Научная статья на тему 'Основные проблемы и направления социально-экономического развития Южного федерального округа'

Основные проблемы и направления социально-экономического развития Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4569
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Скатерщикова Е.Е., Макар С.В.

Южный федеральный округ особенный среди семи федеральных округов РФ. В его составе самое большое число национальных образований республик Северного Кавказа, причем все они имеют депрессивную экономику и являются дотационными. Численность безработных, беженцев, вынужденных переселенцев здесь наибольшая в России. Но в экономике страны это уникальный курортно-рекреационным комплекс и крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции. Необходим анализ региональных проблем в целях дальнейшей разработки и совершенствования реализации мер государственной политики привлечения в этот регион инвестиций. Состояние регионального инвестиционного климата во многом зависит от качества решений, принимаемых всеми участниками инвестиционного процесса. Это обусловливает необходимость развития мониторинга и анализа текущей ситуации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и направления социально-экономического развития Южного федерального округа»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Е.Е. СкАТЕрЩИкоВА, кандидат географических наук, доцент, главный советник управления Президента рФ по внутренней политике

с.в. макар,

кандидат географических наук, доцент Финансовая академия при Правительстве РФ

Состав Южного федерального округа (ЮФО) России характеризуется сложным административным делением и состоит из тринадцати субъектов Российской Федерации, представленных тремя областями (Астраханской, Волгоградской, Ростовской), двумя краями (Краснодарским, Ставропольским) и восемью республиками (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика).

Южный федеральный округ включает субъекты Федерации, относящиеся к Северо-Кавказскому экономическому району, а также территорию Нижнего Поволжья (Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области), которая по действующей сетке экономического районирования относится к Поволжскому экономическому району.

Большинство субъектов Российской Федерации ЮФО, в первую очередь, на Северном Кавказе являются дотационными, а все республики этого региона имеют депрессивную экономику. Число безработных в отдельных районах Северного Кавказа доходит до 70 % трудоспособного населения, число беженцев и вынужденных переселенцев (без учета ситуации, сложившейся с вынужденными переселенцами из Чеченской Республики) достигает 20 % от численности постоянно проживающего населения.

Социально-экономическая обстановка усугубляется нерешенностью многих проблем этого региона.

К числу наиболее острых проблем относятся: • повышение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона (республики

Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкария);

• восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики;

• осуществление компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилья в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, проживающих на ее территории и покинувших ее безвозвратно;

• ликвидация последствий осетино-ингушского конфликта в октябре — ноябре 1992 г., в том числе обеспечение граждан жильем, лишившихся его в результате этого конфликта;

• обеспечение жильем и обустройство вынужденных переселенцев, возвращающихся в Российскую Федерацию из стран СНГ (Армении, Казахстана, Туркмении, Украины, Южной Осетии, Абхазии и др.).

По численности населения ЮФО (таблица) занимает 3-е место в России, уступая только Центральному и Приволжскому округам. Здесь на территории, составляющей 3,5 % от общей площади страны, проживает 22,8 млн человек (на 01.01.2006 г.) или около 16 % ее населения.

Преобладает городское население (57 %). Но если в Волгоградской области горожане составляют 75 % населения, в Ростовской — 67 %, то в Чечне — лишь 34 %, в Ингушетии и Дагестане — 43 %. Сеть городских поселений представлена в основном средними и малыми городами. Среди самых больших городов следует выделить города-миллионеры — Ростов-на-Дону, Волгоград, а также — Краснодар (свыше 600 тыс. жителей).

Численность населения ЮФО на 1 января 2006 г.

Численность населения, тыс. чел. Площадь, тыс. км2 Все население, тыс. чел. В том числе Плотность населения, чел. / км2

городское, % сельское, %

Южный федеральный округ в целом 589,2 22790,3 57,0 43,0 38,7

Республика Адыгея 7,6 442,7 52,6 47,4 58,3

Республика Дагестан 50,3 2641,0 42,7 57,3 52,5

Республика Ингушетия 3,6 487,0 42,7 57,3 135,3

Кабардино-Балкарская Республика 12,5 894,0 58,5 41,5 71,5

Республика Калмыкия 76,1 288,7 44,2 55,8 3,8

Карачаево-Черкесская Республика 14,1 431,5 44,1 55,9 30,6

Республика Северная Осетия-Алания 8,0 702,3 64,7 35,3 87,8

Чеченская Республика 15,6 1162,8 34,3 65,7 74,5

Краснодарский край 76,0 5096,6 52,6 47,4 67,1

Ставропольский край 66,5 2710,3 56,4 43,6 40,8

Астраханская область 44,1 994,2 67,0 33,0 22,5

Волгоградская область 113,9 2635,7 75,4 24,6 23,1

Ростовская область 100,8 4303,5 66,8 33,2 42,7

Сельские поселения (станицы), расположенные в степной зоне, как правило, велики по территории и численности населения. Они тянутся иногда на несколько километров и могут насчитывать до 30 тыс. жителей. Для горных районов характерны мелкие и средние поселения.

Средняя плотность населения округа — около 38,7 чел. на 1 км2, что более чем в 4 раза выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно. Наибольшая его плотность в Ингушетии (135,3 чел. на 1 км2), Северной Осетии (87,8), Чечне (74,5), Кабардино-Балкарии (71,5) и Краснодарском крае (67,1); наименее плотно заселены Калмыкия (3,8), Астраханская (22,5) и Волгоградская (23,1) области.

Демографическая ситуация в районе характеризуется естественной убылью населения (-1,0 чел. на 1000 жителей в 2006 г., что в несколько раз ниже, чем в среднем по России (-4,8 чел. на 1000 жителей). В ряде национальных республик сохраняется положительный естественный прирост с максимумом в Чеченской Республике, республиках Дагестан,

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 1. Динамика показателей естественного движения населения и младенческой смертности в ЮФО

Ингушетия. Одновременно, в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях характерна естественная убыль, которая находится на среднероссийском уровне.

Уровень младенческой смертности за последние годы существенно сократился и составляет 12—13 % (2004—2006 гг.), что несколько выше среднероссийских показателей. В последние годы наметились существенные положительные сдвиги в показателях детской смертности, а еще несколько лет назад уровень детской смертности был значительно выше и составлял 16—17%о (рис. 1).

Для ЮФО характерны довольно разнонаправленные миграционные процессы, связанные с военными и межэтническими конфликтами, а также со значительными объемами переселения сюда жителей из других районов, неблагоприятных в климатическом отношении регионов. Поэтому наблюдается компенсация естественной убыли населения за счет миграционного притока в Краснодарском и Ставропольском краях, Ингушетии и Адыгее. За счет этих регионов коэффициент

миграционного прироста положительный и в 2005 г. составил 3 чел. на 100 жителей (рис. 2). В остальных регионах округа отмечена миграционная убыль.

За 2000-2005 гг. в округе отмечено увеличение численности населения на 0,12 % (по России — спад на 2,43 %). Увеличилась ожидаемая

2006

Число родившихся на 1 000 чел. населения

Число умершх на 1 000 чел. населения

Число детей, умершихв - возрасте до 1 года на 1 000 родившихся

,ои----!-!-!--^

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Ш„ и с п а Коэффициент миграционного прироста на

Число прибывших в Россию Число выбывших в Россию д ^ ^^

^ 10 000 чел. населения

Рис. 3. Уровень безработицы (по методологии МОТ), в процентах, по регионам ЮФО в 2006 г. (данные регионов)

Субъект Федерации

%

продолжительность жизни населения и составила 67,9 года (по России — 65,3 года).

Южный регион и раньше относился к районам с высокой степенью трудообеспеченности. В последние же годы перехода к рыночным отношениям и массовым прекращением деятельности предприятий произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный. Положение усугубляется еще и тем, что в округ прибывает большое число вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих.

Уровень зарегистрированной безработицы в 2000—2005 гг. увеличился и составляет 6,1 %, что почти в 3 раза выше среднероссийского.

В 2006 г. в ЮФО нагрузка на одну заявленную предприятиями вакансию среди незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости, составила 4 чел.

Уровень фактической безработицы (по методологии МОТ) в несколько раз выше официально

зарегистрированного уровня. Наиболее остро эта проблема стоит в Чеченской республике (71 % экономически активного населения находятся без работы), Ингушетии (66 %), Дагестане и Кабардино-Балкарии (по 23 %). Самый низкий уровень фактической безработицы в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях (рис. 3).

Очевидно, в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых ресурсов приобретает особую актуальность. Для ее успешного решения представляется целесообразным поощрять развитие мелкотоварного уклада как в городской, так и в сельской местности, перепрофилировать промышленность на удовлетворение нужд населения в товарах народного потребления, а фермерских хозяйств — в малогабаритной сельскохозяйственной технике, удобрениях и другой продукции.

Показатели уровня жизни в целом по округу ниже среднероссийских значений за исключением Краснодарского края и Волгоградской области.

12000

10000-

8000-

6000-

4000-

2000-

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

ЮФО

Российская Федерация

Рис. 4. Динамика среднедушевых денежных доходов населения, руб. в месяц

В 2000—2005 гг. реальные денежные доходы населения в округе возросли на 181,0 %, что несколько больше чем в среднем по стране. Но на сегодняшний день среднедушевые денежные доходы населения по округу составляют 6883,8 рублей в месяц (в 2006 г.), что в 1,45 раза ниже среднероссийского значения (рис. 4).

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в ЮФО значительно выше, чем в среднем по России. Максимальная доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (рис. 5) — в Ингушетии (68 %), Калмыкии (50 %), Чечне (42 %), Адыгее (34 %). Минимальные показатели — у Волгоградской области (11 %), Северной Осетии (15 %), Ростовской и Астраханской областей (по 18 %), что сравнимо со среднероссийским уровнем (16 %).

Покупательная способность населения по округу в целом ниже среднероссийского уровня. Соотно-

шение среднедушевых денежных доходов населения и стоимости фиксированного набора товаров и услуг в 2005 г. составило 1,2 раза (по России — 1,67 раза).

По данным Росстата, по объему валового регионального продукта (ВРП) в Российской Федерации в 2005 г. доля округа составляла 7,22 % (6-е место среди федеральных округов).

Основу структуры ВРП составляют: промышленность — 18,5 %, сельское и лесное хозяйство — 15,6 %, торговля и общественное питание — 15,4 %.

Производство ВРП в регионе в расчете на одного жителя в 2005 г. составило 57 тыс. руб., что в 2 раза ниже среднего показателя по стране. Душевое производство ВРП В ЮФО на уровне самых минимальных показателей по стране.

Экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации, входящих в ЮФО, в целом хуже среднероссийского уровня. Средний уровень развития характерен для Краснодарского края (душевое производство ВРП в 2005 г. по сравнению со среднероссийским уровнем — 67,7 %), для Волгоградской (65,2 %), Астраханской (59,9 %) и Ростовской (59,2 %) областей. В группу регионов с уровнем развития ниже среднего входит Ставропольский край (52,6 %), в группу регионов с низким уровнем развития входят Кабардино-Балкария (40,1 %), Северная Осетия — Алания (39,7 %), Адыгея (36,3 %),

70605040302010-

...33;5.

17,5

68

1

19:6 14 7

-42-

18

17,9

3

" 1 О. с

* £

5 и

В ^ * ^

а. =

% й

ш < и в

Субъект Федерации

Значение по Российской Федерации - 16%

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума,%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2006 г.,

в процентах ко всему населению

5

тггн

0

Менее 7550 7550 ... 20000

20000 ... 140000_

140000 ... 370000 П Более 370000 ИЩ Нет данных [_|

авропольскии к|

Карачаево-Черкесская

Кабардино-1

Республика Се|

Рис. б. Валовой региональный продукт в 2005 г., млн руб.

Карачаево-Черкесия (33,2 %), Дагестан (33,2 %) и Калмыкия (28,8%). На этом фоне очень низкий уровень экономического состояния характерен для Ингушетии (13,5%).

Абсолютные показатели объема ВРП по регионам ЮФО представлены на рис. 6.

Об этом свидетельствует и доля регионов в объеме ВРП округа (рис. 7). Только четыре субъекта (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области) обеспечивают свыше 3/4 всего объема ВРП Южного федерального округа. На оставшиеся 9 субъектов приходится лишь немногим больше 20 % ВРП.

В народном хозяйстве России ЮФО занимает важное место. Надо отметить, что для ЮФО был характерен наибольший спад промышленного производства в 1990-хгг. Это объясняется не только общим экономическим кризисом, но и сложной политической обстановкой на Северном Кавказе. В настоящее время доля региона в общероссийском объеме промышленного производства составляет лишь 6,2 % (в 2005 г. — 800 920 млн руб., 6-е место среди федеральных округов), но он был и остается крупнейшим в стране производителем сельскохозяйственной продукции.

Республика Адыгея

Республика Дагестан

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика Краснодарский край Ставропольский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область Прочие регионы

Рис. 7. Доля регионов в объеме валового регионального продукта ЮФО в 2005 г.

Млрд руб. 400-

-................................. ....................................... ✓

, — >

2000 2001

О Доходы бюджета, всего, млрд руб.

2002 2003 2004

у\ Расходы бюджета, всего, млрд руб.

Рис. 8. Динамика доходов и расходов бюджета ЮФО

2005 2006 Год

Финансовая помощь от бюджетов других уровней, млрд руб.

0

Большинство субъектов федерации ЮФО являются глубоко дотационными, в том числе все национальные образования Северного Кавказа, а также Калмыкия. На долю Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Волгоградской областей приходится больше 80 % всех собранных налогов и сборов в регионе.

Финансовая помощь от бюджетов других уровней в 2006 г. составила 129,17 млрд руб. (1-е место в Российской Федерации среди федеральных округов), что составило 39,77 % от расходов бюджета (рис. 8).

Решение указанных проблем осуществляется в рамках государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона, а также реализации федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы «Юг России».

Многолетняя поддержка федеральным центром расходов бюджетов северокавказских республик, внебюджетных фондов и инвестиционных программ сформировала значительный инвестиционный потенциал. Реализация указанного инвестиционного потенциала в форме сбережений населения, а также частного капитала, аккумулируемого банками и финансовыми институтами, является одной из важнейших задач повышения социально-экономического уровня развития в регионе.

В настоящее время на территории ЮФО действует 28 федеральных целевых программ. Кроме того, вопросы развития Юга России решаются в рамках финансирования за счет внепрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, а также средств РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и иных источников.

Исследование основных социально-экономических показателей развития позволяет вычленить в пределах ЮФО России три относительно самостоятельных территориальных образования с присущей им спецификой.

Наиболее крупным территориальным подразделением ЮФО России является Азово-Чер-номорский регион, объединяющий в своем составе Краснодарский и Ставропольский края, а также Ростовскую область. На его долю приходится почти половина всего населения Юга, 53 % стоимости его основных фондов, 58 % производства сельскохозяйственной и 54 % промышленной продукции. В пределах региона локализованы рекреационные комплексы общенационального значения (Большие Сочи, Кавказские Минеральные Воды и др.) и важнейшие объекты трансрегиональной транспортной инфраструктуры. Входя в состав СевероКавказского экономического района с момента его создания характеризуемая территория всегда выделялась на фоне Северного Кавказа по общему уровню экономического развития, направленности демографических процессов, этноконфессиональ-ной ситуации.

Регионализация постсоветской России, активизация в ней этнополитических процессов усиливают своеобразие локализованных на Северном Кавказе национальных республик, предопределяют возможность их группировки в рамках самостоятельного социально-экономико-культурного региона. Учитывая реалии этноконтактной зоны, эта территория выделяется как Северо-Кавказский регион. В структуре ЮФО России она предстает наиболее плотнозаселенной (средняя плотность населения здесь 51 чел. /км2), выделяющейся наивысшей дифференциацией природно-экологических условий, беспрецедентной по локализации на сравнительно компактной территории различных этносов, языков,

конфессий. В хозяйственном отношении ее отличает выраженная доминанта этноэкономики.

С учетом геополитических реалий, этносоциальных процессов, экономической специфики данное образование, в свою очередь, делится на две самостоятельные структуры. Первая из них — это Восточная часть (объединяющая республики Дагестан, Ингушетию и Чечню), которая характеризуется по всем основным социально-экономическим параметрам как сильно депрессивная, основная в масштабе современной России и являющаяся эпицентром этнополитических проблем и конфликтов. Вторая — относительно более благополучная, но вместе с тем даже на фоне остальных южнороссийских территорий высокопроблемная («горячие точки», глубокий спад в базовых отраслях хозяйства, дефицит инвестиций, беженцы и др.) — Западная часть, включающая в себя ряд республик: Адыгею, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, а также Северную Осетию — Аланию.

Целостным образованием в системе ЮФО России выступает и крайне поляризованный в социально-экономическом отношении Нижневолжский регион. Обособление в его составе Астраханской и Волгоградской областей, а также Республики Калмыкия основывается на признании своеобразия данного региона, сформировавшегося вдоль волжско-каспийских коммуникаций как материализованное следствие прорыва России на юг (исторически предшествовавшего, дополняющего и в определенных аспектах альтернативного азово-черноморскому вектору).

Концепция развития ЮФО России, отражая ретроспективу и современные пространственные реалии и акцентируя внимание на целостности южнороссийских территорий, их сложнострукту-рированности, роли межэтнических и межциви-лизационных контактов в формировании и функционировании региона, взаимообусловленности ситуации на Юге и в России в целом, в условиях подверженной тенденциям дезинтеграции в своей основе призвана «работать» на ее интеграцию, а следовательно, и на общую перспективу.

Природные ресурсы, сложившийся экономический потенциал и транспортно-географическое положение ЮФО предопределяют то, что в перспективе округ должен сохранить свои позиции в общероссийском территориальном разделении труда с учетом особенностей его социально-экономического развития.

Он будет по-прежнему выделяться многоотраслевым сельским хозяйством, транспортным

и энергетическим машиностроением, пищевой, химической и легкой промышленностью, уникальным курортно-рекреационным комплексом. Принципиальным условием качественного совершенствования развития производительных сил является использование преимуществ природного и социально-экономического характера и на этой основе приоритетное развитие тех отраслей и производств, которые не имеют подобных предпосылок и возможностей в других регионах или развитие которых там менее эффективно. Особенно должно возрасти значение курортно-рекреационного и агропромышленного комплексов.

Улучшение функционирования курортно-рекреационного комплекса, пожалуй, самое эффективное направление развития экономики округа. Развитие рекреации позволит улучшить здоровье и демографические показатели населения, обеспечить сохранение и развитие уникальной рекреационной зоны, рациональное использование ценнейших природных лечебно-оздоровительных факторов и ресурсов, повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке, явится важным фактором обеспечения занятости населения.

Совершенствование курортно-рекреацион-ного комплекса целесообразно осуществлять за счет:

• дальнейшего развития и благоустройства существующих центров общероссийского значения (Сочи, Анапа, Кавказские Минеральные Воды, Домбай, Теберда);

• перераспределения потоков отдыхающих как по территории, так и по сезонам, развития зимних видов отдыха, дифференцированных тарифов на услуги по сезонам;

• создания новых курортных комплексов на побережье Каспия и в Приэльбрусье, обеспечения курортно-рекреационного хозяйства квалифицированным обслуживающим персоналом.

Расположенность ЮФО на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и обладание достаточно развитой инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом предопределяют развитие транспортного комплекса региона. Южный федеральный округ имеет возможности для использования своего выгодного экономико-географического положения для укрепления экономики посредством организации транзитного пропуска международных транспортных потоков,

а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности. Важным условием развития региона является включение его в международную систему грузопотоков.

В отношении развития топливно-энергетического комплекса важнейшим для ЮФО является близость региона к крупным месторождениям углеводородов, расположенных на шельфе Каспийского моря. Зона Прикаспия, к которой примыкает восточная часть Северного Кавказа, в XXI в. становится важным нефтедобывающим районом. Через территорию Северного Кавказа могут быть проложены наиболее короткие маршруты транспортировки нефти и газа Каспия на европейские рынки.

В отраслях агропромышленного комплекса всемерного развития требует использование выгод буферного положения аграрных регионов Южного федерального округа по отношению к остальной части России и Закавказью как рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. В АПК должны быть устранены диспропорции между отдельными его отраслями. Особенно большое внимание следует обратить на ускоренное строительство хранилищ, холодильников, перерабатывающих предприятий.

Нельзя считать достаточным производство отдельных видов необходимой для АПК региона машиностроительной продукции. В частности, потребности в современном технологическом

оборудовании для легкой и пищевой промышленности удовлетворяются менее чем наполовину, что сдерживает реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, затрудняет внедрение безотходных технологий при переработке сельскохозяйственного сырья.

С развитием АПК и курортно-рекреационного комплекса тесно связаны проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Для улучшения экологического состояния и повышения эффективности природопользования необходимо прекратить отторжение ценных земель для несельскохозяйственных нужд, провести широкомасштабные противоэрозионные мероприятия и мероприятия по предотвращению засоления земель, увеличить количество лесозащитных полос и прекратить промышленные рубки леса.

Скорейшего решения требует проблема санитарной охраны водоемов и эффективной очистки сточных вод. С этой целью, в частности, уже принята и начала осуществляться целевая федеральная программа «Каспий». Главная ее задача — очистка Волжско-Каспийского водного бассейна и увеличение численности поголовья ценных пород рыб. Программа предусматривает реконструкцию портового хозяйства и подготовку к освоению нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе Каспийского моря.

Подписка еиВНАЮММ

на электронную версию

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий

или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.