Научная статья на тему 'Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры дошкольного образования в Республике Дагестан'

Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры дошкольного образования в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры дошкольного образования в Республике Дагестан»

Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры дошкольного образования в Республике Дагестан

Аннотация: Рассматривается состояние развития инфраструктуры дошкольного образования в Республике Дагестан. На основе анализа аналитического материала выявляются проблемы территориальной обеспеченности Дагестана учреждениями дошкольного образования.

Ключевые слова: инфраструктура, образование, дошкольное образование, общее образование, уровень обеспеченности, нормативы.

Абдулкабатова Лаура Газиявовна

старший лаборант -исследователь Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала

Abdulkabatova L.G. CURRENT STATUS AND TRENDS OF INFRASTRUCTURE PRESCHOOL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The state of infrastructure development of preschool education in the Republic of Dagestan. Based on the analysis of analytical data revealed the problem of the territorial security of Dagestan preschools. Keywords: infrastructure, education, early childhood education, general education, the level of security, standards.

Система дошкольного образования является одной из важнейших сфер общественного воспроизводства, поскольку закладывает фундамент мировоззрения будущей личности - субъекта экономики. Дошкольное образование, отражая экономические и социально-культурные процессы, выступает преобразующей силой, сферой начального формирования «человеческого капитала», а также важнейшим условием роста населения России в условиях глобализации и участия фертильных женщин в общественном производстве [6].

Развитая система дошкольного образования позволяет создать условия для формирования гибких информатизационных и инновационных образовательных систем обучения, для расширения числа организационных структур, предоставляющих образовательные услуги в области дошкольного образования и подготовки детей к общеобразовательной школе, для повышения роли общественных институтов в финансировании и управлении дошкольным образованием и для обеспечения восприятия обучающихся к образовательной мобильности. Соблюдение нормативных требований к состоянию и нагрузке детских дошкольных учреждений (ДДУ) позволяет значительно сократить потери региональной экономики как от вынужденных неявок на работу по уходу за больным ребенком их родителей, так и от сокра-

щения затрат фонда медицинского страхования на оплату медицинским учреждениям лечения детей, заболевших по причине несоблюдения в ДДУ санитарно-эпидемиологических норм, так и от возможности родителей использовать сэкономленные средства на лечение детей на приобретение товаров и услуг региональной экономики.

Модернизация дошкольного образования в России является ключевым направлением развития в республиканском территориально-отраслевом комплексе, поскольку от её успеха зависит стабильное обеспечение бесперебойного участия важнейшего ресурса производства - рабочей силой более высокой квалификации. В экономике Дагестана, несмотря на всю её трудоизбыточность, сложился существенный неудовлетворенный спрос в социальной сфере на молодых работниц высшей квалификации, препятствующий повышению качества и расширению номенклатуры производства услуг ограниченным штатом работников, значительная часть которого вынуждено уходить на больничный по уходу за ребенком. Естественный прирост рождаемости населения, приток в республику семей беженцев и вынужденных переселенцев и другие факторы обуславливают дополнительный избыточный рост населения, и поэтому возникает необходимость приобретения ими востребованных

рынком профессий, что предполагает расширение форм обучения и переподготовки кадров ДДУ, а также возможность расширения альтернативных негосударственных детских садов. В городах республики уже имеется несколько частных и ведомственных детских садов, художественных, хореографических и музыкальных школ. Однако, еще не получили распространения общественные и кооперативные детские сады. Для предоставления населению дошкольных образовательных услуг более высокого уровня требуется расширение материально-технической базы дошкольного учебно-воспитательного комплекса, или иначе материальной инфраструктуры дошкольного образования.

Территориальный анализ эффективности сфер региональной экономики необходимо проводить по природно-экономическим зонам, поскольку только такой сравнение позволяет обеспечить тождество полезного результата. Особенно остро проблема инфраструктуры дошкольного образования складывается в городах, где превалирует стандартная форма занятости женского населе-

С 2003 г. по 2008 г. серьезные изменения претерпела и сама инфраструктура дошкольного образования. В результате снижения общих капиталовложений в строительство новых учреждений дошкольной системы образования, в большинстве городов число до-

ния. Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении только за пять лет на 40% численности контингента детей дошкольного возраста практически во всех городах Республики Дагестан. Наиболее ярко подобная положительная социально-экономическая тенденция прослеживается в таких городах как Каспийск, Хасавюрт, Махачкала, где с 2003 по 2008 гг. повышение числа дошкольников составило 35,8%; 30,4%; 64,8% соответственно. Прежде всего, этот рост связан с урбанизацией, то есть миграцией по разным причинам в крупные города дагестанских семей, особенно молодых из сел, потерявших энергию развития, что, отнюдь, не связано с падением уровня жизни и ухудшением социально-экономического положения в этих сёлах [1]. Помимо того на рост рождаемости в городах региона оказывает влияние меры государственной поддержки рожениц [2]. Этот фактор субъективен, его можно рассматривать как стимулирование ускорения отложенных рождений и пока не свидетельствует о серьезных изменениях в репродуктивном поведении населения [3].

школьных учреждений либо снизилось, либо осталось на прежнем уровне.

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что общее число фактически имеющихся мест в городских детских дошкольных учреждениях (ДДУ), снизилось с

Таблица 1

Обеспеченность городов РД инфраструктурой дошкольного образования

Число детей до- Число дошкольных Фактическое число мест в дошкольных учреждениях, тыс. Нормативно необходимое Обеспеченность число мест в местами в до- Охват дошкольными учреждения-

Города раста, тыс. чел. учреждений, ед. * дошкольных учреждениях, школьных учреждениях, % ми детей в возрасте от 1

тыс. до 6 лет, %

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Буйнакск 6,2 6,7 17,0 17,0 2,1 1,7 3,7 4,0 57,0 43,1 33,1 25,8

Даг. Огни 2,7 3,5 4,0 4,0 0,5 0,6 1,6 2,1 29,0 26,9 29,2 16,2

Дербент 10,7 10,2 28,0 17,0 3,7 1,6 6,4 6,1 56,9 25,3 37,6 15,2

Избербаш 4,6 5,3 11,0 11,0 1,3 1,4 2,8 3,2 47,0 44,7 38,2 26,8

Каспийск 7,6 10,4 20,0 19,0 3,2 3,6 4,3 6,2 74,0 57,9 46,7 34,8

Кизилюрт 2,3 3,8 12,0 10,0 1,8 1,3 1,4 2,3 131,0 57,2 77,4 34,3

Кизляр 4,2 5,3 14,0 14,0 1,7 1,7 2,5 3,2 65,4 54,1 47,7 32,4

Махачкала 35,2 58,1 76,0 72,0 13,2 10,4 21,1 34,9 62,2 29,8 38,6 17,9

Хасавюрт 10,5 13,6 9,0 9,0 1,4 1,4 6,3 8,2 22,5 17,1 14,3 10,4

Ю.Сухокумск 1,1 1,1 3,0 3,0 0,4 0,4 0,7 0,7 55,3 55,9 45,5 33,6

Итого 84,5 117,9 194,0 176,0 29,1 24,0 50,7 70,8 57,3 34,0 36,9 20,4

*Сведения рассчитаны автором на основе данных паспортов социально-экономического развития субъектов РД.

2003 по 2008 гг. на 9,3%. В связи с уже отмеченной нами выше демографической тенденцией увеличения контингента детей дошкольного возраста нормативно необходимое число мест увеличилось на 40%.. Фактическая вместимость ДДУ по городам за исследуемый период сократилась на 17,5%. Особенно существенное сокращение общей вместимости ДДУ произошло в городах Буйнакск, Дербент, Махачкала, в которых этот показатель снизился на 18,1%, 57,5%. 21,0%, соответственно.

Существенное увеличение числа мест требуется по нормативу ДДУ городам Изберба-шу, Каспийску, Кизилюрту и в приграничном с Чеченской республикой Хасавюрте, в которых данный показатель увеличился на 14,6%; 44,0%; 64,5%; 30,5%, соответственно. Несмотря на то, что за исследуемый период в Махачкале нормативно необходимое число мест в ДДУ возросло на 64,9%, что является следствием значительного увеличения числа детей дошкольного возраста, главным образом за счет внутрирегиональных мигрантов, тем не менее, фактическое число мест в дошкольных учреждениях сократилось на 21,0%. Такая тенденция свидетельствует о необходимости срочных капиталовложений в расширение имеющихся и строительство новых дошкольных учреждений в городе, который является центром формирования Прикаспийской агломерации.

Важными показателями связи с региональной экономикой уровня развития инфраструктуры дошкольного образования являются приведенные в таблице данные по обеспеченности местами в дошкольных учреждениях. В сопоставлении с нормативами они свидетельствуют о переуплотненности, то есть о низком качестве услуг ДДУ. В целом по городам республики с 2003 по 2008 гг. обеспеченность местами в дошкольных учреждениях снизилась на 40,6%, что демонстрирует тенденцию к улучшению ситуации, но за счет увеличения заболеваемости пользующихся их услугами детей. К сожалению, в ряде городов республики наблюдается негативная ситуация роста эпидемических заболеваний детей дошкольного возраста за счет переуплотнения ДДУ против принятых норм. Снижением показателя обеспеченности местами в дошкольных учреждениях характеризуются города Буйнакск, Дербент, Каспийск, Кизилюрт, в которых за исследуемый период снижение

составило, соответственно, 24,4%; 55,5%; 21,8%; 56,3%, как за счет количества дошкольных учреждений, так и фактического числа мест в них. Только в Южно-Сухокумске данный показатель не изменился.

Анализ обеспеченности городов инфраструктурой дошкольного образования требует отметить изменения и в таком важном показателе как охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 1 до 6 лет, кроме Каспийска (демонстрирующего незначительное снижение), Так, во всех городах республики охват детей дошкольного возраста существенно снизился, что является отрицательным моментом, поскольку свидетельствует о понижении экономической активности трудоспособного (главным образом женского) населения.

В связи с опережающим ростом населения сложная ситуация с обеспеченностью ДДУ складывается в равнинных районах, данные об уровне услуг которых изложены в таблице 2. За исследуемый нами период численность детей дошкольного возраста выросла в равнинных районах Дагестана на 11%. Особенно существенным это увеличение было в 1998 г., когда этот показатель возрос по сравнению с предыдущим годом на 7%, что было связано с вынужденным дефолтом возвратом значительной части мигрантов в пределы республики.

Миграция в равнинные районы в 20082009 годы была связана с относительной благоустроенностью и обеспеченностью их коммуникациями, значительными площадями равнинных земель, находящихся в распоряжении горных хозяйств (прикутанные земли), а также значительными площадями селитебных участков во вновь созданном Новолакском и Кумторкалинском районах и обеспеченностью их коммуникациями, а также была связана с сильно упавшими ценами в долларах США (в тот период население региона хранило свои сбережения в основном в долларах США) на земельные участки, строительные материалы и расценки на строительные работы [3]. Такая активизация миграций сопровождалась резким оттоком молодых семей из горных районов в более благополучные в плане трудоустройства равнинные районы. Особенно существенно данный показатель возрос в Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кизлярском районах. Причем в Хасавюртовском районе это, скорее всего, связано с притоком в исследуемый

Таблица 2.

Обеспеченность равнинных районов РД инфраструктурой дошкольного образования

Районы

Число до-

Число детей

дошкольного школьных_ возраста, тыс. учреждений,

Фактическое число мест в дошкольных учреждениях, тыс.

Нормативно необходимое число мест в дошкольных учреждениях, тыс.

Обеспеченность местами в дошкольных

учреждениях,

%

Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 1 до 6 лет, %

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Бабаюртоский 5,8 6,2 5 5 0,4 0,5 2,3 2,5 17,0 18,1 7,2 7,2

Дербентский 7,6 7,4 16 16 3,0 3,5 3,0 3,0 98,0 117,3 31,4 47,0

Карабудахкенский 6,7 7,4 12 14 0,7 1,1 2,7 2,4 27,5 42,9 13,4 14,2

Каякентский 1,5 7,4 12 12 1,0 1,2 0,6 3,0 177,0 41,6 84,6 16,7

Кизилюртовский 6,9 6,1 7 8 0,6 0,6 2,7 2,4 20,3 24,5 8,5 9,8

Кизлярский 6,6 7,6 10 14 0,7 1,1 2,7 2,9 25,5 39,8 9,4 15,9

Кумторкалинский 1,9 1,8 1 1 0,2 0,3 0,8 0,7 20,0 38,9 6,5 15,6

Магарамкентский 5,0 3,7 15 18 0,9 1,2 2,0 1,5 45,0 80,7 18,0 32,3

Ногайский 2,1 2,6 13 14 0,6 0,7 0,9 1,0 74,1 72,5 35,0 28,9

Тарумовский 3,7 3,4 10 12 0,4 0,4 1,5 1,4 29,3 31,3 11,0 12,5

Хасавюртовский 16,5 18,3 9 9 1,8 1,2 6,6 7,3 27,3 16,8 7,8 6,7

Итого 64,52 71,48 110 123 10,36 11,82 25,8 28,59 40,15 41,4 15,0 16,5

*Сведения рассчитаны автором на основе данных паспортов развития субъектов РД.

период семей беженцев из соседней Чеченской Республики.

Рост численности детей объективно повлек и увеличение нормативно необходимого числа мест в дошкольных учреждениях. Так, с 2003 г. по 2008 г. этот показатель в целом по равнинным районам увеличился на 11%.

Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях в целом по равнинным районам выросла несущественно, составив в 2008 году 41%, но по отдельным районам цифры резко отличаются. Так, лидирующие позиции по данному показателю занимает Карабу-дахкентский, Магарамкентский и Кумторка-линский районы, которые в 2008 году были обеспечены местами в дошкольных учреждениях на 56%; 79,3%; 94,5%, соответственно. К сожалению менее благополучной является ситуация в таких равнинных районах, как Каякентский и Хасавюртовский, где обеспеченность местами в дошкольных учреждениях за рассматриваемые 6 лет снизилась на 76,5% и на 38,5%, соответственно.

Несмотря на то, что в общем по всем предгорным районам численность детей увеличилось на 21,5%, в ряде районов эта численность снизилось. Например, в Казбе-ковском - на 18%, Кайтагском - на 41,1%, в С. Стальском - на 9,8% и в Хивском - на 20,8%.

А в Буйнакском, Новолакском и Табасаранском районах этот показатель демонстрирует значительное увеличение (85,3%; 175%; 40%). При этом в Буйнакском районе число дошкольных учреждений осталось неизменным. В целом по предгорным районам число объектов дошкольного образования увеличилось за исследуемый период на 50%. Надо отметить тот факт, что даже в таких районах как Казбековский и Сергокалинский, Табасаранский, где данный показатель возрос более чем на 30%, фактическое число мест в детских садах увеличилось на 10-15%, а по некоторым районам вообще осталось прежним. Это свидетельствует о том, что большинство детских дошкольных учреждений в этих районах республики являются малокомплектными и открываются в небольших населенных пунктах.

С увеличением фактического числа мест в дошкольных учреждениях, увеличилось нормативно необходимое число мест. Связано это с общим увеличением численности детей. К сожалению, Буйнакский район, имевший в 2003 г. наиболее высокий уровень обеспеченности местами в дошкольных учреждениях, продемонстрировал его снижение к 2008 г. почти в 2 раз, что свидетельствует о разрушительных тенденциях, происходящих в сфере дошкольного образования

Таблица 3.

Обеспеченность некоторых горных районов РД инфраструктурой дошкольного образования

Районы Число детей дошкольного возраста, тыс.* Число дошкольных учреждений, ед.* Фактическое число мест в дошкольных учреждениях, тыс. Нормативно необходимое число мест в дошкольных учреждениях, тыс. Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях, % Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 1 до 6 лет, %

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Агульский 0,74 0,67 2 3 0,10 0,12 0,3 0,27 33,3 44,8 13,7 17,9

Акушинский 6,35 5,74 5 5 0,32 0,27 2,54 2,30 12,5 11,6 32,5 4,6

Бежтинский 1,91 1,08 1 1 0,70 0,74 0,76 0,43 9,2 171,1 3,0 68,3

Гергебильский 1,54 1,89 9 10 0,68 0,65 0,62 0,76 110,4 85,9 32,6 34,3

Гунибский 2,07 1,49 21 19 0,82 0,79 0,83 0,60 98,8 131,7 39,3 52,7

Дахадаевский 5,25 2,99 3 3 0,12 0,12 2,1 1,19 5,7 10,1 2,1 4,0

Докузпаринский 1,73 0,83 4 4 0,19 0,18 1,17 0,33 17 54,2 11,0 21,7

Левашинский 6,14 6,20 3 5 0,21 0,39 2,46 2,48 8,1 15,8 7,0 6,3

Рутульский 2,38 1,89 5 5 0,21 0,21 0,95 0,57 22,1 27,7 8,7 11,1

Тляратинский 3,39 3,21 25 27 0,46 0,58 1,36 1,28 33,8 45,2 13,3 18,1

Унцукульский 2,66 2,72 11 12 1,18 1,27 1,06 1,09 111,3 115,4 45,0 46,5

Хунзахский 2,93 3,39 31 39 1,26 1,37 1,17 1,36 108,1 100,9 43,0 40,4

Цумадинский 2,03 2,15 10 10 0,43 0,35 0,81 0,86 53,1 41,0 22,0 16,3

Цунтинский 1,98 1,68 0 13 0 1,20 0,79 0,67 0 29,0 0 11,6

Итого 41,1 35,9 130 156 6,68 8,24 16,44 14,37 40,6 175,1 16,3 22,9

*Сведения рассчитаны автором на основе данных паспортов развития субъектов РД.

района.

Значительный интерес представляют данные, которые приведены в таблице 3, по которым видно состояние и наблюдается динамики изменений инфраструктуры дошкольного образования в некоторых горных районах республики. Здесь необходимо ответить, что межрайонная дифференциация в значениях различных показателей довольна существенна.

Общее число дошкольных учреждений по горным районам за исследуемый период увеличилось на 12,6% (со 130 до 156), а число мест в них на 23,4% (с 6682 до 8245), что свидетельствует о положительных тенденциях в обеспечении инфраструктурой дошкольного образования. Особенно активный процесс строительства объектов дошкольного образования демонстрируют Тляратинский, Хунзах-ский и Цунтинский районы.

В настоящее время существует практика открытия новых малокомплектных детских садов в небольших горных селах, где раньше система дошкольного образования полностью отсутствовала.

Основной задачей местных властей в дан-

ном случае является не столько общее увеличение мест в детских садах, сколько их перераспределение таким образом, чтобы инфраструктурой дошкольного образования были охвачены дети даже маленьких населенных пунктов. Примером данного факта может служить Гергебильский район, где число детских садов возросло на 11%, а реальное число мест уменьшилось на 4,4%.

В целом по горным районам нормативно необходимое число мест снизилось на 12,6%., что связано с общим уменьшением числа детей дошкольного возраста, но внутрирайонный анализ характеризуется различными тенденциями. Так, например, в Агульском, Хунзахском районах данный показатель возрос на 107,7% и 16,2%. Тенденцию улучшения ситуации с обеспеченностью местами в дошкольных учреждениях демонстрируют Унцукульский район, а также Бе-жтинский участок и Докузпаринский район, где обеспеченность местами в дошкольных учреждениях увеличилась за исследуемый период в 5-6 раз, главным образом за счет того, что количество дошкольников за последние годы значительно снизилось, а чис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ло мест в детских садах осталось прежним.

Во многих горных районах республики увеличился и такой важный показатель как охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 1 до 6 лет. Особенно значительной положительной динамикой характеризуются Бежтинский участок, Гунибский, Тляра-тинский и Цунтинский районы.

Проанализировав показатели количественной характеристики инфраструктуры дошкольного образования в горной части Дагестан можно сделать выводы, что значительные изменения перетерпела инфраструктура большинства районов.

По сравнению с другими территориями Дагестана для горных районов характерна более острая ситуация с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы учреждений образования, большая их часть расположена в неприспособленных ветхих помещениях.

Из проделанного анализа образования можно сделать вывод, что состояние дошкольного образования региона незначительно, но улучшилось на 2008 г. по сравнению с 2003 г., хотя в целом если сравнить с инфраструктурой образования в среднем по России, то наш регион намного уступает.

На сегодняшний день на развитие основных отраслей социальной инфраструктуры в городах и районах республики большое влияние оказывают федеральные целевые программы. В целях обеспечения доступности качественного образования была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы [4].

Основными задачами данной Программы являются:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг и др.

С точки зрения исследуемой проблемы среди целого комплекса мероприятий программы особенно важными представляются следующие:

- увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7 процентов;

- создание и внедрение новых образова-

тельных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;

- создание ресурсов и программ для одаренных детей;

- оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии;

- кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;

- внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования.

Объем финансирования мероприятий Программы составит 137908,8 млн. рублей.

Народным Собранием Республики Дагестан принят закон «Об утверждении Республиканской целевой Программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 20112015 годы». Целью Программы является обеспечение населения Республики Дагестан качественным образованием современного уровня [5].

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

- повышение доступности качественных услуг в сфере дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования;

- обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- повышение уровня профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов;

- развитие инфраструктуры, ресурсного обеспечения системы образования в Республике Дагестан;

- сохранение и развитие родных языков как основы национальной культуры и совершенствование преподавания русского языка как государственного языка России и языка межнационального общения, гармоничное развитие двуязычия.

Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструмен-

том налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Для решения остро стоящих проблем с обеспечением вместимостью ДДУ городов и равнинных районов Дагестана необходимо разработать и осуществить целевую региональную программу ускоренного строительства учреждений дошкольного образования. Примером решения такой проблемы является город

Казань, где в 2010-2011 году было построено 35 ДДУ на сумму 14 млрд рублей. От финансовых возможностей региона в целом зависит реконструкция имеющихся и строительство новых ДДУ, так как большинство местных административных территорий имеют дефицитный бюджет, их доходная база на 90% формируется за счет государственных трансфертов.

Литература:

1. Багомедов М.А. Меры этноэкономической политики в условиях глобализации // Регио нальные проблемы преобразования экономики, ISSN 1812-7096. 2010. №2. С. 197-204

2. Абдулманапов П.Г. Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере Республики Дагестан) // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №35 (0,5 п.л.). С. 37-43.

3. Багомедов М.А. Влияние трансформаций в институте семьи на демографическую ситуацию// РППЭ, ISSN 1812-7096. 2011. №1. С.264-272

4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы: Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61

5. Закон Республики Дагестан от 8 февраля 2011 г. N 13 Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы»

6. Абдулкабатова Л. Г. Формирование рынка образовательных услуг Республики Дагестан // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528. 2008. №3. С. 162-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.