Научная статья на тему 'Влияние финансового кризиса на экономическую ситуацию в ЮФО'

Влияние финансового кризиса на экономическую ситуацию в ЮФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СУБЪЕКТЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туркина Ольга Валентиновна

В статье, посвященной проблемам экономической ситуации в Южном федеральном округе, отмечается, что в различных секторах экономики финансовый кризис проявляется по-разному, а новизна научного понимания и решения проблем состоит в характеристике кризисных процессов с точки зрения структуры региональной экономики, уровня экономического и социального развития территорий, степени концентрации промышленных предприятий, стабильности поступления федеральных трансфертов, развития агропромышленного комплекса, малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние финансового кризиса на экономическую ситуацию в ЮФО»

УДК 332.1 Т88

Туркина Ольга Валентиновна

Старший преподаватель кафедры экономики и управления Новороссийского филиала

Московского гуманитарного экономического института oval132010@ yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ЮФО

Аннотация:

В статье, посвященной проблемам экономической ситуации в Южном федеральном округе, отмечается, что в различных секторах экономики финансовый кризис проявляется по-разному, а новизна научного понимания и решения проблем состоит в характеристике кризисных процессов с точки зрения структуры региональной экономики, уровня экономического и социального развития территорий, степени концентрации промышленных предприятий, стабильности поступления федеральных трансфертов, развития агропромышленного комплекса, малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.

Ключевые слова: финансовый кризис, региональная экономика, субъекты Южного федерального округа, социально-экономическое развитие, малый и средний бизнес, антикризисные меры.

Финансовый кризис и последовавший за ним экономический спад в разной степени затронули отдельные сегменты экономики и регионы юга России. Межтерриториальные различия обусловлены сложившимися пропорциями развития отдельных видов экономической деятельности, величиной федеральной бюджетной поддержки, качеством регионального управления, уровнем социальной мобильности населения.

Важнейшим моментом практически для всех субъектов юга России является сохранение сложившихся пропорций поступления средств в рамках межбюджетных отношений за счет средств федерального бюджета. Исходя из структурных особенностей экономики регионов округа, наиболее болезненным является сокращение оборотов оптовой и розничной торговли, объемов выпуска обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

В период финансового кризиса многие прежде благополучные предприниматели останавливают производство, сокращают работников и распродают активы. Размеры экономического спада на юге России существенно меньше, чем в индустриальных регионах страны. Связано это со структурой региональной экономики, ориентированной в первую очередь на сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (АПК) не столь зависим от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и мировых финансовых рынков. В структуре внутреннего регионального продукта Южного федерального округа доля сельского хозяйства составляет около 14 %, промышленности 21 %. В АПК проводится техническая и технологическая модернизация предприятий. Приобретено более 3,5 тысяч единиц новой сельскохозяйственной техники. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребителями, в совокупности составляет 15 миллиардов рублей.

В основном влияние на состояние экономики и социальной сферы регионов округа оказывают те сектора, которые вносят наибольший вклад в формирование ВРП. В последние годы (2007-2009) можно отметить следующие структурные особенности валового регионального продукта в территориальном разрезе (табл. 1).

-269-

Волгоградская область Астраханская область Ставропольский край Краснодарский край Чеченская Республика Республ Северн Осетия-Ал и ка ая ания Кар Чер Рес ачае кесс пубг во- кая ика Республика Калмыкия Кабардино-Балкария Республика Республика Ингушетия Республика Дагестан Республика Адыгея ЮФО

2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 2009 2008 2007 Годы

О о О о о о О о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о Всего (%)

(О сл (О о "(О -ч| Чі -ч| ю -ч| Чі сл ю -Ь. о О) со сл Чі 14,7 -Ь. со О) Чі о ю (О о со со сл со сл сл 23,9 22,8 23,3 26,4 29,0 со о О) 26,6 25,2 23,6 22,6 20,4 о со 23,5 20,9 -ч| О) сл со -Ь. о о С/х, охота и лесное хозяйство

о о о о о Чі о Чі о Чі о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о ю о о о о о ю о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о Рыболовство, рыбоводство

О) со сл со к» Чі со со со о к» к» со о '(О Чі о О) о (О со со о о ю о со к» о к» '(О О) сл сл ю со со о о ю о ю о со -ЧІ со со о '(О - о со ю к» со Добыча полезных ископаемых

26,6 27,9 26,7 27,7 23,7 20,3 -Ь. О) сл ю -Ь. со со о 12,3 к» ю о сл о сл '(О сл ю 22,4 15,7 11,4 12,4 со сл к» о со со О) со со к» со к» к» '(О со сл со сл со -Ь. со к» '(О со к» Обрабатывание производства

О) ю -Ь- Чі со со СО сл со со ю О) '(О О) ю сл о со со к» со к» сл -ЧІ со сл '(О о со сл к» '(О со ю -Ь. О) со Чі У -Ь. со сл к» '(О со со к» '(О к» Чі со О) о '(О к» '(О сл со со со о к» сл Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

сл '(О со О) У к» о О) О) со сл -ЧІ ю -ЧІ ю (О со О) о со О) со со '(О (О '(О сл '(О О) сл (О О) -ЧІ со со ю со О) '(О О) сл -ЧІ Чі О) со со -ЧІ '(О со о Чі к» О) со ю -ЧІ О) со сл сл о о Строительство и о го Із ш 0) 0 1 о X

О) ю сл со О) со со (О сл (О ю -ч| со (О -Ь. со 17,4 17,9 У к» ю со (О О) со со 19,4 О) со 16,5 13,9 -ЧІ сл со со СО (О о 19,7 19,5 сл О) 19,7 о со (О со 22,8 23,9 со ю (О О) 19,7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

о со о Чі о Чі ю со сл сл О) О) к» к» к» Чі о о о о о о О) о сл о сл о О) о со - о Чі о О) о О) о '(О о о о о о о о ю О) со к» Чі о сл о Чі о Чі Гостиницы и рестораны о о

со со со ю 14,5 сл сл -Ь. со 14,9 со со о О) (О со 20,3 со о -Ь. сл со о -ЧІ (О со со ю -ЧІ Чі О) о сл -Ь. со (О со со сл со со со со со о -ЧІ со У сл со 12,9 -Ь. ю 12,4 (О ю о о со Транспорт и связь 0 XI ч а> 1 сг

о о ю о О о о о о со о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о Финансовая деятельность о о ч 2

СО 10,4 о о О) "(О со '(О со о О) сл Чі сл со О) '(О о '(О сл к» ю -ЧІ о _-ч| -Ь. со О) со со ю О) о сл со сл со У сл со сл О) со сл к» О) о О) о к» О) к» со к» '(О ю О) сл сл со Операции с недвижимым имущее, арен, предост. уел

со со -Ь. сл сл ю -Ь. со сл О) со -Ь. сл о О) '(О со Чі -Ь. о сл ю 23,6 22,7 26,0 О) О) со о 12,4 -ЧІ О) (О со 10,9 12,8 16,5 У сл О) (О о 14,0 со со со О) -Ь. '(О О) о о 11,0 О) Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

к» Чі к» Чі к» Чі со сл со сл со О) -Ь. со -Ь. о -Ь. ю со со к» '(О к» '(О со сл со Чі -ЧІ о сл со -Ь. сл сл ю сл сл сл ю -Ь. '(О (О о со О) со О) со О) О) О) Чі (О О) СО о со о сл Чі сл со сл о О) О) О) со сл '(О Образование

со Чі со "(О со со -Ь. со -Ь. '(О -Ь. '(О О) о сл '(О О) -Ь. '(О -Ь. сл -Ь. со У -Ь. со -Ь. сл сл О) -Ь. сл о О) Чі О) о О) со со сл -ЧІ со -ЧІ со со '(О -Ь. сл -Ь. '(О со со О) Чі со О) со Чі со О) О) '(О ю О) '(О Здравоохранение и предоставление социальных услуг

о '(О со о сл ю О) со со о со к» о ю ю со со со О) сл о "(О о о со со к» О) Чі сл сл Пред-ние проч. коммун., соц. и персон, услуг

>

<

т;

Таблица 1 - Показатели ВРП Южного федерального округа по отраслевой структуре валовой добавленной стоимости в 2007-2009 гг.

(в текущих основных ценах; в процентах к итогу)

Продолжение таблицы 1

Ростовская область 2007 100 11,0 0,1 1,3 20,6 4,0 8,6 21,3 1,2 9,4 0,6 7,8 5,4 3,5 3,9 1,3

2008 100 11,5 0,1 1,3 18,8 4,7 7,8 22,5 1,1 10,2 0,7 7,9 4,6 3,5 4,0 1,3

2009 100 12,8 0,1 1,1 18,6 5,4 6,4 23,2 1,1 10,2 0,7 7,9 3,8 3,8 3,6 1,3

Из таблицы 1 видно, что за период 2007-2009 гг. сельское хозяйство наибольший удельный вес имеет в Адыгее, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Калмыкии (от 17 % до 30,6 %).

За период 2007 по 2009 гг., добыча полезных ископаемых наибольший вклад вносит в ВРП Чеченской Республики (8,4 % - 10,1 %) и Волгоградской области (5,8 %,7,1 %,8,6 %).

Обрабатывающая промышленность в период 2007-2009 гг. является ключевым сектором в Волгоградской области (26,7 %, 27,9 %, 26,6 %), Ростовской области (20,6 %, 18,8 %, 18,6 %) и Астраханской области (20,3 %, 23,7 %, 27,7 %).

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды наибольший вклад вносит в экономику Ставропольского края (5,0 %, 6,2 %, 6,9 %) и Карачаево-Черкесской Республики (5,1 %, 3,7 %, 4,6 %).

По удельному весу строительства в 2007 г. лидировала Чеченская Республика(19,9 %), а во время финансового кризиса 2008-2009 гг. в строительстве происходит спад в (13,9 %, 16,3 %), Дагестан (17,4 %, 13,2 %, 12,6 %) и Астраханская область (16,3 %, 11,6 %, 12,0 %).

Оптовая и розничная торговля наибольший вклад в ВРП дает в Дагестане (23,9 %, 22,8 %, 19,8 %) и Ростовской области (21,3 %, 22,5 %, 23,2 %).

Краснодарский край значительно опережает другие регионы по удельному весу в ВРП транспорта и связи (18,0 %, 20,3 %, 19,3 %).

Государственное управление, здравоохранение, образование, то есть виды деятельности, финансируемые из бюджета, в совокупности дают 46,3 % в 2007, 32,4 % в 2008, в 2009 г. 30,7 % в ВРП Ингушетии, 37,5 % - 2007, 36,2 % - 2008 г., 37,2 % - 2009 г. Чеченской Республики, 32,4 % - 2007 г., 29,2 % - 2008 г., 28,4 % - 2009 г. Калмыкии [2, с. 57; 4, с. 372; 5, с. 357].

Последствия кризиса негативно отразились на состоянии социально-экономической сферы ЮФО. Кризис сильнее всего проявился в промышленных предприятиях Краснодарского края, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей, которые являются основными индустриальными центрами ЮФО. Уменьшение заказов на выпуск продукции, проблемы с оплатой за нее привели к снижению объемов производства, образованию задолженности предприятий по всем видам платежей. Затруднительное положение испытывают предприятия обороннопромышленного комплекса.

В основной капитал регионов юга России направлено 570 миллиардов рублей инвестиций. Рост инвестиций от 2 % до 18,5 % наблюдается в Адыгее, Калмыкии, Краснодарском крае.

Консолидированные бюджеты в целом сбалансированы и исполняются в большинстве субъектов ЮФО с профицитом в размере 35 миллиардов рублей. Совокупная задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по ЮФО составила в 2009 г. 116,2 миллиарда рублей. Среди отстающих по уплате налогов транспортная сфера, топливно-энергетический комплекс и виноделие.

Проблемы в отдельных секторах экономики отрицательно сказываются на социальной сфере. Количество безработных за последний год выросло и на сегодняшний день превышает 580 тысяч человек. В ЮФО реализуются программы по снижению напряженности на рынке труда. С начала 2009 г. в данных мероприятиях задействовано 180 тысяч человек.

Региональными органами власти осуществляется целый комплекс мер, направленных на снижение негативных последствий кризиса. Во всех субъектах ЮФО работают антикризисные центры. Принимаются меры поддержки реального сектора экономики, промышленности, сельского хозяйства, строительства. Ведется возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Оказывается содействие развитию малого и среднего бизнеса организациями по занятости и социальной защите населения.

В 2010 г. предусмотрена значительная государственная поддержка региональной экономики в рамках реализации приоритетных нацпроектов и госпрограммы АПК, федеральной целевой программы «Юг России» в (2008-2012). Объем финансирования федеральной целевой программы «Юг России» 2008-2012 гг. рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 146 379,4 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 52 100 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 11 876 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 82 403,4 млн. рублей. Основой достижения целей Программы является

участие частного капитала в создании экономического потенциала республик, входящих в состав Южного федерального округа. Привлечение внебюджетных инвестиций в предусмотренных Программой объемах обеспечивается путем реализации механизмов государственночастного партнерства [1].

Улучшение макроэкономических показателей в социальной и в экономической сферах зависит от развития стратегически приоритетных направлений - промышленного и туристско-рекреационного комплексов, агропромышленного комплекса (АПК), транспортных коммуникаций, обеспечивающих высокие темпы экономического роста и занятость населения.

В Краснодарском крае продолжается строительство олимпийских объектов, ведется строительство атомной электростанции в Ростовской области, горно-обогатительного комбината по добыче и производству калийных удобрений в Волгоградской области, освоение месторождений нефти и газа в Астраханской области.

Для сохранения устойчивости межрегионального потребительского рынка и оживления уже сложившихся межрегиональных связей целесообразно разработать рекомендации по выработке дополнительных антикризисных мер в субъектах РФ юга России в пределах установленных полномочий, которые включали бы в себя анализ ситуации в каждом регионе на основе сопоставления перспектив межрегионального спроса, имеющихся производственных и конъюнктурных возможностей (связанных с импортозамещением) у южнороссийских производителей.

Дополнительные антикризисные меры в субъектах РФ юга России:

1) максимально снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес;

2) предоставить «специальные» кредиты для развития малого и среднего бизнеса;

3) расширить и ввести новые преференции для малого и среднего бизнеса;

4) упростить процедуры при постановке на учет, контролю за деятельностью малого и среднего бизнеса.

С целью практической реализации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ Южного федерального округа по продвижению южнороссийской продукции на российский межрегиональный потребительский рынок, важно в рекомендациях регионам юга России предусмотреть предложения по обновлению межрегиональных соглашений на взаимовыгодной основе.

Кризис лишний раз подтвердил, что наибольшим запасом прочности обладают виды деятельности, обеспечивающие первостепенные потребности экономики и общества. Это сельское хозяйство и пищевая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча и переработка нефти и газа. Напротив, виды деятельности, ориентированные на инвестиционный спрос (строительство, производство строительных материалов, металлов и транспортных средств) оказались наименее востребованными [3, с. 10].

В связи с развитием кризисных явлений, особое внимание следует обратить на ситуацию в малом и среднем бизнесе, который, как правило, не имеет того резерва финансовых и материальных ресурсов, которым располагают многие крупные предприятия. Поэтому необходимо сделать реальный шаг навстречу малому и среднему бизнесу путем максимально возможного освобождения от налогов, а также снижения непроизводительных постоянных издержек (арендная плата, оплата коммунальных услуг, затраты на подключение к сетям, оформление разного рода разрешительных документов и пр.).

Меры, принимаемые на государственном уровне, способны активизировать экономическую и деловую жизнь юга России, а это, в свою очередь, повлияет на улучшение качества жизни населения ЮФО.

Ссылки:

1. Постановление Правительства РФ от 14.01.2008 «О федеральной целевой программе Юг России в (2008-2012годы)».

2. Южный федеральный округ 2008 Социально-экономические итоги: Информ.-анал. мат. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2009.

3. Социально-экономические процессы на юге России в январе-декабре 2009 года: Информ.-анал. мат. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2010.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.