Научная статья на тему 'Проблемы и особенности антикризисного регулирования в Южном федеральном округе'

Проблемы и особенности антикризисного регулирования в Южном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / РЕГИОН / АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матохина К.Ю.

В статье проведена диагностика последствий кризиса в Южном федеральном округе (ЮФО), исследованы проблемы регионализации антикризисной программы, в том числе эффективность региональных антикризисных программ. Отмечено, что в различных секторах экономики финансовый кризис проявляется по-разному, и решение проблем невозможно без характеристики кризисных процессов с точки зрения структуры региональной экономики, уровня экономического и социального развития территорий, степени концентрации промышленных предприятий, стабильности поступления федеральных трансфертов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и особенности антикризисного регулирования в Южном федеральном округе»

УДК 332.1:338.124.4

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

К. Ю. МАТОХИНА, аспирант кафедры государственного и муниципального управления E-mail: Kseniya_matohma@mail. ru Волгоградский государственный университет

В статье проведена диагностика последствий кризиса в Южном федеральном округе (ЮФО), исследованы проблемы регионализации антикризисной программы, в том числе эффективность региональных антикризисных программ. Отмечено, что в различных секторах экономики финансовый кризис проявляется по-разному, и решение проблем невозможно без характеристики кризисных процессов с точки зрения структуры региональной экономики, уровня экономического и социального развития территорий, степени концентрации промышленных предприятий, стабильности поступления федеральных трансфертов и т. д.

Ключевые слова: кризис, регион, антикризисные программы, антикризисное регулирование, региональная политика.

Проявления глобального финансово-экономического кризиса в России отличаются ярко выраженной региональной составляющей. Кризисные процессы в регионах РФ имеют разные скорость протекания и степень воздействия на финансовую, экономическую и социальную сферы.

Экономический кризис предъявляет новые требования к формам и качеству государственного участия в экономике. Он не только создал серьезные сложности и проблемы, но и сформировал новые условия и возможности для реализации долгосрочных решений и стратегий развития территорий. Для смягчения негативных последствий финансово-экономического кризиса в стране был инициирован широкий круг антикризисных инициатив, которые наряду с про-

граммой Правительства РФ на 2009 г. включали ряд самостоятельных решений. Несмотря на разнообразие направлений антикризисных мер, все они имеют систему приоритетов. В силу этого ряду отраслей уделено значительно меньше внимания в антикризисных решениях, принятых и реализуемых на федеральном уровне. Эта особенность, а также то, что кризис в разной степени затронул различные регионы страны, делает особенно актуальным антикризисное регулирование со стороны региональных органов власти.

Применительно к Южному федеральному округу следует отметить, что кризисные явления, повлекшие за собой экономический спад, оказали неоднозначное влияние на отдельные сегменты экономики региона. Эти различия в основном обусловлены:

- сложившимися пропорциями развития отдельных видов экономической деятельности;

- размером федеральной бюджетной поддержки;

- качеством регионального антикризисного управления;

- уровнем социальной защиты населения.

Регионы ЮФО очень неоднородны и имеют

разнообразные типы реакций на кризисные явления. В Южный федеральный округ входят Республика Адыгея и Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край. Его центром считается г. Ростов-на-Дону. Различаются и уровни экономического развития субъектов ЮФО (табл. 1).

Таблица 1

Динамика физического объема валового регионального продукта (ВРП) субъектов ЮФО

в 1995, 2000-2008 гг., млн руб.*

Субъект Федерации 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Южный федеральный округ 79 299,9 329 695,3 426 507,8 519 019,2 616 085,3 766 851,3 936 055,9 1 195 194,5 1 577 082,9 2 021 928,5

Республика Адыгея 1 738,7 5 519,6 6 641,8 7 909,9 9 849,3 12 493,2 17 029,1 21 132,4 29 085,1 37 236,3

Республика Калмыкия 844,6 6 212,6 6 732 7 272,3 6 539,5 8 518,5 9 685,7 12 844,1 17 225,8 20 791,7

Краснодарский край 28 666,7 137 125,3 179 177,5 217 727,6 248 565,5 313 623,6 372 929,8 483 950,7 648 211,3 808 703,6

Астраханская область 5 277,6 28 115,7 32 274,3 40 994,9 50 659,8 56 710,9 70 127,6 85 112,1 100 359,2 147 062,4

Волгоградская область 17 652,9 63 767,1 82 919,7 104 341,2 128 622,2 154 337,7 203 232,2 252 142,7 331 766,8 431 748,4

Ростовская область 25119,4 88 955 118762,5 140 773,3 171 849 221 167,4 263 051,5 340 012,5 450 434,7 576 386,1

*1995 г. - млрд руб.

Анализ динамики физического объема ВРП субъектов ЮФО, представленной в табл. 1, свидетельствует о том, что макроэкономические условия в стране создали благоприятный фон, но были в разной степени использованы регионами.

Республика Адыгея, Волгоградская и Ростовская области развивалась темпами, которые были выше как среднероссийских, так и средних по ЮФО. Остальные регионы отставали.

В основном влияние на состояние экономики и социальной сферы субъектов ЮФО оказывают те секторы, которые вносят наибольший вклад в формирование ВРП. В 2007-2009 гг. можно отметить ряд структурных особенностей валового регионального продукта в территориальном разрезе (табл. 2).

Анализ данных табл. 2 показывает, что за 20072009 гг. наибольший удельный вес сельское хозяйство имеет в Адыгее и Калмыкии (от 17 до 30,6 %).

Добыча полезных ископаемых наибольший вклад вносит в ВРП Волгоградской области (5,8; 7,1; 8,6 %).

Обрабатывающая промышленность в 20072009 гг. является ключевым сектором в Волгоградской области (26,7; 27,9; 26,6 %), Ростовской области (20,6; 18,8; 18,6 %) и Астраханской области (20,3; 23,7; 27,7 %).

По удельному весу строительства лидировала Астраханская область (16,3; 11,6; 12,0 %).

Оптовая и розничная торговля наибольший вклад в ВРП дает в Ростовской области (21,3; 22,5; 23,2 %).

Краснодарский край значительно опережает другие регионы по удельному весу в ВРП транспорта и связи (18,0; 20,3; 19,3 %).

Государственное управление, здравоохранение, образование, т. е. виды деятельности, финансируемые из бюджета, в совокупности давали в ВРП Калмыкии 32,4; 29,2; 28,4 %.

Последствия кризиса негативно отразились на состоянии социально-экономической сферы ЮФО. Сильнее всего они проявились в промышленных предприятиях Краснодарского края, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей, которые являются основными индустриальными центрами ЮФО. Уменьшение заказов на выпуск продукции, проблемы с оплатой за нее привели к снижению объемов производства, образованию задолженности предприятий по всем видам платежей. Затруднительное положение испытывают предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Рост инвестиций от 2 до 18,5 % наблюдается в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Краснодарском крае.

Проблемы в отдельных секторах экономики отрицательно сказываются на социальной сфере. Количество безработных за последний год выросло и уже превышает 5 80 тыс. чел. В ЮФО реализуются программы по снижению напряженности на рынке труда. С начала 2009 г. в данных мероприятиях задействованы 180 тыс. чел.

В период финансового кризиса многие прежде благополучные предприниматели останавливают

Таблица 2

Динамика ВРП Южного федерального округа по отраслевой структуре валовой добавленной стоимости в 2007-2009 гг., в процентах к итогу

Субъект Федерации д £ Вид экономической деятельности

Сельское хозяйство, лесное хозяйство Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Торговля Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом Государственное. управление, социальное обеспечение Образование Здравоохранение Прочее

Республика Адыгея 2007 17,0 - 2,3 12,4 2,5 10,0 19,7 0,7 4,3 - 5,3 11,6 5,9 6,9 1,4

2008 14,0 0,1 1,2 13,4 3,0 5,5 19,6 0,7 10,0 - 6,5 11,0 6,3 7,2 1,5

2009 15,8 0,1 1,3 12,9 3,3 6,3 18,2 0,5 9,2 0,1 7,2 10,1 6,6 6,9 1,5

Республика Калмыкия 2007 30,6 - 3,3 1,8 2,9 5,4 8,1 0,6 8,3 - 5,1 16,5 8,1 7,8 1,5

2008 29,0 0,1 5,2 1,8 3,5 6,4 8,8 0,6 8,5 - 5,3 12,8 8,6 7,8 1,6

2009 26,4 0,2 6,5 2,0 4,4 6,9 7,5 0,7 9,3 0,1 5,8 10,9 9,0 8,5 1,8

Краснодарский край 2007 14,3 0,1 0,6 12,2 2,5 10,3 17,9 2,7 18,0 0,1 7,1 5,2 2,9 4,8 1,3

2008 14,7 0,1 1,7 12,3 2,8 8,6 17,4 2,4 20,3 - 6,9 4,0 2,9 4,5 1,4

2009 15,7 0,1 1,9 13,0 3,3 9,4 14,3 2,4 19,3 - 7,1 3,7 3,3 4,9 1,6

Астраханская область 2007 7,7 0,7 3,0 20,3 3,2 16,3 9,2 1,5 14,3 - 8,0 6,8 3,6 4,9 0,5

2008 7,2 0,7 3,3 23,7 3,1 11,6 9,5 1,3 15,5 0,1 8,9 5,4 3,5 4,9 1,3

2009 7,7 0,7 2,7 27,7 3,5 12,0 8,8 1,2 14,5 0,1 6,9 4,8 3,5 4,8 1,1

Волгоградская область 2007 10,9 - 5,8 26,7 3,8 5,1 16,1 0,7 8,2 0,1 10,0 5,2 2,7 3,8 0,9

2008 9,4 0,1 7,1 27,9 4,7 3,6 15,3 0,7 8,4 0,2 10,4 4,5 2,7 3,9 1,1

2009 9,5 0,1 6,8 26,6 6,2 5,9 16,2 0,8 8,4 0,1 8,1 3,8 2,7 3,7 1,1

Ростовская область 2007 11,0 0,1 1,3 20,6 4,0 8,6 21,3 1,2 9,4 0,6 7,8 5,4 3,5 3,9 1,3

2008 11,5 0,1 1,3 18,8 4,7 7,8 22,5 1,1 10,2 0,7 7,9 4,6 3,5 4,0 1,3

2009 12,8 0,1 1,1 18,6 5,4 6,4 23,2 1,1 10,2 0,7 7,9 3,8 3,8 3,6 1,3

производство, сокращают работников и распродают активы. Размеры экономического спада на Юге России существенно меньше, чем в индустриальных регионах страны. Связано это со структурой региональной экономики, ориентированной в первую очередь на сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (АПК) не столь зависим от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и мировых финансовых рынков. В структуре внутреннего регионального продукта ЮФО доля сельского хозяйства составляет около 14 %, промышленности - 21 %. В АПК проводится техническая и технологическая модернизация предприятий. Приобретено более 3,5 тыс. единиц

новой сельскохозяйственной техники. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребителями, в совокупности составляет 15 млрд руб.

Особенности территорий требуют принципиально различных подходов к формированию системы мероприятий и механизмов антикризисного регулирования, дополняющих программы федерального уровня.

Таким образом, кризисные явления проявились по-разному в регионах Южного федерального округа. Дифференциация реакций включала:

- разнонаправленную динамику;

- различия в глубине спада;

- разный охват отраслей;

- особенности в направлениях активности.

Такая неоднородность создает основу для

антикризисных программ регионального уровня, позволяющих учесть региональную специфику, адаптировать и дополнить федеральные инициативы.

Регионализация антикризисной программы включает два основных уровня:

1) отражение региональных аспектов и направлений федеральной антикризисной программы;

2) разработка особых антикризисных программ субъектов Федерации и городов.

В системе мер антикризисной программы Правительства РФ выделено шесть основных направлений:

- выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала;

- активизация внутреннего спроса и инноваций, развитие промышленного и технологического потенциала;

- совершенствование важнейших рыночных институтов и ликвидация необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности;

- формирование мощной финансовой системы;

- обеспечение макроэкономической стабильности;

- реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации.

Наиболее масштабными являются пункты этой программы, касающиеся:

- социальной защиты населения;

- сохранения промышленного и технологического потенциала экономики;

- помощи национальной финансовой системе.

Результатами их воплощения в жизнь стали:

- предотвращение краха отечественной банковской системы;

- поддержка категорий граждан, наиболее пострадавших от кризиса (благодаря этому удалось избежать массовых акций протестов);

- селективная поддержка отдельных секторов экономики.

Значительная часть этих мер имеет региональную привязку (так, социальная защита населения осуществляется на основе федеральных потоков финансовых средств, направляемых в регионы для целевого использования).

В то же время на федеральном уровне регионализация антикризисной программы не осуществлена должным образом. Действия исполнительной власти в стране по-прежнему подчинены интересам макроэкономической и финансовой политики.

Во-первых, вновь возобладал унифицированный подход, когда конкретные механизмы и каналы финансовой помощи в рамках антикризисных мер организуются без учета специфики регионов.

Во-вторых, в федеральной антикризисной программе вообще отсутствует специальный пункт, касающийся поддержки территорий, объективно попавших в худшие условия в период кризиса.

В-третьих, ряд конкретных мер, имеющих региональную направленность и привязку, входят в противоречие с другими пунктами и приоритетами федеральной антикризисной программы.

Антикризисные программы субъектов Федерации и крупных городов в целом формировались на базе мероприятий федеральной программы и очень часто просто дублировали все ее основные пункты. Наибольший эффект в реализации региональных антикризисных программ достигался в случае их своевременной «фронтальной» и комплексной разработки, исполнения и регулирования. Рассмотрим некоторые из этих программ.

Антикризисная программа Республики Адыгея. В числе антикризисных мер правительства республики - составление перечня и объемов продукции, необходимой строительному комплексу, которую промышленные предприятия могут получать по бартеру.

Антикризисная программа Республики Адыгея также содержит комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской инициативы. Увеличена сумма субсидирования по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств до 2/3 ставки Банка России. В 2008 г. выдано субсидий на сумму 7,6 млн руб. За I квартал 2009 г. микрокредиты получили 46 предпринимателей на сумму 13 млн руб. Было принято решение о предоставлении грантов 12 предпринимателям на сумму 2,4 млн руб.

В антикризисную программу Республики Адыгея включен комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской инициативы граждан. Одной из них является поддержка микрокредитования малого бизнеса.

Программа предусматривает льготное кредитование на короткие сроки начинающих и развиваю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щих свой бизнес предпринимателей. В кризисный период максимальная сумма микрокредита на оборотные средства в республике увеличена с 300 до 500 тыс. руб. Также установлена сумма микрокредита для финансирования товаропроизводителей и развития инфраструктуры туризма в размере 1 млн руб. под 16 % годовых. За I квартал 2009 г. микрокредиты получили 55 предпринимателей на сумму 13,8 млн руб.

Еще одним направлением поддержки является предоставление грантов начинающим предпринимателям. Разработан порядок предоставления грантов, согласно которому претендентами на их получение могут быть предприниматели, зарегистрированные менее года, имеющие бизнес-план и частично понесенные по нему затраты. В 2009 г. гранты предоставлены 17 начинающим предпринимателям на сумму 3,3 млн руб. В результате реализации представленных бизнес-планов будет создано или сохранено 116 рабочих мест.

Существенным резервом для пополнения доходной части республиканского бюджета является алкогольная отрасль: все акцизы от ее деятельности поступают в казну. При обороте в процессе реализации алкогольной продукции в 30 млн руб. можно получить в казну до 5 млн руб. дохода.

Между тем в республике не все делается для того, чтобы предприятия отрасли вошли в рынок и могли там продвигать свою продукцию. К примеру, спирт для производства вино-водочной продукции предприятия завозят из Ставропольского края, хотя на складах местного спиртзавода скопилось 700 т сырья.

Региональная антикризисная программа Астраханской области выполняется четко. Для оптимизации расходов приняты нормативные акты, касающиеся качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Прорабатывается возможность реструктуризации сети подведомственных учреждений и изменения структуры управления в отраслевых министерствах и курируемых ими отраслях. Вместе с министерством экономического развития министерство финансов Астраханской области ищет возможность упростить процедуру предоставления госгарантий юридическим лицам, обратившимся за помощью в региональное правительство.

Кроме действий на региональном уровне минфин области обратился за поддержкой к федераль-

ному центру. Туда были направлены следующие предложения:

- увеличить объем и сроки предоставления кредитов субъектам России из федерального бюджета;

- предоставлять бюджетные кредиты регионам на рефинансирование долга перед коммерческими банками;

- увеличить объем дотаций территориям из федерального бюджета;

- банкам, получившим государственную поддержку, кредитовать региональные бюджеты на уровне ставки рефинансирования, а юридических лиц, которым регион готов предоставить гарантии, -тоже на уровне ставки рефинансирования плюс 3 %;

- дотации на сбалансированность региональных бюджетов выделять исходя из степени достижения субъектами потенциальных доходов и т. д.

Региональная антикризисная программа Республики Калмыкия. Здесь региональные власти придают большое значение противодействию финансово-экономическому кризису. Об этом свидетельствует первое постановление Правительства Республики Калмыкия от 11.01.2009 N° 1 «Об установлении понижающего коэффициента к размеру годовой арендной платы за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Документ принят в целях обеспечения оперативных мер по предупреждению влияния мирового финансового кризиса на экономику региона и предусматривает снижение ставки арендной платы на 20 %.

План антикризисных мер Краснодарского края. В рамках поддержки сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрация края предпринимает следующие меры:

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли;

- создание и развитие на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов и заготовительных организаций сельскохозяйственных оптово-розничных рынков для реализации плодоовощной продукции;

- проведение мониторинга цен на ГСМ, используемых в сельском хозяйстве, и обеспечение взаимодействия с оптовыми предприятиями, реализующими ГСМ на территории края;

- реализация существующих мер государственной поддержки субъектов АПК, в том числе развитие малых форм хозяйствования;

- 1 млрд руб. - поддержка производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами;

- поддержка устойчивости финансового и фондового рынка;

- обеспечение доступности кредитов для приоритетных категорий заемщиков (граждане, предприятия малого бизнеса и сельского хозяйства), заключение соглашений с банковскими организациями о кредитовании, субсидирование и предоставление государственных гарантий.

Оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса Краснодарского края в 2009 г. осуществлялось за счет:

- субсидирования затрат предпринимателей по уплате процентов по кредитам, направленным на строительство и приобретение производственных зданий, приобретение машин и технологического оборудования, закупку сырья и материалов для производственных нужд, подключение к инженерным сетям;

- субсидирования затрат предпринимателей по лизинговым платежам по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности;

- приватизации более 200 муниципальных объектов с учетом преимущественного права предпринимателей.

В список первоочередных мер по преодолению возможных последствий мирового финансового кризиса в агропромышленном комплексе департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края включил сокращение собственных затрат.

Одна из главных задач по преодолению негативных последствий кризиса заключается в повышении конкурентоспособности продукции предприятий АПК с параллельным созданием условий их стабильной финансово-хозяйственной деятельности.

Для минимизации возможных последствий кризиса руководство края намерено проводить регулярный мониторинг финансово-экономического состояния организаций АПК, контролировать своевременность выплаты заработной платы работникам отрасли, перечисление налоговых платежей в консолидированный бюджет. Осуществляться такой мониторинг будет и дистанционно, и с выездами

рабочих групп в те муниципальные образования, которым понадобится поддержка и помощь.

На этом перечень организационных мероприятий по минимизации последствий мирового финансового кризиса не исчерпывается. Те предприятия отрасли, которые окажутся в зоне риска, будут взяты на особый контроль. Проблемы сельскохозяйственных организаций, приведшие к ухудшению показателей в работе, будут решаться сообща. При возникновении трудностей у предприятий департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности будет готов оказать им всестороннюю консультационную и экспертную поддержку. Отдельным пунктом в плане антикризисных мер департамента прописано содействие участию организаций АПК края в государственных закупочных интервенциях на рынке зерна, осуществление мониторинга с последующим обеспечением эффективного использования земель сельхозназначения, повышение почвенного плодородия.

Антикризисные меры в Ростовской области представлены Планом действий по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области. С 14.01.2009 действует областная программа по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области.

Основные цели программы:

- сохранение стабильной ситуации на рынке труда;

- повышение эффективности занятости населения;

- снижение социальной напряженности.

Основные задачи:

- недопущение высвобождения работников, сохранение их занятости;

- обеспечение временной занятости безработных граждан, работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, и граждан, ищущих работу;

- увеличение числа субъектов малого предпринимательства за счет организации самозанятости безработных граждан;

- организация переезда граждан внутри области с целью трудоустройства.

Данным документом предусмотрено:

1) заключение соглашений с ведущими банками Ростовской области с целью обеспечения доступности кредитных ресурсов для областных организаций;

2) упрощение процедуры предоставления государственных гарантий предприятиям Ростовской области;

3) подготовка предложений по сокращению налоговой нагрузки на организации области в части снижения ставки земельного налога и арендной платы за использование земельных участков для социально значимых предприятий области;

4) увеличение реализации населению продукции с минимальной торговой надбавкой посредством создания условий для максимального привлечения местных товаропроизводителей для реализации своей продукции:

- организация проведения ярмарок «выходного дня»;

- доведение до производителей информации о наличии свободных мест на рынках и ярмарках области;

- устранение необоснованных административных барьеров и дискриминационных условий;

- информирование для оперативного реагирования Управления Федеральной антимонопольной службы о наличии дискриминационных условий для переработчиков и производителей сельхозпродукции в договорах с торговыми организациями;

- информационное и организационное обеспечение беспрепятственного передвижения сельхозпроизводителей для участия в ярмарках и реализации товаров на розничных рынках Ростовской области;

- организация взаимодействия товаропроизводителей с торговыми организациями в целях заключения договоров на поставку товаров;

5) подготовка обращения в Минпромторг России о применении упрощенного порядка предоставления торговых мест на розничных рынках универсального типа для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством на постоянной основе;

6) подготовка предложений по предоставлению субсидий предприятиям потребительского рынка на компенсацию части затрат, связанных с доставкой и реализацией товаров в отдаленных и малонаселенных пунктах Ростовской области;

7) доработка проекта и принятие долгосрочной областной целевой программы развития конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2010-2011 гг.;

8) содействие безработным гражданам в организации самозанятости;

9) организация профессионального обучения безработных граждан, желающих организовать свое дело;

10) мониторинг уровня заработной платы в организациях отрасли сельского хозяйства (в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

11) мониторинг цен на семена, минеральные удобрения, ГСМ, сельхозтехнику по крупным поставщикам;

12) мониторинг цен на продукцию и сырье для производства продуктов питания первой необходимости;

13) оказание содействия предприятиям АПК в реализации инвестиционных проектов:

- заключение соглашений с банками, получившими средства государственной поддержки для финансирования сельхозтоваропроизводителей области;

- проведение мониторинга объемов средств, направляемых в АПК области;

14) содействие в проведении эффективных государственных закупочных зерновых интервенций на территории области в целях стабилизации рынка зерна;

15) разработка и согласование проекта областной долгосрочной целевой программы по развитию животноводства в Ростовской области;

16) формирование региональной базы нормативных документов, регламентирующих правила и порядок предоставления форм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям области;

17) реализация мер, направленных на оздоровление финансово-экономической ситуации на убыточных предприятиях АПК;

18) обеспечение реализации и контроля мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

План мероприятий по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области. Этим документом предусмотрен ряд мер:

- разработка нормативно-правового акта, дающего возможность проведения лизинговых операций при осуществлении государственных закупок;

- взаимодействие с коммерческими банками области, филиалами инорегиональных банков, в том числе использующими различные формы государственной поддержки, в вопросах приоритетного

направления средств на поддержку таких секторов экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, малый бизнес.

В области создана комиссия по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы, постоянно проводится мониторинг социально-экономического развития региона, в том числе состояния рынка труда, реального сектора экономики. Именно от стабильной работы экономики зависит наполнение регионального бюджета, сохранение рабочих мест и в конечном счете - благополучие жителей края. В Волгоградской области с октября 2008 г. отмечается тенденция падения промышленного производства. Например, наибольшее снижение наблюдается в обрабатывающих производствах (67,7 %). Это повлекло уменьшение инвестиций в основной капитал.

Несмотря на предпринимаемые антикризисные меры, остается нерешенным ряд проблем, связанных с ростом тарифов на услуги естественных монополий и высокими банковскими ставками кредитования. Эта ситуация отрицательно влияет на восстановление нормальной работы всех отраслей экономики. Волгоградская областная трехсторонняя комиссия решила обратиться в федеральные органы власти с рядом инициатив. В частности, было предложено:

- усилить контроль за адресностью направления и использования финансовых средств, выделяемых государством на преодоление кризисных явлений, а также за обеспечением нормального доступа предприятий к кредитным ресурсам;

- содействовать снижению процентных ставок.

В настоящее время органы власти регулярно

проводят мониторинг крупнейших налогоплательщиков региона с целью прогнозирования исполнения доходной части консолидированного бюджета и комплексную диагностику его расходной части для определения приоритетов по финансированию и резерва оптимизации расходов.

Дополнительно в регионах были приняты антикризисные меры, обусловленные местной спецификой.

1. Республика Адыгея:

- оптимизация расходов органов исполнительной власти;

- микрокредитование малого бизнеса;

- предоставление грантов начинающим предпринимателям.

2. Республика Калмыкия: снижение на 20 % ставки арендной платы на земли сельхозназначения.

3. Ростовская область:

- снижение ставки земельного налога и арендной платы за использование земельных участков для социально значимых предприятий области;

- организация проведения ярмарок выходного

дня;

- предоставление субсидий предприятиям потребительского рынка на компенсацию части затрат, связанных с доставкой и реализацией товаров в отдаленных и малонаселенных пунктах Ростовской области;

- разработка и согласование проекта областной долгосрочной целевой программы по развитию животноводства в области.

4. Краснодарский край:

- сокращение вдвое квоты на привлечение квоты иностранных рабочих в 2009 г.;

- сокращение расходов на государственный аппарат;

- создание и развитие на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов и заготовительных организаций сельскохозяйственных оптово-розничных рынков для реализации плодоовощной продукции;

- субсидирование затрат предпринимателей по лизинговым платежам по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности;

- содействие участию организаций АПК края в государственных закупочных интервенциях на рынке зерна;

- заморозка цен на удобрение и топливо.

Эффективность работы государственных решений определяется проработанностью мероприятий, их согласованностью и адекватностью институциональной среде, которые в отношении конкретных направлений политики представляются набором естественных требований.

Сильными сторонами антикризисных решений субфедеральных органов власти были своевременность, присутствие формулировок целей, задач и круга получателей государственной поддержки. В документах, как правило, предлагались механизмы реализации мероприятий, которые в большинстве случаев соответствовали конечным целям и опирались на систему мониторинга ситуации в регионе.

В качестве слабого элемента антикризисных мероприятий можно отметить отсутствие анализа неопределенности, рисков, распределения текущих и перспективных потерь и выгод от принимаемых решений и как следствие - встроенных инструмен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тов коррекции антикризисных мер. Редким исключением являются документы, в которых используются конкурентные механизмы государственной помощи, указываются стимулы к мобилизации внутренних резервов, реструктуризации и модернизации. Документы имеют в основном краткосрочный характер, слабо связаны с существующим перспективным планированием и практически не используют резерв межрегиональных взаимодействий.

Субъекты Южного федерального округа достаточно быстро и активно реагировали на распространение кризисных явлений в стране. Изучение сроков принятия документов показало, что антикризисные меры в регионах принимались примерно в те же сроки, что и программы федерального уровня. Отчасти региональные мероприятия компенсировали недостаточный учет специфики территорий в решениях федерального масштаба. Однако им были присущи и многие шаги общего характера, особенно в части регулирования рынка труда и развития малого и среднего бизнеса. Для этих сфер универсальные решения были вполне уместными и эффективными.

Субфедеральные антикризисные программы были направлены главным образом на реальный сектор и на смягчение негативных проявлений кризиса на рынке труда. Меры поддержки распространялись как на градообразующие и крупные предприятия, так и на средний и малый бизнес. Несмотря на ограниченные бюджетные ресурсы, региональные власти применяли не только административные, но и компенсационные механизмы поддержки. Но при этом слабо использовались стимулирующие инструменты и недооценивались возможности конкурентных схем.

Из-за отсутствия надежных прогнозов продолжительности и масштабов распространения кризиса компенсирующие мероприятия в регионах имели краткосрочный характер и не связывались с принятыми стратегиями, долгосрочными программами развития территорий и межрегиональными проектами.

Важнейшим моментом практически для всех субъектов ЮФО является сохранение сложившихся пропорций поступления средств в рамках межбюджетных отношений за счет средств федерального бюджета. Исходя из структурных особенностей экономики регионов округа, наиболее болезненным стало сокращение оборотов оптовой и розничной торговли, объемов выпуска обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Изучение антикризисных мер, реализуемых в регионах Южного федерального округа, дает представление

о спектре используемых инструментов, позволяет оценить их преимущества, недостатки и риски, связанные с их применением, а также сформулировать проблемы в реализации антикризисной политики на субфедеральном уровне и рекомендации по их устранению.

Сопоставление основных параметров социально-экономического развития и динамики кризисного развития регионов показало, что решающим фактором сдерживания экономического кризиса и смягчения его социальных последствий является рост инвестиций. Поэтому улучшение инвестиционной привлекательности и привлечение инвестиций должно стать важным аспектом антикризисной политики на региональном уровне. В то же время подавляющее большинство антикризисных программ регионов исходит из концепции закрытости своей экономики, не предусматривая ни мер по расширению внешних рынков, ни привлечения внешних капиталов, кроме федеральных средств.

Дополнительные антикризисные меры в субъектах ЮФО способны:

- максимально снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес;

- предоставить «специальные» кредиты для развития малого и среднего бизнеса;

- расширить и ввести новые преференции для малого и среднего бизнеса;

- упростить процедуры при постановке на учет, контролю за деятельностью малого и среднего бизнеса.

Для практической реализации замыслов органов исполнительной власти субъектов Южного федерального округа по продвижению своей продукции на российский межрегиональный потребительский рынок важно в рекомендациях регионам предусмотреть предложения по обновлению межрегиональных соглашений на взаимовыгодной основе.

Список литературы

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: статистический сборник. Росстат. М. 2009.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: статистический сборник. Росстат. М. 2008.

3. Социально-экономические процессы на юге России в январе-декабре 2009 года. Ростовстат. Ростов н/Д. 2010.

4. Южный федеральный округ 2008. Социально-экономические итоги. Ростовстат. Ростов н/Д. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.