Научная статья на тему 'Средства и методы инновационного образования руководителей и специалистов АПК'

Средства и методы инновационного образования руководителей и специалистов АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства и методы инновационного образования руководителей и специалистов АПК»

УДК 378.095:63:37.018.46(476.4)

А. С. ЧЕЧЕТКИН, Л. П. ЛАЗАРЕВ

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ АПК

Современный агропромышленный комплекс Республики Беларусь, основанный на передовых технологиях, становится все более наукоемкой отраслью, требующей формирования соответствующего уровня профессиональных, компетентных специалистов, что в свою очередь ставит новые задачи перед учреждениями образования, осуществляющими не только их подготовку, но и повышение квалификации и переподготовку.

Специалисты, работающие в отрасли, должны владеть новейшими научными достижениями, передовым отечественным и зарубежным опытом в организации, технологии и управлении агробизнесом, уметь отслеживать эти достижения и непрерывно обучаться, осваивая и внедряя опыт эффективного хозяйствования. Нынешняя ситуация требует от руководителя и специалиста самостоятельного принятия решения и контроля над конечным результатом. Возрастающие требования к уровню квалификации работников АПК обусловливают необходимость обучения, повышения квалификации и переподготовки.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия на протяжении всего периода своего существования является ведущим высшим учебным заведением по переподготовке и повышению квалификации кадров сельскохозяйственного профиля. В межвоенный период здесь были организованы шестимесячные курсы по подготовке заведующих райзо, директоров совхозов, МТС, льноводов и заочный сектор повышения квалификации зоотехников. В послевоенные годы работала одногодичная школа подготовки руководящих кадров для колхозов и совхозов с ежегодным набором 75 человек, а также шестимесячные курсы повышения квалификации председателей колхозов и директоров совхозов, трехмесячные курсы повышения квалификации специалистов сельского хозяйства. Ежегодно на курсах обучалось более 700 человек.

В 1966 г. на базе существующих курсов при БГСХА образован факультет повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в соответствии с Постановлением СМ СССР от 15.01.1966 г. № 38 и СМ БССР от 19.04.1966 г. №162. С 1967 г. на факультете также велось повышение квалификации преподавателей сельскохозяйственных техникумов. За 1967-1990 гг. повысили квалификацию 1723 преподавателя из всех союзных республик бывшего СССР.

Основной задачей факультета являлось повышение квалификации руководителей и специалистов, однако в 1971-1975 гг. здесь переподготовлено более 2 тысяч механизаторов, 300 комбайнеров, 500 техников по искусственному осеменению животных. С 1989 г. на факультете впервые в республике была организована подготовка руководителей арендных подразделений в растениеводстве, животноводстве и других производственных и обслуживающих коллективах.

В 1994 г. на ФПК возобновлена работа по подготовке руководителей хозяйств.

В 1995 г. факультет повышения квалификации преобразован в факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 13-10/27 от 12.06.1995 г.).

С 1 января 2015 г. факультет преобразован в Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (приказ УО БГСХА № 192-ОД от 24.12.2014 г.).

Факультет возглавляли проректора:

1966-1977 гг. - Н. Г. Азовцев, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;

1977-1983 гг. - Н. Н. Добролюбов, кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы БССР;

1983-1999 гг. - В. А. Попков, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник сельского хозяйства БССР;

1999-2009 гг. - Э. А. Петрович, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства БССР;

2009 г.-по настоящее время - А. С. Чечеткин, кандидат экономических наук, доцент.

В настоящее время в институте последипломное образование руководителей и специалистов ведется по трем направлениям: переподготовке, повышению квалификации и стажировке. При переподготовке слушатели получают новую квалификацию.

По этой системе академия ведет подготовку резерва руководящих кадров из числа работающих специалистов сельскохозяйственных организаций по специальности «Управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса» с присвоением квалификации «Специалист по управле-

нию». Слушатели обучаются по утвержденному учебному плану Министерством образования Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в течение 3,5 месяцев на дневной форме обучения и со сроком 21 месяц на заочной, проходят двухнедельную стажировку в лучших хозяйствах Республики Беларусь. За 2010-2014 гг. по этой форме обучения подготовлено 1102 человека для резерва руководителей, в том числе за 2014 г. - 265 человек.

Второе направление подготовки резерва кадров руководителей из числа студентов старших курсов осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2002 г. № 1399 «О подготовке и формировании резерва кадров руководителей сельскохозяйственных организаций», Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 95 от 14 ноября 2005 г. по специальной программе переподготовки.

Зачисление в группу резерва кадров руководителей из числа студентов осуществляется на основании рекомендаций деканатов и результатов проведенного социально-психологического тестирования. Обучение в группе резерва кадров осуществляется на платной основе в соответствии с заключенными договорами.

В период с 2006 г. по 2014 г. подготовлено 259 специалистов этой категории. На январь 2015 обучалось 82 человека. Из них 7 - граждане Республики Туркменистан. Они занимались со второй половины дня в течение 2-х лет с выдачей им диплома и присвоением квалификации «Специалист по управлению».

В соответствии с решением коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия с 1999 г. на факультете ведется переподготовка преподавателей высших и средних специальных учебных заведений с 2-годичной заочной формой обучения по специальности П 03 01 00 «Профессиональное обучение». С 2006 г. в соответствии с новым общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации дополнительного профессионального образования» (Изменение №4 ОКРБ 011-2001) слушатели проходят переподготовку по специальностям 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов», срок обучения 22 месяца. Форма обучения заочная.

Всего с 2001 г. по 2014 г. прошли обучение и получили диплом о переподготовке на базе высшего образования 443 преподавателя аграрных колледжей и вузов Беларуси. Из них преподавателей аграрных колледжей - 277 человек, методистов - 15 человек, преподавателей БГСХА - 117 человек. На платной основе обучались 34 человека, не работающих в системе АПК.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия нашей страны рассматривает повышение квалификации как комплексный процесс подготовки работников, обеспечивающий их профессиональный рост и качественное совершенствование в изменяющихся условиях их деятельности. Для решения этой задачи ежегодно доводится план-график повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме того, по заявкам обл- и райсельхозпродов осуществляется целевая краткосрочная учеба руководителей и специалистов с выездом преподавателей академии в районы. За 2010-2014 гг. по данной форме обучили 3696 человек. Учебный процесс направлен на формирование у слушателей профессионализма высокого уровня, необходимого в практической и технологической работе по использованию современных методов управления. Повышение квалификации и переподготовка проводится по всем направлениям сельскохозяйственного производства: организации производства в АПК, эффективному менеджменту по производству конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, организационным и технологическим особенностям производства молока сорта «Экстра», влиянию гинекологических заболеваний на уровень воспроизводства стада, ресурсосберегающим технологиям возделывания сельскохозяйственных культур, интегрированным системам защиты сельскохозяйственных культур, новым перспективным сортам сельскохозяйственных культур, применению удобрений при современных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур, формирование цен на реализуемую продукцию, учету финансовых результатов и распределение прибыли, оплате труда и ее совершенствование и др.

Контингент руководителей и специалистов, повысивших квалификацию на ФПК и ПК (1996-2014 гг.)

Категория обучающихся Годы

1966-1975 | 1976-1985 | 1986-1995 | 1996-2004 | 2005-2009 | 2010-2014 | 1966-2014

Переподготовка:

Резерв руководителей | 1068 | 440 | 28 | 586 | 1102 | 310 | 3534

Повышение квалификации

Всего 8919 9543 16407 17671 8349 7178 68067

В т. ч. руководители хозяйств 1362 1199 1905 2704 1108 1060 9338

специалисты сельскохозяйственных организаций 5463 5629 9804 10525 6390 4711 42522

специалисты мелиоративных организации, землеустроительных и др. 1704 1675 4043 4015 330 868 12635

Преподаватели вузов и техникумов 390 1040 655 427 521 539 3572

Всего 9987 9983 16435 18257 9451 7488 71601

Всего за 1966-2014 гг. на факультете по различным формам обучения повысили квалификацию 68067 руководителей и специалистов АПК (таблица). Кроме наших специалистов, в 2014 г. на факультете прошли повышение квалификации руководители и специалисты зооветеринарных служб Брянской и Амурской областей Российской Федерации в количестве 86 человек и стажировку зоотехники-селекционеры Брянской области и преподаватели ФГБ УОВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия».

Нами разработана компьютерная программа, предусматривающая тестирование слушателей по основным проблемам управления агробизнесом. Эта программа имеет многоплановое назначение: обучающее, консультирующее и экзаменующее. Перед началом занятий для выяснения уровня знаний у слушателей мы проводим так называемый входной контроль. Насколько повысился уровень знаний по непонятным вопросам мы выясняем на заключительных этапах (тестирование, научно-практические конференции, сдача комплексного экзамена).

Источниками знаний для обучающегося специалиста являются преподаватели, посещаемые предприятия и опыт коллег. Проводят занятия ученые академии, имеющие опыт практической работы и являющиеся ведущими специалистами в своей отрасли. Кроме своих ученых, для проведения занятий на факультете мы широко привлекаем специалистов, работающих в институтах НАН Республики Беларусь, а также практиков, работающих в передовых хозяйствах. Всего на факультете работают 118 совместителей, из них - 14 докторов и 72 кандидата наук. Для каждого потока приглашаем специалистов нужного профиля.

Перед слушателями резерва управленческих кадров выступали советник министра сельского хозяйства и продовольствия, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик НАН Беларуси Л. В. Кукреш; академик НАН Беларуси И. М. Багдевич; первый заместитель генерального директора РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию», доктор сельскохозяйственных наук, профессор М. А. Кадыров; заведующий сектором внешнеэкономических отношений РУНП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», кандидат экономических наук Л. Н. Бай-гот; директор института почвоведения и агрохимии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор В. В. Лапа; руководители сельскохозяйственных организаций: А. Л. Лапотентов, председатель СПК «Колхоз Родина» Белыничского района; Н. Г. Блохин, директор РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА». Тематика лекций и формы проведения занятий (семинары, тренинги, конференции) позволяют приблизить научные исследования и передовой опыт к слушателям, способствуют пропаганде и внедрению лучших наработок в производство. Второе направление - проведение выездных занятий. Мы применяем две их разновидности: выезд слушателей на производственную базу учебно-опытного хозяйства академии и организация учебы с выездом в другие базовые хозяйства республики.

Практика показала, что эффективность выездных тематических занятий во многом определяется их организацией. Тематика занятий составляется нами для изучения передового опыта, одного или нескольких важнейших технологических, организационных процессов, влияющих на эффективность работы.

Выезд слушателей на производственную базу учебно-опытного хозяйства обеспечивает обучение инновационным технологиям как студентов, так и слушателей института повышения квалификации на базе школы-фермы, построенной в 2012 г. Здесь проводится обучение и повышение квалификации специалистов, руководителей сельскохозяйственных организаций, областных и районных управлений по сельскому хозяйству и продовольствию, непосредственно связанных с молочно-товарным производством.

Второе направление - выезд в базовые хозяйства. Перед началом занятий слушатели подробно знакомятся с состоянием изучаемой проблемы, получают теоретическое обоснование данного вопроса, общие сведения о предприятии и особенностях его опыта. В последующем это позволяет сконцентрировать их внимание на деталях и особенностях проблемы. Как отмечалось ранее, работниками института являются все преподаватели академии. Кафедра агробизнеса, возглавляемая заслуженным экономистом БССР, профессором М. З. Фрейдиным закреплена за институтом как базовая. Сотрудники кафедры постоянно ведут занятия по 9 экономическим дисциплинам, разрабатывают учебно-тематические планы, издают учебники, учебные и методические пособия. Только за последние годы изданы 3 монографии: Рынок продовольствия и продовольственная безопасность Республики Беларусь (Э. А. Петрович, Л. П. Лазарев, Т. Э. Титарева); Беларусь - Россия: 20 лет аграрных реформ (Э. А. Петрович); Агропромышленная интеграция как надежная основа инновационного развития мо-лочнопродуктового подкомплекса АПК (В. С. Обухович, С. В. Голос); Методология учета основных средств в Республике Беларусь и ее соответствие международным стандартам финансовой отчетности (А. С. Чечеткин). Учебно-методические пособия с грифом УМО: Агробизнес (Э. А. Петрович, Л. П. Лазарев, Е. Л. Демитриченко); Менеджмент в АПК (М. З. Фрейдин, Л. П. Лазарев, А. А. Тимаев,

А. А. Метрик). Учебное пособие с грифом УМО: Основы теории бухгалтерского учета (А. С. Чечет-кин). Рекомендации для руководителей и специалистов «Управление инновационной деятельностью на уровне регионального агропромышленного комплекса» (А. М. Каган, А. А. Тимаев, А. А. Гончарова).

В составе кафедры имеется бизнес-лаборатория, оснащенная 12 компьютерами с выходом в интернет, а также учебный кабинет. На кафедре агробизнеса прослеживается устойчивая тенденция переноса центра тяжести в обучениях с экстенсивных методов (традиционные методы чтения лекций и проведения лабораторно-практических занятий) на использование интенсивных форм, неотъемлемой частью которых являются методы активного обучения. Среди активных методов обучения наибольший эффект достигается при проведении деловых игр и кейсов, в которых предусматриваются близкие к реальности рыночно-производственные ситуации. Посредством игры и решения кейсов, в которых имитируется производственно-экономическая деятельность, выявляются активность и степень участия слушателей в работе, инициативность в вопросах планирования, организации и управления.

С учетом возросших требований к обучающимся специалистам повышаются требования к преподавателю, ведущему занятия. Условия деятельности при профессиональной переподготовке или повышении квалификации взрослых требуют тщательной подготовки к каждому занятию, повседневной работы со специальной литературой, проведения анализа информационного материала, предварительного изучения обучающегося персонала, подготовки соответствующих методических материалов и наглядных пособий и т. д. Все это приводит к значительным затратам времени. С учетом новых требований он должен постоянно контактировать с обучающимися по содержанию; оперативно корректировать содержание курса; одновременно учить и учиться у слушателей; иметь практический опыт в данной области знаний. Целенаправленная учеба взрослого требует преподнесения ему в основном конкретных практических заданий с анализом их применительно по своему предприятию или сфере деятельности. Для проведения таких занятий необходимо обеспечить слушателей методическими пособиями и раздаточным материалом для учебного процесса, создать специализированные базы данных. Причем эти материалы должны быть предельно краткими и конкретными. Поскольку таких материалов нет, а преподаватель является специалистом в этой области знаний, то методический материал он обычно готовит сам. Это особенность обучения, которая требует инновационного подхода.

Для слушателей института имеется целевое общежитие, питание организовано в столовой БГСХА, в учебных корпусах работают буфеты, к услугам слушателей предоставляются спортивные сооружения академии, лаборатории, школа-выставка и т. д. Деятельность института осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Качество образовательного процесса постоянно совершенствуется с учетом требований руководства республики по дальнейшему развитию и повышению эффективности аграрного сектора экономики.

УДК 378.095:63(476.4)

С. А. НОСКОВА МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АКАДЕМИИ

Международная деятельность является неотъемлемой частью деятельности академии и рассматривается как один из стратегических путей расширения ее образовательного пространства, развития университетской науки, социокультурного взаимодействия с международными образовательными учреждениями и организациями.

Международная деятельность - сложная, многогранная категория, включающая в себя различные виды деятельности, но в первую очередь направленная на развитие международного академического сотрудничества. Целью международной деятельности вуза является обеспечение качества образовательной и научно-технической деятельности, соответствующего современным мировым требованиям.

Развитие международной деятельности БГСХА соответствует принципам, определенным болонской декларацией, также целям и задачам высшего образования Республики Беларусь, в частности, достижению открытости системы образования и интеграции ее в мировое образовательное пространство. Международная деятельность БГСХА направлена на повышение статуса академии в системе высшего образования Республики Беларусь и дальнейшую интеграцию в мировое образовательное и научное сообщество. Эта работа осуществляется в рамках программ сотрудничества с ведущими зарубежными уни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.