Научная статья на тему 'Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры образования в Республике Дагестан'

Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры образования в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры образования в Республике Дагестан»

Абдулкабатова Лаура Газиявовна

ст. лаборант-исследователь, Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН

Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры образования в Республике Дагестан

Аннотация: Рассматривается состояние развития инфраструктуры образования в Республике Дагестан. На основе анализа аналитического материала выявляются проблемы территориальной обеспеченности Дагестана учреждениями образования.

Ключевые слова: инфраструктура, образование, школьное образование, общее образование, уровень обеспеченности, нормативы.

Abdulkabatova L.G. CURRENT STATUS AND TRENDS OF INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF EDUCATION DAGESTAN

Abstract: The state of education infrastructure in the Republic of Dagestan. On the basis of analytical data revealed the problem of territorial security of Dagestan educational institutions.

Keywords: infrastructure, education, preschool education, general education, the level of security, standards.

Система образования является одной из важнейших сфер общественного воспроизводства. Образование, отражая экономические и социально-культурные процессы, выступает преобразующей силой, сферой формирования «человеческого капитала», а также важнейшей составляющей воспроизводства квалифицированной рабочей силы.

Развитая система образования позволяет создать условия для формирования гибких информатизационных и инновационных образовательных систем обучения, для расширения числа организационных структур, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров, для повышения роли общественных институтов в управлении образованием и для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

Модернизация образования в России является ключевым направлением развития в республиканском территориально-

отраслевом комплексе, поскольку от её успеха зависит обеспечение последнего важнейшим ресурсом производства - рабочей силой более высокой квалификации. В экономике Дагестана, несмотря на всю её трудоизбы-точность, сложился существенный неудовлетворенный спрос на рабочих высшей квалификации, препятствующий расширению производства. Естественный прирост рождаемости населения, приток в республику семей беженцев и вынужденных переселенцев и другие факторы обуславливают дополнительный избыточный рост экономически активного населения, и поэтому возникает необходимость приобретения ими востребованных рынком профессий, что предполагает

расширение форм обучения и переподготовки кадров. Для предоставления населению социально-образовательных услуг более высокого уровня требуется расширение материально-технической базы учебновоспитательного комплекса, или иначе материальной инфраструктуры образования.

Нормативно-необходимое число ученических мест по всем городам за последние 6 лет снизилось на 16% (табл.1). Особенно это выражено в таких городах как Дагестанские огни, Кизилюрт, где этот показатель снизился на 9,3%; 26,7%.

Говоря об обеспеченности местами в городских школах, необходимо обратить внимание на тот факт, что данный показатель за исследуемый период значительно изменился, сохранившись на уровне 84,5%. Исходя из того, что общий уровень обеспеченности повысился на 40%, динамика обеспеченности местами в школах носит положительный характер.

Изучая количественно-качественные характеристики обеспеченности городов республики инфраструктурой образования, мы не можем не проанализировать ее материально-техническое состояние.

Несмотря на то, что в общем по республике число школ находящихся в аварийном состоянии понизилось на 30%, в городе Каспийске это число увеличилось в 2 раза. Скорее всего, это было связанно с резким оттоком оттуда молодых семей в более благополучные в плане трудоустройства равнинные районы. Особенно существенно данный показатель возрос в Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кизлярском районах. Причем в последнем это, скорее всего, связано с при-

Таблица 1

Обеспеченность городов РД учреждениями общего образования

Города Нормативно необходимое число ученических мест, тыс. Обеспеченность местами в общеобразовательных школах, % Число школ, требующих капитального ремонта, ед.* Число школ, находящихся в аварийном состоянии, ед.*

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Буйнакск 8,19 5,13 94,3 139,9 2 1 0 0

Даг. Огни 4,83 3,9 71,6 88,6 5 8 3 1

Дербент 14,48 12,56 77,4 97,0 9 18 2 2

Избербаш 6,26 5,55 74,0 66,2 3 1 2 0

Каспийск 9,86 8,38 91,6 99,7 3 2 1 2

Кизилюрт 6,71 4,92 83,0 147,4 4 6 2 2

Кизляр 7,49 5,74 85,3 117,4 2 0 0 0

Махачкала 56,65 48,77 86,2 133,1 10 14 1 0

Хасавюрт 12,59 12,29 90,0 101,8 13 5 2 2

Ю.Сухокумск 1,49 1,24 77,8 134,3 4 0 0 0

Итого 129,1 108,5 84,5 117,9 55 55 13 9

*Сведения рассчитаны автором на основе данных паспортов социально-экономического развития субъектов РД.

током в исследуемый период семей беженцев из соседней Чеченской Республики.

Ситуация с обеспеченностью учреждениями общего образования является не менее сложной для равнинных районов (см. табл. 2). Общее число школ увеличилось незначительно, а вот численность учащихся снизилось в целом на 8,9%, причем эта тенденция характерна для всех равнинных районов, кроме Бабаюртовского и Дербентского, где численность учащихся возросло на 9,6% и на 9,2%.

По всем равнинным районам, число мест в школах увеличилось на 18%. В Дербентском районе увеличение мест составило 62,1%, а в Кизилюртовском и Ногайском районах этот показатель сократился до 10% и 25%, что свидетельствует о серьезных негативных процессах в развитии инфраструктуры общего образования данных районов.

Как мы знаем, на уровне материальнотехнического состояния школ, сказалось недостаточное финансирование системы образования. Банкротство, приватизация и другие, характерные для рыночной системы процессы лишили колхозов и совхозов, которые в дореформенный период оказывали серьезную финансовую и натуральную помощь сельским учреждениям образования, возможности оказывать поддержку и помощь школам. Именно поэтому их финансирование сегодня осуществляется на муниципальном уровне.

От финансовых возможностей региона в целом зависит реконструкция имеющихся и строительство новых образовательных учреждений, так как большинство местных административных территорий имеют дефицитный бюджет, выживают они за счет государственных трансфертов.

Инфраструктура системы общего образования в предгорных районах также претерпела ряд изменений. Число школ за исследуемый нами период почти во всех предгорных районах увеличилось. Несмотря на то, что численность учащихся снизилось в целом на 17,2%, а в отдельно взятом Кайтагском районе на 25,3%. Снижение численности учащихся повлияло и на уменьшение нормативно необходимого числа мест в образовательных учреждениях на 17%.

Несмотря на это фактическое число мест в общеобразовательных школах по всем предгорным районам увеличилось на 7,3%. Незначительное снижение фактического числа мест в общеобразовательных школах наблюдается в Табасаранском районе на 8,9%, это связанно с уже отмеченной нами выше тенденцией разукрупнения школ, открытия малокомплектных образовательных учреждений в небольших населенных пунктах.

В 2008 г. обеспеченность местами в общеобразовательных учреждениях по предгорным районам носил достаточно благоприятный характер по сравнению, например, с горной частью республики. В большинстве

Таблица 2

Обеспеченность равнинных районов РД учреждениями общего образования

Районы Нормативно необходимое число ученических мест, тыс. Обеспеченность местами в общеобразовательных школах, % Число школ, требующих капитального ремонта, ед.* Число школ, находящихся в аварийном состоянии, ед.*

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Бабаюртовский 6,7 7,39 80,0 95,2 10 11 4 4

Дербентский 15,43 16,81 79,2 117,9 19 17 10 8

Карабудахкентский 9,66 8,91 103,0 117,0 5 11 2 3

Каякентский 8,13 6,27 78,9 121,3 7 12 8 3

Кизилюртовский 8,73 7,64 93,1 96,2 14 16 7 5

Кизлярский 9,18 7,67 104,2 131,0 28 6 3 6

Кумторкалинский 3,43 2,80 78,7 102,5 6 6 2 2

Магарамкентский 9,11 7,56 86,3 116,5 23 25 11 11

Ногайский 3,56 2,47 95,7 108,0 9 8 5 2

Тарумовский 4,61 4,38 101,0 113,4 17 16 2 5

Хасавюртовский 20,77 18,64 76,6 98,0 21 21 6 8

Итого 99,31 90,55 85,17 110,1 159 149 60 57

*Сведения рассчитаны автором на основе данных паспортов социально-экономического развития субъектов РД.

районов этот показатель достигает более 100%. В целом по всем предгорным районам обеспеченность местами в 2008 г. увеличилось на 29,6% по сравнению с 2003 г. Лишь в Табасаранском районе этот показатель незначительно повысился (7,8%).

Проанализированные показатели свидетельствуют о том, что количественные характеристики инфраструктуры общего образования в предгорной части Дагестана перетерпели значительные изменения в лучшую сторону практически во всех районах.

Материально-техническое состояние общеобразовательных учреждений в предгорных районах незначительно, но улучшилось в 2008 г. по сравнению с 2003 г.

Поскольку в горных районах Дагестана функционируют половина школ республики, интересным на наш взгляд представляется анализ ситуации с обеспеченностью учреждениями общего образования именно в этих районах.

Незначительно уменьшилось число общеобразовательных школ в этих районах, а вот количество учащихся в образовательных учреждениях увеличилось на 23,3%. Обратной динамикой характеризуется Цунтинский район, где число школ снизилось на 10,4%, но, несмотря на это, количество мест в них существенно снизилось (19,9%).

Рост учащихся в целом по всем районам, а также в отдельных районах объективно повлияло и на увеличение показателя как нормативно необходимое число мест. Этот показатель по всем районам возрос на 23,3% (табл. 3).

Говоря об обеспеченности местами в общеобразовательных школах, необходимо обратить внимание на то, что значение данного показателя за исследуемый период в целом по всем горным районам снизился на 15,7%.

Проанализировав показатели количественной характеристики инфраструктуры общего образования в горной части Дагестан можно сделать выводы, что значительные изменения перетерпела инфраструктура большинства районов.

По сравнению с другими территориями Дагестана для горных районов характерна более острая ситуация с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы учреждений образования.

Из проделанного анализа образования можно сделать вывод, что состояние учебновоспитательного комплекса региона незначительно, но улучшилось на 2008 г. по сравнению с 2003 г., хотя в целом если сравнить с инфраструктурой образования России, то наш регион намного уступает [4, с. 46].

Таблица 3.

Обеспеченность некоторых горных районов РД учреждениями общего образования

Районы Нормативно необходимое число ученических мест, тыс. Обеспеченность местами в общеобразовательных школах, % Число школ, требующих капитального ремонта, ед. * Число школ, находящихся в аварийном состоянии, ед. *

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Агульский 1,57 1,26 74,0 164,4 0 5 18 15

Акушинский 7,04 5,00 98,8 155,0 37 28 18 15

Ахтынский 4,36 3,46 90,6 87,0 10 13 3 1

Бежтинский 1,13 0,86 65,4 117,2 2 3 3 3

Ботлихский 5,41 6,18 89,0 83,9 18 14 5 0

Гергебильский 2,49 2,33 115,6 116,0 11 13 4 2

Докузпаринский 2,29 2,07 80,0 91,3 11 6 0 2

Кулинский 1,84 1,20 105,9 153,3 7 10 5 3

Левашинский 7,91 7,65 75,3 92,0 9 16 3 4

Тляратинский 2,41 17,98 112,4 14,1 21 10 7 2

Цумадинский 2,58 3,03 133,8 97,8 8 7 7 7

Цунтинский 2,04 1,64 135,7 135,0 11 25 7 13

Чародинский 1,57 1,28 130,0 145,0 14 19 5 9

Шамильский 3,69 3,11 98,6 120,4 29 43 12 3

Итого 46,3 57,1 95,3 80,3 188 212 97 79

*Сведения рассчитаны автором на основе данных паспортов социально-экономического развития субъектов РД.

К главным недостаткам положения в народном образовании можно отнести следующие:

- ухудшение показателей здоровья школьников, в т.ч. - ослабление исходного здоровья школьников в начале учебного года, что неблагоприятно сказывается на их адаптации к возрастанию учебных нагрузок в ходе учебы;

- снижение уровня материального обеспечения учебных заведений, что является одной из причин ухудшения здоровья школьников;

- сокращение количества детских и дошкольных учреждений, особенно ведомственных (по обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях Дагестан занимает предпоследнее 78 место в России);

- увеличение оттока обучающихся из школ.

С позиции строительства федерации главной проблемой является неравномерное финансирование образования по регионам страны, что хорошо видно при сопоставлении расходов государства на образование на одного жителя по центральным, нефтегазодобывающим и экономически отстающим

регионам страны в 2008 году (Дагестан и другие отстающие регионы получают финансирования в 3 раза меньше чем развитые [4, с. 46-47]). Если же учесть что доля контингента учащихся в численности населения коррелирует с долею детей, то это неравенство в бюджетном финансировании станет особенно заметно [4, с. 47-48].

Регулярно с 2003 года снижается по стране численность студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (на 10 000 человек населения она составила в 2008/09 -151, против 174 - в сезон 2003/04 год). В этом проявляется общее снижение народнохозяйственного значения промышленной деятельности в доходах населения в эти годы.

На сегодняшний день на развитие основных отраслей социальной инфраструктуры в городах и районах республики большое влияние оказывают федеральные целевые программы. В целях обеспечения доступности качественного образования утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы.

Основными задачами данной Программы являются:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения исследуемой проблемы среди целого комплекса мероприятий программы особенно важными представляются следующие:

увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7 процентов;

создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;

создание ресурсов и программ для одаренных детей;

оснащение современным учебнопроизводственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии;

кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;

внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования.

Объем финансирования мероприятий Программы составит 137908,8 млн. рублей.

Народным Собранием Республики Дагестан принят закон «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 20112015 годы»

Целью Программы является обеспечение населения Республики Дагестан качественным образованием современного уровня.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

повышение доступности качественных услуг в сфере дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования;

обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

повышение уровня профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов;

развитие инфраструктуры, ресурсного обеспечения системы образования в Республике Дагестан;

сохранение и развитие родных языков как основы национальной культуры и совершенствование преподавания русского языка как государственного языка России и языка межнационального общения, гармоничное развитие двуязычия.

Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Литература:

1. Багомедов М.А. Меры этноэкономической политики в условиях глобализации // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2010. №2. С.197-204

2. Абдулманапов П.Г. Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере Республики Дагестан) // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №35 (0,5 п.л.). С. 37-43.

3. Багомедов М.А. Влияние трансформаций в институте семьи на демографическую ситуацию// РППЭ, ISSN 1812-7096. 2011. №1. С. 264-272

4. Багомедов М.А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы региона. Том1. ISВN 978-5-903063-80-2. Махачкала. Издательский дом «Наука плюс». 2011. т.1- 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.