Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика регионов Южного федерального округа как участников финансового рынка'

Сравнительная характеристика регионов Южного федерального округа как участников финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
256
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мархаева В. В., Шураева К. В.

Несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных субъектов Федерации, укрепление экономики Юга России напрямую связано с единством экономического пространства Российской Федерации. Это проведение единой экономической политики в отношении всех субъектов Российской Федерации, основанной на равноправии субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; равноправие хозяйствующих субъектов; обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов по Южному федеральному округу и территории государства в целом. Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития необходим индивидуальный подход. Однако, говорится в статье, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут да и должны иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Подчеркивается, что эффективное использование инвестиционных возможностей финансового рынка возможно только при наличии развитой инфраструктуры и инструментов финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика регионов Южного федерального округа как участников финансового рынка»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

В.В. МАРХАЕВА, кандидат экономических наук, доцент

К.В. ШУРАЕВА Калмыцкий государственный университет

Ситуация на финансовом рынке, начиная с 2005 г., с одной стороны, определяется появлением «свободных» рублей, с другой — недостатком новых инструментов для инвестирования и настроениями нерезидентов. По мнению аналитиков, основная причина этой ситуации связана с дисбалансом между финансовыми показателями и структурными проблемами, такими как значительная зависимость от сырьевого сектора и недостаточно высоко развитая инфраструктура финансового рынка.

Все эти аспекты функционирования экономики страны не могли не затронуть развитие финансового рынка Южного федерального округа (ЮФО). Главными причинами тяжелого финансово-экономического положения Северного Кавказа является низкая инвестиционно-инновационная активность региона, чрезмерная зависимость от федерального бюджетного финансирования и неэффективное, на наш взгляд, государственное управление социально-экономической ситуацией на юге страны.

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства ЮФО оказывает значительное влияние на стратегию и тактику при проведении государственной политики в сфере регулирования финансового рынка. Государственная политика направлена на развитие финансовых рынков на территории 13 субъектов Российской Федерации: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Чеченская, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.

В экономике ЮФО преобладают аграрно-про-мышленный сектор, слабо ориентированный на экспорт, и недостаточно развитый кредитно-финан-

совый сектор, особенно в сравнении с основными сырьевыми и промышленными регионами страны. Большинство субъектов округа, в особенности республики, существуют за счет бюджетных дотаций. Южный федеральный округ—самый маленький среди федеральных округов по территории — 589,2 тыс. км2, с населением 21 471 тыс. чел., с плотностью населения 36,4 чел. на 1 км2, но он больше по территории самой большой страны Европейского Союза — Франции, с территорией 552 тыс. км2, населением 59 000 тыс. чел., плотностью населения 107 чел. на 1 км2. Южный федеральный округ занимает второе место среди федеральных округов по плотности населения (после Центрального федерального округа), третье место — по численности населения (14,9 % от населения России) среди федеральных округов. По объему промышленной продукции ЮФО занимает предпоследнее место среди федеральных округов (6,2 % от объема промышленной продукции России). По отчислениям налогов и сборов в консолидированный бюджет России ЮФО занимает предпоследнее место среди федеральных округов (6,7 % от консолидированного бюджета России), а по показателю среднедушевых денежных доходов на человека — последнее место среди федеральных округов (1 930 руб. в месяц). По экспорту и импорту ЮФО занимает, соответственно, последнее (4 % от экспорта России) и предпоследнее (5 % от импорта России) места среди федеральных округов.

С учетом сказанного можно выделить круг проблем, от правильного решения или нерешения которых будет всецело зависеть, на наш взгляд, успех или полный провал процесса интеграции Юга России в единую социально-экономическую и политическую систему страны.

Во-первых, сохранение высоких межрегиональных различий по доходам на душу населения, уровню заработной платы, уровню безработицы, хотя, надо отметить, в первом полугодии 2007 г. в ЮФО, как и в большинстве регионов России, отмечен рост основных показателей экономического и социального развития. Однако дифференциация между субъектами Российской Федерации по среднедушевым денежным доходам составила 10,9 раза (в 2006 г. — 9,4 раза; максимальное значение зафиксировано в г. Москве — 33 130,9 руб., минимальное значение — в Республике Ингушетия — 3 017 руб.; среднее значение данного показателя по России составляет 11 564,2 руб.), по уровню заработной платы — 6 раз, по уровню доходов бюджета на душу населения — 10 раз, по уровню безработицы — 13 раз, финансовая помощь из федерального бюджета на душу населения без учета субвенций из федерального фонда компенсаций — 96 раз. (Так, в Корякском автономном округе финансовая помощь составляет 213 тыс. руб. на человека, в Ямало-Ненецком автономном округе —

120000 100000 80 000

41340 38 810 38 41$

18 769 18 054

Рис. 1. Доля ВРП на душу населения в ЮФО в 2006 г.

115 110 105 100

112 112,1

107,4 106,9

108,8 108,8

Л*

^ ■<? / / / У У У5 У .</

Рис. 2. Динамика ВРП ЮФО (2006 г. в процентах к 2005 г.) [1]

54 руб. на чел.). Несмотря на сокращение уровня бедности в России с 27,5 % населения в 2001 г. до 15 % в 2006 г., региональные различия при этом остаются очень высокими. Минимальную долю бедных имеют нефтегазоэкспортные округа Тюменской области: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Максимальный уровень сохраняется в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (в 2001 г. - 87,1 %, в 2006 г. - 83,7 %) и Республике Ингушетия (в 2001 г. - 88 %, в 2004 г. - 73 %). При этом большинство бедных проживает в регионах с высокими темпами роста ВРП, близкими к среднему значению по стране. Все это говорит о том, что на территории ЮФО до сих пор не созданы реальные условия для оптимального развития и размещения производительных сил, раскрепощения деловой предпринимательской инициативы и мобилизации существующего природного и человеческого потенциала региона. На рис. 1 и 2 видно, что отдельные регионы Южного федерального округа при существенном отставании уже сейчас нашли точки роста (Карачаево-Черкесия, Дагестан). А вот Ставропольский край несмотря на достаточно высокий уровень развития, по динамике к 2005 г. отстает.

Во-вторых, низкая эффективность деятельности государственных органов власти как на уровне федерального округа, так и на уровне его регионов по решению стоящих перед округом и его регионами острых социально-экономических и политических проблем, хотя создание федеральных округов было задумано как шаг приближения федеральной власти к непосредственным проблемам макрорегионов и их территорий в целях совместной выработки и реализации комплексных и целевых программ развития (примерами тому являются Федеральная целевая программа «Юг России», принятая Постановлением Правительства Российской Федерации от

8 августа 2001 г. № 581, «Федеральная целевая программа восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 г.», принятая Постановлением Правительства Российской Федерации от

9 февраля 2001 г. № 96).

Волгоградская область 2%

Краснодарский край 3%

Ингушетия 11%

Адыгея 10%

Ставропольский край 5%

Карачаево-Черкесия 9%

Кабардино-Балкария 10%

Северная Осетия - Алания 6%

Рис. 3. Доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2006 г. [2]

В-третьих, неэффективная структура экономики как в целом ЮФО, так и его регионов в отдельности, отсутствие продуманной политики по диверсификации экономики территорий округа с учетом опыта развитых стран. Промышленность ЮФО слабо развита, доля ее в промышленности России составляет всего лишь 6,2 %. Развитие промышленности национальных республик в составе ЮФО находится на крайне низком уровне, их доли в национальной промышленности ниже уровня статистической погрешности, численность занятых в основных секторах экономики ЮФО такова: в промышленности — 17,7 %, в сельском хозяйстве — 21,6 %, в сфере услуг — 46,4 %.

В-четвертых, высокий уровень дотационности регионов ЮФО. Анализ уровня бюджетной обеспеченности в субъектах Российской Федерации показывает, что лидерами по доле налоговых и неналоговых доходов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются: Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Челябинская и Ленинградская области, Красноярский и Хабаровский края. Доля финансовой помощи в расходах региональных бюджетов в среднем составляет 19 %. По уровню дотационности в течение первого полугодия текущего года лидируют Ингушетия — 101,32 % (т. е. федеральная помощь превышает расходы бюджета), Дагестан — 98,96 %, Тыва — 90,32 %, Республика Алтай — 88,10 %, Карачаево-Черкесия — 79,26 %, Усть-Ордынский Бурятский АО — 84,13 %, Кабардино-Балкария — 83,06 % и Корякский АО — 81,16 %. 1. В сравнении с прошлым годом доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Чеченской 2. Республики и Республики Дагестан занимает большую часть (рис. 3).

Астраханская область При этом в ряде субъ-

4% ектов Российской Феде-

Ростовская область -

4% рации объем задолжен-

ности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации значительно превышает запланированные доходы бюджета: Республика Калмыкия (3,2 раза), Читинская область (1,02 раза).

Вместе с тем несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных субъектов Федерации, укрепление экономики Юга России напрямую связано с единством экономического пространства Российской Федерации, для достижения которого необходимы следующие факторы:

• проведение единой экономической политики в отношении всех субъектов Российской Федерации, основанной на равноправии субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

• равноправие хозяйствующих субъектов;

• обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов по ЮФО и территории государства в целом.

Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, для каждого федерального округа необходим индивидуальный подход. Однако методики создания таких индивидуальных экономических механизмов должны иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе.

Эффективное использование инвестиционных возможностей финансового рынка возможно только при наличии развитой инфраструктуры и инструментов финансового рынка.

ЛИТЕРАТУРА

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. Седлак А. Пробный экзамен для регионов // Южный репортер. № 18 (105) , 28 мая — 3 июня 2007 г. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.