Научная статья на тему 'Приоритетные направления повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Республики Адыгея'

Приоритетные направления повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / REGION / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / STRATEGY / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каппушева Тамара Лутовна, Шкуратова Наталья Александровна

В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с обоснованием перспектив развития малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея как средства повышения ее конкурентоспособности; особое внимание уделено потенциальным конкурентным преимуществам исследуемого региона, обусловленным его природно-ресурсными особенностями, эффективное вовлечение которых в хозяйственный оборот является в современных условиях важнейшим условием развития малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каппушева Тамара Лутовна, Шкуратова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority areas for the development of small and medium businesses in the Adygheya Republic as a means of increasing its competitiveness

The paper discusses a number of aspects related to the justification of the prospects of development of small and medium businesses in the Adygheya Republic as a means to improve its competitiveness. Particular attention is paid to the potential competitive advantages of the region under study, due to its natural resource features, the effective involvement of which in the economic turnover is in present-day conditions essential for the development of small and medium businesses.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Республики Адыгея»

УДК 332.122(470.621) ББК 65.049(2Рос.Ады) К 20

Т.Л. Каппушева

Ассистент кафедры информатики и информационных технологий Северо-Кавказской государственной технологической академии, г. Черкесск. Тел.: (928) 030 01 31, e-mail: tamara.K.2009@yandex. ru.

Н.А. Шкуратова

Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (988) 411 77 56, e-mail: shkuratovaNA@yandex.ru.

Приоритетные направления повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Республики Адыгея

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с обоснованием перспектив развития малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея как средства повышения ее конкурентоспособности; особое внимание уделено потенциальным конкурентным преимуществам исследуемого региона, обусловленным его природноресурсными особенностями, эффективное вовлечение которых в хозяйственный оборот является в современных условиях важнейшим условием развития малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: регион, малый и средний бизнес, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, приоритеты.

T.L. Kappusheva

Lecturer Assistant of Department of Computer Science and Information Technologies, North-Caucasus State Academy of Technology, Cherkessk. Ph.: (928) 030 01 31, e-mail: tamara.K.2009@yandex.ru.

N. A. Shkuratova

Post-graduate student of Economy and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (988) 411 77 56, e-mail: shkuratovaNA@yandex.ru.

Priority areas for the development of small and medium businesses in the Adygheya Republic as a means of increasing its competitiveness

Abstract. The paper discusses a number of aspects related to the justification of the prospects of development of small and medium businesses in the Adygheya Republic as a means to improve its competitiveness. Particular attention is paid to the potential competitive advantages of the region under study, due to its natural resource features, the effective involvement of which in the economic turnover is in present-day conditions essential for the development of small and medium businesses.

Keywords: region, small and medium businesses, competitiveness, competitive advantages, strategy, priorities.

Обоснование приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса является, пожалуй, наиболее сложной и потому наиболее ответственной задачей во всей прогнозно-аналитической работе по обеспечению стратегического управления этим сектором экономики региона, поскольку приоритеты связаны как с особенностями малого и среднего бизнеса, его позиционированием в пространстве региональной экономики, так и со

спецификой самого региона (имеющимся потенциалом, состоянием структуры экономики и тенденций ее изменения, природно-климатическими, географическими, ресурсными и прочими особенностями развития региональной экономики).

Сложившиеся в проблемных регионах Юга России подходы и механизмы управления малым и средним предпринимательством не способствуют его опережающему развитию, что подтверждается анализом результатов проведенных нами исследований динамики социальноэкономического развития Республики Адыгея и ряда других регионов (Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики, Республика Северная Осетия-Алания и др.). Органы власти этих регионов, озабоченные решением текущих социальных задач, не могут создать необходимых долговременных условий для саморазвития, которое в качестве неотъемлемого элемента включает в себя приоритетное развитие малого и среднего бизнеса, являющегося в современных условиях одним из доминирующих средств повышения конкурентоспособности этих регионов.

Возможности малого и среднего бизнеса как средства повышения конкурентоспособности проблемных регионов определяются особенностями самих регионов (наличием локализованных в периферийных территориях значительных, по их масштабам, агропродовольственных, туристско-рекреационных, минерально-сырьевых и некоторых других ресурсов, которые являются потенциальными конкурентными преимуществами, превращающими эти ресурсы во все более выгодные сферы вложения вследствие встраивания проблемных регионов в систему взаимоотношений мирового хозяйства; доминирующим представительством сектора малого и среднего бизнеса в периферийных территориях) и специфическими особенностями малого и среднего предпринимательства общего характера (способностью малого и среднего бизнеса развиваться в периферийных территориях с объективно менее благоприятными условиями хозяйственной деятельности; полиаспектностным влиянием этого сектора на динамику основных параметров, определяющих региональную конкурентоспособность).

Между тем, состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в указанных регионах зависят в определяющей степени от потенциала самих регионов, который, в свою очередь, обусловлен множеством факторов. Именно они и определяют отставание проблемных регионов от более развитых регионов в возможностях поддержки динамичного развития малого и среднего бизнеса. К этим факторам относятся уровень производства, бюджетная и инвестиционная обеспеченность, а также уровень развития рыночных институтов, который нами определен как разность между общим количеством российских регионов и рейтинговым значением институционального потенциала сравниваемых регионов (табл. 1) [1].

Таблица 1

Сравнительная характеристика факторов, определяющих возможности проблемных и более развитых регионов Юга России по поддержке развития малого и среднего бизнеса, тыс. руб. на душу населения, 2010 год

Факторы Показатели Республики Края и области

Уровень производства ВРП 77,3 161,6

Бюджетная обеспеченность Бюджетные расходы 26,6 57,4

Инве стиционная обеспеченность Инвестиции в основной капитал 24,1 53,3

Развитие рыночных институтов Институциональный потенциал региона 12 79

Отставание потенциала проблемных регионов по поддержке развития малого и среднего бизнеса определяется также факторами более общего характера, которые сложнее идентифицировать с использованием отдельных показателей: восприимчивость экономики региона и ее территориальных подсистем к инновациям; кадровый потенциал,

стратегическая ориентированность в управлении сектором малого и среднего бизнеса.

В то же время в проблемных регионах Юга России в последние годы предпринимаются значительные усилия по опережающему развитию малого и среднего бизнеса. Так, в Республике Адыгея создано Автономное учреждение «Агентство развития малого предпринимательства», принята региональная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 годы, на реализацию которой предусмотрены средства республиканского и местных бюджетов в сумме 228,2 млн. рублей. По меркам бюджета небольшого региона эта сумма представляется довольно значительной.

К приоритетным мерам правительства Республики Адыгея, направленным на развитие малого и среднего бизнеса, следует отнести: предоставление грантов начинающим

предпринимателям; микрокредитование субъектов малого и среднего бизнеса; снижение ставки финансирования по всем программам кредитования; субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным предпринимателями в кредитных организациях.

Во всех муниципальных образованиях республики разработаны среднесрочные целевые программы развития малого предпринимательства. Важным является то, что муниципальные программы разработаны в русле республиканской комплексной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 годы и в тесной увязке с ней.

Однако в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея как средства повышения ее конкурентоспособности имеются следующие нерешенные проблемы: недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов предпринимательства; недостаток помещений, высокая арендная плата; незначительное финансирование из местных бюджетов муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства; слабая информированность предпринимателей о мерах государственной поддержки; недостаток квалифицированных кадров и др.

Ключевым звеном в комплексе мер по обоснованию приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в проблемных регионах Юга России в современных условиях является выявление и мобилизация их конкурентных преимуществ, определяемых возможностями более активного вовлечения в воспроизводственный процесс факторов, обусловленных природно-климатическими, географическими и ресурсными особенностями.

Применительно к Республике Адыгея к потенциально значимым конкурентным преимуществам, обусловленным ее особенностями, исследователи относят:

- наличие значительных запасов минерально-сырьевых и лесных ресурсов, водных ресурсов, имеющих существенный гидроэнергетический потенциал для строительства в исследуемом регионе каскада небольших гидроэлектростанций;

- выгодное экономико-географическое положение, связанное с соседством с крупным мегаполисом - Краснодаром и прохождением через территорию региона федеральной автомобильной трассы до Черноморского побережья;

- рекреационные и туристические ресурсы Адыгеи, являющиеся важнейшими условиями для ее превращения в оздоровительный центр общероссийского значения;

- высокий и все еще недостаточно используемый агропромышленный потенциал региона;

- социально-экономическая и политическая стабильность в Адыгее, что исключительно важно в современных условиях для любого проблемного региона Юга России [2].

До последнего времени влияние указанных потенциальных конкурентных преимуществ на развитие сектора малого и среднего бизнеса Республики Адыгея оставалось недостаточным, что требует системного подхода к оценке этих преимуществ в увязке с совокупностью факторов, ослабляющих позиции региона, а также с учетом возможных позитивных тенденций и стратегических угроз развитию региона. В свою очередь, использование системного подхода предполагает применение специальных инструментов, в числе которых одним из наиболее полезных и наиболее востребованных в управленческой

практике является SWOT-анализ.

В SWOT-анализе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развитию экономики Республики Адыгея нами рассмотрены, прежде всего, с точки зрения эффективного использования сектором малого и среднего бизнеса ее потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных особенностями этого региона. Так, возрастание за последние годы интереса со стороны транснациональных корпораций и крупных отечественных инвесторов к природно-ресурсному потенциалу Республики Адыгея, являющемуся ее потенциальным конкурентным преимуществом, и конструктивные действия региональной администрации по улучшению инвестиционного климата обусловили начало реального смещения приоритетов в развитии экономики республики в сторону активизации освоения ее туристско-рекреационных, аграрно-продовольственных и прочих ресурсов, сконцентрированных в отстающих муниципальных образованиях (табл. 2).

Таблица 2

Группировка периферийных муниципальных образований Республики Адыгея по их потенциальным конкурентным преимуществам и приоритетным направлениям

развития малого и среднего бизнеса

Муниципальные образования Потенциальные конкурентные преимущества Приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса

Майкопский район Уникальные туристско-рекреационные ресурсы Туристско-рекреационная деятельность

Адыгейск, Теучежский и Тахтамукайский районы Выгодное экономикогеографическое положение Транспортная и торговая деятельность

Г иагинский, Кошехабльский, Красногвардейский и Шовгеновский районы Производственноэкономический потенциал, почвенное плодородие Агропромышленное производство

Указанные процессы стимулируют рост экономической активности в периферийных муниципальных образованиях, создавая тем самым благоприятные предпосылки для опережающего развития в них субъектов малого и среднего бизнеса, специализирующихся в агропромышленном производстве, в сфере туризма и придорожного бизнеса, в кооперации с крупным бизнесом.

Дальнейшее развертывание малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея сдерживается нерешенностью в периферийных муниципальных образованиях следующих проблем: обеспечение необходимых масштабов деятельности (критического объема

производства); дефицитность коммерческих и инфраструктурных услуг; недостаток подходящих помещений для размещения предприятий; острая нехватка капитала для предпринимательской деятельности; преобладание в экономике муниципального образования аграрной и (или) одной отрасли промышленности; узкая сфера трудовых навыков; низкая культура предпринимательства; ограниченность финансовой поддержки со стороны муниципальной власти; сопротивление развитию нового бизнеса со стороны существующих предприятий; ограниченность источников и низкое качество информации для бизнеса; психологическая неготовность местного населения к росту предпринимательства и др.

В сложившихся условиях критерием эффективности новой стратегии развития малого и среднего бизнеса и инструментов ее реализации, и, в первую очередь, региональной и муниципальных среднесрочных программ поддержки малого и среднего бизнеса, должно стать приближение отстающих муниципальных образований к среднерегиональному уровню по количественным параметрам развития этого сектора экономики, что является важным условием дальнейшего повышения конкурентоспособности Республики Адыгея, поэтому

стратегией развития малого и среднего бизнеса исследуемого региона на обозримую перспективу, по нашему мнению, могла бы стать стратегия их количественного роста в периферийных территориях республики, реализация которой требует использования соответствующих инструментов, в том числе - кластерного инструмента.

Наблюдаемое в последнее время формирование в Республике Адыгея зон активизации тонуса хозяйственной деятельности («точек роста») создает благоприятные предпосылки для развертывания в них субрегиональных кластеров малого и среднего бизнеса: агропромышленного типа (в субрегионе, охватывающем территории Гиагинского, Кошехабльского, Красногвардейского и Шовгеновского районов); туристско-рекреационного типа (в субрегионе, представленном территорией Майкопского района) и транспортнологистического типа (в субрегионе, включающем территории г. Адыгейска, Тахтамукайского и Теучежского районов).

Возможность использования кластерного инструмента для опережающего развития малого и среднего бизнеса в периферийных муниципальных образованиях Республики Адыгея обусловлена значительной степенью соответствия выделенных субрегионов признакам, требуемым для создания и развития территориально-хозяйственных кластеров.

В то же время создание субрегиональных кластеров малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея сопряжено с необходимостью решения множества проблем, из которых наиболее значимыми являются недостаток квалифицированных кадров; низкая восприимчивость малых и средних предприятий региона к инновациям; недостаточный уровень потребительских качеств производимой продукции и оказываемых услуг; отсутствие практики создания и стратегического планирования развития кластера; отсутствие системы эффективных информационных коммуникаций между потенциальными участниками кластера.

Примечания:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.

2. Тамов А.А., Апишев А.А. Методологические аспекты обоснования стратегических приоритетов развития АПК проблемного региона в посткризисных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 1 (94).

References:

1. Régions of Russia. Social and Economic Indices. 2011: stat.coll. / Russian Federal Service of State Statistics. M., 2011. 990 p.

2. Tamov A.A., Apishev A.A. Methodological aspects of justification of strategic priorities for the development of agrarian and industrial complex in the problematic region in post-crisis conditions // Bull. Adyghe State University. Economy. Maikop: AGU Publishing House, 2012. Iss.

1 (94).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.