Научная статья на тему 'Сравнительная Характеристика социально-экономического развития регионов ЮФО'

Сравнительная Характеристика социально-экономического развития регионов ЮФО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1771
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нагоев А. Б.

Южный федеральный округ (ЮФО) занимает территорию 589,2 тыс. км 2 или 3,5% территории Российской Федерации. Данный округ, по сравнению с другими макрорегионами (МР, располагает значительным экономическим потенцииалом, который способен к динамичному развитию при реализации соответствующих мер по стимулированию этого процесса, но до настоящего времени используется недостаточно эффективно. Об этом свидетельствует рейтинг ЮФО среди макрорегионов (мр) РФ [4, 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная Характеристика социально-экономического развития регионов ЮФО»

Стратегия, нацеленная на снижение издержек, работает хорошо в ситуациях, когда:

- отраслевая продукция почти одинакова у различных продавцов;

- на рынке господствует ценовая конкуренция;

- существует несколько способов достижения индивидуализации продукции;

- покупатели значительные и имеют существенную рыночную власть. Предприятия, реализующие такой тип стратегии должны иметь хорошую организацию

производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Стратегия дифференциации может создать конкурентное преимущество, основываясь на техническом превосходстве, качестве продукции, уровне сервиса. Стратегия дифференциации работает лучше, когда:

- существует много путей видоизменения изделия; ^ - покупательские запросы различны;

_л - мало конкурентов, применяющих стратегию дифференциации.

и Предприятия, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для ® проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, надежную систему обеспечения высокого

качества продукции, а также развитую систему маркетинга. ^ Стратегия сосредоточения основывается на фиксации определенного сегмента рынка и Z концентрации усилий предприятий в выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма L£j не стремится работать на всем рынке, а работает в его четко определенном сегменте, доско-;> нально выясняя потребности рынка. Предприятие может стремиться к снижению издержек, либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов.

N □

□ ЛИТЕРАТУРА

^ 1. АнсоффИ. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. С. 68. О 2. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование. - М.: Прогресс, 1982. С. 69. D 3. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.

ф 4. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1998. 224 с. 5. Портфель конкуренции и управления финансами / Под ред. Ю.К. Рубина. - М.: Симинтск, 1996.

о а ф

I

>

0

1 I

ф

со

I—

О

а

НАГОЕВ А.Б.

£ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-

о ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЮФО

0

1_

0

1_

о

о Южный федеральный округ (ЮФО) занимает территорию 589,2 тыс. км2 или 3,5% терри-

0 тории Российской Федерации. Данный округ, по сравнению с другими макрорегионами (МР, $ располагает значительным экономическим потенцииалом, который способен к динамичному ^ развитию при реализации соответствующих мер по стимулированию этого процесса, но до

1 настоящего времени используется недостаточно эффективно. Об этом свидетельствует рей-о тинг ЮФО среди макрорегионов (мр) РФ [4, 6].

™ В использовании экономического потенциала ЮФО значительно отстает от среднерос-§ сийских показателей: располагая 13% занятых в экономике, используя более 9% основных ф производственных фондов, здесь создают менее 8% ВВП на душу населения, в сравнении со среднероссийскими данными (53,7%) ЮФО относится к группе слаборазвитых районов и на-о ходится на последнем месте среди МР РФ. Даже в передовом регионе округа - Краснодарском о крае величина ВРП на душу населения составляет лишь 70,4% к среднему по РФ. Ростовская 0) область по этому показателю (51,9%) находится на грани бедствующих регионов [4, 6].

По уровню экономического положения ЮФО занимает последнее место, имея всего 47% душевого производства ВРП от среднероссийского. Максимальные показатели (54-61%) имеются у Краснодарского края, минимальные (28,30% у Республики Дагестан, Северной Осетии и Ингушетии [6].

Это связано с охватившим широким размахом экономического процесса, осложненного межнациональным конфликтом в Чечне. Спад экономического кризиса и связанный с низким промышленным производством был здесь самый глубокий. Его индекс еще в 1998 г. к 1990 г. составили всего 32%, варьируясь от 17 до 44% (Дагестан и другие республики). Другая причина низкого экономического уровня - это преобладание к началу реформы слаборазвитых регионов, которыми являются все республики Северного Кавказа. С этим связано, отмечаемые в республиках макрорегиона социальные показатели. Уровень жизни невысок, все отрасли социальной сферы находятся в упадке. Во всех без исключения регионах уровень общей безработицы превзошел среднероссийский, а в Ингушетии и Дагестане приняли катастрофические размеры (51-30%), высока безработица и в Кабардино-Балкарии (25%). При этом в промышленно-развитых (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольские края) денежные доходы на душу населения не превышает 65-70% среднероссийских, а в Ингушетии и Дагестане составляют 34-37% [5, 6].

Характеристика и интегральная оценка социально-экономического состояния и развития регионов ЮФО. Оценку уровня современного состояния и развития субъектов Российской Федерации можно осуществить на основе системы взаимосвязанных индикаторов (указателей) и характеризующих их конкретных показателей размеров интенсивности и социального состояния регионов [15, 16].

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов оценки развития субъектов ЮФО

Характеристика уровня развития региона Диагностика применения материального показателя Группировка субъектов ЮФО

1. Средний уровень развития 0,9 1,1 Ростовская, Астраханская области; Краснодарский край

2. Уровень развития ниже среднего 0,7 0,9 Волгоградская область, Ставропольский край

3. Низкий уровень развития 0,5 0,7 Республика Калмыкия, Северная Осетия

4. Крайне низкий уровень развития (депрессивный регион) < 0,5 Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, КБР, КЧР, Чечня

л ь о

х

а

г

ш

^

о ь

N □

Ш

О о

I—

ф

I— ^

о а ф

I

>

0

1 I

ф

со

I—

О

а

о £

о

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

о о.

0

1

о

о

Проведенные сопоставления интегральной оценки регионов ЮФО показали, что средний уровень развития имели только Ростовская, Астраханская и Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский край, в то время как все 8 автономных республик по уровню развития были отнесены к регионам с низким или крайне низким уровнем развития, т.е. к депрессивным регионам.

В период с 2003 по 2007 гг. более высокий рейтинг инвестиционного климата - только у Ростовской области и Краснодарского края, пониженный потенциал с умеренным риском в Волгоградской области и в Ставропольском крае, а все национальные республики, входящие в ЮФО имели незначительный или низкий потенциал инвестиционного климата, сопряженный с умеренным, значительным или экстремальным риском

По данным Минэкономразвития РФ [5] и данным многих авторов [3, 8, 15] регионы условно разделяются на: регионы с уровнем развития ниже среднего - Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания; регионы с низким уровнем развития - Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея; регионы с крайне низким уровнем развития - Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Чеченская Республика и Ингушетия.

Известно, что тип депрессивных регионов, к которым относятся республики ЮФО, характеризуется сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых резервов. Однако, в результате низкой конку-

рентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентацией стратегического курса относительно ВПК эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей, малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения и его резким социальным расслоением. Таким негативным явлением здесь особенно способствовали раскрутка инфляции и свертывание госзаказа (ВПК).

По общему объему промышленного производства ЮФО занимает предпоследнее место среди других федеральных округов, опережая только Дальневосточный округ, который недостаточно развивается в силу своего географического удаления от центральной части России. Даже в наиболее развитых в промышленном отношении регионах (Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская область), доля промышленности в ВРП не превышает 26,3% [12].

Ключевой проблемой регионального развития субъектов РФ, входящих в ЮФО, является ^ тенденция роста дифференциации в их социально-экономическом развитии. Разница в уров-_л не показателей ВРП на душу населения между регионами очень значительна. Так, если пока-

□ затель ВРП на душу населения в среднем по стране составил в 2004 г. (в тыс. руб.) 79,96, то ® в Астраханской области - 56,08, Волгоградской области - 57,98, Краснодарском крае - 59,8,

Ростовской области - 46,0, Республике Дагестан - 27,5, Республике Ингушетия - 8,92. Поч-^ ти 84% суммарного ВРП по регионам округа составляют пять территорий: Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, причем, три из ^ них входят в перечень 24 крупнейших регионов страны (Краснодарский край, Ростовская и ;> Волгоградская области). Они аккумулируют более 66% ВРП округа. Эти же регионы играют определяющую роль в темпах роста ВРП округа.

Особенностью ЮФО является высокая доля в ВРП отраслей, финансируемых из федерального и региональных бюджетов (наука, здравоохранение, образование, культура,

□ управление - 11,8% (в среднем по России - 8,6%), что характерно для наименее развитых ^ в экономическом отношении субъектов РФ [12]. В ЮФО бюджетный сектор играет наибо-О лее значимую роль, особенно в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии (от 20 до 0 33%). Для сравнения, в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском крае его ш удельный вес составляет всего 9-10%. Все субъекты ЮФО имеют дефицитные бюджеты.

0 В 2004-2006 гг. 8 из 13 субъектов ЮФО являлись высокодотационными: Республика Ады-ф гея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Север-§ ная Осетия, Чеченская Республика [12, 15].

> В качестве одной из главных установок региональной политики должно выступать

5 укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулиро-

1 вания взаимоотношений с центром (упорядочение федеральной финансовой помощи т - трансфертов, усиление роли закрепленных источников поступления налогов и т.д.), а ££ также приватизация государственной собственности по реальной рыночной стоимости ^ и проведение целесообразного оздоровления (санкции) убыточных предприятий в ходе о процедуры банкротства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Весьма актуальны в депрессивных регионах в данном случае в республиках ЮФО поощ-2 рение роста чистых инвестиций в экономику с вовлечением их преимущественных в наибо-^ лее конкурентные проекты - базовые звенья структурных преобразований. Региональные о реформы требуют содействия развитию институциональных (организационных, рыночных) о структур и инфраструктуры рынка.

^ Ставиться задача на активное участие федеральных органов власти в регулировании за-| нятости в районах, концентрации отраслевой обеспеченности монополии (энергетика, связь, о железнодорожный транспорт) и ВПК, контроль за ходом приватизации, а также в реорганиза-

6 ции убыточных предприятий в центрах высокой социальной напряженности.

Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут о стать: льготные кредиты из центральных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам полученных банков при реализации эффективных проектов и программ; о введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест; использо-о вание повышенных ставок амортизационных исчислений по активной части основных фон-(Т) дов [9, 10, 16].

тицы, противодействия тенденций ухудшения демографической ситуации и острым про- [] явлением депопуляции населения, экономического и социального возрождения сельских ®

К слаборазвитым (экономически отсталым) относятся регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяйственной деятельности, не диверсифицированной структурой экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию производственной базы, социальной среды и рыночной инфраструктуры, с высокой безработицей и низким уровнем жизни, высокой дотационностью территориальных бюджетов. Исходя из результатов социально-экономического анализа сюда относятся все республики Северного Кавказа (Адыгея, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия) [3, 8, 9].

Активная региональная политика в отношении депрессивных регионов должна предусматривать их ускоренный экономический и социальный подъем. Она заключается в реализации мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление не капиталистических, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюджетной дотации, сокращение разрывов в уровнях экономического и социального развития со средним в стране.

Для экономически отсталых, т.е. депрессивных регионов актуальны задачи предо- ^ твращения обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безрабо- ^

ь о

х

населенных пунктов.

Основными путями решения этих проблем является осуществление централизованных ^ инвестиций из федеральных источников на новое строительство, главным образом в сфере И промышленности, инфраструктуры (промышленный, социальный и др.), а также стимулиро- ^ вание частных капиталовложений в отдельные сектора экономики (включая АПК) посредством ипотечных кредитов и налогов и т.д. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной о обеспеченности должны разрабатываться программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. Эти регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики [7, 9, 10]. □

Большие возможности должны открываться при расширении взаимосвязей сельского хо- ^ зяйства пищевой и легкой промышленности, развитию торгово-транспортной инфраструк- О туры, санаторно-курортного и туристического комплекса. С этой целью могут быть установ- 0 лены региональные и местные льготы по кредитам, налогам. Большое значение для подъема Ей экономики республик Северного Кавказа может иметь формированное освоение новых не- § фтяных и других месторождений, разработке и расширению санаторно-курортных и турис- ^ тических комплексов на Северном Кавказе [1, 14, 17]. §

Основным механизмом регулирования территориального развития национальных > республик Северного Кавказа призваны служить централизованные государственные инвестиции на новое строительство промышленных объектов, АПК, развитии инфраструктуры с учетом перспективных для региона объектов. Необходимо учесть и широко практиковать льготный режим малобюджетных отношений и другие не рыночные методы о поддержки хозяйственной активности. Сильна и ответственна регулирующая и направ- о ляющая роль администрации Южного федерального округа и властных структур республик (регионов). £5 Среди механизмов регулирования социально-экономического развития регионов важ- £5 нейшая роль должна отводится широкому использованию потенциала частно-предприни- ^ мательских, особенно коллективных (акционерных) форм рыночного хозяйствования при § ограничении прямой государственной финансовой и материальной позиции. Государство о призвано, посредством налоговой и кредитной политики поощрять акционированный биз- о-нес. Государственные структуры должны встать на путь максимальной коммерциализации | своей деятельности. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты в этих регионах мо- о гут стать важнейшими рычагами хозяйственно-предпринимательской активности. Вместе с ® тем поощрение иностранных инвестиций должно строится в основном на принципе внедрения проектов для развития современных технологий. о

т

ЛИТЕРАТУРА §

1. АбазеховХ.Ч. Влияние инвестиционного процесса на экономическую динамику региона § (на примере ЮФО РФ) - Авт. Дис. - Нальчик, 2006. (Т)

0

1 I

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.