УДК 331.108.45:631.145:378
А. С. ЧЕЧЕТКИН, Л. П. ЛАЗАРЕВ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ АПК
(Поступила в редакцию 08.01.2015)
В статье рассматривается сложившаяся система пе- The article examines the existing system of re-training and
реподготовки и повышения квалификации кадров АПК. qualification improvement of agro-industrial complex special-
Отмечено, что в течение последних лет коллектив фа- ists. We have noted that in the last years the collective of the
культета постоянно выполняет доведенные Министер- faculty constantly fulfills plans set by the Ministry of agriculture
ством сельского хозяйства и продовольствия планы, здесь and foodstuffs. We actively work to solve the problems of train-
проводится достаточно активная работа по решению ing staff with skills of efficient farming, knowledge of business
проблем подготовки кадров, обладающих навыками эф- and entrepreneurship. We have shown the necessity and ways of
фективного ведения сельского хозяйства, владеющих зна- improving re-training of staff in new conditions. ниями бизнеса и предпринимательства. Показана необходимость и пути совершенствования переподготовки кадров в новых условиях.
Введение
Республика Беларусь в качестве главного приоритета для обеспечения социально-экономического прогресса выдвинула инновационный путь развития. Инновационный путь означает такую организацию отношений в обществе, которая стимулирует развитие человеческого потенциала, долговременный устойчивый рост конкурентоспособности экономики путем постоянного повышения эффективности использования всех ресурсов и факторов производства. При этом важнейшую роль в данном процессе играет получение, распространение и применение знаний.
Переподготовка и повышение квалификации являются важнейшим и кратчайшим направлением доведения до потребителя инновационных знаний и умений, способствующих обеспечению устойчивой динамики роста производства сельскохозяйственной продукции при высокой эффективности.
Анализ источников
Методология оценки эффективности труда базируется на рассмотрении его как процесса (оценка организации рабочих процессов и труда, проводимых мероприятий, производительности труда) и как ресурса (оценка трудовых ресурсов, персонала предприятия, отдельных видов труда). Оценка эффективности труда специалистов ведется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. Оценка эффективности труда руководителя выражается, как правило, через итоги производственно-хозяйственной деятельности организации или подразделения, а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников [2].
Важной проблемой в рыночной экономике становится обеспеченность и уровень использования трудовых ресурсов, связанные с квалификацией работников, внедрением прогрессивных форм хозяйствования. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций квалифицированными работниками и специалистами неоднозначна. Прослеживается профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения. Вызывает беспокойство тот факт, что сокращение уровня занятости одновременно сопровождается дефицитом квалифицированных специалистов [3,1].
Эффективность подготовки и переподготовки кадров для АПК страны остается предметом приоритетной государственной заботы, и находятся на постоянном внимании и исследовании многих ученых нашей страны. В научных трудах раскрыты подходы и пути решения этой важной задачи. Однако, как свидетельствуют приведенные источники, в каждом конкретном случае речь идет о совершенствовании конкретных знаний по специальности, совершенствовании технологий, новых пород скота, сортов, средств защиты, внедрения новых средств механизации и т. д. Все это важно и сказывается на повышении эффективности работы. Однако наибольшую ценность в данной ситуации приобретают обобщенные познавательные умения, которые вооружают будущих руководителей, специалистов универсальными способами освоения действительности. Нынешняя ситуация требует от руководителя и специалиста принятия самостоятельного решения и контроля конечного результата. Поэтому совершенствование процесса переподготовки кадров достаточно значимо.
Методы исследования
В ходе исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, системного подхода, сравнительного анализа, экспертных оценок.
Основная часть
Перед АПК нашей страны стоит задача по формированию конкурентоспособного, устойчивого и экономически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего в пол-
ном объеме внутренние потребности страны, наращиванию экспортного потенциала, а также увеличению рентабельности продаж.
Решить задачу могут лишь те кадры, которые прошли соответствующую профессиональную подготовку на новом уровне. Сегодня даже обладающие практическим и жизненным опытом кадры не всегда способны оперативно реагировать на быстрые изменения обстановки, поэтому перед учеными, педагогическими работниками, специалистами аграрного сектора стоит актуальный вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки кадров, об умении их работать на новом качественном уровне.
В настоящее время последипломное образование руководителей и специалистов проводится по трем направлениям: переподготовка, повышение квалификации и стажировка.
По этой схеме факультет ведет подготовку резерва руководящих кадров из числа работающих специалистов сельскохозяйственных организаций по специальности «Управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса» с присвоением квалификации «Специалист по управлению». Слушатели обучаются по учебному плану, утвержденному Министерством образования и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, в течение 3,5 месяцев на дневной форме обучения и со сроком 21 месяц на заочной. За 2014 г. по этой форме обучения подготовлено 265 человек для резерва руководителей.
Второе направление подготовки резерва руководителей осуществляется из числа студентов старших курсов. Они занимаются во второй половине дня в течение 2-х лет с выдачей диплома и присвоением квалификации «Специалист по управлению».
В 2014 г. на факультете велась также переподготовка преподавателей высших и средних учебных заведений по специальности 1 - 08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» с присвоением квалификации «Преподаватель в соответствии с дисциплиной соответствующей квалификации высшего образования». Всего в 2014 г. прошли обучение 78 преподавателей аграрных колледжей и вузов Беларуси. Повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций проводится в основном по 2-недельной программе с отрывом от производства. В соответствии с планом-графиком, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 556 от 24 декабря 2013 г., на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров УО БГСХА за 2014 г. планировалось обучить 1380 человек, в том числе по видам обучения: переподготовка 170, повышение квалификации 1210 человек.
Фактически по всем формам обучения повышали квалификацию, проходили переподготовку и стажировку 1764 чел., 128 % к плану (в 2013 г. - 1890 чел.), в том числе по системе переподготовки 265 чел., 155 % (в 2013 г. - 280 чел.); повышению квалификации 1109 чел., 92% (в 2013 г. -1781 чел.), а также были оказаны консультационные услуги (стажировка) руководителям и специалистам 390 чел. (в 2013 г. - 429 чел.) (табл.). Кроме наших специалистов, в 2014 г. на факультете прошли повышение квалификации руководители и специалисты зооветеринарных служб Брянской и Амурской областей Российской Федерации в количестве 86 человек и стажировку зоотехники-селекционеры Брянской области и преподаватели ФГБ УОВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия». Всего в 2014 г. прошли повышение квалификаций и стажировку 116 специалистов Российской Федерации.
Таблица. Итоги учебы руководителей и специалистов организаций АПК за 2014-2013 гг.
Область Переподготовка Повышение квалификации Стажировка Итого Факт 2013 г.
план факт % план факт % план факт % план факт %
Брестская 5 23 460 54 41 76 - - - 59 64 108 198
Витебская 46 49 107 327 213 65 - - - 373 262 70 380
Гомельская 39 41 105 259 87 33 - - - 298 128 43 245
Гродненская - 7 - 34 21 62 - - - 34 28 82 128
Минская 2 25 1250 218 182 83 - - - 220 207 94 221
Могилевская 78 120 154 318 479 151 - 360 - 396 959 242 718
РФ - - - - 86 - - 30 - - 116 - -
Итого 170 265 155 1210 1109 92 - 390 - 1380 1764 128 1890
Учитывая важность данного направления и с целью совершенствования в УО БГСХА с 1 января 2015 года факультет повышения квалификации и переподготовки кадров преобразован в Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме названных направлений, институт, работая в тесном контакте с руководством и специалистами комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов, проводит краткосрочные обучающие курсы по новым направлениям. В этом году по заданию Могилевского облисполкома разработана комплексная программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК Могилевской
области. По этой программе педагогическими работниками института проведена учеба всех руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций области.
Кафедра агробизнеса передана в состав нового института в качестве структурного подразделения. Передача кафедры агробизнеса в состав нового института была неслучайной. На кафедре постоянно ведется достаточно эффективная работа по решению проблемы подготовки кадров, обладающих навыками результативного ведения сельского хозяйства, владеющих знаниями бизнеса и предпринимательства с учетом специфики современной экономики.
Современная экономика - это мощнейшее воздействие НТП на всю хозяйственную деятельность. В первую очередь - это новейшие технологии, трансформировавшие индустриальную экономику в экономику информационного общества. К ним в первую очередь относятся компьютеризация всех сфер общественной жизни. Во-вторых, это создание глобальных информационных сетей позволяющих получать, накапливать, анализировать и передавать практически любое количество информации. В-третьих, это достижения биотехнологии и генной инженерии, позволяющие решать самые сложные проблемы, а также насыщать рынок разнообразными продуктами питания. В-четвертых, это получение продуктов и материалов с заранее заданными свойствами открывающие принципиально новые возможности в промышленном производстве [7].
Убыстряющаяся информатизация общества приводит к тому, что возрастающими темпами изменяются как изделия и технологии, социально-экономическое поведение потребителей, конкурентов, партнеров и государства, так и поведение работающего в организации персонала. Перечисление даже этих изменений позволяет говорить о новом этапе развития экономики, где информация становится основным сырьем, средством переработки и конечным продуктом производственного цикла. Описанные тенденции позволяют сделать вывод о жизненной необходимости гибких адаптивных систем управления организациями, скорость эволюции которых должна быть выше динамики социальных изменений внешней среды. В таких условиях неизбежно возрастает зависимость процветания и жизнеспособности предприятия от качества труда каждого работника. Это приводит к тому, что, во-первых, предприятие не может позволить себе такую роскошь, как наличие неквалифицированных и непроизводительных кадров; во-вторых, организация начинает ценить не тех, кто много знает и умеет сегодня, а тех, кто на основе своих сегодняшних знаний и умений способен быстро приобретать новые знания, адаптируясь в динамичном мире.
Данный вывод в равной степени относится как к кадрам рабочих профессий, так и ко всем руководителям и специалистам. Поэтому передовые предприятия всегда стремятся иметь у себя наиболее квалифицированный персонал, используют гибкие системы стимулирования для мотивации его творчества и развития. Это ресурс предприятия, который обеспечивает его конкурентоспособность и потенцию развития. Вместе с тем в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что руководители, специалисты АПК являются важнейшим ресурсом организации, обеспечивающим ей устойчивое положение и развитие, с точки зрения владения передовыми технологиями, управления технологическим процессом, а самое главное обучения кадров рабочих профессий тому, чем они владеют сами и тому, что они добывают в процессе самоподготовки.
Главная задача нашего института - научить менеджеров, специалистов работать по-новому в изменившихся условиях. Современные руководители и специалисты АПК должны обладать как деловой компетентностью, так и хорошими организаторскими способностями. Это означает, что они должны уметь понимать психологию людей и их интересы, объективно оценивать возможности каждого человека, улавливать его настроение, уметь поставить мысленно себя на позицию другого человека, обладать чувством такта во взаимоотношениях, иметь подход к разным людям и это все при хорошем знании всех технологических процессов сельскохозяйственного производства. Ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять, добиваться поставленных целей.
Необходимо самокритично признаться, что существующая система пока не учит управленцев, как принимать решения самостоятельно, независимо от указания сверху, как осуществлять демократизацию на местах. Их просят, от них требуют делать то, чему их не научили.
Все люди мыслят в рамках формальной логики, используя для этого общие принципы и понятия, а также воспринимают окружающий мир при помощи схем, заложенных в них системой воспитания и образования. Классическая германо-русская система образования, на которой зиждется наша школа, типично дидактическая и строится на запоминании различных фактов, концепций и идей, в отличие от аналитической, которая предполагает развитие способностей к анализу, к критическому разбору и выработке собственных выводов.
Сегодня большинство вузов загружают студентов как компьютер огромным количеством бессистемных знаний. Поэтому требуются годы практической работы для того, чтобы выпускник вуза на
основе приобретенного профессионального и жизненного опыта связал эти знания воедино и благодаря этому стал настоящим профессионалом. Таким образом, важнейшим ориентиром в построении оптимального содержания курса любой дисциплины в нашем институте является охват большого числа изучаемых явлений, понятий, закономерностей минимумом общих, единых знаний, обладающих большой познавательной емкостью. И здесь не простая переориентация изложения от индукции к дедукции, а речь идет о генерализации как инструменте достижения максимума педагогических целей при наименьшей затрате сил и времени слушателя и преподавателя.
Мир деятельности современного менеджера специалиста - это десятки, а иногда сотни решений, принимаемых ежедневно в условиях огромного количества рассеянной информации и все время возрастающего фактора неопределенности. Возникает естественный вопрос: на чем: рациональном, логическом подходе или интуиции должно основываться управленческое решение?
Признаком профессионализма в любой сфере деятельности является богатый словарь стереотипов, развившийся благодаря годам формального образования и опыт практической деятельности. Поэтому эффективно работающие профессиональные менеджеры отличаются от остальных прекрасным общегуманитарным образованием, знанием нескольких деловых языков, развитыми инстинктами, позволяющими полностью задействовать свою интуицию (6 из 10 удачных решений принимаются ими на основе интуиции), богатым практическим опытом и словарем стереотипов, набором вариантов решения проблем и подходов к их решению, что позволяет им практически мгновенно принимать верные решения в разных ситуациях.
В чем сейчас состоит сложность? Нынешняя ситуация требует от специалистов принимать самостоятельные решения, научиться самим формулировать стоящие перед ними проблемы, разбивать их по частям, а те в свою очередь на задачи, которые затем распределять на конкретные поручения другим людям. Обеспечивать этих исполнителей необходимыми ресурсами, помогать им, контролировать выполнение поручений и в заключение самим правильно оценить конечный результат. Таков процесс управления. На наш взгляд, это важнейшее направление совершенствования всей нашей хозяйственной системы, и обеспечить ее можно, изменив систему переподготовки.
Наибольшую ценность в данной ситуации приобретают обобщенные познавательные умения, которые вооружают будущих специалистов универсальными способами освоения действительности. Это умение анализировать, синтезировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Наличие отработанных познавательных умений при необходимых знаниях повысит учебные возможности слушателя, позволит ему с успехом выполнять работу, обеспечат творческий характер деятельности. Обобщенные умения выступают как реализованные потенциальные возможности личности, способствуя ее самоутверждению не только в учебной, но и в будущей профессиональной деятельности.
Ни одно учебное заведение не в состоянии дать человеку полную долю тех знаний, которые ему будут необходимы для работы. Всю жизнь надо будет «расти», учиться, пополнять свои знания, чтобы не отстать от бурного темпа жизни.
Образование не может быть зеркальным отражением науки. В этой связи важно обеспечить преемственность его содержания, привести разнородные знания по различным предметам в некую систему. Получаемые человеком знания должны дополнять друг друга, образуя единое целое. В то же время очевидно, что понимание отличия подходов, методов, используемых различными дисциплинами, будет только тогда, когда эти дисциплины будут изучаться отдельно друг от друга.
Научно-технический прогресс, социальные изменения в обществе требуют постоянного обновления знаний, непрерывной связи новой и старой информации, совершенствования умений и навыков, формирования творческих способностей, высокого профессионализма человека. Чтобы подготовить слушателей к непрерывному овладению знаниями, необходимо не только вооружать их научными фактами, законами и теориями, но еще и учить овладевать методами познания. Это те методы, которые развивают умения самостоятельно приобретать знания (наблюдение, эксперимент, сбор, обработка и классификация данных, умение работать со справочным материалом, литературными источниками, прогнозирование, моделирование явлений и т. д.).
Для успешного формирования у слушателей того или иного умения нужен прежде всего соответствующий состав преподавателей. Преподавателю самому необходимо выполнить анализ структуры действия, представить из каких элементов (операций) должно складываться его выполнение. Вычленив отельные элементы (шаги) в структуре действия, необходимо определить их наиболее целесообразную последовательность и организовать систему упражнений по выработке умения выполнять эти простые действия, затем организовать выполнение упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение.
Заключение
Таким образом, опыт подготовки руководителей и специалистов на факультете свидетельствует о том, что система отработана и имеет возможности совершенствования и развития. Как показала многолетняя практика, из числа выпускников нашего факультета формируется высокопрофессиональный состав руководителей и специалистов организаций АПК различных форм собственности нашей страны.
Вместе с тем современный агропромышленный комплекс Республики Беларусь, основанный на передовых технологиях, становится все более наукоемкой отраслью, требующей формирования соответствующего уровня профессиональных, компетентных специалистов, что в свою очередь ставит новые задачи перед учреждениями образования, осуществляющими не только их подготовку, но и повышение квалификации и переподготовку.
Кадры агропромышленного комплекса должны быть готовы к эффективному менеджменту по производству конкурентоспособной экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции.
Сегодня трудно представить образовательный процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сельского хозяйства без интеграции теории, практики, науки и производства. Специалисты, работающие в отрасли, должны владеть новейшими научными достижениями, передовым отечественным и зарубежным опытом в организации, технологии и управлении сельскохозяйственным производством, уметь отслеживать эти достижения и непрерывно обучаться, осваивая и внедряя опыт эффективного хозяйствования. Мы решаем эти задачи и видим пути их дальнейшего развития и совершенствования.
Для этого коллектив педагогических работников института с учетом поставленных новых задач должен соответствовать требованиям времени и обеспечить необходимый уровень преподавания дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антоненко, М. Н. Демографические и социально-экономические тенденции формирования трудовых ресурсов села / М. Н. Антоненко, М. В. Уласевич, О. А. Пашкевич // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси: межвед. темат. сб. - Минск: Ин-т сист. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2011. - Вып. 39. - С. 16-25.
2. Антоненко, М. Н. Методология оценки эффективности труда в сельском хозяйстве / М. Н. Антоненко, А. А. Бо-гуш, О. А. Пашкевич // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси: межвед. темат. сб. - Минск: Ин-т сист. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2010. - Вып.38. - С. 3-14.
3. Антоненко, М. Н. Формирование и использование трудовых ресурсов в сельском хозяйстве на 2011-2015 гг. (прогноз) / М. Н. Антоненко, М. В. Уласевич, О. А. Пашкевич // Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации. - Минск: Ин-т сист. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2011. - С. 281-295.
4. Гусаков, В. Г. Основные положения разрабатываемой концепции Государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2011-2015 гг. / В. Г. Гусаков // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2009. - №12. - С. 60-67.
5. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь-Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 5.01.2015.
6. Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: 1сйр:/^кп1 о^.Ь^орепсш8/ орепсш8/т/ шпоуа1;юп/тп2/. - Дата доступа: 5.01.2015.
7. Лазарев, Л. П. Роль преемственности в формировании обобщенных умений и навыков у менеджеров АПК / Л. П. Лазарев, Е. Л. Демитриченко // Педагогика высшей школы: сб. науч. тр. - Горки: БГСХА, 2005.
8. Программа социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 5.01.2015.
9. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - 277 с.
10. Уласевич, М. Трудовые ресурсы села: использование и перспективы развития / М. Уласевич, О. Пашкевич // Аграрная экономика. - 2011. - №4. - С. 25-29.
11. Чечеткин, А. С. Проблемы формирования кадрового потенциала для инновационного развития АПК Беларуси / А. С. Чечеткин, Э. А. Петрович // Вестник БГСХА. - 2013. - №4. - С. 34-40.