Научная статья на тему 'Международная деятельность в академии'

Международная деятельность в академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность в академии»

А. А. Метрик). Учебное пособие с грифом УМО: Основы теории бухгалтерского учета (А. С. Чечет-кин). Рекомендации для руководителей и специалистов «Управление инновационной деятельностью на уровне регионального агропромышленного комплекса» (А. М. Каган, А. А. Тимаев, А. А. Гончарова).

В составе кафедры имеется бизнес-лаборатория, оснащенная 12 компьютерами с выходом в интернет, а также учебный кабинет. На кафедре агробизнеса прослеживается устойчивая тенденция переноса центра тяжести в обучениях с экстенсивных методов (традиционные методы чтения лекций и проведения лабораторно-практических занятий) на использование интенсивных форм, неотъемлемой частью которых являются методы активного обучения. Среди активных методов обучения наибольший эффект достигается при проведении деловых игр и кейсов, в которых предусматриваются близкие к реальности рыночно-производственные ситуации. Посредством игры и решения кейсов, в которых имитируется производственно-экономическая деятельность, выявляются активность и степень участия слушателей в работе, инициативность в вопросах планирования, организации и управления.

С учетом возросших требований к обучающимся специалистам повышаются требования к преподавателю, ведущему занятия. Условия деятельности при профессиональной переподготовке или повышении квалификации взрослых требуют тщательной подготовки к каждому занятию, повседневной работы со специальной литературой, проведения анализа информационного материала, предварительного изучения обучающегося персонала, подготовки соответствующих методических материалов и наглядных пособий и т. д. Все это приводит к значительным затратам времени. С учетом новых требований он должен постоянно контактировать с обучающимися по содержанию; оперативно корректировать содержание курса; одновременно учить и учиться у слушателей; иметь практический опыт в данной области знаний. Целенаправленная учеба взрослого требует преподнесения ему в основном конкретных практических заданий с анализом их применительно по своему предприятию или сфере деятельности. Для проведения таких занятий необходимо обеспечить слушателей методическими пособиями и раздаточным материалом для учебного процесса, создать специализированные базы данных. Причем эти материалы должны быть предельно краткими и конкретными. Поскольку таких материалов нет, а преподаватель является специалистом в этой области знаний, то методический материал он обычно готовит сам. Это особенность обучения, которая требует инновационного подхода.

Для слушателей института имеется целевое общежитие, питание организовано в столовой БГСХА, в учебных корпусах работают буфеты, к услугам слушателей предоставляются спортивные сооружения академии, лаборатории, школа-выставка и т. д. Деятельность института осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Качество образовательного процесса постоянно совершенствуется с учетом требований руководства республики по дальнейшему развитию и повышению эффективности аграрного сектора экономики.

УДК 378.095:63(476.4)

С. А. НОСКОВА МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АКАДЕМИИ

Международная деятельность является неотъемлемой частью деятельности академии и рассматривается как один из стратегических путей расширения ее образовательного пространства, развития университетской науки, социокультурного взаимодействия с международными образовательными учреждениями и организациями.

Международная деятельность - сложная, многогранная категория, включающая в себя различные виды деятельности, но в первую очередь направленная на развитие международного академического сотрудничества. Целью международной деятельности вуза является обеспечение качества образовательной и научно-технической деятельности, соответствующего современным мировым требованиям.

Развитие международной деятельности БГСХА соответствует принципам, определенным болонской декларацией, также целям и задачам высшего образования Республики Беларусь, в частности, достижению открытости системы образования и интеграции ее в мировое образовательное пространство. Международная деятельность БГСХА направлена на повышение статуса академии в системе высшего образования Республики Беларусь и дальнейшую интеграцию в мировое образовательное и научное сообщество. Эта работа осуществляется в рамках программ сотрудничества с ведущими зарубежными уни-

верситетами, реализации международных образовательных программ и проектов, осуществления совместной научно-исследовательской деятельности, организации научно-практических семинаров и конференций, обмена преподавательскими кадрами и развития студенческой мобильности.

Международные научно-образовательные связи с зарубежными вузами осуществляются на основе долгосрочных договоров о совместной деятельности. В соответствии с основными приоритетными направлениями развития международного сотрудничества академия проводит планомерную работу по развитию партнерских отношений с зарубежными посольствами, учреждениями образования, международными организациями, фондами и службами.

Основные задачи международной деятельности - поддержание рабочих контактов с ведущими учебными и научными заведениями иностранных государств по вопросам установления и развития эффективных взаимовыгодных партнерских связей; с дипломатическими представительствами Республики Беларусь за рубежом и дипломатическими представительствами иностранных государств в Республике Беларусь и т. д.; направление за границу сотрудников академии для прохождения стажировок, чтения лекций, проведения консультаций научных исследований, участия в международных форумах, конференциях и семинарах в рамках международных договоров и соглашений, а также программ международных академических обменов; направление за границу учащихся академии для прохождения производственной практики на базе вузов-партнеров, а также участия в международных научных, культурных, спортивных мероприятиях; работа по привлечению иностранных граждан для обучения, подготовки, прохождения стажировок на договорной основе; организация приема иностранных делегаций, прибывающих в академию с целью установления и обсуждения перспектив развития сотрудничества, участия в международных мероприятиях, организуемых на базе вуза, чтения лекций, проведение Летних школ и т. д.; участие в организации мероприятий с международным участием, проводимых на базе академии (научно-практические конференции, симпозиумы, семинары, выставки и др.).

БГСХА является членом ряда международных организаций: Совета ректоров аграрных ведущих вузов, международного союза гербологов, Международного содружества ученых агрохимиков и экологов, Международной ассоциации преподавателей русского языка как иностранного (МАПРЯЛ), научно-образовательного консорциума высших учебных заведений и НИИ Республики Беларусь и Республики Казахстан. Помимо сотрудничества в рамках подписанных соглашений ученые академии участвуют в работе Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.

БГСХА участвует в международных образовательных, научных программах и проектах, таких как Программа Балтийского университета, ДААД (Германия), Ки-Франс (Франция), Немецкий Крестьянский Союз (Германия), Немецкий Баварский Союз (Германия), «Европеец» (Германия), ЛОГО (Германия), Дойла-Нинбург (Германия), американская программа «Услуги в сфере образования» (Фермер-фермеру), (ITEC) Индийская программа технического и экономического развития, Машав (Израиль).

Одним из ключевых направлений международного сотрудничества является разработка и реализация международных проектов. За последние 5 лет это следующие проекты:

1. Проект программы Балтийского региона: «Инновационная практика и технология в развитии устойчивой аквакультуры в Балтийском регионе» - АКВАБЕСТ.

2. Проект ЕС Темпус-IV. «Подготовка и повышение квалификации преподавателей дисциплин по туризму в Республике Беларусь», университет Падерборн, Германия.

3. Проект ЕС Темпус-1У «Экологическое образование в Беларуси, России и Украине». Акроним -«EcoBRU».

4. В 2009-2012 гг. был реализован проект со Шведским техническим университетом в Стокгольме в рамках программы Висби по устойчивому использованию земельных ресурсов, в рамках которого были осуществлены стажировки преподавателей, учебные поездки работников библиотеки и обучение студентов по специальности «Геодезия».

В рамках сотрудничества академии с представительством CNFA - Belarus («Фермер-фермеру») были подготовлены и реализованы ряд визитов американских профессоров для чтения цикла лекций, проведения круглых столов с преподавателями, аспирантами и студентами, обсуждения направления научных исследований обеих стран.

В 2011 г. была совершена учебная поездка в США представителей сельхозвузов Республики Беларусь, в составе которой было 4 представителя БГСХА за счет финансирования американского представительства CNFA. В ходе визита делегация ознакомилась с учебным процессом, инфраструктурой сельхозвузов, организацией практической подготовки студентов, направлениями научных исследований университетов в Мадисоне, в Чикаго.

В результате успешного маркетинга образовательных услуг в БГСХА за последние 5 лет произошло значительное увеличение объема предоставляемых для иностранных граждан услуг. Так, на 1 октября 2009 г. количество иностранных учащихся составило 407 человек на всех формах обучения с преобладанием граждан Туркменистана, а в 2015 г. их количество составило 575 из таких стран, как Азербайджан, Ирак, Китай, Российская Федерация, Руанда, Сирия, Туркменистан, Украина.

Сотрудники академии стажировались в вузах, учебных центрах и научных учреждениях Российской Федерации, Израиля, Германии, Франции, Корейской Народной Республики, Польши, США, Финляндии, Швеции, Дании, Латвии, Австрии, Чехии, Италии, Канады. Однако не только профессорско-преподавательский состав имеет возможность проходить стажировки за границей, Студенты академии также активно вовлечены в международную учебно-образовательную деятельность. Академия осуществляет обмен с зарубежными вузами-стажерами и студентами для прохождения стажировок и участия в Олимпиадах, конференциях, в Летних школах, в частности, с сельскохозяйственным университетом в Кракове. Студенты зооинженерного факультета участвовали в международном лагере в Краковском сельскохозяйственном университете в 2014 г. В этом же году на зооинженерном факультете была проведена Летняя школа с участием польских студентов этого же вуза-партнера. Ежегодно в рамках программы «Аполло» в течение 2 месяцев ведется преподавание немецкого языка представителем этой программы для студентов, выезжающих на практику в Германию на безвозмездной основе.

В 2011/12 гг. в рамках межправительственного соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Литвы академия принимала на обучение магистранта Литовской сельскохозяйственной академии по специальности «Механизация сельского хозяйства» сроком на один год. В 2014 г. докторантка этой же академии проходила стажировку на кафедре мелиорации БГСХА.

Ученые академии за последние 5 лет приняли участие в 107 международных конференциях, опубликовали около 2418 научных статей за рубежом, что свидетельствует о тенденции увеличения научно-образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Любая инновационная деятельность в сфере образования и ее успех, даже при щедром финансировании, невозможны без квалифицированного человеческого капитала. Поэтому большое внимание уделяется зарубежным стажировкам профессорско-преподавательского состава. Преподаватели академии выезжали для повышения квалификации и прохождения стажировок по инновационным направлениям науки. Это участие в курсе «Внедрение инновационных технологий и методов управления в молочном скотоводстве», «Предпринимательство, маркетинг и обработка свежего урожая в сельском хозяйстве» по программе Машав в Израиле. Во время стажировки получены материалы для проведения занятий (учебные фильмы, презентации). Командируемые преподаватели ознакомились с современными технологиями производства молока, обработки урожая, инновационными технологиями выращивания овощей и фруктов.

Преподаватели БГСХА ежегодно проходят стажировку в учебно-практическом центре «Дойла-Нинбург», а также в университете прикладных наук в Оснабрюке. Магистранты экономического факультета прошли стажировку в Чехии, в Пражском экономическом университете. С. В. Егоров, заведующий испытательной лабораторией, прошел стажировку во Франции по алгоритмам калибровки и юстировки оборудования для контроля качества сельскохозяйственной продукции.

В 2014-2015 учебном году 2 стипендии ДААД: научные стажировки для преподавателей и ученых получены: П. М. Новицкий, заведующий кафедрой сельхозмащин - Оснабрюкский университет прикладных наук, а также участие в Летних вузовских курсах: Жданов Александр, студент экономического факультета, 4 курс. Благодаря инициативе Посольства Китая в Республике Беларусь И. В. Шафранская, декан экономического факультета, приняла участие в семинаре в Государственном университете коммерции в г. Харбин - «Управление крупными сельскохозяйственными предприятиями». Впервые сотрудник академии участвовал в Индийской программе технического и экономического развития (1ТЕС) на английском языке.

Академия принимает зарубежные делегации, прибывающие для заключения договоров о сотрудничестве, знакомства с организацией учебного процесса, производственных практик студентов, с материально-технической базой академии, с направлениями научных исследований. За последние годы академию посетили делегации из Китая, Болгарии, Польши, Российской Федерации, Украины, Финляндии, Литвы, Латвийской республики, Бразилии, США, Туркменистана. В октябре 2014 г. на базе БГСХА был проведен международный семинар ДААД «Открыть Германию» с участием 77 студентов всех вузов Республики Беларусь и 11 референтов.

Широкие и устойчивые международные контакты активно используются для организации и проведения международных научно-практических конференций, семинаров и круглых столов с участием

ведущих специалистов зарубежных университетов-партнеров. Ученые зарубежных стран приезжают для чтения лекций для студентов и молодых преподавателей БГСХА из таких стран, как Россия, Германия, Венгрия, Швеция, Латвия, Польша, США. Так, в 2011-2012 гг. в рамках сотрудничества с американской программой «Фермер-фермеру» американскими профессорами были прочитаны курсы «Лидерство» (Уильям Уайдлик) для слушателей педфака в объеме 12 часов, «Передовые технологии в производстве молока» Арун Фатах). В 2012-2013 гг. Ричардом Липом, профессором университета штата Мичиган и Шефердом Огденом, экспертом департамента по развитию сельского хозяйства штата Западная Вирджиния, были прочитаны лекции по растениеводству, защите растений и политике США в области сельского хозяйства. В ноябре 2014 г. Бартошем Мицкевичем, доктором экономических наук, профессором, деканом экономического факультета Западнопоморского технологического университета (г. Щецин, Польша) были прочитаны лекции для студентов и преподавателей БГСХА «Проблемы устойчивого развития польского хозяйства»; «Польское сельское хозяйство в системе Европейского рынка».

Ученые БГСХА, в свою очередь, приглашаются для чтения лекций в вузы-партнеры в Казахстане, Российской Федерации: профессор Т. Ф. Персикова, заведующий кафедрой почвоведения; профессор А. Н. Карташевич, заведующий кафедрой тракторов и автомобилей; доцент П. М. Новицкий, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин и др.

Студенты БГСХА также принимают участие в международных студенческих конференциях, спортивных мероприятиях, фестивалях. За предыдущий пятилетний период студенты приняли участие в международных конференциях, главным образом в России, Польше, Чехии в вузах, с которыми имеются договора о сотрудничестве. Традиционным стало проведение в академии Международной студенческой олимпиады по химии в рамках Международного форума студентов сельскохозяйственного, биологического и экологического профилей ХИМИЯ В СОДРУЖЕСТВЕ НАУК.

В соответствии со своей миссией академия поддерживает тесные отношения сотрудничества с сельскохозяйственными вузами стран Европы, Азии и Латинской Америки. Одним из приоритетов является сотрудничество с университетами государств-членов СНГ. На настоящий момент БГСХА подписано более 100 международных договоров о сотрудничестве, из них за последний год 14 договоров с ведущими высшими учебными заведениями России, Украины, Литвы, Латвии, Болгарии, Грузии, Польши, Тайланда, Бразилии, Турции. В целом, наиболее активно развивается сотрудничество с вузами РФ, с которыми подписано 34 договора и осуществляются такие виды деятельности, как проведение семинаров по актуальным проблемам развития сельского хозяйства и аграрного образования, обмен учебными планами, программами, учебно-методической литературой, участие в заседаниях учебно-методических объединений, совместные публикации статей, рецензирование монографий, учебников, стажировки, научное руководство аспирантами, подготовка кадров высшей квалификации. В течение многих лет БГСХА плодотворно сотрудничает с Польскими вузами: Вармиро-Мазурским университетом, Западно-Поморским университетом в Щецине, Краковской сельскохозяйственной академией и высшей школой агробизнеса в Ломже.

Ученые академии принимают участие в смешанных Российско-белорусских комиссиях (например, в области рыбного хозяйства). Развивается и научное сотрудничество с субъектами Российской Федерации. В рамках межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии» реализовывалось три проекта. Выполнялись научные исследования по испытанию препаратов и стимуляторов на озимой пшенице, яровом ячмене, озимом рапсе, картофеле и сахарной свекле, на плодовых, ягодных и декоративных культурах и т. д. Испытательная лаборатория качества проводит on-line консультации по вопросам применения биохимических маркеров; организуются обучающие курсы в области применения биохимических маркеров; с ФГУ «Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова РАН» осуществлялось сотрудничество в рамках экспертных оценок разрабатываемых методик определения качества семян. Созданные новые сортообразцы клевера лугового и галеги восточной разных групп спелости с комплексом хозяйственно полезных признаков и свойств переданы в мировую коллекцию ВНИИР им Н. И. Вавилова.

Активное сотрудничество с вузами РФ свидетельствует о выполнении Плана мероприятий по развитию сотрудничества с регионами Российской Федерации в сфере образования на 2013-2015 гг., утвержденным Советом министров Республики Беларусь. За 2013-2014 учебный год 75 специалистов, 10 преподавателей, 14 селекционеров из регионов РФ прошли курсы повышения квалификации на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров при БГСХА.

Подводя итог, можно сказать, что международная деятельность академии отражает ее научно-инновационный потенциал. Создание привлекательных условий для обучения в академии студентов -

иностранных граждан, разработка совместных образовательных программ, усиление изучения иностранных языков преподавателями и студентами, выполнение международных проектов, академический обмен преподавателями и студентами - это составляющие международной деятельности, которые направлены на повышение конкурентоспособности вуза как на национальном образовательном рынке, так и на международном. Несмотря на достигнутые успехи в международной деятельности, по-прежнему актуальной остается задача усиления языковой подготовки студентов и сотрудников академии, поскольку ежегодно увеличиваются возможности включенного обучения или прохождения стажировки студентами, магистрантами, аспирантами и сотрудниками академии в зарубежных вузах на английском языке.

УДК 378.096:63(476.4)

С. И. ТРАПКОВ СТАРЕЙШИЙ ФАКУЛЬТЕТ АКАДЕМИИ

Агрономический факультет является одним из старейших в БГСХА. Его история тесно связана с открытием в Горках 15 августа 1840 г. Горы-Горецкой земледельческой школы.

Уже в первые годы своего становления Горы-Горецкая земледельческая школа сыграла важную роль в деле подготовки специалистов агрономов и развитии агрономической науки. Поэтому правомерно считать основание школы в 1840 г. как дату начала подготовки агрономов в Горках, 175-летие которой отмечается в 2015 г.

В 1848 г. высший разряд Горы-Горецкой земледельческой школы был преобразован в земледельческий институт - первый в России с правом университета. На протяжении четырех лет студенты изучали специальные предметы: полеводство, луговодство, лесоводство, ботанику. По окончании института студенты получали диплом со званием «агроном». Это звание соответствовало званию университетского кандидата. Агрономические науки преподавались выдающимися учеными: А. В. Сове-товым, И. А. Стебутом, Б. А. Целинским, Э. Ф. Рего, С. С. Коссовичем, К. Д. Шмидтом и другими, чьи имена составили золотой фонд мировой агрономической науки.

Горы-Горецкий институт имел четырехлетний курс обучения с числом студентов, доходившим до 200. За период с 1852 по 1863 гг. было подготовлено 499 агрономов высшей квалификации. В 1863 г. за участие студентов и научных работников в революционно-освободительном движении земледельческий институт был переведен из Горок в Петербург. До 1919 г. в Горках функционировали средние сельскохозяйственные учебные заведения: земледельческое училище; землемерно-таксаторские классы; ремесленное училище.

С 1919 г. подготовка агрономов в восстановленном Горецком сельскохозяйственном институте осуществлялась на сельскохозяйственном факультете, на котором действовало 2 отделения - агрономическое и лесного хозяйства. Численность студентов на агрономическом отделении составляла 360-385 человек. Подготовка агрономов в составе сельскохозяйственного факультета продолжалась до 1925 г.

5 августа 1925 г. Совет Народных Комиссаров БССР принял Постановление о слиянии существовавшего в то время в Минске Белорусского института сельского хозяйства и Горецкого сельскохозяйственного института и образования Белорусской государственной академии сельского хозяйства имени Октябрьской революции. 27 ноября 1925 г. состоялось торжественное открытие академии в составе четырех факультетов: агрономического, землеустроительного, лесного и мелиоративного.

Таким образом, с 27 ноября 1925 г. агрономический факультет оформился как самостоятельное учебное и научное подразделение вуза. Эту дату можно с полным основанием считать как дату его основания.

С 1925 по 1930 гг. деканами агрономического факультета работали профессора А. В. Ключарев, затем Е. К. Алексеев.

В учебном процессе важное место занимала разработка учебных планов. Новые планы были рассчитаны на четырехлетний срок обучения. Они предусматривали повышение общетеоретического уровня выпускаемых специалистов и подготовки организаторов соответствующих отраслей сельскохозяйственного производства. В последующем процесс совершенствования учебных планов продолжался в направлении усиления практической подготовки.

Начиная с 1925 г. в учебных планах агрономического факультета большое внимание уделялось учебной практике. Она проводилась во втором семестре в весенне-летний период. Базой для проведения учебных практик было Рытовское опытное поле, а также опытные поля в Иваново и Дрибине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.