производства и услуг в отстающих территориях;

- содействия росту занятости населения;

- формирования денежных доходов населения;

- увеличения собственных муниципальных бюджетных доходов;

- содействия диверсификации производства и развитию конкурентной среды в экономике отстающих территорий;

- содействия росту инновационного потенциала отстающих территорий.

Реализация указанных возможностей предполагает проведение региональными

властями целенаправленной структурной политики, включающей в себя политику опережающего развития этого сектора в отстающих муниципальных образованиях без искусственного его свертывания в остальных муниципальных образованиях, с учетом того, что малый бизнес, по своей сути, тяготеет к экономически более развитым территориям, где уровень и качество жизни населения выше и где есть больше возможностей для его саморазвития.

Чтобы правильно оценить роль малого бизнеса как инструмента структурной политики в конкретном регионе, в нашем случае-Республике Адыгея, необходимо исследовать структурно-динамические особенности самого этого сектора региональной экономики, который за годы рыночных реформ прошел сложный путь становления.

Следует отметить, что в территориальных органах статистики Республики Адыгея не удалось обнаружить развернутых данных по этапу зарождения малого бизнеса в регионе (тогда еще автономной области в составе Краснодарского края) в 1985-1990 гг., свидетельствующих о деятельности центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, производственных кооперативов и т.п., вероятно, в виду их малочисленности.

На основе анализа данных статистического учета деятельности предприятий малого бизнеса, который в республике ведется с 1992 года, также сложно получить достоверные представления о глубинных процессах, происходивших в этом секторе экономики в начальный период реформ. Положение осложняется еще и имевшим тогда место повсеместным уклонением малых предприятий от учета результатов своей деятельности. Тем не менее, ряд особенностей структурно-динамического характера анализ статистических данных позволил выявить [3].

Прежде всего, это существенное отставание Республики Адыгея от среднероссийского уровня развития малого предпринимательства в первые годы реформ. Так, количество действовавших в Адыгее малых предприятий в 1992 году в расчете на 10 000 населения было почти в 4 раза меньше, чем в среднем по стране [4]. Не менее важным представляется и явление лага, т.е. запаздывания на 2-3 года процессов развития малого бизнеса в исследуемом регионе в сравнении со среднероссийской динамикой (рис. 1).

Рисунок 1. Количество малых предприятий в Российской Федерации и Республике Адыгея в 1992-1996 гг. (в расчете на 10 тыс. человек населения)

Одной из причин опережающего роста количества малых предприятий в большинстве отраслей народного хозяйства в самые первые годы реформ была не экономическая целесообразность, которую сложно было обосновать в условиях повсеместного свертывания производства и трудно предсказуемой перспективы. Как справедливо указывается многими исследователями того периода, над организаторами малых предприятий, скорее всего, довлели психологические ожидания скорого процветания, доминировавшие над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

В период с 1996 по 2000 гг., несмотря на резкие изменения общеэкономической ситуации (докризисный период, августовский кризис 1998 года, всплеск экономической активности в 1999-2000 гг.), количество малых предприятий в Республике Адыгея стабилизировалось на уровне 2150-2200 единиц. Указанные процессы в большей степени нашли свое отражение в изменениях в отраслевой структуре малого предпринимательства.

Данные таблицы 1 показывают, что в 1996-1998 гг., когда кризисные явления в экономике Адыгеи продолжали нарастать, количество малых предприятий реального сектора (промышленность и строительство) продолжало неуклонно уменьшаться, соответственно, росла доля предприятий торговли и общепита. В 1999-2000 гг. в стране, в том числе в дотационных регионах, произошел всплеск экономической активности, который привел к перелому описываемых тенденций. Количество малых предприятий реального сектора экономики Адыгеи вновь стало расти, а сферы торговли - уменьшаться.

Таблица 1

Отраслевые сдвиги в количественной структуре малых предприятий Республики Адыгея в 1996- 2000 гг., %

1996 1997 1998 1999 2000

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе

Промышленность 25,8 25,5 24,8 25,2 25,9

Сельское хозяйство 4,3 3,6 3,3 3,9 4,5

Строительство 12,8 12,0 11,7 10,7 11,3

Транспорт 2,3 2,5 2,4 2,5 2,4

Торговля и общепит 43,1 45,8 48,2 47,6 46,0

Снабжение и сбыт 0,9 0,9 0,8 0,7 0,5

Другие отрасли 10,8 9,7 8,8 9,4 9,4

Количество малых предприятий - это лишь один из существенных параметров, характеризующих этот сектор экономики. Представляет не меньший исследовательский интерес и анализ изменений в структуре выручки от реализации продукции (работ и услуг), произошедших в тот же период (табл. 2).

Таблица 2

Отраслевые сдвиги в структуре выручки от реализации продукции (работ и услуг) малых предприятий Республики Адыгея в 1996- 2000 гг., (в фактических ценах), %

1996 1997 1998 1999 2000

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе

Промышленность 21,8 14,4 13,7 15,5 17,5

Сельское хозяйство 1,2 1,6 3,4 2,4 2,2

Строительство 22,7 17,1 15,1 16,2 19,4

Транспорт 6,3 2,8 2,5 2,4 1,1

Торговля и общепит 38,2 55,0 60,3 57,8 53,4

Другие отрасли 9,8 9,1 5,0 5,7 6,4

Данные таблицы 2 показывают, что в рассматриваемый период в структуре выручки от реализации продукции (работ и услуг) малых предприятий Республики Адыгея прослеживаются схожие тенденции, что и в структуре численности малых предприятий, но более ярко выраженные, что подтверждается большей интенсивностью структурных сдвигов.

В период восстановительного роста (2002-2008 гг.) в Российской Федерации имело место довольно динамичное развитие сектора малого бизнеса. За это время количество малых предприятий увеличилось почти на 60%, среднесписочная численность постоянных работников - на 66%, а оборот малых предприятий - на 85%.

В Республике Адыгея также имел место рост числа малых предприятий, но значительно меньшими темпами - 18%, поэтому отставание республики от

среднеросиийского уровня в расчете на 10 тыс. человек заметно увеличилось. В то же время, опережающими темпами возросла численность занятых в этом секторе - на 68% и их оборот - на 83% (табл. 3).

Таблица 3

Динамика основных показателей развития малого бизнеса в Российской Федерации

и Республике Адыгея в 2002-2008 гг.

Число малых предприятий (на конец года), тыс. Число малых предприятий на 10000 человек населения Среднесписочная численность постоянных работников, тыс. человек Оборот малых предприятий, млрд. руб.

2002 2008 2002 2008 2002 2008 2002 2008

РФ 844,4 1347,7 61 95 6276, 10437,9 10185 18727

РА 2,2 2,6 50 58 12,7 21,3 10,1 18,5

Указанные данные свидетельствуют о качественном улучшении состава малых предприятий в Республике Адыгея. В связи с этим представляет интерес анализ структурных характеристик малого бизнеса по видам экономической деятельности.

Сравнение показателей Республики Адыгея не только с общероссийскими показателями, но и с данными по Южному федеральному округу дает более рельефное представление о структурных особенностях сектора малого бизнеса Республики Адыгея.

Данные таблицы 4, в структуре малого бизнеса Республики Адыгея не только сектор торговли, но и реальный сектор экономики занимает больший удельный вес, чем и в ЮФО, и в целом по стране, что обусловлено более весомыми позициями малого бизнеса Адыгеи в производстве и переработке лесоматериалов, существенными запасами которых республика обладает.

Таблица 4

Структурные характеристики малых предприятий по видам экономической деятельности в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Республике Адыгея в 2008 г., %

Удельный вес в общих показателях развития малых предприятий

Число малых предприятий Оборот малых предприятий

Обраба- тывающие произ- водства Строитель- ство Оптовая и розничная торговля Обраба- тывающие произ- водства Строи- тель- ство Оптовая и розничная торговля;

РФ 10,7 11,9 42,4 9,8 9,1 67,4

ЮФО 11,2 14,9 40,0 9,4 11,8 65,7

РА 13,3 13,3 40,0 18,2 14,0 51,6

Республика Адыгея значительно отстает от других регионов Юга России и страны в целом по производству продовольствия индивидуальными предпринимателями (табл. 5).

В то же время, учитывая высокий агропродовольственный потенциал исследуемого региона и наметившиеся тенденции опережающего роста спроса на экологически чистые продукты в связи с активизацией хозяйственной деятельности на Юге России, вызванной подготовкой к сочинской олимпиаде, а также давние местные традиции в производстве продовольственных товаров возможно превращение данного направления в один из приоритетов развития малого бизнеса в Адыгее, что потребует значительного увеличения ресурсной, и, прежде всего, финансовой поддержки со стороны региональных властей.

Таблица 5

Производство основных видов продукции индивидуальными предпринимателями в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Республике Адыгея в 2008 г.

(в расчете на 10 тыс. человек населения)

Мясные полуфабрикаты, кг Колбас- ные изделия, кг Хлеб и хлебобулочные изделия, кг Конди- терские изделия, кг Белье постельное, шт. Пилома- териалы, м3

РФ 7,3 13,6 56,5 11,3 0,7 0,16

ЮФО 1,7 3,8 120,5 19,9 0,1 0,01

РА 2,2 0,1 100,1 8,1 - 0,26

Исходя из довольно скромных ресурсных возможностей Республики Адыгея, как весьма дотационного региона, и все еще сохраняющейся в целом в экономике страны кризисной ситуации, следует более тщательно подходить к обоснованию приоритетов в развитии сектора малого бизнеса, сосредоточив усилия на потенциальных конкурентных преимуществах региона, обусловленных его природно-географическими, ресурсными, производственно-экономическими, национально-этническими и прочими особенностями.

Примечания:

1. Орлов А. Предпринимательство в регионах России // Вопросы экономики. 2000. № 12. С. 16-22.

2. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. М.: Экономика, 2009. 177 с.

3. Все расчеты в статье проведены автором по данным территориального органа государственной статистики по Республике Адыгея.

4. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. 621

с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.